- 25 способов улучшить качество образования
- Как улучшить систему школьного образования в России
- Строгие программные требования
- Оценивание в баллах
- Единый перечень предметов
- Отсутствие простора для творчества
- Минимум знаний о профессиях
- Отсутствие практики работы в группах
- Формальный перевод из класса в класс
- Непререкаемый авторитет учителя
- Принижение нестандартной мечты
- Отсутствие коллективного отдыха
- Как оценить и повысить качество общего образования: мнения экспертов
- Как сейчас обстоят дела с оценкой качества образования
- Какие умения должна формировать школа
- Как изменится система государственной итоговой аттестации
- Чего не умеют наши школьники и как с этим быть
- Как школе готовить учеников в соответствии с профессиональными трендами?
25 способов улучшить качество образования
Образовательный портал Международного института планирования образования ЮНЕСКО (UNESCO International Institute for Educational Planning) собрал данные современных исследований, посвященных качеству образования и улучшению образовательных результатов. Теперь вы можете познакомиться с 25 способами, которые помогут улучшить качество образования.
Перевод картинки на превью (сверху-вниз, слева-направо):
- Улучшение качества образования
- Помощь обучающимся
- Учителя и педагогика
- Учебный план и учебные материалы
- Школа и ресурсы
- Менеджмент образовательной системы
И.С. Григорьев,
методист Ресурсного центра
ГБПОУ «Воробьевы горы»
Москва
По итогам переговоров по целям устойчивого развития передовые страны по всему миру обязались обеспечить качественное начальное и общее образование населения. Поскольку руководители стран поручат исполнить данную задачу своим соответствующим ведомствам, для последних становится актуальным правильно расставить приоритеты использования ресурсов для достижения всеобщего «соответствующего и эффективного» обучения.
За последние десятилетия было проведено большое количество исследований факторов, влияющих на качество образования, было разработано большое количество моделей, иллюстрирующих их взаимосвязь. Можно выделить как минимум пять таких моделей, которые были серьезно рассмотрены на международном уровне: исследование качества образования ЮНИСЕФ в 2000 году; доклад по итогам мониторинга «Образование для всех» в 2005 году; анализ системы общего образования ЮНЕСКО (GEQAF); исследование результатов образования Всемирного Банка (SABER); а также несколько более известных международных исследований, таких как PISA.
Развитие образования является комплексной задачей. В этом материале намеренно приводятся результаты исследований, сформулированные буквально в одно предложение. Если какие-то из 25 предложенных путей будут вам интересны, всегда можно ознакомиться с вопросом подробнее (например, в библиотеке образовательного портала Международного института планирования образования ЮНЕСКО).
25 способов улучшить результаты образования
Учителя и педагогика
- Стараться как можно более равномерно распределить высококвалифицированных педагогов по всей системе образования.
- Повышать мотивацию педагогов путем изменения статуса профессии и условий работы.
- Подготовить будущих учителей к реалиям работы с помощью специализированных учебных курсов и педагогической практики в период обучения.
- Дать возможность учителям использовать эффективные и подходящие педагогические технологии, применяя различные подходы для удовлетворения потребностей разных детей и различных контекстов.
- Поддержка учителей без отрыва от работы через контекстно-зависимые возможности для непрерывного профессионального развития.
Помощь обучающимся
- Понимать разнообразность потребностей и способностей обучающихся.
- Обеспечение того, чтобы все учащиеся – в любом возрасте – приходили в школу готовыми к обучению путем соблюдения необходимых условий для когнитивного развития, защиты физического и социально-эмоционального здоровья детей. Обеспечение того, чтобы у них было достаточно времени для отдыха, учебы и игр.
- Реализация комплекса программ по обучению детей в раннем возрасте на базе центров и на дому, направленных на всестороннее развитие ребенка при одновременной поддержке родительских навыков.
- Вовлекать родителей в продвижение, поощрение и реализацию обучения их ребенка.
- Координировать свою деятельность с другими социальными службами в целях содействия устранению социально-экономического неравенства, способствующего снижению успеваемости детей, находящихся в неблагоприятном положении.
Учебный план и учебные материалы
- Учить детей на родном языке не менее 6 лет, прежде чем они смогут полностью переключиться на другой язык обучения.
- Разработать соответствующие и эффективные учебные программы и стандарты, обеспечить их распространение и реализацию.
- Обеспечить наличие соответствующих учебников и руководств для преподавателей, обеспечить регулярный доступ к ним учащихся и преподавателей.
- Использовать экономически эффективные дополнительные материалы для обогащения преподавания каждого предмета, вовлекая обучающихся в многомерное обучение, развивая способность применять свои знания.
- Развитие цифровой грамотности учителей и обучающихся путем надлежащего и эффективного использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Школы и ресурсы
- Подготовить и поддержать лучшие организации, которые имеют видение путей улучшения качества и результатов обучения, а также являющихся эффективными в текущих задачах управления.
- Конструировать образовательное пространство школы для того, чтобы она была доступна, безопасна, удобна, и стимулировала желание учиться.
- Внедрить общешкольную политику, укрепляющую позитивные школьные отношения посредством открытого диалога и предотвращения насилия, обеспечивающую разумную рабочую нагрузку для обучающихся и способствующую осознанию того, что то, чему они учатся, имеет смысл.
- Убедиться, что обучающиеся имеют достаточно времени, чтобы учиться, придерживаясь запланированных графиков, улучшать посещаемость, умения педагога мотивировать, а также его навыки эффективного управления классом.
- Обеспечить оценку успеваемости учащихся в течение всего года, используя различные методы, а также соответствие практики оценки стандартам качества, обоснованности и надежности.
Менеджмент образовательной системы
- Анализ образовательной среды и стратегическое планирование на основании надежных исследований, данных для определения приоритетных вопросов и средств улучшения результатов обучения.
- Позволить децентрализовано принимать решение в отношении локальных приоритетов развития в образовательной организации, обеспечивая при этом справедливое распределение ресурсов.
- Обеспечить достоверность в отчетах образовательных организаций с целью эффективного изменения плана развития.
- Разработка крупномасштабных систем мониторинга, позволяющих получить достоверные данные для улучшения образовательной среды посредством системных изменений.
- Выделять достаточные ресурсы на образование, финансирование организаций, с учетом очевидной эффективности использования средств для улучшения качества образования.
Источник
Как улучшить систему школьного образования в России
Давно не секрет, что система школьного образования в России далека от совершенства. Недостатки российской образовательной системы негативно сказываются на самих школьниках. Дети с радостью приходят на свои первые уроки, а через некоторое время тяга к знаниям пропадает.
Несколько очевидных минусов российского школьного образования:
Строгие программные требования
Обучение происходит по строго определенной программе. Алгоритм изучения конкретной темы единый, отступать от него категорически запрещено. При таком подходе у школьников отнимается право на фантазию. Предложить индивидуальный вариант ответа на поставленный вопрос не представляется возможным. Способность рассуждать и логически мыслить угнетается.
Оценивание в баллах
Систему оценивания в баллах можно считать пережитком советской эпохи. При таком подходе у школьников не вырабатывается стремление получить знания. Их цель – просто заработать хорошую оценку, удовлетворяющую, зачастую, их родителей. Достигается эта цель, обычно, методом «зубрежки», без осмысления изученного материала.
Единый перечень предметов
Такой подход к системе обучения необходим только в начальной школе, максимум, в среднем звене. Склонность ребенка к математическим или гуманитарным наукам определяется быстро. Изучение же гуманитариями точных наук, а математиками – литературных становится пыткой. Цель обучения вновь сводится к банальному получению хорошего аттестата.
Отсутствие простора для творчества
Система российского школьного образования – это система, построенная на учебниках и методических пособиях. В них все разбито на модули, «разложено по полочкам». Метод обучения «вопрос – ответ» не дает простора для творчества. У школьника отнимается возможность получить более того минимума, который предоставлен в учебниках.
Гораздо продуктивнее и интереснее могло быть, если бы ученикам предоставлялось право нестандартно подойти к изучению той или иной темы. Детям в удовольствие подготовить доклад, нарисовать иллюстрацию, провести уникальное исследование и поделится знаниями с другими. Этот способ подачи материала для школьников более интересен, нежели сухой разбор очередной темы в книге.
Минимум знаний о профессиях
Профориентация постепенно уходит в прошлое. Раньше у будущих студентов была возможность посещать различные производства, рассмотреть востребованные профессии «изнутри» и выбрать подходящую для себя. Сегодня же профориентация либо совсем отсутствует, либо сводится к тому, что сотрудники того или иного учебного заведения приходят в школы и вкратце рассказывают о преимуществах своего колледжа или вуза. Не удивительно, что многие современные студенты, пройдя обучение, не хотят потом работать по полученной специальности.
Отсутствие практики работы в группах
Коллективная работа в школе минимизирована. В приоритете – индивидуальные задания, самостоятельная подготовка. В будущем каждому школьнику предстоит работать и общаться с людьми, решать общие задачи. Этот опыт, к сожалению, в современной школе получить невозможно.
Формальный перевод из класса в класс
Практика оставления отстающего ученика на повторный год обучения полностью отсутствует. Даже если школьнику откровенно не по силам усвоить материал, его все равно переводят в следующий класс. Результат: знания так и остаются неполученными. Ребенку с каждым годом все труднее становится воспринимать усложняющийся материал. В конце концов, он совсем теряет интерес к учебе. Стимул получать знания отсутствует. Ведь если его все равно переведут в последующий класс, зачем утруждаться?
Непререкаемый авторитет учителя
Мысль о том, что учитель прав в любом случае, плотно засела в головах сегодняшних школьников. Они боятся высказывать собственное мнение, если оно отлично от мнения их педагога. Учителя же, в свою очередь, не привыкли признавать свою неправоту, дабы не потерять авторитет. Инициатива, обычно, наказывается посредством плохих отметок. В результате ученики с яркой индивидуальностью сливаются с серой массой, чтобы не вызывать негативной реакции учителей и одноклассников.
Принижение нестандартной мечты
Сегодня мы привыкли слышать от детей, что они мечтают стать богатыми и знаменитыми, большими начальниками или банкирами. Ребенок и в мечтах не может позволить себе стать пекарем или механиком, даже если эти профессии привлекают его больше всех остальных. Зачастую, в этом вина непосредственно школы, где навязываются штампы на тему «что такое хорошо, а что такое плохо». Альтернатива не предоставляется. Дети, боясь насмешек и недопонимания, забывают о своих мечтах и начинают мыслить, как все.
Отсутствие коллективного отдыха
Школьники находятся вместе только на уроках, где тематика общения очень ограничена. У детей нет возможности больше узнать тех, кто с ними рядом, с человеческой стороны. Совместные экскурсии, походы в кинотеатры или музей давно не практикуются. А ведь это так сближает! Вот и получается, что дети заканчивают обучение в школе и остаются совершенно чужими с теми, с кем провели за одной партой большую часть жизни.
Из всего вышеизложенного можно сделать единственный вывод: российская система школьного образования нуждается в тотальной реорганизации. Много полезного при построении принципиально новой образовательной программы можно почерпнуть из Европы, Азии, США.
Тот факт, что уровень жизни шагнул далеко вперед — неоспорим. Образовательный уровень просто не имеет права отставать от него. Без хорошего, качественно нового образования в школах невозможно построение прогрессивного, интеллектуально развитого общества.
Источник
Как оценить и повысить качество общего образования: мнения экспертов
Рассказываем, какие грядут изменения в подходах к оценке качества образования и почему от учителей ждут социального оптимизма.
На Российском международном форуме «Время образования», прошедшем 27 августа, в секции «Педагогика нового времени» эксперты говорили о том, что влияет на качество образования, как оно измеряется и что необходимо предпринять, чтобы восполнить существующие дефициты в знаниях и компетенциях школьников.
Модератор дискуссии Андрей Зинин, директор московского Городского методического центра (ГБОУ ГМЦ ДОНМ), напомнил собравшимся о тезисах, прозвучавших в выступлении Владимира Путина на заседании президиума Госсовета 25 августа. Он тогда отметил, что цель государства — обеспечить высокий уровень образования во всех школах, «дать детям фундаментальные знания и научить пользоваться ими в жизни». Кроме того, президент напомнил про цель войти в топ-10 стран по качеству образования.
Спикеры обсудили обозначенные главой государства цели и поделились своими мнениями о том, как их достичь.
Редактор направления «Образование» Skillbox Media.
Как сейчас обстоят дела с оценкой качества образования
Евгений Семченко, директор департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения РФ, справедливо отметил, что любые решения, относящиеся к системе образования, нельзя принимать без выяснения реального положения дел в этой сфере.
Эксперт рассказал о недавнем исследовании, в котором участвовало порядка 2500 школ из разных регионов страны. Анализ показал, что содержание образовательных программ в 70% из этих школ не соответствует федеральным стандартам.
В настоящее время, по словам Семченко, Минпросвещения, его подведомственные учреждения и экспертные сообщества работают над формированием единого содержания общеобразовательных программ. Так, сейчас разрабатывается 34 образовательные программы по предметам начального и основного общего образования. Эксперт считает, что это позволит решить проблему несоответствия стандартам.
Другое направление, которое он отметил, — повышение объективности оценочных процедур. По словам Семченко, до сих пор остаются вопросы, насколько объективно выставляются оценки, например, за ОГЭ в отдельных субъектах Российской Федерации, а также за всероссийские проверочные работы. При этом спикер отметил, что прогресс в этой области уже заметен:
«Ещё несколько лет назад, анализируя результаты всероссийских проверочных работ, мы видели десятки муниципалитетов, в которых были десятки и сотни школ, десятки тысяч детей, у которых результаты по всем предметам были следующие: ни одной двойки, ни одной тройки и ни одной четвёрки. Пятёрки по всем предметам у всех детей. Мы понимаем, что таких чудес не бывает. Это, мягко говоря, необъективные данные. И вот такой картины последние несколько лет мы больше не наблюдаем».
Какие умения должна формировать школа
Один из главных векторов развития современной школы, отражённый в новых ФГОСах, которые вступят в силу в 2022 году, — это достижение метапредметных и личностных результатов учащихся. Чему же именно нужно учить нынешних школьников?
Дмитрий Метёлкин, заместитель директора по научно-образовательной деятельности Института стратегий развития образования Российской академии образования, считает, что новые ФГОСы хороши в первую очередь тем, что детализируют требования не только к предметным, но и метапредметным и личностным результатам. Почему это важно? Эксперт считает, что подобный стандарт создаёт целостную систему развития, необходимую в нынешних реалиях.
Что касается конкретных компетенций, незаменимых в современном мире, то спикер сходится во мнении со множеством других экспертов и работодателей — конечно, это soft skills. Выпускнику XXI века не обойтись без умения работать с информацией, коммуникативных навыков и внутренней мотивации, а чтобы успешно формировать у детей метапредметные компетенции, нужно серьёзно пересмотреть подходы к методике преподавания предметов, считает Метёлкин. Но главное — любой предмет преподавать надо так, чтобы детям было интересно:
«Ни для кого не секрет, что науку двигают энтузиасты, фанатики, люди заинтересованные. Эта внутренняя мотивация должна формироваться на уровне школы. Если учитель не сможет преподнести свой предмет „вкусно“, сделать из тривиального изложения сухих научных фактов какую-то интересную историю, которая увлечёт ребёнка, то мы не воспитаем поколение будущих Вернадских, Циолковских, Гагариных».
Как изменится система государственной итоговой аттестации
Не секрет, что направление для школьного образования во многом задаёт система государственных итоговых экзаменов. Обучение в средней и старшей школе, как правило, становится подготовкой к ОГЭ и ЕГЭ соответственно.
Игорь Круглинский, заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзора), считает, что это просто неправильно — ориентироваться в содержании образовательных программ не на ФГОС, а на требования экзаменов. Потому что ни один экзамен не может включать в себя проверку всех знаний, умений и навыков, которыми должен обладать школьник.
По его словам, Рособрнадзор в настоящее время стремится систематизировать и оптимизировать все контрольные и оценочные процедуры, которые проводятся в школе:
«Мы часто слышим тезис о том, что контрольных работ очень много и они порой заменяют собой учебный процесс. Перед тем как принимать те или иные решения, мы проводили мониторинг и обнаружили, что есть школы, где количество контрольных работ несущественно меньше по сравнению со всем остальным количеством часов, которое отводится на изучение учебного материала».
Чтобы исправить это и снизить нагрузку на педагогов и учеников, межведомственная рабочая группа разработала рекомендации, предполагающие составление единого графика контрольных работ. Они были направлены во все школы страны в августе. По словам Игоря Круглинского, Рособрнадзор будет следить за тем, как эти рекомендации применяет и принимает педагогическое сообщество на местах. И если окажется, что новые правила поддерживают и учителя, и родители, и дети, то их ждёт нормативное закрепление.
Также спикер отметил, что выпускные экзамены будут проводиться на основе нового федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования с 2022 года, — именно в этом году выпускниками станут ребята, которые учились по этому стандарту с первого класса.
Проекты и демоверсии контрольных измерительных материалов ОГЭ и ЕГЭ будущего года уже опубликованы на сайте ФИПИ — и ЕГЭ ждут изменения по сравнению с 2021-м. По словам Игоря Круглинского, эти изменения направлены в первую очередь на то, чтобы задания раскрывали творческий потенциал выпускников, побуждали их решать задачи креативными способами, формулировать собственные идеи и мнения.
Чего не умеют наши школьники и как с этим быть
Когда речь заходит о качестве образования, нельзя не упомянуть дефициты в знаниях, умениях и навыках, которые демонстрируют современные школьники. Можно ли выявить конкретный список пробелов, общий для большинства детей, и просто их заполнить?
Елена Михайлова, первый заместитель министра образования Московской области, отметила, что школьникам повсеместно не хватает умения применять знания на практике. Во многом это связано с историческим развитием нашей системы образования, которая устроена так, чтобы в большей степени давать теоретические знания.
Также спикер подчеркнула, что очень многие дефициты учеников повторяют учительские дефициты. Поэтому Елена Михайлова считает, что систему повышения квалификации учителей следует перестроить и обновить. Из своей практики она отметила пользу коротких модулей, прорабатывающих конкретные практические навыки:
«Если ты не знаешь, как научить детей теореме Пифагора, значит, тебе нужно дать эту технологию, а не всю историю математики и всю технологию обучения математике. Мы у себя создали, как мы говорим, протоколы восполнения дефицитов у учеников. Даём учителю такой алгоритм: „Делай раз, делай два, и ты получишь такой результат“. Для начинающих педагогов, учителей из сельских школ, которые часто ведут по несколько предметов, это оказалось очень полезно».
Как школе готовить учеников в соответствии с профессиональными трендами?
Агентство стратегических инициатив (АСИ) каждый год выпускает «Атлас новых профессий» — прогноз профессиональных трендов, которые будут актуальны в ближайшие 10–15 лет. Согласно ему, в ближайшем будущем наиболее востребованными будут специальности на стыке разных предметных областей.
Что может делать школа, чтобы ориентировать выпускников не на узко-предметный путь, а на развитие актуальных компетенций?
Евгений Семченко считает, что в первую очередь нужно донести до детей картину современного мира, с его новыми профессиями, видами деятельности, и научить их видеть «всю палитру этих изменений». Но, как справедливо заметил Игорь Круглинский, для этого школе нужны специалисты, обладающие такими знаниями, — а подобных курсов повышения квалификации в настоящий момент, к сожалению, просто не существует.
Также Круглинский отмечает, что необходимо доносить до родителей информацию о разных образовательных траекториях, кроме общепринятой «поступить в вуз сразу после школы».
Елена Михайлова, в свою очередь, отметила, что подготовку школьников в современном мире невозможно эффективно проводить только за стенами школы — детям нужно видеть окружающий мир и с ним взаимодействовать. Для этого она рекомендует устраивать музейные уроки, экскурсии на предприятия и применять другие подобные подходы.
Дмитрий Метёлкин выразил мнение, что школе следует начать с развития организационной культуры образовательной организации. По его словам, одна из важных черт такой культуры в школе — социальный оптимизм, то есть способность педагога видеть разнообразные перспективы и мотивировать учеников к развитию.
обложка: Merry Mary для Skillbox Media
Источник