Оценка качества регрессионной модели. Способы улучшения качества регрессионной модели.
Качеством модели регрессии называется адекватность построенной модели исходным (наблюдаемым) данным. Для оценки качества модели регрессии используются специальные показатели:
1) парной линейный коэффициент корреляции, который рассчитывается по формуле:
где G(x) – среднеквадратическое отклонение независимой переменной; G(y) – среднеквадратическое отклонение зависимой переменной. Также парный линейный коэффициент корреляции можно рассчитать через МНК-оценку коэффициента модели регрессии по формуле:
Парный линейный коэффициент корреляции характеризует степень тесноты связи между исследуемыми переменными. Он рассчитывается только для количественных переменных. Чем ближе модуль значения коэффициента корреляции к единице, тем более тесной является связь между исследуемыми переменными. Данный коэффициент изменяется в пределах . Если значение коэффициента корреляции находится в пределах от нуля до единицы, то связь между переменными прямая, т. е. с увеличением независимой переменной увеличивается и зависимая переменная, и наборот. Если коэффициент корреляции находится в пределах от минус еиницы до нуля, то связь между переменными обратная, т. е. с увеличением независимой переменной уменьшается зависимая переменная, и наоборот. Если коэффициент корреляции равен нулю, то связь между переменными отсутствует. Если коэффициент корреляции равен единице или минус единице, то связь между переменными существует функциональная связь, т. е. изменения независимой и зависимой переменных полностью соответствуют друг другу.
2) коэффициент детерминации рассчитывается как квадрат парного линейного коэффициента корреляции и обозначается как ryx2. Данный коэффициент характеризует в процентном отношении вариацию зависимой переменной, объяснённой вариацией независимой переменной, в общем объёме вариации.
Качество линейной модели множественной регрессии характеризуется с помощью показателей, построенных на основе теоремы о разложении дисперсий. Теорема. Общая дисперсия зависимой переменной может быть разложена на объяснённую и необъяснённую построенной моделью регрессии дисперсии.
В настоящее время существует две основных концепции в борьбе за повышение качества прогнозных регрессионных моделей:
− выявление с последующим исключением из анализа единственной аномальной невязки (выявление с последующим устранением нескольких аномальных невязок на основе поэтапного устранения по одному выбросу);
− нахождение с последующим исключением большего количества невязок, которые не всегда являются аномальными и их совместное отбрасывание приводит к минимальным изменениям параметров исходного регрессионного уравнения.
Первую концепцию реализуют методы Эктона, Титьена-Мура-Бекмана, а так же Прескотта-Лунда. Эти методы предназначены для выявления с последующим удалением единственного аномального измерения при нормальном законе распределения случайных величин невязок и их количестве n ≥ 30.
Вторая концепция — первый метод принципиально новой концепции − метод Кука. Несколько позднее появились методы Белсли-Ку-Уэлша и Аткинсона. Сущность метода Кука заключается в нахождении при отбрасывании уравнивающих измерений, которые стабилизируют параметры, нового регрессионного уравнения по отношению к исходному.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Оценка качества регрессионной модели. Способы улучшения качества регрессионной модели.
Оценка качества регрессионной модели. Способы улучшения качества регрессионной модели.
Оценка качества регрессионной модели. Способы улучшения качества регрессионной модели.
Источник
МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ9научная статья)
МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ
Важнейшим условием успешного развития экономики сегодня является производство конкурентоспособной продукции. Основой конкурентоспособности является качество выпускаемой продукции. В последние годы стало актуально применять системы, методы и инструменты менеджмента качества для контроля производственных процессов. Они дают возможность объективно оценить пожелания потребителей, преобразовать их в требования к продукции, установить возможности производства, найти слабые места, препятствующие достижению требуемого качества, правильно выбрать корректирующие и предупреждающие действия, оценить удовлетворенность потребителей и других участников данного производства и наметить пути его развития. Различают множество методов управления качеством продукции.
Экономические методы управления базируются на действии экономических механизмов мотивации и стимулирования активной производственной деятельности. В качестве основных методов управления здесь выступает система заработной платы и премирования, которая должна быть максимально связана с результатами деятельности исполнителя. В отличие от других методов управления данный метод управления ориентирован не столько на административное влияние (указы, распоряжения), сколько на экономическое стимулирование и вознаграждение за активную и эффективную деятельность. Данный метод подразумевают создание экономических условий, побуждающих работников и коллективы предприятий, отделов систематически повышать и обеспечивать необходимый уровень качества. Развитие рыночных отношений требует более широкого использования экономических методов управления качеством. Применение экономических методов управления позволяет активизировать персонал в реализации поставленных задач, позволяет сделать процесс управления более адаптированным и гибким по отношению к конкретному трудовому коллективу [1]. Экономические методы управления отражают социально-экономическую природу компании и способствуют ее развитию в современных рыночных условиях производства.
Организационно-распорядительные методы осуществляются посредством обязательных для исполнения директив, приказов, указаний руководства и других предписаний, направленных на повышение и обеспечение необходимого уровня качества: 1) регламентирование — функциональное, должностное, структурное; 2) стандартизация; 3) нормирование; 4) инструктирование — объяснения, разъяснения; 5) распорядительное воздействие — на основе приказов, распоряжений, указаний, постановлений и др. [9]. Для классификации этих методов более рациональным и приемлемым считается деление на три группы: организационно-стабилизирующие, дисциплинарные и распорядительные. Организационно-стабилизирующее воздействие выполняется: при организационном регламентировании определяются состав предприятия, функциональный набор его органов и должностных лиц. Основой является закон о предприятиях, то есть имеет характер правового регулирования всей системы управления [6].
Политика в области качества является одной из важнейших составных частей управления качеством. Данный документ должен быть первичным в составе документации при использовании организационно — распорядительных методов управления качеством, это связано с необходимостью принятия ответственности высшим звеном менеджеров за проведение политики в области качества, что в принципе становится первоначальным при реализации системного управления качеством. Документ, раскрывающий политику в области качества, должен быть кратким, простым, доходчивым и запоминающимся, отражать требования к качеству работы каждого работника. Менеджмент не может осуществлять процесс управления без распорядительного воздействия, когда перед управляющей и управляемой системами поставлены конкретные задачи — обеспечить техническое, организационное и экономическое регулирование процесса производства, предупреждающее отклонения, восстанавливающее ранее предусмотренные параметры. Распорядительное воздействие обеспечивается посредством распоряжений, приказов, уставных указаний. Для того чтобы распорядительное воздействие было эффективным, необходимо организовать строгий контроль за его исполнением [1].
Социально-психологические методы влияют на социально-психологические процессы, протекающие в трудовых коллективах, для достижения целей в области качества. В области менеджмента качества к ним могут быть отнесены: моральное стимулирование высокого качества результатов труда; приемы улучшения в коллективе психологического климата; учет психологических особенностей членов трудовых коллективов; формирование мотивов трудовой деятельности персонала, направленных на достижение требуемого качества; сохранение и развитие традиций предприятия по обеспечению необходимого качества; способы повышения самодисциплины, ответственности, инициативы и творческой активности каждого члена коллектива[8]. Социально-психологические методы основываются на мотивации потребностей и интересов личности, коллектива, на их профессиональных связях и общении, инициируют творческую и профессиональную активность. Сущность социально-психологических методов состоит в том, чтобы путем воздействия на неэкономические интересы работников и экономических контрагентов задействовать эффективный механизм работы. Эти методы управления задействуют механизмы, опирающиеся на моральные и эмоциональные стимулы, на поддержание положительного микроклимата в трудовом коллективе. Социально-психологические методы управления воздействуют на человека через удовлетворение и убеждение, применяя различные методики: убеждения, внушения и т. п. Современное управление компанией не может обойтись без социально-психологических методов управления, которые всегда дополняют как административно-командные, так и экономические методы менеджмента[4].
Для анализа результатов контроля качества широкое распространение получили методы статистического контроля качества, которые представляют записи статистических данных о процессах изготовления продукции или предоставления услуг. Наиболее известные из них «семь инструментов контроля качества», которые сначала широко применялись в кружках качества в Японии, а затем, благодаря своей эффективности и доступности, распространились и по другим странам.
В состав этих инструментов входят: контрольные листы (или сбор данных); диаграмма Парето; гистограмма; диаграмма разброса; контрольные карты; диаграмма рассеивания; причинно-следственная диаграмма (диаграмма Исикавы, «рыбий скелет»)[5].
Простые инструменты качества
легкость применения, упорядочение значений для работы с другими методами, применение одной формы для регистрации.
событие остается не зарегистрированным, если оно не определено в контрольном листе.
наглядность, простота использования и применение; позволяет легко найти пути решения проблемы.
модель, построенная по малым выборкам, не позволяет сделать достоверные выводы.
наглядность, простота освоения и применения.
низкая эффективность при проведении анализов сложных процессов.
является основой для обсуждения разнообразных причин возникновения проблемы; позволяет группировать причины в самостоятельные категории; легко осваиваемая и применима.
метод является слишком нечетким и объемным; нельзя представить причинно-следственные связи в соединении друг с другом.
в первую очередь устраняются наиболее значимые проблемы; легка для применения и понимания.
сложно оценить значимость проблем, если не учитывается стоимость последствий.
наглядность и простота оценки.
при построении сложной диаграммы возможны неправильные выводы.
при наличии значимых проблем принимается решение до того, как начнется выпуск дефектной продукции; позволяет улучшить показатели качества.
сложность выбора типа контрольных карт
Рассмотренные в таблице 1 семь инструментов контроля качества — простые и надежные средства для систематического решения большего количества проблем, касающихся контроля качества в самых разных областях.
Статистические методы контроля позволяют сосредоточить усилия на том, чтобы увеличить количество годных изделий за счет максимального сокращения вариаций. Большой вклад применения статистических методов принадлежит Волтеру Шухарту, который, работая в компании Белла в составе группы специалистов по качеству, в середине 1920-х гг. заложил основы статистического контроля качества. Шухартом впервые была предложена известная модель непрерывного улучшения процессов, получившая название цикла Шухарта — Деминга или цикла PDCA:1)планируй — идентификация и анализ проблемы; оценка возможностей и планирование необходимых изменений. 2) делай — поиск решения проблемы и осуществление запланированных мероприятий. 3) проверяй — оценка результатов и выводы в соответствии с поставленной задачей. 4) действуй — принятие решения на основе полученных выводов, если изменение не решает поставленную задачу следует повторить цикл, внеся коррективы в план. При ее применении в самых различных областях деятельности позволяет эффективно управлять этой деятельностью на системной основе. Наибольшее распространение эта модель получила в Японии [2].
Эдвард Деминг, один из основателей мировой науки о качестве, в своей известной книге «Выход из кризиса» сформулировал «14 принципов качества», которые отражают его многолетний опыт работы в крупнейших компаниях. Суть подхода Деминга в том, что причины низкой эффективности и плохого качества чаще всего заложены в системе, а не в работниках. Поэтому для улучшения производственных результатов руководители должны корректировать саму систему. Особое внимание Деминг уделял: необходимости сбора статистической информации об отклонениях от стандартов; уменьшению отклонений в процессах и продуктах компании; поиску, анализу и устранению причин отклонений[11].
Четырнадцать принципов Эдварда Деминга и по сей день являются основой для управления качеством во всем мире. Эти принципы позволяют сделать вывод о том, что при высокой степени ответственности руководства, постоянно улучшая качество выпускаемой продукции и каждый процесс в отдельности, при недопустимости несоответствий и непрерывном обучении всех работников можно значительно снизить затраты предприятия. Уменьшение затрат, повышение производительности и успехи команды на рынке — это естественные следствия улучшения качества.
Философия Э. Деминга опирается на 2 столпа: человеческий фактор и научный подход. В основе научного подхода лежит учение о вариабельности. Вариабельность или изменчивость различных процессов имеет 2 составляющие: внутреннюю, присущую самому процессу и внешнюю не принадлежащую самому процессу. Первая составляющая является общей причиной вариации, а вторая — специальной. Специальная причина должна быть выявлена и устранена непосредственно из самого процесса. Общая же требует изменения самого процесса, и должна устраняться менеджером, который отвечает за процесс в целом[6].
Управление качеством должно осуществляется на основе твердо установленных фактов и их научного анализа. Информация должна быть достоверной и полной.
Решающим фактором в борьбе за качество является человеческий фактор. Деминг призывает к командной работе, при которой возникает синергетический эффект — целое, по своей результативности, значительно превосходит сумму отдельных компонентов. Руководитель предприятия должен быть лидером и руководить коллективом не силой административного верховенства, а силой авторитета. Для повышения качества продукции необходимо постоянное обучение и повышение квалификации персонала.
К современным методам управления качеством можно отнести концепцию Джозефа Джурана, который разработал пространственную модель, определяющую стадии непрерывного развития работ по управлению качеством, названную » спиралью Джурана «[12].
По концепции Джурана, непрерывное улучшение — это движение по лестнице. Эта концепция называется » AQL- ежегодное улучшение качества «. Главная ее идея — получение высоких 1%5CTemp%5Cmsohtmlclip1%5C01%5Cclip_image002.gif»/>
Источник