Способы украшения керамической посуды

Способы декорирования керамики ручной работы

Расписные керамические поделки и посуда радуют глаз, поднимают настроение своим многоцветьем. Наполняют дом красотой, добавляют неповторимость и уникальность жилью. Фарфоровая посуда может выглядеть удивительно красивой за счёт тонкой, изящной росписи или объемных лепных деталей. Декорирование керамики производится разными способами и ниже рассмотрим какие именно.

Рельефный декор

Рельефный (скульптурный): посуда отливается с готовыми деталями или они формируются отдельно и лепятся на стенки изделий, а также прорезаются линии, бороздки, ямки. Различаются несколько видов узоров на керамике:

Орнамент: волнистый, выемчатый, гребенчатый и т. д. Нанесение прямых, волнистых линий, выемок происходит на еще влажную заготовку с помощью острого или круглого предмета, гребня. Выемки заполняются белой глиной для создания интересных сочетаний и переходов тёмного к светлому оттенку и наоборот.

Граффити—на поверхности просто процарапываются надписи, различной формы фигурки.

Гравировка, практически такое же декорирование посуды, только прочерчиваются очень длинные линии на свежей заготовке, находящейся на гончарном круге.

Каннелюры или орнамент с широкими желобками.

Тиснение, выполняется на только что слепленных изделиях из глины, ещё не подвергнутых обжигу. Используются предметы разнообразных форм для получения причудливых углублений, потом керамика отправляется на обжиг.

Налепные узоры: раскатываются жгуты, катыши и другой формы детали руками на гладкой доске. Когда глина подсохнет до кожетвёрдого состояния, на её поверхность, смоченную водой или жидкой глиной, выкладываются узоры из этих деталей. Только потом следует обжиг в печи.

Гладкое или красочное декорирование

заключается в нанесении рисунка вручную или с помощью распыления. Ручная роспись изделий из керамики производится красками, эмалями с помощью кисти и ангобами, жидкими белыми или цветными глинами. Смешивание разных цветов природных глин приводит к созданию красивых и причудливых оттенков. Наносятся жидкие глины на заготовки с сырой поверхностью (до 20% влажности), иначе осыплются при дальнейшем обжиге.

Пастилаж или декорирование керамики ангобами происходит таким образом: набирается жидкая глина в пластмассовый флакон и проводятся тонкие или жирные линии в зависимости от нажима. Если текстура керамики пористая, поверхность нужно полностью покрыть ангобом, она станет матовой, а затем расписать её красками. Потом покрыть бесцветным лаком.

Техники и способы красочного декорирования керамики

  • Покрытие сплошное, керамическое изделие полностью покрывается краской.
  • Частичное покрытие—наносится только полоска краски от 20 мм и больше.
  • Покрытие с прочисткой: в сплошном слое счищается краска, образуются не прокрашенные пятна.

Художественная живопись

Наносится кистью или пером. При этом используются краски, жидкое золото, люстры (покрытие с металлическим отливом). Ручная роспись часто обрамляется тонкой полоской, не больше 1 мм—усиком или отводкой, шириной 3мм., лентой—до 10 мм и больше.

Глазурование

После обжига материала его покрывают плотным прозрачным слоем глазури, придающим блеск и гладкость изделию, также добавляя прочности, защищая яркие рисунки.

Подглазурная роспись

происходит с помощью кисти: наносится рисунок на поверхность керамики перед обжигом, краска при этом используется особая, устойчивая к высокой (до 1400 градусов) температуре. Сначала накладываются темные, затем более светлые тона. Затем изделие покрывается прозрачным слоем глазури и снова обжигается. В результате создается эффект прозрачности красок, нанесенных в несколько слоёв. Эта нежная роспись по керамике придаёт изделию очарование и неповторимость.

Надглазурная роспись

тоже наносится кистью, но уже после обжига и на поверхность покрытую глазурью. Способ проще, отличается многообразием расцветок, потому что второй обжиг происходит при меньших температурах. Немного страдает износостойкость, прочность красок ниже, чем у подглазурного способа украшения.

Травление

Сверху на изделие переводится картинка, нарисованная асфальтовым лаком. После погружения материала в кислоту, участки без рисунка делаются матовыми. Удаляется лак, керамическое изделие покрывается жидким золотом, обжигается. Получается разная цветовая гамма, интересное сочетание глянцевых и матовых участков.

Читайте также:  Кожные швы виды способы наложения

Печать

В этом случае используется только один цвет краски, поэтому этот способ декора лучше сочетать с дополнительным раскрашиванием. Делится на два вида:

Прямая печать

Применяется на поверхности без сложных изгибов с помощью трафарета. Шаблон из фольги крепится к изделию, краска наносится вручную или распыляется. Можно использовать последовательно несколько трафаретов. У готового изделия получаются четко очерченные края, отсутствуют мелкие детали в рисунке.

Непрямая или трансферная печать

производится немного по-другому: сначала рисунок создается на бумаге, затем переносится на готовое изделие. Обычно это связано со сложной поверхностью исходного материала. Тоже подразделяется на виды:

Тампопечать—изображение находится на клише из силикона, который легко отдаёт краску керамике при соприкосновении. Благодаря своей эластичности, тампон переносит красочный рисунок на сложные (изогнутые) и труднодоступные места

Декалькомания, изображение передаётся по принципу переводных картинок. Специальными красками рисуется картинка, покрывается сверху лаком и погружается в воду. Лак отстает от бумаги, это пятно осторожно помещают на керамику и отправляют в печь. Краска запекается на поверхности, лаковый фон выгорает. Процесс переноса рисунка возможен только вручную, это влияет на себестоимость изделия, получается трудоемкая и дорогая работа. Зато декорировать можно посуду с самой сложной формой, изображения получаются надёжные, ярких и сочных цветов

Сублимационная, сверху материал покрывается полимерной пленкой, к которой плотно прижимается картинка, выполненная сублимационными чернилами. При нагревании они проникают в поверхность, прочно закрепляясь в ней. Рисунок оказывается надежно защищенным от любого механического воздействия

Шелкография

Трафаретами служат тканевые сетки из шёлка. Краска продавливается через сетку роликом. Толщина слоя краски зависит от толщины нити. Изображения получаются рельефными. Для получения многоцветного рисунка также нужно несколько трафаретов, каждый слой необходимо подсушивать или применять термопластичные краски, ускоряющие процесс сушки. Краски почти сразу застывают, соприкоснувшись с прохладной керамикой.

Для декорирования керамики созданы необычные текстуры:

  • Пестрение—использование контрастных красок в разных сочетаниях
  • Создание текстуры мрамора, дерева для керамики: если использовать скалку из плотного бука, то на сыром изделии хорошо отпечатываются все мелкие линии, возникнет еще один необычный рисунок
  • Золочение—роспись жидким золотом
  • Арабеска—повторение одного и тоже узора несколько раз

Для украшения посуды и другой керамики часто сочетаются разные способы, дополняющие друг друга, повышающие прочность и яркость рисунков, позволяющие создавать уникальные и повторяющиеся творения. А если хотите попробовать больше способов декорирования и лепки предлагаем посетить гончарную школу Колокол .

Источник

Способы декорирования керамических изделий

Способов декорирования керамических изделий на сегодня существует довольно много. Некоторые из них проверены историей развития керамического искусства, некоторые появились совсем недавно благодаря прогрессу в дизайне керамики и развитию компьютерных технологий.

Крытьё представляет собой покрытие изделия краской. Крытье может быть сплошным или нисходящим, когда изделие либо равномерно покрывается слоем краски, либо краска постепенно сходит на нет. Также различают полукрытье, когда краска наносится полоской от 20 мм и выше. Крытье с прочисткой оставляет в сплошном слое краски незакрашенные участки различной формы. Обычно краской не покрывают места, где детали соприкасаются друг с другом (например, боковинки крышки чайника, центр блюдца) или за которые часто берутся руками (ручки чашек, верхушки крышек).

Живопись. Живописный рисунок наносят при помощи кисточек. Делать это можно как при помощи предварительной разметки, так и без подготовки. Различают подглазурную и надглазурную роспись.

Подглазурная роспись выполняется при помощи подглазурных красок или ангобов после первого утильного обжига. Далее расписанное изделие покрывают прозрачной глазурью и обжигают еще раз. Исправить что-либо после финального обжига уже невозможно.

Надглазурная роспись дает большее пространство для маневра, поскольку выполняется уже после политого обжига. Потом изделие снова обжигают при невысоких температурах. Недостаток такой росписи в том, что она недолговечна и выполняется в основном на декоративных предметах.

Существует также роспись цветными глазурями, однако нужно понимать, что в процессе обжига глазурь растекается и точный рисунок обычно невозможен. Зато можно получить красивые переливы и цветные переходы.

Читайте также:  Современные способы получения информации сочинение

Травление. Этот способ позволяет создавать рисунок путем чередования матовых и глянцевых участков. На поверхность изделия переводят рисунок, выполненный асфальтовым лаком. Затем изделие погружают в плавиковую кислоту, где участки без лака подвергаются травлению и становятся матовыми. Затем лак удаляют, изделие покрывают препаратом золота и обжигают. На протравленных участках золото становится матовым, а на остальных получается глянец.

Рисунок на поверхность керамики можно нанести также при помощи печати. Методы печати разделяют на прямые и непрямые.

Прямая печать, такая как трафаретная, шелкография или полноцветная печать, удобны и выгодны в тех случаях, если поверхность изделий, на которую необходимо нанести рисунок, является не слишком сложной.

При трафаретной печати на поверхности закрепляется шаблон, на открытые участки которого наносится краска при помощи кистей, пульверизаторов или другим способом. Края рисунков получаются четко очерченными, а палитра используемых красок довольно широка.

При прямой шелкографии рисунок наносится при помощи сетчатого трафарета, через который роликом продавливается краска. Изображения получаются многоцветными и яркими. Красочный слой зависит от толщины нитей сетки.

Прямая цифровая печать осуществляется на специальном струйном принтере. Преимущества такой печати очень велики, поскольку себестоимость довольно низкая, а качество и разнообразие изображений – высокое. После печати изделия обжигаются и краска запечатывается в керамический слой. К сожалению, выполнить такую печать можно только на плоских изделиях.

Непрямой или трансферной печатью называется способ, при котором изображение наносится сначала на бумагу или другой материал, а с него уже переносится на изделие. Этот способ используют, когда прямая печать затруднительна или невозможна ввиду, например, сложной поверхности изделия. Сюда относится тампопечать, декалькомания, сублимационная печать и термотрансфер.

Тампопечать представляет собой одноцветный, иногда довольно сложный рисунок, который наносится на поверхность изделия при помощи специального клише. Таким образом, можно получать оттиски, используя краски, а также препараты золота и серебра. Изображение можно нанести в специально указанное или даже труднодоступное место, а качество его будет зависеть от качества печатного тампона.

Декалькоманией называют процесс переноса изображения с бумажной основы на поверхность керамического изделия по принципу переводных картинок. Здесь существует несколько различных способов, которые отличаются как способом печати изображения на носителе, так и переносом изображения на изделие. Краски содержат органические и неорганические элементы. При дальнейшем обжиге органика сгорает, а неорганические вещества запечатываются в поверхность.

Этот способ основан на ручном труде, что, конечно, повышает стоимость изделия, но зато дает возможность изготавливать уникальные и очень красивые вещи. Кроме того, качество изображения в этом случае очень высоко.

Сублимационная печать производится посредством перенесения изображения, нанесенного сублимационными чернилами на особую бумагу. Для этого на поверхность изделия наносится специальное полимерное покрытие. После этого рисунок плотно прижимается к поверхности и создается температура для сублимации. Чернила переходят в полимерный слой и остаются в нем.

Термопечать или термотрансфер – это способ перенесения изображения при помощи нагрева с термотрансферной бумаги. Этот способ дает возможность получать сложные изображения высокого качества и использовать различные эффекты: объемные изображения, добавление глиттеров и стразов, светоотражение, имитация различных фактур. Таким образом на изделия можно переносить цветные фотографии без потери качества.

Источник

Способы декорирования керамических изделий

Способов декорирования керамических изделий на сегодня существует довольно много. Некоторые из них проверены историей развития керамического искусства, некоторые появились совсем недавно благодаря прогрессу в дизайне керамики и развитию компьютерных технологий.

Крытьё представляет собой покрытие изделия краской. Крытье может быть сплошным или нисходящим, когда изделие либо равномерно покрывается слоем краски, либо краска постепенно сходит на нет. Также различают полукрытье, когда краска наносится полоской от 20 мм и выше. Крытье с прочисткой оставляет в сплошном слое краски незакрашенные участки различной формы. Обычно краской не покрывают места, где детали соприкасаются друг с другом (например, боковинки крышки чайника, центр блюдца) или за которые часто берутся руками (ручки чашек, верхушки крышек).

Живопись. Живописный рисунок наносят при помощи кисточек. Делать это можно как при помощи предварительной разметки, так и без подготовки. Различают подглазурную и надглазурную роспись.

Читайте также:  Чертеж задачи по геометрии по способу восприятия по форме представления

Подглазурная роспись выполняется при помощи подглазурных красок или ангобов после первого утильного обжига. Далее расписанное изделие покрывают прозрачной глазурью и обжигают еще раз. Исправить что-либо после финального обжига уже невозможно.

Надглазурная роспись дает большее пространство для маневра, поскольку выполняется уже после политого обжига. Потом изделие снова обжигают при невысоких температурах. Недостаток такой росписи в том, что она недолговечна и выполняется в основном на декоративных предметах.

Существует также роспись цветными глазурями, однако нужно понимать, что в процессе обжига глазурь растекается и точный рисунок обычно невозможен. Зато можно получить красивые переливы и цветные переходы.

Травление. Этот способ позволяет создавать рисунок путем чередования матовых и глянцевых участков. На поверхность изделия переводят рисунок, выполненный асфальтовым лаком. Затем изделие погружают в плавиковую кислоту, где участки без лака подвергаются травлению и становятся матовыми. Затем лак удаляют, изделие покрывают препаратом золота и обжигают. На протравленных участках золото становится матовым, а на остальных получается глянец.

Рисунок на поверхность керамики можно нанести также при помощи печати. Методы печати разделяют на прямые и непрямые.

Прямая печать, такая как трафаретная, шелкография или полноцветная печать, удобны и выгодны в тех случаях, если поверхность изделий, на которую необходимо нанести рисунок, является не слишком сложной.

При трафаретной печати на поверхности закрепляется шаблон, на открытые участки которого наносится краска при помощи кистей, пульверизаторов или другим способом. Края рисунков получаются четко очерченными, а палитра используемых красок довольно широка.

При прямой шелкографии рисунок наносится при помощи сетчатого трафарета, через который роликом продавливается краска. Изображения получаются многоцветными и яркими. Красочный слой зависит от толщины нитей сетки.

Прямая цифровая печать осуществляется на специальном струйном принтере. Преимущества такой печати очень велики, поскольку себестоимость довольно низкая, а качество и разнообразие изображений – высокое. После печати изделия обжигаются и краска запечатывается в керамический слой. К сожалению, выполнить такую печать можно только на плоских изделиях.

Непрямой или трансферной печатью называется способ, при котором изображение наносится сначала на бумагу или другой материал, а с него уже переносится на изделие. Этот способ используют, когда прямая печать затруднительна или невозможна ввиду, например, сложной поверхности изделия. Сюда относится тампопечать, декалькомания, сублимационная печать и термотрансфер.

Тампопечать представляет собой одноцветный, иногда довольно сложный рисунок, который наносится на поверхность изделия при помощи специального клише. Таким образом, можно получать оттиски, используя краски, а также препараты золота и серебра. Изображение можно нанести в специально указанное или даже труднодоступное место, а качество его будет зависеть от качества печатного тампона.

Декалькоманией называют процесс переноса изображения с бумажной основы на поверхность керамического изделия по принципу переводных картинок. Здесь существует несколько различных способов, которые отличаются как способом печати изображения на носителе, так и переносом изображения на изделие. Краски содержат органические и неорганические элементы. При дальнейшем обжиге органика сгорает, а неорганические вещества запечатываются в поверхность.

Этот способ основан на ручном труде, что, конечно, повышает стоимость изделия, но зато дает возможность изготавливать уникальные и очень красивые вещи. Кроме того, качество изображения в этом случае очень высоко.

Сублимационная печать производится посредством перенесения изображения, нанесенного сублимационными чернилами на особую бумагу. Для этого на поверхность изделия наносится специальное полимерное покрытие. После этого рисунок плотно прижимается к поверхности и создается температура для сублимации. Чернила переходят в полимерный слой и остаются в нем.

Термопечать или термотрансфер – это способ перенесения изображения при помощи нагрева с термотрансферной бумаги. Этот способ дает возможность получать сложные изображения высокого качества и использовать различные эффекты: объемные изображения, добавление глиттеров и стразов, светоотражение, имитация различных фактур. Таким образом на изделия можно переносить цветные фотографии без потери качества.

Источник

Оцените статью
Разные способы