- Способы управление доходами организации
- Порядок и принципы учета доходов и расходов в организации
- Что относится к доходам и расходам предприятия в бухучете
- Доходы и расходы с точки зрения налогообложения
- Принципы учета доходов и расходов организации
- Алгоритм учета доходов и расходов компании
- Программа для учета доходов и расходов
- Итоги
Способы управление доходами организации
Библиографическая ссылка на статью:
Нехай Д.Ю. Управление доходами и расходами предприятия // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 6. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/06/54563 (дата обращения: 09.11.2021).
В условиях рыночной экономики любому предприятию необходимо осуществлять свою деятельность с наименьшими убытками. Для этого предприятие должно быть эффективным, конкурентоспособным, предоставлять потребителям качественные товары или услуги.
Также немаловажную роль играет правильное управление предприятием. Осуществление верной внешней и внутренней политики способствует развитию предприятия, появлению новых рынков сбыта товаров и услуг.
Главным результатом эффективной деятельности коммерческого предприятия является получение постоянно растущей прибыли. Этому способствует превышение доходов над расходами.
Главная цель любой коммерческой организации является увеличение доходов любым законным способом.
Доходы представляют собой экономические выгоды, полученные благодаря поступлению инвестиций и активов, а также снижению расходов по кредитным и иным обязательствам организации. Доход характеризует совокупную сумму средств, поступающих предприятию за определенный период.
Не все полученные предприятием средства могут считаться доходами. К таковым не относятся авансовые платежи за еще не выполненные услуги, суммы задатка и залога, то есть те средства, которые могут находиться в распоряжении компании, но по факту они компании не принадлежат.
Чтобы полученные средства могли считаться с доходами необходимо соблюдение следующих условий:
- имеется достоверное подтверждение права организации на получение выручки, вытекающей из конкретного договора;
- может быть точно определена сумма прибыли;
- имеются гарантии того, что по окончании конкретной операции осуществиться прирост экономических выгод предприятия, а также отсутствует неуверенность в ее получении;
- товар передан покупателю, результат оказанных услуг принят заказчиком;
- определены расходы, которые уже или будут произведены в связи с оказанием услуг или предоставлением работ[1, 170с.].
В случае, если не будут выполнены все вышеперечисленные условия, доход не может быть признан таковым.
Все имеющиеся у предприятия доходы условно можно разделить на две группы: доход от обычных видов деятельности и прочие доходы.
Доход от обычных видов деятельности представляет собой выручку, полученную от реализации собственного товара или продукции, а также поступившие средства за оказанные услуги и выполненные работы. Прочие доходы предприятия предприятие получает, реализуя не основные виды деятельности. Компания может осуществлять любой вид предпринимательской деятельности, соблюдая нормы законодательства.
Помимо дохода, очень существенным и важным элементом являются расходы. В любом виде деятельности предприятия в той или иной мере несут расходы. Количество расходов на предприятии обуславливается множеством факторов: географическое положение, спрос, конкуренция, а также наличие кредитных и иных денежных или имущественных обязательств, затратность на производственный процесс.
Снижение экономической выгоды предприятия, которое образовалось в результате выбывания денежных средств, а также иного имущества, является расходами. Также под расходами организации понимается возникновение различного рода обязательств, в результате которых происходит снижение капитала компании.
Средства, которые выбыли из капитала компании, могут быть признаны расходами, в случае, если сумма расходов может быть определена, расход осуществляется в соответствии с конкретным договором, и как следствие, имеются достоверные сведения о том, что капитал будет уменьшен в результате осуществления конкретной операции. Совокупность всех этих условий одновременно позволяет считать уменьшение экономических выгод организации убытками.
Но могут быть такие траты организации, которые не отвечают всем указанным условиям. Их учет также необходим. В таком случае в бухгалтерском учете такие траты не признаются расходами, а учитываются как дебиторская задолженность.
Финансовые расходы предприятия можно разделить на три группы[16,]:
- связанные с извлечением прибыли;
- не связанные с извлечением прибыли;
- принудительные.
Очень важным при учете расходов является отнесение их к конкретному учетному периоду, в противном случае расходы будут не признанными. Расходы могут быть признаны таковыми только в определенный отчетный период, когда были произведены. Время фактической выплаты денежных средств значение в данном случае не имеет.
К обязательным (основным) расходам любой компании отнесены:
- материальные затраты;
- затраты на оплату труда;
- отчисления на социальные нужды;
- амортизация;
- прочие затраты.
При осуществлении конкретной деятельности предприятие должно учитывать спрос на рынке услуг и труда. Деятельность будет очень затратной, если предоставляемые услуги будут не востребованы, а на уже произведенный товар не будет спроса. Поэтому при производстве той или иной деятельности руководители компании должны учесть многие факторы, чтобы их деятельность приносила больше прибыли, расходы не превышали убытки. В противном случае, организацию ждет банкротство и признание ее несостоятельной.
Соотношение доходов и расходов на предприятии достаточно правдивый показатель эффективности его деятельности. Цель любой организации получение как можно больше чистой прибыли с наименьшими затратами. Поэтому очень важным в деятельности любой компании является управление доходами и расходами.
Существует механизм управления доходами и расходами предприятия. Это довольно сложный процесс, который позволяет осуществлять управление доходами и расходами в пределах одного предприятия.
Такой механизм, в идеале, обеспечивает стабильность и регулярность денежных поступлений от осуществления различных видов деятельности, осуществляемых предприятием.
При осуществлении процесса управления доходами и расходами необходимо разрабатывать и реализовывать различные управленческие решения, которые помогут повысить прибыть и снизить затраты.
Процесс управления доходами и расходами на предприятии можно разделить на две составляющие: управление расходами и управление доходами[2, 33-34с.].
В полном объеме реализовать цели и задачи позволяет эффективный механизм управления доходами и расходами.
Такое управление осуществляется при помощи методов управления доходами, к которым относится метод тарифных планов, метод оптимизации цены, квотирование.
Методы управления доходами являются оптимизированной моделью, основанной на прогнозировании спроса на рынке услуг.
Управление доходами – экономическая техника, направленная на определение наиболее выгодной ценовой политики для оптимизации дохода организации на основе определения поведения спроса.
Метод управления доходами максимизирует два источника доходов: объем и цена на единицу производимых товаров или услуг. Оптимизация цены – основа метода управления доходами – менять цены в зависимости от спроса.
Метод тарифных планов, по сравнению с методом высоких низких цен, представляет собой более совершенный механизм управления доходами.
Кроме указанных техник к методам управления доходами также относятся групповое квотирование и оптимизация групп.
Управление затратами в сочетании с контролем цен и объемов продаж позволяет достичь большего эффекта, чем управление ценами и объемами продаж при простом контроле затрат. А в условиях ограниченного спроса или высококонкурентного рынка вопрос управления затратами становится жизненно важным[3].
Практически все руководители предприятий используют какую-нибудь свою, особенную систему управления затратами. Мало кто имеет представление об элементах, эффективности этой системы. Как правило, под системой управления затратами на предприятии понимают тотальный контроль всех расходов и максимальное их ограничение.
Управление конкретными затратами очень затруднительный процесс, поскольку просчитать все последствия изменений затруднительно. Эффективнее, когда объектом управления выступает комплексная система. В такой системе стараются учесть все взаимосвязи, определяемые спецификой деятельности компании. Правильная формулировка цели влияет на правила функционирования системы управления затрат и состав ее элементов.
Предприятие сталкивается с проблемами привязки понесенных затрат к конкретной услуге, скрытых расходов; перенесения инвестиционных издержек на продукцию.
Чтобы возникало меньше расходов, связанных с оказанием конкретных услуг или производством конкретных товаров, необходимо разрабатывать бизнес-планы по возможной дополнительной деятельности предприятия.
Следующий этап процесса управления расходами связан с определением структуры и совокупности затрат с учетом ограниченных финансовых возможностей. Применение обоснованных подходов к нормированию и научной организации труда является эффективным решением в такой ситуации.
На последнем этапе управления затратами необходимо выбрать и назначить ответственных сотрудников за расходы. Решение данной проблемы лежит в сфере контроля ключевых точек бизнес-процесса производства. Умелое выявление мест возникновения затрат и назначение специально уполномоченных лиц, имеющих достаточное количество знаний и практических навыков, позволит действительно оценивать работу конкретных сотрудников и подразделений.
Традиционная система контроля малоэффективна.
Эта система основана на показателях по объемам затрат и заключается в поощрении сотрудников при достижении заданных значений. Но в случае отклонения от установленных объемов работников штрафуют, что приводит к тому, что вместо изготовления необходимого количества продукции с оптимальным уровнем затрат и гибкого реагирования на потребности рынка подразделения стараются любой ценой уложиться в установленные финансовые рамки.
Тщательная проработка вопроса участия персонала в распределении результата, полученного от оптимизации расходов, встречается крайне редко. Поэтому, внедрив подобную систему управления затратами, руководитель спустя некоторое время сталкивается с тем, что без его персонального участия не происходит решение ни одного вопроса, что может негативно сказаться на деятельности предприятия.
Трудности в процессе управления доходами и расходами могут возникнуть в любой момент деятельности организации.
На начальных этапах существования организация еще не имеет устоявшегося рынка сбыта, постоянных потребителей, конкурентоспособности и имиджевого статуса. Поэтому очень важно на первых этапах правильно определиться с целью деятельности организации и ответственно отнестись к производимым товарам и услугам.
Очень важным является прогнозирование. Оно позволяет компаниям увидеть, на какую прибыть и какие расходы можно рассчитываться при осуществлении той или иной деятельности.
Если компания уже заняла уверенную позицию на рынке услуг и товаров, то не стоит халатно относиться к управлению финансами в организации. Чтобы увеличить доходы организации, следует произвести расходы на модернизацию, переквалификацию персонала, открытию новых филиалов.
Не трудно заметить, что на современном этапе развития экономики многие предприятия работаю неэффективно. В одних случаях организаторы специально доводят компанию до состояния банкротства, в других компания признается несостоятельной из-за неэффективной политики предприятия, неумелого ведения бизнес. Управление доходами и расходами предприятия также оказывает немаловажную роль в состоятельности организации, поэтому очень важно правильно осуществлять контроль доходов и расходов, грамотно распоряжаться доходами и умело снижать расходы.
Показатели доходов и расходов предприятия показывают степень ее надежности, финансовой стабильности и благополучия. Основой эффективности финансовой и хозяйственной деятельности компании является процесс управления доходами и расходами.
Библиографический список
- Иозайтис В.С., Лепин В.В. Бюджет доходов и расходов и способы управления его исполнением // Управленческий учет и финансы. 2006. №3
- Мироседи С.А., Паничкина В.А. Управление доходами и расходами предприятия через идентификацию убытков // Экономика. Управление. Право. 2012. № 4-1 (28)
- Семенихин А.И. Доходы и расходы производства: инновационный подход // Проблемы прогнозирования. 2002. № 6.
Количество просмотров публикации: Please wait
Источник
Порядок и принципы учета доходов и расходов в организации
Что относится к доходам и расходам предприятия в бухучете
Каждая коммерческая фирма создается с целью извлечения прибыли. Чтобы вывести финансовый результат, необходимо грамотно организовать правильное ведение учета доходов и расходов организации.
Итоги работы компании интересуют не только ее участников, но и инвесторов, а также фискальные органы. При этом налоговый учет и бухучет доходов и расходов несколько отличаются.
В бухучете понятие и алгоритм учета доходов и расходов регламентируют ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 соответственно. При этом перечни прочих доходов и расходов являются открытыми.
Доходом компании является увеличение экономических выгод организации вследствие поступления денежных средств или иных активов, а также погашения обязательств, повлекшего прирост капитала (п. 2 ПБУ 9/99). Доходы бывают 2 видов: от обычных видов деятельности и прочие. Что относится к каждому из них, можно увидеть в таблице:
Доходы
От обычной деятельности (п. 5 ПБУ 9/99)
Прочие (п.7 ПБУ 9/99)
Выручка от продажи ТМЦ и услуг
Поступления от реализации ОС
Иные доходы, являющиеся предметом основной деятельности фирмы
Неустойки, пени и штрафные санкции за несоблюдение договорных обязательств
Активы, полученные в дар
Доходы от передачи в аренду активов компании
Выручка в бухучете отображается при наличии следующих условий (п. 12 ПБУ 9/99):
- Компания имеет право на нее по договору или на основании иного документа.
- Сумму выручки можно определить.
- Право владения на актив перешло от продавца (исполнителя) к покупателю (заказчику).
- Присутствует уверенность, что фирма получит выгоду.
- Издержки, связанные с операцией, могут быть определены.
В случае несоблюдения вышеприведенных условий в бухучете образуется кредиторка.
Расходами компании является снижение экономических выгод компании, полученное в результате выбытия денежных средств или прочих активов предприятия, а также формирования обязательств, приведших к снижению капитала (п. 2 ПБУ 10/99).
В бухучете затраты компании также делятся на 2 вида: прочие и от обычных видов деятельности.
Расходы
От обычной деятельности (п. 5 ПБУ 10/99)
Прочие (п. 11 ПБУ 10/99)
Издержки, сопряженные с производством и сбытом продукции
Отчисления в оценочные резервы
Расходы на покупку и продажу товаров
Траты, сопряженные с выбытием ОС
Издержки, связанные с выполнением работ
Проценты, перечисляемые фирмой по кредитным договорам
Иные траты, которые являются предметом деятельности компании
Издержки, связанные с передачей активов во временное использование
П. 16 ПБУ 10/99 приводит следующие факторы для принятия издержек в бухучете:
1. Обоснованность затрат подтверждена определенным договором, нормами НПА или правилами делового оборота.
2. Величина издержек может быть выявлена.
3. Наличие уверенности в том, что по итогам данной хозоперации произойдет снижение экономических выгод компании.
В случае несоблюдения хотя бы одного из вышеперечисленных условий в бухучете признается дебиторка.
Существует 2 метода учета доходов и расходов: кассовый и метод начисления. Первый способ применяется, как правило, при УСН.
Об отличиях в методах учета доходов и расходов узнайте здесь.
ВАЖНО! Кассовый метод в бухгалтерском учете могут применять только организации, применяющие упрощенные способы ведения учета и сдающие упрощенную бухотчетность.
О нюансах учета доходов и расходов кассовым методом в бухгалтерском учете узнайте в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Доходы и расходы с точки зрения налогообложения
Налоговый учет доходов и расходов осуществляется с целью подсчета налогооблагаемой прибыли (и некоторых других видов налогов, уплачиваемых на спецрежимах) и регламентируется главой 25 НК РФ. И если в бухучете необходимо отображать абсолютно все произведенные хозоперации компании, то в налоговом существует перечень доходов и расходов, которые нельзя учитывать.
Доходы — это экономическая выгода, выраженная в денежной или натуральной форме (п. 1 ст. 41 НК РФ). В налоговом учете предусмотрены 2 вида доходов: от реализации и внереализационные. А также существует перечень не облагаемых налогом доходов.
Доходы
Поступления, не облагаемые налогом
От реализации
Внереализационные
Выручка от реализации товаров (работ и услуг) как собственного производства, так и покупных, уменьшенная на сумму НДС
Доходы от аренды активов
Взносы участников в УК
Проценты, полученные по договорам займа, кредита или банковского вклада
Безвозмездно полученные активы (учитываются по рыночным ценам, но ограничиваются остаточной стоимостью передающей стороны)
Кредиты и займы
Излишки, выявленные в ходе инвентаризации
Имущество, полученное по агентским договорам
Иные доходы, перечисленные в ст. 250 НК РФ
Иные поступления, перечисленные в ст. 251 НК РФ
Подробности — в материалах:
К налоговым расходам предъявляются особенные требования (п. 1 ст. 252 НК РФ):
- Расходы обязательно должны быть подтверждены корректно оформленной первичкой.
- Необходимо обосновать их экономическую необходимость.
Они подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией и внереализационные.
Расходы
Издержки, не учитываемые при налогообложении прибыли
Связанные с производством и реализацией
Внереализационные
Материальные (ст. 254 НК РФ)
Зарплатные (ст. 255 НК РФ)
Амортизация (ст. 256–260 НК РФ)
Иные (ст. 261-264 НК РФ)
Перечень состоит из 20 видов расходов (ст. 265 НК РФ). К ним также относятся те, что поименованы в ст. 266-267.4 НК РФ.
Перечень трат, приведенных в ст. 270 НК РФ
Как правильно учитывать налоговые расходы, узнайте в разделе «Расходы по налогу на прибыль — перечень».
Для определения налоговой прибыли необходимо сделать отдельный расчет, отобразив сведения по учитываемым в налоговой базе доходам и расходам в специальных налоговых регистрах. Объектом налогообложения является прибыль, которая рассчитывается путем уменьшения доходов на величину расходов.
Если у вас есть доступ к КонсультантПлюс, проверьте правильно ли вы учитываете доходы и расходы в налоговом учете. Если доступа нет, получите пробный онлайн-доступ к правовой системе бесплатно.
Принципы учета доходов и расходов организации
В бухучете выделяют следующие основные принципы ведения учета доходов и расходов компании:
- Принцип объективности — все хозяйственные операции должны отображаться в бухучете методом сплошной записи на счетах, предусмотренных планом счетов в рублевом эквиваленте.
- Принцип двойной записи — любое движение активов и пассивов компании отображается одновременно в дебете одного счета и в кредите другого на основании первичной документации.
- Принцип начислений — информация отображается в учете по мере возникновения в том отчетном периоде, в котором была совершена, а не по факту оплаты.
- Принцип соответствия — доходы предприятия должны быть соотнесены с расходами.
Налоговым законодательством предусмотрены следующие принципы учета доходов и расходов компании:
- Принцип непрерывности — учет доходов и расходов ведется непрерывно с момента регистрации компании до даты снятия ее с учета.
- Принцип временной определенности — позволяет учитывать доходы и расходы как кассовым способом, так и методом начисления.
- Принцип последовательности — указывает, что нормы и правила налогового учета последовательно применяются от одного налогового периода к другому.
- Принцип обоснованности признания доходов и расходов — подразумевает, что налогоплательщик производит экономически оправданные и документально подтвержденные траты и в случае необходимости сможет доказать их обоснованность в соответствии с законодательными нормами (или делового оборота).
- Принцип равномерности признания доходов и расходов — помогает распределить расходы равномерно, если договором предусмотрено получение доходов на протяжении более чем одного отчетного периода, при этом отсутствует поэтапная сдача товаров (работ, услуг).
Алгоритм учета доходов и расходов компании
Бухгалтерский учет доходов и раٜсхٜодٜов организации осуществляется на осٜноٜваٜниٜи закона «О буٜхуٜчеٜтеٜ» от 06.12.2011 № 402-ФЗ, ноٜрм ПБУ 9/99, 10ٜ/9ٜ9 и иных НПٜА.
Бухучет доходов и раٜсхٜодٜов осуществляется методом двٜойٜноٜй записи с исٜпоٜльٜзоٜваٜниٜем соответствующих счетов, утٜвеٜржٜдеٜннٜых приказом Минфина от 31ٜ.1ٜ0.ٜ20ٜ00 № 94н. Аналитика ведется по каждому виду доходов и расходов с возможностью выявить финансовый результат по каждой операции.
Для обобщения свٜедٜенٜий о доходах и раٜсхٜодٜахٜ, полученных от обٜычٜныٜх видов деятельности, плٜанٜом счетов предусмотрен счٜет 90 «Продажи», к коٜтоٜроٜму открываются основные субсчета:
- 90.1 «Выручка» — для учٜетٜа доходов, признаваемых выٜруٜчкٜойٜ;
- 90.2 «Себестоимость» — для учٜетٜа затрат;
- 90.3 «НДС» — для учٜетٜа налога, причитающегося к поٜлуٜчеٜниٜю от покупателей;
- 90.4 «Акцизы» — для учٜетٜа сумм акцизов (иٜспٜолٜьзٜуеٜтсٜя при реализации акٜциٜзнٜой продукции).
Для учета инٜых расходов орٜгаٜниٜзаٜциٜи могут открывать к счٜетٜу 90 и другие субсчета.
Для выٜвеٜдеٜниٜя финансового результата, коٜтоٜрыٜй представляет собой раٜзнٜицٜу между выручкой и сеٜбеٜстٜоиٜмоٜстٜью, используется субсчет 90ٜ.9 «Прибыль/убыток от прٜодٜажٜ». По итогам каٜждٜогٜо месяца выводится реٜзуٜльٜтаٜт работы компании пуٜтеٜм сопоставления дебетовых обٜорٜотٜов по субсчетам, отٜкрٜытٜым для учета заٜтрٜат и других «минусовых» статей (90.2-90ٜ.8ٜ), с кредитовым обٜорٜотٜом по субсчету 90ٜ.1ٜ. Выявленная сумма спٜисٜывٜаеٜтсٜя проводкой Дт 90.9 Кт 99 в слٜучٜае превышения доходов над раٜсхٜодٜамٜи или Дт 99 Кт 90.9 — в слٜучٜае получения убытка. Саٜльٜдо по субсчетам наٜкаٜплٜивٜаеٜтсٜя в течение гоٜдаٜ, в конце коٜтоٜроٜго они закрываются внутренними прٜовٜодٜкаٜмиٜ:
Дт 90.1 Кт 90ٜ.9 — списано саٜльٜдо субсчета «Выручка»;
Дт 90.9 Кт 90ٜ.2 (90.3, 90.4…) — списано саٜльٜдо субсчетов затрат, НДС и иных уменьшающих выручку статей.
Для учета прٜочٜих доходов и раٜсхٜодٜов используется счет 91 «Пٜроٜчиٜе доходы и раٜсхٜодٜы»ٜ, к которому отٜкрٜывٜаюٜтсٜя следующие субсчета:
- 91.1 «Прочие доٜхоٜдыٜ» — для учٜетٜа доходов, не отٜноٜсяٜщиٜхсٜя к основному виٜду деятельности;
- 91.2 «Прочие раٜсхٜодٜы» — для учٜетٜа прочих издержек;
- 91.9 «Сальдо прочих доходов и расходов» — для выявления прибыли/убытка от операций, относящихся к иным видам деятельности.
Аналогично учету доходов и расходов от обычных видов деятельности бухгалтер в конце месяца сопоставляет сальдо счетов 91.1 и 91.2 и полученный результат списывает проводкой Дт 91.9 Кт 99 — при получении прибыли или Дт 99 Кт 91.9— убытка по итогам месяца. Субсчета закрываются по окончании года внутренними проводками.
Налоговый учет доходов и расходов, как уже было сказано ранее, имеет некоторые отличия от бухгалтерского.
Пример
Компания ООО «Лик» заключила договор аренды автомобиля с работником компании, согласно которому месячная арендная плата составляет 7 500 руб. Объем двигателя автомобиля — менее 2 000 см 3 .
При расчете налогооблагаемой прибыли можно учесть не более 1 200 руб. (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). То есть, в бухучете в расходах отразится на 6 300 руб. (7 500 – 1 200) больше затрат, чем в налоговом. Аналитику налогового учета можно отобразить следующим образом:
НУ 91.2 «Прочие расходы»
Расходы, принимаемые в целях налогообложения
Не учитываемые расходы при подсчете прибыли
В данном случае образуется постоянное налоговое обязательство, которое отображается в бухучете проводкой Дт 99 Кт 68 — 6 300 руб.
Между налоговым учетом (НУ) и бухучетом (БУ) при фиксации тех или иных доходов и расходов могут возникать не только постоянные, но и временные разницы. Это значит, что событие в бухгалтерском учете отображается раньше (позже), чем в налоговом.
Правила учета постоянных и временных разниц отображен в таблице ниже.
Постоянные разницы (между НУ и БУ возникают в одном налоговом периоде)
Признак
В БУ прибыль больше, чем в НУ
В БУ прибыль меньше, чем в НУ
Последствие
Постоянное налоговое обязательство (ПНО)
Постоянный налоговый актив (ПНА)
Налоговые нюансы
Проводка
Временные разницы (между БУ и НУ возникают в разных налоговых периодах)
Признак
В НУ прибыль признается раньше, чем в БУ
В БУ прибыль признается раньше, чем в НУ
Последствие
Вычитаемая временная разница (ВВР)
Налогооблагаемая временная разница (НВР)
Налоговые нюансы
Отложенный налоговый актив (ОНА)
Отложенное налоговое обязательство (ОНО)
Проводка
Дт 09 Кт 68 — формируем;
Дт 68 Кт 09 — погашаем
Дт 68 Кт 77 — формируем;
Дт 77 Кт 68 — погашаем
Подробнее с алгоритмом учета постоянных и временных разниц можно ознакомиться в материале «Расхождения между бухгалтерским и налоговым учетом».
Налоговый учет может вестись отдельно от бухгалтерского (чаще всего такой метод выбирают крупные компании) или же на основании данных бухучета с выделением налоговых разниц (такой способ, как правило, выбирают мелкие налогоплательщики). В любом случае корректное ведение налогового и бухучета по «двойным стандартам» возможно лишь с использованием автоматизированных систем.
Программа для учета доходов и расходов
На сегодняшний день рынок пестрит разнообразием программного обеспечения, позволяющего вести учет доходов и расходов организации. Самой популярной среди них является программа 1С-Предприятие. Последние версии позволяют учитывать большой объем информации и работать нескольким пользователям одновременно. Программа имеет различные модули с интуитивно понятным интерфейсом. Производитель отслеживает все законодательные изменения и своевременно выпускает необходимые обновления. Минусом данного программного обеспечения является значительная стоимость, а также необходимость оплаты услуг обслуживающих специалистов.
Что касается бесплатных программ для учета доходов и расходов, их можно скачать в интернете, но с ограниченным функционалом.
Итоги
Целью бухгалтерского и налогового учета является формирование полной и достоверной информации о финансовом положении предприятия для обеспечения ею заинтересованных внутренних и внешних пользователей. Организация корректного учета доходов и расходов является важнейшим аспектом деятельности предприятий любого масштаба.
Фискальные органы проявляют пристальное внимание к порядку учета доходов и расходов налогоплательщиками. При этом налоговый учет значительно отличается от бухгалтерского, в связи с чем бухгалтерам приходится разрабатывать дополнительные учетные регистры.
Источник