- Укладка пожарного рукава
- Прокладка рукавных линий из скаток и пачек, в лестничных клетках различными способами, уборка рукавов в одинарную и двойную скатку, восьмерку, укладка в пачки
- Прокладка рукавных линий из скаток и пачек, в лестничных клетках различными способами, уборка рукавов в одинарную и двойную скатку, восьмерку, укладка в пачки
- Прокладка рукавов из скаток.
- Подъем и прокладка рукавной линии в лестничной клетке.
- Укладка рукавов “гармошкой”.
- Охрана труда
- Укладка пожарного рукава
- Правовое регулирование
- Новая аттестация на право проектирования средств обеспечения пожарной безопасности
- Подготовка рукавов для постановки в расчет. Порядок укладки пожарных рукавов в отсеки автомобилей. Обслуживание рукавов, находящихся в эксплуатации. Продолжительность использования пожарных рукавов. Хранение пожарных рукавов. Использование рукавных зажимов (ленточный, корсетный). Порядок крепления рукавной линии при помощи рукавных задержек. Использование рукавного седла (колена), рукавных мостиков.
- Постановка рукавов в расчет.
- Порядок укладки пожарных рукавов в отсеки автомобилей.
- Использование рукавных зажимов (ленточный, корсетный). Порядок крепления рукавной линии при помощи рукавных задержек. Использование рукавного седла (колена), рукавных мостиков.
Укладка пожарного рукава
Укладка пожарного рукава – складывание пожарного рукава особым способом для его последующего хранения, транспортирования и применения. На практике напорные рукава укладывают в одинарную или двойную скатки, а также «гармошкой». При одинарной скатке рукав скатывается по всей длине от одного конца к другому. При двойной скатке рукав складывается вдвое и далее скатывается от середины к концам. При этом верхний конец рукава должен быть короче нижнего. При укладке рукава (рукавов) «в гармошку» рукав перегибается по размерам отсека для укладки и укладывается в отсек, при этом конец одного рукава соединяется с началом другого в непрерывную рукавную линию.
Схемы укладки рукавов при их размещении в пожарных шкафах: а – двойная скатка; б – горизонтальная «гармошка»; в – вертикальная «гармошка».
Литература: Наставление по Пожарно-строевой подготовке (1974).
Указ «О строении» — первый документ о противопожарном нормировании в строительстве.2 апреля 1718 г. Петром I издается специальный императорский Указ «О строении», в котором сказано:«1. Чтоб делать печи обязательно с фундаментом, а не на полах.2. Чтоб угол, где печь, был вырублен, и фута по два кирпичом от конца отрубленных деревянных стен до печи сделаны были.3. Чтоб трубы были так широки, чтоб человеку чистить их было возможно.4. Чтоб потолки были с глиною и не бревенчатые или досчатые.5. Кровли чтоб были черепицею, дерном, гонтом крыты, а не досками или дранью и, конечно, без скалы (бересты)». Сравнительно небольшой петровский Указ явился началом противопожарного строительного нормирования в России. За короткое время устройство фундаментов и противопожарных разделок (отступок) в Петербурге, Москве и других городах стало обязательным при кладке печей, кухонных очагов, каминов, что, несомненно, способствовало сокращению числа пожаров, возникающих из-за печного отопления. Литература: Щаблов Н.Н., Виноградов В.Н., Бессонов В.П. Пожарное дело в России. СПб., 2007.
Укрепление берегов – система мероприятий по стабилизации геодинамических процессов в береговых зонах природных и искусственных водных объектов (моря, океаны, реки, озёра, водохранилища), управлению процессами транспорта и аккумуляции наносов в подводных частях береговых склонов и защиты последних от воздействий абразии, переработки, вводно-эрозионных и гравитационных процессов. Цель У.б. – улучшение свойств (эксплуатационных, рекреационных и др.) береговой зоны, обеспечение безопасности территорий, отдельных объектов и улучшение социально-экономической обстановки, в т.ч. и при обеспечении безопасности территорий и населения при наводнениях и др. гидрометеорологических процессах. В состав комплекса У.б. включаются берегоукрепительные сооружения (дамбы, молы, волноотбойные стенки, шпоры, габионы), свободные искусственные пляжи, лесомелиоративные мероприятия и пр.
Источник
Прокладка рукавных линий из скаток и пачек, в лестничных клетках различными способами, уборка рукавов в одинарную и двойную скатку, восьмерку, укладка в пачки
Прокладка рукавных линий из скаток и пачек, в лестничных клетках различными способами, уборка рукавов в одинарную и двойную скатку, восьмерку, укладка в пачки
Существуют различные виды прокладки рукавных линий:
- горизонтальная – прокладывается по земле или по полу;
- вертикальная – прокладывается на высоту снаружи или внутри здания;
- ползучая – прокладывается по наклонным конструкциям или плоскостям;
- смешанная — одновременно по вертикальным, горизонтальным и наклонным плоскостям.
При прокладке напорных рукавов длина рукавной линии исчисляется следующим образом: при горизонтальной прокладке 1,2 м рукава на один погонный метр местности; при вертикальной прокладке 4-5 м рукава на каждый этаж жилого здания или 6-8 м на этаж производственного здания обычной высоты; при ползучей прокладке 10 м на каждый этаж жилого здания или 12-15 м на каждый этаж производственного здания; при смешанной прокладке длина рукавной линии определяется суммой отрезков отдельных видов прокладки.
Различают магистральные и рабочие рукавные линии.
Магистральная линия предназначена для подачи воды от насоса до разветвления; для соединения насосов (емкостей),работающих в перекачку; для подачи воды в лафетный ствол.
Рабочая рукавная линия предназначена для подачи огнетушащих веществ от разветвления к пожарному стволу или пеногенератору.
Прокладка рукавов из скаток.
Рукав, уложенный двойной скаткой, лежит на земле рядом с пожарным. По команде: “Рукав из скатки – проложить!” пожарный наклоняется и берет скатку правой рукой за концы у соединительных головок, левой рукой – с противоположной стороны скатки, выпрямляется, поднимает скатку, удерживая ее предплечьем правой руки, согнутой в локте. Затем пожарный переносит тяжесть тела на правую ногу, заносит скатку вправо назад, делает резкий широкий выпад (шаг) левой ногой вперед, перенося на нее тяжесть тела, резко выбрасывает скатку вытянутыми руками вперед, не выпуская концов рукава с соединительными головками из правой руки. Перед окончанием раскатки рукава пожарный делает резкий рывок правой рукой назад, кладет нижнюю соединительную головку на землю и, держа в правой руке верхнюю головку, бежит в сторону прокладки рукава, раскатывая его полностью. Прокладка рукава из одинарной скатки производится аналогично.
Каждый пожарный без повторных движений прокладывает по два рукава. Исходное положение расчета – с правой стороны автомобиля в одну шеренгу. По команде: “Разветвление (указывается место установки), магистральную линию на четыре рукава из скаток – марш!” пожарный № 2 открывает отсек автомобиля и берет две скатки рукавов. Один рукав кладет на землю, раскатывает второй рукав и присоединяет его соединительную головку к напорному патрубку насоса. Берет с земли первую скатку, раскатывает ее, соединяет рукава между собой, прокладывает линию из двух рукавов, присоединяет рукав к рукаву, проложенному пожарным №. 1. Пожарный № 1 берет две скатки рукавов и бежит в сторону прокладки рукавной линии, останавливается примерно там, где пожарный № 2 должен закончить прокладку, раскатывает рукава, соединяет их между собой и прокладывает линию к месту установки разветвления. Пожарный № 3 берет разветвление, устанавливает его в указанном месте и присоединяет к нему рукавную линию.
При прокладке магистральной линии из рукавов, смотанных одинарной скаткой, пожарный № 2 сначала раскатывает один рукав и присоединяет его к насосу, потом бежит со вторым рукавом к концу первого, раскатывает его, соединяет рукава, бежит к концу второго рукава и соединяет его с рукавом, проложенным пожарным № 1.
Переносить рукава, смотанные в скатки, на дальние расстояния можно на плече. Для этого рукав кладется на правое (левое) плечо соединительными головками вперед, правой (левой) рукой он удерживается сверху, а левой (правой) – сбоку или снизу.
Прокладка рукавной линии из рукавов, уложенных на автомобиле “гармошкой”, производится расчетом – один человек на один рукав. По команде: “Рукавную линию из “гармошки” на три рукава – проложить!” пожарный № 1 берет за конец верхний рукав и протягивает его в заданном направлении. По мере прокладки рукавной линии пожарный № 2 берет за соединительную головку второй рукав, пожарный № 3 – третий рукав и протягивает линию в указанном направлении. К напорному патрубку насоса линию подсоединяет водитель.
Подъем и прокладка рукавной линии в лестничной клетке.
Для занятия необходимы учебные рукава в скатках, спасательные веревки, разветвление, стволы. Построить отделение в одну шеренгу фронтом к зданию на расстоянии 10-15 м от него; на тренировочных занятиях – у пожарного автомобиля лицом к зданию. Объявить упражнения и цель занятия, привести примеры применения этих действий в условиях пожаров, объяснить, что прокладывать (поднимать) рукавные линии в лестничной клетке можно между лестничными маршами и по ним.
Назначить состав расчета, построить его на исходном положении, рассказать правила подъема и прокладки рукавной линии, обращая особое внимание на то, чтобы расчеты действовали четко, без переплетения рукавных линий, заломов, правильно закрепляли рукавную линию задержками, создавали бы необходимый запас рукава для маневрирования стволом на позиции. Затем приказать выполнить упражнение.
Если междумаршевое расстояние в лестничной клетке больше размера соединительных головок рукавов, то подъем рукавной линии в лестничной клетке осуществляется с помощью спасательной веревки так же, как и снаружи здания.
Если междумаршевое расстояние меньше размера соединительных головок рукавов, то при прокладке рукавной линии между маршами лестничной клетки вначале необходимо на первом этаже раскатать один или несколько рукавов (в зависимости от длины рукавной линии). Ствольщик со стволом и рукавной задержкой берет один конец рукава и, пропуская его между маршами лестничной клетки, поднимается на заданный этаж. Затем он создает запас рукава, закрепляет линию рукавной задержкой, присоединяет ствол, занимает исходную позицию и докладывает о готовности к работе. Пожарный № 2 помогает прокладывать линию, разматывая и расправляя рукава, работает под ствольщиком.
При прокладке рукавной линии по маршам лестничной клетки пожарный № 1 раскатывает один, затем второй рукав, присоединяет его к первому, берет в руки второй рукав у соединительной головки и прокладывает рукавную линию по маршам на указанный этаж. Рукавная линия должна быть проложена ближе к стене. Дальнейшие действия такие же, как указано выше. Пожарный № 2 помогает прокладывать линию, разматывая и расправляя рукава, работает подстволыциком.
По команде “Рукав в одинарную скатку — скатать!” пожарный берет соединительную головку, накладывает ее на поверхность рукава и, продвигаясь вперед, скатывает рукав.
Скатывание рукавов в двойную скатку производится 2-мя пожарными. По команде “Рукав в двойную скатку — скатать!” рукав складывается по длине пополам так, чтобы верхняя половина его была короче нижней примерно на 60-70 см. Скатывается рукав от места перегиба к соединительным головкам одним пожарным по правилам одинарной скатки, а второй пожарный выравнивает рукав и натягивает его, двигаясь назад.
Уборка рукавов “восьмеркой” производится одним пожарным по команде: “Рукав восьмеркой-убрать”. Пожарный берет в правую (левую) руку соединительную головку и, расставив руки несколько больше ширины плеч, опускает вниз сначала левую (правую) руку, подхватывая рукав снизу, а затем правую (левую) (рис.) и т. д. При уборке рукава “восьмеркой” пожарный продвигается вперед, не перетаскивая рукав по земле, если же рукав мокрый убрать его помогает второй пожарный, выпуская воду из рукава. Поднесенный рукав к автомобилю кладется на землю, соединительная головка, которая была в руке, вынимается из середины рукава и кладется на рукав.
уборка рукавов восьмеркой
Укладка рукавов “гармошкой”.
Рукава укладываются “гармошкой” двумя пожарными по команде: “Рукава “гармошкой” – уложить!”. Пожарные складывают рукава “гармошкой” по длине пожарного отсека и укладывают их в него. После укладки закрепляют их ремешками.
Охрана труда
Все виды тренировок проводятся в специальной защитной одежде, в касках с использованием средств индивидуальной защиты рук пожарного.
При работе с пожарными рукавами рукавным оборудованием должны выполняться следующие правила охраны труда
При прокладке рукавных линий более прочные рукава рекомендуется использовать на начальных участках магистральных и рабочих линий. При этом необходимо выбирать наиболее удобные и кратчайшие пути к позициям ствольщиков, по возможности прокладывать рукавные линии по сторонам улиц и дорог, но не по проезжей части, избегать прокладки их по острым или горящим предметам, а также в местах, где пролита кислота или другие едкие вещества;рукава, проложенные через дороги, необходимо защищать рукавными мостиками;нельзя допускать перекручивания и заломов рукавов, ударов соединительных головок о твердое покрытие дороги;прокладку рукавных линий через железнодорожные или трамвайные пути нужно производить между шпалами (под рельсами), при этом следует выставлять посты безопасности с двух сторон вдоль железнодорожного полотна для наблюдения за движением составов и своевременного оповещения личного состава об их приближении;в лестничных клетках рукавные линии следует прокладывать преимущественно между маршами. При прокладке рукавной линии снаружи здания на чердак или крышу необходимо располагать ее между оконными проемами.
Источник
Укладка пожарного рукава
Укладка пожарного рукава — складывание пожарного рукава особым способом для его последующего хранения, транспортирования и применения. На практике напорные рукава укладывают в одинарную или двойную скатки, а также «гармошкой». При одинарной скатке рукав скатывается по всей длине от одного конца к другому. При двойной скатке рукав складывается вдвое и далее скатывается от середины к концам. При этом верхний конец рукава должен быть короче нижнего. При укладке рукава (рукавов) «в гармошку» рукав перегибается по размерам отсека для укладки и укладывается в отсек, при этом конец одного рукава соединяется с началом другого в непрерывную рукавную линию.
Схемы укладки рукавов при ох размещении в пожарных шкафах: а — двойная скатка; б — горизонтальная «гармошка»; в — вертикальная «гармошка»
Лит.: Наставление по Пожарно-строевой подготовке (1974).
Правовое регулирование
Новая аттестация на право проектирования средств обеспечения пожарной безопасности
Опубликовано: 22 июля, 2021
Новая аттестация на право проектирования средств обеспечения пожарной безопасности
Опубликован проект постановления Правительства, который утверждает правила аттестации на право проектирования средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, которые введены в эксплуатацию.
Источник
Подготовка рукавов для постановки в расчет. Порядок укладки пожарных рукавов в отсеки автомобилей. Обслуживание рукавов, находящихся в эксплуатации. Продолжительность использования пожарных рукавов. Хранение пожарных рукавов. Использование рукавных зажимов (ленточный, корсетный). Порядок крепления рукавной линии при помощи рукавных задержек. Использование рукавного седла (колена), рукавных мостиков.
Постановка рукавов в расчет.
Рукава, поступающие в пожарную часть, на рукавную базу, охраняемый объект подвергаются входному контролю, который должен включать в себя:
-проверку сопроводительной документации;
-нанесение дополнительной маркировки.
Поступившие рукава должны иметь сопроводительную документацию – формуляр (приложение № 1), подготовленный в установленном порядке предприятием-изготовителем.
Ответственные за эксплуатацию рукавов должны ознакомиться с сопроводительной документацией.
Рукава подвергаются осмотру на наличие возможных внешних повреждений или дефектов. Внешняя поверхность рукава не должна иметь местных изменений цвета, масляных пятен и следов плесени.
При этом по возможности осмотром на просвет необходимо проверить отсутствие отслоения резинового слоя на внутренней поверхности всасывающих и напорно-всасывающих рукавов.
Рукава, не оборудованные рукавными пожарными соединительными головками, оборудуются ими в соответствии с пунктом 3.6 Методического руководства. Пожарные соединительные головки должны соответствовать ГОСТ 28352-89 «Головки соединительные для пожарного оборудования. Типы, основные параметры и размеры», НПБ 1S3-2000* «Техника пожарная. Головки соединительные пожарные. Технические требования пожарной безопасности. Методы испытаний».
Заводская маркировка рукавов должна соответствовать сопроводительной документации.
Заводская маркировка всасывающих и напорно-всасывающих рукавов должна содержать:
-товарный знак или наименование предприятия-изготовителя;
-класс всасывающего (напорно-всасывающего) рукава;
-группу всасывающего (напорно-всасывающего) рукава;
-дату изготовления: месяц (квартал) и год;
-штамп технического контроля.
Пример заводской маркировки напорно-всасывающего рукава: K-B-2-125-10-4000-VI-1995 ГОСТ 5398-76 «…», где
К – товарный знак или наименование предприятия-изготовителя;
В – класс (рабочая среда – вода техническая);
2 – группа (напорно-всасывающий);
125 – внутренний диаметр, мм;
10 – рабочее давление, кгс/см2;
VI-1995 -дата изготовления: месяц и год;
ГОСТ 5398-76 – обозначение стандарта
«…»- штамп технического контроля.
Заводская маркировка напорного рукава должна находиться на расстоянии не более 0,5 м от обоих концов и содержать:
-наименование или товарный знак предприятия-изготовителя;
-тип напорного рукава;
-длину напорного рукава, м (для напорных рукавов РПК);
-специальное исполнение (при его наличии);
-климатическое исполнение по ГОСТ 15150;
-дату изготовления (месяц, год).
Для напорных рукавов РПМ на расстоянии не менее 4м от любого конца должна быть дополнительная маркировка следующего содержания:
-наименование или товарный знак предприятия-изготовителя;
-дата изготовления (месяц, год).
Пример заводской маркировки напорного рукава:
К – товарный знак или наименование предприятия-изготовителя;
РПМ – тип напорного рукава (для оборудования пожарных машин);
65 – условный проход;
1,6 – рабочее давление, МПа;
ИМТ – специальное исполнение (износостойкий, маслостойкий, термостойкий);
«У» – исполнение для условий эксплуатации, транспортирования и хранения в условиях умеренного климата;
12.03 -дата изготовления: месяц и год.
В качестве дополнительной маркировки напорных рукавов без наружного защитного покрытия каркаса могут быть просновки нитей основы, отличающиеся по цвету от нитей каркаса:
РПМ – две просновки;
РПК – одна просновка.
Заводская маркировка пожарных соединительных головок должна содержать:
-наименование или товарный знак предприятия изготовителя;
Заводская маркировка на резиновых кольцах пожарных соединительных головок должна содержать:
-наименование или товарный знак предприятия изготовителя;
Резиновые напорные кольца КН-25 – КН-50 могут не иметь маркировку типа кольца.
Рукава должны подвергнуться испытаниям для проверки качества по следующим параметрам:
-возможность быстрого соединения с пожарным оборудованием;
-герметичность при испытательном давлении для напорных и напорно-всасывающих рукавов (таблица 1,2 приложения № 3);
-возможность забора воды из водоисточника (для всасывающих и напорно-всасывающих рукавов).
На рукавах поступивших в пожарную часть или на рукавную базу, кроме заводской, наносится дополнительная маркировка их принадлежности к пожарной части или рукавной базе.
На рукавах, являющихся принадлежностью пожарной части, маркировка состоит из дроби, где в числителе указывается номер пожарной части, в знаменателе порядковый номер рукава (рисунок 3).
Маркировка наносится на расстоянии от 1000 до 1500 мм от каждой пожарной соединительной головки краской по трафарету. Для маркировки рукавов допускается использовать краску любого цвета, контрастно отличающуюся от цвета рукава.
По окончании входного контроля в пожарной части или на рукавной базе оформляется приложение к формуляру, в который вносят все данные входного контроля. Формуляр должен постоянно находиться у ответственного за эксплуатацию рукава. Ответственный за рукава должен регулярно и своевременно вносить записи в формуляр.
Порядок укладки пожарных рукавов в отсеки автомобилей.
Напорные рукава укладывают в отсеки кузова пожарного автомобиля в со¬ответствии с инструкцией по эксплуатации автомобиля. Во избежание интенсив-ного износа напорных рукавов, необходимо строго выполнять требования по их размещению и креплению в отсеках пожарного автомобиля.
Напорные рукава, расположенные на катушках, закрываются специальным чехлом из плотной водонепроницаемой ткани.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ УСТАНАВЛИВАТЬ В РАСЧЁТ НА ПОЖАРНУЮ МАШИНУ НЕИС11РАВНЫЕ И ГРЯЗНЫЕ НАПОРНЫЕ РУКАВА.
Обслуживание рукавов, находящихся в эксплуатации. Продолжительность использования пожарных рукавов Хранение пожарных рукавов
При использовании напорных рукавов на пожарах, в книге службы отража¬ется их диаметр и номера, в случае выхода напорных рукавов из строя или полу¬чения повреждения, дополнительно указывается характер повреждения. Дата и характер повреждения в четырехдневный срок вносится ответственным за экс-плуатацию рукавов в формуляр напорного рукава.
После окончания тушения пожара при сборке напорных рукавов, зажимы снимают, а место течи отмечают.
При эксплуатации напорных рукавов в зимнее время необходимо:
- при работе, забирать воду для подачи в напорные рукава, из открытых водоисточников на больших глубинах, где ее температура несколько выше, чем у поверхности;
- подачу воды производить по одной магистральной линии, при этом насос должен работать на повышенных оборотах с не полностью открытым напорным патрубком, что позволяет несколько повысить температуру воды в напорных ру¬кавах от трения ее о рабочее колесо и стенки корпуса насоса;
- во избежание замерзания воды в напорном рукаве необходимо убедиться в устойчивой работе центробежного насоса, сливая воду через второй напорный патрубок, к которому не присоединена напорная линия. Через 15-20 с нужно уве¬личить число оборотов вала насоса и плавно подавать воду в магистральную ли¬нию, одновременно закрывая запорную арматуру (клапан, задвижка) второго патрубка;
- во избежание замерзания воды в рукавных линиях при температуре минус 20 0С и ниже, к разветвлению присоединяется максимум рабочих линий, увеличивается скорость подачи воды, при этом не прекращается полностью подача воды из пожарных стволов, а когда по условиям работы бывает нужно на непродолжительное время перекрыть пожарные стволы, то часть воды сбрасывается через свободный патрубок разветвления;
- после окончания тушения пожара необходимо воду немедленно слить из напорных рукавов. Вмерзшие в лед напорные рукава следует отогреть паром, горячим воздухом или применять компресс из кошмы, смачиваемой горячей водой.
Перед складированием напорных рукавов, места сгибов необходимо оттаять. В случае сплошного промерзания напорных рукавов, сборку их проводить без сгибов и переломов, при этом перевозку их надо производить на грузовых автомобилях с прицепами или другим способом не допуская механических повреждений, укладывая напорные рукава во всю длину.
При тушении пожаров и условиях низких температур необходимо использовать рекомендации заводов-изготовителей напорных рукавов.
По истечению срока службы, указанного в формуляре, напорные рукава должны быть замены новыми. В случае, если после окончания срока службы напорные рукава сохранили свои качества и не подверглись старению (определяется при внешнем осмотре), они допускаются к эксплуатации, только после испытания на герметичность под давлением.
Хранению подлежат только чистые напорные рукава. Не допускается хранение напорных рукавов вблизи работающего оборудования, способного выделять озон, а также искусственных источников света, выделяющих ультрафиолетовые лучи. Рукава должны быть защищены от воздействия прямых солнечных и тепловых лучей, от попадания на них масла, бензина, керосина, от действия их паров, а также кислот, щелочей и других веществ, разрушающих резину.
Напорные рукава должны храниться, разделенными по их условным проходам, на пронумерованных стеллажах на расстоянии не менее 1 метра от отопительных приборов.
Хранить их следует в помещениях с условиями (температура, влажность), отвечающими требованиям эксплуатационной документации на них. Помещения для хранения напорных рукавов должны иметь естественную вентиляцию. Эти помещения могут иметь как искусственное, так и естественное освещение, в последнем случае стекла окон нужно зашторивать.
Напорные рукава хранятся на стеллажах в скатках в вертикальном положении. Стеллажи обеспечиваются поддонами, на которые укладываются скатки напорных рукавов. Поддоны должны исключать контакт скатки с острыми кромками каркасов стеллажей. Хранение других веществ и материалов совместно с напорными рукавами не допускается.
Напорные рукава больших диаметров размешаются на нижних полках стеллажей.
Новые напорные рукава хранятся в отдельном складском помещении или на специально выделенных стеллажах.
ТО напорных рукавов, находящихся на хранении заключается в периодическом осмотре и перекатывании: полное раскатывание напорного рукава из скатки и скатывание его в скатку. Периодичность и особенности перекатывания должны быть указаны в эксплуатационной документации на конкретный напорный рукав.
Использование рукавных зажимов (ленточный, корсетный). Порядок крепления рукавной линии при помощи рукавных задержек. Использование рукавного седла (колена), рукавных мостиков.
При прокладке рукавных линий необходимо следить, чтобы напорные рукава не имели резких перегибов. Стараться не допускать их прокладки по острым или горящим (тлеющим) предметам, поверхностям, залитым горюче-смазочными материалами или химикатами. Прокладывать рукавные линии в лестничных клет¬ках следует между маршами, не загромождая при этом проходы и лестницы. Про-кладка рукавных линий по улице, дороге, двору, должна производиться, по воз¬можности на непроезжей части, а в местах движения автотранспорта напорные рукава должны защищаться рукавными мостиками.
При прокладке рукавных линий через заборы, окна и другие препятствия, где возможны резкие перегибы напорных рукавов, следует использовать рукавное колено (седло).
Использование рукавного колена
Для закрепления рукавной линии, прокладываемой в вертикальном направлении по стене, внутри здания или по пожарной лестнице, необходимо применять рукавные задержки из расчета не менее одной задержки на напорный рукав (рисунок 8).
ЗАПРЕЩАЕТСЯ СБРАСЫВАТЬ НА РУКАВНЫЕ ЛИНИИ ЧАСТИ РАЗБИРАЕМЫХ КОНСТРУКЦИЙ, А ТАКЖЕ СБРАСЫВАТЬ НАПОРНЫЕ РУКАВА С КРЫШ И ВЕРХНИХ ЭТАЖЕЙ ЗДАНИЙ. Рукава должны переноситься пожарными и спускаться с высоты при помощи веревок или других приспособлений.
Во избежание гидравлических ударов и разрывов напорных рукавов, пода¬вать воду в рукавную линию следует путем постепенного открытия клапанов на-порных патрубков насоса и разветвлений. ЗАПРЕЩАЕТСЯ РЕЗКО ПОВЫШАТЬ ДАВЛЕНИЕ В НАСОСЕ, А ТАКЖЕ РЕЗКО ПЕРЕКРЫВАТЬ ПОЖАРНЫЙ СТВОЛ.
При возникновении течи в напорном рукаве, она должна быть немедленно устранена путем установки рукавных зажимов. В зависимости от размера повре-ждения напорного рукава, могут использоваться следующие рукавные зажимы:
а) ленточный зажим для ликвидации течи из отверстий диамет¬ром до 2 см или разрывов длиной до 3 см
б) корсетный зажим для ликвидации течи из продольных разрывов длиной до 10 см.
В качестве зажима может быть использован также отрезок напорного рукава того же диаметра длиной от 25 до 30 см, который до навязки пожарных соедини¬тельных головок одевается на напорный рукав. При появлении течи во время ра¬боты на пожаре, давление в напорном рукаве сбрасывается, и отрезок (зажим) пе¬ремещается на место повреждения.
Рукавные колена, задержки, зажимы, мостики и другие приспособле¬ния относятся к пожарно-технической продукции и должны изготавливаться по технической документации, утвержденной в установленном порядке.
При использовании напорных рукавов на пожарах, в книге службы отража¬ется их диаметр и номера, в случае выхода напорных рукавов из строя или полу¬чения повреждения, дополнительно указывается характер повреждения. Дата и характер повреждения в четырехдневный срок вносится ответственным за экс-плуатацию рукавов в формуляр напорного рукава.
После окончания тушения пожара при сборке напорных рукавов, зажимы снимают, а место течи отмечают.
Источник