Урок обществознания в 7 классе по теме: «Производство: затраты, выручка, прибыль»
Учебник: «Обществознание» по ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой, М., «Просвещение».
Тема : Производство: затраты, выручка, прибыль.
Цели: обучить экономическим понятиям “производство”, “затраты”, “стоимость”, «выручка», «прибыль»; научить распределять затраты и находить прибыль.
познакомить с понятием «производство», «затраты», «выручка», «прибыль»;
сформировать представление о проявлениях экономической деятельности, экономических продуктах и участниках экономической деятельности;
умений делать выводы, работать по тексту учебника.
развивать экономическое мышление;
интерес к экономической сфере;
способность четко и быстро мыслить, кратко и ясно выражать свою мысль;
совершенствовать мыслительные операции;
развивать самостоятельность, инициативность, умение высказывать оценочные суждения.
воспитывать у учащихся стремление реализовать свои возможности и способности, стремление к получению знаний;
воспитать образ экономически грамотного и активного современного человека.
Оборудование : задания к теме урока в виде файлов, компьютеры для выполнения практических заданий, проектор, учебник, бланк оценки работы.
Настрой на урок
Активизация знаний учеников.
Что такое экономика? Какова цель любой экономики? А каким же средством достичь эту цель?
Отвечают на вопросы
Сообщение темы, целей урока
Сообщает тему и цели
Записывают в тетрадь тему урока
Объяснение нового материала
Что же такое производство?
Что такое экономический продукт?
А какие производства есть в нашей местности? (слайд 17-24)
Важнейшими показателями производства являются: затраты, выручка и прибыль.
Самостоятельная работа по группам
Отчет групп перед классом
Как снизить затраты?
Существует много способов снижения затрат.
Теперь давайте рассмотрим такие показатели производства, как выручка и прибыль
Записывают в тетради определение
Работа со словарем
Раздаются группам рабочие листы, где они работают с помощью учителя
Самостоятельно решить задачи Работа в парах
Затем разбор задач.
Решают задачи с №1 по № 3 самостоятельно
Что такое производство?
Что такое затраты производства?
Какие затраты относятся к постоянным?
Какие затраты относятся к переменным?
Что такое прибыль?
Что такое выручка? Слайд 13
Параграф 10, решить задачи из учебника с.90, № 4-5
Записывают задание в дневники
1. Организационный момент.
Приветствие, пожелание хорошего рабочего настроения.
2. Активизация знаний учеников.
— Как называется глава в учебнике, которую мы начали изучать два урока назад? (экономика)
— Что такое экономика? (* Сфера общественных отношений, * Правила или законы ведения хозяйства, * Область знаний — наука )
— Какова главная цель экономики? ( Удовлетворение потребностей человека )
— А каким же средством мы можем достичь эту цель и как называется тема нашего урока мы узнаем после того, как расшифруем кроссворд. ( Производство )
Перед вами карточка, «Оцени себя сам», которую вы заполните к концу урока, ставя «+», за правильный ответ или задачу. Индивидуальные карточки для повторения на столах у некоторых учеников. Остальные работают со мною.
Давайте вспомним, какие существуют 4 стадии движения товара в экономике? (производство, распределение, обмен и 1.ПОТРЕБЛЕНИЕ)
Как называется экономический процесс, который состоит из четырех стадий движения товара? (2.ВОСПРОИЗВОДСТВО) Приведите пример воспроизводства в жизни: хлебозавод
В процессе производства создаются экономические блага, необходимые для удовлетворения потребностей людей. Что это? (3.ТОВАРЫ и 4.УСЛУГИ)
Экономика – правила ведения (5.ХОЗЯЙСТВА). А какие типы хозяйства вы знаете? (натуральное – способ организации жизни при котором все необходимое производится самими людьми и для себя.
6.ТОВАРНОЕ – способ организации жизни общества, при котором люди специализируясь на определенных видах деятельности производят товары и оказывают услуги для обмена друг с другом)
Главные участники экономики. Кто? (7.ПОТРЕБИТЕЛИ и 8.ПРОИЗВОДИТЕЛИ)
9. Как называют человека с золотыми руками? (9.МАСТЕР) Как человек может стать мастером своего дела? Что ему нужно для этого? (профессиональные знания, умения, навыки, способности, квалификация)
10. Что бывает высококвалифицированным, сложным и малоквалифицированным, простым? (10.ТРУД) Естественно от этого зависит размер вознаграждения за работу. Как называется это вознаграждение? (зарплата)
11-12. От чего еще может зависеть размер зарплаты? (11.УСЛОВИЯ, 12.КАЧЕСТВО, социальная значимость, степень риска)
3. Сообщение темы, целей урока
Производство: затраты, выручка, прибыль
Итак, тема нашего урока: Производство: затраты, выручка, прибыль
— Запишите в тетради тему сегодняшнего урока
— Что мы хотим узнать сегодня на уроке? Пишем на доске: (план урока: 1.производство, 2.затраты, выручка, прибыль, 3.Расчет прибыли)
1. Узнаем, что такое производство, затраты, выручка, прибыль;
2. Научимся находить прибыль и распределять затраты.
— Для чего мы будем изучать эту тему? Где она нам понадобится в жизни?
4. Изучение нового материала
Когда мы изучаем новую тему, где можем взять материал? (учитель, учебник, словарь)
Главная цель экономики, как мы уже знаем, состоит в удовлетворении потребностей человека. Средством же достижения этой цели является ПРОИЗВОДСТВО ( предметы: продуктов питания, одежды, мебели, автомобилей, домов, книг; услуги: показ кинофильмов, ремонт обуви, компьютеров)
Известная истина гласит: общество не может перестать производить, потому, что не может перестать потреблять.
— Что же такое производство? (Это процесс создания различных видов экономического продукта)
— Что такое экономический продукт? (работа со словарем) ( Это изделие, товар, услуга, удовлетворяющая ту или иную потребность человека )
— Производители – это люди, которые занимаются производством чего-либо. Прежде чем начать производство, они решают важные вопросы: что они будут производить, в каком объеме (кол-во производимого), какую технологию будут использовать, решать проблему экономичности производства и привлекательности продукта.
— До ХХ века существовало единичное производство. В ХХ столетии развитие получило серийное и массовое (поточное) производство.
Увеличение количества производимого товара влияет не только на количество товара, но и на цену товара. Ведь чем больше товара производится на одном предприятии, тем меньше затрачивается на него ресурсов – это напрямую влияет на размер цены. Товары произведенные при массовом производстве намного дешевле, чем товары произведенные в единичном экземпляре.
— А какие производства есть в нашей местности? (Ребята перечисляют)
— Важнейшими показателями производства являются: затраты, выручка и прибыль. Для того, чтобы познакомиться с этими понятиями обратимся к учебнику…
— Задание по группам: нужно найти в учебнике (пар.10 и словарике) и разобраться с этими понятиями.
— Теперь самостоятельно готовимся по учебнику и отчитываемся о работе перед классом. 1 группа — «Затраты производства», 2 группа – «Выручка», 3 группа – «Прибыль». Информацию вносим в рабочий лист группы. ( 5 -7 минут)
— Что такое затраты производства? ( ( стоимость) – сумма всех расходов необходимых для производства определенного количества продукции. )
Виды затрат? Что значит постоянные и переменные затраты? И что к ним относится?
— А как же снизить затраты? ( Варианты говорят дети )
Существует много способов снижения затрат:
Экономное и бережное расходование ресурсов,
Внедрение технических новшеств и новых технологий,
Повышение мастерства работников,
Совершенствование организации труда (разделение труда)
— Что такое выручка? (денежная сумма, которую производитель получает, продав свою продукцию)
— Как можно увеличить выручку? (рекламой своего товара, яркими упаковками, качеством товара и т.д.)
— Что такое прибыль? (превышение доходов от продажи товаров или услуг над затратами на их производство и реализацию) Прибыль является движущей силой деятельности любого производителя. Это то, ради чего начинается производство.
Но не забываем, что часть прибыли производитель отдает государству в виде налога.
— Как мы можем вычислить прибыль? (ПРИБЫЛЬ = ВЫРУЧКА – ЗАТРАТЫ)
5. Закрепление материала
— Самостоятельно в парах решаем задачи на листочках и проверяем вместе
После выполнения – разбор задач.
6. Подведение итогов.
Что такое производство?
Что такое затраты производства?
Какие затраты относятся к постоянным?
Какие затраты относятся к переменным?
Что такое прибыль?
Что такое выручка?
7. Домашнее задание.
Параграф 10, решить задачи на с.90, № 4 и 5 (письменно в тетраде)
Задания на повторение:
Четвертая стадия движения товара в экономике
Как называется экономический процесс, который состоит из четырех стадий движения товара?
В процессе производства создаются экономические блага, необходимые для удовлетворения потребностей людей. Что это?
5. Экономика – правила ведения (_____). А какие типы хозяйства вы знаете?
______ – способ организации жизни общества, при котором люди специализируясь на определенных видах деятельности производят товары и оказывают услуги для обмена друг с другом)
Главные участники экономики. Кто?
9. Как называют человека с золотыми руками?
10. Что бывает высококвалифицированным, сложным и малоквалифицированным, простым?
11-12. От чего еще может зависеть размер зарплаты?
Задания на повторение:
Четвертая стадия движения товара в экономике
Как называется экономический процесс, который состоит из четырех стадий движения товара?
В процессе производства создаются экономические блага, необходимые для удовлетворения потребностей людей. Что это?
5. Экономика – правила ведения (_____). А какие типы хозяйства вы знаете?
______ – способ организации жизни общества, при котором люди специализируясь на определенных видах деятельности производят товары и оказывают услуги для обмена друг с другом)
Главные участники экономики. Кто?
9. Как называют человека с золотыми руками?
10. Что бывает высококвалифицированным, сложным и малоквалифицированным, простым?
11-12. От чего еще может зависеть размер зарплаты?
Карточка №1 выполнил ______________________
Что такое экономика? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Назовите основные стадии движения продукта: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Натуральное хозяйство – это ________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Карточка №2 выполнил ______________________
Что такое экономика? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Назовите основных участников экономики: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Товарное хозяйство – это ____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Карточка №2 выполнил ______________________
Что такое квалификация? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Из чего складывается мастерство работника? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что влияет на размер заработной платы? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задачи по теме: «Производство: затраты, выручка, прибыль»
(Обществознание 7 класс)
Ежедневная выручка предприятия «Гефест» составляет 500 000 руб. Ежедневно на оплату света тратится 500 руб., воды — 1000 руб., на сырье — 2000 руб., на аренду — 500 руб., на заработную плату рабочим — 2000 руб. Какова сумма прибыли предприятия «Гефест» в месяц?
Годовая выручка фирмы «Диваныч» составляет 120 000 руб., а ежемесячная прибыль — 7000руб. Какова сумма ежемесячных затрат фирмы «Диваныч»?
Ежедневные затраты цветочного магазина «Флер» составляют 1000 руб., а ежемесячная прибыль 20 000 руб. Какова сумма годовой выручки цветочного магазина «Флер»?
Примечание: год = 365 дней, месяц = 30 дней
Задачи по теме: «Производство: затраты, выручка, прибыль»
(Обществознание 7 класс)
Ежедневная выручка предприятия «Гефест» составляет 500 000 руб. Ежедневно на оплату света тратится 500 руб., воды — 1000 руб., на сырье — 2000 руб., на аренду — 500 руб., на заработную плату рабочим — 2000 руб. Какова сумма прибыли предприятия «Гефест» в месяц?
Годовая выручка фирмы «Диваныч» составляет 120 000 руб., а ежемесячная прибыль — 7000 руб. Какова сумма ежемесячных затрат фирмы «Диваныч»?
Ежедневные затраты цветочного магазина «Флер» составляют 1000 руб., а ежемесячная прибыль 20 000 руб. Какова сумма годовой выручки цветочного магазина «Флер»?
Примечание: год = 365 дней, месяц = 30 дней
Затраты производства – это ____________________________________________________________________________________________________________
Составить кластер и рассказать по нему: а) Какие существуют виды затрат б) распределить затраты по видам
Назвать способы снижения затрат (выбрать нужное и придумать свое) изготавливать меньше товара, применять энергосберегающие технологии, нанимать больше работников, разделение труда.
Выручка – это ________________________________________________________________________________________________________
Как можно увеличить выручку? (отметить нужное и придумать свои) а) торговать на базаре, а не в магазине б) рекламировать товар или услугу в) поднять цену на товар или услугу г) упаковывать товар в яркие упаковки д) улучшать качество товара е) понижать цену на товар или услугу ж)
Из данных слов составьте предложение:
меньше выручки производителя: больше затрат цель
Прибыль – это ____________________________________________________________________________________________________
Что значит прибыльное предприятие? Приведите примеры ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как можно рассчитать прибыль? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Источник