- Управление бюджетным дефицитом
- Бюджет
- Бюджетный дефицит
- Готовые работы на аналогичную тему
- Управление бюджетным дефицитом
- Сбалансированность бюджета — концепция, источники и причины
- Концепция сбалансированного бюджета
- Концепция сбалансированного и несбалансированного бюджета
- Источники финансирования бюджетного дефицита
- Причины дефицита
- Все, что следует знать о бюджете страны
- Что такое бюджет?
- Структура бюджета
- Профицит и дефицит бюджета
- Система доходов госбюджета
- Виды государственных доходов
- Разделение налогов по уровню бюджетов
- Прямые и косвенные налоги
- Система расходов Госбюджета
- Расходы и структура их распределения
- Виды бюджетов
- Бюджет государства
- Функции госбюджета
- Источники доходов бюджета
- Расходы госбюджета
- Источники финансирования бюджетного дефицита
- Требования к бюджету
- Уровни бюджетной системы
- Доходы и расходы бюджетов всех уровней
- Формирование доходов бюджетов
- Осуществление бюджетных расходов
- Распределение средств бюджетов разных уровней
- Расходование городского бюджета
- Распоряжение городским бюджетом
Управление бюджетным дефицитом
Вы будете перенаправлены на Автор24
Бюджет
Бюджет — это система поступления, накопления и распределения средств, часть которых идет на оплату функционирования государства, а другая часть на решение социально-экономических проблем общества.
Роль бюджета заключается в формировании финансовой основы, обеспечивающей нормальное функционирование государственных органов. Бюджет может быть не только государственным, а принадлежать предприятию или отдельному домашнему хозяйству. Задача любого субъекта заключается в том, чтобы поддерживать нормальный баланс бюджета, когда расходы не превышают доходы.
В случае, если доходы превышают расходы, то говорят о бюджетном профиците. Высокий уровень расходов свидетельствует о том, что государству необходимо вводить меры по сокращению расходов. Эта процедура называется секвестр.
Государственный бюджет представляет собой документ, который описывает текущее состояние государственной казны с учетом всех стоимостных и натуральных показателей. Основными видами бюджета являются:
- Функциональный.
- Бюджет центра финансовой ответственности.
- Управленческий.
Бюджет может составляться снизу-вверх, то есть данные собираются нижними органами власти и консолидируются выше. Бюджет «сверху-вниз» предполагает, что руководство обладает достаточными знаниями для прогнозирования планируемого периода. По длительности выделяют краткосрочные и долгосрочные бюджеты, они могут быть постатейными, с временным периодом, статичные и гибкие, приростные и с нулевым уровнем. Бюджеты могут быть частными и генеральными.
Существует два подхода к управлению бюджетом. Первый подход основывается на математических моделях. С помощью финансовых расчетов строятся прогнозы на будущее. Второй подход опирается на данные, поступающие из реального сектора.
Бюджетный дефицит
Бюджетный дефицит – это состояние бюджета страны, при котором расходы превышают доходы.
Готовые работы на аналогичную тему
Задача государственной власти заключается в обеспечении сбалансированности бюджета. В зависимости от влияния различных факторов возникают ситуации, при которых доходы не покрывают все запланированные траты.
Сбалансированность представляет собой такой бюджетный процесс, при котором запланированные расходы не превышают запланированных доходов. При организации баланса необходимо учитывать все источники доходов и отслеживать расходы. Доходы могут поступать из налоговой системы, в виде иностранных заимствований, из сферы оказания государственных услуг и другого. Профицит может быть вреден тоже. Результатом профицита может стать снижение эффективности использования доходов, в результате чего увеличивается нагрузка на экономику страны. Получается, что сбалансированность является основным требованием к планированию и организации бюджета.
Сбалансированность бюджета достигается:
- ограничением расходов;
- рациональным распределением расходов между уровнями бюджета;
- проведением мероприятий по увеличению доходов;
- модернизацией бюджетного регулирования;
- планированием бюджетных расходов;
- использованием различных форм заимствований, обеспечивающих эффективное поступление средств.
Дефицит бюджета может появиться из-за роста государственных расходов, который наблюдается при структурной перестройке экономики. Причиной может стать рост неоплаченного государственного долга, нагрузка на бюджет растет, что еще больше увеличивает его дефицит. Сокращение доходов государства происходит в периоды кризиса, чрезвычайных ситуаций, крупных катастроф. Неэффективность хозяйственной и финансовой системы, политический популизм, коррупция, низкое качество налоговой политики также провоцируют сокращение доходов бюджета.
Управление бюджетным дефицитом
Финансирование дефицита осуществляется двумя способами, а именно, за счет денежных поступлений и за счет выпуска долговых обязательств.
Покрытие расходов денежными средствами связано с дополнительной эмиссией средств центральным банком страны. То есть снижение дефицита происходит за счет увеличения денежной массы. Это самый простой метод, но самый опасный, так как он ведет к повышению уровня цен. Цены растут, налогоплательщики откладывают обязательные платежи в пользу государственной казны, поэтому дефицит продолжает увеличиваться.
Еще одним способом привлечения средств в государственную казну без повышения налогов является выпуск долговых обязательств. Облигации размещаются на фондовом рынке. Этот способ хорош тем, что денежная масса не растет, а значит, не изменяется уровень цен. Долговое финансирование может осуществляться за счет кредитов собственных банков, банков иностранных государств, займов, бюджетных кредитов, поступлений от продажи государственного имущества. Преимущества долгового финансирования заключается в отсутствии инфляции.
Источниками финансирования дефицита бюджета могут быть средства, которые поступили от продажи облигаций, кредитные средства, средства от продажи акций, поступление от продажи драгоценных металлов, игра на курсовой разнице и другое. К внешним источникам финансирования относят государственные займы, кредиты иностранных государств, кредиты в иностранной валюте.
Проблема бюджетного дефицита заключается в том, что он провоцирует инфляцию, что ведет к дестабилизации экономики. Но некоторые эксперты предлагают планировать бюджет с небольшим дефицитом, тогда появляется возможность предотвратить экономический спад. При высоком уровне безработице увеличение государственных закупок ведет к активизации реального сектора. В результате растет предложение и происходит стимулирование потребительских расходов. Предприниматели испытывают оптимизм, поэтому растет спрос, который стимулирует рост занятости. То есть бюджетный дефицит может оказывать оздоравливающее влияние на экономику.
Источник
Сбалансированность бюджета — концепция, источники и причины
Содержание:
Баланс государственного бюджета — важнейший вопрос, от которого зависит благополучие граждан. Государственный бюджет — это финансовый документ, определяющий уровень благосостояния государства. И это оказывает большое влияние на ситуацию в обществе, дает государству определенное место и престиж на мировой арене.
Наилучшим способом обеспечения сбалансированности бюджета является формирование бездефицитного бюджета, в котором объем расходов, включая расходы на обслуживание и погашение государственного (муниципального) долга, не превышает суммы доходов. Если избежать бюджетного дефицита невозможно, даже если обычные источники финансирования полностью исчерпаны, для сбалансированности бюджета необходимо прибегать к различным формам заимствований, что требует минимизации размера бюджетного дефицита на всех стадиях бюджетного процесса.
Правительство должно всегда стремиться к сбалансированности бюджета. Данный принцип утвержден Бюджетным кодексом Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-Ф3. Сбалансированный бюджет направлен на поддержание финансовой стабильности, реальности и выполнимости утвержденного бюджета на предстоящий год.
Концепция сбалансированного бюджета
Бюджетный баланс является одним из основных принципов формирования и исполнения бюджета, который заключается в количественном соответствии (сбалансированности) бюджетных расходов источникам их финансирования.
Этот принцип позволяет достичь баланса (равновесия) между общей суммой доходов бюджета (доходы бюджета и источники покрытия дефицита) и объемом расходов даже при наличии дефицита бюджета. Отсутствие бюджетного баланса создает дисбаланс. Когда расходы превышают доходы, бюджет принципиально невыполним — несбалансированный бюджет заведомо нереален, несбалансированность делает его фиктивным.
Конкретные причины отставания темпов роста доходов бюджета от темпов роста бюджетных расходов могут включать в себя:
- Кризисные явления в экономике;
- Неспособность правительства контролировать финансовую ситуацию в стране;
- исключительные обстоятельства (войны, крупные стихийные бедствия);
- милитаризация экономики в мирное время;
- крупные централизованные инвестиции в развитие производства и изменение его структуры
- чрезмерное увеличение темпов роста социальных расходов по сравнению с темпами роста валового внутреннего продукта.
Величина дефицита государственного бюджета определяется отношением абсолютного значения дефицита к расходному бюджету или объему ВВП. Многие экономисты считают нормальным финансовое положение страны, когда дефицит бюджета не превышает 2-3% ВВП, 5-6% национального дохода или 8-10% расходов бюджета.
Составление бюджета с профицитом также нежелательно, поскольку это связано с перегрузкой экономики и снижением общей эффективности использования бюджетных ресурсов.
Концепция сбалансированного и несбалансированного бюджета
В нашей стране существует трехуровневая система бюджетов. Верхний уровень — федеральный бюджет, второй — бюджеты субъектов Российской Федерации, третий — бюджеты муниципалитетов (местные бюджеты). Прежде всего, стоит определить, что такое бюджет.
Бюджет — денежный фонд центрального характера, который формируется на одном из уровней бюджетной системы для обеспечения эффективной работы органов власти и выполнения ими социально-экономических задач.
Идеальная ситуация — это когда бюджеты сбалансированы на всех уровнях, то есть доходы бюджета равны бюджетным расходам. Однако это происходит очень редко, чаще всего возникает бюджетный дефицит, т.е. превышение расходов над доходами бюджета в результате воздействия различных экономических, политических и других факторов. Профицит — это обратная ситуация, это крайне редкое явление для современной экономики. Наличие небольшого дефицита оказывает своеобразное стимулирующее влияние на экономику и подталкивает некоторые ее отрасли к более эффективному развитию и работе, а профицит, напротив, является признаком неэффективного использования доходов, получаемых из бюджета.
Мировой опыт показывает, что дефицит бюджета, не превышающий 3% ВВП, считается безопасным. В 1990-е годы бюджетный дефицит в России был достаточно большим, особенно в 1997 году (95,4 млрд. рублей), и власти были вынуждены сократить расходную часть бюджета (секвестр).
Источники финансирования бюджетного дефицита
Правило сбалансированности бюджета является одной из основ нормального развития экономики государства. В академических кругах считается, что проблема заключается не в самом существовании дефицита, а в способах его покрытия.
Финансирование бюджетного дефицита понимается как привлечение средств, полученных путем реализации государственных заимствований, и его ориентация на покрытие отрицательного сальдо бюджета.
Источники финансирования дефицита бюджета определяются при утверждении бюджета на следующий финансовый год. Эти источники можно разделить на 2 группы: внешние и внутренние.
- Государственное кредитование в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг на имя Российской Федерации.
- Кредиты, полученные от иностранных государств, банков, международных организаций в иностранной валюте.
Внутренние источники финансирования бюджетного дефицита:
- Кредиты, предоставляемые кредитными организациями в национальной валюте.
- Государственное заимствование путем выпуска ценных бумаг
- Бюджетные кредиты, предоставляемые бюджетами других уровней бюджетной системы
В практике российской экономики существуют и другие способы покрытия дефицита бюджета, например, получение доходов от реализации части государственных резервов, проведение приватизаций, доходов от государственной предпринимательской деятельности.
Причины дефицита
Как упоминалось ранее, дефицит — это превышение расходной части бюджета над доходной. Существует ряд причин, по которым может возникнуть дефицит бюджета:
- Спад в промышленном производстве
- Экономические кризисы
- Чрезвычайные ситуации, стихийные бедствия
- неэффективное функционирование финансовой системы
- Высокий уровень коррупции
- Высокий уровень теневой экономики при неэффективной налоговой политике
Несмотря на множество причин. Многие из них постоянно присутствуют в экономике, существует порог дефицита бюджета каждого уровня, он законодательно определен в Бюджетном кодексе РФ.
Наличие дефицита бюджета важно для того, чтобы отличить его от ситуации с кассовым разрывом — ситуации, при которой доходы и расходы разделены во времени, что приводит к нехватке финансовых ресурсов в определенный период. Кроме того, планируется дефицит бюджета, поскольку он планируется с самого начала процесса подготовки бюджета.
Рекомендую подробно изучить предметы: |
|
Ещё лекции: |
- Технология управления устареванием — терминология, суть и стратегия
- НТП и экономический рост — концепция и влияние
- Интеграция и интеграционные объединения — концепция и взаимосвязь
- План государственного бюджета — суть, концепция и ответственные органы
- Проблемы рыночной экономики — концепция, признаки и вмешательство
- Управление человеческим капиталом — теория, концепция и важность управления
- Экономические районы СССР — концепция, состав и история формирования
- Судебная экономическая экспертиза — концепция, важность криминалистики и порядок проведения
При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org
Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи
Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей
Whatsapp и логотип whatsapp являются товарными знаками корпорации WhatsApp LLC.
Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.
Источник
Все, что следует знать о бюджете страны
Что такое бюджет?
В понятии обывателя бюджет обычно ассоциируется с неким хранилищем денег, находящимся в распоряжении государства, правительство которого периодически берёт оттуда средства, чтобы потратить на пенсии, социальные программы вроде материнского капитала, перечислить зарплаты бюджетникам. По факту бюджет государства – это финансовый документ, включающий комплекс смет всех потребностей страны. Кроме того, в нём указаны все источники поступлений, из которых планируется получить средства. Бюджет консолидирует денежные потоки государства, содержит информацию о планах правительства в сфере экономической деятельности, и в целом задаёт параметры экономической политики, решает вопросы финансового регулирования в масштабах всей экономики государства.
Годовой бюджет страны является законодательным актом и проходит процедуру составления и его утверждения Государственной думой и Советом Федерации, прежде чем подписывается президентом и передаётся на исполнение правительству.
Мобилизация финансовых ресурсов обеспечивает органам власти выполнение возложенных на них функций, а экономическая важность бюджета заключается в формировании конечного спроса, напрямую оказывая влияние на такие экономические показатели, как:
- объём промышленного производства;
- инвестиции;
- достаток населения страны и показатели безработицы;
- валютный курс;
- внешний и внутренний долг государства;
- инфляция и показатель ключевой ставки.
Структура бюджета
В структуру входят две составляющие: доходная и расходная.
К доходной части относятся:
- федеральные прямые и косвенные налоги;
- акцизные и таможенные пошлины и сборы;
- региональные и местные налоги.
К расходной части относятся:
- финансирование отраслей промышленного сектора экономики;
- финансирование агропромышленного комплекса и сельского хозяйства;
- затраты на оборону и правоохранительную деятельность;
- финансирование социального блока, а также науки, образования, здравоохранения.
ВНИМАНИЕ! При сбалансированном бюджете соотношение доходов и расходов является равным.
Профицит и дефицит бюджета
При несбалансированности бюджета возникает его дефицит либо профицит.
Бюджетный дефицит возникает при превышении уровня расходов государства над размером привлечённых в казну финансовых поступлений. Профицит, напротив, предусматривает преобладание суммы доходов над расходной частью.
При бюджетном дефиците государство вынуждено применять меры, направленные на урезание бюджета, а именно, к секвестру — сокращению расходов. Жёсткость принятых мер определяется величиной дефицита.
Причинами дефицита могут послужить:
- военные конфликты, в которых задействовано государство, при которых происходит увеличение расходов на модернизацию армии;
- неустойчивый курс национальной валюты;
- снижение ВВП;
- неэффективное расходование доходной части (например, дотации недоходных отраслей производства);
- недостаточность поступления средств (например, недополучение налогов) в доходную часть бюджета.
Чтобы государство могло выполнять перед своими гражданами и кредиторами обязательства, дефицит бюджета должен быть погашен — профинансирован средствами. Откуда их взять? Для устранения дефицита денежных средств государство занимает их у своих же граждан посредством выпуска облигаций государственного займа либо кредитуется у других стран или межгосударственных образований.
Ещё один способ ликвидировать дефицит государственного бюджета – провести эмиссию, то есть запустить денежный печатный станок страны, но это непопулярная мера, так как всегда негативно сказывается на уровне инфляции.
Система доходов госбюджета
Доходы служат финансовой базой для реализации основополагающих задач в сфере экономики, социальной и оборонной политики страны, состоящей из платежей физических и юридических лиц в пользу государства, а также иных неналоговых доходов, поступающих в распоряжение финансовых распорядителей.
Виды государственных доходов
Все поступающие в распоряжение государства средства можно подразделить на налоговые, неналоговые и безвозмездные перечисления.
- Налоговые поступления от физических и юридических лиц занимают центральное место в системе государственных доходов, обеспечивая органам государственной власти основной источник денежных средств. Также они являются регулятором всех социальных групп населения страны. Так, для лиц, находящихся за чертой бедности, предусмотрен механизм освобождения от налогового бремени, а для богатых – повышенный уровень налогообложения на сверхприбыль.
- Неналоговыми источниками доходов являются средства от использования или продажи государственного (муниципального) имущества, штрафы, компенсации, а также услуги возмездного характера, которые оказывает государство своим гражданам.
- Безвозмездными перечислениями называют дотации и субсидии как инструмент финансовой помощи бюджетов разных уровней, а также добровольные пожертвования и безвозвратные перечисления от внебюджетных фондов, граждан и организаций.
Разделение налогов по уровню бюджетов
Все налоги подразделяются на федеральные, региональные и местные.
Хотя система налогообложения и имеет трёхуровневый характер, наиболее значимы именно федеральные налоги. К их числу относятся такие налоги, как:
- НДФЛ;
- налог на прибыль организаций;
- НДС;
- все виды акцизов, таможенных и иных пошлин, оплата по системе «Платон».
Региональными являются налоги и сборы, обязательные к уплате на уровне субъектов государства. К этой категории относят:
- имущественный налог организаций;
- налог на игорный бизнес;
- транспортный налог;
- лицензионные сборы и пошлины.
На региональном уровне также устанавливаются налоговые льготы по отдельным видам налога.
Налоги и сборы местного уровня, а также льготы по этим налогам, устанавливаются и принимаются нормативными актами муниципалитетов. Правовое регулирование местных налогов и сборов органы местного самоуправления осуществляют в пределах определённых законодательством полномочий. К системе местных налогов относят:
- налог на имущество физических лиц;
- налог на землю;
- на содержание жилищного фонда;
- на рекламу.
Прямые и косвенные налоги
По способу изъятия налоговые платежи подразделяются на прямые и косвенные.
Прямые налоги собираются непосредственно, буквально «напрямую» с субъекта налогообложения. Это налог на прибыль, НДФЛ, налог на совокупный доход. Прямые налоги могут взиматься в бюджеты всех уровней в зависимости от географического расположения предприятия и его стратегической важности.
Доля косвенных налогов в системе бюджета России занимает ключевую роль и составляет более 70% от общего числа поступлений. Их значение заключается не только в доходности для государства, но и влиянии на ценообразование и общую структуру потребления.
К косвенным налоговым платежам относится, в первую очередь, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины и сборы, а также акцизы, которые взимаются с групп товаров с высокой доходностью (природные ресурсы, бензин, спирт и алкогольные напитки, табачные изделия).
Ключевое значение в этой группе налогов занимает именно НДС, приносящий почти половину поступлений в бюджет от всех косвенных налогов.
Система расходов Госбюджета
С помощью расходной части бюджета государство исполняет свои функции в сферах экономики, обороны и социальной политики, оказывая влияние на экономическое, социально-культурное развитие и состояние общества в целом.
Расходы и структура их распределения
Под расходами подразумеваются невозвратные платежи, распределение средств по которым происходит из бюджетов всех уровней в размерах и по направлениям, установленным в нормативно-правовых актах.
Из федерального бюджета финансируются расходы на:
- национальную систему обороны;
- науку и образование;
- систему здравоохранения;
- содержание государственного аппарата;
- содержание судебной и уголовно-исполнительной системы;
- формирование государственных резервов;
- обслуживание и погашение госдолга;
- дотационную деятельность (финансовая помощь слабым регионам).
К расходам, финансируемым совместно из бюджетов разных уровней, относят:
- поддержку промышленного производства;
- обеспечение органов охраны правопорядка;
- мероприятия социально-культурного характера.
Ключевой принцип межбюджетного распределения расходов заключается в соответствии фактических полномочий законодательно закреплённым на их уровне власти.
Виды бюджетов
Бюджет — смета доходов и расходов определённых образований (государства, региона, органа местного самоуправления), рассчитываемая на заданный период, обычно на один год. Для каждого из них он имеет свои отличительные характеристики.
Бюджет государства
Бюджет государства является главным инструментом регулирования экономики и перераспределения национального дохода для реализации Правительством намеченного экономического курса и социальной политики. Принимаемый на законодательном уровне, он представляет собой основной финансовый план страны, обязательный для исполнения на всей её территории.
СПРАВКА! В экономически развитых странах через бюджет перераспределяется до 40% ВВП.
В бюджете аккумулируется часть денежных доходов организаций и граждан. За счёт бюджетных средств финансируются оборона, охрана общественного порядка и безопасность государства, экономика, здравоохранение, образование и культура.
Функции госбюджета
К основным функциям государственного бюджета относят перераспределение национального дохода, стимулирование экономики, обеспечение социальной политики, направленной на развитие здравоохранения, образовательных и научных программ, а также финансовую поддержку малоимущих групп населения.
Также средства бюджета страны и внебюджетных государственных фондов используются на общие нужды всей нации, которые невозможно удовлетворить за счёт бизнес-сферы. К ним относятся государственное управление, оборона и безопасность страны, экология.
Источники доходов бюджета
Основными источниками финансовых поступлений в казну государства являются:
- налоги с физических лиц и организаций;
- эмиссия денежных знаков;
- приватизация.
Расходы госбюджета
К расходам государства относятся денежные средства, направленные на обеспечение задач и функций государства. По целям распределения расходы государства подразделяются на:
- Политические: обеспечение оборонного комплекса и системы национальной безопасности (армия, полиция, суды, тюрьмы), содержание управленческого государственного аппарата.
- Экономические: содержание и поддержка отраслей экономики, субсидирование частного малого и среднего бизнеса.
- Социальные: развитие системы здравоохранения, образовательной системы и науки, культуры, выплата пенсий, социальных пособий, зарплат бюджетникам.
- Экологическая: охрана окружающей среды.
Разница между доходами и расходами страны составляет сальдо бюджета, которое может пребывать в трёх различных состояниях:
- положительное сальдо — доходная часть преобладает над расходами, создаётся профицит;
- сальдо равно нулю — доходы полностью компенсируются расходами, бюджет является сбалансированным;
- отрицательное сальдо — уровень расходов превышает размер финансовых поступлений, создавая дефицит.
Существует понятие «интервал оптимальности» доли бюджета в показателе валового внутреннего продукта, без которого невозможно достичь экономического роста. При завышенной доле государственного бюджета в структуре ВВП экономика несёт излишнее бремя налоговой нагрузки, происходит её стагнация. Следовательно, чем меньше доля бюджета в валовом внутреннем продукте, тем выше темпы экономического роста.
ВАЖНО! Но и тут есть свои исключения. Если доля государственного бюджета в разрезе ВВП будет минимизирована, это не позволит государству эффективно выполнять свои функции, что также окажет отрицательное влияние на развитие экономического сектора.
Источники финансирования бюджетного дефицита
В структуре государственного бюджетного дефицита источники финансирования подразделяются на внутренние и внешние.
К первой группе относится эмиссия ценных бумаг (облигации федерального займа для населения), предоставление денежных ссуд бюджетами других уровней.
Вторая группа подразумевает реализацию ценных бумаг на мировом финансовом рынке, получение банковских кредитов или займов международных наднациональных финансовых корпораций, а также межгосударственное кредитование.
Требования к бюджету
К бюджету государства применяется ряд обязательных требований:
- Отсутствие жёсткой привязки и зависимости доходов от расходов. Это позволяет исполнителям бюджета расставлять приоритеты при решении задач федерального уровня, что обеспечивает гибкость экономической политики.
- Соблюдение системы иерархии и принципа автономности бюджетов разных уровней.
- Включение в бюджет государства всех подконтрольных ему доходов и расходов.
Уровни бюджетной системы
Бюджетной системой предусмотрено подразделение бюджета на три уровня:
- Федеральный (бюджет страны в целом).
- Региональный (бюджеты краёв, областей, республик, автономных округов, городов федерального значения).
- Местный (бюджеты муниципальных образований – городов, посёлков, станиц, районных центров).
Доходы и расходы бюджетов всех уровней
Формирование доходов бюджетов происходит в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством страны. В основу бюджетных расходов всех уровней заложены единые принципы и нормативы минимальной обеспеченности бюджета для реализации госуслуг, установленных исполнительными органами власти. Рассмотрим подробнее.
Формирование доходов бюджетов
Формирование происходит за счёт налоговых и неналоговых видов доходов. В актив бюджета нового финансового года зачисляется также неосвоенный остаток денежных средств, образовавшийся по итогам завершённого бюджетного года.
Налоговые доходы включают в себя все предусмотренные налоговым законодательством федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также штрафы и пени.
ВНИМАНИЕ! Оценки экономической эффективности показывают, что налоговые доходы региональных бюджетов должны составлять не менее половины консолидированных доходов государственного бюджета.
Неналоговыми видами дохода являются средства, поступившие в казну в результате:
- сдачи в аренду или продажи государственной или муниципальной собственности;
- получения дивидендов по ценным бумагам;
- начисления процентов на остаток бюджетных денежных средств, размещённых на банковских счетах;
- взимания штрафов, а также оказания возмездных услуг государства своим гражданам.
Осуществление бюджетных расходов
Расходы бюджетов классифицируются по признакам их экономического содержания на текущие и капитальные.
Из текущих расходов происходит обеспечение бесперебойного функционирования системы органов власти всех уровней, бюджетных организаций и учреждений, оказывается господдержка отдельным отраслям экономики или субъектам в целом в форме дотационных выплат или субсидий.
Инструментами реализации инвестиционного направления государственной деятельности являются капитальные расходы. К ним относят статьи расходов, которые предусматривают:
- инвестирование в уже действующие или вновь создаваемые организации согласно утверждённому инвестиционному плану;
- реализацию кредитных программ для юридических лиц из бюджетных средств;
- затраты на проведение капитального ремонта и реконструкции имущества, принадлежащего на праве собственности государству, региону или городу.
Распределение средств бюджетов разных уровней
Бюджетная система страны предусматривает формирование расходных статей бюджетов в соответствии с обязательствами, обусловленными действующим законодательством, и разграничением вменённых полномочий органов вертикали власти, являющихся распорядителями бюджетов соответствующих уровней.
При подготовке и формировании бюджета на новый финансовый год акцентируется внимание на основных направлениях бюджетной и налоговой политики государства. В концепции общей финансовой и социально-экономической линий развития страны, субъекта, муниципалитета их разрабатывают и определяют законодательные органы власти.
Расходование городского бюджета
Порядок расходования средств городского бюджета определяется в соответствии с компетенцией органов местного самоуправления. Вопросы, отнесённые к задачам власти на местах, определены ФЗ № 131-ФЗ. Так, основное расходование привлечённых в городской бюджет средств заложено в статьях на образование, социальные программы, ЖКХ, дорожное хозяйство и благоустройство, культуру, проведение массовых развлекательных и спортивных мероприятий, строительство стратегических объектов социальной инфраструктуры (школы и детские дошкольные учреждения, досуговые центры).
Распоряжение городским бюджетом
Муниципалитет самостоятельно с учётом имеющихся полномочий занимается формированием, утверждением и реализацией бюджета, а также осуществляет контроль за соблюдением его исполнения.
Для этого составленный проект решения городского бюджета выносится на публичные слушания на общественное обсуждение с целью дальнейшего учёта мнений населения муниципального образования. После обсуждения указанный бюджетный проект представляется главой муниципального образования на рассмотрение и последующее утверждение Совету депутатов, который вправе утвердить его как без замечаний, так и с учётом своих поправок. После утверждения бюджет вступает в законную силу.
Подводя итог, отметим, что бюджет страны — многоступенчатый отлаженный механизм бюджетной системы страны, подразумевающий безукоснительное исполнение бюджетного закона как по горизонтали власти, так и по её вертикали. Важным моментом является процесс реализации утверждённого бюджета, для эффективности исполнения которого необходимо обеспечивать его прозрачность и строгую подотчётность. В нашей стране, ввиду особенностей географического положения — огромной территории, и сложившейся поколениями коррупционной ментальности, этот принцип бюджетного процесса реализован слабо.
Источник