- Разработка урока в 7 классе «Способы уменьшения и увеличения давления» план-конспект урока (физика, 7 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Способы уменьшения и увеличения давления план-конспект урока по физике (7 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Способы уменьшения и увеличения давления
- Урок 21. Физика 7 класс ФГОС
- В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
- Получите невероятные возможности
- Конспект урока «Способы уменьшения и увеличения давления»
Разработка урока в 7 классе «Способы уменьшения и увеличения давления»
план-конспект урока (физика, 7 класс) по теме
Способы уменьшения и увеличения давления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka__v_7_klasse_sposoby_umensheniya_i_uvelicheniya_davleniya.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока в 7 классе «Способы уменьшения и увеличения давления»
обучающая: добиться знания учащимися способов уменьшения и увеличения давления, применением этих способов в природе и технике;
опытным путём установить зависимость между давлением и площадью опоры;
развивающая: развивать способности систематизировать и обобщать знания при объяснении нового теоретического материала;
развитие логического мышления;
развитие устной речи учащихся.
воспитывающая: выработать устойчивое внимание при объяснении нового теоретического материала;
воспитание культуры общения друг с другом при работе в группах;
достичь высокой активности учащихся на уроке;
продолжить работу по привитию аккуратности, бережного отношения к оборудованию физического кабинета;
продолжить формирование познавательного интереса к физике;
Дидактический тип урока: изучения нового материала.
3.Проверка домашнего задания.
5.Изучение нового материала.
1.Организационный момент – 3 мин.
Учитель. Здравствуйте, ребята. На этом уроке вы сами будете оценивать свои знания.
Я вам раздам листы самооценки, которые вы будете заполнять после указанных видов деятельности Вам необходимо подписать свою фамилию
Заполнение пропусков в тексте
2.Актуализация знаний – 1 мин.
Учитель. Какую тему вы начали изучать на прошлом уроке?
Учитель. Сегодня на уроке мы продолжим изучение материала, относящегося к теме давление. Но прежде проверим, как вы усвоили материал предыдущего урока.
3.Проверка домашнего задания -5мин.
Учитель. Откройте свои тетради и запишите число. У каждого из вас на столе текст. Вам необходимо заполнить пропуски в тексте. Вместо точек необходимо в своих тетрадях записать пропущенные слова.
Величина, равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности, называется… .
Давление измеряется в … .
Чтобы определить давление, надо силу, действующую перпендикулярно поверхности… на площадь поверхности.
Чтобы определить силу давления, действующую на поверхность, надо давление …
на площадь поверхности.
Сила давления действует… площади поверхности.
(в тетрадях должны быть записаны слова- давлением, паскалях ,разделить, умножить, перпендикулярно)
Учитель. Ставим оценки за этот вид деятельности.
0 ошибок-5; 1 ошибка-4; 2 ошибки-3; 3 и более ошибок-2.
4.Изучение нового теоретического материала- 15 мин.
Постановка проблемного вопроса.
Учитель. Запишем на доске формулу для определения давления.
Проанализируем формулу. Давление прямо пропорционально действующей силе, т.е. с увеличением силы давление увеличивается, а с уменьшением силы — уменьшается.
Давление обратно пропорционально площади опоры, т.е. с увеличением площади опоры, давление уменьшается, а с уменьшением площади опоры – увеличивается.
Вывод: давление можно изменять — уменьшать или увеличивать.
Тема урока: Способы уменьшения и увеличения давления.
Записываем тему урока в рабочие тетради.
На основании анализа формулы укажите способы изменения давления.
Ученики. 1.Изменить силу
2.Изменить площадь опоры.
Учитель. Запишем в тетрадях 2 способа изменения давления:
2.Изменить площадь опоры.
Чаще всего изменяют площадь опоры.
В зависимости от того, хотят ли получить малое или большое давление, площадь опоры увеличивают или уменьшают.
5.Закрепление материала-20 мин.
Как вы понимаете слова?
«Идя гулять зимою в лес,
Ты увеличь опору S»
Если затрудняетесь ответить на вопрос, обратитесь к рис.85 учебника.
Ученики. Что бы уменьшить давление на снег, необходимо надеть лыжи, т.к. площадь лыж гораздо больше площади подошв обуви человека. Поэтому, стоя на лыжах, человек действует на каждый сантиметр площади поверхности снега с меньшей силой и может идти, почти не проваливаясь в снег.
Тебе по болоту ходить довелось?
Легко тебе было? Вот то-то!
Тогда почему же огромнейший лось
Так просто бежит по болоту?
Ученики. Копыта лося раздвоены. Между ними имеется перепонка. Поэтому площадь опоры ноги лося велика, а давление сравнительно мало.
Учитель. Мы рассмотрели случаи уменьшения давления. Иногда давление необходимо увеличить.
Как вы понимаете слова?
« Проникнуть в тело – цель твоя:
Своди опору до нуля»
Ответ. Чтобы увеличить давление, необходимо площадь опоры сделать как можно меньше.
Учитель. Верно. Лезвие режущих инструментов и остриё колющих инструментов остро оттачивают.
Встаньте прямо. Сделайте вдох, выдох. Поднимитесь на носочки, опуститесь. Ещё раз поднимитесь на носочки, опуститесь. Станьте на правую ногу, подняв левую. Опустите левую ногу. Станьте на левую ногу, подняв правую. Садимся на свои места.
Учитель. Как вы думаете, имеет ли отношение к нашей теме проведённая физкультминутка? Если да, то объясните.
Ученики объясняют, что когда становились на носочки и стояли на одной ноге, давление на опору увеличивалось.
Работа в группах
Ученики поворачиваются, образуя группы. В группу должны входить как сильные по знаниям ученики, так и слабые. (Это предусматривается заранее .)
Задания для групповой работы.
На столах различные предметы: бруски, коробки, цилиндры, книга и другие тела.
Одним группам даётся задание поставить тела так, чтобы они производили на стол наибольшее из возможных давление, а другим группам-поставить предметы так, чтобы давление было наименьшим.
Обсуждение результатов работы в группах.
Учитель. Проставьте себе оценки в листках самооценки.
На доске записаны номера задач, которые необходимо решить. Сборник задач по физике. (Авт. В. И. Лукашик, Е.В. Иванова)
Кто первым справляется с заданием, показывает учителю свое решение. Если всё правильно, получает оценку, заносит её в лист самооценки и направляется к тем, кто не может сам выполнить решение ( сигналом о помощи является поднятая рука). Число решивших растёт, и они сами уже идут на помощь.
6.Подведение итогов работы-3мин.
Учитель. Наш урок подходи к концу. Сядьте прямо, закройте глаза. Подумайте о материале, который вы изучили на уроке. Если кто-то не понял материал, откройте глаза и посмотрите на меня. ( Этот приём, заимствованный с журнала « Физика в школе» я провожу с той целью, что иногда ребята стесняются одноклассников сказать о том, что они плохо разобрались с материалом. При таком способе проверки знает только учитель и ученик.)
Ученики сдают учителю свои листы самооценки.
7. Домашнее задание.-1мин.
Учитель. Откройте дневники и запишите домашнее задание: П.34. Упр. 13.
Источник
Способы уменьшения и увеличения давления
план-конспект урока по физике (7 класс) по теме
Данный урок относится к комбинированному типу урока и проведен в виде ответов на поставленные проблемные вопросы, так же использовался объяснительно-иллюстративный метод-при объяснении нового материала заполняли таблицу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sposoby_umensheniya_i_uvelicheniya_davleniya.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока : Способы уменьшения и увеличения давления..
Тип урока : урок изучения нового материала и первичного закрепления .
Дидактическая цель урока : создание условий для осознанного изучения нового материала и включение знаний учащихся в процесс познания.
Образовательная – осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых знаний и умений. Продолжить формирование логического мышления, умения находить объяснения природных явлений и применять к наблюдаемым явлениям изученный закон;
Развивающая – создать условия для развития творческих и исследовательских навыков, формировать умения выделять главное, сопоставлять, делать выводы; развивать мотивацию изучения физики . Воспитательная – способствовать привитию культуры умственного труда, создать условия для повышения интереса к изучаемому материалу.
способы увеличения и уменьшения давления;
выяснить, пути получения малого и большого давления;
давления твердого тела;
площади поверхности, на которую производится давление.
решать расчетные задачи, используя формулы давления, силы давления;
рассчитывать площади поверхности, на которую производится давление.
переводить единицы измерения давления;
Формы организации учебной деятельности:
индивидуальная, фронтальная, групповая, парная.
Методы и приемы обучения:
используется словесно-иллюстративный метод, репродуктивный метод, практический метод, проблемный метод, беседа-сообщение, метод письменного текущего контроля; проверка ранее изученного материала, организация восприятия новой информации ,постановка цели занятия перед учащимися; обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, две дощечки с вбитыми гвоздями шляпками вниз и вверх, набор грузов, рисунки, картинки, презентация .
А.В. Перышкин. Учебник физики 7 класс.
А.В. Перышкин. Сборник задач по физике 7-9 класс.
Марон А.Е., Е.А Марон Дидактический материал 7 класс.
Марон А.Е., Е.А Марон Сборник качественных задач по физике. 7-9 класс.
В.И. Лукашик. Сборник задач по физике 7-9 класс.
1.Повторение и анализ основных фактов, явлений .
1. Фронтальный опрос.
– Оказывают ли твердые тела давление?
– Какой буквой обозначается давление?
– Формула, по которой можно найти давление?
– В каких единицах измеряется эта величина?
— Выразите в паскалях давления: 3 МПа; 4 Н/см 2 ; 250 Н/мм 2 ;1,5 МПа; 1,5 кН/см 2 ; 40 Н/дм 2 .
2.Постановка цели урока
Учитель: На практике давление иногда надо уменьшить. А иногда увеличить. Как это можно сделать?
Рассмотрим первый случай. Слайд1 Когда мы лежим на кровати мягко не правда ли, если на ровной поверхности- не очень . Почему? Казалось в обоих случаях на опору действует одна и та же сила.- вес тела. Лежа в постели человек при весе 60 Н опирается на 0,5м 2 поверхности тела , а на ровной площади- 0,01м 2
Задание классу : Определите давление при весе 60 Н в обоих случаях. Сделайте вывод.
Ученики: решают пример и делают вывод-сила одинакова, но давление различно. Уменьшая или увеличивая площадь опоры на которую действует сила, тем самым увеличиваем или уменьшаем давление. В первом случае давление 1200 Па, во втором- 60 000 Па. Это различие в давлении и ощущается как мягко и жестко.
Учитель: Рассмотрим второй случай. Слайд 2. Давление на грунт тяжелого трактора и человека примерно одинакова. Почему если трактор проедет по кирпичу он его раздавит ,а человек наступает на кирпич- нет.
Ученики: Действия тела на опору зависит от величины силы давления;
Практическое задание: Слайд 3 У вас на столах две дощечки с вбитыми гвоздями шляпками вниз и вверх, набор грузов .Исследуйте глубину погружения доски с гвоздями в песок, в зависимости от массы груза в двух случаях. Сделайте вывод.
Ученик: Гвозди установили сначала острием вниз. Измерили глубину погружения. Затем гвозди повернули острием вверх и снова измерили глубину погружения. В первом случае гвозди погрузились в песок на большую глубину, чем во втором. Анализ результатов опытов приводит к следующим заключениям: глубина погружения зависит от величины действующей силы – чем больше сила, тем погружение больше при неизменной площади и от площади опоры. Чем больше площадь, тем меньше давление при одной и той же силе.
Учитель: Обобщим результаты исследований. Действия тела на опору зависят:
– от величины силы давления;
– от площади опоры.
Мы учитываем взаимосвязь давления с силой и площадью, по которой эта сила распределена.
В нашей жизни мы имеем возможность давление регулировать. Сама природа неплохо вооружила живой мир для создания большого давления небольшим усилием – иглы, клювы, когти, жала, зубы, клыки
Любая поверхность выдерживает только определенное давление. Если это давление будет выше, то опора разрушается. Человеческая кожа выдерживает давление 3000000Па.
Поэтому, в зависимости от того, какой результат хотят получить, давление можно увеличивать или уменьшать.
Источник
Способы уменьшения и увеличения давления
Урок 21. Физика 7 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Способы уменьшения и увеличения давления»
Способы уменьшения и увеличения давления
«Ох, нелегкая это работа –
вездеходы катать по болотам»
В данной теме речь пойдёт о практической пользе уменьшения или увеличения давления.
Давление – это отношение силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности. Давление измеряется в Н/м 2 . Такая единица была названа Па (паскалем) в честь ученого Блеза Паскаля. Таким образом, давление в 1 Па – это давление, которое производит сила в 1 Н, действующая на поверхность площадью 1 м 2 .
Возникает вопрос о том, как можно контролировать (то есть, увеличивать, или уменьшать) давление? На этот вопрос нетрудно ответить, если посмотреть на формулу, по которой вычисляется давление.
Для увеличения давления необходимо либо увеличить силу, либо уменьшить площадь. И, наоборот, для уменьшения давления нужно либо уменьшить силу, либо увеличить площадь.
В этом можно убедиться на ряде примеров. Если идти по снегу на лыжах, то человек не проваливается, хотя без лыж, его ноги будут утопать в снегу. В этом случае, сила, действующая на поверхность (то есть вес), остается неизменной. Но вот площадь лыж значительно больше ступни, поэтому в лыжах человек оказывает на снег меньшее давление, чем без лыж. Люди используют уменьшение или увеличение давления очень часто. Шины грузовых автомобилей значительно шире, чем шины легковых автомобилей. Это делается не только для большей устойчивости, но и для уменьшения давления. В особенности это важно для автомобилей, предназначенных для езды в пустыне или по бездорожью.
Даже такие тяжелые машины, как танк или трактор не оказывают на почву значительно большее давление, чем взрослый человек. Дело в том, что площадь гусеницы танка во много раз превышает площадь ступни человека. Таким образом, танк нередко может пройти по той болотистой местности, по которой не пройдет человек.
Передвигаясь в подобного рода местностях, люди нередко используют так называемые мокроступы.
За счет увеличения площади, эта обувь из пластика или резины позволяет передвигаться по заболоченным местностям, не проваливаясь в грязь и трясину. Раньше мокроступы изготавливались из древесины наподобие лаптей. Во время Великой Отечественной Войны, такие мокроступы были использованы в ходе проведения знаменитой операции «Багратион». Совершенно неожиданно для немецкого командования, несколько советских армий и корпусов ударили в тыл немецкой группы армий «Центр», пройдя через болота, которые немцы считали непроходимыми. В результате этой крупномасштабной операции было завершено освобождение Белоруссии, и советские войска вошли в Польшу.
Также нередко возникает необходимость в увеличении давления. Это, как правило, нужно для колющих и режущих инструментов, таких, как ножи, ножницы, бритвы и так далее. Острые лезвия имеют очень маленькую площадь поверхности, поэтому, даже небольшим усилием можно создать большое давление. Например, играя в дартс, игроки бросают дротики с небольшой силой, но при попадании в мишень они создают давление, которое может в несколько десятков раз превышать давление гусеничного трактора на почву.
Подобные примеры нередко встречаются и в природе – это зубы, когти или клювы животных.
За счет того, что они имеют малую площадь поверхности и способны развивать значительное усилие, создается огромное давление. Например, оса действует своим жалом на кожу человека с силой всего в 10 мкН. Однако площадь жала осы настолько мала, что и это усилие создает давление в миллиарды паскалей.
Давление также учитывается в строительстве. Например, при возведении зданий, увеличивают площадь нижней части фундамента, чтобы грунт мог выдержать давление, создаваемое зданием. При строительстве мостов, нагрузку также стараются распределить, делая больше опор.
Приведем еще пару интересных примеров. Известно, что давление под водой увеличивается по мере погружения на большую глубину. Это происходит из-за увеличения силы давления воды, поскольку чем глубже погружаться, тем большее количество воды давит на аквалангиста, то есть, увеличивается сила давления. Именно по этой причине, различные подводные обитатели не могут опускаться ниже определенных глубин (или, наоборот, подниматься выше определенных глубин).
Задача 1. Если человек и гусеничный трактор оказывают одинаковое давление на почву, то почему трактор, наехав на кирпич, сломает его, а человек, встав на кирпич, не повредит ему?
Человек и трактор давят на почву одинаково.
Это происходит, потому что отношение веса трактора к площади его гусениц равно отношению веса человека к площади его ступней.
Однако когда трактор наезжает на кирпич, следует брать в расчет не площадь гусениц трактора, а площадь кирпича, на которую трактор действует всем своим весом. Естественно, при этом развивается многократно большее давление, чем под действием веса человека. Если же выложить трактору полосу из кирпичей, то его вес распределится равномерно по нескольким кирпичам и давление уменьшится.
Задача 2. На обочине стоит припаркованный автомобиль. Площадь части шины, соприкасающейся с дорожным покрытием, равна 0,07 м 2 . Рядом стоит точно такой же автомобиль, с более широкими шинами, так что площадь части шины, соприкасающейся с дорожным покрытием, равна 0,077 м 2 . Во сколько раз давление, оказываемое первым автомобилем на почву, больше, чем давление, оказываемое вторым автомобилем?
– Давление – это физическая величина, равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности.
– Для увеличения давления на опору, необходимо либо увеличить силу, либо уменьшить площадь опоры.
– Для уменьшения давления на опору, необходимо, либо уменьшить силу, либо увеличить площадь опоры.
– Уменьшение и увеличение давления часто используется людьми на практике.
Источник