Способы укрепления великокняжеской власти

Содержание
  1. История России
  2. Укрепление великокняжеской власти
  3. Укрепление великокняжеской власти
  4. Укрепление великокняжеской власти
  5. Укрепление великокняжеской власти
  6. Укрепление великокняжеской власти
  7. Укрепление великокняжеской власти: об укреплении самодержавной власти русских государей
  8. § 3. Укрепление великокняжеской власти
  9. Укрепление великокняжеской власти в ВКЛ в первой половине XIV в. Происхождение названия княжества. — презентация
  10. Укрепление великокняжеской власти в ВКЛ в первой половине XIV в. Происхождение названия княжества
  11. Презентация на тему: Укрепление великокняжеской власти в ВКЛ в первой половине XIV в. Происхождение названия княжества
  12. Лицей Ивацевичского района Укрепление великокняжеской власти и государственный
  13. Лекция: Церковь и великокняжеская власть в конце 15 – начале 16вв. Еретические движения

История России

Укрепление великокняжеской власти

Об укреплении самодержавной власти русских государей свидетельствовала торжественная церемония венчания «шапкой Мономаха» внука Ивана III Дмитрия (сына умершего наследника Ивана Ивановича Молодого), состоявшаяся в Успенском соборе в феврале 1498 г. За Дмитрием отныне было закреплено звание великого князя Владимирского и наследника русского престола. Венчание Дмитрия шапкой, якобы полученной Владимиром Мономахом от византийского императора, отражало рост международного престижа России.

В связи с этим событием сложилось особое публицистическое произведение — «Сказание о князьях Владимирских», в котором излагались официальные политические идеи. В «Сказании» рассказывалось о происхождении русских князей от римского императора Августа. Московские государи рассматривались в «Сказании» как непосредственные преемники киевских князей и наследники византийских императоров. «Сказание» служило целям идеологического обоснования самодержавной власти московских государей. Вместе с тем оно обосновывало право московских государей на воссоединение земель, входивших ранее в состав древнерусского государства. Аналогичные задачи преследовали и другие публицистические произведения, появившиеся в конце XV — начале XVI в. Так, в повести о Вавилонском царстве развивалась идея преемственности власти византийских монархов от правителей Вавилона, а в дополнениях к повести сообщалось о передаче византийским императором Львом знаков царского достоинства Владимиру Мономаху.

Укреплению великокняжеской власти ожесточённо сопротивлялась боярская оппозиция, недовольная ростом самодержавия. К концу XV в. при дворе Ивана III сложились две группировки, между которыми шла борьба за власть. Одну из них возглавлял сын Ивана III — Василий и его мать Софья Палеолог, опиравшиеся, по-видимому, на широкие круги дворянства, другая концентрировалась вокруг малолетнего Дмитрия и его матери Елены, дочери молдавского господаря Стефана Великого. Вероятно, к этой группировке принадлежали видные представители боярства — князь Семён Ряполовский, князья Иван и Василий Патрикеевы, посольский дьяк Фёдор Курицын и др. В 1499 г. князь Семён Ряполовский был казнён, а Иван и Василий Патрикеевы насильственно пострижены в монахи (последний — под именем Вассиана). Окончательное падение Дмитрия-внука произошло в 1502 г., когда он был заточён в темницу, а Василий Иванович провозглашён наследником престола. Основная причина опалы Дмитрия заключалась в связях его окружения с княжеско-боярской оппозицией. Падению Дмитрия-внука содействовала близость Елены Стефановны и Фёдора Курицына к московскому кружку еретиков, тогда как Василия Ивановича и его окружение поддерживала официальная церковь.

Источник

Укрепление великокняжеской власти

Укрепление великокняжеской власти

Об укреплении самодержавной власти русских государей свидетельствовала торжественная церемония венчания «шапкой Мономаха» внука Ивана Третьего Дмитрия, состоявшаяся в Успенском соборе в феврале 1498 года. За Дмитрием отныне было закреплено звание великого князя Владимирского и наследника русского престола. Венчание Дмитрия шапкой, якобы полученной Владимиром Мономахом от византийского императора, отражало рост международного престижа России.

В связи с этим событием сложилось особое публицистическое произведение — «Сказание о князьях Владимирских», в котором излагались официальные политические идеи. В «Сказании» рассказывалось о происхождении русских князей от римского императора Августа. Московские государи рассматривались в «Сказании» как непосредственные преемники киевских князей и наследники византийских императоров. «Сказание» служило целям идеологического обоснования самодержавной власти московских государей. Вместе с тем оно обосновывало право московских государей на воссоединение земель, входивших ранее в состав древнерусского государства. Аналогичные задачи преследовали и другие публицистические произведения, появившиеся в конце 15 — начале 16 века. Так, в повести о Вавилонском царстве развивалась идея преемственности власти византийских монархов от правителей Вавилона, а в дополнениях к повести сообщалось о передаче византийским императором Львом знаков царского достоинства Владимиру Мономаху.

Укрепление великокняжеской власти ожесточенно сопротивлялась боярская оппозиция, недовольная ростом самодержавия. К концу 15 века при дворе Ивана Третьего сложились две группировки, между которыми шла борьба за власть. Одну из них возглавлял сын Ивана Третьего — Василий и его мать Софья Палеолог, опиравшиеся, по-видимому, на мирские круги дворянства, другая концентрировалась вокруг малолетнего Дмитрия и его матери Елены, дочери молдавского господаря Стефана Великого. Вероятно, к этой группировке принадлежали видные представители боярства — князь Семен Ряполовский, князья Иван и Василий Патрикеевы, посольский дьяк Федор Курицын и другие. В 1499 году князь Семен Ряполовский был казнен, а Иван и Василий Патрикеевы насильственно пострижены в монахи. Окончательное падение Дмитрия — внука произошло в 1502 году, когда он был заточен в темницу, а Василий Иванович провозглашен наследником престола. Основная причина опалы Дмитрия заключалась в связях его окружения с княжеско-боярской оппозицией. Падению Дмитрия-внука содействовала близость Елены Стефановны и Федора Курицына к московскому кругу еретиков, тогда как Василия Ивановича и его окружение поддерживала официальная церковь.

Источник

Укрепление великокняжеской власти

Об укреплении самодержавной власти русских государей свидетельствовала торжественная церемония венчания «шапкой Мономаха» Дмитрия — внука государя Ивана III (сына рано умершего наследника Ивана Ивановича Молодого), состоявшаяся в феврале 1498 г. в Успенском соборе в Москве. За Дмитрием отныне было закреплено звание великого князя Владимирского и наследника русского престола. Венчание Дмитрия шапкой, якобы полученной киевским князем Владимиром Мономахом от византийского императора, отражало рост международного престижа Московского государства.

В связи с этим событием появилось на свет особое публицистическое произведение — «Сказание о князьях Владимирских», в котором излагались официальные политические идеи. Здесь рассказывалось о происхождении русских князей от римского императора Августа. Московские государи рассматривались в «Сказании» как непосредственные преемники киевских князей и наследники византийских императоров. Такие фальсифицированные родословные были довольно типичным явлением в средневековой историографии и писались для укрепления авторитета той или иной правящей династии. «Сказание» служило целям идеологического обоснования самодержавной власти московских государей. Вместе с тем оно обосновывало право московских государей на присоединение земель, ранее входивших в состав единого восточнославянского государственного образования — Киевской Руси (Псковская земля, Великое княжество Литовское). Аналогичные задачи преследовали и другие публицистические произведения, появившиеся в конце XV — начале XVI в. Так, в повести о Вавилонском царстве развивалась идея преемственности власти византийских моцархов от правителей Вавилона, а в дополнениях к повести сообщалось о передаче византийским импера­тором Львом знаков царского достоинства Владимиру Мономаху.

Соперником Дмитрия-внука в конце XV в. был более непосредственный претендент на престол: сын Ивана III Василий. Сторонники последнего — Стромилов, В. Гусев и др. — пытались провозгласить его наследником трона в 1497 г., но их заговор провалился. Вокруг малолетнего Дмитрия и его матери Елены, дочери молдавского господаря Стефана Великого, также сконцентрировалась группа сторонников: князь Семен Ряполовский, князь Иван и Василий Патрикеевы, посольский дьяк Федор Курицын и др.

Недостаток и противоречивость исторических документов весьма затрудняют вопрос о том, на какие силы опирались и чьи интересы выражали соперники: дядя и племянник — Василий и Дмитрий. Ряд историков считает Василия опорой феодальных сепаратистов, из-за чего Иван III объявил своим наследником Дмитрия. Однако, несомненно, отношения между Иваном III и внуком после венчания шапкой Мономаха сильно испортились.

Дмитрий стал требовать слишком много власти еще При жизни деда. Этим воспользовались сторонники Василия, которые начали плести интриги против Дмитрия а его окружения и достигли своих целей. В 1499 г. Князь Семен Ряполовский был казней, а Иван и Василий Патрикеевы насильственно пострижены в монахи (последний под именем Вассиана).

Окончательное падение Дмитрия-внука произошло в 1502, когда он был заточен в темницу, а Василий Иванович провозглашен наследником престола. Исходя из Дальнейшей централизаторской деятельности Василия 3, можно сделать простой вывод, что он изначально стремился к централизации государственного аппарата и опирался на дворянство, а Дмитрий — на боярскую аристократию. Однако, несомненно, что тут были острая борьба за власть, в которой использовались все средства. Среди сторонников Василия было также родовитое боярство, как и у Дмитрия. И совершенно нет основа­ний полагать, что, взойдя на престол, Дмитрий стал бы поощрять феодальную смуту.

1498 — 1499 гг. обычно называют годами династического кризиса. Интересным свидетельством укрепления великокняжеской власти и ее престижа .является эволюция титула, которым пользовались великие князья московские в конце XV — первой половине XVI в. Традиционно монарх назывался «Великий князь Московской и всея Руси». В сношениях с Великим княжеством Литовским этот титул употреблялся Иваном III до 1487. Однако в 1492 — 1494 гг. велись напряженные переговоры о заключении династического брака между великим князем Литовским Александром и дочерью Ивана III Еленой (венчание состоялось в 1495 г. в Вильно по православному и католическому обрядам одновременно). Великое княжество Литовское, которое само предъявляло права на Киевское наследие, т.е. объединение всех восточнославянских земель под своей вла­стью, воспротивилось словам «всея Руси» в титуле великого князя Московского. Идя на уступки, московская сторона в 1494 — 1499 гг. отказалась от этих слов в официальном титуле монарха.

Однако амбиции Ивана III шли гораздо дальше. Об впервые в истории России в отдельных случаях имено­вался царем, например, в сношениях с Ливонским орденом с 1471 г. называл себя так не только сам государь Иван III, но и его тогдашний наследник Иван Иванович Молодой (назван так, потому что рано умер). В 1498 г» во время венчания Дмитрия-внука Иван III сделал попытку присвоить себе титул «царя» и «самодержца».
Русские государи на протяжении конца XV — начала XVI в. совершенствовали свой титул, тщательно присматривались к тому, как оформляли свои притязания на власть их славянские предшественники.

Болгарские и сербские государи, Асени и Неманичи, в период независимости и расцвета Болгарии и Сербии носили титул царей и самодержцев, причем принятие этих титулов сочеталось с представлением о власти над Византией и греками. Недаром Асени называли себя «царями болгар и греков». Еще дальше пошел Стефан Душан, первым из сербских королей принявший титул царя. Термин «самодержец* — долька с греческого «автократор», применявшийся в славянских странах с древнейших времен образования их государственности (так называли себя князья киевские, владимирские, цари и короли болгарские и сербские), — исключал, прежде всего, саму возможность существования Других независимых или полунезависимых князей. Не случайно на Руси этот термин стал применяться, когда Иван III после смерти или ухода с политической арены братьев, удельных князей, остался единственным великим князем. В условиях внешнеполитических отношений 1498 г. употребление Иваном Ш этого титула, равно как в венчание внука по образцу венчания сына императора, Давило великого князя на более высокую ступеньку иерархической лестницы европейских государств. Ца­рем называл себя в некоторых случаях и преемник Ивана III — его сын Василий III, но полного официального признания со стороны всех государств он не Получил. Официально первым российским царем стал СтШтаться только Иван IV Грозный.

Источник

Укрепление великокняжеской власти

Укрепление великокняжеской власти: об укреплении самодержавной власти русских государей

Об укреплении самодержавной власти русских государей свидетельствовала торжественная церемония венчания «шапкой Мономаха» Дмитрия — внука государя Ивана III (сына рано умершего наследника Ивана Ивановича Молодого), состоявшаяся в феврале 1498 г. в Успенском соборе в Москве. За Дмитрием отныне было закреплено звание великого князя Владимирского и наследника русского престола.

Венчание Дмитрия шапкой, якобы полученной киевским князем Владимиром Мономахом от византийского императора, отражало рост международного престижа Московского государства.

B связи с этим событием появилось на свет особое публицистическое произведение — «Сказание о князьях Владимирских», в котором излагались официальные политические идеи.

Здесь рассказывалось о происхождении русских князей от римского императора Августа. Московские государи рассматривались в «Сказании» как непосредственные преемники киевских князей и наследники византийских императоров. Такие фальсифицированные родословные были довольно типичным явлением в средневековой историографии и писались для ук- редления авторитета той или иной правящей династии.

«Сказание» служило целям идеологического обоснова- ддя самодержавной власти московских государей. Вместе с тем оно обосновывало право московских государей на дрисоединение земель, ранее входивших в состав единого восточнославянского государственного образования — Киевской Руси (Псковская земля, Великое княжество Литовское).

Аналогичные задачи преследовали и другие публицистические произведения, появившиеся в конце XV — начале XVI в. Так, в повести о Вавилонском царстве развивалась идея преемственности власти византийских моцархов от правителей Вавилона, а в дополнениях к повести сообщалось о передаче византийским императором Львом знаков царского достоинства Владимиру Мономаху.

Соперником Дмитрия-внука в конце XV в. был более непосредственный претендент на престол: сын Ивана IH Василий. Сторонники последнего — Стромилов, В. Гусев и др. — пытались провозгласить его наследником трона в 1497 r., но их заговор провалился.

Вокруг малолетнего Дмитрия и его матери Елены, дочери молдавского господаря Стефана Великого, также сконцентрировалась группа сторонников: князь Семен Ряполовский, князь Иван и Василий Патрикеевы, посольский дьяк Федор Курицын и др.

Недостаток и противоречивость исторических документов весьма затрудняют вопрос о том, на какие силы опирались и чьи интересы выражали соперники: дядя и племянник — Василий и Дмитрий. Ряд историков считает Василия опорой феодальных сепаратистов, из-за чего Иван III объявил своим наследником Дмитрия.

Однако, несомненно, отношения между Иваном III и внуком после венчания шапкой Мономаха сильно испортились.

Читайте также:  Способы энергообеспечения у анаэробов биология

Дмитрий стал требовать слишком много власти еще При жизни деда. Этим воспользовались сторонники Василия, которые начали плести интриги против Дмитрия а его окружения и достигли своих целей. B 1499 г.

Князь Семен Ряполовский был казне&, а Иван и Василий Патрикеевы насильственно пострижены в монахи (последний под именем Вассиана).

Окончательное падение Дмитрия-внука произошло в 1502, когда он был заточен в темницу, а Василий Иванович провозглашен наследником престола.

Исходя из Дальнейшей централизаторской деятельности Василия Ш, можно сделать простой вьшод, что он изначально стремился к централизации государственного аппарата и опирался на дворянство, а Дмитрий — на боярскую аристократию. Однако, несомненно, что тут были острая борьба за власть, в которой использовались все средст- ва. Среди сторонников Василия было также родовитое боярство, как и у Дмитрия.

И совершенно нет основа· ний полагать, что, взойдя на престол, Дмитрий стал бы поощрять феодальную смуту.

1498 — 1499 гг. обычно называют годами династического кризиса. Интересным свидетельством укрепления великокняжеской власти и ее престижа .является эволюция титула, которым пользовались великие князья московские в конце XV — первой половине XVI в.

Традиционно монарх назывался «Великий князь Московской и всея Руси». B сношениях с Великим княжеством Литовским этот титул употреблялся Иваном Щ до 1487. Однако в 1492 — 1494 гг. велись напряженные переговоры о заключении династического брака между великим князем Литовским Александром и дочерью Ивана III Еленой (венчание состоялось в 1495 г.

в Вильно по православному и католическому обрядам одновременно). Великое княжество Литовское, которое само предъявляло права на Киевское наследие, т.е. объединение всех восточнославянских земель под своей властью, воспротивилось словам «всея Руси» в титуле великого князя Московского. Идя на уступки, московская сторона в 1494 — 1499 гг. отказалась от этих слов в официальном титуле монарха.

Однако амбиции Ивана III шли гораздо дальше. Оя впервые в истории России в отдельных случаях имено- вался царем, например, в сношениях с Ливонским орде* ном с 1471 г. называл себя так не только сам государь Иван III, но и его тогдашний наследник Иван ИвановиЗ Молодой (назван так, потому что рано умер).

B 1498 г« вовремявенчанияДмитрия-внукаИван III сделал по* пытку присвоить себе титуд «царя» и «самодержца».

Русские государи на протяжении конца XV — начала XVI в. совершенствовали свой титул, тщательно присмат- ривались к тому, как оформляли свои притязания на власть их славянские предшественники.

Болгарские Я сербские государи, Асени и Неманичи, в период независимости и расцвета Болгарии и Сербии носили титул царей и самодержцев, причем принятие этих титулов сочеталось с представлением о власти над Византией и греками. He- дар°м Асени называли себя «царями болгар и греков». £эде дальше пошел Стефан Душан, первым из сербских королей принявший титул царя.

Термин «самодержец» — далька с греческого «автократор», применявшийся в славянских странах с древнейших времен образования их го-

Встреча русских «промышленных людей» с голландскими купцами на берегу Ледовитого океана. Гравюра 1595 г.

сударственности (так называли себя князья киевские, владимирские, цари и короли болгарские и сербские), — исключал, прежде всего, саму возможность существования Других независимых или полунезависимых князей. He случайно на Руси этот термин стал применяться, когда Иван III послесмертиилиуходасполитическойарены братьев, удельных князей, остался единственным великим князем. B условиях внешнеполитических отношений 1498 г. употребление Иваном Ш этого титула, равно как к венчание внука по образцу венчания сынаимператора, ртавило великого князя на более высокую ступеньку Іерархической лестницы европейских государств. Царем называл себя в некоторых случаях и преемник Ивана III — его сын Василий III, но полного офици- ajIbHoro признания со стороны всех государств он не Получил. Официально первым российским царем стал считаться только Иван IV Грозный.

Укрепление власти сопровождалось острой идейной борьбой, которая в условиях господства религиозного мировоззрения принимала соответственные формы ереси. Различные ереси были выражением различных устремлений и интересов как низших классов, так и феодальной аристократии. B конце XV в. центром новой ереси стал Новгород.

Иосиф Волоцкий (лидер иосифлян) называл основателем этого вида ереси некоего «жидовина Схарию», приехавшегов 1471 г. в Новгород из Великого княжества Литовского, а самих еретиков «жидовст- вующими», произвольно вменяя им приверженность K иудаизму (еретики часто обращались к Ветхому Завету).

Наименование новгородско-московских еретиков конца XV — начала XVI в., которое бытовало в дореволюционной литературе, в настоящее время обычно отвергается и применяется как условный термин. Основной контингент новгородских еретиков составили горожане, возглавляемые низшим духовенством. Идеологами движения были священники Денис и Алексей.

Как и стригольники, новгородские еретики отрицали церковную иерархию и обряды. Среди них проявлялись и иконоборческие настроения, а некоторые придерживались ан- титринитарских взглядов, подвергая критике с рационалистических позиций основной догмат православия о троичности божества.

Таким образом, ересь носила характер реформацион- ного движения, сходного с западноевропейским, хотя и возникла на почве православия. Новгородская ересь обладала чертами бюргерской оппозиции (среди руководителей были также купцы Игнат Зубов и Семен Кленов)·

В конце XV — начале XVI в.

еретическое движение проникло из Новгорода в Москву и здесь приобрело другую форму. Оно стало распространяться среди знати И при дворе. Около середины 1480-х гг. в Москве образовался кружок во главе с Федором Курицыным, посольским дьяком. Ересь носила более светский характер, чевЛ новгородская.

B ней участвовали Елена Стефановна, невестка Ивана III и мать Дмитрия, представители госу* дарственного аппарата (дьяки Курицын, Истома и Сверчок), купечества, профессиональные переписчики книг (Иван Черный и др.). Для московского кружка характерен интерес к гуманистическим идеям. B своих произве-

зации монастырских земель и являлись сторонниками распространения научных знаний и просвещения. Вопрос же о том, как относились московские еретики к великокняжеской власти, остается в исторической литературе до конца не решенным.

Некоторые историки считают их выразителями и теоретиками боярской оппозиции самодержавной власти (в кружке участвовали упомянутые выше Ряполовский и Патрикеевы), другие историки относят их к сторонникам централизации страны.

Эта неясность по данному вопросу объясняется как разнородностью состава еретиков (это и бояре, и государственные чиновники — дьяки), так и тем, что предъявленные им позднее обвинения можно толковать по-разному: считать как подлинными, так и клеветническими.

B любом случае светских феодалов могло привлечь к московской ереси только требование секуляризации церковных земель.

Несмотря на разгром ереси, передовые идеи вольно-: думцев конца XV — начала XVI в. оказали заметное влияние на развитие русской общественной мысли, способствовали ее высвобождению от пут церковных догм, развитию гуманистических тенденций.

K передовым гуманистам более позднего поколения принадлежал, например, окольничий Федор Карпов, видный политический Деятель времен Василия III. Широко образованный человек, хорошо знавший классиков античной литературы и философии, Федор Карпов в своих посланиях критиковал попытки реакционных церковников подчинить Политическую деятельность русского правительства уз- Ho церковным интересам.

Идейная борьба конца XV — начала XVI в. вырази- лась не только в ересях, она также затронула и официальную православную церковь, которая была вынуждена реагировать на указанные выше явления. Часть духовенства стала на путь ужесточения позиций по отношению к ересям и расширения церковной власти в противовес светской.

Вокруг новгородского архиепископа Геннадия уже в конце XV в. группировались воинствующие церковники, которые настроились на беспощадную борьбу с ересью по примеру «шпанского» (испанского) короля. B кружке Геннадия развивались идеи о превосходстве церковной власти над светской и о незыблемости монастырского землевладения.

B «Повести о белом клобуке» говорилось, что белый клобук (символ власти новгородского архиепископа) попал в Новгород из Рима, а этот клобук «честнее» царского венца, т.е. царская власть должна подчиниться церковной.

Учеником и последователем Геннадия был игумен Волоколамского (Волоцкого) монастыря Иосиф Санин (Bo- лоцкий).

Его основной труд «Книга на еретиков», получившая в ХѴП в. название «Просветитель», и другие публицистические сочинения посвящены критике воззрений новгородских и московских еретиков, обоснованию положений воинствующих церковников (в особенности защите монастырского землевладения).

B последние годы своей жизни волоцкий игумен попытался упрочить союз воинствующих церковников с великокняжеским правительством. Путем установления строжайшей дисциплины в монастырях, поднятия внешнего благочестия и подавления всякого вольнодумия Иосиф Волоцкий и его последователи (иосифляне) стремились поднять пошатнувшийся авторитет церкви.

K таким взглядам на царскую власть Иосиф пришел не сразу. Вначале иосифляне поддерживали удельно княжескую оппозицию и выступали против великокняжеской власти, стремившейся к секуляризации церковных земель. Ha соборе 1503 г.

они выступили против проекта ликвидации монастырского землевладения, который выдвигали нестяжатели (о них речь пойдет ниже), поддержанные Иваном III. Нуждаясь в помощИ сильной церковной организации для борьбы с еретическими движениями, Иван III уступил в этом вопросе:

«стяжательские» требования иосифлян были удовлетворены. Взамен Иван IH заручился поддержкой со стороны церкви. Ha соборе 1504 г. иосифляне добились ocy- ясдения еретиков и расправы над ними. C этого момента иосифляне поддержали идею о божественном происхо- ясдении царской власти, выдвинутой их идейным вождем Иосифом Волоцким.

Иосифлянин Филофей, старец одного из псковских монастырей, в годы правления Василия Ш развил идею об исторической преемственности власти московских государей от византийских императоров. Эта теория («Москва — третий Рим») сыграла важную роль в формировании официальной идеологии русского самодержавия. Согласно этой теории, в мире существует вечное по своей духовной сущности государство — Рим; земные его очертания могут меняться и могут носить разные названия. Рим — это наиболее могущественное государство мира. Первый Рим — это древняя Римская империя, которая со временем закоснела в грехах и по Божьему помыслу была уничтожена варварами. Второй Рим — его преемница Византийская империя. Ee грех — заключение с католиками Флорентийской унии 1439 r., после чега Божьим наказанием стал захват ее турками. После этого третьим Римом как единственным крупным оплотом православия стала Москва, которая является столицей не только могущественного государства, но и оплотом духа и нравственности — «земной опорой небесных добродетелей», которая должна стоять вечно. Как писал Филофей, «два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не бывать». Теория «Москва — третий Рим», несмотря на ее определенную оригинальность и завершенность, не является уникальным явлением. Например, похожая теория была у захвативших Константинополь турок, они также называли свою страну Римом (Румом), а самих себя — румийцами. Это название использовали и их восточные соседи.

Из среды иосифлян вышли многие высшие церковные иерархи XVI в.: митрополит Даниил, ростовский архиепископ Вассиан (брат Иосифа Волоцкого), епископы Савва Слепушкин, Вассиан Топорков (племянник Иосифа Волоцкого ), Акакий, Савва Черный и др. Близко при- зѵгыкал к иосифлянам митрополит Макарий. Как внутрицерковное движение иосифлянство просуществовало до ХѴП в.

Иные по сравнению с иосифлянами пути церковной реформы предлагал Нил Сорский, выходец из дьяческой семьи Майковых. Побывав в молодости на Афоне в Греции, Нил обосновался на реке Cope в Заволжье (отсюда его последователей иногда называют «заволжскими старцами»), где начал проповедовать свое учение. Взгляды Нила Сорского формировались под сильным влиянием средневековых мистиков, он отрицательно относился к внешнему благочестию и настаивал на необходимости аскетизма и нравственного самосовершенствования. B отличие от иосифлян, преданных каждой букве церковной литературы, Нил Сорский требовал критического подхода к церковным писаниям. Его последователи возражали против иосифлянских жестокостей по отношению к еретикам, а заволжскйе скиты часто делались очагами ересей. Учение Нила Сорского было использовано идеологами боярства и, прежде всего, Вассиа- ном Патрикеевым, который отстаивал мысль о необходимости секуляризации недвижимых имуществ церкви.

Открытое столкновение Иосифа Волоцкого и Нила Сорского произошло на церковном соборе 1503 r., на котором Нил Сорский, поддержанный Иваном III, поставил вопрос о секуляризации церковных владений (отсюда последователей Нила называют нестяжателями). Ио- сифлянское большинство собора решительно отвергло предложение о ликвидации монастырского землевладения. Иван III, как уже сказано, выбрал потом в этом споре сторону иосифлян.

Борьба иосифлян и нестяжателей продолжалась. Ha церковном соборе 1531г. полемика завершилась осуждением учения нестяжателей.

§ 3. Укрепление великокняжеской власти

Вспомните:

1. Какое княжество стало центром образования Великого княжества Литовского? 2. Каких вы знаете первых великих князей литовских? Кто из них сыграл наибольшую роль в образовании Великого княжества Литовского?

Пути включения белорусских и иных земель в состав Великого княжества Литовского. Во второй половине ХІІІ—XFV в. в составе Великого княжества Литовского оказались все белорусские земли. Они входили в него различными путями.

Иногда местные жители, видя в литовских правителях надежную защиту от внешних врагов, сами приглашали их к себе на княжение. При этом с приглашенными князьями могли заключаться специальные договоры, гарантирующие населению белорусских земель сохранение давних порядков.

Вероятно, таким образом литовский князь Тавтивил стал править в древнем Полоцке уже в середине ХІІІ в. Когда же в 1307 г. Полоцкая земля ненадолго попала в подчинение к крестоносцам, полочане обратились к великому князю литовскому Витеню за помощью в борьбе с немецкими рыцарями.

Крестоносцев прогнали, а Полоцкая земля окончательно вошла в состав ВКЛ. Однако Полоцк продолжал пользоваться широкими правами, а литовские князья, правившие здесь, должны были принимать православие.

Таким образом, Полоцкая земля оказалась в составе Великого княжества Литовского не в результате завоевания, а с согласия местного боярства и купечества. В начале XIV в. в Великое княжество Литовское вошло Менское (Минское) княжество.

Читайте также:  Специфика внушения как способа психологического влияния

Добровольно вошла в состав ВКЛ и Витебская земля. Витебский князь Ярослав, не имевший сыновей, заключил договор с великим князем литовским Гедимином. По этому договору он отдавал свою дочь Марию замуж за сына Гедимина Ольгерда.

После смерти Ярослава в 1320 г. Ольгерд стал княжить в Витебске.

При этом, видимо, между Ольгердом и витебским боярством также был заключен договор, по которому литовский князь обещал «старины не рушить» и оставить в Витебске давние порядки.

Некоторые восточнославянские земли были присоединены к ВКЛ военным путем. Уже в начале правления Гедими-на конфликт с Галицко-Волынским княжеством привел к включению в состав ВКЛ Берестейской земли (Брестчины). В 1359 г. Ольгердом было захвачено Мстиславское княжество, принадлежавшее Смоленску. В 1362 г.

войско Ольгер-да в битве на реке Синие Воды разбило татарское войско. Это было первое крупное поражение татар в Восточной Европе. В результате ВКЛ укрепило свою власть на большей части украинских земель. Победа Ольгерда положила начало освобождению русских земель от монголо-татарского ига.

Население белорусских земель, обретя надежную защиту от внешнего врага, сохраняло привычный образ жизни, традиции и веру предков. Во внутренние дела восточнославянских княжеств верховная власть ВКЛ практически не вмешивалась.

Княжение Гедимина. После смерти Витеня великокняжеский престол занял его брат Гедимин. Во времена его правления Великое княжество Литовское стало одним из главных центров объединения восточнославянских (русских) земель. Этому способствовало то, что Галицко-Волынское княжество в то время начало слабеть, а Московское княжество еще не набрало достаточной мощи.

Гедимин проводил дальновидную внешнюю и внутреннюю политику. Он стремился противостоять агрессии крестоносцев и татар не только силой оружия, но и дипломатическими средствами.

При нем активизировались контакты с Западной Европой, откуда он приглашал ремесленников и торговцев. Чтобы остановить натиск крестоносцев, Гедимин обещал принять католичество и позволил деятельность в своем государстве католических монахов.

Во времена Гедимина ВКЛ впервые вступило в антинемецкий союз с Польшей.

Важную роль в становлении Великого княжества Литовского сыграли язык славян и их культура. Старобелорусский язык уже в XIV в. приобрел в ВКЛ распространение и стал государственным. При Геди-мине большая часть современной территории Беларуси была уже в составе Великого княжества Литовского.

Примерно 3/4 населения этого государства были «русьскими» людьми, как тогда называли белорусов. Под влиянием белорусского населения часть литовской знати даже принимала православие. Среди них — брат Гедимина и его сыновья, княжившие в восточнославянских землях.

В то же время выходцы из этих земель играли при Гедимине значительную роль в руководстве государством. Особенным авторитетом пользовался гродненский каштелян (староста) Давид.

Он возглавлял вооруженные силы государства во время военных походов, выполнял дипломатические поручения великого князя и даже был женат на его дочери Бируте.

В 1323 г. Гедимин перенес столицу государства в Вильно (современный Вильнюс — столица Литовской Республики). О возросшей роли руководителя государства свидетельствовала смена его титула.

Гедимин начал называть себя «королем Литвы и Руси», «королем литовцев и многих русских», причем под названием «русские», «русины» имелись в виду жители белорусских земель. Поэтому государство стало называться «Великое княжество Литовское и Русское».

Позже, когда к нему была присоединена Жемайтия, оно стало называться «Великое княжество Литовское, Русское, Же-майтское». Но чаще употреблялось сокращенное название «Великое княжество Литовское».

Великий князь Гедимин был мудрым правителем. Он проявлял терпеливое отношение к различным религиям. При нем в Вильно были основаны два католических монастыря.

Вместе с тем великий князь не чинил препятствий строительству православных храмов. Сам Гедимин не отдавал предпочтения ни православию, ни католичеству, он оставался язычником.

Такое отношение к религии в многоконфессиональном государстве содействовало его укреплению, религиозному миру в нем.

Вопросы и задания

1. Назовите основные пути вхождения белорусских земель в состав Великого княжества Литовского. 2. Объясните, почему уже в первой половине XIV в. государство стало называться «Великое княжество Литовское, Русское, Жемайт-ское». 3.

Какой город стал столицей ВКЛ при Гедимине? Когда это произошло?4. Приведите факты, свидетельствующие о возрастании роли руководителя государства при Гедимине. 5. Какую политику проводил Гедимин в отношении различных религий? Как это повлияло на положение в обществе? 6.

Дайте характеристику Гедимина как руководителя государства.

Исторический источник

В 1338 г. Гедимин заключил торговый договор с Ливонским орденом. В конце текста договора сказано, что договор заключен «с согласия короля Литвы и его детей, и всех бояр, которые также свои обряды при этом совершили, и с согласия епископа Полоцка, короля и города Полоцка и короля [князя] Витебска, которые все на этом вышеназванном сборе целовали крест».

С кем вынужден был делить власть Гедимин? О чем свидетельствует участие представителей местных властей из белорусских городов в заключении Гедимином важнейших торговых договоров?

Укрепление великокняжеской власти в ВКЛ в первой половине XIV в. Происхождение названия княжества. — презентация

1 Укрепление великокняжеской власти в ВКЛ в первой половине XIV в. Происхождение названия княжества

2 Гедимин ( ) Вся его деятельность была направлена на дальнейшее укрепление ВКЛ и расширение территории княжества

3 Например, в 1318 г. Сын Гедымина Ольгерд женился на дочери последнего витебского князя Ярослава Марии, а когда тот через два года умер, Витебское княжество осталось Ольгерду.

4 Территория ВКЛ увеличилась приблизительно в 3 раза. Примерно 3/4 жителей этого государства к середине XIV в. составляло населения, которое исследователи относят к белорусского этносу (белорусской народности).

5 В 1323 г. Гедымин основал постоянную столицу государства в Вильно (теперь Вильнюс, столица Литовской Республики). До Гедымина государство не имело постоянной столицы, ею считался замок, в котором жил великий князь. До 1320 г. это был Новогрудок, а Гедимин сначала жил в Старых Троках.

6 Предание. Во время охоты Гедимин убил тура на горе возле реки Вилии, где остался на ночной отдых. Во сне увидел, что на горе стоит большой железный волк, а внутри него ревет так, будто сто волков воют. Проснувшись, Гедимин приказал построить здесь стольный град, слава о котором разнесется по всему свету.

7 Принцип государственной жизни при Гедимине «Не разрушать старины, не вводить новизны». Он означал уважительное отношение к земельным владениям феодалов и сохранение исторических традиций населения ВКЛ

8 Великий князь Гедимин проявлял терпимость по отношению к разным религиям. При нем в Вильно были основаны католические монастыри. Вместе с тем не было препятствий для строительства православных церквей Сам Гедимин не отдавал предпочтения ни православию, ни католичеству. Он оставался язычником. Такова позиция в многоконфессиональном государстве, каким являлось ВКЛ, содействовала укреплению страны, миру в ней.

9 Укрепление единовластие в ВКЛ при великом князе Гедимине Гедимин: 1. увеличил территорию ВКЛ примерно в 3 раза 2. в 1323 г. основал новую столицу государства — Вильнюс 3. усилил роль великого князя как главы государства. 4. Титул Гедимина — «король Литвы и Руси» 5. правив по принципу: «не двигать давности, не вводить новости» 6. не отдавал предпочтения ни православию, ни католичеству, что способствовала укреплению государства

11 Гедимин погиб в декабре 1341 г. при осаде немецкой крепости Байербург в результате выстрела из огнестрельного оружия. У него осталось семь сыновей. Незадолго до смерти он разделил между ними земли княжества следующим образом: Монтвид получил Кярнаве и Слоним; Наримунт Пинск; Ольгерд Крево; Кориат Новогрудок; Любарт Волынь; Кейстут Жемайтию, Троки и Гродно; Евнутий Вильну.

12 Гедымин ( ) Ольгерд ( ) Кейстут ( ) Явнут ( ) Свидригайло ( ) Ягайло ( ) Сигизмунд ( Витовт ( ) Казимир ( Александр ( ) династия Ягеллонов

13 Кроме того, Полоцк был завещан брату Воину. Потомство Монтвида, Кейстута, Кориата и Любарта угасло во втором или третьем поколении. Потомство Наримунта, Ольгерда и Евнутия образовало роды, которые принято называть Гедиминовичами. При столь большом потомстве Гедимин не определил порядок наследования, из-за чего после его гибели Литва на несколько лет погрузилась в пучину междоусобиц.

14 Сделайте тесты по теме:

Укрепление великокняжеской власти в ВКЛ в первой половине XIV в. Происхождение названия княжества

Название работы: Укрепление великокняжеской власти в ВКЛ в первой половине XIV в. Происхождение названия княжества

Предметная область: История и СИД

Описание: Укрепление великокняжеской власти в ВКЛ в первой половине XIV в. Происхождение названия княжества Укрепление единовластия в ВКЛ произошло при великом князе Гедимине в 13161341 гг. Большая часть белорусских земель вошла в состав ВКЛ. Территория ВКЛ увеличилась в 3 раза.

Дата добавления: 2013-08-05

Размер файла: 12.98 KB

Работу скачали: 16 чел.

1.Укрепление великокняжеской власти в ВКЛ в первой половине XIV в. Происхождение названия княжества

Укрепление единовластия в ВКЛ произошло при великом князе Гедимине в 1316-1341 гг. Большая часть белорусских земель вошла в состав ВКЛ. Например, в 1318 г.

сын Гедимина Ольгерд женился на Марии – дочка последнего витебского князя Ярослава, и когда он умер через 2 года, Витебское княжество осталось Ольгерду. Территория ВКЛ увеличилась в 3 раза. Примерно ¾ жителей этого государства до середины XIV в.

составляло население, которое исследователи относят к белорусскому этносу (белорусской народности).

В 1323 г. Гедимин основал столицу ВКЛ в Вильно. До Гедимина государство не имело постоянной столицы, ей считался замок, в котором жил великий князь. До 1320 г. это был Новоградок, а Гедимин жил в Старых Троках.

Принципом государственной политики Гедимина был: «Не рушыць даўніны, не ўводзіць навіны». Это означало уважительное отношение к земельным владениям феодалов и сохранение исторических традиций населения ВКЛ. Гедимин проявлял терпеливое отношение к различным религиям.

При нем в Вильно были основаны 2 католических монастыря. Вместе с тем великий князь не чинил препятствий строительству православных храмов. Сам Гедимин не отдавал предпочтения ни православию, ни католичеству, он оставался язычником.

Такое отношение к религии в многоконфессиональном государстве содействовало его укреплению, религиозному миру в нем.

Происхождение названия княжества связано с его территориальным ростом. При Гедимине возросла роль великого князя как руководителя государства. Его титул стал звучать так: «король Литвы и Руси», «король литовцев и многих русских». Под названием «русские» имелись ввиду жители белорусских земель – Витебской, Берестейской, Менской и Туровской, которые вошли в состав ВКЛ. Поэтому государство стало называться «Великое княжество Литовское и Русское». Под Литвой имелись ввиду территории Верхнего и Среднего Понеманья, а под Русью – Верхнее Подвинье и Поднепровье. Позже (в первой половине XV в.), когда к княжеству была присоединена Жемайтия (западная часть современной Литвы), оно стало называться «Великое княжество Литовское, Русское, Жемайтское». Но чаще употреблялось сокращенное название «Великое княжество Литовское».

Презентация на тему: Укрепление великокняжеской власти в ВКЛ в первой половине XIV в. Происхождение названия княжества

Презентация на тему: Укрепление великокняжеской власти в ВКЛ в первой половине XIV в.

Происхождение названия княжества

Скачать эту презентацию Получить код Наши баннеры

Скачать эту презентацию № слайда 1

Описание слайда:

Укрепление великокняжеской власти в ВКЛ в первой половине XIV в. Происхождение названия княжества

№ слайда 2

Описание слайда:

Гедимин (1316-1341) Вся его деятельность была направлена на дальнейшее укрепление ВКЛ и расширение территории княжества

№ слайда 3

Описание слайда:

Например, в 1318 г. Сын Гедымина Ольгерд женился на дочери последнего витебского князя Ярослава Марии, а когда тот через два года умер, Витебское княжество осталось Ольгерду.

№ слайда 4

Описание слайда:

Территория ВКЛ увеличилась приблизительно в 3 раза. Примерно 3/4 жителей этого государства к середине XIV в. составляло населения, которое исследователи относят к белорусского этносу (белорусской народности).

№ слайда 5

Описание слайда:

В 1323 г. Гедымин основал постоянную столицу государства в Вильно (теперь Вильнюс, столица Литовской Республики). До Гедымина государство не имело постоянной столицы, ею считался замок, в котором жил великий князь. До 1320 г. это был Новогрудок, а Гедимин сначало жил в Старых Троках.

№ слайда 6

Описание слайда:

Предание. Во время охоты Гедимин убил тура на горе возле реки Вилии, где остался на ночной отдых. Во сне увидел, что на горе стоит большой железный волк, а внутри него ревет так, будто сто волков воют. Проснувшись, Гедимин приказал построить здесь стольный град, слава о котором разнесется по всему свету.

№ слайда 7

Описание слайда:

Принцип государственной жизни при Гедимине «Не разрушать старины, не вводить новизны». Он означал уважительное отношение к земельным владениям феодалов и сохранение исторических традиций населения ВКЛ

№ слайда 8

Описание слайда:

Великий князь Гедимин проявлял терпимость по отношению к разным религиям. При нем в Вильно были основаны католические монастыри.

Вместе с тем не было препятствий для строительства православных церквей Сам Гедимин не отдавал предпочтения ни православию, ни католичеству. Он оставался язычником.

Такова позиция в многоконфессиональном государстве, каким являлось ВКЛ, содействовала укреплению страны, миру в ней.

№ слайда 9

Описание слайда:

Укрепление единовластие в ВКЛ при великом князе Гедимине Гедимин: 1. увеличил территорию ВКЛ примерно в 3 раза 2. в 1323 г. основал новую столицу государства — Вильнюс 3.

усилил роль великого князя как главы государства. Титул Гедимина — «король Литвы и Руси» правив по принципу: «не двигать давности, не вводить новости» 6.

не отдавал предпочтения ни православию, ни католичеству, что способствовала укреплению государства

№ слайда 10

Описание слайда:

ВКЛ – восточнославянское государство, 3/4 населения белорусы, русские, украинцы XV в.

государство стало называться “Великое княство Литовское, Русское, Жемойтское” “Литва” – верхнее и среднее Понемонье Под «Литвой» подразумевалась территория по верхнему и среднему течению реки Нёман “Русь” – верхнее Падвинне и Поднепровье Под названием «русские» подразумевались жители прежде всего белорусских земель: Витебской, Берестейской, Менской и Туровской, которые вошли в состав ВКЛ. “Жемойтия” – западная часть современной Литвы В первой половине XV в., когда была присоединена Жемайтия – западная часть современной Литвы, государство стало называться Великое княство Литовское, Русское, Жемойтское. Чаще употреблялся сокращенный вариант — ВКЛ

Читайте также:  Простой способ пирожного картошка

№ слайда 11

Описание слайда:

Гедимин погиб в декабре 1341 г. при осаде немецкой крепости Байербург в результате выстрела из огнестрельного оружия. У него осталось семь сыновей. Незадолго до смерти он разделил между ними земли княжества следующим образом: Монтвид получил Кярнаве и Слоним; Наримунт — Пинск; Ольгерд — Крево; Кориат — Новогрудок; Любарт — Волынь; Кейстут — Жемайтию, Троки и Гродно; Евнутий — Вильну.

Описание слайда:

Кроме того, Полоцк был завещан брату Воину. Потомство Монтвида, Кейстута, Кориата и Любарта угасло во втором или третьем поколении. Потомство Наримунта, Ольгерда и Евнутия образовало роды, которые принято называть Гедиминовичами. При столь большом потомстве Гедимин не определил порядок наследования, из-за чего после его гибели Литва на несколько лет погрузилась в пучину междоусобиц.

№ слайда 14

Описание слайда:

Сделайте тесты по теме:

Скачать эту презентацию
Скачивание материала начнется через 60 сек. А пока Вы ожидаете, предлагаем ознакомиться с курсами видеолекций для учителей от центра дополнительного образования «Профессионал-Р» (Лицензия на осуществление образовательной деятельности

№3715 от 13.11.2013). Получить доступ

Лицей Ивацевичского района Укрепление великокняжеской власти и государственный

Лицей Ивацевичского района Укрепление великокняжеской власти и государственный строй Великого Княжества Литовского в конце XIII – XIV в. История Беларуси Билет 7 Ситник П. В.

План • Княжение великого князя литовского Гедимина • Укрепление единовластия • Государственный строй ВКЛ • Политическое развитие ВКЛ в 13451377 гг. • Борьба за великое княжение после смерти Ольгерда

Княжение великого князя Литовского Гедимина ВКЛ при Гедимине Гедимин Княжение великого князя Гедимина занимает период 1316 -1341 гг. Вся его деятельность была направлена на усиление ВКЛ и расширение его территории. До Гедимина государство не имело постоянной столицы: ею считался замок, где жил великий князь. До 1320 г. это был Новогрудок, а Гедимин жил в Старых Троках. В 1323 г. Гедимин основал столицу в Вильно, которая была стольным городом до конца XVIII в.

Княжение великого князя Литовского Гедимина Строительство Вильно Гедимином. Гравюра XIX в. Существует легенда, связанная с этим историческим фактом. Однажды после охоты князь Гедимин прилёг отдохнуть, и приснился ему большой железный волк, который так громко выл, что было слышно повсюду. Объяснение этому сну дали следующее: на горе, где стоял волк, надо построить город-крепость, неприступный, как железный волк, а слава о нём разойдётся далеко, как вой волка, который слышали все люди в окрестности. Название нового города связано с рекой Вилией, возле которой он возник.

Княжение великого князя Литовского Гедимина ВКЛ при Гедимине При Гедимине в состав ВКЛ вошла большая часть белорусских земель. Его территория увеличилась примерно в три раза. Это почти 80% современной территории Беларуси. Примерно три четверти населения княжества до середины XIV в. учёные относят к белорусскому этносу (белорусской народности).

Укрепление единовластия Воображаемый портрет Гедимина. 1709 г. При великом князе Гедимине в ВКЛ произошло укрепление единовластия. Возросла роль великого князя как руководителя государства. Его титул стал звучать так: «король Литвы и Руси» , «король литовцев и многих русских» . Под названием «русские» имелись в виду жители прежде всего белорусских земель: Витебской, Берестейской, Менской и Туровской, которые вошли в состав ВКЛ.

Укрепление единовластия Родословная князей ВКЛ Гедимин (1316 -1341) Войшелк (1264 -1266) Витень (1295 -1316) Миндовг (1230 -е — 1263) Тройдень (1270 -1282) Принцип государственного правления при Гедимине стал следующим: «Не трогать старины, не вводить новизны» . Это означало уважительное отношение к землям феодалов и сохранение исторических традиций населения ВКЛ, преемственность в политической и общественной жизни.

Укрепление единовластия ВКЛ во второй половине XIII первой половине XIV в. В составе ВКЛ находились литовские, белорусские, украинские и часть русских земель, где жили и православные, и католики. Мудрый правитель Гедимин не отдавал предпочтения ни православию, ни католицизму. Все народы, которые принимали участие в образовании ВКЛ, в первую очередь современные литовский и белорусский, исторически считают наследниками этого государства.

Государственный строй ВКЛ Важнейшие обязанности князя • защита государства • издание законов • осуществление дипломатических отношений с другими государствами • объявление войны и заключение мира • распоряжение государственной казной (денежными средствами) • назначение на государственные должности Для государственного строя ВКЛ была характерна централизация власти в руках великого князя. Главным лицом в государстве был князь ( «господарь» ). Первый правитель ВКЛ Миндовг получил даже королевский титул. Власть великого князя считалась неограниченной. Такую форму власти называют монархией.

Государственный строй ВКЛ Государственный строй в ВКЛ Монархия Великий князь — господарь Великокняжеская (господарская) рада Вотчинные князья Удельные князья В XIII-XIV вв. власть великого князя ограничивалась радой (название идёт от белорусского слова «раіцца» — советоваться). Изначально она была только совещательным органом, её роль была сильно ограничена.

Государственный строй ВКЛ Гедимин (1316 -1341) Явнут (1341 -1345) Ольгерд (1345 -1377) Кейстут Великое княжение Западная часть ВКЛ Восточная часть ВКЛ После Гедимина, у которого было семеро детей, трон занял не старший, а средний сын — Явнут. Особенно недовольными этим решением остались другие сыновья — Ольгерд и Кейстут. Они заключили договор между собой и стали править совместно. Территория ВКЛ разделилась на две части: восточная под властью Ольгерда, западная — Кейстута.

Политическое развитие ВКЛ в 1345 -1377 гг. Битва на реке Синие Воды 1362 Политическое развитие ВКЛ в 1345 -1377 гг. было связано с деятельностью великого князя Ольгерда. Он сыграл большую роль в расширении границ ВКЛ. В 1362 г. он разбил трёх ордынских ханов на реке Синие Воды (территория современной Украины). В результате ордынцы были вытеснены из украинских земель.

Политическое развитие ВКЛ в 1345 -1377 гг. Ольгерд О деятельности Ольгерда свидетельствовали так называемые ольгердовы столбы, которые обозначали на местности пути его войск во время походов. Трижды — в 1368, 130, 1372 гг. – Ольгерд, стремясь господствовать на восточнославянских землях, совершил походы на Московское княжество, не желая усиления московского князя Дмитрия Ивановича. Как свидетельствует летопись, «литовская пика» (копьё) не раз стояла под белокаменными стенами Московского Кремля.

Политическое развитие ВКЛ в 1345 -1377 гг. Великое Княжество Литовское при Ольгерде В результате правления Ольгерда общая территория ВКЛ увеличилась вдвое. Во второй половине XIII — XIV в. территория государства делилась на княжества, земли и волости.

Борьба за великое княжение после смерти Ольгерда Ягайло После смерти Ольгерда, у которого было 12 сыновей, усилилась борьба за престол. Великим князем литовским стал Ягайло (1377 -1392 гг. ) – старший сын от второго брака Ольгерда с тверской княжной. Его княжение характеризовалось междоусобными войнами.

Борьба за великое княжение после смерти Ольгерда Памятник Андрею Полоцкому в Полоцке Ягайло боялся соперничества со стороны своего брата Андрея Полоцкого (старшего сына Ольгерда от первого брака с витебской княжной) в борьбе за великокняжескую власть. Андрей Полоцкий не признал Ягайло великим князем. Князь Андрей Полоцкий, которого Ягайло изгнал из Полоцка, вынужден был поступить на службу к московскому князю Дмитрию Ивановичу. В 1380 г. они участвовали в Куликовской битве против хана Золотой Орды Мамая.

Борьба за великое княжение после смерти Ольгерда Монголо-татары Борьба с Золотой Ордой представляла внешнюю опасность как для белорусского, так и для русского народа. На русских землях кочевники-завоеватели установили свою власть и руководили посредством выдачи местным князьям грамот — ярлыков на право сбора дани для передачи хану либо собирали её сами. На белорусские земли ордынцы осуществляли частые нападения, грабили местных жителей, брали их в плен, но своей власти так и не установили. В Куликовской битве Ягайло, который считал Мамая своим союзником, пришёл к нему на помощь, но при этом занял позицию ожидания, и когда увидел, что ордынцы уступают, не стал их поддерживать.

Борьба за великое княжение после смерти Ольгерда Кейстут Борьба за великое княжение также шла между Ягайло и его дядей Кейстутом (братом Ольгерда), который правил западной частью ВКЛ. Ягайло обманом пригласил Кейстута вместе с сыном Витовтом в Кревский замок, где взял их в плен. Кейстут по приказу Ягайло был вероломно задушен. Витовт чудом сбежал из -под стражи, переодевшись в одежду служанки, которая вместе с женой навещала его в темнице Кревского замка. Таким образом, ВКЛ оказалось втянутым во внутриполитическую борьбу за великокняжескую власть.

Лекция: Церковь и великокняжеская власть в конце 15 – начале 16вв. Еретические движения

Правление Ивана III проходило в обстановке напряженной борьбы за укрепление великокняжеской власти. Во второй половине 70-х годов 15в. осложнились отношения с церковью. Дело дошло до открытого конфликта между великим князем и митрополитом Геронтием. Причиной было стремление церковных властителей воспротивиться усилению власти великого князя над церковью.

В руках церкви находились большие земельные владения. Чтобы получить земли для испомещения дворян, а также ослабить самостоятельность церкви, Иван III вынашивал планы секуляризации церковных земель. Обстановка для этого была благоприятной, потому что авторитет церкви к концу 15в. стал колебаться, о чем свидетельствовало оживление еретических движений.

Еретические течения и движения представляют собой своеобразную форму социального протеста в религиозной оболочке и свойственны всему европейскому средневековью.

Противники еретиков – воинствующие церковники – называли участников возникшей в конце 15в. в Новгороде ереси «жидовствующими» за некоторое сходство их взглядов в вопросах веры с иудаизмом.

Из 27 известных по именам участников новгородской ереси 22 принадлежали к низшему сословию духовенства. Несколько иным был состав московских еретиков. Московский кружок образовался позже, в середине 80-х годов 15в.

, во главе его был приближенный Ивана III думный дьяк Федор Курицын. В состав кружка входили некоторые дьяки, а также купцы.

Московские еретики связывали свои идеи с задачами государственной централизации.

Именно этим объясняется сочувственное отношение великокняжеской власти к еретикам, которые выступали против церковного землевладения, против существования сословия церковнослужителей и монашества.

Они настаивали на том, что каждый человек без посредства священников должен «общаться» с богом. На церковном соборе 1490г. еретики были подвергнуты проклятию и отлучению от церкви, а позднее казнены.

Церковь искала и другие пути для укрепления своего положения. Нил Сорский, основатель далекого северного монастыря, считал, что авторитет церкви надо поднять путем строгого исполнения духовенством правил и обрядов, ведения аскетического образа жизни. Нил осуждал стяжание церковью богатств, в том числе владение населенными землями. Его сторонники получили наименование «нестяжатели».

«Нестяжателям» противостояло другая группа церковных деятелей, которая настаивала на необходимости для церкви иметь большие материальные средства. Во главе этой группы стоял игумен подмосковного монастыря Иосиф.

Осифляне, как называли его сторонников, были воинствующими церковниками, требовали беспощадной расправы со всеми инакомыслящими, невмешательства светской власти в дела церкви, утверждали, что только сильная и богатая церковь может выполнять свои функции.

Великокняжеская власть склонна была поддержать нестяжателей, тем более, что Иосиф встал на сторону удельных князей в борьбе против великокняжеской власти.

В 1503г. собрался церковный собор, на котором по инициативе Ивана III был поставлен вопрос об отказе церкви от землевладения. Однако воинствующие монахи оказали упорное сопротивление. «Нестяжатели» потерпели поражение. Следом усилились расправы над еретиками. Собор 1504г. осудил еретиков. На льду Москвы-реки в деревянных клетках заживо сожгли несколько еретиков.

После смерти Ивана III по завещанию власть переходила к Василию. соотношение социальных сил в стране продиктовало неизбежность поисков компромисса с церковью. Сильная церковь в качестве союзника была предпочтительнее церкви-соперника.

Вскоре обнаружились разногласия между Василием III и митрополитом – «нестяжателем» Варлаамом.

Великий князь пошел навстречу «осифлянам» с их теорией сильной государственной власти, имеющей «божественное» происхождение пошли навстречу и церковники, которым поддержка светской власти сулила большие выгоды, нежели опора на терявших силу удельных князей.

После 1508г. глава «осифлян» – Иосиф, у которого возник конфликт с удельным князем Федором Волоцким, перешел со своим монастырем под опеку Василия III.

Вскоре великокняжеская власть повернула от поддержки «нестяжателей» к политике предоставления церкви широких иммунитетных привилегий.

Тем самым была сохранена самостоятельная в экономическом отношении церковная организация со своей системой администрации, суда и управления.

В 1510-1511гг. монах Филофей обратился с посланием к Василию III, в котором развивал мысль о Москве – «третьем Риме».

Согласно его взглядам, существовало 3 мировых центра христианства – сначала древний Рим, который пал из-за отступления от «истинного христианства», потом таким центром стала Византия. Но византийские правители тоже изменили православию, заключив в 1439г.

Флорентийскую унию с католической церковью, что привело к падению Византии. Москва же, не признавшая Флорентийской унии, является мировым центром православия.

Представление о «Москве – третьем Риме», однако, не стало основной политической теорией московских правителей. Ею стали взгляды, отразившиеся в другом произведении – «Сказании о князьях Владимирских», в котором доказывалось, что московские князья ведут свое происхождение от самого римского императора Августа.

Источник

Оцените статью
Разные способы