Умственное воспитание дошкольников
Вещунова Елена
Умственное воспитание дошкольников
«Умственное воспитание дошкольников»
Каждый человек уникален, незаменим и неповторим.
Каждого надо только открыть.
Умственное воспитание – это специально организованный педагогический процесс, направленный на формирование у дошкольников системы элементарных знаний и умений, способов умственной деятельности, на развитие познавательных способностей.
Умственное воспитание дошкольника направлено на формирование у них правильных представлений о простейших явления природы и общественной жизни, на совершенствование ощущений, восприятий, на развитие внимания, воображения, мышления и речи.
В детском саду умственное воспитание осуществляется в процессе всей учебно-воспитательной работы (на занятиях, в игре, в труде). Воспитательформирует у детей на доступном для них материале интеллектуальные умения и навыки: учит их наблюдать, сравнивать,понимать простейшие причиноследственные связи между ними: (например, влияние изменения температуры на замерзание воды и таяние снега, льда).
Воспитатель пополняет и активирует словарь ребенка, формирует его правильное звукопроизношение.
Исследования сотрудников Института дошкольного воспитания выявили широкие возможности формирования умственной активности дошкольников не только в детском саду, но и в семье.
Правильное отношение к играм детей, к художественному воспитанию и обстановке семьи – важнейшие пути культуры воображения и, следовательно, воспитания ума ребенка.
Родителям во время прогулок, экскурсий, пребывания в поле, в лесу, на берегу реки и т. д. надо обязательно провести беседу, она должна быть в увлекательной и понятной форме, можно сообщить о повадках животных, перелетных птицах, строительстве гнезд и т. д. Но при этом нужно соблюдать меру и всячески избегать нагромождения фактов.
Не к многознайству мы должны вести ребенка: многознание – говорит древнее изречение – не научает. Мы должны стремиться к возбуждению в нем любознательности, стремиться наблюдать и отмечать интересное в жизни.
Развитие внимания и наблюдательности ребенка, которые имеют огромное значение для умственного роста его, достигается не только тем, что его внимание и наблюдение постоянно привлекаются и направляются извне, на то, что взрослые считают интересным и нужным, но и тем, что дается непосредственным впечатлением самого ребенка.
Могущественное влияние на умственное развитие ребенка имеет развитие его речи. Речь и мысль неразрывно связаны друг с другом. Речь, которую ребенок слышит в семье и в особенности речь, с которой взрослые к нему лично обращаются, должны быть ясной и внятной, грамотной по форме и выразительной, точной и понятной по содержанию.
Если у ребенка 3-х лет речь служит средством для выражения чувства и желаний, то 5-6 лет ребенка речь уже является орудием общения, обмена впечатлениями, мыслями. Поэтому, нам взрослым надо так строить жизнь ребенка, чтобы в нем чаще возникала потребность в речи.
Потребность будет возникать тем чаще, чем интересней и разнообразней будет его жизнь.
Прежде всего речь должна быть выразительной.
5-летний ребенок способен уже к выразительной речи. Родителям надо совершенствовать эту способность.
Объясняют ли родители, что-либо ребенку или хвалят, осуждают его, рассказывают ему или читают, – их речь должна быть не монотонной, однообразно текучая, а живая, согретая чувством теплоты, любви, а то и недовольства, возмущения.
Выразительное чтение художественного рассказа, стихов, передающее красоту отдельных слов и образов, пропетая с чувством песня, слушание ребенком музыки – все это может служить прекрасным средством для развития выразительности. Очень важно, чтобы вы не забывали о содержании речи. Умеет ли ваш ребенок умело использовать слова и выражения, говорить связанно, последовательно, ясно.
Расширяйте и обогащайте словарь детей, через дружеские беседы с ними, рассказы о людях-знакомых, о людях-героях (войны).
Очень хорошо, если вы, показывая ребенку картинку, вместе рассмотрите внимательно, с интересом, выслушаете впечатления и объяснения ребенка, ответите на его вопросы. Можно затем предложить составить рассказ, который вы обязательно прослушаете или запишете, потом вчитаясь в рассказ вашего ребенка, вы определите уровень его умственного развития.
Из различных форм речи, которыми пользуется ребенок, одна заслуживает особого внимания. Это – детские вопросы.
К сожалению в семье отношения взрослых к детским вопросам очень часто неправильное. Вместо того, чтобы поощрять усилие детской мысли, родители их нередко подавляют. Одни, чтобы отвязаться от назойливых вопросов,говорят: «Не лезь со своими глупостями», другие объясняют в книжной форме недоступной для ребенка. Надо признаться, что отвечать на вопросы ребенка – дело нелегкое.
Объяснять что-либо ребенку – это значит связать неизвестное ему с тем, что ему из опыта известно. Необходимо считаться с его умственным развитием, жизненным опытом. Нужно говорить ребенку правду и то, что он в состоянии понять. Если ребенок не удовлетворен ответом, то можно сказать, что для полного понимания нужно много знаний, которые он получит, когда пойдет в школу
Так же можно спросить «А как ты думаешь?» тем самым поощряя у ребенка самостоятельное мышление.
Так же для умственного развития полезно давать детям загадки и пословицы, развивающие находчивость ребят, настольные игры, которые требуют и развивают внимание, умение быстро ориентироваться. Так же можно упражнять в счете, посредством наглядных пособий.
Уважаемые родители, организовывайте разумно труд ребенка, создавайте благоприятные условия для его игры и творчества, воспитывайте и поощряйте в нем самостоятельные мысли, возбуждайте любознательность.
Мы остановились на основных сторонах воспитания, влияющих на умственное развитие ребенка.
Если у вас появятся вопросы по умственному воспитанию, обращайтесь к нам, воспитателям. Мы можем вам помочь исследовать вашего ребенка, определить его умственный уровень, предложить вам материал для повышения умственного развития ребенка.
Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Воспитание не только должно развить разум человека и дать ему известный объём сведений, но должно зажечь в нём жажду серьезного труда,.
Презентация для педагогов «Нестандартное физкультурное оборудование» Физическое воспитание — педагогический процесс, направленный на достижение хорошего здоровья, физического и двигательного развития ребёнка.
Источник
Методическая разработка на тему: «Основные методы умственного воспитания детей дошкольного возраста»
Анна Маркина
Методическая разработка на тему: «Основные методы умственного воспитания детей дошкольного возраста»
Методическая разработка на тему: «Основные методы умственного воспитания детей дошкольного возраста»
Умственное развитие ребенка происходит как в ходе общения со взрослыми, игр со сверстниками, так и в процессе систематического обучения. Занятия являются основной формой обучения в детском саду. На занятиях создаются благоприятные условия для усвоения детьми достаточно сложных знаний, умений и навыков, для формирования различных способностей.
Из года в год усложняется задачи воспитатель-образовательной работы в дошкольном учреждении, совершенствуются содержание и методы обучения детей на занятиях. На современном этапе задачи умственного воспитания заключаются в формировании всесторонне развитой личности ребенка, его умственной активности и самостоятельности, творческого отношения к выполнению всех видов детской деятельности, в формировании разнообразных способностей дошкольника. В настоящее время значительно усовершенствовано содержание всех разделов программы воспитания в детском саду. Разработаны принципы отбора и систематизации знаний дошкольников. На основе этих принципов определен примерный объем знаний, которые позволяют сформировать у детей первоначальное понимание некоторых важных природных зависимостей. Детей надо знакомить лишь с достаточно простыми зависимостями, в процессе познания которых существенную роль играют специфические формы мышления детей дошкольного возраста, а именно наглядно-действенное и наглядно- образное мышление. В дошкольном возрасте закладывается фундамент представлений и понятий, который существенно влияет на умственное развитие ребёнка. Дошкольное детство является оптимальным периодом в умственном развитии человека. В этот период формируются способности к начальным формам абстракции, обобщения, умозаключения.
Важное значение для умственного воспитания имеет разработка предметного содержания мыслительной деятельности детей. Она может быть представлена следующими основнымиотношениями действительности: «часть-целое»; «предмет-предмет»; «предмет-система предметов». Овладение каждым типом отношений оказывает существенное влияние на становление и развитие основныхформ детского мышления: наглядно-образного; наглядно-действенного; логического. Формирование у детей 2-3 летнего возраста обобщенных представлений, отражающих отношение «часть-целое» становится основой развития особых умений воспроизводить мысленно скрытые части предмета на основе видимых его частей. Приблизительно с 4 лет возможно формирование у детей умение рассматривать предметы в их взаимосвязи и взаимодействии с целыми совокупностями других предметов. Объектом познавательной деятельности ребенка становиться фундаментальное отношение «предмет-система предметов» Овладение детьми отношением «предмет-система предметов» значительно расширяет возможности в познавательной деятельности, оказывает существенное влияние на развитие поисковой-исследовательской деятельности.
Знания-это продукт определенных познавательных действий ребенка. При формировании новых знаний необходима и организация новых познавательных действий детей. На основе этих положений в дидактике разработаны методы обучения дошкольников. Методы обучения рассматриваются как способы работы педагога с детьми, для получения детьми новых умений и навыков, для формирования мировоззрения и развития способностей. В обучении познавательная деятельность детей тесно связана с практической деятельностью, имеющей образовательное и воспитательное значение. Практические действия позволяют им обнаружить новые свойства объекта, т. е усвоенные знания являются продуктом деятельности детей а не педагога. Решающее значение в усвоении знаний имеет деятельность самого ребенка, его особенности, характер. Поэтому при характеристике метода необходимо исходить не только из характера педагога, сколько из характера познавательной и практической деятельности детей.
Одна из характерных особенностей дошкольников заключается в недостаточном развитии у них произвольных действий, произвольного поведения. Поэтому в дошкольном возрасте основным мотивом учения является познавательный интерес. Именно наличие у ребенка познавательного интереса к учению повышает эффективность процесса обучения и вместе с тем насыщает его положительными эмоциями.
В связи с этим особую роль в процессе обучения детей дошкольного возраста приобретает первая группа методов – методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности детей, среди которых важную место занимают методы направленные на формирование интереса к учению. Сам же интерес к учению в значительной мере зависит от широты и устойчивости интересов ребенка к окружающим его предметам и явлениям, от умения осмысливать новые факты и события. Формирование интереса к учению- это важнейший момент подготовки детей к школе.
Вторая группа методов делиться на три подгруппы. Первая подгруппа- методы организации и осуществления чувственного восприятия учебных объектов, соответствующие наглядным методам. Вторая подгруппа- методы организации и осуществления мыслительной деятельности детей, соответствующие в известной мере словесным методам. Третья подгруппа-это методы организации и управления практической деятельностью детей с целью формирования у них новых знаний, умений, навыков.
Третья группа методов- методы организации контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности детей, разработка которых ведется в дошкольной педагогике.
Следует подчеркнуть, что в процессе обучения все названные выше методы тесно взаимосвязаны, и способствуют всестороннему развитию детей. Дошкольный возраст-это возраст интенсивного развития творческих способностей детей, период неиссякаемых вопросов, неистощимой фантазии, разнообразия игровых замыслов. И одна из важнейших задач обучения и воспитания состоит в формировании у детей дошкольного возраста творческого отношения к окружающему миру.
Методы воспитания детей дошкольного возраста Хорошо, если взрослые обучают и воспитывают детей, направляют их развитие без насилия, уважая личность ребёнка. Надо внимательно и чутко.
Консультация для воспитателей «Этапы, формы и методы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста» МКДОУ «Детский сад №16 комбинированного вида» консультация для воспитателей Тема: «Этапы, формы и методы патриотического воспитания детей.
Методическая разработка занятия «Домик семьи зайцев» для детей дошкольного возраста .
Методическая разработка «Методы познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста» «Методы познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста» Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах использования разнообразных.
Квиллинг как средство развития творчества детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка. «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие.
Методическая разработка на тему «Нетрадиционные формы работы с родителями в вопросах физического воспитания». Актуальность. В настоящее время вопросы охраны здоровья детей, формирование культуры здоровья и мотивации здорового образа жизни стали одним.
Методическая разработка по обучению чтению и развитию речи детей дошкольного возраста ОО Речевое развитие. Тема «Понятие о звуках. Восприятие звуковых сигналов» Для детей 5-6 л ЦЕЛЬ:Научить различать звуки, отрабатывать умение.
Методическая разработка по ПДД для детей дошкольного возраста. Дидактические игры по ПДД ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Выполнила старший воспитатель МБДОУ № 25 «Светлячок» станицы Отрадной Дидактические.
Методическая разработка по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет) Методическая разработка по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Все слова делятся на однозначные и многозначные.
Методическая разработка подвижной игры для детей дошкольного возраста «Снежный ком» Аннотация. Подвижная игра «Снежный ком» разработана с целью профилактики гиподинамии, формирования потребности детей старшего дошкольного.
Источник