Способы уголовно правового регулирования обязывание

Правовое регулирование

Правовое регулирование – осуществляемое при помощи системы правовых средств воздействие на общественные отношения.

Для того чтобы общество было организованным и упорядоченным, необходимо осуществлять определенное согласование разнообразных интересов как отдельного человека так и сообщества людей. Это осуществляется посредством социального регулирования, то есть целенаправленного воздействия на поведение людей. Регулирование может быть внутренним (саморегулирование) и внешним (со стороны кого — либо).

В системе социального регулирования важная роль принадлежит именно правовому регулированию. Регулированием можно назвать только такое воздействие, при котором ставятся достаточно ясно обозначенные цели.

Воздействие норм, в результате которого реализуются поставленные цели, можно назвать правовыми. Если под воздействием законодательного акта или его норм наступают последствия, не предусмотренные законодательством, а иногда противоречащие целям законодателя, такое воздействие не может считаться правовым регулированием. Также нельзя считать правовым регулированием воздействие, осуществляемое неюридическими средствами. Например, воздействие на сознание людей через средства массовой информации, нравственное и правовое просвещение.

Предмет правового регулирования

Право не должно и не может регулировать все общественные отношения и все социальные связи людей. Поэтому должна быть достаточно точно определена сфера правового регулирования, то есть те связи, которые необходимо урегулировать правом.

В сферу правового регулирования должны входить отношения со следующими признаками:

— в них находят отражение как индивидуальные интересы членов общества, так и интересы общесоциальные;

— в них реализуются взаимные интересы их участников, каждый из которых идет на какое-то ущемление своих интересов ради удовлетворения другого;

— они строятся на основе согласия выполнять определенные правила, признания обязательности этих правил;

— они требуют соблюдения правил, обязательность которых подкреплена достаточно действенной силой

Этим признакам отвечают три группы общественных: отношений:

1) отношения людей по обмену материальными и духовными ценностями (имущественные);

2) отношения по властному управлению обществом (государственное управление социальными процессами);

3) отношения по обеспечению правопорядка (призваны обеспечить нормальное протекание процессов обмена ценностями и процессов управления в обществе). Эти отношения возникают из нарушения правил поведения людей в двух указанных сферах.

Общественные отношения, входящие в эти группы составляют предмет правового регулирования, поскольку по своей природе могут поддаваться нормативно-организационному воздействию и требуют правового регламентирования.

От характера и содержания общественных отношений зависят особенности, характер, способы и средства правового регулирования.

Такой характер и вид общественных отношений обусловливают степень интенсивности правового регулирования (широта охвата правовым воздействием, степень обязательности правовых предписаний, формы и методы правового принуждения, степень детализированности предписаний, напряженность правового воздействия на общественные отношения).

Методы, способы и типы правового регулирования

Разнообразие общественных отношений, входящих в сферу правового регулирования, порождает различия в методах и способах юридического воздействия. В теории правового регулирования принято выделять два метода правового воздействия.

Метод децентрализованного регулирования (автономный, диспозитивный) – построен на координации целей и интересов сторон в общественном отношении субъектов гражданского общества, удовлетворяющих свои частные интересы (в сфере отраслей частноправового характера).

Метод централизованного (императивного, авторитарного) регулирования – базируется на отношениях субординации между участниками общественного отношения. В этих отношениях приоритетным является общественный интерес. Централизованные, императивные методы используются в публично-правовых отраслях (в конституционном, административном, уголовном праве).

Метод правового регулирования является одним из важных критерия разграничения прав на отрасли.

Способы правового регулирования определяются характером предписания, зафиксированного в норме права, способами воздействия на поведение людей. В теории права принято выделять три основных способа правового регулирования.

1. Дозволение – состоит в предоставлении субъектам прав на совершение определенных положительных действий (предоставление субъективных прав).

Читайте также:  Способы создания проблемных учебных задач

Дозволение связано с предоставлением субъектам возможности совершать определенные действия в собственных интересах (например, работник предприятия имеет право на достойное вознаграждение за свой труд). Дозволения весьма не однородны. Они могут выражаться в таких формах, как субъективное право, свобода, законный интерес. Каждая из названных форм имеет собственную природу и обладает соответствующей степенью гарантированности.

2. Обязывание – заключается в возложении обязанности совершить определенные положительные действия (обязанность платить налоги).

Обязывание связано с возложением на лиц необходимости совершить активные указанные в законе либо в договоре действия (например, должнику необходимо исполнить свои обязанности перед кредитором). Обязывание как способ правового регулирования ориентируется на интересы управомоченного субъекта и представляет собой специфический приказ, долг совершать определенные действия.

3. Запрет – сводится к возложению обязанности воздерживаться от определенных действий.

Запрещение связано с необходимостью воздержания от конкретных действий, с пассивным поведением (например, работники правоохранительных органов не имеют права применять недозволенные методы расследования). Запрещение есть разновидность обязывания, представляющее собой определенное долженствование.

Второй и третий способы имеют определенное сходство. Оба предполагают возложение обязанностей, но если в одном случае обязанности носят позитивный характер, то в другом – пассивный. Кроме того, можно выделить дополнительные способы правового воздействия. Это:

поощрение— выражается в награждении субъектов за определенные заслуги;

рекомендации – состоят в предложении избрать наиболее целесообразный (оптимальный вариант поведения).

Также к дополнительным способам относятся применение мер принуждения (например, возложение юридической ответственности за правонарушение). К дополнительным способам можно отнести предупредительное (превентивное) воздействие норм, предусматривающих возможность правового применения правового принуждения.

В юридической литературе и в практике существуют две юридические формулы (принципа), на основе которых выделяются два типа правового регулирования.

Общедозволительный тип – выражается в принципе: разрешено все, что прямо не запрещено законом. По этому типу в регулируемых правом отношениях устанавливаются строго и четко сформулированные запреты. Как правило, объем этих запретов невелик.

Общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом человека на выбор средств и способов достижения поставленных целей.

Общедозволительный тип правового регулирования основывается на общем дозволении, из которого путем запрещения делается исключение.

Его формула: дозволено все, кроме того, что прямо запрещено. Например, субъектам дозволено совершать различные виды сделок, однако совершение некоторых сделок любому субъекту запрещено (например, купля – продажа наркотиков).

Данный тип правового регулирования способствует (или хотя бы препятствует) проявлениям инициативности, активности, самостоятельности в решении тех или иных задач. Однако подобный тип правового регулирования не применим к деятельности государственных органов, ибо это создало бы возможности для различного рода злоупотреблений.

Общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом субъекта на выбор средств способов достижения поставленных целей.

Разрешительный тип – выражается в принципе: запрещено все, что прямо не разрешено законом. Участники правовых отношений подобного типа может совершить только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены.

Разрешиетльный тип правового регулирования вытекает из необходимости в высокой и строгой упорядоченности социальных связей, последовательной реализации принципов законности. Он является единственным при применении мер государственного принуждения.

Разрешительный тип правового регулирования основывается на общем запрещении какого-либо вида действия, однако в индивидуальном порядке запрещенное поведение запрещается.

Его формула звучит следующим образом: запрещено все, кроме прямо разрешенного. Это означает, что участник правовых отношений подобного типа может совершать только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены.

Читайте также:  Как получают алюминий химическим способом

Здесь в законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий: все, что выходит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено.

Источник

Способы правового регулирования в уголовном процессе

Способы правового регулирования в уголовном процессе – это составляющие элементы упорядоченных уголовно-процессуальных отношений:

разрешение (дозволение) – предоставление участникам отношений субъективных прав (ч.2. ст.43 УПК представляет права обвиняемого); права свидетеля (ст.69-1 УПК);

обязанность – возложение на участника отношений юридической обязанности совершить какое-то действие (ч. 1 ст. 135 УПК – обязанность обвиняемого явиться по вызову следователя в назначенный срок; ч. 1 ст. 70 УПК – свидетеля – появиться в указанном месте и дать правдивые показания об известных обстоятельствах по делу);

запрет – возложение на участника правоотношений обязанности воздерживаться от совершения определенных действий (запрет домогаться показаний обвиняемого и других лиц путем насилия, угроз и иных незаконных мер – ч. З ст. 22 УПК; запрет задавать наводящие вопросы обвиняемому (ч. 6 ст. 143 УПК), свидетелю (ч. 4 ст. 167 УПК), потерпевшему (ч.2 ст. 171 УПК).

Способы правового регулирования в уголовном процессе объединяют, чем достигают наибольшей эффективности регулирования.

Тип правового регулирования в уголовном процессе – это общий порядок регулирования отношений между субъектами, участвующими в уголовном деле, который заключается в определенном сочетании способов (разрешений и запретов).

В общей теории права рассматривают два типа правового регулирования:

обще разрешительный, основанный на общем разрешении (дозволении), в рамках которого закон устанавливает запрет на осуществление конкретных действий («разрешено все, кроме того, что прямо запрещено законом»);

специально-разрешительный, основанный на общем запрете, в пределах которого закон устанавливает конкретные разрешения («запрещено все, кроме того, что прямо разрешено законом»).

В уголовно-процессуальном праве доминирует второй тип правового регулирования. Особенно это сказывается на деятельности государственных органов и их должностных лиц, ведущих уголовный процесс. Они могут осуществлять только те действия и принимать только те решения, которые прямо предусмотрены законом. Лица, производящие дознание, следователи, прокурор и судьи не имеют дискреционных полномочий.

Уголовно-процессуальные нормы, их виды, структура и особенности

Нормы уголовно-процессуального права – это закрепленное в законе обязательное правило, содержащее указания на условия его исполнения, субъектов регулируемых отношений, их права и обязанности, санкции за неисполнение обязанности или за нарушение запрета.

Уголовно-процессуальные нормы – это правила поведения, устанавливаемые уголовно-процессуальным законом, который является их единственным источником.

В силу особенностей предмета правового регулирования большинство уголовно-процессуальных норм относятся к обязывающим, императивным, предписывающим: совершение определенных действий. Это нормы, закрепленные в ст.4 УПК.

Среди норм, адресованных государством органам и должностным лицам, ведущим уголовный процесс, есть и такие, которые предоставляют им выбор того или иного способа действия в зависимости от ряда конкретных условий данного дела.

Уголовно-процессуальная норма, как и любая правовая норма, должна содержать указания:

а) при каких обстоятельствах надо руководствоваться данной правовой нормой;

б) кто является субъектом отношения, регулируемого данной правовой нормой, и какое поведение предписывается или разрешается этой правовой нормой каждому из участников правоотношений;

в) какие последствия влечет за собой неисполнение предписаний данной нормы.

Элементы нормы: гипотеза, диспозиция и санкция — присущи и уголовно-процессуальной норме.

Особенности норм уголовно-процессуального права.

Читайте также:  Суточное количество пищи ребенку 1 5 месяцев при расчете объемным способом

Уголовно-процессуальная деятельность детально регламентирована нормами уголовно-процессуального права. В связи с этим для теории и практики уголовного судопроизводства важна разработка вопросов о том, как в правовой норме формулируется государственная воля, какими средствами достигается сочетание ее с волей субъектов правоотношений, каким представляется путь наиболее эффективного влияния правовой нормы на общественные отношения для получения наилучшего практического результата. Часть этих вопросов может быть выяснена при рассмотрении видов и структуры уголовно-процессуальных норм.

Уголовно-процессуальная норма как общеправовая норма имеет особые черты:

1) это общепризнанное правило поведения, которое сформулировано государством, и носит общеобязательный характер (положения норм права должны восприниматься как безусловное указание к действиям, которые исходят из государственных структур, и не подлежат обсуждению или оценке по поводу их целесообразности или рациональности);

2) это формально определенное правило поведения (в норме закрепляются права и обязанности участников отношений, а также санкции за нарушение установленных норм: предписания норм должны выполняться в том объеме, в котором они формально закреплены);

3) это правило поведения общего характера (правило поведения адресовано не конкретному лицу, а распространяется на всех, кто становится участником отношений, которые регламентируются нормой права);

4) это правило поведения, которое приобретает характер нормативности в четко установленном порядке (норма становится такой, когда она издается уполномоченным на то органом в пределах его компетенции и в рамках установленной процедуры, то есть с соблюдением порядка разработки, обсуждения, принятия, вступления в законную силу, изменения и отмены действия и содержания норм);

5) это правило, осуществление которого обеспечивается государством (государство создает реальные условия и средства, которые способствуют беспрепятственному осуществлению правил поведения, а также создаются средства поощрения, убеждения, принуждения и санкций за невыполнение требований).

Нормы, как структурные единицы уголовно-процессуального права, имеют следующие признаки:

— это общие правила поведения;

— они обеспечены силой государственного и общественного принуждения;

— они являются общеобязательными и направлены на наиболее эффективное осуществление задач уголовного судопроизводства.

Уголовно-процессуальные нормы имеют такие особенности, которые присущие только им:

— имеют юридическую силу;

— формулируют принципы уголовного процесса;

— регулируют процедуру уголовного судопроизводства;

— регламентируют деятельность участников процесса;

— наделяют участников правами и обязанностями; направлены на решение задач уголовного судопроизводства.

Уголовно-процессуальная норма – это установленное государством, общее и обязательное правило поведения субъектов уголовно-процессуальной деятельности, которое выполняется добровольно или его исполнение обеспечивается силой государственного принуждения путем привлечения к юридической ответственности.

Уголовно-процессуальная норма является разновидностью правовой нормы, поэтому имеет структуру правовой нормы: гипотезу, диспозицию и санкцию.

Гипотезауголовно-процессуальной нормы – это условия, при которых следует поступать определенным образом (при которых должны совершаться или не совершаться определенные действия).

Диспозиция– это правило поведения участников уголовного процесса, которое обеспечивает выполнение его задач.

Санкция – это специальное средство обеспечения указанного в диспозиции правила поведения. Санкция предусматривает неблагоприятные для субъекта последствия, наступающие при невыполнении указанного правила поведения.

Общие особенности уголовно-процессуальных норм:

— они являются производными от норм уголовного (материального) права (последние в субординации норм занимают ведущее положение);

— они регламентируют, главным образом, процедуру осуществления уголовно-процессуальной деятельности, а потому отражают динамические характеристики процессуальных отношений;

— адресатами уголовно-процессуальных норм преимущественно являются должностные лица органов дознания, следователи, прокуроры и судьи;

— процессуальные нормы имеют специфическую структуру.

Дата добавления: 2018-04-15 ; просмотров: 2013 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Оцените статью
Разные способы