Способы удовлетворения познавательных потребностей
Сегодня педагоги, психологи отмечают изменение познавательные потребностей у студентов. Они связывают это с происходящими в России изменениями социально-экономического, политического, духовно-нравственного характера, которые привели общество к нестабильности и неопределенности. Значительное количество бывших старшеклассников приходят в вуз с низким уровнем познавательных потребностей. Отмечается их нежеление учиться, приобретать новые знания [2].
Как утверждает А.Н. Леонтьев, наличие потребностей у человека – это необходимое условие его существования [3].
В пирамиде потребностей А. Маслоу познавательные потребности находятся на одном из самых высоких уровней – на пятом уровне.
В словаре С.Ю. Головина находим определение познавательной потребности: «…потребность во внешних впечатлениях. Как потребность в приобретении новых знаний складывается лишь в ситуациях, способствующих осознанию необходимости этих знаний для жизни и деятельности. Развитие потребности в знаниях тесно связано с общим развитием личности, с ее умением и навыками находить в содержании изучаемых наук и во внешней действительности ответы на жизненно важные вопросы» [4, С. 531].
В.С. Юркевич, исследуя одаренность у детей, выделила особенности познавательной потребности. Так, она отмечает, что средством удовлетворения познавательной потребности всегда является новое знание. Причем, это не означает, что всегда надо «каждый раз переходить к новому объекту. Например, чтение книг – самый, пожалуй, распространенный способ удовлетворения познавательной потребности. Очень часто, перечитывая уже знакомую книгу, вдруг открываешь в ней нечто совершенно новое. Есть даже данные, что людей, склонных к перечитыванию книг, отличает особая глубина ума. А один известный литературовед считает, что любую серьезную книгу нужно читать непременно дважды. С первого раза читатель усваивает лишь сюжет произведения или набор конкретных фактов; сам же замысел автора, его сверхзадачу можно усвоить, уже зная всю эту конкретику» [6]. Этот же автор отмечает, что получение нового знания не гасит познавательную потребность, а усиливает ее. Также замечено, что познавательная потребность характеризуется активностью. И еще один «кит» выделяется автором: «удовольствие от умственного труда» [6].
У разных людей познавательные потребности сильно отличаются по силе, интенсивности. Поэтому ученые выделяют несколько уровней познавательной потребности.
Первый, начальный уровень этой потребности — это потребность во впечатлениях. На этом уровне индивид реагирует первым делом на новизну стимула. Потребность во впечатлениях составляет фундамент познавательной потребности. Следующий уровень — потребность в знаниях (любознательность). Она выражается в интересе к предмету, склонности к его изучению, любви к чтению книг и т.д. На уровне любознательности познавательная потребность часто носит стихийно-эмоциональный характер и не имеет социально-значимого продукта деятельности. На высшем уровне познавательная потребность носит характер целенаправленной деятельности и приводит к общественно значимым результатам. Потребность в познании на этом уровне опосредуется социально значимыми целями. Удовольствие, радость остаются, но теперь они не стихийны, а связаны со стратегической целью: получить профессию, провести научное исследование и т. д. [5].
Житейский опыт, специальные наблюдения и психологические эксперименты показывают, что познавательная потребность может выражаться в различных формах. У одних людей это потребность в исследовании, в получении нового знания, у других — в усвоении готовых сведений. Если первое более тесно связано с творческой, поисковой деятельностью, то второе — с накоплением и систематизацией фактов.
Такие качества личности, как стремление к постоянному пополнению знаний, их творческому применению в деятельности, должны формироваться в период обучения, так как именно в этот период происходит становление человека как личности.
Поэтому мы решили исследовать познавательные потребности студентов нашего вуза. Нами использовалась Анкета, разработанная Т.К. Крикуновой [1]. В исследовании приняли участие 28 студентов первого курса.
Было выявлено следующее.
36 % студентов считают, что они часто занимаются умственной работой и 50 % — только иногда.
Представленный ниже Рисунок 1 показывает, что 54 % студентов стремятся самостоятельно искать ответы на вопросы на сообразительность. И совсем нет студентов, которые хотят получить готовый ответ от других.
Рисунок 1 – Показатели действий студентов при вопросе на сообразительность
Постоянно много читают дополнительной литературы только 14 % студентов. Большинство из них (64 %) читают неровно: когда много, когда ничего не читают.
Третья часть студентов (32 %) считают, что они часто задают вопросы преподавателю.
Вычислив интенсивность познавательных потребностей, мы узнали, что у половины студентов (50 %) она умеренная, у третьей части студентов (39 %) – сильно выражена, и только у 11 % — слабая (Рисунок 2).
Рисунок 2 – Показатели интенсивности познавательных потребностей студентов
Сравнив полученные данные с результатами промежуточной аттестации, можем сказать, что у студентов несколько завышенная самооценка своих познавательных потребностей и, соответственно, своей учебной деятельности. Желаемое выдается за действительное.
Источник
Создание условий для оптимального удовлетворения познавательных потребностей ребенка (из опыта работы)
статья (старшая группа) на тему
В статье дано описание опыта по созданию условий, необходимых для оптимального удовлетворения познавательных потребностей ребенка в ДОУ, а также по организации воспитательно-образовательной работы в ДОУ, построенной на применении наиболее эффективных методов, активизирующих исследовательскую деятельность детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sozdanie_usloviy_dlya_udovletvoreniya_poznavatelnyh_potrebnostey_rebenka._statya.doc | 58 КБ |
sozdanie_usloviy_dlya_udovletvoreniya_poznavatelnyh_potrebnostey_rebenka._statya.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема : «Создание условий для оптимального удовлетворения познавательных потребностей ребенка» (из опыта работы)
Автор: Федюкова Резеда Раисовна,воспитатель 1 категории
Воспитатель МДОУ «Детский сад № 58 «Тополек»
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.
Говоря о познавательной деятельности, мы имеем в виду активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.
Эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование, с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.
В период дошкольного детства «островок» познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.
К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.
Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?)
Путей развития потенциала личности существует много, но собственно удовлетворение познавательных потребностей, бесспорно, один из самых эффективных.
Важно создавать условия по организации самостоятельной поисковой исследовательской деятельности детей.
Нами делается всё больший акцент на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Исследования предоставляют возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?»
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.
Непосредственный контакт ребёнка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытнической деятельности учили детей наблюдать, размышлять, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.
Осуществление поисково-исследовательской деятельности в группе напрямую зависит от интереса детей, актуальности в выборе проблемы, от системы планирования педагогического процесса, от создания условий в группе, от качества организации исследовательской деятельности.
Вся воспитательно-образовательная работа в нашей группе построена на применении наиболее эффективных методов, активизирующих исследовательскую деятельность детей. От успешности планирования зависит дальнейшее развитие ребёнка. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получают дети, тем быстрее и полноценнее они развиваются.
Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда.
Поэтому в группе создали развивающую среду так, чтобы она направляла на развитие познавательных способностей, на развитие поисково-исследовательской деятельности детей.
Создали необходимую для проведения исследований «мини-лабораторию», оснащённую специальным оборудованием, разнообразными материалами и т.д.
В детской исследовательской лаборатории дети могут самостоятельно воспроизводить простые и более сложные опыты, рассчитанные на одаренных детей. Лаборатория постоянно пополняется все новыми материалами для экспериментирования, которые находятся в доступном для детей месте.
В детской лаборатории находятся:
— Различные приборы: весы, увеличительные стекла, магниты, микроскопы, лупы;
— Разнообразные сосуды из различных материалов: стекла, металла,, пластмассы;
— Природные материалы: листья, песок, глина, земля, семена;
— Гайки, скрепки, винтики, гвоздик, проволока;
— Медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт;
— Бросовый материал: пластмасса, кусочки ткани, кожи, меха;
— Мука, соль, сода, свечи, фонарики;
— Детские халаты, фартуки;
— Схемы для проведения опытов;
— Журнал для фиксирования результатов.
Постепенно «лабораторию» наполняли новыми материалами для экспериментирования, поддерживая интерес детей, позволяя им вновь воспроизвести опыт, утвердиться в своих представлениях.
В группе развивающая среда обогащена (в мини-лаборатории имеются).
Лупы, зеркала, различные весы (безмен, напольные), магниты, термометры, бинокль, верёвки, песочные часы, лампа, стеклянная призма, мелкие вещи из различных материалов (дерева, пластмасса, металл, резина).
В старшем возрасте детьми учимся узнавать не только из чего сделаны предметы (из бумаги, дерева, ткани, глины и т.д.), но и их разновидность: бумаги (салфеточная, обёрточная и т.д.), тканей (из капрона, хлопка, шерсти и т.д.) Важное место в ознакомлении детей с материалом предметов занимает процесс освоения действий разного характера (экспериментального, моделирующего, алгоритмического) с использованием косвенных стимуляторов (алгоритмов, схем, моделей). Вместе с детьми составили алгоритмы описания свойств и качеств материалов. Познакомили детей с понятиями «гигроскопичность», «водопроницаемость», «водонепроницаемость», «теплопроводность», «воздухопроницаемость», «воздухонепроницаемость».
Внесли игру «Кто назовёт больше качеств и свойств?» с целью ознакомление детей с материалами предметов с использованием алгоритмов. Учили детей определять, анализировать структуру свойств, признаки, особенности материала предмета.
Внесены различные коллекции: «Бумаги», «Ткани», «Пуговиц», «Фантиков».
Ёмкости: пластиковые бутылки, банки, стаканы (разной формы, величины), мерки, воронки.
— природные (жёлуди, шишки, семена, сучки, листья, крупа, зерно, опилки, древесная стружка);
— бросовый (пробки, палочки, трубочки для коктейля и т.п.).
— неструктурированные материалы: песок, вода, измельчённый пенопласт (для проведения опытов).
Предметно – развивающую среду, обогащали и систематизировали в соответствии с погружением детей в ту или иную тему.
Например, знакомя детей со свойствами песка, установили в группе мини-песочницу. Мини-песочница – идеальная развивающая среда, где можно в течение года творить, без страха что-либо испортить или сломать. Мини-песочница позволила нам обогатить образовательную среду и пополнить свой методический багаж новыми приёмами. Песочные занятия способствуют развитию речи, мелкой моторики, памяти, воображения.
Приготовили водонепроницаемый ящик, нашли ему удобный уголок в группе, желательно, чтобы песочница имела крышку и закрывалась на ночь.
Чистый просеянный песок прокалили (прокварцевали), заполнили им ящик на 1/3. В зависимости от задач, песок может быть сухим или влажным.
Подобрали формочки и совочки, миниатюрные игрушки, предметы (камешки, ракушки, веточки) и персонажи, встречающие в реальном и сказочном мире. Эту коллекцию постоянно пополняем.
Известно, что пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Массируя на кисти рук акупунктурные точки, можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. Чем выше двигательная активность пальцев, тем лучше развита речь.
Сравнивая отпечатки взрослой и детской руки, внутренней и внешней стороны кисти, кулачков, косточек, вы одновременно делаете массаж кисти.
Например, игра «Одним словом назови и запомни», «Путешествие на…» эти игры учат классифицировать предметы по заданным признаком.
Игра «Следопыты», эта игра развивает пространственное воображения, связана с распознаванием отпечатков на влажном песке.
Игра «Узоры на песке», эта игра развивает фантазию, воображение, закрепляет знания о круглой, квадратной форме.
Игра «Картины на зеркале», эта игра развивает речь и воображение детей, привлекает детей к деятельности творческого характера; развивает мелкую моторику.
Игра «Раскопки далёких миров», эта игра предоставляет ребёнку возможность сочинять, придумывать, фантазировать, развивает речь. Вместе с детьми составили книжку-самоделку сказок, с рисунками детей.
Мы решили песок использовать и в произношении звуков.
Песок стал подспорьем, чтобы научить ребёнка правильно, произносить звуки. Например, вы хотите отработать с ребёнком звук «А». Подберите фигуры. В названиях, которых есть звук «А». Постройте вместе с ребёнком сказочную страну «А», где есть сады с А-кациями и А-рбузами, реки с А-кулами и дворцы с А-рками и т.д.
Знакомя детей со свойствами и значением воздуха в нашей жизни; ветром, с тем, как человек использует различные свойства воздуха. Создали в группе мини-музей «Воздух невидимка».
Обогащение предметно-развивающей среды новыми формами;
Формирование у дошкольников представления о музее;
Расширение кругозора дошкольников;
Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.
Идея создания первого музея исходила от детей. Во время прогулки, однажды в ветреную погоду, дети стали задавать много вопросов: «Откуда прилетел ветер?», «Куда он улетает?» «Откуда появляются облака?», «Где ложиться ветер спать?» и т.д.
Создание музеев стала традицией нашей группы. После музея «Ветра», создали музей «Весны», музей «Лета», музей «Хлеба» и музей «Снегурочки».
Эксперименты проводили не только кратковременные, но и длительные. Длительные эксперименты в основном проводились при знакомстве с жизнью растений, с условиями необходимыми для жизни и роста растений (от 1-2 недель); при знакомстве с почвой, с понятием перегной (2-3 месяца).
Прежде чем приступить к их проведению мы вместе с детьми составляли план предстоящей деятельности.
Для наглядности оформили этот план в схему. Это помогло быстрее запомнить детям предстоящие этапы экспериментальной деятельности (опыта).
Свои результаты фиксировали в дневниках наблюдений, рисовали рисунки, составляли схемы.
Во время исследований использовали театрализованную деятельность. Используемые игровые приёмы, позволяли более доступно объяснить детям тот или иной материал; привлекали своей ненавязчивостью, излишней сухости в изложении материала. Для поддержания интереса к экспериментированию практикуем задания детям, в которых проблемные ситуации моделируются от имени сказочного героя куклы. Эти герои «участвуют» в опытах и экспериментах, решают возникшие приносят интересные вещи юным исследователям.
Сказку «Колобок» использовали, для того чтобы познакомить детей с движением по наклонной и прямой, а чтобы ознакомить со свойствами воды использовали сказку «Заюшкина избушка». Сказка «Дюймовочка» помогла понять детям способы проращивания семян. При знакомстве со свойствами камней и силой ветра помогла сказка «Три поросёнка».
Проводя экспериментально-исследовательскую работу на занятии, стараюсь закрепить дидактической или подвижной игрой.
Работу с родителями вела параллельно с подготовкой детей к исследовании. Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи.
Для наглядной агитации приготовили:
— папку-ширму «Познавательно-исследовательская деятельность детей».
Для того, чтобы показать родителям организацию детского экспериментирования в практике работы группы, дать рекомендации по развитию познавательных интересов детей.
— папку-ширму «Игры с песком круглый год». В ней раскрыли родителям важность игр с песком для развития детей, т.к. игры с песком способствуют развитию речи, мелкой моторики, памяти, воображения.
Чтобы заинтересовать родителей содержательным общением с собственным ребёнком не стен детского сада в повседневной жизни, было предложено подготовить сообщения на разные темы.
Сейчас у нас в разработке «Книга опытов», которую составляют родители вместе с детьми под рубрикой «Это интересно». Цель книги состоит в том, чтобы родители предоставили ребёнку возможность действовать с разными предметами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.
Родители принимали активное участие в оборудовании и пополнении уголков экспериментирования необходимыми материалами, в совместных выставках из природного и бросового материала.
В группе проводились различные выставки совместного творчества родителей и детей рисунков и аппликаций: «Весна – Красна», «Наш город – Бологое», выставка «Вееров».
Жизнь в группе насыщена разными событиями и новостями местного значения. Но не всегда родители в курсе всего происходящего. Поэтому придумали папку ширму: «Вести из группы», в ней сообщаем об интересных событиях, произошедших в группе за последний месяц.
Итак, экспериментальная деятельность детей, помогла углубить представления детей о живой и неживой природе. Дети научились самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать своё мнение.
Вся работа с детьми в этом направлении приобрела перспективу, систему, определённую последовательность.
Вся работа с родителями оказалась не напрасна. Большинство родителей поняли, что экспериментальная деятельность влияет на всестороннее развитие ребёнка. Они стали союзниками, помощниками, всегда отзывчивы на просьбы и предложения.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что исследовательская деятельность, во-первых, способствует развитию, как познавательной потребности, так и творческой деятельности; во-вторых, учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового; в-третьих, облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности; в-четвертых, способствует творческому развитию личности, являясь одним из направлений развития детской способности быть исследователем.
Источник