Способы управления материальными ресурсами

Содержание
  1. Как осуществляется управление запасами на предприятии
  2. Цели и задачи политики управления запасами
  3. Порядок управления запасами
  4. Управление оптимальным размеров запасов
  5. Анализ данных
  6. Стратегии управления формированием запасов
  7. Модели управления
  8. Методы оценки стоимости
  9. Управление ресурсами предприятия
  10. Эффективное управление ресурсами предприятия с помощью 1С:ERP Управление предприятием 2
  11. Процессы управления ресурсами предприятия
  12. Управление материальными ресурсами предприятия
  13. Управление человеческими ресурсами предприятия
  14. Управление трудовыми ресурсами предприятия
  15. Управление информационными ресурсами предприятия
  16. Управление производственными ресурсами предприятия
  17. Управление экономическими ресурсами предприятия
  18. ERP система управления ресурсами предприятия
  19. 1C:ERP. Мы внедрили уже более 1000 проектов!

Как осуществляется управление запасами на предприятии

Больше материалов по теме «Ведение бизнеса» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

Правильное управление запасами позволяет поддерживать производственный процесс и своевременно обеспечивать нужды потребителей. В итоге при верной политике компания сможет извлекать максимальную прибыль.

Цели и задачи политики управления запасами

Основная цель управления запасами – обеспечение производственных процессов и снижение сопутствующих затрат. Конечной целью является извлечение прибыли, обеспечение стабильности работы. Рассмотрим задачи политики:

  • Установление точного объема запасов, имеющихся на складе на данный момент.
  • Установление объема запасов, который нужно закупить в ближайшее время.
  • Определение оптимальных сроков исполнения заказов.

Под управлением понимается расчет норм запаса, контроль над фактическими объемами, своевременное пополнение запасов. Налаженная политика необходима для достижения следующих конкурентных преимуществ:

  • Уменьшение трат, возникающих вследствие недостатка сырья.
  • Сокращение излишек ТМЦ.
  • Повышение скорости оборота.
  • Уменьшение затрат компании на хранение ТМЦ.
  • Оптимизация налогообложения.
  • Сокращение потерь, возникающих вследствие порчи или износа резервов.

С 2021 г. на бухгалтерскую (финансовую) отчетность в обязательном порядке станет распространяться Федеральный стандарт бухгалтерского учета (ФСБУ) 5/2019 «Запасы». Для правильного понимания новых нормативных требований, которые необходимо адаптировать к учетным системам уже сейчас, нужно проанализировать те изменения, которые носят концептуальный, системообразующий характер.
Посмотреть анализ

Рассмотрим пример. Пищевое предприятие занимается производством колбасы. Ингредиенты для ее производства хранятся на складе. Если запасов будет недостаточно, процесс производства будет приостановлен. Из-за этого потребители колбасы не получат тот продукт, который они желают приобрести. Следовательно, предприятие не сможет извлечь прибыль от реализации. Однако избыток запасов не менее опасен, чем недостаток. Если ингредиентов будет слишком много, их не удастся пустить в производство в полном объеме. Часть запасов будет испорчена в связи с истечением срока годности. Следовательно, фирма понесет убыток.

Порядок управления запасами

Управление запасами – это особая процедура, предполагающая следующий алгоритм:

  1. Анализ объема запасов за предыдущий период. В ходе этого этапа устанавливается действительно нужный объем снабжения. Также определяется эффективность его использования.
  2. Определяются цели использования резервов. К примеру, это может быть максимальное обеспечение производства в текущий момент, установление размера снабжения в сезонный период.
  3. Оптимизация объема запасов для обеспечения основного производства. То есть находится тот размер, который действительно необходим.

К сведению! В рамках процедуры нужно пройти каждый из этапов. Оптимизация объема невозможна без предварительного анализа производства.

Управление оптимальным размеров запасов

Неверно выполненная оптимизация может привести к этим негативным моментам:

  • Недостаток средств для обеспечения производства, находящихся в обороте.
  • Нарушение нормального функционирования складских помещений.
  • Претензии со стороны заказчиков и потребителей.
  • Истечение срока годности продукции.

В каждом предприятии имеется страховой резерв. К примеру, для нормального производства нужно 1000 единиц. Однако на складе хранится 1050 единиц. Дополнительные 50 штук нужны для использования в критической ситуации. К примеру, произошло резкое повышение спроса на продукцию. В этом случае для удовлетворения спроса потребителей будет задействован страховой резерв.

При определении оптимального объема нужно руководствоваться этими критериями:

  • Ценовая политика производителя.
  • Особенности закупки и реализации продукции.
  • Внешние факторы. В частности, конкуренция.

Нельзя допускать переизбытка запасов. Это может привести к следующим негативным последствиям:

  • Повышению расходов на хранение.
  • Увеличению имущественного налога.
  • Риску неполучения дохода на излишках продукции.
  • Истечению срока годности.

Дефицит продукции, в свою очередь, влечет за собой эти последствия:

  • Приостановку процесса производства.
  • Сокращение размеров реализации.
  • Необходимость в срочной закупке дополнительного сырья на невыгодных условиях.

Главное последствие неправильной политики – это появление упущенной прибыли у предприятия.

Анализ данных

Оптимизация включает в себя анализ данных. Процедура эта объединяет следующие шаги:

  • Анализ настоящего спроса. Если потребители закупают в магазине 50 единиц товара, бессмысленно приобретать 200 единиц. Поэтому нужно точно проанализировать уровень текущего спроса на продукцию. На основе выполненного анализа предприятие сможет закупать именно то число запасов, которое получится продать до будущей закупки.
  • Расчет страхового запаса. В рамках расчета нужно учесть все факторы, влияющие на реализацию. К примеру, это может быть сезонный спрос, поведение потребителей. Например, в среднем потребители закупают 1000 единиц продукции в месяц. Это средняя планка. Однако в теории спрос может подняться до 1200 единиц. Оптимальный страховой запас составит 200 единиц. Расчет может выполняться на основании этих стратегий: увеличение прибыли, уменьшение объема закупок, снижение затрат на хранение, удовлетворение нужд потребителей.
  • Анализ излишков и дефицита. В ходе этой процедуры устанавливается текущее положение. К примеру, представители предприятия могут совершать системную ошибку: закупку избыточного объема продукции. Анализ обеспечит уменьшение вероятных рисков.
  • Оптимизация товарной линейки. Определяются товары с хаотичным или стабильным спросом.
  • Управленческая отчетность. Вся информация поставляется руководству в форме отчетности. Своевременное определение отрицательных тенденций позволяет быстро стабилизировать производство, не допуская существенных убытков.
Читайте также:  Зависимость формы клюва галапагосских вьюрков от способа добывания пищи это конвергенция

Именно на основании собранной информации осуществляется управление запасами.

Стратегии управления формированием запасов

Существуют эти стратегии управления:

  • Консервативная. Предприятие запасается большим объемом страховых резервов. Они нужны в случае сбоев поставок, увеличения спроса. К примеру, не удалось договориться с поставщиком о закупке сырья. В этом случае можно в течение какого-то времени пользоваться страховым резервом. Консервативная стратегия уменьшает вероятные риски.
  • Умеренная. Закупаются страховые резервы на случай сбоев производства. Стратегия подразумевает средние риски и среднюю рентабельность.
  • Агрессивная. Резервы максимально сокращаются. Нужно это для предельной минимизации сопутствующих трат. В этом случае предприятие будет нести минимальные расходы. Однако в случае сбоев компания понесет убытки.

Не существует оптимальной стратегии. Подбирается она на основании конкретной специфики деятельности предприятия.

Модели управления

Выделяют множество моделей управления. Рассмотрим самые распространенные:

  • Модель Уилсона. Является основной. Подходит для расчета нужного объема запасов, оптимизации товара. Траты на запасы делятся на две категории: стоимость партии товара и расходы на хранение. При минимизации трат на запасы можно направить средства на хранение.
  • Модель ABC. В рамках этой модели осуществляется объемно-стоимостный анализ. Резервы подразделяются на три группы. Группы формируются исходя из этих категорий: стоимость, объем, частота пользования. Группа «А» – это дорогостоящая продукция с длительным циклом пользования. Группа «В» – это запасы, которые меньше воздействуют на непрерывное производство. Группа «С» – это продукция с низкой стоимостью, которая не влияет на окончательный финансовый результат.
  • Модель MRP. Представляет собой компьютерную систему со следующими функциями: обработка заказа, создание графика запасов.
  • Модель установленного уровня. Новые закупки осуществляются только при достижении определенного порога запасов. Порог этот определяется самой компанией.

Модель определяется в зависимости от конкретной ситуации.

Методы оценки стоимости

Выделяют эти методы оценки:

  • LIFO. Сначала в производстве используются те запасы, которые пришли последними. Метод позволяет снизить налог и уменьшить колебания цикла.
  • FIFO. Сначала в производство поступает сырье, полученное ранее. Этот метод отличается существенным минусом – прямое влияние хозяйственного процесса на уровень прибыли.
  • Метод средней цены. Стоимость резервов определяется исходя из средней стоимости в начале производственного периода.
  • Метод наименьшей цены. Является консервативным методом. Подходит для продукции, для которой характерны колебания в стоимости.

Подбирать следует тот метод, который позволяет извлечь максимум прибыли при минимуме налоговых расходов.

Источник

Управление ресурсами предприятия

Управление ресурсами предприятия представляет собой организацию всех составляющих, на которых держится фирма. В первую очередь, это экономическая сторона дела. Грамотное управление финансами — залог того, что компания просуществует долгое время. Из-за неправильного управления предприятие может влезть в долги или обанкротиться. Помимо планирования денег нельзя упускать из виду управления персоналом, материальной базой, информационными ресурсами. Если использовать специальные программы, облегчающие управление бизнесом, можно получить максимальную выгоду и производительность от организации.

Эффективное управление ресурсами предприятия с помощью 1С:ERP Управление предприятием 2

  • Сокращение трудозатрат на 26%.;
  • Снижение себестоимости на 10%;
  • Рост оборачиваемости складских запасов — 23%;
  • Рост производительности труда в производстве — 27%.

Процессы управления ресурсами предприятия

Чтобы правильно управлять ресурсами фирмы, нужно понимать, какие процессы необходимо включить и задействовать. В них входят закупки сырья, продуктов, товаров, их поставка, управление имеющимися запасами и прочее. Закупка ресурсов считается главным элементом, без которого нечем будет управлять. Выделяют такие процессы управления ресурсами компании:

  1. Планирование, организация поставок и закупок. Организация, а также и планирование происходят с опорой на общий план проекта, смету и другие документы. В учет входит длительность цикла закупок, а также привоза груза. Этот процесс происходит поэтапно. В него включается изучение, выбор подходящих поставщиков, создание заказов, после чего осуществляется контроль за поставками. Поставщиков тщательно выбирают, просматривают их квалификационные анкеты, чтобы не сомневаться в их честности, компетентности, производственных и технических возможностях. Выбор согласуется как с заказчиком, так и с руководителем.
  2. Размещение заказов. Тщательно разрабатываются проекты стандартизации закупок. Что касается общих заказов, то их оформляют исключительно на основе работ, которые позволяют сокращать номенклатуру закупок. Сначала оценивают заявки, осуществляют торги, после чего заключают контракты. Те, кто стали победителями торгов, встречаются с руководителями компании, проводят согласования, обсуждают все нюансы хранения товаров, их перевозку.
  3. Контроль за поставками. Сначала создаются графики на каждый вид поставок. Контроль основывается на прописанном ранее плане проекта. Используются стандартные формы отчетности.

Управление материальными ресурсами предприятия

Правильное управление материальными ресурсами является залогом успеха предприятия. Без материальной составляющей не было бы остальных процессов, на которых держится фирма. Чтобы труд приносил немалую прибыль, организации нужно создать точную и беспроигрышную структуру движения материальных средств.

Большая часть материальных ресурсов — это главные материалы, из которых изготавливают конечную продукцию. Если брать, к примеру, автомобиль, то это — металл, резина, ткань, кожа, стекло и прочее.

Читайте также:  Дистанционный способ продажи товара реклама

Что касается материалов-помощников, то это те, которые необходимы для обработки, обслуживания готовой продукции, придания ей эстетичности. В основном это смазочные материалы, также всевозможные красители, крепеж и прочее. Сюда можно также отнести упаковку.

Все современные промышленные предприятия имеют вычислительную технику, которая позволяет моделировать материальные потоки, разрабатывать улучшенные схемы управления материальными ресурсами. То, насколько рациональна и продумана организация снабжения сырьем, определяет уровень и рост производительности. Это влияет на формирование цен, снижение себестоимости каждой единицы товара и, как следствие — повышение прибыльности фирмы.

Поставка важных материальных ресурсов считается первым звеном всего производственного процесса. От организации поставки, своевременности привоза сырья в нужном количестве зависит постоянство выпуска продукции, а также то, насколько она будет качественной, долговечной и рентабельной. Для того, чтобы деятельность фирмы была эффективной, необходимо постоянное снабжение производства необходимыми ресурсами в соответствии с заданиями, прописанными в плане. Процесс нужно осуществлять с минимальными потерями финансов при хранении материалов на складе и перевозке транспортными средствами.

Управление человеческими ресурсами предприятия

Нельзя сбрасывать со счетов и человеческие ресурсы, которые не менее важны, чем материальные и финансовые. Ведь именно люди руководят процессами производства, делают закупки, составляют графики и планы, выбирают поставщиков. Грамотное управление человеческими ресурсами необходимо потому, что оно:

  • влияет на узнаваемость компании — растет интеллектуальный потенциал персонала, по крупицам создается бренд, общая кадровая политика;
  • считается важным фактором, которое обеспечивает конкуренцию с другими организациями — лидеры будут стремиться к первенству, не допустят того, чтобы их обошли, а это гарантия успеха фирмы;
  • дает возможность компании повысить свой потенциал, вырасти из просто хорошей и успешной в самую первую, процветающую, лидирующую на рынке.

Люди считаются важным ресурсом на любом предприятии. Они контролируют качество выпускаемой продукции, что невозможно полностью автоматизировать, придумывают новые проекты, создают полезные инновационные товары, правильно рассчитывают финансы. Люди постоянно развиваются, стремятся к самосовершенствованию. Материальные ресурсы очень ограничены. Людские же — безграничны.

Организация должна преследовать такие принципы:

  1. Единство руководства. Сотрудники получают и исполняют приказы, которые дает один начальник.
  2. Фиксирование объема контроля. Устанавливают удобное число работников, которые будут находиться в подчинении у одного руководителя. Количество людей не должно превышать норму, чтобы не было проблем с координацией и коммуникацией.
  3. Установка управленческой вертикали. Нельзя ее менять, чтобы все решения принимались верно, и не было беспорядка в производственной деятельности.
  4. Обеспечение беспрекословной дисциплины. Это важно не столько для улучшения производственных процессов, сколько для сохранения жизней и здоровья сотрудников, работающих со сложным и опасным оборудованием.
  5. Подчинение общему делу. Применяется твердость, используются честные принципы, соблюдаются правила, осуществляется постоянный контроль.
  6. Разделение полномочий. Каждая бригада, каждый сотрудник в отдельности должны знать свое дело, не переходить за рамки своих полномочий.

Управление трудовыми ресурсами предприятия

Трудовые ресурсы — это потенциал работников, как физический, так и интеллектуальный. Управление этими ресурсами представляет собой постоянную деятельность, которая направлена на максимально эффективное использование человеческого потенциала. Делается это для того, чтобы достичь целей, которые поставила перед собой фирма. При этом учитываются интересы самих работников. Управление решает такие задачи как развитие сотрудников, их повышение, продвижение вверх по карьере, а также удовлетворение нужды предприятия в квалифицированных работниках.

Что касается развития сотрудников, то это напрямую связано с кадровой политикой. Она заключается в таких моментах:

  • привлечение соискателей;
  • отбор и трудоустройство персонала;
  • повышение квалификации работников, проведение аттестации;
  • продвижение на более высокие должности;
  • увольнение;
  • выход на пенсию;
  • всевозможное стимулирование эффективности труда;
  • создание безопасных условий работы.

Также проводится анализ «текучести» кадров.

Перед наймом работника четко определяются его задачи, квалификация, а также человеческие качества. После успешное управление позволяет уравновесить задачи со способностями сотрудника. То есть, руководитель дает конкретному человеку те задания, с которыми тот сможет справиться максимально хорошо.

Также руководители изучают причины увольнения сотрудников, делают все возможное, чтобы обеспечить стабильность кадров. Прислушиваются к пожеланиям и замечаниям трудящихся, определяют основные методы, которыми можно заинтересовать и простимулировать персонал. Обычно это повышение заработной платы, финансовые вознаграждения, льготы, оплачиваемый отпуск, хорошие условия работы, командировки и прочее.

Частые проверки, оценка качества выполняемой работы подталкивает сотрудников к тому, чтобы выполнять свои задачи как можно лучше, по возможности совершенствоваться. Руководство после проведения оценки выдает премии, повышает зарплату или же выносит благодарность. Также делает обратное: понижает в должности или увольняет нерадивых работников.

Управление информационными ресурсами предприятия

Информационные ресурсы являются ценными знаниями, которыми пользуются руководители и их подчиненные. В основном это информация о клиентах, их ценностях и желаниях. Все это хранится на дисках, цифровых хранилищах, облачных папках — электронных носителях, которые позволяют сберегать большое количество полезных сведений и пользоваться ими в любой момент. Это важно, так как объемы информации увеличиваются, ею становится сложно управлять и держать под контролем. Если в организации возникает информационный хаос, это приводит к замедлению всех процессов.

Главными задачами управления информационными ресурсами считаются:

  • знание обо всем, что происходит внутри фирмы и вне ее, чтобы предупредить факторы, способные повлиять на деятельность компании в целом;
  • получение и передача только достоверной информации;
  • заключение контрактов с агентствами, которые помогают в управлении информационными ресурсами;
  • анализ расходов на получение важных сведений и прочее.
Читайте также:  Какие способы речевого воздействия вы можете назвать

Управление производственными ресурсами предприятия

Немаловажными элементами деятельности любой формы являются производственные ресурсы. В них входят все орудия труда, применяемые в процессе работы, материалы, также сам труд и приходящая информация. Все они воплощают собой единую структуру, которая позволяет в совокупности взаимодействовать и создавать материальные блага.

Управление позволяет повысить эффективность использования каждого из этих ресурсов. Также сделать все возможное, чтобы они максимально точно функционировали в системе производства. Поэтому, чтобы решить подобную организационную задачу, используются подсистемы, которые связаны между собой. Это организация труда, информационных процессов, движения материальных средств.

Все эти подсистемы направлены на то, чтобы управлять ресурсами и эффективно их использовать во всех процессах, происходящих в компании.

Управление экономическими ресурсами предприятия

Управление экономическими ресурсами, использование информационных технологий и специальных программ для его воплощения даст возможность вывести предприятие на новый уровень работы. Прежде всего, проводится постоянный мониторинг экономического состояния фирмы, чтобы своевременно обнаружить ошибки, а также разглядеть потенциал и возможности для будущего роста. Используют показатели, которые сигнализируют о нормальном развитии компании или же об отклонениях от нормы.

Если обнаружились серьезные отклонения от стабильной работы экономической деятельности, согласно системы нормативных плановых финансовых показателей, сначала определяют масштабы этих нарушений. А после выбирают лучшие системы защиты, способные предотвратить массу потерь. Также исследуются факторы, из-за которых предприятие развивается не по плану.

Цели управления могут быть следующими:

  • восстановление нормальной работы предприятия, восстановление его финансовой стабильности;
  • получение желаемого уровня прибыльности;
  • перемены в финансовой стратегии, позволяющие обеспечить постоянный экономический рост фирмы.

Необходимо постоянно уделять внимание контролю экономических ресурсов, а также реализовывать мероприятия, которые улучшают эту сферу производства. После проведения контроля результаты фиксируются и время от времени анализируются, чтобы можно было вносить коррективы в те меры, которые будут приниматься в дальнейшем.

По мере того, как развивается управление, повышается его эффективность. Ее определяют ростом положительных изменений на предприятии, наличием ресурсов, которые нужны для создания продукции, а также условиями их применения. Также ее определяют степенью достижения тех или иных целей, сопоставлением роста и развития предприятия с затраченными на это ресурсами.

ERP система управления ресурсами предприятия

ERP представляет собой систему, которая позволяет эффективно планировать ресурсы фирмы. Это целый комплекс программ, объединенных одной целью — управление ключевыми процессами производства. Электронная система позволяет автоматизировать многие элементы деятельности. Это касается:

  • управления бюджетом;
  • логистики;
  • планирования;
  • управления персоналом и производственными процессами;
  • ведения учета и прочего.

1C:ERP. Мы внедрили уже более 1000 проектов!

Также она полезна и в другом — дает возможность руководству видеть полную картину того, как работает компания. С помощью ERP-системы можно создавать новые стратегии, принимать текущие решения, а также улучшать управление. Ее главным достоинством считается хранение, а также применение ценной информации в нужное время. Система позволяет иметь нужные сведения под рукой, а также предотвращает риски их утери. Благодаря автоматизации, налаженному устройству всех модулей информация о каждом отделе предприятия, по каждому работнику всегда будет находиться в доступности.

Не менее важным преимуществом является то, что теперь можно легко управлять финансами. Также вовремя подавать отчеты, предотвращая возможные ошибки и человеческий фактор, создавать наперед прогнозы касательно прибыли.

В систему ERP входят такие модули:

  1. Главная книга. Используется для того, чтобы вести общий учет — журнал проводок, подача отчетности и т.д.
  2. Расчеты с поставщиками и заказчиками. Позволяет вести учет расходов, контролировать дебиторскую и кредиторскую задолженность, управлять продажами и прочее.
  3. Управление активами. С помощью этого модуля сотрудники могут проводить всевозможные операции с активами, вести налоговый учет, а также проводить расчет амортизации.
  4. Управление финансами. Управляет денежными потоками, имеет связь с банками.
  5. Анализ денежных средств. Дает возможность не только вести учет, но и анализировать его.
  6. Казначейство. Способен улучшить процесс ведения денежных операций фирмы.
  7. Межфилиальный учет. Нужен для того, чтобы поддерживать филиальную структуру производства, проводить постоянный быстрый мониторинг всех подразделений, контролировать их работу.
  8. Консолидация. Позволяет формировать консолидированную денежную отчетность.

Система ERP позволяет управлять проектами, анализировать затраты на их осуществление, чтобы деятельность была прибыльной и результативной. При управлении производством можно осуществлять мониторинг, следить за заказами, следить за качеством выпускаемой продукции, вести документацию, не забыть о плановом техобслуживании оборудования, проводить своевременный ремонт техники, анализировать показатели производственного труда.

При управлении логистикой система позволяет следить за процессами поставок товара, закупок материалов, хранения готовой продукции на складах. Также управлять транспортом, отслеживать его местонахождение.

Можно автоматизировать управление персоналом. Это касается поиска нужных кадров, отбора, обучения, а также оценки работы каждого сотрудника. Система позволяет проводить аттестации, мотивировать работников, рассчитывать заработную плату и многое другое.

Источник

Оцените статью
Разные способы