Способы уменьшения естественного уровня безработицы является

Омской области

Мероприятия по снижению безработицы

31.01.2019 Обычная важность

В целях снижения безработицы государство располагает различными методами, связанными с разработкой способов переподготовки безработного населения, социальной поддержкой безработных, содействием в создании дополнительных рабочих мест и т.д. Данные методы можно классифицировать следующим образом: активные и пассивные.

Активные методы нацелены на создание дополнительных рабочих мест, организацию системы образования и производственно- технического обучения кадров в соответствиями с требованиями современной экономики; регулирование отраслевой и региональной мобильности кадров, создание рабочих мест для молодежи, субсидии по занятости лиц, нуждающихся в социальной защите и т.д.

Пассивные методы включают создание системы социального страхования и материальной помощи безработным. Система социального страхования предусматривает выплату пособий по безработице с учетом прежних заработков, система материальной помощи направлена на обеспечение безработному прожиточного минимума.

Рассматривая вопрос государственного регулирования безработицы, следует определить, какие виды политики непосредственно воздействуют на уровень безработицы в стране. На основе данного критерия выделим следующие три вида государственной политики: социальная, макроэкономическая, политика в сфере занятости населения.

Создание условий для роста спроса на товары. Так как спрос на рынке труда — производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость возрастет, а безработица упадет в том случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников. Способами увеличения спроса являются:

  • § стимулирование роста экспорта (с помощью регулирования ставок таможенных пошлин и тарифов),
  • § льготное налогообложение,
  • § поддержка и поощрение инвестиций в реконструкцию предприятий
  • § льготное кредитование (например, Национальный проект развития сельского хозяйства) и т.п

Выплата пособия по безработице признанным безработными,

Бюджетное субсидирование дополнительной (по отношению к фактическому уровню) рабочей силы на действующих предприятиях. Оно может иметь вид кредитования государством зарплаты дополнительно нанятых рабочих,

Предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возраста (этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат).

Политика в сфере занятости населения:

Применение в государственном и негосударственном секторах экономики гибких форм занятости и др.

Реализация программ поддержки молодых работников (возможно, создание специальных организаций, привлекающих на работу молодых специалистов).

Развитие самозанятости населения. Самозанятость населения — это специфическая форма экономической деятельности. Ее сущность заключается в том, что гражданин сам находит для себя источник доходов, обеспечивающий его достойное существование в результате экономической деятельности, не противоречащей законам страны.

Предоставление рабочих мест, не ориентированных на получение прибыли, а связанных с работой в интересах общества, например: работа в области охраны окружающей среды и т.д.

Организация подготовки и переподготовки кадров. Такая работа общества и государства неразрывно связана с формированием экономики знаний. Она должна обеспечивать переподготовку специалистов, их обучение именно тем профессиям, на которые спрос не удовлетворен.

Создание и поддержка нетрадиционных форм занятости (надомничество, в т.ч. электронное надомничество). К надомничеству обращаются квалифицированные работники, располагающие персональными компьютерами, терминалами, современными средствами связи. Распространение «электронного надомничества» создает гибкие рабочие места, снижает для предпринимателей расходы на помещения, отопление, освещение. Вместе с тем подобные сдвиги в структуре занятости создают новый стиль жизни: труд обогащается, возрастают самостоятельность и ответственность работника.

Обращение к системе гибкого рабочего времени, в том числе закрепление в коллективных договорах схемы гибкости трудового года, т.е. право изменять продолжительность труда на предприятиях в зависимости от колебаний спроса.

Информационная помощь безработным. Конвенция МОТ предполагает, что службы занятости должны располагать информацией о рынках труда не только своего региона, но и всей страны в разрезе отдельных отраслей.

Содействие трудоустройству безработных с помощью бирж труда (учреждений, осуществляющих посредничество между рабочими и предпринимателями при совершении сделки купли-продажи рабочей силы и регистрации безработных).

Рассмотрим подробнее возможность минимизации безработицы с помощью биржи труда. В настоящее время функции биржи труда выполняют в основном государственные биржи труда, так называемые государственные службы занятости населения, подчиненные министерствам труда. В задачу государственных служб занятости входит, во-первых, оказание посреднических услуг при трудоустройстве безработных и лиц, желающих переменить работу, во-вторых, изучение спроса и предложения рабочей силы, в-третьих, предоставление информации о требующихся профессиях, в-четвертых, профориентация молодежи. Государственные биржи труда ведут учет безработных и производят выплату пособий по безработице. В случае отказа от работы, предложенной биржей труда, безработный лишается такого пособия.

Для реализации государственной политики в области занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий на базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения создана Государственная служба занятости.

Государственная служба занятости является структурой специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Услуги предоставляются службой занятости бесплатно.

По итогам третей главы необходимо отметить, что ситуацией в сфере труда и занятости, которая возникла в результате перехода от плановой экономики к рыночной. Этот процесс сопровождается ярко выраженной тенденцией к сокращению официальной занятости, высоким уровнем явной и скрытой безработицы, падением качества рабочей силы. Особую актуальность приобретают проблемы профессиональной адаптации выпускников вузов, формирования их компетентности и готовности к профессиональной деятельности в современных условиях.

Формирование национальных рынков труда проходит по-разному в каждом из независимых государств, образованных на месте бывших союзных республик. Не является исключением и рынок труда, формирующийся в Приднестровской Молдавской республике. Его особенностями, как показал наш анализ, являются:

устойчивое сокращение общей численности трудовых ресурсов, вызванное абсолютной убылью и старением населения;

сокращение абсолютной численности занятых, как в целом по республике, так и по отдельным отраслям и административно-территориальным единицам;

перераспределение занятых по укладам экономической жизни, сопровождающееся сокращением численности занятых в государственном секторе и увеличением общей численности и доли работающих в частном секторе;

незначительный уровень официальной безработицы (в пределах естественных величин) и рост скрытой безработицы;

профессионально-квалификационное несоответствие предложения рабочей силы спросу на нее, что приводит к росту численности лиц, нуждающихся в профессиональной переподготовке;

непривлекательность и невостребованность безработными предлагаемых рабочих мест из-за нестабильного финансового положения предприятий,

низкого уровня и несвоевременности выдачи заработной платы, тяжелых условий труда, что ведет к оттоку населения и особенно «молодых умов».

Особенности регионального рынка труда накладывают отпечаток на профессиональную адаптацию выпускников вузов, требуют ее изучения, что обусловливает необходимость разработки и внедрения рекомендаций по повышению эффективности этого процесса. В процессе профессиональной подготовки специалистов должны быть не только получены разносторонние знания, но и сформированы умения и навыки, которые позволяли бы выпускникам вузов включаться в профессиональную деятельность и успешно ее выполнять. Однако на практике существует несоответствие сложившегося уровня и качества подготовки специалистов усложнившимся условиям современного рынка труда. Ликвидация этого несоответствия предполагает решение целого ряда задач: организационных, экономических, правовых, методических, что и предопределяет актуальность избранной темы.

Методы борьбы с различными типами безработицы.

Общие для всех типов безработицы меры:

создание новых рабочих мест

· создание бирж труда и иных видов служб занятости.

Меры для борьбы с фрикционной безработицей:

Меры для борьбы со структурной безработицей:

С маргинальной безработицей:

С технологической безработицей:

С циклической безработицей:

  • · проведение стабилизационной политики;
  • · создание дополнительных рабочих мест государством.
  • · борьба с преступностью.
  • Читайте также:  Способ выражения подлежащего наречие пример

    Источник

    Почему низкая безработица не всегда помогает экономике

    Центробанки многих развитых стран столкнулись с парадоксальной проблемой: несмотря на самый низкий уровень безработицы за последние десятилетия, рост зарплат и инфляция остаются очень медленными. Ускорить их не помогает даже ультрамягкая денежная политика, проводящаяся после финансового кризиса.

    Некоторые экономисты, возможно, нашли ответ, пишет The Wall Street Journal (WSJ). По их мнению, причина в том, что люди стали реже менять работу. В то же время европейцы жалуются на качество новых рабочих мест, не обеспечивающих им привычной стабильности.

    Главное – конкуренция

    Многим развитым странам удалось не просто вернуть безработицу на докризисный уровень, но и добиться ее дальнейшего снижения. В США она опустилась с 10,2% на пике в октябре 2009 г. до 3,5% в сентябре 2019 г., самого низкого уровня за последние 50 лет (в октябре составила 3,6%). Однако годовой темп роста зарплат в США и других странах Организации стран экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) значительно снизился и в 2010–2018 гг. составлял в среднем менее 1%.

    Как образуется зазор между статистикой и реальностью

    Данные ОЭСР также указывают на то, что после финансового кризиса люди стали реже менять работу. Из-за этого они упускают возможность повысить свой доход, считают некоторые специалисты. Согласно недавнему исследованию Джузеппе Москарини из Йельского университета, меняющие работу американцы зарабатывают в среднем на 4% больше тех, кто остается на прежнем месте. Также, по его оценкам, в среднем 40% роста зарплаты в течение карьеры американцам обеспечивает именно переход на новую работу, а не их опыт или навыки. «Центробанкам стоит уделять больше внимания тому, как часто люди меняют работу и что это говорит об их предпочтениях», – указывает Москарини.

    Читайте также:  Все способы хранения картофеля

    Эта теория выглядит следующим образом. Вне зависимости от уровня безработицы сотрудники могут требовать прибавку к зарплате только в том случае, если у них есть более выгодные предложения из других компаний. При этом предполагается, что наиболее эффективные компании способны платить больше, чтобы переманить или удержать сотрудников, а менее эффективные проигрывают конкуренцию. Таким образом, чем чаще люди меняют работу, тем быстрее должны расти зарплаты и производительность. «Главная причина роста зарплат – конкуренция, будь то реальная текучка кадров или ее угроза», – утверждает лауреат Нобелевской премии по экономике Кристофер Писсаридес (цитата по WSJ).

    Источник

    МЕРЫ ПО СНИЖЕНИЮ ЕСТЕСТВЕННОГО УРОВНЯ БЕЗРАБОТИЦЫ

    Хотя мы называем уровень безработицы, к которому в долгосрочном периоде притягивается экономика, «естественным» уровнем безработицы, мы не подразумеваем при этом, что он обязательно является желательным или оптимальным.

    1. Государственная поддержка программ переподготовки и переселения работников. У фирм есть сильные стимулы, чтобы находить и обучать способных работников, а у безработных присутствуют столь же сильные стимулы искать хорошие рабочие места. Однако некоторые экономисты утверждают, что частные стимулы для соответствия между работниками и рабочими местами все же не настолько сильны, как они должны быть. Например, фирмы могут неохотно заниматься обучением рабочих, если они боятся, что после обучения эти работники уйдут в другие фирмы. Аналогичным образом при принятии решения о том, стоит ли им пройти переподготовку для новой работы, безработные не учитывают выгоду от их нового трудоустройства для налогоплательщиков, которые не будут больше финансировать их пособия по безработице. Таким образом, можно привести основания для таких мер экономической политики, как налоговые льготы или субсидии для переподготов- Влияние системы страхования по безработице на безработицу

    Большинство стран имеют системы страхования по безработице (СБ), которые обеспечивают доход безработным. Цель системы СБ состоит в том, чтобы смягчить экономические лишения, связанные с безработицей. Так как оставшиеся без работы рабочие, которые получают страховые пособия по безработице, могут позволить себе быть более разборчивыми при поиске работы, существование пособий может привести к увеличению продолжительности периодов безработицы и росту ее уровня.

    Некоторые экономисты предполагали, что щедрость пособий СБ в Европе по крайней мере частично объясняет постоянное увеличение безработицы, которое началось там в середине 1970-х гг. (см. рис. 12.11). Гэрн Бартлесс* из Брукингского института сравнил уровни безработицы и щедрость систем СБ за период 1966-1985 гг. в Великобритании, Франции, Германии, Швеции и США. Чтобы измерил, щедрость систем СБ, мы сосредоточимся на трех факторах:

    Читайте также:  Парацетамол 500 миллиграмм способ применения

    коэффициент замещения (replacement ratio), который измеряет величину пособий по безработице относительно потерянной зарплаты ( коэ фициент замещения 2/3, как в системах СБ Франции. Германии и Швеции, означает, что пособия по безработице равны 2/3 зарплаты, которую получал безработный);

    сроки выплаты пособия (benefit duration), измеряющие время, в течение которого безработный может получать пособия;

    требования к кандидатам для начисления пособия (eligibility requirements), которые определяют, кто может получать пособия по безработице.

    Бартлесс не нашел серьезных доказательств того, что более щедрые системы СБ напрямую ведут к более высоким уровням безработицы. Например, система СБ в США исторически была менее щедрой, чем четыре европейские системы, обладая меньшим коэффициентом замещения, значительно более короткими сроками выплаты пособий и более строгими требованиями к кандидатам на пособия, чем у европейских оппонентов. Тем не менее до 1973 г. уровень безработицы в США был выше, чем европейские уровни безработицы, несмотря на относительно более строгую систему СБ. Аналогичным образом, согласно Бартлессу, изменения в пособиях СБ не могут объяснить повышения европейских уровней безработицы после середины 1970-х гг., за исключением, возможно, случая с Францией, где резкий рост безработицы произошел после либерализации системы страхования.

    Хотя щедрость пособий СБ представляется пе так тесно связанной с уровнями безра-ботицы, продолжительность индивидуальных периодов безработицы — время, в течение которого потерявший работу человек остается безработным, — несомненно зависит от щедрости системы страхования по безработице.

    •Jobless Pay and High European Unemployment // Harriers to European Growth: A Transatlantic View / Под ред. R. Lawrence, C. Schultze. Washington, U. C.: Brookings Institution, 1987.

    ки безработных работников. Если эти меры дадут желаемый эффект, будет быстрее устраняться несоответствие между работниками и рабочими местами и естественный уровень безработицы снизится. 2. Повышение гибкости рынка труда. В настоящее время меры государственного регулирования определяют размеры минимальной заработной платы, условия труда, дополнительные льготы работникам, условия найма работникам многие другие условия занятости. Подобные меры регулирования могут преследовать лучшие намерения, но они увеличивают издержки найма дополнительных работников, особенно тех рабочих, которые обладают ограниченными профессиональными навыками и опытом работы. Новые и уже существующие правила регулирования рынка труда должны тщательно пересматриваться, чтобы гарантировать, что выгоды от них перевесят те издержки, которые они создают при более высокой безработице.

    Реформа системы страхования по безработице. Хотя страхование по безработице (СБ) обеспечивает безработным существенную поддержку, она также может повышать естественный уровень безработицы за счет увеличения времени, которое безработные тратят на поиски работы (см. блок 12.2), и благодаря тому, что у фирм появляются дополнительные стимулы к временному увольнению работников во время спадов. Необходимы такие реформы системы СБ, которые сохраняют ее функцию поддержки безработных, но сокращают стимулы для роста числа безработных.

    «Экономика сильного давления». Экономисты классической и кейнсиан- ской школы в целом согласны с тем, что политика макроэкономической стабилизации не может использоваться для воздействия на естественный уровень безработицы; другими словами, долгосрочная кривая Фил- липса имеет вид вертикальной прямой. Однако некоторые сторонники теории гистерезиса не согласны с такой точкой зрения. Они утверждают, что если денежно-кредитная и налогово-бюджетная политика агрессивно используются для поддержания как можно более низкого уровня безработицы — «экономика сильного давления», — то в соответствии с принципом гистерезиса естественный уровень безработицы в конце концов упадет. Так, например, если текущая безработица усиливается в результате денежной экспансии, работники могут согласиться с получением дополнительной подготовки непосредственно на рабочих местах, что уменьшает несоответствие между работниками и рабочими местами и в долгосрочном периоде снижает естественный уровень безработицы. Оппоненты данного предположения указывают, что доказательств существования гистерезиса в Соединенных Штатах значительно меньше, чем в Европе. Также существует мнение, что стратегия сильного давления приведет к воцарению инфляции.

    Источник

    Оцените статью
    Разные способы