Способы украшения ювелирных изделий

Ювелирные техники: филигрань, скань, зернь и чернение

При создании ювелирных изделий мастера используются большое количество самых разных техник и приемов: благодаря им каждый предмет приобретает свое неповторимое настроение, ценность и значимость. И, в первую очередь, именно от мастерства и опыта ювелира зависит качество исполнения украшения, ведь такие техники, как, например, филигрань или зернь, требуют огромной концентрации, точности движений и упорства в своей работе.

Предлагаем поподробнее узнать о разных ювелирных техниках и их истории.

Филигрань и скань

Техника филиграни заключается в создании орнамента путем спаивания между собой элементов из тонкой проволоки драгоценных и недрагоценных металлов. Получаемое кружево может напаиваться на какую-либо основу (напайная филигрань) или образовывать воздушный узор (ажурная филигрань).

Сам термин «филигрань» произошел от двух латинских слов: filum, что значит «нить», и granum — зерно. На Руси данная техника обрела название «скань» от древнерусского «съкати», то есть «вить», «скручивать». Русская техника скани зародилась в еще X — XII веках, а к XIX веку она уже обрела статус искусства. Сканью выполнялись украшения, вазы, шкатулки, декоративные панно.

Суть филигранной техники довольно проста, но требует высокого уровня художественного и ювелирного мастерства, так как весь процесс представляет собой исключительно ручную работу.

Сначала на бумаге в натуральную величину изображается эскиз будущего узора. Затем из гладкой или заранее скрученной проволоки создаются его элементы, которые приклеивают на бумажный эскиз — они должны в точности повторять рисунок. Под действием пламени специальной горелки детали спаиваются в единый узор, а бумага полностью сгорает.

Центром современного сканного искусства стало село Казаково, расположенное в Нижегородской области. Первая мастерская открылась здесь в 1939 году, а сегодня это уже крупный завод ЗАО «Казаковское предприятие художественных изделий».

Ассортимент выпускаемой продукции невероятно широк: украшения, элементы декора, ордена и медали, предметы церковно-религиозного направления. Благодаря высокому качеству и художественной ценности, продукция завода пользуется успехом на отечественном рынке и за рубежом.

Зернь

В русском ювелирном искусстве техники скани и зерни неразрывно связаны между собой. Зернью обычно дополняют сканные узоры, придавая им более полный и законченный вид. Нехитрое название техники полностью отражает ее суть.

Зернь — это орнамент, созданный из маленьких, диаметром 0,3−0,4 мм, золотых, серебряных или платиновых зернышек. Шарики устанавливаются в предварительно подготовленные углубления в узоре на тончайший слой припоя, который в пламени горелки сплавляет их с основанием. Важно, чтобы припой смог надежно закрепить рисунок, но не нарушал его четкости, растекаясь за пределы углубления. На Руси для этих целей использовали сусальное золото, смешенное с ртутью, в процессе пайки ртуть выгорала, а золото быстро плавилось, образуя надежное сцепление.

Другим условием создания качественного узора является одинаковый размер всех зернышек. Для их получения тонкую проволоку нарезают на небольшие отрезки, которые кладут на куски древесного угля, где рядами расположены углубления, заданного диаметра, расплавленная проволока стекает в них, образуя маленькие шарики, которые в дальнейшем уже отправятся на украшение.

Чернение

Техника чернения — также достаточно старый ювелирный прием. Состав для чернения наносится на поверхность изделия в соответствии с рисунком, затем в специальных печах чернь плавится, образуя контрастный узор. Рецепт смеси для чернения у каждого мастера свой, от ее состава зависит цвет и прочность покрытия, его толщина и плотность.

Читайте также:  Способы погрузки горной массы

Часто для придания орнаменту четкости и фактуры чернят филигранные и зерненные изделия. Также объемный рисунок может наноситься методами выдалбливания, чеканки, гравировки.

Среди всех металлов наиболее распространено чернение серебра, так как при этом изделие не только приобретает более богатый и благородный вид, но и становится устойчивым к химическим и механическим повреждениям. Золото и платина используются реже только ввиду того, что качественную чернь в дальнейшем удалить с поверхности практически невозможно, и такое украшение уже не подлежит переплавке.

Надеемся, что информация оказалось для вас интересной и полезной. Предлагаем вам также познакомиться со сложной, но приобретающей все большую популярность, техникой работы с металлами — мокуме гане, зародившейся еще в XVII веке в Японии.

Борокко, рококо, ар деко — каких сталях создавались украшения на протяжении истории читайте в этой статье.

Подписывайтесь на Jewellery Mag в Google Новости и Telegram-каналe, чтобы первыми узнавать о новых публикациях. Самые интересные статьи за месяц ждут вас в нашей регулярной рассылке.

Источник

Изготовление ювелирных изделий: оборудование и технология

Создание украшений, бытовых предметов из драгоценных и полудрагоценных материалов — древнейшее декоративно-прикладное искусство, проявляющееся в вечном стремлении человека к гармонии и красоте. Изготовление ювелирных изделий в домашних условиях — это мастерство с тонким пониманием свойств материала, умение создавать предметы для эстетического удовольствия.

История возникновения и развития

С доисторических времён у людей была потребность в украшениях. Самые примитивные предметы выполнялись из ракушек, костей животных, цветных минералов. Наиболее древние поделки насчитывают около 100 тысяч лет, они были найдены на территории современного Израиля. Древние люди делали из найденных камней амулеты, придавая им магическое значение.

Через несколько тысячелетий человек научился обрабатывать материалы, появилось направление, названное глиптикой. Этот вид творчества связан с резьбой на полудрагоценных или драгоценных камнях. Первые разработки по добыче и огранке камней алмазом относятся к этому периоду.

С развитием торговли расширялось производство, появились цеха и небольшие заводы. Умельцы хранили свои секреты и передавали их только наследникам или ученикам. В эпоху средневековья зародились гильдии мастеров. Этот вид творчества постепенно перестал быть ремеслом. Ручной способ обработки драгоценных камней и металлов позволял создавать уникальные произведения. Самые именитые ювелиры были близки к королевским особам, созданные ими украшения были доступны только самым богатым людям.

Переход к массовому производству украшений произошёл в конце ХIХ — начале ХХ века. Век индустриализации и развития промышленности ознаменован созданием синтеза искусственных материалов. С увеличением производства таких поделок растёт стоимость природных минералов, камней, металлов. Это происходит и в наши дни.

Россия имеет богатую историю развития этого вида творчества. Во время археологических раскопок находят уникальные и удивительные по красоте украшения, возраст которых насчитывает несколько тысячелетий. Расцвет создания произведений искусства из драгоценных металлов и камней пришёлся на время правления династии Романовых.

В начале ХХ века произошла революция, и этот вид производства пришёл в упадок. В Советском Союзе геммология была объявлена буржуазной, а украшения — излишеством. Массовая продукция выпускалась из синтетического корунда и не имела отношения к искусству, признанному в цивилизованном мире. К тому же во всех предметах преобладала советская идеология.

Характеристика ювелирных материалов

Умельцы используют для работы различные материалы в зависимости от того, какой предмет выполняется. Они делятся на следующие типы:

Читайте также:  Что такое вычисление рациональным способом математика 4

  • Металлические элементы представлены цветными, благородными металлами и их сплавами.
  • Неметаллические — это полудрагоценные, драгоценные и поделочные минералы, пластик, резина, керамика, фарфор, стекло.

Минералы искусственного и органического происхождения используются для медальонов, серёг, перстней. В производстве сувениров применяют кости и рога животных, ракушки, дерево и кожу.

Металлы и сплавы

Самыми популярными у мастеров являются металлы, имеющие статус благородных. Это объясняется не только их природной красотой, но и уникальными свойствами. Иногда их применяют без добавок, но чаще — в сочетании с другими элементами. К ним относятся следующие металлы:

  • Золото — имеет красивый жёлтый оттенок, обладает мягкостью, ковкостью и химической стойкостью. Для производства различных украшений используется в виде сплавов со специальными легирующими добавками, придающими металлу голубые, красные, зелёные, белые оттенки.
  • Серебро. Главные достоинства этого пластичного металла — его отражательная способность и ковкость. Отличается стойкостью к влаге и сильным кислотам. В украшениях применяется в сплаве с медью. Им декорируют интерьер, из него делают посуду.
  • Платина — очень тугоплавкий металл с серебристым оттенком. Степень твёрдости выше, чем у серебра и золота. Привлекает специалистов игрой цвета, долговечностью и пластичностью. Украшения из платины очень элегантны и нарядны.

Элементы, относящиеся к платиновой группе, — родий, палладий, рутений, осмий — нашли своё применение в промышленности. В качестве дополнительного компонента их используют с белым золотом, платиной.

Чистые металлы в ювелирной промышленности применяются редко из-за высокой стоимости, недостаточной стойкости к износу и невысокой твёрдости. Эти недостатки устраняются с помощью сплавов. Легирующими элементами в золотых сплавах являются серебро, цинк, кадмий, медь и элементы платиновой группы. Главным металлом в серебряных сплавах выступает медь, иногда — никель, алюминий, цинк. Самыми популярными считаются следующие сплавы:

  • Латунь — основным металлом в этом сплаве является медь с цинком, свинцом, железом, оловом. Легко обрабатывается с помощью резки и давления.
  • Бронза имеет в своей основе медь и такие компоненты, как кремний, алюминий, олово, бериллий, марганец, никель, кадмий, цинк. Бериллиевая бронза — самая упругая, твёрдая и устойчивая к коррозии. Из неё производят значки, медали, сувениры.
  • Нейзильбер с медью, цинком и никелем в составе. Тягучий, стойкий к коррозии и пластичный. Ювелиры применяют его для украшений с филигранью.
  • Мельхиор — красивый сплав с серебристым цветом. Состоит из меди и никеля. Хорошо поддаётся штамповке, резке, полировке, пайке, поэтому очень популярен у ювелиров.

Легирующие металлы делают сырьё более пластичным, ковким и меняют цвет основного элемента. Дополнительным преимуществом сплавов является их стойкость к коррозии.

Основные технологии

Технология производства ювелирных изделий делится на серийный и индивидуальный способ. Оно состоит из нескольких основных процессов:

  • Плавка, литьё и прокатка.
  • Вальцовка и волочение.
  • Холодная штамповка.

Чтобы получить драгоценный металл необходимой пробы, осуществляется его сплавление с легирующими компонентами. Плавка представляет собой превращение твёрдого материала в жидкое состояние или расплав. В таком состоянии металлы заливаются в специальные ёмкости для придания им нужной формы. Этот процесс получил название литьё.

Вальцовка полученных слитков проводится для получения металлической проволоки и листов с нужным сечением и толщиной. Благодаря прокатке получаются профили различной формы — овальной, круглой или квадратной. С помощью алмазных фильеров делают волочение проволоки. После этого её используют в филигранных предметах.

Читайте также:  Простой способ почистить лимфу

Штамповка — это обработка металлических поверхностей с помощью давления. Для этого процесса применяются особенные приспособления, называемые штампами. Одним из видов холодной штамповки является чеканка, которая может быть серийной или ручной.

Для защиты предметов от коррозии применяют гальваническое покрытие и оксидирование. Гальванический способ заключается в золочении или серебрении поверхности, при этом толщина слоя зависит от вида украшения. Оксидируют готовый продукт с помощью серной кислоты, после чего наносится бесцветный лак.

Если украшение дополнено драгоценными или полудрагоценными камнями, то особую роль играет умение закрепить камень. От таланта мастера и выбранного им метода зависит красота и игра света в камне, а также стоимость предмета. Технология изготовления ювелирных изделий включает основные методы крепления:

  • Крапановый метод — это закрепка при помощи крапанов, выполняющих роль зажимов. Камни крепят как в касты, так и в металл.
  • Кернерный способ предназначен для бескастового крепления одного или нескольких камней. В изделии высверливается отверстие, с помощью металлических частиц или кернеров в них помещаются камни. Края обрабатываются гризантной отделкой и представляют собой мелкую насечку.
  • Глухой обжим характеризуется бескрапановым креплением в касты и выглядит как металлический кант, обжимающий камень по всей окружности.

В случае применения камней, не имеющих статуса драгоценных, а также стеклянных и марказитовых изделий может использоваться клеевая основа для их крепления. С помощью клея закрепляется жемчуг и кораллы с неполными отверстиями.

Классификация по технике и назначению

Ювелирную продукцию принято классифицировать по их функциональному назначению и технике исполнения. От последней во многом зависит их стоимость. К основным классам относятся различные украшения, письменные и туалетные принадлежности, посуда, гарнитура, предметы для украшения интерьера и сувениры.

По техническому исполнению они делятся на три типа: индивидуальное, машинное и комбинированное производство. На выполнение ручным методом затрачивается много сил и времени, и каждое изделие отличается индивидуальностью, поэтому стоимость такой работы самая высокая.

Производство с помощью специального оборудования заключается в выполнении основных процессов и операций. Тем не менее на завершающих этапах без участия человека не обойтись. Аналогичным образом выглядит и комбинированное производство. Самую сложную и кропотливую часть работы выполняют люди, доводя до совершенства изготовленные машинами детали.

Инструменты и оборудование

Современному ювелиру необходимы не только навыки и знания, но и оборудование для изготовления ювелирных изделий, которое включают в себя следующие предметы:

  • Столярное оборудование (фиксирующие тиски, наборы напильников и надфилей, фрезы, свёрла, плоскогубцы, ножницы, пинцет, кусачки).
  • Шлифовальное оборудование (набор нитяных, металлических и щетинных щёток, станки для полировки и шлифовки, фланелевые и брезентовые круги).
  • Оптические приборы (лупы, микроскопы) требуются при работе с мелкими предметами, а также во время огранки камней.
  • Набор химических реактивов (кислоты, щёлочи, соли). С их помощью растворяют и обрабатывают металлы.
  • Весы настольные, оснащённые разновесами.

Кроме инструментов, важную роль играют помещение и рабочее место мастера. В мастерской должна иметь несколько помещений, имеющих вытяжную вентиляцию. Одна комната оборудуется под основное место для работы, вторая используется для проведения необходимых операций, связанных с выделением вредных веществ. Там же помещаются механизмы для литья и печи для плавки. Барабанную и центробежную галтовку применяют при финальной обработке изделий.

Для успешной работы мастеру необходимы и канцелярские принадлежности (набор простых карандашей с ластиком, ватман, акварельные краски и кисти), так как ювелирное творчество не обходится без предварительного создания набросков и эскизов будущего шедевра.

Источник

Оцените статью
Разные способы