Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом
статья
В работе кратко раскрыты общие понятия управления учебным процессом, их закономерностей, приемов и средств.
Даны определения организации педагогического процесса, его взаимодействия и практического применения.
Раскрываются общие определения и понятия педагогического процесса, как системы, включающаяся в себя несколько компонентов, необходимых для правильного подхода к системе обучения.
В своей работе я стараюсь сформировать субъективный взгляд на взаимосвязь между преподавателем и обучающимся, практического применения форм, приемов и средств для передачи и усвоения знаний и информации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_po_pedagogike.docx | 26.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья по дисциплине:
« Методы, приемы, средства организации и
управления педагогическим процессом »
Иванова Марина Егоровна
- Введение 3
- Общие понятия организации педагогического процесса
Педагогический процесс, элементы и его закономерности 4
- Методы и приемы организации и управления педагогическим процессом 6
- Средства организации и управления педагогическим процессом 7
- Заключение 8
- Список литературы 9
В работе кратко раскрыты общие понятия управления учебным процессом, их закономерностей, приемов и средств.
Даны определения организации педагогического процесса, его взаимодействия и практического применения.
Раскрываются общие определения и понятия педагогического процесса, как системы, включающаяся в себя несколько компонентов, необходимых для правильного подхода к системе обучения.
В своей работе я стараюсь сформировать субъективный взгляд на взаимосвязь между преподавателем и обучающимся, практического применения форм, приемов и средств для передачи и усвоения знаний и информации.
1. Общие понятия организации педагогического процесса.
Педагогический процесс, элементы и его закономерности.
Согласно научным источникам раскрыты три основных подходов в системе организации педагогического процесса, которые включают различные методы, приемы и средства:
«1) индивидуальное обучение и воспитание;
2) классно-урочная система;
3) лекционно-семинарская система»[1].
Педагогический процесс, можно дать понятие как непрерывный процесс взаимодействия между педагогическим составом и обучающимися, где цели и задачи направлены на достижение, улучшение и , анализу и совершенствование системы образования и обучения.
Стоит упомянуть и про основные задачи и структуру осуществления педагогического процесса. Задачами которого являются: «умственного, эстетического, трудового, нравственного воспитания» [2] и внедрения в педагогический процесс.
Структуру педагогического процесса можно охарактеризовать как деятельность педагога и обучающегося, где в первом случае, осуществляется обучение, во втором, непосредственное обучение и учебная деятельность .
Согласно научным источникам стоит выделить и закономерности педагогического процесса:
«1. Закономерность динамики педагогического процесса ;
2. Закономерность развития личности в педагогическом процессе;
3. Закономерность управления учебно-воспитательным процессом;
4. Закономерность стимулирования;
5. Закономерность единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе;
6. Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности;
7. Закономерность обусловленности педагогического процесса » [2].
Некоторые известные научные труды выделяют и элементы, как звено в цепочке управления педагогического процесса.
Выделяются, такие как:
«1) цель обучения;
2) содержание учебной программы;
3) методы, приемы обучения, средства педагогической коммуникации;
4) система взаимодействия между преподавателем и обучающимся» [2].
2. Методы и приемы организации и управления педагогическим процессом.
Методы — это целенаправленный процесс взаимодействия и передачи информации между преподавателем и обучающимся, его содержание, анализ и усвоение.
Стоит выделить основные 3 направленности методов:
Во-первых, это передача и усвоение знаний у обучающегося. Сюда можно отнести и форму преподавания, способ передачи информации.
Во-вторых, метод применимым на практике, т.е. аудиторные практические занятия, в виде лабораторных, производственных практик, НИР, проектную и инновационную деятельность.
В-третьих, методы контроля и оценки результатов обучения и усвоения информации. Формы контроля бывают: экзамен, зачет, дифференцированный зачет, устный опрос, тестирование, анкетирование.
Также стоит отметить, текущий и промежуточный контроль и итоговая аттестация, что помогает определить достигнутый уровень передаваемой информации, провести анализ, совершенствовать передачу информации от преподавателя к обучающемуся, также формирует у обучающегося стремление проверить свои знания, дать оценку и совершенствовать уровень знаний [3].
Приемами обучения можно охарактеризовать, как вспомогательную часть методов обучения и педагогического процесса, выраженную в эффективности применений методов, такие как составление конспектов, тезисов, анализ работы, цитирование, рецензирование и так далее [1].
3. Средства организации и управления педагогическим процессом
Средствами же организации и приема педагогическим процессом является: посещаемость обучающихся, индивидуальные и групповые занятия, проверка качества учебной деятельности [3].
Для обеспечения учебного процесса необходимо:
— методическая часть: программы, включающие в себя необходимые функции по контролю и оценки качества преподавания и оценивания знаний обучающихся, учебные пособия, презентации;
— библиотечная часть: научные издания, справочники, научные журналы;
— техническая часть: компьютерное, мультимедийное, лабораторное оборудование;
— организационная часть: учет результатов, учет посещаемости и фиксирование в журналах, заполнение табелей, ведомостей [3].
Педагогический процесс — это сложная система взаимодействия межу обучающимся и преподавателем.
Стоит выделить, то процесс состоит из структуры, позволяющая конкретизировать этапы:
«Цель – Принципы – Содержание – Методы – Средства – Формы» [4]. Где, цель выражается в конечном результате взаимодействия, принцип в определении главных направлений, содержание в интеграции опыта и информации, методов в взаимодействии преподавателя и обучающегося, средства, как конкретизированный способ работы, формы, анализе и завершении своей работы между обучающимся и преподавателем [4].
Педагогический процесс это система со всеми ее функциями, методами и способами, результатом которого является плодотворное и качественная передача информации, усвоение знаний, повышающих уровень образования в каждом конкретном случае и в системе образования, в целом.
Источник
МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ
МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ
6. Профессионально-методический аспект взаимодействия
руководителей и педагогов.
7. Понятие о социально-психологических методах управления
8. Экономические методы в управлении образовательной системой
Выбор темы «Методы управления в образовательной системе» обусловлен тем, чтобы понимать сущность, возможности и сферы применения основных методов управления в образовательной системе. Управление — элемент, функция организованных систем различной природы, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей (энциклопедический словарь). Из определения управления следует, что любую систему можно поделить на две части: управляющая и управляемая подсистема. В основе управления лежит системный подход, из которого следует, что эти две подсистемы взаимодействуют. А с точки зрения современных подходов любое взаимодействие может быть рассмотрено как обмен информацией. Школа это открытая система, в которой происходит постоянный обмен информацией не только между подсистемами, но и с окружающей ее социальной средой. Управление по форме является циклическим процессом сбора, переработки и выдачи информации. Поэтому сущностный аспект управленческой деятельности, логики управления состоит не только в адекватном осуществлении функции целеполагания, но и осознания информационной природы управления.
Реализация процесса управления требует от руководителя не только широкого кругозора, педагогической компетенции, но и применение различных методов управления организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в рамках реализации системного подхода как принципа деятельности.
1.Понятие методов управления
«Метод» происходит от греческого слова methodos и буквально означает «путь исследования», способ достижения какой-либо цели, решения задачи, совокупность приемов или операций теоретического или практического познания и освоения действительности.
Под методами управления понимают способы построения взаимодействия руководителей и подчиненных или аспекты осуществления руководителем его властных полномочий. Из этого определения следует, что методы управления характеризуют функцию организации.
2. Классификация методов управления
Существует множество различных классификаций методов управления. В основе этих классификаций лежат различные подходы к способам организации взаимодействий и взаимоотношений руководителей и подчиненных, или аспекты осуществления властных полномочий руководителей.
Применительно к классификации методов управления существуют следующие подходы.
Первый состоит в делении методов управления на отдельные группы с целью более глубокого познания их содержания, «инвентаризации» и в конечном итоге создания арсенала.
Второй подход называется аспектным. Его представители считают (и не без оснований), что любой метод имеет разные грани — организационную, административную, социальную, экономическую и психологическую. Важно сочетание этих граней, их соотношение для усиления или ослабления какой-то из них в соответствии с конкретными условиями, целями, задачами.
Третий подход — эмпирический. Его сторонники считают бессмысленной любую классификацию методов управления, так как она не нужна на практике. В конкретной ситуации руководитель решает проблему, какой метод использовать, а не ищет ответ на вопрос: «К какой группе этот метод принадлежит?»
Учитывая особенности управления образовательными системами, наиболее соответствующей целесообразности является классификация, в рамках которой выделяются следующие аспекты взаимодействия:
Организационно – педагогические методы управления .
Распорядительные методы управления .
Профессионально – методические аспекты взаимодействия руководителей и педагога.
Социально – психологические методы управления .
Экономические методы управления.
Именно выше перечисленные методы обеспечивают, прежде всего, организацию, а именно передачу информации о том, что и как нужно сделать, усвоение этой информации. Этим самым предотвращается отклонение от целей управления.
3. Выбор методов управления
В процессе управления образовательными системами руководитель использует совокупность различных метолов, исходя из наибольшей целесообразности их применения в той или иной ситуации, в тех или иных условиях.
Руководитель использует методы управления, прежде всего, как способы выполнения отдельных процедур по постановке целей, принятия решений и их реализации, и в этом ключе, как методы по выполнению отдельных функций управления: целеполагания, планирования, организации, контроля и анализа.
Выбирая методы управления, руководитель исходит из того же, когда выбирает способы организации, потому что методы управления характеризуют способы организации: формальные, менее формальные, неформальные.
Для руководителя очень важно правильно не только выбрать, но и сочетать методы управления, которые зависят:
— от личностных особенностей и предпочтений руководителя, его жизненного опыта;
— целей стоящих перед учреждением (социальный заказ, внутренние цели учреждения, запрос потребителей, состояние учебно-воспитательного процесса и т.д.);
— материально-технической и финансовой базы учреждения;
— состава подчиненного персонала (квалификация, стаж работы возраст, образование и т.д.).
Все применяемые для решения конкретной задачи методы управления тесно связаны между собой, дополняют друг друга. Искусство руководителя состоит в том, чтобы из всего арсенала методов управления выбрать наиболее действенные, надежно ведущие к цели, составить гибкую комбинацию этих методов, отдавая в зависимости от ситуации предпочтение в одних случаях экономическим, в других — административным, в третьих, — социально-психологическим. Правильное, разумное сочетание различных методов является одним из важнейших направлений совершенствования управления на современном этапе
4. Организационно-педагогические методы и их особенности
Организационно-педагогические методы управления обеспечивают определённую упорядоченность объектов и субъектов управления, передачу необходимой информации педагогам, развитие организаторских качеств учителей.
Основными показателями развития этих качеств являются:
— умение выделить основное звено в предполагаемой работе;
— наличие чёткого плана;
— распределение ответственных исполнителей;
— чёткий и конкретный инструктаж;
— экономный расход времени;
— ритмичность подготовки, проведения и анализа;
— качество и полнота самоанализа.
Методами осуществления методов этой группы являются:
— собеседования руководителя с подчинёнными (круглые столы, индивидуальные собеседования).
Среди требований к проведению совещаний можно выделить следующие:
— знание руководителем и использование закономерностей педагогики и психологии взрослых, позволяющих эффективно донести информацию, её усвоение и принятие исполнителями;
— проведение совещаний только тогда, когда это действительно необходимо, и не существует более эффективного способа передачи информации;
— на совещание рекомендуется выносить только вопросы, связанные с общими проблемами совершенствования работы школы, требующих научной информации, прослеживающих реализацию каких-либо принципов;
— при передачи оперативной информации нецелесообразно её смешение со стратегической.
Собеседование с работниками классифицируется в зависимости от того
— чья инициатива руководителя или педагога
— какой вопрос стратегический или тактический
Ситуативное собеседование, когда содержание определяется возникшими отклонениями в деятельности системы или необходимостью передачи оперативной информации. Стратегическое собеседование, когда педагог заранее знает, что оно будет, какие вопросы станут обсуждаться.
При проведении собеседований необходимо отдавать приоритет стратегическим собеседованиям.
4. Распорядительные методы
К группе распорядительных методов можно отнести разъяснение законов, нормативных документов регламентирующих деятельность учителя и организации, осуществляющей образовательную деятельность в целом, а также и здание непосредственно руководителем различных документов (локальных актов) и доведение их содержания до подчинённых.
К локальным актам могут быть отнесены следующие:
Одним из требований к распорядительному документу наряду с их чёткостью, является нахождение баланса между регламентацией обычного функционирования системы и нормативно-аналитическим обеспечением инновационной деятельности.
5. Профессионально-методический аспект взаимодействия
руководителей и педагогов.
Профессионально-методические аспекты управления призваны обеспечить не только чисто управленческие, но и педагогические функции руководителя.
К этим аспектам можно отнести:
— использование руководителем категорий и понятий педагогики и психологии в процессе управленческой деятельности;
— внедрение достижений психолого-педагогических наук в практику работы школы;
— изучение, обобщение и распространение передового опыта;
— педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и его отдельных сторон;
— различные способы повышения квалификации и методического мастерства учителей.
Роль руководителя, имеющего возможность дать квалифицированные рекомендации и организовать совместную деятельность педагогов, очень важна.
Главным требованием к использованию всех профессионально-методических аспектов управления является их нацеленность на реализацию задач совершенствования деятельности, а не только поддержания функционирования системы. Именно поэтому руководителем должна обеспечиваться, в том числе и необходимая направленность планирования работы учреждения.
6. Понятие о социально-психологических методах управления
Социально-психологические методы управления – это, то, что чаще всего называют «искусством управления». Эти аспекты и приёмы организации взаимодействия в системе «руководитель – подчинённый» являются предметом рассмотрения психологии управления.
Социально-психологическими методы воздействия субъекта управления на объект управления — педагогический коллектив коллективы и отдельные работники, которые:
— опираются на объективные законы развития социологии и психологии;
— воздействуют с учетом коллективной психологии (настроения коллектива, групповых отношений, общественного мнения);
— психологических особенностей различных социальных групп и отдельной личности.
Главная цель применения этих методов — формирование в коллективе положительного социально-психологического климата, благодаря чему в значительной мере будут решаться воспитательные, организационные и экономические задачи. Другими словами, поставленные перед коллективом цели могут быть достигнуты с помощью одного из важнейших критериев эффективности и качества работы — человеческого фактора. Умение учитывать «человеческий фактор» позволит руководителю целенаправленно воздействовать на коллектив, создавать благоприятные условия для труда и, в конечном счете, формировать коллектив с едиными целями и задачами.
По масштабу и способам воздействия эти методы можно разделить на две основные группы: социологические методы, которые направлены на группы людей и их взаимодействия в процессе работы (внешний мир человека); психологические методы, которые направленно воздействуют на личность конкретного человека (внутренний мир человека).
Социологические методы играют важную роль в управлении персоналом, они позволяют установить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить лидеров и обеспечить их поддержку, обеспечить эффективные коммуникации и разрешение конфликтов в коллективе. Элементы, регулируемые с помощью социологических методов, включают:
— социальное планирование (условия труда и др.)
-социологические методы исследования (анкетирование, интервьюирование, наблюдение, собеседование, социометрический метод).
Психологические методы играют очень важную роль в работе с персоналом, т. к. направлены на конкретную личность педагога и, как правило, строго персонифицированы и индивидуальны. Главной их особенностью является обращение к внутреннему миру человека, его личности, интеллекту, чувствам, образам и поведению с тем, чтобы направить внутренний потенциал человека на решение конкретных задач школы.
К числу психологических методов управления относятся: 1) методы комплектования малых групп и коллективов (позволяют определить оптимальные количественные и качественные соотношения между работниками коллектива), 2) метод гуманизации труда (внесение элементов творчества в трудовой процесс, исключении монотонности, однообразия труда, использовании психологического воздействия цвета, музыки и др., 3) методы психологического побуждения (мотивации). Среди них выделяют: убеждение, внушение, подражание, вовлечение, оказание доверия, принуждение. 4) методы профессионального отбора и обучения (отбор работников, обладающих такими психологическими характеристиками, которые наиболее соответствуют выполняемой работе или занимаемой должности; развитие необходимых психологических характеристик для успешного выполнения порученного задания).
Социально-психологические методы управления призваны воздействовать на взаимоотношения между людьми, содействовать созданию в коллективе наилучшего психологического климата. Способность коллектива эффективно трудиться в немалой степени зависит от соотношения его формальной и неформальной структуры. Неформальная структура может содействовать успешному функционированию формальной структуры, а может стать препятствием. Поэтому хороший коллектив отличает правильное соотношение формальной и неформальной структур. Объект приложения социально-психологических методов — это неформальные отношения, воздействуя на которые в нужном направлении, обеспечивается сплоченность коллектива
Чтобы воздействие на коллектив было наиболее результативным, необходимо не только знать моральные и психологические особенности отдельных исполнителей, социально-психологические характеристики отдельных групп и коллективов, но и осуществлять управляющее воздействие. Для этих целей применяются социально-психологические методы, которые представляют собой совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на социальные процессы, протекающие в них. Они основаны на использовании моральных стимулов к труду, воздействуют на личность с помощью психологических приемов в целях превращения административного задания в осознанный долг, внутреннюю потребность человека. Это достигается посредством приемов, которые носят личностный характер (личный пример, авторитет и т.д.).
Социально-психологические методы представляют собой наиболее тонкий инструмент воздействия на социальные группы людей и личность человека. Искусство управления людьми заключается в дозированном и дифференцированном применении тех или иных приёмов из перечисленных выше.
Примером социально-психологических методов управления может служить удовлетворение и стимулирование персонала, но часто оно осуществляется от «достигнутого», что ведет к застою, отсутствию мотивации в деятельности. Необходимо менять стимулирование педагогического труда: учитель должен получать грамоты, доплаты, премии и др. за совершенствование своей деятельности.
Необходимость использования в практике управления организацией социально-психологических методов руководства очевидна, так как они позволяют своевременно учитывать мотивы деятельности и потребности работников, видеть перспективы изменения конкретной ситуации, принимать оптимальные управленческие решения.
Приемы и способы социально-психологического воздействия во многом определяются подготовленностью руководителя, его компетентностью, организаторскими способностями и знаниями в области социальной психологии.
Социально-психологические методы руководства требуют, чтобы во главе коллектива были люди достаточно гибкие, умеющие использовать разнообразные аспекты управления. Успех деятельности руководителя в этом направлении зависит от того, насколько правильно применяет он различные формы социально-психологического воздействия, которые, в конечном счете, сформируют здоровые межличностные отношения. В качестве основных форм такого воздействия можно рекомендовать:
— планирование социального развития трудовых коллективов;
— убеждение, как метод воспитания и формирования личности,
— соревнование, критику и самокритику;
— различного рода ритуалы и обряды.
7. Экономические методы в управлении образовательной системой
Экономические методы управления занимают важное место в системе методов управления организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Это обусловлено тем, что управленческие отношения, в настоящее время, во многом определяются в первую очередь экономическими отношениями, в основу которых положены объективные потребности и интересы людей.
Определение совокупности экономических рычагов, с помощью которых достигается эффект, удовлетворяющий требованиям коллектива в целом и каждого работника в отдельности, является принципиальным вопросом для любой организации, осуществляющей образовательную деятельность. Экономические методы управления основаны на материальной заинтересованности работников и активизируют их деятельность. Для большей заинтересованности работников денежные выплаты, такие как заработная плата, премии, привязывают к достигнутым результатам преподавателя, и прибыли (если таковая имеется).
Действующая система экономических методов управления делится на методы, предусмотренные государственным законодательством и применимых непосредственно руководством предприятия (см. рисунок 1).
Экономические методы управления предполагают косвенное воздействие на объект. В основе этих методов лежит экономическая заинтересованность работника в результатах своего труда.
В организациях, осуществляющих образовательную деятельность одним из вариантов применения экономических методов стала система аттестации педагогических кадров. Однако централизованно выстроенная система аттестации не позволяет учесть все особенности взаимодействия руководителя с преподавателями. Используемые критерии подготовленности педагогов к деятельности не всегда адекватно отражают результаты их деятельности, однако не стоит пренебрегать этими критериями, поскольку подготовленность педагога является важнейшим условием развития личности обучающегося.
С целью непосредственного влияния на деятельность преподавателей руководитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, использует дополнительные возможности дифференциации оплаты труда: надбавки, премии, а также представление возможности получения дополнительных средств за иную работу выполненную преподавателем (внеурочные занятия, кружки и т.д.).
Перед руководителем школы стоит проблема выбора критериев дополнительного стимулирования педагогического труда.
Поскольку единых идеальных критериев не существует, то она всегда должна определяться на месте, исходя из особенностей учреждения образования.
Некоторые проблемы использования различных групп параметров можно выделить, воспользовавшись двухуровневой моделью управления.
1. Сравнение с некоторой «идеальной моделью работы» учителя, критерии которой находятся в описании деятельности педагога. Такой подход позволяет оценить участие педагога в различных видах педагогической деятельности, использовании инновационных подходов в образовании, применении технических средств обучения и т.д., однако, абсолютизация деятельности ведёт к административно – командной схеме управления. Этот подход целесообразно применять при стимулировании определённых видов педагогической деятельности, нецелесообразно их постоянное применение при дифференциации оплаты труда.
2. Критерии основанные на результативности педагогической деятельности, так же имеют ряд существенных недостатков, т.к. зависят от способностей обучающихся, уровня их подготовки и трудностей в выявлении вклада отдельного преподавателя из общих результатов обучения.
Наиболее эффективные модели оплаты труда преподавателей (учитывающие особенности коллектива) лежат в пересечении разнообразных подходов.
1. Герчикова И. Н. Менеджмент; учебник для вузов / И. Н. Герчикова 4-е изд., перераб. и доп. М. ЮНИТИ-ДАНА, 2011.
2. Управление персоналом организации: ; Учебник / Под ред. А. Я. Кибанова. М.: ИНФРА-М, 2010.
3. Окрушко В.Я. Проблемы управления экономическими интересами / Окрушко В.Я. // Проблемы современной экономики. – 2012. — №1.
4. Фишман Л.И. Логика управления школой: Пособие по курсу «теоритические основы управления образовательными системами. – С: СИПКРО, 1999.
5. Фишман Л.И., Фишман И.С. Управление и руководство школой: алгебра и гармония. – М.: Сентябрь, 2004.
Источник