Способы управления эмоциями приемы развития волевых качеств личности

Содержание
  1. Обобщение 1. По разделу «Человек»
  2. 1. Дайте определения следующим понятиям: воля, индивид, индивидуальность, личность, мировоззрение, самооценка, сознание, способности, темперамент, характер, эмоции.
  3. 2. Перечислите способы управления эмоциями и приёмы развития волевых качеств личности. Как они взаимосвязаны?
  4. 3. Заполните таблицу «Биологическое и социальное в человеке». Используйте следующие понятия: воля, индивид, индивидуальность, деятельность, личность, задатки, инстинкты, мировоззрение, поведение, приспособление, психика, самооценка, сознание, способности, труд, темперамент, характер, эмоции. С какими понятиями и почему возникли сложности?
  5. 4. Приведите примеры действий или проявления различных типов темперамента, характера и уровней самооценки.
  6. 5. Прочитайте тексты, выделите в них основные понятия и используйте их в качестве основы для создания нового текста. Придумайте заголовок, который бы не только отражал главную мысль текста, но и привлекал внимание к нему.
  7. 6. Обратите внимание на прилагательные и причастия, которые применяют для описания личности и характера человека. Говорят о личности «выдающейся», «творческой», «серой», «преступной» и т. п. В отношении характера используются прилагательные «тяжёлый», «жёсткий», «железный», «мягкий», «золотой». Почему мы не говорим «выдающийся характер» или «мягкая личность»?
  8. 7. Определите темперамент, характер и уровень самооценки литературных и киногероев (на выбор). Кто из них, на ваш взгляд, и почему может быть отнесён к экстравертам, а кто — к интровертам? Подтвердите свою характеристику выдержками из текстов или видеофрагментами.
  9. 8. Составьте на основе инфографики к каждому параграфу итоговый текст для обобщения по разделу «Человек» (не более чем на страницу).
  10. 9. Найдите и проанализируйте комикс датского художника Херлуфа Бидструпа «Четыре темперамента». Определите:
  11. Как развить волевые качества личности — психология
  12. Воля человека
  13. Классификация волевых качеств
  14. Методы развития волевых качеств
  15. Совет

Обобщение 1. По разделу «Человек»

1. Дайте определения следующим понятиям: воля, индивид, индивидуальность, личность, мировоззрение, самооценка, сознание, способности, темперамент, характер, эмоции.

Воля — сознательное регулирование человеком своего поведения и эмоций, умение преодолевать внутренние и внешние препятствия.

Индивид — единичный представитель человеческого рода.

Индивидуальность — особенность, неповторимое своеобразие отдельного человека.

Личность — человек, обладающий совокупностью социальных и духовных качеств, которые были приобретены им в процессе социализации.

Мировоззрение — совокупность взглядов, суждений и представлений о мире, обществе, человеке и его предназначении.

Самооценка — оценка личностью самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Сознание — способность человека воспринимать действительность в мыслях и образах, понимать происходящее и выстраивать на этой основе свое поведение.

Способности — индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности.

Темперамент — совокупность психических свойств человека, от которых зависят его реакции на других людей и социальные обстоятельства.

Характер — набор устойчивых черт, которые проявляются в поведении человека.

Эмоции — чувства, переживания человека.

2. Перечислите способы управления эмоциями и приёмы развития волевых качеств личности. Как они взаимосвязаны?

Способы управления эмоциями:

1) целенаправленное создание себе позитивного настроения;
2) уход от негативного эмоционального воздействия;
3) умение управлять своим поведением.

Приемы развития волевых качеств личности:

1) соблюдение режима дня;
2) занятия спортом;
3) тренировка полезных навыков;
4) постановка и достижение целей;
5) доведение начатого дела до конца.

Эмоции могут полностью захватывать человека, только с помощью воли можно их контролировать и сдерживать.

3. Заполните таблицу «Биологическое и социальное в человеке». Используйте следующие понятия: воля, индивид, индивидуальность, деятельность, личность, задатки, инстинкты, мировоззрение, поведение, приспособление, психика, самооценка, сознание, способности, труд, темперамент, характер, эмоции. С какими понятиями и почему возникли сложности?

Биологическое Социальное
Индивид
Инстинкты
Психика
Приспособление
Эмоции
Поведение
Темперамент
Задатки
Воля
Деятельность
Личность
Мировоззрение
Самооценка
Труд
Характер
Индивидуальность
Сознание
Способности

Сложности могут возникнуть с понятиями задатки, способности и психика. Задатки — физиологические особенности человека, относятся к биологическому в человеке. Задатки являются биологической основой способностей. Способности обеспечивают выполнение каких-либо видов деятельности, поэтому относятся к социальному в человеке. Задатки развиваются в способности только в общественной среде. Психика относится к биологическому в человеке, так как психика присуща и высокоорганизованным млекопитающим (дельфины, приматы, собаки).

4. Приведите примеры действий или проявления различных типов темперамента, характера и уровней самооценки.

Холерик: Николай — вспыльчивый человек, легко возбуждается и не доводит дело до конца.

Сангвиник: Владимира называют в коллективе «душа компании» из-за его жизнерадостного, легкого характера.

Флегматик: Игоря очень ценят в коллективе, так как он надежный, основательный и целеустремленный работник.

Меланхолик: Надежда очень впечатлительная девушка, при неудачах сильно расстраивается, может даже заплакать.

Типы характера:

Интроверты стараются избегать чрезмерного общения, их главный интерес составляет собственный внутренний мир.

Экстраверты отличаются активностью, общительностью, стремлением достигнуть общественного признания и успеха.

Уровни самооценки:

Адекватная: Василий адекватно воспринимает критику в свой адрес, реально оценивает свои способности и возможности.

Человек с заниженной самооценкой не верит в свои силы, часто избегает трудности в жизни и не может в полной мере реализовать свои способности.

Человек с завышенной самооценкой не воспринимает критику, не признает собственных ошибок, не прислушивается к мнению других людей, хочет всегда быть лидером и ставит себя выше окружающих.

5. Прочитайте тексты, выделите в них основные понятия и используйте их в качестве основы для создания нового текста. Придумайте заголовок, который бы не только отражал главную мысль текста, но и привлекал внимание к нему.

Человек — биосоциальное существо.

В человеке выделяют биологически обусловленную подструктуру (темперамент, возраст, пол) и социально обусловленную подструктуру (характер, социальный опыт, убеждения). На становление характера значительную роль оказывает социальная среда и обстоятельства жизни индивида. На протяжении жизни у личности формируется мировоззрение, как человек воспринимает себя в мире, какого его предназначение. На основе мировоззрения и мнения окружающих складывается самооценка человека, которая влияет на его поведение в обществе.

Читайте также:  Вакутейнеры цветовая маркировка микротейнеры способы взятия крови

6. Обратите внимание на прилагательные и причастия, которые применяют для описания личности и характера человека. Говорят о личности «выдающейся», «творческой», «серой», «преступной» и т. п. В отношении характера используются прилагательные «тяжёлый», «жёсткий», «железный», «мягкий», «золотой». Почему мы не говорим «выдающийся характер» или «мягкая личность»?

Характер проявляется в действиях и поступках человека. В характере проявляется отношение человека к окружающей действительности, другим людям, самому себе, порученному делу. Поэтому мы используем прилагательные «мягкий», «жесткий», «железный».

Личность формируется в процессе социализации, на основе накопленного опыта. Поэтому мы говорим «преступная» личность, то есть совершающая правонарушения, или «выдающаяся» — достигшая определенных результатов в обществе.

7. Определите темперамент, характер и уровень самооценки литературных и киногероев (на выбор). Кто из них, на ваш взгляд, и почему может быть отнесён к экстравертам, а кто — к интровертам? Подтвердите свою характеристику выдержками из текстов или видеофрагментами.

Герои повести белорусского писателя Владимира Короткевича «Дикая охота короля Стаха»:

Андрей Белорецкий — флегматик, адекватная самооценка. Доводит начатое дело до конца (хотел избавить Надежду Яновскую от проклятья и узнать, кто пугает ее по ночам), спокоен, расчетлив и целеустремлен.

«Что поделаешь, я вообще непростительно жалостливый»; «До этого самого места я в своем рассказе был, так сказать, суровым реалистом»; «этому человеку нужно было обязательно помочь».

Надежда Яновская — меланхолик, заниженная самооценка. Склонна к глубоким переживаниям, нерешительная. Не выезжала за пределы своего имения, стойко переживала свое одиночество и обреченность жизни (так как из-за предательства ее предком короля Стаха, их род был проклят, поэтому Надежда должна была умереть как потомок и последний представитель ее рода).

«Лицо было простодушное, детское. Но самым убедительным был ее голос: медленный, ленивый, безразличный и одновременно трепетный и прерывистый, словно голос лесной птицы»; «такой искренностью и безразличием веяло от ее слов»; «я с недоумением взглянул на нее: неужели она никогда не покидала этого дома?», «несчастная была бы, может, и недурна собой, если бы не этот постоянный, темный ужас»; «и только теперь я понял, какая она, собственно говоря одинокая не только в своем доме, но и среди этой шатии».

Рыгор Дуботовк — сангвиник, веселый, общительный и жизнерадостный, с завышенной самооценкой. В конце повести читатель узнает, что он безжалостный, хитрый человек, который спланировал довести до гибели Надежду Яновскую с целью получения ее замка и имущества.

«Словом, собачник, провинциальный медведь, весельчак и пьяница — это сразу было видно»; «у двери он захохотал таким густым и веселым басом, что я тоже невольно улыбнулся…Его видимо любили»; «добрый, простой великан»; «он был такой колоритный»; «я не узнал его. Это был совершенно другой Дуботовск…Куда девалась доброта, сердечность и ласка…У этого Дуботовска лицо было желтое, с резко опущенными уголками рта…Глаза запали, смотрели мертво и мрачно».

Алесь Ворона — холерик, высокомерный и вспыльчивый характер, с завышенной самооценкой.

«Он был красив, если б не чрезмерная бледность, впалость щек и если б не выражение какого-то необъяснимого озлобления на плотно сжатых губах»; «он удивился…и в глазах его плеснулась мутная ярость»; «Ворона начал закипать»; «это опасный человек, человек с ужасной репутацией».

Интроверты: Надежда Яновская и Андрей Белорецкий.

Экстраверты: Рыгор Дуботовск и Алесь Ворона.

8. Составьте на основе инфографики к каждому параграфу итоговый текст для обобщения по разделу «Человек» (не более чем на страницу).

1) Уникальность человека.

Человек — природное и социальное существо. Психика, инстинкты, адаптация, наличие кровеносной, мышечной, нервной и других систем свойственны для всех живых организмов, поэтому это биологическая подструктура человека. К социальной подструктуре относят сознание, речь, общение, трудовая и целенаправленная деятельность, так как все это проявляется только в обществе. Индивид (представитель человеческого рода) становится личностью только в процессе социализации.

2) Темперамент, характер, способности.

В зависимости от силы и слабости, уравновешенности и неуравновешенности, подвижности и инертности нервной системы выделяют четыре типа темперамента. Холерик — импульсивный, подвижный, возбудимый, изменчивый. Сангвиник — активный, жизнерадостный, контактный, легкий. Флегматик — спокойный, стабильный, настойчивый, медлительный, основательный. Меланхолик — ранимый, интуитивный, вдумчивый, чувствительный, необщительный. Темперамент передается по наследству, а характер формируется на протяжении жизни человека. Выделяют типы характера: экстраверты (сангвиник, холерик) и интроверты (флегматик, меланхолик).

3) Эмоции, чувства, воля.

Эмоции — это переживания человека. Они бывают положительные (радость, ожидание, изумление, восторг) и отрицательные (злость, грусть, страх, тревога). Эмоции кратковременные и ситуативные. А чувства более длительные по времени и устроены более сложно. Это любовь, оптимизм, разочарование, покорность. Управлять эмоциями и чувствами можно с помощью развития волевых качеств личности.

4) Направленность личности.

Направленность личности — внутренние основания деятельности человека и ее содержание (ценности, убеждения, знания, мировоззрение). Мировоззрение человека зависит от условий формирования личности, принадлежности к определенной социальной группе, образования, жизненного опыта, своего внутреннего мира.

5) Познание человеком самого себя.

Человек познает себя с младенчества и продолжается этот процесс всю его жизнь. В процессе самопознания формируется Я-концепция — представление индивида о самом себе. Выделяют две составляющие такой концепции: «Я-реальное» — система мыслей, чувств и желаний в настоящем времени и «Я-идеальное» — то, каким человек хотел бы быть. В зависимости от уровня притязаний (то, что стремиться достичь человек) и успеха (фактический результат его достижений) формируется самооценка. Самооценка бывает трех видов: адекватная, заниженная и завышенная.

9. Найдите и проанализируйте комикс датского художника Херлуфа Бидструпа «Четыре темперамента». Определите:

какому типу темперамента соответствует реакция обладателя шляпы в каждой ситуации;
какие эмоции испытывали участники каждой из четырёх ситуаций со шляпой;
как в каждом случае ситуация со шляпой повлияла на самооценку её участников.

Читайте также:  Как завязать бант все способы

Датский художник Херлуф Бидструп в юмористической форме отразил в своем творчестве типы темперамента в форме реакции одного из персонажей на смятую шляпу.

1 рисунок — холерик, самооценка завышена. Испытывает ужас при виде своей смятой шляпы, затем злость по отношению к человеку, нечаянно севшему на шляпу.

2 рисунок — флегматик, заниженная самооценка. Испытывает грусть, переживает обиду внутри себя, ни слова не сказал севшему на его шляпу человеку.

3 рисунок — меланхолик, занижена самооценка. Человек при виде своей шляпы испытывает горе, затем не может сдержать эмоций и начинает плакать.

4 рисунок — сангвиник, адекватная самооценка. При виде смятой шляпы испытывает удивление, затем смеется над данной ситуацией.

Источник

Как развить волевые качества личности — психология

Что такое воля и чем волевой человек отличается от безвольного? Этим вопросом я заинтересовалась, когда моя младшая сестра стала часто пропускать школьные уроки и перестала посещать спортивную секцию по художественной гимнастике. Она объясняла это нежеланием тратить время попусту.

Для нее отдых и ничегонеделанье в соцсетях были более привлекательны и полезны, чем учеба и спорт. Сегодня я вам расскажу, что такое волевые качества личности, зачем они нужны и как их развить. Тренировать волю никогда не поздно, но лучше всего это начинать делать в детстве.

Воля человека

По многочисленным просьбам подписчиков мы подготовили точный гороскоп-приложение для мобильного телефона. Прогнозы будут приходить для вашего знака зодиака каждое утро — пропустить невозможно!
Скачайте бесплатно: Гороскоп на каждый день 2020 (доступно на Android)

Психология рассматривает волевые качества личности как совокупность необходимых качеств для достижения поставленных целей. Наиболее ярко воля человека проявляется в:

  • целеустремленности;
  • дисциплинированности;
  • настойчивости;
  • стратегичности.

Эти качества характера базируются на воле человека, которую психологи рассматривают как некую привычку психики или ее особое состояние.

Обратите внимание! Силу воли необходимо тренировать, как мускулы тела.

Однако просто силы воли для достижения поставленных целей еще недостаточно, должен присутствовать еще один компонент — стойкость воли или несгибаемость. Сила воли и стойкость образуют волевую сферу личности, которая и отражает психическое состояние индивидуума.

В чем проявляется сила воли? Это способность быстро мобилизовать психику для реализации задуманного. Почему именно психику, а не тело? Потому что именно психические усилия играют основную роль: они называются намерением. Если намерение что-то сделать четко сформировано, то тело подчиняется волевому импульсу и послушно исполняет задуманное.

Если намерение сформировано нечетко (человек не разобрался, нужно ему это делать или не нужно), то тело проявит пассивность либо будет диктовать свои условия. А набор желаний у тела всегда одинаков — отдохнуть, вкусно покушать, поспать. Тело стремится ничего не делать. Побудить его к действию может только стимул — сильная заинтересованность в чем-либо. Это может быть голод, желание привлечь к себе внимание или желание заработать деньги для реализации мечты. Без стимула тело будет пассивным и инертным.

В чем проявляется слабость воли? Это особенно заметно, когда человек останавливается на полпути или опускает руки при первом же препятствии на пути к цели. Слабая воля тоже тренируется, если родители потакают капризам ребенка и не реагируют на частые перемены в настроении. Если ребенком управляет желание «хочу — не хочу», то воля его не тренируется. Такому ребенку придется очень тяжело в жизни, которая требует закаленной воли и твердого характера.

Важно! Чтобы воспитать у ребенка силу воли, нужно привить ему навык доводить задуманное до конца и умение преодолевать препятствия на пути к цели. Стремление к успеху — необходимое качество характера человека.

В чем проявляется стойкость воли? Она проявляется в умении удерживать взятую цель, не сворачивать с выбранного пути и получать удовольствие от достигнутого результата. Именно удовольствие от достигнутого является стимулом для развития стойкости волевых качеств.

Обратите внимание! Стойкость воли можно сравнить с выносливостью.

Чаще всего человеку не хватает выносливости, чтобы завершить начатое дело. У него либо интерес пропадает на половине пути, либо терпения не хватает, либо поднимает голову лень. Поэтому выносливость необходимо тренировать, как и силу воли. Сила воли является побуждением к действию, а выносливость отвечает за реализацию задуманного. Есть много легких на подъем людей, но мало кто из них может пройти путь до конца — получить результат.

Классификация волевых качеств

Психологи выделяют два типа (подвида) волевых качеств человека:

Первичные волевые качества даны нам от рождения, системные формируются в процессе социализации личности, то есть в процессе интеграции в общество. Однако первичные волевые качества с возрастом утрачиваются, поэтому их необходимо восстанавливать тренировками.

Первичные волевые качества — это:

  • энергичность;
  • терпеливость;
  • самообладание;
  • смелость.

Энергичность хорошо проявляется в маленьких детях. Они всегда на позитиве, им всё интересно и увлекательно: мир вокруг раскрашен ярким цветом. То есть у них всегда есть мотивация к действию — познание окружающего мира. Взрослому человеку необходимо эту мотивацию активировать, специально настраивать себя на положительный итог и мобилизовать внутренние ресурсы (энергию для достижения цели).

Терпеливость — это умение кропотливо и целеустремленно добиваться намеченного. Маленькие дети иногда демонстрируют чудеса терпеливости, когда занимаются запрещенным родителями делом (разбирают по запчастям игрушки, уничтожают косметику мамы и т. д.). Маленький ребенок обязательно доведет до конца начатое дело — уничтожение маминых кремов и т. д. Взрослому человеку терпеливо довести до конца начатое (при отсутствии видимых результатов) не всегда хочется, но при наличии мощного стимула вполне реально. Однако не следует путать терпеливость с пассивностью: это разные вещи.

Читайте также:  Способы транспорта веществ через мембрану клетки

Самообладание проявляется, когда человек продолжает выполнять начатое дело, несмотря на неблагоприятные внешние обстоятельства. Самообладание берет под контроль любые эмоции, чтобы они не мешали осуществлению задуманного. А помешать может страх, паника (всё пропало) или апатия (руки опускаются). Волевой человек упрямо продвигается выбранным курсом, уверенный в успехе своего предприятия. Однако самообладание не следует путать с бестолковостью и упёртостью: оно выражается в стабильности эмоционального фона.

Смелость — это преодоление иррациональных страхов на пути к цели. Почему страхи названы иррациональными? Потому что они воображаемые и надуманные. Их не существует на самом деле, но человек легко может вообразить и придумать любой страх. Помимо иррациональных страхов существуют и вполне реальные — непонимание окружающих, препятствия и осуждение конкурентов, откровенная ложь и даже угроза жизни. Волевой человек умеет побеждать все страхи на выбранном пути и неуклонно продвигается к цели. Однако смелость нельзя путать с сумасбродством, безбашенностью и неоправданным риском.

Системные волевые качества всегда связаны с моральной составляющей, они вырабатываются под влиянием общества. По этим качествам дают характеристику человеку как социальной единице:

  • целеустремленность;
  • настойчивость;
  • принципиальность;
  • инициативность;
  • решительность;
  • стратегичность;
  • самодостаточность.

Целеустремленность предполагает умение ставить цель и добиваться ее законными путями. Это очень важное качество характера, позволяющее выживать в социуме и добиваться определенного социального статуса.

Настойчивость помогает продвигаться к выбранной цели, не сворачивая с пути и не опуская руки при первой неудаче. Настойчивый человек может посвятить своей избранной цели годы, чтобы впоследствии насладиться достигнутым результатом. Настойчивость хорошо тренируется в спортивных секциях.

Принципиальность — качество социального человека. Это верность своим взглядам и убеждениям, умение отстаивать собственную точку зрения и не поддаваться на провокации. Принципиальность тесно связана с мировоззренческой позицией человека.

Инициативность — тоже качество человека социального. Это умение генерировать идеи по преобразованию окружающего мира, проявление неравнодушия к жизни в социуме и желание усовершенствовать социальную жизнь. Инициативность присуща людям с качествами лидера.

Решительность — качество, необходимое для осуществления поставленной задачи. Решительность тренируется только на практике. Например, многие школьники боятся отвечать у доски — необходима решительность. Также решительность проявляется в умении оперативно принимать решения, не боясь последствий. Однако решительность иногда путают с импульсивностью, которая приносит только вред.

Импульсивность характеризуется большим эмоциональным накалом, в отличие от решительности. Серьезные решения должны приниматься разумом, а не эмоциями. Также не следует путать решительность с проявлением спешки: это не суетливое поведение, а скорость перехода от решения к действию. Пока нерешительный человек колеблется и раздумывает, решительный достигает цели.

Стратегичность — тоже качество человека социального. Иными словами, это строгая последовательность действий на выбранном пути и отсутствие хаоса в мыслях. Разумный человек никогда не начнет действовать без четко продуманного плана, а также он предвидит (планирует) результат своих усилий. Например, архитектор сначала видит строение внутренним взором, а потом реализует его в проекте. Однако стратегичность не предполагает косность мышления: планы могут корректироваться изменяющейся обстановкой.

Самодостаточность предполагает самостоятельность во всех ее проявлениях. Это умение жить согласно собственным убеждениям и принципам. Самодостаточный человек не нуждается в посторонней помощи, он вполне самостоятельно может принимать решения и осуществлять их на практике. Иными словами, это умение действовать автономно и независимо.

Методы развития волевых качеств

Воля человека тренируется в процессе жизнедеятельности при преодолении различных препятствий. Именно умение преодолевать препятствия на пути формируют волевую сферу человека. Тренировать волю помогает инстинкт выживания, который является стимулом к действию. Но по мере взросления к инстинкту выживания добавляется социальный стимул — похвала родителей, коллег, учителей. То есть в права вступает воспитание и его требования. Воспитание начинает формировать моральные качества, на основе которых тренируется системная воля.

Методы укрепления волевых качеств:

  • посещение спортивной секции;
  • посещение кружков по интересу (художественный, фото);
  • увеличение сложности процесса;
  • анализ неудач и успеха.

Укреплять волю необходимо с самого детства. Для ребенка будет полезным посещение спортивной секции, так как коллективное преодоление препятствий является огромным стимулом к действию. Дети любят копировать друг друга, поэтому результаты и достижения других будут побуждать к собственным достижениям.

Кружки по интересам тоже воспитывают волевые качества. Например, при рисовании картины необходимо проявлять терпеливость и настойчивость. Способствует развитию воли даже хобби, ведь многие увлечения требуют такого же терпеливого участия в процессе, как и спортивная секция.

Обратите внимание! Чтобы ребенок не бросил занятия рисованием или иным видом деятельности, чаще хвалите его и не ставьте слишком сложные задачи.

Взрослый человек может укреплять волю с помощью занятий на спортивных тренажерах. Укрепляет волю и принятие решения вести здоровый образ жизни либо избавиться от какой-либо вредной привычки.

Помните, что нагружать себя сложными невыполнимыми задачами — путь к провалу. Следует ставить перед собой небольшие выполнимые цели и реализовывать их. Реализация задачи приносит удовольствие, а удовольствие является стимулом к выполнению следующей задачи. От простого к сложному — наилучший совет по укреплению волевых качеств.

Разбор полетов — это важная веха на пути укрепления воли. Нужно спокойно проанализировать, почему не получилось что-то сделать. Так же необходимо фиксировать положительные результаты, чтобы они сохранялись в памяти. Перечитывание записанных в блокноте достижений (или фото/видео отчет) помогают зарядиться позитивом, если что-то не получается.

Совет

Помните, что силу воли необходимо постоянно тренировать. Если этого не делать, начнется обратный процесс — скатывание в апатию и лень, деградация личности.

Источник

Оцените статью
Разные способы