Властеотношения: суверенитет народа, его реализация и проблемы
Вы будете перенаправлены на Автор24
Властеотношения – это разновидность отношений, в рамках которых управляющий в лице властвующего субъекта обеспечивает подчинение себе воли управляемого или подвластного, направляя или модифицируя его поведение.
Сущность, структура и методы властеотношений
Государственная власть в процессе решения стоящих перед ней задач оказывает непрерывное воздействие на общественные процессы и отношения, выражаясь тем самым в специфическом виде отношений, именуемых властеотношениями.
Властеотношения образуют политико-правовую основу общества, отличающуюся особым своеобразием.
Сущность властеотношений можно охарактеризовать следующим образом: одна из сторон в лице властвующего субъекта осуществляет навязывание своей воли, возведенной в закон и имеющей юридически подтвержденную обязательность, в то время как другая сторона в лице подвластного подчиняет свое поведение навязанной воле, действуя в рамках, определенных правовыми нормами.
Подчинение может быть двух видов:
- во-первых, мягким, когда применяются косвенные методы воздействия;
- во-вторых, жестким или прямым, что характерно для тоталитарных режимов, когда осуществляется прямое вмешательство в личную жизнь гражданина.
Для обеспечения доминирования воли властвующего субъекта применяются различные методы, зависящие от волевой позиции сторон и их интересов. При совпадении интересов и воли реализация властеотношений осуществляется беспрепятственно, не требуя внешнего воздействия. При расхождении интересов и воли эффективными являются методы стимулирования, убеждения, согласования, обеспечивающие компромиссные решения. При противоположности и непримиримости интересов и воли эффективным является метод государственного принуждения. В идеале государство должно ориентироваться на методы убеждения, позволяя подвластному самостоятельно оценивать ситуацию.
Сущность суверенитета народа
Суверенитет – это состояние государственного полновластия на территории государства, обеспечивающее его независимость от других государств. Суверенитет является необходимым признаком государства.
Готовые работы на аналогичную тему
Суверенитет народа проявляется в его полновластии.
Народ представляет собой сложное историческое понятие и образование, выражающееся в конкретно-исторических отношениях между людьми. Основу таких отношений формируют производительность и совместный труд, в процессе которого люди применяют средства производства и орудия труда, воздействующие на природу, предметы труда для производства материальных и духовных благ. Совокупность трудовой деятельности и производственных отношений формирует ключевые признаки народа.
В качестве важных составляющих народа можно также обозначить единство его материальной и духовной культуры, быта, принадлежность к определенному государственному, национальному и этническому образованию, проживание на определенной территории.
Определение категории «народ» осуществляется через политическую надстройку общества, его политическую систему, государство, их исторические типы и формы.
Национальный суверенитет представляет собой свободу самоопределения народов и наций, вплоть до их отделения и создания независимого государства. Каждый народ и каждая нация наделены правом на самоопределение. Однако это не следует рассматривать в качестве самоцели. Самоопределение должно находиться на службе жизненных интересов культурного, социального и экономического развития народа. На практике решение вопросов относительно самоопределения осуществляется самостоятельно каждым народом с учетом исторических особенностей и условий развития.
Реализация суверенитета
В соответствии с российской Конституцией единственным носителем суверенитета и источником власти в России выступает многонациональный народ. Конституция устанавливает формы реализации суверенитета народа.
Реализация народом своего суверенитетом осуществляется в форме представительной демократии через систему органов государственного управления и органов муниципального управления.
Формами реализации народного суверенитета являются:
- во-первых, свободные выборы и референдумы;
- во-вторых, опросы общественного мнения;
- в-третьих, обсуждение законопроектов;
- в-четвертых, создание органов муниципального управления.
Сущность представительной формы народовластия состоит в том, что воля и интересы народа представлены и выражены законными избранниками народа в составе законодательных органов государственного и муниципального управления, институтов непосредственной демократии.
Обеспечение правовой основы государственного суверенитета осуществляется органами государственного управления за счет формирования нормативно-правовой базы, раскрывающей направления и сущность государственного суверенитета.
Характеристика проблем суверенитета народа
Россия находится на позициях, обеспечивающих неоспоримость ее суверенитета во внутренних и внешних вопросах. Российское государство осуществляет самостоятельную политику на международной арене, руководствуясь собственными интересами. При этом при защите суверенитета существуют некоторые проблемы, которые угрожают этому суверенитету. В качестве одной из основных проблем российского суверенитета выступает демографическая ситуация. Численность населения страны демонстрирует отрицательную динамику, концентрируясь преимущественно на европейской части страны, в то время как оставшиеся части малонаселенны и слабо освоены.
Также к числу проблем защиты российского суверенитета можно отнести низкую конкурентоспособность национальной экономики. Российская экономическая модель характеризуется экстенсивным путем развития, вовлекающим в процесс производства все больше доступных ресурсов без повышения эффективности их использования.
Еще одной проблемой российского суверенитета является несовершенство правовой системы Российской Федерации. Российская власть характеризуется преобладанием исполнительной власти, не способствующей поддержке независимости судебной власти.
Источник
Национальный суверенитет и его реализация в Российской Федерации.
Субъектом, или носителем, национального суверенитета в этнополитическом смысле является этническая (национальная) общность, а в юридическом смысле — сформированный на базе этой общности избирательный корпус.
С точки зрения большинства отечественных и значительного количества зарубежных авторов, этническая общность есть реально существующая внешне обособленная самовоспроизводящаяся биосоциальная общность людей с выраженным в этнониме (самоназвании) общим самосознанием, естественно-исторически сформировавшаяся на единой территории под влиянием сопутствующих природных, экономических, социальных, организационно-управленческих факторов и обладающая отличительными этнокультурными и языковыми особенностями, отличительными чертами психологического склада характера и физиологического внешнего облика.
Для обозначения любых этнических общностей, независимо от их особенностей, этнографы и политологи широко используют термин «народы» в его этническом значении. Он применяется в Конституции Российской Федерации (ч. 3 ст. 5, ч. 1 ст. 9, ч. 3 ст. 68, ст. 69) и федеральных законах, в конституциях, уставах и законах субъектов Российской Федерации.
При юридической классификации этнических общностей или классификации по правовому положению выявляется их статус как субъектов права, участников правовых отношений. В подобной связи в конституционном и международном праве прежде всего выделяют «национальное (этническое) большинство» и «национальное (этническое) меньшинство», определяемые как по количественному, так и по статусному (психологическому) признакам.
В самом общем смысле слова, требующем уточнения, количественное меньшинство (большинство) представляет этническая общность, численность которой в составе населения многонационального государства уступает численности других его этнических общностей или, напротив, преобладает над ней.
Статусное меньшинство (большинство) представляет этническая общность, которая, независимо от численности в составе населения многонационального государства, ущемляется в правах или, напротив, пользуется политико-правовыми преимуществами в сравнении с другими этническими общностями.
Защите прав национальных меньшинств посвящены многие международные правовые акты, законы и подзаконные акты Российской Федерации и иностранных государств. Конституция Российской Федерации упоминает о национальных меньшинствах в п. «в» ст. 71 и п. «б» ст. 72 и относит, соответственно, к федеральному ведению регулирование и защиту, а к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов — защиту прав этих групп.
На отраслевом федеральном законодательном уровне о национальных меньшинствах впервые упомянули лишь в Федеральном законе от 17 июня 1996 г. N 74-ФЗ «О национально-культурной автономии».
Национальные большинства и национальные меньшинства могут иметь как титульный, так и нетитульный характер. Титульными в специальной научной литературе и международно-правовой практике называют этнические общности, чьи наименования дают названия национально-государственным образованиям, на территории которых эти общности проживают. Все другие этнические общности на территории национально-государственных образований считаются нетитульными.
Мировой опыт показывает, что в роли титульных, как правило, выступают коренные этнические общности. В Российской Федерации в целом — это русские, в Республике Татарстан — татары; в Республике Чувашия — чуваши, в Республике Бурятия — буряты и т.д.
Отечественное законодательство не проводит различий между понятиями «коренные малочисленные народы» и «малочисленные этнические общности» (статьи 69 и п. «м» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации), но и не отождествляет их с национальными меньшинствами. Согласно ст. 1 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» признаками этих народов являются проживание на территориях традиционного расселения своих предков, сохранение традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов; численность менее 50 тысяч человек и осознание себя самостоятельными этническими общностями.
Механизм связи коренных малочисленных общностей с органами публичной власти и другими элементами политической системы урегулирован Федеральным законом от 7 февраля 2003 г. N 21-ФЗ «О временных мерах по обеспечению представительства коренных малочисленных народов Российской Федерации в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации».
Национальный суверенитет можно охарактеризовать, прежде всего, как суверенитет этнических общностей — наций, народностей, племен, национальных, этнических, этнографических групп. Он тесно связан с государственным и народным суверенитетами, но, в отличие от государственного суверенитета, не является неотъемлемым системообразующим признаком своих носителей. То есть этнические общности могут существовать и в несуверенном состоянии.
Как юридическая форма, национальный суверенитет имеет качественную природу. Ее количественным выражением служат коллективные права этнических общностей, реализуемые в политической, экономико-хозяйственной, культурной, социальной и экологической сферах:
а) право на физическое существование, т.е. на бытие, на осуществление деятельности по самосохранению и самовоспроизводству себя как коллективного биосоциального организма;
б) право на имя (этноним), на его самостоятельное определение с учетом культурно-исторических традиций, независимо от других субъектов, включая государство;
в) право на исторически сложившуюся территорию проживания (вмещающий ландшафт), на использование ее естественных ресурсов в интересах этнического развития, на сохранение среды обитания;
г) право этнических общностей на территориальное воссоединение и территориальную реабилитацию; на национально-государственное строительство по месту традиционного расселения согласно законодательству страны проживания;
д) право на национальное своеобразие и этнокультурную самобытность, включая право на использование традиционных способов природопользования, ведения хозяйства, потребления, социального обеспечения; право на создание и использование родного языка, письменности, музыки, изобразительного искусства, одежды, а также право на модернизацию своих культур и культурные заимствования;
е) право на самоопределение, т.е. право на развитие и свободное распоряжение собственной судьбой;
ж) право на достойное существование, на уважительное отношение к себе, на защиту национального достоинства; право на свободную и полную информацию по вопросам, касающимся национального развития;
з) право на противодействие любым внешним и внутренним посягательствам на свое существование, попыткам узурпации собственного этнонима, культурных ценностей и волеизъявления;
и) право на международную защиту от каких-либо внешних агрессивных посягательств и на государственную и международную помощь в деле преодоления внутренних противоречий, конфликтов, а также другие права.
Недостаточно сводить национальный суверенитет к праву этнической общности на самоопределение, хотя в его содержании оно занимает центральное место. Также в его содержание входят право на этноним и этническую самоидентификацию; право наций на национально-культурную автономию; право их на политическое самоопределение, но только внутри Российской Федерации (образование республики, автономного образования).
Право этнической общности на самоопределение в субъективном смысле можно представить как юридически гарантированную международными и государственно(конституционно)-правовыми нормами меру ее возможного поведения, заключающуюся в самостоятельном, на основе уважения прав других этнических общностей и иных субъектов права, определении собственного развития в политической, экономической, социальной и культурно-языковой и прочих сферах.
В объективном (позитивно-правовом) значении право этнических общностей есть комплексный правовой институт, нормы которого провозглашают и гарантируют этническим общностям юридическую возможность реализации субъективного права на самоопределение.
Основной формой негосударственных этнических объединений в Российской Федерации является национально-культурная автономия, которую нельзя отождествлять с автономией национально-территориальной. Согласно ст. 1 Федерального закона от 17 июня 1996 г. N 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» это форма национально-культурного самоопределения. Она представляет собой объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.
В Российской Федерации национально-культурные автономии могут быть только общественными организациями. Несмотря на этнический принцип формирования, закон запрещает какие-либо ограничения на участие в их деятельности для лиц иной национальной принадлежности.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 17 июня 1996 года N 74-ФЗ национально-культурной автономии предоставлены широкие юридические возможности. Она вправе:
— получать поддержку со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления, необходимую для сохранения национальной самобытности, развития национального (родного) языка и национальной культуры;
— обращаться в органы законодательной и исполнительной власти, органы местного самоуправления, представляя свои национально-культурные интересы;
— создавать средства массовой информации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, получать и распространять информацию на национальном (родном) языке;
— сохранять и обогащать историческое и культурное наследие, иметь свободный доступ к национальным культурным ценностям;
— следовать национальным традициям и обычаям, возрождать и развивать художественные народные промыслы и ремесла;
— создавать образовательные и научные учреждения, учреждения культуры и обеспечивать их функционирование в соответствии с законодательством Российской Федерации;
— участвовать через своих полномочных представителей в деятельности международных неправительственных организаций;
— устанавливать на основании законодательства Российской Федерации и поддерживать без какой-либо дискриминации гуманитарные контакты с гражданами, общественными организациями иностранных государств.
Федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации национально-культурной автономии могут быть предоставлены и иные права в сферах образования и культуры.
Источник