Способы управления научной информации

Организация научной работы и управление научными исследованиями

Под организацией научных исследований подразумевают систему взаимосвязанных структур и функций, обеспечивающих оптимальный режим и непрерывное совершенствование научного труда с целью получить наилучшие результаты.

В соответствии с иерархией структур научных учреждений и ведомств различают организацию исследований на разных уровнях:

– труда научного работника;

– работы подразделений научного учреждения;

– деятельности объединений научных учреждений в системе академий и министерств.

Важное место в повышении эффективности научной деятельности занимает научная организация труда (НОТ), основные положения которой предусматривают:

– высокую организованность труда научного работника;

– строгое соблюдение режима и гигиены умственного труда;

– критику и самокритику;

– контролирование и точное фиксирование результатов работы;

– обеспечение резерва в научной работе;

– использование средств для автоматизации вспомогательных операций;

– систему методов и упражнений по совершенствованию памяти научного работника;

– коллективность в научной работе.

Принципами НОТ должны владеть все научные работники и особенно важно, чтобы их усвоили молодые, начинающие исследователи, в том числе аспиранты и студенты.

Научное творчество становится все более коллективным, что обусловлено, с одной стороны, концентрацией ученых в научных учреждениях, а с другой – расширением совместных научных поисков.

Поэтому особое внимание приобретают вопросы организации научных коллективов, структура которых должна обеспечивать возможность кооперации и специализации труда ученых и углубления знаний в определенных направлениях, четкое распределение обязанностей и равномерность загрузки исполнителей, проведения работ с наибольшим эффектом, создание единой системы планирования, организации и контроля выполнения работ.

Важную роль в науке играет руководитель, обычно назначаемый из числа наиболее квалифицированных и авторитетных научных работников. Он формирует научную тематику, организует ее выполнение и несет персональную ответственность за результаты деятельности руководимого им коллектива.

Управление научными исследованиями представляет собой целенаправленное воздействие на коллективы научных работников для организации и координации их деятельности в процессе производства новых научных знаний и эффективного использования их на практике.

Различают экономические, организационно-распорядительные и социально-психологические методы управления исследованиями.

Экономические методы управления определяются производственными отношениями и уровнем развития страны. С одной стороны, государство централизованно финансирует из бюджета научные исследования, устанавливает фонд зарплаты, а с другой – поощряет исследования на основе хоздоговоров и частных инвесторов.

Организационные методы существуют в форме организационного и распорядительного воздействия. Методы организационного воздействия определяют устойчивые отношения и связи научного учреждения, например, его структуру, нормативные документы. Распорядительное воздействие – более активная и гибкая форма. Оно направлено на устранение возникающих в ходе выполнения НИР различных отклонений от поставленных администраций задач и реализуется в форме приказов и распоряжений.

Социально-психологические методы учитывают специфику творческого интеллектуального труда в науке. Эти методы приобретаю особое значение в условиях коллективного исследования, что ставит перед наукой ряд новых задач. Разрешить их можно только путем социальных, воспитательных, психологических и морально-этических мер воздействия на научного работника.

Управление научными исследованиями включает ряд функций:

– подбор, расстановка, повышение квалификации и воспитание научных кадров;

– оперативное управление и контроль за выполнением;

– внедрение результатов научной работы;

– организация службы научно-технической информации;

– развитие научного коллектива учреждения;

– совершенствование организации научного труда;

– организация финансовой деятельности и зарплаты сотрудников;

– материально-техническое обеспечение научных исследований;

– обеспечение учета и отчетности;

– охрана труда, улучшение бытовых условий работников.

Процесс управления НИР многогранен, имеет свои специфические особенности и закономерности. Он включает следующие основные операции: определение цели управления, сбор информации и ее переработку; принятие решения; организацию выполнения принятого решения; учет и контроль за выполнением решения. Этот процесс непрерывен, в нем задействован ряд лиц (руководителей и исполнителей). Круг вопросов, по которым принимают решения руководители коллективов (группа, кафедра и лаборатория, директор или ректор), различен.

Читайте также:  Урок способы подчинительной связи согласование

Ответственный исполнитель – руководитель на рабочем месте. Руководит техническим персоналом, научными сотрудниками, в первую очередь молодыми. Непосредственно участвуя в процессе исследований, он осуществляет оперативное управление, контроль за выполнением темы НИР, внедрением полученных результатов в производство.

Заведующий лабораторией (кафедрой) отвечает за планирование НИР, внедрение, совершенствование НОТ, осуществляет воспитание и руководит повышением квалификации. Он координирует НИР между ответственными исполнителями. Руководитель решает перспективные проблемы, руководит публикаций результатов, оформлением заявок на изобретения и т.д.

Руководитель учреждения принимает решение о подборе и расстановке кадров, решет вопросы перспективного развития, определяет функции каждого подразделения. Свои решения он оформляет в форме приказов.

Источник

Научная информация: виды, способы получения и использование

В статье поговорим о научной информации. Мы узнаем, какой она бывает, какие есть источники ее получения и каким образом она собирается и анализируется. А также ознакомимся с особенностями поиска научной информации.

Что это такое?

Начнем непосредственно с определения. В современных источниках довольно много разнообразных толкований термина информации, которые лишь частично отображают общий подход к трактовке. Рассмотрим основные толкования.

Итак, информация — это определенные сведения об окружающем нас мире и тех процессах, которые в нем происходят. Они могут восприниматься человеком или специальными устройствами. Также посредством информации принимаются различные сообщения, которые осведомляют человека о чем-либо. Но при этом надо понимать, что научная информация является одним из главнейших объектов изучения многих наук. Например, этими вопросами занимается теория информации, кибернетика, семиотика, теория массовых коммуникаций. В информатике чаще всего оперируют термином «информация», который обозначает некоторые данные о нашем мире, которые необходимо должным образом хранить, преобразовывать, передавать и использовать.

Виды научной информации

Есть несколько основных видов информации, которые классифицируются по методам ее отображения, шифрования или хранения. Рассмотрим основные:

  • Графическая — это информация, которая изначально передавалась в виде каких-то схем на скалах, а потом преобразовалась в полотна, чертежи, фотографии. Этот вид подразумевает, что все данные и сведения отражаются в изобразительном виде.
  • Звуковая – это та информация, которая передается или хранится при помощи звукозаписывающих устройств. Отдельным ее видом является музыкальная информация, которая позволяет кодировать данные с помощью определенных символов, что практически приравнивает ее по эффективности к звуковой информации и графической.
  • Текстовая, для которой используется способ кодирования с привлечением речи человека. Мы оперируем буквами и различными символическими группами для отражения того, что хотим сказать. Этот вид информации приобрел максимальное развитие после того, как была изобретена возможность печатания книг и появилась бумага.
  • Числовая — это современный вид информации, который все измеряет м представляет в виде чисел. Она наибольшего своего пика достигла во время расцвета торговых отношений, денег и экономики. Так же, как и для текстовых данных, здесь требуется особые методы кодирования. Оперирующими символами являются цифры.
  • Видео — это такой способ хранения информации, который использует определенные носители. Особенность метода в том, что он позволяет фиксировать как бы живые картины.

Другие виды

Также есть и другие виды, которые человечество до сих пор не может определенным образом кодировать или хранить. К ним относится тактильная информация, которую можно передать только посредством ощущений, но которую нельзя закодировать и передать еще кому-то в первоначальном виде. Также есть органолептическая информация. Она заключается в том, что мы можем передавать определенные посылы при помощи запаха и вкуса.

Также для передачи данных на какие-то расстояния использовались световые приборы. Световые сигналы позволяли военным передавать особо важные данные на другие объекты. После того, как было изобретено электричество, передача сигнала стала возможна по проводам. Это значительно облегчило коммуникацию. Позднее стали использоваться радиоволны.

Читайте также:  Тип лица способ коррекции

Кто стоял у истоков?

В научном мире считается, что автором теорий о цифровой связи и информации является Клод Шеннон. Популярность и известность ему принесла книга, которую он написал 1948 году. Она называлась «Математическая теория связей». В своей фундаментальной работе ученый одним из первых обосновал теорию о том, что мы можем использовать двоичный код для того, чтобы передавать информацию.

Его мысли подкрепились после того, как появились компьютеры, ведь они и были тем средством, которое позволяло обрабатывать числовую информацию. Но уже гораздо позже, когда компьютеры широко распространились и заполонили весь мир, они стали использоваться не только для обработки, но и для сохранности, движения, нахождения любого типа данных. При этом изначально для сохранности использовались ленты, магнитные диски, лазерные диски, флеш-память. Естественно, эти способы постепенно прогрессировали, и на сегодняшний день мы почти не пользуемся перечисленными носителями. На смену им пришли вместительные карты памяти, которые способны хранить терабайты данных.

Особенности современных данных

Функции обработки информации, заключающиеся в том, что она воспроизводится, преобразовывается, передается и записывается, возложены на процессор компьютера. Мы затрагиваемые этот вопрос потому, что технологии на сегодняшний день прогрессируют огромными шагами, и, чтобы проследить историю научной информации, следует обратиться к истокам. Кстати, недавно исследователи пришли к выводу, что нужно выделить информацию из Сети в отдельный подвид. Ведь для ее обработки и движения используются совершенно невообразимые объемы и мощности.

Источники

Источники научной информации — это носители, которые содержат определенные сведения. К основным источникам относят диссертации, рукописи, отчеты о каких-либо исследовательских работах, конструкторские разработки, переводы, обзоры и аналитические материалы. Все перечисленное является документальными источниками, которые делятся на первичные и вторичные.

К первичным документам относят материал, содержащий в себе основную информацию, которая передает непосредственно суть результатов научных исследований. Вторичные документы рассказывают о том, как полученная исследователями информация была проанализирована, какие логические связи были найдены и т. д. Вторичные документы выполняют всего лишь две функции. Они позволяют оперативно получить данные о каком-либо процессе или событии, а также позволяют в сжатом виде изучить основные тезисы.

Классификация источников

Основные виды источников:

  • Монография — это книжное издание, которое содержит в себе полнейшее рассмотрение определенного процесса или явления. Чаще всего пишется коллективом авторов.
  • Автореферат– это брошюра, которая содержит в себе основные мысли о проведенном исследовании. Также бывает автореферат диссертации, который представляет собой тезисное содержание диссертационной работы, написанной для получения ученой степени.
  • Препринт — это работа, содержащая некоторые данные, которые еще не были опубликованы, но скоро будут напечатаны для общественности.
  • Сборник трудов – это сборник, в котором содержатся основные материалы по исследованиям, проводимым по той или иной теме.
  • Материалы по конференции собрания – это непериодические сборники, которые содержат в себе результаты того или иного научного события.
  • Тезисы – это краткое изложение основной информации по тому или иному вопросу, которое содержит в себе еще не опубликованные материалы.
  • Научно-популярные издания – это издание, содержащее ряд экспериментальных и теоретических вопросов, поданных в доступной для рядового читателя форме. Примером сборника таких трудов является электронная библиотека ELibrary. Здесь каждый сможет отыскать ответ на любой интересующий вопрос, обоснованный с научной точки зрения. Электронная библиотека ELibrary дает возможность любому человеку окунуться в мир науки и осознать основные тезисы и идеи, не углубляясь слишком глубоко.

Классификация

Рассмотрим разнообразные классификации, которые позволяют нам сортировать информацию. Отметим, что типология важна при сборе научной информации, ведь без нее получится хаос.

Итак, распределение по назначению:

  • Массовая. Это информация, которая содержит в себе обычные, но важные для населения сведения. Она оперирует простым языком и простыми понятиями, которые понятны большинству.
  • Специальная. Она заключается в специфическом наборе данных, недоступных большей части людей. Но эта информация предназначается для узких кругов профессионалов.
  • Секретная. Для хранения и передачи информации работают огромные центры. Эти данные передается только небольшому числу людей по полностью защищенным каналам. Специальные научные центры обеспечивают полную секретности и недоступность этих данных для основных масс населения.
  • Личная, или приватная, информация – это сведения об определенном человеке, которые обладают приватным характером.
Читайте также:  Построить таблицу истинности два способа

Анализ

Анализ научной информации происходит после того, как все данные были собраны и обработаны. После анализа информацию классифицируют по таким признакам:

  • Актуальная. Это информация, которая наиболее важна именно в настоящем моменте.
  • Достоверная. Информация, которая получена объективными методами и не содержит в себе определенную долю искажений.
  • Понятная. Это информация, которая передается в таком языке кодирования, который понятен адресату.
  • Полная. Это информация, которая представлена во всем объеме, может использоваться для принятия серьезных глобальных решений.
  • Полезная. Степень полезности определенных данных определяется конкретными субъектами, которые их получают и используют по назначению.

Также отметим, что обработка научной информации невозможна без ее классификации на ложную и истинную. Так, на этапе отделения ложных данных от истинных проводится очень много дополнительных исследований. Это очень важно, так как если допустить ошибку, то будут искажены конечные результаты исследований.

Научно-техническая информация

Она состоит из данных, которые используются в научных и технических целях. Другими словами, она необходима для развития научно-технического прогресса. Ее важность в мире огромна, так как нехватка приводит к тому, что многие исследования дублируются. Это говорит о том, что ученые тратят лишнее время, чтобы найти те закономерности и особенности, которые ранее были исследованы и изучены другими учеными. Отметим, что количество повторных экспериментов в некоторых областях достигает 65 %. Кроме того, что это потеря времени, это также потеря миллиардов долларов каждый год.

В нашей стране информационные ресурсы науки и техники формирует Государственный комитет по технологиям и науке, который был создан в 1960-х годах. Это система включает в себя огромное количество специальных организаций и служб, которые активно функционируют.

Обработка

Обработка научной информации чаще всего заключаются в чтении источников, о которых мы говорили выше. Учебники, монографии, научные статьи – все это позволяет нам узнать желаемую информацию. Поэтому очень важно акцентировать свое внимание на жанре книги и ее содержании. Также перед изучением стоит обратить внимание на оглавление для того, чтобы детально ознакомиться и понять структуру книги. Это позволит понять автора и кратко рассмотреть круг проблем, которые он будет исследовать.

Чтение

При изучении научной литературы стоит помнить, что есть разные виды чтения, выбор которых зависит от первоначальных целей вашего исследования. Перечислим:

  • Ознакомительное чтение, которое характеризуется беглым и частичным ознакомлением с материалом и необходимо для того, чтобы сфокусировать внимание на основных мыслях, идеях и постулатах.
  • Скоростное чтение, которому следует обучаться отдельно со специалистом, позволяет изучать сразу весь материал, но делать это довольно быстро, при этом осмысливая каждый абзац.
  • Аналитическое чтение, которое чаще всего используют ученые при изучении важных материалов.

Подвиды

Аналитическое чтение имеет несколько подвидов:

  • Фиксирующее. Оно заключается в том, что изучается полностью весь текст, с обращением особого внимания на ссылки и сноски.
  • Разъяснительное. Оно заключается в том, что непонятная информация уточняется при помощи справочников или консультантов, которые позволяют понять все сложные моменты.
  • Критическое. Его суть в том, что мы не просто изучаем материал, а пытаемся его анализировать, исследовать источники, сопоставлять свою позицию и мысли автора.
  • Творческое. Оно основывается на том, что по ходу чтения вы формируете свой взгляд на проблему, пытаясь создать оригинальный подход к вопросу.

Подводя итоги отметим, что информация бывает очень разной. Тщательно подходите к ее изучению и обращайтесь в научные центры, если понадобится.

Источник

Оцените статью
Разные способы