- 8 приемов: как удержать внимание аудитории
- Прием 1. Используйте вопросно-ответный план выступления
- Прием 2. Обращайтесь к разным погодным условиям
- Прием 3. Добавьте юмора
- Прием 4. Обращайтесь к речи предыдущего оратора
- Прием 5. Ссылайтесь на авторитетные источники
- Прием 6. Выбирайте тему и слова обращения с учетом обстановки
- Прием 7. Голосовые приемы
- Пример 8. Приводите примеры из личной жизни или художественной литературы
- Как управлять вниманием: методы, приемы, средства
- Что такое внимание
- Виды и свойства внимания
- Как управлять своим вниманием
- Как управлять вниманием других людей
- Способы манипулирования вниманием зрителя
- СТРУКТУРНОЕ ВЫДЕЛЕНИЕ
- ЭФФЕКТ ПЕРСПЕКТИВЫ
- ВЫДЕЛЕНИЕ СВЕТОМ
- ЦВЕТОВОЙ КОНТРАПУНКТ
- СИЛОВОЕ ВЫДЕЛЕНИЕ
- ЭФФЕКТ ВЗАИМНОГО УСИЛЕНИЯ
8 приемов: как удержать внимание аудитории
«Никогда, никакими словами
вы не заставите читателей
познавать мир через скуку»
— Алексей Толстой
Знакома ли вам такая ситуация: вы старательно готовились к публичному выступлению. Но вот проходит четверть часа, и вы замечаете: кто-то уже рассматривает новый телефон соседа; другой в тайне зевает и глядит в потолок; а третий и вовсе улыбается своим мыслям. В зале начинаются движения, разговоры и гул. Как же быть?
Важно всегда помнить: только увлекательные речи обостряют внимание слушателей, позволяя оратору добиваться успеха. Знание своей аудитории и безупречная речь — первый шаг на пути к признанию.
Второй же шаг — умение рассказывать так, чтобы захватывать внимание слушателей. В этом вам может помочь наша онлайн-программа «Сторителлинг», где за 5 недель вы научитесь увлекательно, аргументированно, оригинально и остроумно излагать свои мысли, чтобы вас было интересно читать и слушать, и чтобы после вашего рассказа люди делали то, что вы от них хотите.
В этой статье мы собрали и систематизировали для вас лучшие приемы ораторского искусства:
Прием 1. Используйте вопросно-ответный план выступления
Смело рассуждайте вслух над поставленной перед вами задачей. Задавайте аудитории вопросы, рассказывайте много новых, неизвестных фактов, выдвигайте возможные сомнения, приходите вместе к определенным выводам. Этот прием побуждает каждого слушателя вникнуть в суть рассматриваемого вопроса.
На заметку: в маленькой аудитории, от оратора в большей степени ждут непосредственного, живого общения, нежели длинного монолога.
Прием 2. Обращайтесь к разным погодным условиям
Говоря о каком-либо событии, усильте свою речь, сославшись, например, на теплую, солнечную, сухую погоду: «…даже природа радуется в этот торжественный день вместе с нами».
Прием 3. Добавьте юмора
Довольно часто в серьезную, деловую по содержанию речь вводят шуточные высказывания, анекдоты и т.п. Юмор — лучшее средство разрядки скованности, оживления внимания слушателя. После удачной шутки большая часть из присутствующих начинает улыбаться, испытывать доверие к оратору, у аудитории появляется интерес к речи.
Имейте в виду: люди в больших аудиториях, как правило, солидаризируются, единодушно либо одобряют, принимают оратора, либо напротив — критикуют. И это, несмотря на то, что с самого начала каждый из слушателей по-разному был настроен на речь.
Прием 4. Обращайтесь к речи предыдущего оратора
Чтобы достичь взаимопонимания с аудиторией:
- цитируйте предыдущего оратора;
- обыгрывайте его выражения и слова;
- соглашайтесь или не соглашайтесь с его мнением.
Прием 5. Ссылайтесь на авторитетные источники
Высказывания крупных ученых; изречения видных деятелей; ссылка на популярные издания — как нельзя лучше подкрепят вас в вашей позиции — вызовут доверие, увлекут слушателя.
Прием 6. Выбирайте тему и слова обращения с учетом обстановки
К каждому выступлению готовьтесь тщательно — оратор, не обдумавший план выступления, часто «уходит» от главной темы доклада. Продуманный текст исключает повторений, заминок, делает речь более уверенной. Оцените, соответствует ли ваше выступление:
- обстановке;
- возрасту слушателей;
- установкам аудитории;
- уровню знаний слушателей.
Не забывайте время от времени по обстановке повторять обращения:
- Дорогие друзья!
- Юные друзья!
- Уважаемые дамы и господа!
- Глубокоуважаемые коллеги!
Используйте разные формулировки.
Прием 7. Голосовые приемы
Монотонная речь — усыпляет. Очень быстрая речь — вызывает желание перестать слушать. Одним из интересных ораторских приемов является пауза — придает значимость сказанному, удерживает внимание.
Поддержать внимание слушателей можно и за счет всем известных голосовых приемов:
- понижения тона голоса;
- повышения тона голоса;
- изменения громкости голоса;
- изменения темпа речи.
Пример 8. Приводите примеры из личной жизни или художественной литературы
Легко оживляют выступления: пословицы, поговорки, примеры из художественной литературы или просто из жизни.
Каждый ваш слушатель — это личность со своим темпераментом, особенностями характера, своими жизненными установками, состоянием нервной системы. Перед вами стоит очень непростая задача — удержать внимание аудитории до конца выступления. Мы надеемся, что вы нашли верное решение, как заинтересовать всех и каждого — как установить контакт с любой аудиторией.
А какие ораторские приемы известны вам? Оставляйте свои комментарии в строке ниже.
Источник
Как управлять вниманием: методы, приемы, средства
- 12 января 2021 г.
- 9 минут
- 10 553
Бытие определяет сознание. А сознание направляет внимание. Выходит, от того, куда вы направляете свое внимание, в итоге зависит, кто вы и что в этой жизни. Согласитесь, достаточный довод для того, чтобы овладеть основами управления вниманием.
Многие люди думают, что внимание это что-то вроде погоды: им нельзя управлять. Но это не так. Наша сегодняшняя статья посвящена основам управления вниманием.
Что такое внимание
Внимание — направленность сознания на объект, имеющий для личности устойчивую или ситуативную ценность.
Про внимание мы слышим каждый день, но не задумываемся над сутью этого понятия. Это целая система отбора, которая помогает нам отсеивать ненужную информацию и воспринимать то, что необходимо. Психологи выделяют разные виды внимания и классифицируют его свойства.
Противоположность внимания – рассеянность.
Виды и свойства внимания
- Внешнее. Направлено на окружающий мир.
- Внутреннее. Направлено на собственные эмоции и переживания человека.
- Непроизвольное. Помогает выжить с доисторических времен. Шорохи в квартире ночью, подозрительные звуки и запахи – все это мы замечаем благодаря непроизвольному вниманию.
- Произвольное. Внимание, которое мы направляем усилием воли. Например, читая книгу про квантовую механику.
- Послепроизвольное. Допустим, вы поднапряглись и сконцентрировались на чем-то. В определенный момент произвольное внимание становится послепроизвольным. Это значит, что больше не нужно удерживать его силой.
Есть три вещи, которые всегда привлекут внимание: еда, опасность и секс. И это совершенно естественно. Например, люди всегда смотрят на автомобильные аварии. Все дело в том, что мозг на подсознательном уровне обращает внимание на вещи, напрямую связанные с выживанием.
- концентрация, направленность, устойчивость. Внимание неоднородно, его уровень постоянно меняется;
- объем. Внимание имеет объем – это значит, что в поле внимания могут находиться сразу несколько объектов. Для взрослого человека нормальный объем внимания составляет 4-6 объектов;
- переключаемость. Каждые 20 минут (примерно, у каждого человека свои особенности) внимание переключается на новый объект.
Как управлять своим вниманием
Давайте начистоту. Если вы умеете управлять вниманием, то вряд ли читаете это. Скорее всего, вам больше знакома следующая ситуация.
Нужно делать курсовую, вы бодро пишете введение, потом случайно вспоминаете про котиков в интернете и вам становится интересно. Внезапно вы уже на википедии. В итоге заканчиваете в три ночи на теме «карибский кризис», а курсач как не был готов, так и есть. А ведь стоило только не отвлекаться. На словах это легко, но если постараться, можно совершить и на деле.
Внимание — один из параметров деятельности психики, который поддается тренировке труднее всего.
Наши авторы — эксперты не только в своих дисциплинах, но и в области управления вниманием. Именно это умение помогает писать диплом от а до я всего за несколько дней.
Практические рекомендации от экспертов:
- Нужно уметь осознанно ловить момент, когда внимание хочет переключиться.
- Спросите себя, правда ли сейчас нужно переключиться на что-то еще. Ключевое слово — «нужно».
- Если нет, то усилием воли удержите внимание.
- В конце, когда дело сделано, наградите себя чем-нибудь приятным.
Представим, что вы занимаетесь любимым делом. Конечно же, пишете курсач.
Внимание! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.
Вдруг проскочила мысль: «Дай-ка я лучше посмотрю, что нового в facebook?» В этот момент нужно поймать себя на этой мысли и ответить на вопрос: «А оно мне нужно?»
Если вы пишете уже добрых 40 минут, то действительно есть смысл переключиться, расслабиться и сделать перерыв. Ну а если написано всего одно слово, то берите себя в руки и продолжайте. Например, до того момента, как напишете раздел параграфа или страницу. Это потребует усилий, поэтому в конце пойдите и скушайте конфетку.
Умение управлять вниманием и концентрироваться помогает успешнее справляться с задачами в кризисных ситуациях и в условиях стресса.
Что еще поможет сконцентрироваться? Здоровый сон, медитация и комфортные условия. Недосып, шум и общая неудовлетворенность пагубно сказываются на внимании. Перерывы между парами тоже придумали не зря. Вниманию нужно время, чтобы отдыхать. Поэтому не заставляйте себя трудиться часами без перерыва.
Как управлять вниманием других людей
Это немного другая область знаний. Чтобы притягивать и удерживать внимание других людей, нужно особым образом взаимодействовать с ними. Существуют приемы для удержания внимания. Не нужно быть профессором психологии, чтобы знать эти хитрости:
- зрительный контакт. Когда вы смотрите на кого-то, особенно пристально, это обязательно привлечет внимание. Правда, тут нужно знать меру. Не стоит открыто пялиться, иначе вас сочтут странным субъектом. А вот периодический взгляд в глаза при разговоре поможет сделать так, чтобы вас слушали;
- акценты голоса. Как мы уже говорили, внимание человека постоянно колеблется и хочет переключиться на что-то более интересное. Если речь похожа на монотонное бу-бу-бу, то собеседник скорее начнет скучать и считать ворон в окне. Удержать внимание можно меняя темп и характер речи: громче-тише, быстрее-медленнее;
- паузы в словах. Перед тем как сообщить что-то важное, можно специально выдержать драматическую паузу. Ожидание повысит концентрацию внимания собеседника до максимума;
- стиль. Эксцентричное поведение и стиль одежды всегда привлекали внимание. Правда, этот прием хорошо подойдет, если вы рок-звезда. А вот на бизнес-встречах и важных переговорах его нужно использовать крайне аккуратно.
Никто не умеет управлять вниманием с рождения. Чтобы ваше внимание не управляло вами, научитесь управлять им, и любая курсовая работа будет занимать у вас в два раза меньше времени. А если хотите еще быстрее, оставляйте заявку в профессиональном студенческом сервисе.
А вот прекрасный пример управления вниманием.
Источник
Способы манипулирования вниманием зрителя
Ираклий Шанидзе, Александр Повшенко (rosphoto.com).
Манипулирование вниманием. Заманчиво звучит? Сразу представляются гигантские установки с локаторами, электроны, аккуратно приклеенные белыми кружочками к лысым головам, и люди, которые завороженно уставились на блестящую штучку на цепочке, болтающуюся в руке гипнотизера.
На самом деле все вышеописанное – заезженные штампы, а настоящие манипуляторы вниманием и сознанием (о сознании мы пока умолчим, чтобы вам сильнее хотелось закончить первую ступень обучения и перейти к следующей, которая, в свою очередь, и позволит заняться еще более интересными вещами, например, тем же манипулированием сознанием) совсем не такие. Кстати, тот любопытный факт, что к середине предыдущего предложения вы думали совсем не о манипулировании вниманием, а о дешевом маркетинговом ходе, вовсе не случайность. Здесь это было сделано специально, но ведь вам наверняка приходилось иметь дело с текстами, чтение которых требует специальных усилий. Не злитесь на авторов – они не специально. А приходилось ли вам видеть такие фотографии? Вроде смотришь, смотришь, а куда смотреть – непонятно. На фотографов тоже не злитесь, они не специально. Просто они не умеют делать так, чтобы взгляд, падая на фотографию, попадал сразу (или почти сразу) в нужное место.
В чем же смысл манипулирования вниманием в фотографии? Все очень просто: при помощи определенных приемов нужно незаметно подтолкнуть зрителя к тому, чтобы он смотрел, куда надо, и не видел того, что не надо. Правда, прежде чем приниматься за зрителя, нужно сначала разобраться в том, куда направлять собственное внимание. Вы, наверно, слышали о туннельном зрении. Ну, это когда фотограф, смотря в дырочку, видит только то, что его интересует, а окружающие объекты полностью игнорирует. Фотография же воспринимается целиком, как центр интереса, поэтому на ней сразу видно все то, что автор не заметил в видоискателе. Как правило, элементы, попавшие в кадр без ведома фотографа, действуют на зрителя, как бесполезные вводные предложения на читателя. Поэтому, компонуя изображение, нужно постараться увидеть все, что попало в рамку кадра, и сделать каждый объект композиционно целесообразным. Основной задачей в композиции является задержать взгляд зрителя на фотографии как можно дольше. Но как привлечь внимание к тому, что вы считаете в изображении важным?
Для этого существуют следующие способы:
1. Структурное выделение (ведущие линии, направляющие и ограничивающие элементы).
2. Эффект перспективы.
3. Выделение светом (тональное, объемное).
4. Цветовой контрапункт.
5. Силовое выделение (композиционный баланс, глубина резко
сти, ритм, агрессивное поле).
6. Комплексное выделение (синергизм).
Как правило, в хорошей фотографии используются сразу несколько из названных способов, но чтобы понять, как они работают, разберем все по порядку.
СТРУКТУРНОЕ ВЫДЕЛЕНИЕ
Рассмотрим в качестве примера фотографию на рисунке 1. Обратите внимание, что главный центр внимания находится гораздо правее, чем этого требуют правила композиции, но, тем не менее, целующаяся пара сразу бросается в глаза.
Что же заставляет взгляд скользнуть по изображению и остановиться именно там, в заветной точке? Посмотрите, как фотография разделена вертикальными и горизонтальными линиями. Все действие происходит в точке пересечения главной вертикали и единственной горизонтали.
Но это еще не все. К ногам целующихся ведут диагонали: одна слева направо, вдоль коробок, а вторая из правого нижнего угла. Думаете, на этом все закончилось? Ну уж нет! Это мы рассмотрели только видимые линии, а ведь бывают еще и мнимые. Например, голова самого внушительного участника, красная машинка на коробке и грудь девушки образуют равнобедренный треугольник, слегка наклоненный вниз. Как вы знаете, зритель, читающий слева направо, визуальную информацию воспринимает слева-сверху вниз по диагонали. Таким образом, взгляд попадает в основание треугольника и естественным образом опускается к самой острой его вершине, упирающейся, сами понимаете, во что.
Если вы решили, что на этом можно закончить, то рекомендую немедленно передумать. Треугольник, вершинами которого являются глаз внушительного мужчины, его правая рука в кармане и правый кулак его приятеля в красном галстуке, ведет взгляд прямо в точку соприкосновения одушевленных персонажей. При этом, стороны треугольника проходят по лицам и рукам нарисованных людей, что не оставляет зрителю другого выбора, кроме как все это увидеть, скользя взглядом к поцелую. Самое главное – все описанное происходит в подсознании зрителя, то есть он не понимает, почему он смотрит в одну точку, а не в другую, ему кажется, что «оно само».
Вообще, «оно само» – это волшебная мантра, которая стоит на границе между хорошей и плохой фотографией. Изображение на чувственном уровне воспринимается более естественно, чем на когнитивном (посредством осмысления); тогда и кажется, что «все само».
В фотографии на рисунке 2 использован эффективный прием привлечения внимания посредством помещения смыслового объекта (воздушного шара) в композиционный узел на пустом фоне. Далее, взгляд зрителя перенаправляется по стрелке к флагу, откуда снова возвращается к шару. Карниз поддерживает кадр снизу, не позволяя выйти за его пределы. Таким образом, внимание распределено почти равномерно (с акцентом на воздушный шар) между двумя элементами изображения.
Рисунок 3 – пример использования эффективного композиционного приема «рамка в рамке». Внимание при такой композиции концентрируется на «внутреннем» изображении. Важно то, что внешняя рамка значительно отличается по тону от внутренней, что заставляет рассматривать содержимое последней как отдельную фотографию. Люди у парапета настолько малы, что при другом построении кадра они могли бы остаться совершенно незаметными.
Данный прием универсален. На рисунке 4 вы видите, как он эффективно может быть использован в портретной съемке. Внутреннюю рамку образует капюшон, в то время как внешняя – это выведенный из глубины резкости фон.
ЭФФЕКТ ПЕРСПЕКТИВЫ
Каждый знает, что, если рядом с чем-то маленьким есть что-то большое, то большое видно лучше. Помните про перспективные искажения и точку схождения? Например, как два одинаковых предмета кажутся разного размера, если один дальше, а другой ближе. Поскольку искажение перспективы в большой степени зависит от фокусного расстояния объектива, разницу в относительных размерах объектов можно регулировать, отлаживая как расстояние между ними, так и фокусное расстояние. При определенных условиях кажущийся размер объекта можно исказить до такой степени, что он будет превалировать в кадре, несмотря на наличие в снимке гораздо более крупных предметов (рисунок 5). Обратите внимание, что горы на заднем плане кажутся гораздо меньше девушки. Теперь представьте себе, как выглядела бы эта фотография, если бы девушка стояла в непосредственной близости к скалам. Она бы терялась на фоне камней и привлекала бы существенно меньше внимания, чем на представленном снимке.
Очень интересный эффект можно создать, выстраивая объекты в кадре таким образом, чтобы их относительные размеры не соответствовали реальности. В результате получается оптическая иллюзия, воспринимаемая зрителем как надругательство над реальностью. Особенно интригующе это выглядит на непостановочных уличных фотографиях (рисунок 6). Из-за того, что старик на втором плане кажется меньше продавца, но больше, чем фигура монаха, создается так называемая обратная перспектива, и старик кажется игрушечным. Статуя девы Марии на заднем плане делает иллюзию еще более правдоподобной, потому что ее размер подчиняется нормальным законам перспективы.
Обратная перспектива – не самое лучшее средство для привлечения внимания к объектам в кадре, потому что, как правило, нереальность результата занимает зрителя больше, чем любой физический объект в кадре. Обратите внимание, насколько девушка на рисунке 5 более заметна, чем любой персонаж на рисунке 6. Конечно, фотография на рисунке 6 сложнее для восприятия и композиционно интереснее, но это нужно далеко не всегда. Кажущаяся простота предыдущего снимка лучше подходит для рекламного снимка, она дает возможность сконцентрировать внимание на том, чем занимается девушка.
ВЫДЕЛЕНИЕ СВЕТОМ
Давайте снова вернемся к фотографии на рисунке 5. Посмотрите внимательно, ведь дело там не только в перспективном выделении. Девушка – самый светлый объект в тональном спектре фотографии. Взгляд бессознательно идет туда, где ярче, потому что мозг фильтрует темные тона, как информационно бесполезные. Тональное выделение настолько эффективно, что с его помощью внимание можно привлечь к объекту, занимающему совсем небольшую площадь в кадре (рисунок 7). Посмотрите, девочка сразу же бросается в глаза, но потом взгляд переходит на лицо и руки манекена. Это противоречит стандартным правилам восприятия изображения, но находится в полном соответствии с тем, что более яркий тон привлекает внимание первым.
ЦВЕТОВОЙ КОНТРАПУНКТ
Все сказанное выше (даже по поводу фотографии на рисунке 5) больше относится к черно-белой фотографии, потому что не принимается во внимание возможное влияние цвета. Если в изображении превалирует определенная цветовая гамма, а какой-то объект окрашен в цвет, находящийся в противоположной части спектра (вспомните радугу: с одной стороны красный цвет, с противоположной – фиолетовый), именно контрастирующий объект сразу привлечет внимание. Это и называется цветовым контрапунктом. Прием этот настолько эффективен и прост, что использование его кажется очень заманчивым. Именно поэтому он уже давно превратился в клише, а чернобелая фотография, на которой девушка держит красную розу, – и вовсе фотографический моветон. Обратите внимание на то, как цветовой контрапункт использован в фотографии на рисунке 8. Внимание сначала привлекает красная рамка на белой стене, а потом уже зритель видит отражение спичечного коробка в зеркале. Если бы рамка была серого цвета, то все внимание было бы сконцентрировано на лице девушки. Таким образом, лицо и фигура выделены структурно и тонально, а рамка – цветом. Это обеспечивает наличие в кадре двух конфликтующих центров интереса.
СИЛОВОЕ ВЫДЕЛЕНИЕ
Силовое (динамическое) выделение – несколько более сложный прием, чем все предыдущие. Основан он на той особенности визуального восприятия, что мозг заставляет искать наиболее «комфортную взору» часть изображения. Примером такого выделения служит фотография на рисунке 9. На лицо девушки, сидящей на стуле, заставляют смотреть несколько факторов. Во-первых, обнаженная фигура в зеркале относительно нерезкая, поэтому взгляд с нее соскальзывает в поисках более «ценной» информации практически сразу. Во-вторых, яркий острый блик ножа и находящаяся справа от него блестящая деталь вызывают подсознательное чувство опасности, и заставляют зрителя перевести глаза по направлению острия, чтобы понять, кому угрожает опасность. Втретьих, наклонная стена вызывает подсознательное чувство отторжения, потому что серия параллельных наклонных линий создает ощущение беспокойства. Нужно отметить, что если бы эти диагонали были наклонены в противоположную сторону, эффект бы усилился. Останавливается взгляд на лице, груди и руках, образующих ромб, в котором и концентрируется внимание зрителя. Но дальше происходит следующее: девушка смотрит на лежащий на полу корсет, и зритель подсознательно следует по направлению ее взгляда. Оттуда внимание снова переходит на зеркало, потому что отражение в нем ярче корсета, и далее снова к лицу. Таким образом, в изображении возникают две циклические структуры, борющиеся за внимание зрителя. Это еще более усиливает напряжение в кадре.
Фотография на рисунке 10 является примером силового выделения посредством создания композиционного дисбаланса. В композиционно уравновешенном изображении, внимание концентрируется на точках пересечения силовых линий (линий золотого сечения, например). Если же баланс слегка нарушен, возникает подсознательное желание картинку уравновесить, и взгляд компенсирует дисбаланс, смещаясь относительно «центра тяжести» изображения. Фигура слева явно перевешивает, что заставляет переместить взгляд на лицо раненого летчика. Секрет описанного приема в том, что дисбаланс должен быть совсем небольшим или частично компенсироваться тонально и композиционно. Иначе эффект будет слишком сильным и разрушительным для восприятия.
ЭФФЕКТ ВЗАИМНОГО УСИЛЕНИЯ
Наверняка для Вас не секрет, что от перемены мест слагаемых сумма далеко не всегда не меняется. Возможно, вы знаете и то, что два плюс два иногда бывает больше, чем четыре. Оба этих явления возможны из-за эффекта взаимного усиления, называемого еще синергизмом. Применительно к теме нашей беседы синергизм проявляется в том, что эффект от нескольких методов привлечения внимания, примененных одновременно, сильнее, чем сумма составляющих. Вернемся снова к рис. 6: налицо перспективное и тональное выделения. На рисунке 11 мы видим управление с помощью структурных линий (изображение делится на две части, каждая из которых воспринимается отдельно), цвета (кучер в красном пиджаке), тона (голова в левом нижнем углу), перспективы (голова лошади) и посредством создания композиционного дисбаланса (завал влево и частично уравновешивающая его массивная фигура справа).
Разумеется, привлекая внимание к определенным элементам, другие объекты в кадре можно делать менее заметными (как, например, обнаженная фигура в зеркале на рис. 9). Это часто бывает необходимо для устранения ненужного визуального конфликта в кадре. Использовать методы управления вниманием нужно осторожно, исподволь, чтобы у зрителя не возникало ощущения, что его кто-то дергает за веревочки. Чем незаметнее ваши действия, направленные на концентрацию внимания зрителя в определенной точке (или точках), тем они эффективнее.
Источник