- Поэтапное формирование умственных действий (П.Я. Гальперин). презентация к уроку по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- Поэтапное формирование умственных действий и усвоение знаний презентация к уроку на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Презентация на тему «Технология обучения на основе поэтапного формирования умственных действий»
Поэтапное формирование умственных действий (П.Я. Гальперин).
презентация к уроку по теме
К современным теориям развивающего обучения относится теория поэтапного формирования умственных действий, созданная Петром Яковлевичем Гальпериным, которая направлена на формирование у учащихся умственных действий, понятий, психических процессов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhuravleva.pptx | 102.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Департамент образования города Москвы Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» ТЕМА: Поэтапное формирование умственных действий (П.Я. Гальперин ). Направление подготовки: 44.03.01. Педагогическое образование Профиль подготовки: Дошкольное образование Форма обучения Заочная Выполнила : студентки 1курса Хазанова А.Г., Проверила: Доцент Кандидат педагогических наук Москва 2016
ПЛАН 1.Что такое теория поэтапного формирования умственных действий? 2.Основные положения теории 3.Понятие ООД 4.Основные типы ООД 5.Критерии ООД 6.Этапы формирования знаний, умений и умственных действий 7.Три типа учения 8.Результаты исследований 9.В чем заключается практическое значение теории П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий ?
Теория поэтапного формирования умственных действий учение о процессах и условиях, определяющих формирование осмыленных действий, а на их основе — представлений и понятий об их объектах Она сформулированная и Исследованная Петром Яковлевичем Гальпериным [1902-1988 ] в середине XX века.
П.Я. Гальперин поставил перед обучением принципиально новые задачи : описать любое формируемое действие совокупностью его свойств, подлежащих формированию; создать условия для формирования этих свойств; разработать систему ориентиров, необходимых и достаточных для управления правильностью формирования действия и избегания ошибок. П.Я . Гальперин разграничил две части осваиваемого предметного действия: его понимание и умение его выполнить. Первая часть играет роль ориентировки и названа ориентировочной, вторая исполнительная. П.Я. Гальперин придавал особое значение ориентировочной части, считая ее и «управляющей инстанцией», позднее он назовет ее «штурманской картой».
Основные положения теории среди них особую роль играют средства действия, которые у человека выделяются в своеобразные орудия психической деятельности (эталоны, меры, знаки) нового действия в начале требует активной ориентировки субъекта в условиях действия образование действий (восприятия, мышления и др.) происходит путем перехода внешних предметных действий в план восприятия или в умственный план
Что такое ООД? ООД – ориентировочная основа действий. ООД – это процесс и результат первоначального ознакомления обучаемого с формируемым у него действием, а так же с качествами и условиями его успешного и правильного выполнения.
Основные типы ООД Первый тип присутствует при выполнении действия по методу проб и ошибок. Используется, когда задача обучения определенному действию специально не ставиться. Второй тип предполагает постановку такой задачи и разумное изучение внешних сторон действия прежде, чем оно начнет выполняться. При этом тип ООД учащемуся задает учитель, сам же ученик не в состоянии сориентироваться во вновь выполняемом действии. Третий тип ООД характеризуется тем, что учащийся, встретившись с новым для него действием, в состоянии сам составить и реализовать его ориентировочную основу.
ООД может определяться по трем критериям: -Степени ее полноты(полная — неполная ); -Мере обобщенности (обобщенная — конкретная); — Способу получения обучаемым (самостоятельно – в готовом виде);
Этапы формирования знаний, умений и умственных действий Выполнение действия в плане громкой речи Мотивация (привлечение внимания обучаемого, побуждение его интереса и желания получить соответствующие знания Выполнение действия в плане речи про себя Уяснение ООД Выполнение действия в плане речи про себя Выполнение действия в плане внутренней речи, или в уме Выполнение действия в материальной (материализованной) форме
Три типа учения I тип учения Ученикам дается в готовом виде неполная ООД — однократная демонстрация обрезка и неполное словесное описание. Учение в этом случае проходит с ошибками, действие остается не полностью осознанным, перенос действия на новые объекты и задачи затруднен. II тип учения В готовом виде дается полная ООД. Усвоение действия протекает без ошибок (исключение — ошибки по «невнимательности»), ясно осознаются действия и существенные/несущественные признаки объекта изучения. Перенос действия на новые задачи ограничен конкретностью ООД . III тип учения ООД имеет полный состав, ориентиры представлены в обобщенном виде, годном для целого класса явлений. ООД в конкретных случаях составляется учеником на основе известного ему общего знания. . Учение протекает сравнительно быстро, без ошибок, с уяснением существенных (несущественных) признаков объекта и условий действия с ними, обеспечивается перенос знаний и действий на все конкретные случаи в данной области.
В результате проведенных П.Я. Гальпериным и его учениками исследований было установлено, что : 1. Вместе с действиями формируются чувственные образы и понятия о предметах этих действий. Формирование действий, образов и понятий составляет разные стороны одного и того же процесса. Более того, схемы действий и схемы предметов могут в значительной мере замещать друг друга в том смысле, что известные свойства предмета начинают обозначать определенные способы действия, а за каждым звеном действия предполагаются определенные свойства его предмета. 2 . Умственный план составляет только один из идеальных планов. Другим является план восприятия. Возможно, что третьим самостоятельным планом деятельности отдельного человека является план речи. Во всяком случае, умственный план образуется только на основе речевой формы действия.
4 . Перенос действия в идеальный, в частности в умственный план, совершается путем отражения его предметного содержания средствами каждого из этих планов и выражается многократными последовательными изменениями формы действия. 5. Перенос действия в умственный план, его интериоризация составляют только одну линию его изменений 3 . Действие переносится в идеальный план или целиком, или только в своей ориентировочной части. В этом последнем случае исполнительная часть действия остается в материальном плане и, меняясь вместе с ориентировочной частью, в конечном счете превращается в двигательный навык.
В чем заключается практическое значение теории П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий? Практическое значение применения теории П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий заключается в том, что в процессе обучения формирование новых действии, представлении и понятий происходит без предварительного заучивания нового материала (он усваивается путем непроизвольного запоминания в действии), без использования так называемого метода (приема) проб и ошибок, при обеспечении заданных показателей; усвоение новых знаний и умений происходит гораздо легче, скорее и становится доступным в гораздо более раннем возрасте, чем при использовании др. форм обучения.
В работах Н.Ф. Талызиной, А.И. Подольского и др. развернуто описаны те дополнительные, промежуточные шаги, которые должны быть произведены психологами и педагогами, чтобы от общепсихологического знания о функциональном генезисе, содержащемся в концепции П.Я. Гальперина, перейти к построению собственно процесса обучения . Практическое применение концепции поэтапного формирования умственных действий дает высокие результаты, что неоднократно было продемонстрировано применительно к общему, высшему, профессиональному, специальному образованию, как отечественными, так и зарубежными педагогами и психологами.
Источник
Поэтапное формирование умственных действий и усвоение знаний
презентация к уроку на тему
Еще Л.С.Выготский говорил: «Чем меньше учитель говорит на уроке, тем больше знают его дети». Умственные действия — это действия человека, которые выполняются во внутреннем плане сознания, без опоры на внешние средства , в том числе на слышумую речь. Мы разберем теорию, как следует организовать обучение, чтобы новые знания усвоили все учащиеся без исключения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poetapnoe_formirovanie_111.ppt | 160 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Поэтапное формирование умственных действий и усвоение знаний.
Петр Яковлевич Гальперин (1902-1988) советский психолог, автор концепции поэтапного формирования умственных действий.
Умственные действия Это действия человека, которые выполняются во внутреннем плане сознания , без опоры на внешние средства, в том числе на слышимую речь.
Теория Гальперина ответила на вопрос : К ак следует организовать обучение, чтобы новые знания усвоили все учащиеся без исключения ? ” Роль теории Гальперина
Лев Семенович Выготский (1896-1934) известный русский психолог. Он доказал, что чем меньше учитель говорит сам, тем лучше он направляет и контролирует работу учеников в классе, тем эффективнее обучение.
Этапы теории Гальперина Ознакомление учащегося с ориентировочной основой формируемого действия; Формирование действия в материальном виде; Формирование действия как внешнеречевого; Формирование действия при проговаривании отдельных элементов действия про себя; Формирование действия как внутреннего, умственного.
ВЫВОД: Вся деятельность не является самоцелью, а вызвана неким мотивом этой деятельности. Когда цель задания совпадает с мотивом, действие становится деятельностью.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — это процесс решения задач, вызванный желанием достичь цели, что может быть обеспечено с помощью этого процесса.
Психологический закон : Состоит в том, что знания формируются в уме не до, а в процессе применения их к практике! Человек лучше всего запоминает те знания, которые использует в собственных действиях!
Усвоение знаний — средство Качество формируемого умственного действия и приобретаемого знания зависит от правильности создания ориентировочной основы действия.
Ориентировочная основа действия (ООД) — Это система условий, на которую реально опирается человек при выполнении действий; Это система ориентиров и указаний, сведений о всех компонентах действия.
3 вида ООД I – ориентировочную основу составляют только образцы; II – ориентировочная основа содержит не только образцы действия и его продукта, но все указания на то, как правильно выполнять действия с новым материалом; III – ориентировка связана с планомерным обучением анализу новых заданий, который позволяет выделить условия их правильного выполнения.
Алгоритм сложения чисел с одинаковыми знаками. 1) (знак) Ставим общий знак. 2) (модуль) Модули складываем.
Алгоритм сложения чисел с разными знаками. 1. (знак) Ставим знак числа с большим модулем. 2. (модуль) Из большего модуля вычитаем меньший.
Пропедевтика темы «Сложение рациональных чисел» — 1 6 — 7 4 -5 -2 — 9 — 4 7 -10 — 3 6 1) Какие даны числа: с одинаковыми или разными знаками? 2) Найти модуль каждого числа. 3) Найти сумму модулей или Найти разность модулей. 4) Указать общий знак. 5) Указать число с большим модулем. 6) Указать знак числа с большим модулем.
Алгоритм раскрытия скобок “ Если перед скобками стоит знак “ + ” 1) Этот знак “ + ” и скобки опускаем. 2) Переписываем все члены из скобок со своими знаками.
Алгоритм раскрытия скобок ” Если перед скобками стоит знак “-” 1) Этот знак “ — ” и скобки опускаем. 2) Переписываем все члены из скобок с противоположными знаками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
К современным теориям развивающего обучения относится теория поэтапного формирования умственных действий, созданная Петром Яковлевичем Гальпериным, которая н.
В статье представлен опыт многолетней работы по внедрению в учебный процесс двух важнейших технологий обучения – работы в парах сменного состава и теории поэтапного формирования умственных дейст.
Особенности содержания и методики I Вычленив, некоторую порцию материала, математическое содержание которого, дети должны усвоить, учитель обдумывает, какая именно организация работы .
РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ С ПАРАМЕТРАМИ В ТЕОРИИ ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ.
Обобщение педагогического опыта по теме «Формирование умения планировать предстоящую деятельность у учащихся с нарушениями интеллекта на уроках швейного делачерез использование приемов проблемного обу.
Практика показывает, что знание правил и умение их применять в практической деятельности не одно и то же. Далеко не каждый ученик, заучив правило, может сам установить, как этим правилом воспользовать.
Источник
Презентация на тему «Технология обучения на основе поэтапного формирования умственных действий»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Технология обучения на основе поэтапного формирования умственных действий
Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий рассматривает учение как систему определенных видов деятельности, в результате выполнение которых у обучаемого формируются новые знания и умения. Поскольку в процессе любой деятельности у исполнителя формируются новые знания и умения, или уже имеющиеся знания и умения приобретают новое качество, центральным звеном данной теории является действие как единица деятельности, ее относительно законченный элемент, направленный на достижение промежуточной цели. Оно имеет такую же структуру, что и деятельность: мотив, цель, объект, набор операций, образец.
По выполняемым функциям действие можно разделить на три части: 1) ориентировочную (связана с использованием совокупности тех объективных условий, необходимых для успешного выполнения данного действия, которые входят в ООД); 2) исполнительную (обеспечивает заданные преобразования в объекте действия); 3) контрольную (направлена на отслеживание хода действия, сопоставление результата с образцом).
Прежде чем стать умственным, обобщенным, сокращенным и освоенным, действие проходит несколько этапов, каждый из которых характеризуется совокупными изменениями его параметров. Основным показателем готовности обучаемого к переходу на следующий этап формирования умственного действия служит изменение формы действия. Нередко считается, что если ученик понял – значит, он научился и цель достигнута. Это неверно: между пониманием, как делать, и возможностью что-либо сделать, имеется существенное различие. Усвоение действия (деятельности) происходит только через его самостоятельное выполнение, а не через наблюдение за чьими-то действиями.
Поэтому процесс усвоения проходит пять последовательных этапов): 1. Составление схемы ориентировочной основы действия. Перед обучаемым раскрывается содержание ООД; он вводится в предмет изучения; ему показывают, как и в каком порядке выполняются операции, входящие в действие (ориентировочные, исполнительные и контрольные). В зависимости от типа ориентировки преподаватель раскрывает или основные элементы, из которых складываются все явления данной области знаний, или особенности какого-либо одного частного явления, т. е. он экстериоризирует свои умственные действия, раскрывает их в материальной или материализованной форме. Поскольку обучаемый еще не владеет этим действием, он использует ранее сформированные перцептивные или умственные действия для составления ООД нового. 2. Формирование действия в материальном (материализованном) виде. Действие выполняется во внешней, материальной (материализованной) форме. При этом все операции, входящие в его состав, развернуты (ориентировочные, исполнительные, контрольные). Это позволяет осуществлять объективный контроль за выполнением каждой операции. Для обобщения действий программа ООД должна содержать типовые задачи по применению данного действия. Но большого числа однотипных задач быть не должно, поскольку в таком случае действие будет сокращаться и автоматизироваться. Таким образом, на данном этапе обучаемый осваивает развернутое, обобщенное (в пределах основных типов материала) и сознательно выполняемое во всем составе операций действие в его материальной (материализированной) форме. Для того чтобы подготовить к переводу действия на следующий этап, его материальная форма сочетается с речевой: все, что выполняется практически, материально, сопровождается проговариванием (формулированием в речевой форме).
3. Формирования действия во внешнеречевой форме. Все элементы действия представлены в форме внешней речи, происходит его дальнейшее обобщение, но оно еще не автоматизитировано. Необходимо отметить, что речевое действие должно быть освоено в развернутом виде, нужно, чтобы все входящие в него операции не только приобрели речевую форму, но и были усвоены. На этом этапе действие может быть обобщено путем введения в него ситуаций с неопределенными условиями. Несмотря на то, что в конце этапа действие начинает выполняться с пропуском в речевой форме отдельных операций, оно не должно доводиться до автоматизации. 4. Формирование действия во внешней речи «про себя». Действие выполняется беззвучно (проговаривание производится «про себя»). Сначала оно по развернутости, сознательности и обобщенности не отличается от предыдущего этапа. Но, в процессе приобретения умственной формы, оно начинает быстро сокращаться и автоматизироваться. 5. Формирование действия во внутренней речи. Действие быстро становится автоматизированным, умственным и недоступным самонаблюдению.
Рассмотрим конкретно суть этапов формирования умственных действий на примере изучения темы «Прием сложения в случае □+4» ( 1 класс ) с шестилетними детьми.
1.Создание соответствующей мотивации учения Означает создание потребностей в изучении данной темы, убеждение учащихся в необходимости этого. Ребенок с рождения и с того момента, когда он уже что-то может держать, все пробует «на язык», т.е. инстинкт мотивации деятельности в человеке заложено природой. Этот инстинкт является как бы поиском ответа на вопросы: «Что это?», «Зачем это?» и т.п. Постепенно, когда человек взрослеет, если у него появляются потребности в какой-то деятельности, то он работает как бы с удвоенной энергией. Вот этот психологический момент должен быть перенесен и в процесс получения знаний. Соответствующая мотивация учения, в частности, может быть создана: постановкой соответствующих учебных задач, созданием проблемной ситуации, использованием различных познавательных задач, задач практического характера и т.п.
Приступая к изучению данной темы мотивацию можно осуществить следующим образом: Деятельность учителя Деятельность учащихся 1. Актуализация знаний: 1) Организует повторение таблицы сложения +2, +3. 2) Предлагает решить пример 5+4 без наглядных пособий и с объяснением. 3) Учитель: «Удобно ли каждый раз прибавлять по единице? А если 5+12? 1) Отвечают на вопросы в ходе устного счета. 2) Учащиеся умеют прибавить 4 на пальцах, палочками присчитыванием по 1. Теперь это запрещено. Они могут прибавить устно присчитыванием по 1: 5+4=5+1+1+1+1=9. 3) Ответа четкого нет. Возникает проблема: а как же быть?
2. Создание ориентировочной основы действия т.е. подбор таких заданий, ориентируясь которых можно было бы изучить новую тему. Ребенок, чтобы встать в первый раз на ноги ищет какой-то предмет, за что можно было бы схватиться, т.е. ему нужен ориентир. Взрослый человек, чтобы не заблудиться всегда ставит ориентиры и т.д. Все это также должно быть перенесено в процесс получения новых знаний. Основное требование на этом этапе — нужно повторить только тот материал, на котором базируется содержание нового и другие упражнения должны быть отброшены. Если уж они так нужны на уроке, то лучше их перенести на другой этап урока.
При изучении вышеназванной темы ориентировочная основа действий создается так: Деятельность учителя Деятельность учащихся Объявляеттему и мотивирует: «Мы повторим состав числа 3, сложение+3 и нужные рассуждения. Потом точно так же будем делать и со сложением 4». 2. Организует повторение состава числа 3. 3. Организует повторение сложения +3, используя его состав и рассуждения. 4. Закрепляет ориентир. 1. Слушают. 2. Отвечают: 3=1+1+1, 3=1+2, 3=2+1. 3. Дают ответы типа: «К 6 надо прибавить 3. Для этого к 6 сначала прибавим 2,получим 8и прибавим 1, получим 9. Значит 6+3=9». Отвечают индивидуально. 4. Хоровое повторение рассуждения.
В изучении математики ориентировочной основой действия могут служить: 1) ранее изученная тема, на которую опирается изучаемая тема и при котором обязательно сохраняются принципы математических действий; 2) опорная схема, таблица, карта, опыт и другие, используя которые учащиеся будут работать на следующем этапе; 3) межпредметные связи, когда ситуация в одной области объяснима, а в нашей ситуации требует дополнительного теоретического обоснования. Ориентировочная основа может быть предложена в готовом виде, составлена или разработана совместно с самими учащимися. Выбор нужного варианта определяется содержанием изучаемой темы.
3.Этап материальных и материализованных действий, т.е. учащиеся выполняют действия в материальной форме (с реальными предметами) или в материализованной форме (с рисунками, схемами и др.) с развертыванием входящих в него операций. Любой человек, и взрослый, и ребенок, хорошо запоминает и объясняет то, что он сам сделал своими руками. Что-то услышанное или же увиденное он может легко забыть или же помнить только в деталях. Главным на данном этапе является то, что ученик сам работает с индивидуальными наглядными пособиями (дублирует учителя, работает по его указаниям и т.п.). если это требование не соблюдается, то данный этап выпадает из общего звена и, следовательно, поэтапного формирования умственных действий не происходит. На этом же этапе параллельно начинается внешнеречевой этап
При изучения сложения □ +4 данный этап реализуется следующим образом. Деятельность учителя Деятельность учащихся 1. Организует работу по изучению состава числа 4: 1) Положите перед собой 2 красных кружка. 2) Теперь положите 2 зеленых кружка. 3) Сколько кружков положили? 4) 4 кружка — это какие и какие? 5) Значит, из каких чисел состоит число 4? 6) Аналогичная работа для случая 4=3+1. 2. Организует изучение различных способов прибавления числа 4 по частям. 1. Учащиеся по просьбе учителя работают с индивидуальными кружками и отвечают на вопросы 1) Кладут 2 красных кружка. 2) Кладут 2 зеленых кружка. 3) Всего положили 4 кружка. 4) 4 кружка — это 2 красных и 2 зеленых. 5) 4 — это 2 и 2, 4 — это 2+2 и записывают в тетради. 6) Проделывают все то же самое. 2. Учащиеся аналогично работают с кружками, одновременно проговаривают свои действия (хором и индивидуально) и записывают в тетради.
На этом этапе возможны следующие варианты работы: 1) учащиеся работают наглядными пособиями под управлением учителя; дублирование действий учителя допускается только в тех случаях, когда они не могут работать самостоятельно; 2) учащиеся самостоятельно изучают тему, используя предложенные ориентиры; 3) учащиеся слушают объяснение учителя и работают при этом предложенным ориентиром; 4) учитель проводит эвристическую беседу, организуя при этом работу учащихся по ориентирам: 5) совместное составление с учащимися различных схем, моделирование ситуации, опираясь на ориентиры; 6) самостоятельная работа учащихся по дополнительным источникам информации и создание своих моделей (схем, рисунков, чертежей, планов).
4. Внешнеречевой этап т.е. все действия с предметом, рисунками и т.п. сопровождаются речью (вслух- индивидуально или хором) и доводятся до безошибочного выполнения. Подобно тому, как мы учим ребенка говорить, повторяя за нами вслух, так и в процессе получения знаний усвоение происходит быстрее, если оно сопровождается внешнеречевой деятельностью (так же человек разучивает новый язык, новую песню и другое).
Данный этап при изучении нашей темы выглядит так: Деятельность учителя Деятельность учащихся 1. Проводит беседу по рисункам учебника(рисунки к составу числа 4, к примеру 6+4). 2. Проводит работу над запоминанием полных рассуждений при решении примеров 5+4, 3+4, 2+4. 1. Учащиеся рассказывают рисунок и повторяют сначала индивидуально, потом хором (можно наоборот): а) 4 — это 2+2, 4 — это 3+1; б) чтобы к 6 прибавить 4 сначала прибавим 2 и получим 8, потом прибавим еще 2 и получим 10. 2. Ученики объясняют проговаривая рассуждения хором или индивидуально (в различных сочетаниях).
Источник