Способы укрепления опоры вл
8.8.1 Установка опор должна производиться бурильно-крановой машиной (БКГМ) или автокраном сразу же после отрывки ям.
8.8.2 При установке опоры с помощью БКГМ ее стропуют подъемным канатом на расстоянии не менее 2/3 длины опоры от комля, после чего с помощью стрелы и лебедки опору поднимают и отпускают в яму (рисунок 8.16).
Рисунок 8.16 — Установка опор с помощью БКГМ
При этом рабочий-землекоп должен отводить опору с помощью рогача от бурильной головки и направлять ее комлем в яму. Не снимая подъемного каната, опору следует выверить по вертикали и в створ опор линии, после чего яму засыпать грунтом с послойным трамбованием.
8.8.3 В тех случаях, когда отсутствует возможность применения машин, установку опор выполняют вручную. При этом оснащенную и подготовленную опору необходимо уложить вдоль линии со стороны ступенек ямы так, чтобы ее комель упирался в доску, установленную у задней отвесной стенки ямы.
Рабочие поднимают опору за вершину, затем один из рабочих подпирает ее вертикальную часть рогачом, а остальные, передвигаясь поочередно к середине опоры, поднимают ее при помощи рогачей и багра до тех пор, пока комель опоры не достигнет дна ямы и опора займет вертикальное положение. После подъема опоры доску вынимают из ямы и опору выравнивают в линию с ранее установленными. Промежуточные опоры следует устанавливать по отвесу точно в створе линии.
Одновременно с выравниванием поднятой опоры ее кантуют с расчетом, чтобы крюки или траверсы расположились перпендикулярно направлению линии. После окончательного выравнивания опоры яму засыпают грунтом, вырытым при ее выкапывании. Грунт плотно утрамбовывают слоями от 15 до 20 см при помощи механической или ручной трамбовки. Излишек грунта насыпают вокруг опоры в виде конусообразного возвышения и также утрамбовывают.
8.8.4 До подвески проводов угловая опора должна быть укреплена оттяжкой или подпорой. Оттяжка или подпора устанавливается в плоскости, разделяющей угол между проводами на угловой опоре пополам. Подпора ставится к опоре с внутренней стороны этого угла, оттяжка — с внешней стороны.
8.8.5 Угловую опору следует устанавливать с некоторым наклоном вершины в сторону, противоположную направлению равнодействующей натяжения проводов или подвешенного кабеля (рисунок 8.17).
Оттяжки следует изготавливать из стальной оцинкованной проволоки диаметром от 4 до 5 мм, свиваемой в жгут. Количество проволок в жгуте зависит от нагрузки и угла поворота линии и может колебаться от двух до семи.
Нижний конец оттяжки необходимо закреплять за якорный жгут, который должен быть изготовлен из такой же проволоки, что и оттяжка, и заделан за якорный лежень (рисунок 8.18)
Рисунок 8.17 — Угловая опора, укрепленная подпорой (профиль 1а)
Рисунок 8.18 — Угловая опора, укрепленная подпорой и оттяжкой
8.8.6 Железобетонные опоры следует укреплять только оттяжками, которые нужно крепить к железобетонным опорам при помощи двухушковых хомутов (рисунок 8.19).
Угловую опору нужно укреплять одной оттяжкой, оконечные и кабельные опоры — двумя оттяжками. При этом хомут размещают под первой траверсой.
Рисунок 8.19 — Крепление подкосов и оттяжек
8.8.7 Полуанкерные опоры (рисунок 8.20) применяются при переходах через железные дороги, на удлиненных пролетах, в качестве вводных и кабельных опор, а также для увеличения устойчивости линии в гололедных районах.
Они должны укрепляться подпорами. Крепление подпоры к верхней части опоры следует выполнять так, как показано на рисунке 8.21
Источник
СПОСОБЫ УКРЕПЛЕНИЯ СГНИВШИХ ОПОР.
Во всех случаях работы с подгнившими опорами следует, в первую очередь, пользоваться такими приемами, при которых подъем на них не требуется вообще.
С этой целью, например, капитальный ремонт ВЛ 0,4кВ рекомендуется выполнять со смещением трассы линии на новые опоры одинаковой высоты со старыми или более высокими, устанавливать как можно ближе к старым, так чтобы расстояние между ними в свету не превышало 0,5м при этом все работы по переноске проводов и демонтажу старых опор необходимо выполнять с новых опор. При наличии автовышки или автолестницы любые работы на подгнивших опорах должны производиться только с их применением.
При выполнении текущих или капитальных ремонтов ВЛ тот или иной из приведенных ниже способов укрепления подгнивших опор определяется исключительно лицом, выдавшим наряд или руководителем работ с гр. V, на которого возложен непрерывный контроль за соблюдением ПТБ при работах на опорах с недопустимо сильным загниванием.
При оперативном обслуживании ВЛ 0,4кВ-10 кВ, также при устранении повреждений в сети 0,4кВ, персоналом ОДГ или бригадами по ликвидации аварий подъем на опору с недопустимо сильным загниванием без применения автовышки или автолестницы запрещается. Однако в исключительных случаях, например, при ликвидации аварии, необходимости восстановления электроснабжения высококатегорийного объекта или ликвидации погашений на ответвлениях в детские сады, ясли, школы, больницы и пр., оперативный персонал имеет право подниматься на подгнившие опоры, но предварительно укрепленные. При этом один из рекомендуемых способов раскрепления определяется руководителем работ или выдающим наряд.
Приемлемыми для условий электрических сетей способами укрепления опор считаются следующие:
1. Укрепление с помощью инвентарных тросовых расчалок (способ инженера Ф.Ш. Хабибулина).
2. Укрепление с помощью веревочных расчалок.
3. Укрепление с помощью веревочных расчалок с установкой поддерживающего пасынка.
4. Укрепление с помощью нового удлиненного пасынка.
5. Укрепление с помощью переносной деревянной накладки.
Тот или иной способ укрепления дефектных опор выбирается в зависимости от общего состояния стойки опоры и ее пасынка.
Так первый способ может быть применен лишь тогда, когда установленная без пасынка стойка опоры имеет зону недопустимого сильного загнивания, расположенную в земле и над ней до уровня не выше 10-15 см.
По этому способу опора раскрепляется с помощью 3-х инвентарных тросовых расчалок.
Диаметр применяемых при этом тросов типа ЛК –Р 6х19=144 (по ГОСТ 2688 55) должен быть: для работ на опорах ВЛ-0,4кВ 8-8,8 мм, а для работ на опорах 6-10кВ 9,5-11,5мм.
Тросы крепятся к ввинчиваемым или вбиваемым в грунт под углом 45 ° на глубину 0,8-0,9м якорям. Якоря могут быть выполнены из угловой прокатной стали 45×45 или из прутковой прокатной стали диаметром 18-24мм. В слабых грунтах для уменьшения давления стержня якоря на грунт рекомендуется вбивать в землю вдоль стержня «подушку» например, металлическую пластинку размерами 200x200x5 мм.
В случае, если опора установленная на ж/б пасынке имеет зону недопустимо сильного загнивания, расположенную между комлем стойки и верхним бандажом, но не подходит к верхнему бандажу ближе, чем на 10 см, рекомендуется применять второй способ укрепления.
Прежде, чем приступить к раскреплению опоры по этому способу, следует убедиться в прочности верхнего бандажа. При необходимости его следует подтянуть или усилить. Затем с помощью 5 м приставной лестницы, устанавливающейся по направлению линии, необходимо укрепить 3 веревки на уровне не менее 3,5м от поверхности земли с допускаемой чалочной нагрузкой на каждую не менее 150 кг. Веревки прочно привязываются к вбитым в грунт, под углом 120° (так же, как и в 1 способе) якорям. При этом в качестве якорей можно использовать и другие предметы (деревья, рельсы, каменные заборы и пр.).
Если область недопустимо сильного загнивания древесины располагается выше уровня верхнего бандажа, то тогда применяются более сложные 3,4 и 5 способы укрепления.
Третий способ рекомендуется для временного укрепления подгнивших опор при демонтажных работах. По этому способу устанавливается дополнительный поддерживающий пасынок, например из обрезка здоровой древесины, который прикрепляется к поврежденной части стоек с помощью цепных стяжек, цепных бандажей или с помощью бандажей из катанки. Для предотвращения непроизвольного смещения основание такого пасынка закапывается в грунт на 10-15 см. Затем опоры раскрепляются с помощью веревок так же, как и по второму способу.
Дополнительный более высокий пасынок привязывается при этом к стойке выше поврежденной части с помощью стационарных бандажей из катанки.
Пятый способ рекомендуется для временного укрепления подгнивших опор во всех случаях, когда необходимо осуществить на них подъем, конечно при условии, что целостность и надежность пасынка не вызывает сомнения. По этому способу временная деревянная накладка закрепляется с помощью цепных стяжек и цепных бандажей или с помощью обычных бандажей за пасынок и за здоровую часть стойки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В результате прохождения производственной практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности, пройденной на базе ООО «Электростатус» в период с 7 мая 2018 года по 2 июня 2018 г. приобретены практические навыки работы с электрическим оборудованием, проведено знакомство с правильной эксплуатацией электрического оборудования, с объемами и нормами профилактических испытаний, организацией плановых предупредительных ремонтов, закреплены на практике некоторые теоретические сведения, полученные в университете. На основании этого материала составлен отчет.
Список литературы.
1. Клюев С.А. Осветительные сети производственных помещений. М. 1971.
2. Сибикин, Ю.Д, Монтаж, эксплуатация и ремонт электрооборудования промышленных предприятий и установок: уч. пос. /Ю.Д. Сибикин, М.Ю. Сибикин. – М.:Директ-Медиа, 2014. – 463 с. ISBN 978-5-4458-5745-7 То же [Электронный ресурс] – URL://biblioclub.ru/index.php? page=book&id=230560
3. Емцев А.Н., Васильева С.А. Монтаж и эксплуатация кабельных линий. Уч.пос. – Братск: Изд-во БрГУ, 2008. – 107с.
4. Идельчик, В. И. Электрические системы и сети : учебник для студентов электроэнергетических специальностей / В. И. Идельчик. – Москва : Энергоатомиздат, 1989. -592 с.
5. Герасименко, А. А. Передача и распределение электрической энергии : учебное пособие для вузов / А. А. Герасименко, В. Т. Федин. — 2-е изд. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2008. — 715 с.
6. Электрическая часть электростанций./ Под ред. С.В. Усова. – Москва: Энергия, — 1978, 556 с.
7. Неклепаев Б.Н., Крючков И.П. Электрическая часть электростанций и подстанций (справочный материал). 4-е изд. пер. и допол. – Москва: Энегроатомиздат, – 1989, 608 с.
8. Емцев А.Н., Фадеев В.А. Аппараты и схемы электрической части станций и подстанций: уч.пособие – Братск: Изд-во БрГУ, 2014. – 240 с.
9. Сыровешкин А. М. Электрические машины: учебное пособие / А. М. Сыровешкин, М. А. Федорова. – Братск: БрГУ, 2009. – 180 с.
10. Сыровешкин А. М. Электрические машины: учебное пособие / А. М. Сыровешкин, М. А. Федорова. – Братск: БрГУ, 2009. – 180 с.
11. Справочник по электроснабжению промышленных предприятий / Под ред. А.А. Федорова. – М.: Энергоиздат, 1981. – 624 с.
12. Полуянович Н.К. Монтаж, наладка, эксплуатация и ремонт систем электроснабжения промышленных предприятий. Уч.пос. –СПб.: Изд-во «Лань», 2012. – 400 с илл.
13. Вольдек А.И., Попов В.В. Электрические машины. Введение в электромеханику. Машины постоянного тока и трансформаторы. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2008. – 320 с.
14. Сквозная программа практик: метод. указания по прохождению всех видов практик по спец. «Электроснабжение» / Е.М. Савицкая, М.А. Федорова. – Братск : «БрГУ», 2010. – 36 с.
Источник
Способ усиления опоры линии электропередачи
Владельцы патента RU 2435917:
Изобретение относится к усилению или ремонту опор линий электропередачи и может быть использовано при ремонтно-восстановительных работах на воздушных линиях электропередачи или других объектах, где используются такие опоры, для восстановления их несущей способности, пониженной от физического износа или повреждений, а также при увеличении технологических нагрузок. Технический результат: увеличение несущей способности, надежности и долговечности, сокращение сроков и снижение стоимости работ по усилению, исключение отключения линии электропередачи. Способ усиления опоры линии электропередачи включает устройство усиливающих элементов к этой опоре. Причем, ее усиливают оттяжками или подкосами, которые крепят к хомуту, расположенному выше ослабленной зоны опоры и к винтовым сваям, заглубленным в грунт, а хомут устанавливают с упругой кольцевой прокладкой между ним и опорой. 4 з.п. ф-лы, 2 ил.
Изобретение относится к усилению или ремонту опоры линии электропередачи и может быть использовано при ремонтно-восстановительных работах на воздушных линиях электропередач или других объектах, где используются такие опоры, для повышения их несущей способности, пониженной из-за повреждений, физического износа, а также при увеличении технологической нагрузки на опору.
В Российской Федерации эксплуатируется около миллиона опор воздушных линий электропередачи различного напряжения. Из-за значительных сроков эксплуатации происходит снижение несущей способности опор и растет на 3-5% в год количество их отказов, которые являются самыми тяжелыми из отказов элементов линий по уровню затрат на аварийно-восстановительные работы и недоотпуск электроэнергии.
Надежность эксплуатации железобетонных опор линий электропередачи согласно требованиям «Типовой инструкции по эксплуатации воздушных линий электропередачи напряжением 35-800 кВ», РД 34.20.504-94 обеспечивается путем замены опор с выявленными дефектами и нарушениями на новые по признакам, приведенным в таблице 5.1 названной инструкции. Такое техническое решение требует отключения линий и затрат денежных средств, в несколько раз превышающих стоимость самой опоры. Продолжительность выполнения работ по замене отдельной опоры на трассе составляет 15-30 дней с учетом всех необходимых технологических операций.
Другим техническим решением проблемы обеспечения надежности эксплуатации опоры линии электропередачи является восстановление ее несущей способности путем устройства усиливающей обоймы, которая компенсирует это снижение, позволяет производить аварийно-восстановительные работы без отключения линии и снижения затрат денежных средств в 2-3 раза по сравнению с заменой дефектной опоры. Это техническое решение приведено в патенте №2 371 560 RU, «Способ восстановления несущей способности центрифугированной опоры линии электропередачи» и принято в качестве прототипа предлагаемого изобретения.
Этот известный способ восстановления несущей способности опоры линии электропередачи по патенту №2 371 560 RU также имеет ряд недостатков, а именно:
— Необходимость доставки к ремонтируемой опоре инвентарной оснастки, комплекта средств малой механизации, сухой ремонтно-строительной смеси весом 3-5 тонн, арматуры и др.
— Невозможность выполнения работ при отрицательных температурах, осадках и других неблагоприятных погодных условиях;
— Продолжительность ремонтно-восстановительных работ составляет 3-5 дней, включая монтаж оснастки и арматуры, бетонирование усиливающей обоймы, уход за бетоном, что требует нахождения на объекте бригады из 3-5 человек;
— Невозможность выполнения работ в условиях болотистой, труднодоступной местности по условиям доставки к месту работ строительных материалов, оснастки и др.;
— Усиление опоры путем устройства несущей обоймы нецелесообразно для восстановления, например, аварийной опоры на непродолжительный период до реконструкции или капитального ремонта линии.
Цель настоящего изобретения — устранение недостатков известного способа путем исключения «мокрых процессов», снижения веса усиливающих конструкций в 10 раз, снижения стоимости и сроков усиления опоры в 2-3 раза, обеспечения выполнения работ при любых погодных условиях и в болотистой, труднодоступной местности.
Указанная цель достигается тем, что путем изменения расчетной схемы заделки опоры в грунте уменьшают величину расчетного изгибающего момента в этой зоне, определяющего несущую способность опоры.
Эта техническая задача решается устройством оттяжек или подкосов, которые крепят к опоре выше ослабленной зоны при помощи хомута с упругой кольцевой прокладкой между ним и опорой, а другие концы этих оттяжек или подкосов закрепляют к стволам винтовых свай.
Предложенный способ усиления опоры линии электропередачи позволяет:
— Сократить вес конструктивных элементов для усиления до 300-500 кг, что позволит доставлять их к месту усиления опоры при помощи специальных транспортных средств, например болотоходов, вертолетов и др.;
— Производить усиление в любое время года, при любой погоде и в любой, даже заболоченной местности за счет исключения «мокрых процессов»;
— Сократить срок усиления до одного дня, исключив проживание ремонтного персонала на месте производства работ;
— Производить работы без применения средств малой механизации силами ремонтной бригады из 3-4 человек предприятия по обслуживанию электрических сетей;
— Производить работы без отключения линии, так как согласно результатам обследований, практически все дефекты, снижающие несущую способность опор, располагаются в нижней их части, на высоте до 5-6 метров, в зоне максимальных усилий, температурных и механических воздействий. Поэтому монтаж хомута и закрепления к нему оттяжек или подкосов производят вне зоны опасного воздействия электрического поля;
— Монтаж и демонтаж конструкций усиления может производиться при необходимости усиления аварийных опор для их эксплуатации в течение непродолжительного времени, например, до реконструкции или капитального ремонта линии электропередачи.
Заявленный технический результат достигается тем, что за счет устройства дополнительной опорной части выше ослабленной зоны опоры линии электропередачи снижается величина изгибающего момента на уровне заделки опоры в грунте до 50-60%. Это компенсирует потери несущей способности опоры из-за снижения напряжения в предварительно напряженной арматуре и физического износа бетона в нижней части, которые, по результатам исследований достигают 20%, и обеспечивает дополнительный запас прочности. Расчетные усилия в опоре выше уровня закрепления хомута воспринимаются ее неослабленной частью и соответствуют проектным. Горизонтальные усилия в опоре на уровне закрепления хомута передаются при помощи оттяжек или подкосов на анкерные винтовые сваи. Динамические воздействия на грунтовые сваи при этом снижаются за счет демпфирования их упругой кольцевой прокладкой между хомутом и опорой.
При недостаточной несущей способности нижней части усиливаемой опоры, например, при увеличении технологической нагрузки на нее предусматривается заполнение внутренней полости мелкозернистым бетоном на необходимую высоту. Расчетный срок безопасной эксплуатации усиленной опоры составляет 50 лет и определяется гарантированными заводскими сроками эксплуатации винтовых свай с термодиффузионным цинковым покрытием, равным 70-100 годам.
Количество усиливающих элементов и, соответственно, винтовых свай может быть сокращено при необходимости производства работ по усилению опор линии электропередачи в стесненных условиях за счет замены оттяжек на подкосы.
Предложенный способ усиления опоры линии электропередачи поясняется чертежом, где изображены:
— На фигуре 1, общий вид усиливаемой опоры;
— На фигуре 2, разрез по 1-1.
На чертежах показаны элементы усиления опоры для описания технологии производства работ:
1. Усиливаемая опора;
3. Упругая кольцевая прокладка;
4. Винтовая свая;
5. Оттяжка (подкос);
6. Штуцер для заполнения бетоном внутренней полости опоры;
7. Отверстие для контроля уровня бетонирования;
8. Бетонное заполнение внутренней полости опоры.
Усиление опоры 1 начинают с монтажа хомута 2 с упругой кольцевой прокладкой 3 между хомутом и опорой. При этом хомут 2 располагают выше ослабленной части опоры 1. Затем производят завинчивание винтовых свай 4 и монтаж оттяжек или распорок 5, которые крепят, используя стандартные детали для натяжения, к хомуту 2, с одной стороны, и к оголовкам винтовых свай 4, с другой стороны. При необходимости повышения несущей способности нижней части опоры 1, над поверхностью грунта в ней выполняют отверстие и устанавливают штуцер 6 для нагнетания твердеющего материала, например, мелкозернистого бетона во внутреннюю полость опоры. В верхнем уровне расчетного усиления опоры выполняют контрольное отверстие 7. Заполнение внутренней полости опоры производят бетоном 8 на необходимую высоту при помощи передвижного бетононасоса через штуцер 6.
Применение предложенного способа усиления опоры линии электропередачи на электросетевых объектах Российской Федерации позволит получить следующий положительный эффект:
— снизить стоимость и трудоемкость работ по усилению в 2-3 раза по сравнению с известными способами;
— сократить срок усиления до одного дня;
— производить работы без отключения линии;
— производить работы при любых погодных условиях, при любых условиях производства на трассе силами ремонтной бригады предприятия электросети или региональной ремонтной организации;
— обеспечить расчетный срок безопасной эксплуатации усиленной опоры не менее 50 лет, исходя из гарантированной заводской продолжительности эксплуатации винтовых свай с термодиффузионным цинковым покрытием, равным 70-100 годам.
1. Способ усиления опоры линии электропередачи, включающий устройство усиливающих элементов к этой опоре, отличающийся тем, что, с целью увеличения надежности, несущей способности, долговечности и сокращения стоимости и сроков выполнения работ, ее усиливают оттяжками или подкосами, которые крепят к хомуту, расположенному выше ослабленной зоны опоры, и к винтовым сваям, заглубленным в грунт, а хомут устанавливают с упругой кольцевой прокладкой между ним и опорой.
2. Способ по п.1, отличающийся тем, что, с целью исключения отключения линии, хомут для крепления оттяжек или подкосов крепят на опоре вне зоны опасного воздействия электрического поля.
3. Способ по п.1, отличающийся тем, что для повышения несущей способности ослабленной части опоры ее внутреннюю полость заполняют твердеющим материалом, например мелкозернистым бетоном.
4. Способ по п.1, отличающийся тем, что усиление опоры производят в условиях заболоченной, труднодоступной местности без применения сложных технических устройств и механизмов силами ремонтной бригады предприятия электросети.
5. Способ по п.1, отличающийся тем, что усиление аварийной опоры производят на ограниченный срок для обеспечения надежной эксплуатации линии электропередачи до реконструкции или капитального ремонта с последующим демонтажем усиливающих элементов.
Источник