- Разработка открытого урока по физике в 7 классе по теме «Способы уменьшения и увеличения давления» план-конспект урока по физике (7 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Открытый урок по физике в 7 классе на тему: «Способы увеличения и уменьшения давления»
- Скажите, пожалуйста, вы когда-нибудь бывали в цирке? Видели выступление йога? Так вот, йог может выспаться на постели, из которой торчат 10 000 гвоздей. Легче ли будет ему заснуть, если из постели будет торчать только один гвоздь?
- Сможете ли вы нарезать батон тыльной стороной ладони? Лезвие режущих и остриё колющих инструментов остро оттачивают. Острое лезвие имеет маленькую площадь, поэтому даже при помощи малой силы создаётся большое давление и таким инструментом легко работать ( лопаты, гвозди, кусачки ….)
- Почему наседке не приходится опасаться сломать скорлупу яиц тяжестью своего тела? И в то же время слабый птенчик, желая выйти из природной темницы, без труда пробивает клювиком скорлупу изнутри?
- Задача № 3 Рассчитайте и сравните давление оказываемое автомобилем массой 1500 кг. площадь опоры всех четырех колес равна 500 см 2 , И трактора масса которого 4,5 т. а длина соприкасающейся с землей части его гусеницы 1,5 . Какая из этих машин, может пройти по топкой болотистой почве?
Разработка открытого урока по физике в 7 классе по теме «Способы уменьшения и увеличения давления»
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему
Разработка содержит конспект урока и презентацию по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_sposoby_izmeneniya_davleniya.doc | 68.5 КБ |
sposoby_izmeneniya_davleniya.pptx | 852.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока в 7 классе «Способы уменьшения и увеличения давления»
обучающая: добиться знания учащимися способов уменьшения и увеличения давления, применением этих способов в природе и технике;
опытным путём установить зависимость между давлением и площадью опоры;
развивающая: развивать способности систематизировать и обобщать знания при объяснении нового теоретического материала;
развитие логического мышления;
развитие устной речи учащихся.
воспитывающая: выработать устойчивое внимание при объяснении нового теоретического материала;
воспитание культуры общения друг с другом при работе в группах;
достичь высокой активности учащихся на уроке;
продолжить работу по привитию аккуратности, бережного отношения к оборудованию физического кабинета;
продолжить формирование познавательного интереса к физике;
Дидактический тип урока: изучения нового материала.
3.Проверка домашнего задания.
4.Изучение нового материала.
1.Организационный момент – 3 мин.
Обратимся к словам Р.Декарта:
«…Для того, чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать». Эти слова станут девизом нашего урока.
2.Актуализация знаний – 1 мин.
Вышел слон на лесную дорожку
Наступил муравью он на ножку
И вежливо очень сказал муравью:
«Можешь и ты наступить на мою»
Одинаковый ли результат получится в итоге?
Определим чемпионов? Любопытно, почему мальчик массой 45 кг производит давление всего в 5 раз большее, чем 3-х тонный гусеничный трактор? А почти невесомая оса оказалась рекордсменкой? Попробуйте отыскать здесь математическую закономерность. Увы вас, вероятнее всего, ждёт разочарование. Такой закономерности нет!
В этом и состоит наша задача на сегодняшнем уроке – выяснить способы уменьшения и увеличения давления. Запишите тему урока.
«Способы уменьшения и увеличения давления».
Постановка проблемного вопроса.
Итак, о давлении мы уже знаем многое, но: «Зачем человеку вообще нужно вычислять давление твёрдых тел, и какое значение имеет давление в нашей повседневной жизни? Можно давление изменять, если да, то как?». Я предлагаю вам на сегодняшнем уроке ответить всего на 2вопроса:
- Как можно изменить давление твёрдого тела?
- Примеры уменьшения и увеличения давления в жизни
3.Проверка домашнего задания -5мин.
Прежде чем начать поиск ответов на наши вопросы вспомним, что уже нам известно о давлении твёрдых тел.
- Что такое давление?
- Как определить давление? (Формула записывается на доске)
- В каких единицах измеряется давление?
- От чего зависит давление?
- Записать формулу для вычисления площади опоры. (Формула записывается на доске)
- Записать формулу для вычисления силы, действующей перпендикулярно поверхности. (Формула записывается на доске)
- Как вычислить давление, если известна площадь опоры и масса тела? (Формула записывается на доске)
4.Изучение нового теоретического материала- 15 мин.
Учитель. Запишем на доске формулу для определения давления.
Проанализируем формулу. Давление прямо пропорционально действующей силе, т.е. с увеличением силы давление увеличивается, а с уменьшением силы — уменьшается.
Давление обратно пропорционально площади опоры, т.е. с увеличением площади опоры, давление уменьшается, а с уменьшением площади опоры – увеличивается.
Вывод: давление можно изменять — уменьшать или увеличивать.
На основании анализа формулы укажите способы изменения давления.
Ученики. 1.Изменить силу
2.Изменить площадь опоры.
Учитель. Запишем в тетрадях 2 способа изменения давления:
2.Изменить площадь опоры.
Проверим наши гипотезы.
Вычислите давления бруска на опору. Все бруски приблизительно одинаковые. От вас требуется вычислить давление, производимое бруском в каждом из трёх положений, указанных в таблице. (На каждой парте лежит деревянный брусок, линейка и динамометр). Результаты записываются на доску, делается вывод о зависимости давления от площади опоры.
Одинаковые ли у вас значения площади, давления?( нет)
А почему получились такие результаты? ( разные грани брусков, значит, разная площадь опоры)
Почему брусок в этих опытах производит разное давление? (площадь опоры мнялась)
Затем предлагается вычислить давление 10-и одинаковых брусков, уложенных в стопку на грань с наибольшей площадью поверхности. Делается вывод о зависимости давления от силы давления.
Средняя грань, 10 брусков
- Зачем человеку нужно менять давление твёрдых тел? Привести примеры. ( В разных обстоятельствах необходимы разные давления)
- Итак. Как можно изменить давление твёрдого тела? (Изменить площадь опоры или силы давления) Ответ на первый вопрос у нас уже есть.
Где и как человек осознанно изменяет давление твёрдых тел? Физкультминутка
Встаньте прямо. Сделайте вдох, выдох. Поднимитесь на носочки, опуститесь. Ещё раз поднимитесь на носочки, опуститесь. Станьте на правую ногу, подняв левую. Опустите левую ногу. Станьте на левую ногу, подняв правую. Садимся на свои места.
Учитель. Как вы думаете, имеет ли отношение к нашей теме проведённая физкультминутка? Если да, то объясните.
Ученики объясняют, что когда становились на носочки и стояли на одной ноге, давление на опору увеличивалось.
Как ещё человек использует различные давления?
Учащимся предлагается подбор предметов из повседневной жизни: ножницы, иголки, кнопки, напёрстки, пассатижи, клещи, лопата, точилка, нож, сумки с разной шириной лямок. ( Каждый предмет комментируется и классифицируется)
Откройте учебники на странице 82, найдите упражнение 13. Прочитайте и ответьте на вопросы.
- Учащимся предлагается подбор слайдов с фотографиями животных и насекомых (Каждый снимок комментируется и классифицируется)
Где в животном мире мы можем встретить различные давления твёрдых тел? (Дети выдвигают теории применения различных давлений, учитель систематизирует гипотезы, предлагая провести классификацию на «Уменьшение давления» и «Увеличение давления». Обсуждение данного вопроса заканчивается подборкой слайдов с фотографиями когтей, ласт, копыт, лап, зубов.
Итак. Какие примеры уменьшения и увеличения давления в жизни
мы сегодня нашли? (Учащиеся заполняют свои экземпляры таблицы, затем результаты обсуждаются).
Источник
Открытый урок по физике в 7 классе на тему: «Способы увеличения и уменьшения давления»
Открытый урок по физике в 7 классе на тему:
« Способы увеличения и уменьшения давления»
ГБОУ СОШ №2 г.Сызрани
Миронова Алина Николаевна.
Оборудование: Мультимедийный проектор, Брусок с разной площадью опоры, грузы весом 1 Н., Пластина пластилина.
Цели урока: Образовательные: формировать умение находить давление в разных случаях; сравнивать давление в разных практических ситуациях; обосновывать необходимость увеличения или уменьшения давления. Развивающие: развитие познавательной активности учащихся, их критического мышления, умения самостоятельно формулировать выводы, расширение кругозора учащихся, развитие речи, закрепление умения правильно оформлять и решать задачи, умение выдвигать гипотезу и обосновывать логику доказательства своего предположения. Воспитательные: воспитание чувства взаимопонимания и взаимопомощи при решении задач и выполнении экспериментального задания; воспитание ответственного отношения к учебе, трудолюбия.
Задачи урока: Научить решать расчётные задачи по формулам p = F/S , F = pS, S = F/p и качественные задачи; Уметь пользоваться формулами; Отрабатывать навыки перевода значения давления, силы, площади из дополнительных единиц измерения в СИ; Отрабатывать практические навыки в работе с физическим оборудованием; Проанализировать реальные ситуации способов уменьшения и увеличения давления на опору Уметь, используя жизненный опыт, обосновывать необходимость увеличения или уменьшения давления. Найти практическое применение уменьшению и увеличению давления.
Формируемые умения: работать с приборами, наблюдать, анализировать и сравнивать результаты опытов, делать выводы. Предполагаемый результат: учащиеся должны знать способы изменения давления и уметь приводить примеры увеличения и уменьшения давления в технике и природе.
Меня зовут Миронова Алина Николаевна, я учитель физики школы №2 г. Сызрани.
Я очень рада, что мне представилась возможность провести урок в вашем классе. Вы совсем недавно начали изучать физику. А как вы думаете, знание физики нужно нам в обычной жизни? Сегодня на уроке мы с вами ответим на этот вопрос, на сколько важно знание физических законов в обычной жизни.
И начать мне бы хотелось с просмотра видеофрагмента очень актуального для данного времени года. Посмотрите этот фрагмент очень внимательно.
(видеофрагмент про собаку)
Теперь давайте обсудим и проанализируем, что же мы увидели в этом видеофрагменте и составим вопросы на которые к концу урока мы с вами ответеем.?
Вопросы к видеофрагменту:
Что вы увидели в данном фрагменте?
Лед не проваливался пока спасатель передвигался в горизонтальном положении, ползком.
Почему спасатель не проваливался под тонкий слой льда, пока продвигался к собаке?
Что мы наблюдали, когда спасатель начал вытаскивать собаку, он провалился.
В чем причина того, что он провалился, когда начал собаку вытаскивать?
Далее, спасатель вместе с собакой стали продвигаться к берегу и кто- нибудь заметил, как именно они это делали, почему спасатель собаку придерживал?
Для чего спасатель не позволял собаке встать на лапы когда они вместе продвигались к берегу?
Что же является причиной того, что передвигаясь ползком ни собака, ни человек не проваливались?
Для того, что бы ответить на эти вопросы я вам предлагаю поработать сегодня как настоящие ученые. Вы знаете как они проводят свою работу?
Сначала они выдвигают гипотезу, проводят наблюдения, затем доказывают свою гипотезу при помощи расчётов.
Для того чтобы выдвинуть гипотезу, я предлагаю вам вспомнить с какой физической величиной вы познакомились на прошлых уроках? Давайте вспомним, что такое давление? (физическая величина равная отношению силы действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности). Записываем формулу целью нашего урока является углубиться в э Что бы выдвинуть гипотезу проанализируем нашу запись: Из формулы видно, что для увеличения давления надо увеличить силу, либо уменьшить площадь, на которую производится давление, либо одновременно менять F и S. Для уменьшения давления надо уменьшать силу давления, увеличить площадь опоры, либо менять одновременно F и S
Исходя из наших рассуждений выдвигаем гипотезу : « Что бы изменить давление твердого тела, нужно изменить силу давления или площадь опоры.»
Теперь необходимо провести наблюдения. для этого я предлагаю вам проделать эксперимент. У вас на стоне лежит необходимое оборудование брусок с разной площадью опоры, два груза весом по 1(Н), и пластина пластилина. Пожалуйста проведите эксперимент, который поможет доказать или может быть опровергнуть нашу гипотезу. У вас в рабочих листах есть таблица , заполнение которой поможет вам сделать определенные выводы.
Наблюдаемый результат (глубина отпечатка)
Вывод: Действуя с одинаковой силой давления на большую площадь давление мало, уменьшив площадь, давление увеличивается. Действуя с большей силой на одинаковую площадь опоры давление увеличивается.
Подтверждает ли данный эксперимент нашу гипотезу? (Да, подтверждает)
А теперь поговорим о том, как же данное знание используется на практике в жизни, как действие одной и той же силы приводит к разным результатам. ? Сможете ли вы сделать отверстие в этом деревянном бруске пальцем? Нет конечно же, какую бы силу вы не приложили. А теперь воспользуйтесь кнопкой. Не прилагая особых усилий, вы сделаете отверстие в этом бруске. Почему же? Конечно, ведь площадь острия очень маленькая что увеличивает давление создаваемое вашим пальцем. Может теперь кто ни будь из вас привести примеры, как это используется в жизни, природе или технике?
Скажите, пожалуйста, вы когда-нибудь бывали в цирке? Видели выступление йога?
Так вот, йог может выспаться на постели, из которой торчат 10 000 гвоздей. Легче ли будет ему заснуть, если из постели будет торчать только один гвоздь?
Для чего при постройке домов ставят фундамент? Например, увеличивая площадь нижней части фундамента, тем самым уменьшают давление дома на грунт.
Сможете ли вы нарезать батон тыльной стороной ладони? Лезвие режущих и остриё колющих инструментов остро оттачивают. Острое лезвие имеет маленькую площадь, поэтому даже при помощи малой силы создаётся большое давление и таким инструментом легко работать ( лопаты, гвозди, кусачки ….)
Почему наседке не приходится опасаться сломать скорлупу яиц тяжестью своего тела? И в то же время слабый птенчик, желая выйти из природной темницы, без труда пробивает клювиком скорлупу изнутри?
И так, наблюдения мы провели, гипотезу выдвинули, что нам осталось сделать?
Провести расчеты. Проведение расчетов или решение задач как мы с вами это привыкли называть, неотъемлемая часть такой науки как физика. Условия задачи есть у вас на рабочих листах, приступим все вместе к решению.
Что мы делаем в первую очередь при решении задачи? Составляем дано, внимательно читая текст задачи. Нам нужно найти и сравнить давление оказываемое …. Далее переводим все необходимое в систему СИ , записываем расчетную формулу и проводим рас чет, делаем выводы.
Задача №1. Масса хрупкой фигуристки Леночки 30 кг. Площадь соприкосновения лезвия ее конька со льдом 2 см 2 . Масса коровы Буренки 240 кг. Площадь соприкоснования со льдом ее копыта 16см 2 . Вычисли и сравни какое давление оказывают корова на льду и Леночка, которая мчится на левой ножке к победе?
Ответ. Одинаковое: 1470 килопаскалей. Только не говорите Леночке, что она телка на льду.
Задача №2. Мальчик массой 48 кг, собрался в зимой в поход по только выпавшему снегу., рассчитайте, как ему удобнее будет передвигаться, пешком или на лыжах если общая площадь его подошв составляет 320 см 2 . А общая площадь лыж 0,6 м 2 .
Задача № 3 Рассчитайте и сравните давление оказываемое автомобилем массой 1500 кг. площадь опоры всех четырех колес равна 500 см 2 , И трактора масса которого 4,5 т. а длина соприкасающейся с землей части его гусеницы 1,5 . Какая из этих машин, может пройти по топкой болотистой почве?
Задача №4 Рассчитайте и сравните давление оказываемое человеком на поверхность в вертикальном ( человек стоит) и горизонтальном ( человек лежит) положении, если масса человека 80 кг. Площадь тела 2 м 2 , а общая площадь опоры его подошв составляет 400 см 2 . опираясь на полученный результат, ответьте что нужно делать если вы оказались на льду, он вдруг начал трескаться?
Теперь, когда мы с вами познакомились со способами изменяя давления, и узнали как важно это в нашей жизни, давайте вернёмся к вопросам с видеофрагмента и теперь абсолютно точно на них ответим.
Почему спасатель не проваливался под лед, пока продвигался к собаке? ( По тому что он передвигался ползком и его давление на лед было очень мало, т.к. площадь его тела довольно большая)
В чем причина того, что он провалился, когда начал собаку вытаскивать? (он встал на колени, площадь соприкосновения со льдом сильно уменьшилась а давление увеличилось)
Для чего спасатель не позволял собаке встать на лапы когда они вместе продвигались к берегу? (что бы она снова не провалилась, встав на лапы и увеличив давление на лед)
Что же является причиной того, что передвигаясь ползком ни собака, ни человек не проваливались? (давление)
Но даже обладая теперь такими знаниями мы не забываем о технике безопасности в зимний период, и ни в коем случае не выходим на лед, каким бы крепким он не казался!
А подвести итоги урока я предлагаю ответив на вопросы которые вы найдете в ваших рабочих листах.
Сегодня мы свами узнали много нового и интересного. В очередной раз убедились что физика и жизнь неразрывно связаны и знание физических законов не только может вам упростить жизнь, но иногда и спасти ее.
А дома я вам предлагаю ознакомиться еще с несколькими интересными фактами, которые есть у вас в рабочих листах, и объяснить их с точки зрения физики.
Спасибо за урок!
Ответь на вопросы.
1.Известен случай: Во время Великой Отечественной войны наши солдаты чтобы перейти через топкое болото использовали лыжи сделанные из веток. Почему?
2.Каково назначение широких копыт у верблюда – жителя пустыни?
3.Вам даны три кирпича. Как их следует расположить их, чтобы давление, оказываемое ими на пол было минимальным?
4.Зачем нужны животным острые клыки, рога, когти , зубы, иглы?
5. Шины машин-вездеходов делают значительно шире, чем у легковых машин. Почему?
1.При соединении деревянных деталей болтами под гайку подкладывают шайбы .Почему?
2.Почему режущие и колющие инструменты оказывают на тела очень большое давление?
3. Даны три кирпича. Как их следует расположить их, чтобы давление, оказываемое ими на пол было максимальным?
4.Объясните назначение наперстка, надеваемого на палец при шитье?
5.Для чего перед строительством дома обязательно возводят его фундамент?
Ученики отвечают на вопросы и заполняют таблицу.
Источник