Способы управления образовательным учреждением

Формы и методы управления образовательными системами

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие образовательных систем

Экономическая ситуации в мире характеризуется постепенным переходом от индустриального общества к постиндустриальному. В такой модели основной упор делается на информацию и знание. Рынком руководит тот, кто обладает достаточным объемом уникальной информации. Среди факторов производства наиболее ценным становится человеческий капитал, который представляет собой совокупность знаний и профессионализма трудовых ресурсов. Подготовка кадров, подбор персонала, управление человеческим ресурсом становятся ведущими задачами, стоящими перед предпринимателем.

Обеспечение внутренних экономических потребностей кадрами и работниками осуществляется системой образования. Она представляет собой совокупность процессов и инноваций в образовательной сфере, способную удовлетворить общественные потребности в знаниях. Современная система образования имеет следующие характеристики:

  1. Наличие инноваций для адаптации образовательного процесса под потребности общества.
  2. Обеспечение широкого спектра услуг на основе диверсификации.
  3. Организация работы в учебно-воспитательной, преподавательской сфере и сфере сотрудничества.
  4. Обеспечение контроля и обратной связи.

Объектами образовательной системы страны являются учреждения и организации, где реализуется процесс обучения. Число объектов регулируется государственными органами управления в зависимости от текущих потребностей общества. Структура образовательной системы поддерживается за счет стандартов и регламентации рабочих процессов.

Большинство объектов образования относятся к открытой системе. В них происходит обмен кадрами, учениками. Финансируются такие объекты за счет различных уровней бюджета. Существуют закрытые образовательные системы, формируемые под влиянием территориальных или социально-культурных факторов. Обычно к ним относят учреждения в исторических городских центрах, в небольших населенных пунктах, а также элитные образовательные организации.

Готовые работы на аналогичную тему

Методы управления системами образования

В образовательной сфере происходит деление на методы управления и руководства. Первые организуют работу всей образовательной системы в целом, либо занимаются организацией деятельности ее отдельных подсистем. Методы руководства подразумевают регулирование отношений между людьми в процессе осуществления профессиональной деятельности.

Основными методами управления в системе образования считаются методы организации социально-психологической среды. Они направлены на оптимизацию массовых процессов с использованием большого массива информации. Воздействие оказывается на коллективы, группы, так же выделяют внутригрупповое управление, занимающееся индивидуально-личностным воздействием.

Экономические методы управления реализуются через систему поощрений и штрафов. Они направлены на стимулирование процессов за счет мотивации работников.

Прямое централизованное воздействие на систему образования осуществляемое при помощи регламентов, инструкций, планов и распоряжений, что относится к распорядительным методам управления. Обычно они применяются для поддержания стабильности связей.

Административные методы управления основываются на властной мотивации, субординации, носят безоговорочный характер. Применяются для защиты интересов личности, коллектива или группы людей. С их помощью реализуются отношения руководитель-подчиненный с соблюдением прав обеих сторон.

Специфическим методов управления систем образования является педагогический метод. Он широко используется руководителями образовательных учреждений. Так же педагогический метод способствует развитию и формированию личности руководителя. Через непосредственное воздействие на работу педагогического коллектива, например, путем денежной мотивации, директор учебного заведения получает возможность оказывать воздействие на учащихся. Педагогическое управление со стороны преподавательского состава должно быть направлено на выработку определенных социальных и психологических черт у учащихся, а также стимулировать их к независимости мнения, самосознанию, сотрудничеству и самовыражению.

Формы управления системами образования

Особенности функционирования образовательного учреждения требуют различных форм управления системой образования. К формам управления относят организацию взаимодействия между субъектами и объектами, помощь в осуществлении межличностного общения. То есть, форма управления определяет организационные рамки, в которых происходит взаимодействие.

Основная форма управления в образовательной системе сводится к совместной деятельности педагогов и учеников. К ней относят:

  • совместную деятельность и общение учащихся между собой;
  • регулирование отношений между детьми;
  • совершенствование процесса обучения;
  • поддержание мотивационного и эмоционально-поведенческого компонентов деятельности учащихся.

Совместная деятельность может реализовываться через творчество, самоуправление, разбор текущих ситуаций в сфере воспитания, организацию ученических коллективов, кружков, секций, внедрение традиций или выяснение общественного мнения.

Читайте также:  Сущность метода как способа научного познания

Система образования представляет собой сложную иерархичную структуру, спецификой которой является взаимодействие взрослых и детей. Она требует особого подхода к организации обучающих процессов, формированию структуры, реализации управленческой функций, форм и методов. В образовательных учреждениях управление осуществляется на основе коллегиальных форм управления. Так как необходимо обеспечить эффективное взаимодействие между учениками и преподавателями, для чего на базе учреждения формируется педагогический совет. При этом важно сохранять условия целостности в целях поддержания функционирования всей структуры, а также для внедрения принятых решений в практическую жизнь.

Источник

Управление современной школой: какой должна быть команда

Как выглядит управленческая команда передовой школы, какие функции она выполняет? Ответ не прописан в нормативных документах, но определяет успех учебного процесса. Образцовый вариант представила Елена Чернобай, директор центра изучения учительских практик Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

Новое поколение, новые правила

Мы наблюдаем эволюцию ученика. Современные дети мотивированны изнутри, они стремятся к независимым суждениям, проявляют настойчивость, заинтересованы во взаимодействии с одноклассниками и обладают другими яркими качествами. Работать с такими ребятами и интереснее, и сложнее.

В нынешних условиях жизни и обучения меняются требования к управленческому составу школы. Руководители должны и контролировать качество образования, и управлять этим качеством. Разберемся, как можно распределить профессиональные роли в команде в соответствии с новыми целями, прописанными в ФГОС и Федеральном законе «Об образовании».

Состав управленческой команды

Руководитель образовательной организации. Стратег и организатор, который обеспечивает получение образовательных результатов на основе рационального и эффективного управления ресурсами. Несет полную ответственность за все внутришкольные процессы.

Первый заместитель руководителя (по управлению ресурсами). Фигура по весу и статусу фактически равная директору школы.

  1. Управление финансово-экономическими ресурсами, развитие материально-технической базы.
  2. Руководство и организация деятельности контрактной службы.
  3. Обеспечение работы органов государственно-общественного управления, которые влияют на работу школы.

Заместитель руководителя по реализации образовательных программ. Специалист аналогичный традиционному завучу, но отвечающий за конечный образовательный результат всего школьного курса, а не только начальной, средней или старшей школы.

  1. Планирование повышения квалификации педагогов.
  2. Организация работы учителей по реализации образовательных программ.
  3. Организация деятельности межпредметных методических объединений (взамен распределения учителей по предметным группам).
  4. Определение/изменение структуры управления образовательным процессом в школе.

Заместитель руководителя по контролю качества образовательных результатов. Новый вид специалиста: не только контролирует, но и мониторит ситуацию в школе, способствует формированию взаимотребовательности у педагогов.

  1. Организация внутренней системы оценки качества образования.
  2. Изучение удовлетворенности родителей качеством образования.
  3. Курирование участия школы во внешних процедурах оценки качества образования.
  4. Внесение предложений по аттестации учителей, а также по подбору и расстановке педагогических кадров.

Совет: реализуя контрольные мероприятия, не следует отвлекать педагогов от основного образовательного процесса.

Заместитель руководителя по воспитанию и социализации учеников. Специалист, отвечающий за дополнительное образование детей. Его помощниками часто становятся классные руководители, старшие воспитатели, социальные педагоги, омбудсмены, родители. Работа может проводиться на ознакомительном, базовом и углубленном уровнях, с учетом возраста детей и категории учебной организации. В идеале, по итогам работы не менее 80% учеников средней и старшей сколы должны участвовать в общегородских мероприятиях, и не менее 50% учащихся – становиться победителями и призерами таких мероприятий.

Шестым звеном оптимальной управленческой команды является главный бухгалтер.

Работа с кадрами

Чтобы сформировать эффективное штатное расписание, руководству школы нужно выполнить следующие действия:

  • Сократить численность административно-управленческого персонала.
  • Увеличить долю результативных высокооплачиваемых педагогов.
  • Оптимизировать дублирующие должности с помощью аудита.
  • Эффективно распределить функционал.
  • При возможности перейти на аутсорсинг клининговых, бухгалтерских и прачечных услуг.

Формируя команду необходимо помнить о таких задачах как обеспечение безопасности, организация качественного питания, соблюдение санитарных условий, предоставление медицинского обслуживания. При всем, главной задачей команды, конечно, остается педагогическая.

Принципы работы современного коллектива педагогов:

  • Понимание, принятие и разделение всем коллективом целей и задач работы.
  • Моральная и материальная отдача от результатов труда.
  • Правильная расстановка кадров.
  • Грамотное стимулирование работников.
  • Ответственность руководителя и коллектива в целом за порученное дело.
Читайте также:  Способы бросить курит женщинам

Шаги к результату

Руководство направляет педагогов к достижению планируемого образовательного результата, а он приоритетный в новых стандартах. Рассмотрим несколько универсальных приемов, которые можно обсудить с коллегами и использовать, составляя новые учебные программы.

Постановка задач. Образовательные результаты можно формулировать в опрерациональном виде от лица ребенка, начиная от простейших и закачивая сложнейшими. Возьмем, например, предмет «История». Результаты буду звучать следующим образом:

  • Минимальный: «Я могу объяснить летоисчисление, назвать важные черты нашего столетия, сравнить современность с ближайшим прошлым».
  • Средний: «Я различаю эпохи человеческого развития, могу объяснить предпосылки для возникновения определенной культуры».
  • Высокий: «Я могу описать различия и сходства между историческими периодами разной протяженности, даже если они не следуют друг за другом, могу проводить и документировать историческое исследование».

Подготовка к уроку. Планировать учебное занятие, ориентируясь на ФГОС, можно по следующей схеме:

  1. Определение и анализ планируемых образовательных результатов. Формулировка цели и задач занятия.
  2. Отбор видов учебной деятельности. Конструирование учебных ситуаций.
  3. Отбор средств обучения.

Выбор заданий. Многие специалисты рекомендуют подбирать задания в соответствии с таксономией Блума. Она представлена в форме восхождения по следующим этапам: Знание -> Понимание -> Применение -> Анализ -> Синтез -> Оценка.

При этом помним, что любая воспитательная система может помочь в формировании только тех качеств, которыми обладает сама.

Источник

Методы управления образовательными учреждениями
статья на тему

В данной статье рассмотрены основные задачи управления образовательными учреждениями и методы управления для их решения

Скачать:

Вложение Размер
metody_upravleniya_ou.docx 20 КБ

Предварительный просмотр:

«Методы управления образовательными учреждениями»

Образовательная организация является сложным и разветвленный по своей внутренней структуре механизмом, который может успешно функционировать только при условии, если каждое его отдельное звено и подразделение будут действовать слаженно и эффективно, поэтому особое место в таких организациях занимает управление.

Задач управленческой деятельности администрации образовательного учреждения много: определить основную цель организации, выработать стратегии действий по ее достижению, сформулировать концепции деятельности и развития данной организации; продумать и рационально организовать мотивацию персонала на достижение цели организации и успешное решение стоящих перед нею проблем; сформировать организационный порядок; разработать и осуществить технологии изменений; определить диагностику управления; четко представлять какова должна быть реализация управленческого решения; разработать систему контроля за выполнением принятого решения, определить и применить стимулы его эффективного исполнения, а также санкций против лиц, срывающих выполнение принятых решений или недостаточно целеустремленно и активно действующих во имя поставленных управляющей подсистемой целей и задач.

Но главной, на мой взгляд, задачей управленческой деятельности администрации образовательного учреждения является формирование корпоративной культуры, т.е. объединение персонала вокруг общей цели, так как самое важное в управлении — не стремление поставить других людей в одностороннюю зависимость от себя, искусственно приподнять свой статус и усилить свое влияние в организации, а сплотить ее персонал на четкое осознание стоящей перед организацией цели и активную, квалифицированную, добросовестную деятельность во имя ее достижения.

Исходя из многочисленности задач управленческих органов образовательного учреждения у них много и функций. К наиболее важным из них относятся, на мой взгляд, следующие:

1. Обеспечение целеполагания и целедостижения силами и средствами, имеющимися в распоряжении управляемой системы. Функция целеполагания и целедостижения реализуется посредством выдвижения:

  • целей-ориентаций, выражающих общие интересы и устремления входящих в состав управляемой организации людей, групп и подразделений;
  • целей-заданий-планов, предписаний, поручений, задаваемых управляемой системе ее управляющей подсистемой или вышестоящей организацией;
  • целей-систем, обеспечивающих стабильность, целостность, устойчивость, динамизм управляемой системы, устанавливаемые управлением и необходимой для функционирования материализованной и объективированной структуры данной организации — фирмы, предприятия, корпорации и т.п. Четкое согласование всех трех компонентов этой функции — важнейшая задача управления, ибо любое их рассогласование — источник дисфункции и социальной патологии управленческой деятельности.

2. Административная функция. Она отражает деятельность управленческой структуры на основе законодательства в области труда и нормативных актов, регулирующих кадровую сферу и складывающиеся трудовые отношения, в том числе составление штатного расписания организации, прием, увольнение, передвижение кадров, соблюдение трудового законодательства и т.п.

3. Информационно-аналитическая функция. Она обеспечивает приток информации из окружающей социальной среды в данную организацию и из этой организации в окружающую среду, а также информационное обеспечение управленческой структуры, подчиненных ей структурных подразделений и отдельных индивидов, включенных в состав данного предприятия, фирмы, корпорации и т.п. Без этого невозможно обеспечение целеполагания и целеосуществления, сплочение членов организации для решения поставленных перед нею задач.

4. Социальная. Она заключается в социальной поддержке и защите работников, создании условий для их эффективного труда, определении уровня заработной платы, социальных льгот, оздоровлении работающих и их семей, организации их содержательного отдыха.

5. Прогнозирование. Она заключается в определении возможных изменений в окружающей социальной среде, например, конъюнктуры рынка, и соответствующей этому трансформации задач и действий данной организации. Учитываются также возможные внутренние изменения в самой организации, в том числе ее кадровом потенциале, в подготовке, переподготовке и повышении квалификации работников, в планировании их служебной карьеры.

6. Планирование. Данная функция представляет собой процесс выбора целей данной системы (организации) и решений, необходимых для их достижения.

7. Мотивационно-стимулирующая функция. Это такая функция, которая предполагает создание необходимых условий (материально-технических, финансовых, социально-психологических, бытовых и др.), побуждающих сотрудников к активной и эффективной трудовой деятельности посредством экономических (зарплата, премия и т.п.), моральных (благодарность, награда, почетное звание и др.) и иных рычагов. В первую очередь, учитывается необходимость оценки работы в соответствии с ее качеством, эффективностью и результатом.

8. Корректирующая деятельность управляемой системы. Она направлена на недопущение срывов и невыполнения порученных заданий, на повышение эффективности и качества работы всех подразделений и звеньев данного объекта управления.

9. Удерживание возможных отклонений в функционировании системы (организации) в определенных пределах, обеспечивающее сохранение ее целостности, качественной специфики и динамической устойчивости.

10. Обеспечение компетентности и дисциплины всего персонала, всех должностных лиц данной организации в их повседневной служебной деятельности.

11. Осуществление контроля всех подразделений данной организации. Обеспечивает упорядоченное и эффективное взаимодействие ее элементов с помощью нормативного (в том числе правового) регулирования.

12. Создание благоприятного климата для успешной работы всех сотрудников организации способствует достижению высоких результатов в деятельности данной организации.

13. Обеспечение целостности системы (организации). Сохранение упрочение ее качественной специфики и динамичного устойчивого развития.

14. Повышение качества и эффективности служебной деятельности. Данная функция включает в себя разработку прогнозных оценок внешней среды и внутрифирменных изменений, формулирование и реализацию предложений и планов по совершенствованию организации труда, по ориентационным изменениям в структурных подразделениях, по улучшению мотивации и стимулирования всех направлений деятельности организации, по обеспечению высокой эффективности ее деятельности.

Конечно, для решения многочисленных задач и выполнения разнообразных функций управленческой деятельности администрации в образовательном учреждении существует многообразная структура управленческих органов. Рассмотрим их на примере МБОУ «СОШ№21» города Нижневартовска.

Условно их можно разделить на три группы. Первую группу составляют органы коллективного управления школой. К ним относятся управляющий совет школы, общешкольная конференция представителей обучающихся, работников школы, родителей.

Вторую группу составляют должностные лица школы, осуществляющие руководство всеми ее звеньями и подразделениями. Это — директор школы, его заместители по учебно-воспитательной работе, организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы, заместитель директора по хозяйственной работе и т.д.

Третья группа включает в себя управленческие органы различных общественных организаций учащихся, учителей (профсоюзный комитет, методические объединения и функциональные службы), а также родителей (родительский комитет и попечительский совет).

Наличие такой разветвленной структуры управленческих органов в МБОУ «СОШ №21» требует организации их правильного взаимодействия, координации их работы и эффективного выполнения каждым из этих органов и подразделений своих специфических функций, с чем на протяжении уже многих лет они превосходно справляются.

Подводя итог ко всему выше сказанному, свое эссе мне хочется закончить словами М.Поташник: «Если вы умеете проектировать работу коллектива, организовывать выполнение намеченного, стимулировать людей на творческую, добросовестную работу, контролировать процесс и анализировать результаты – значит, Вы владеете умением управлять.»

Источник

Читайте также:  Разнообразные способы передвижения животных
Оцените статью
Разные способы