Удовлетворение потребностей
Удовлетворение потребностей
Смысл любой деятельности определяет мотив или причина, в соответствии с которой необходимо удовлетворить потребность (сильно хочется пить, поэтому нужно удовлетворить жажду).
Осознавая ощущаемую потребность в чём-либо (например, жажду), человек определяет её словами (хочу пить), оценивает её силу, взвешивает необходимость удовлетворения и, приняв решение об удовлетворении потребности, формулирует мотив для дальнейших действий в виде намерения удовлетворить это желание.
Мотивация – побудительный стимул, который после его взвешивания превращается в намерение удовлетворить потребность.
Принятие решения об удовлетворении потребности включает физиологический механизм активирования подсознанием хранящихся в памяти обозначений внешних объектов, которые способны удовлетворить имеющееся у организма ощущение дефицита, и тех действий, которые способны привести к его восполнению.
Продолжим предыдущий пример. Из подсознания возникают варианты: в холодильнике взять бутылку воды, или приготовить чай, …
Выбрав способ удовлетворения потребности, человек определяет цель и принимает решение о достижении её (достать из холодильника бутылку воды). Этот многоступенчатый процесс удовлетворяет потребность, но рождает новые желания.
Если человек удовлетворил свои потребности, он продолжает хотеть.
Так удовлетворив физиологические потребности, вы ощутите потребность в безопасности, ощутив безопасность, вы почувствуете неудовлетворённость в любви и общении.
Располагая достаточным уровнем общения и реализовав себя в любви, вы ощутите потребность в самоуважении и одобрении ваших качеств, возможностей, способностей и дел другими людьми. В какой-то мере получив и это, вы ощутите познавательную потребность. Вас начнёт интересовать то, что происходит вокруг и то, что находится за горизонтом.
Далее, прислушиваясь к своим потребностям, вы ощутите необходимость в эстетике и постараетесь украсить свою жизнь. Некоторая удовлетворённость в области эстетики откроет новый круг интересов.
Вы постараетесь заглянуть внутрь себя и познать суть вещей, вас увлечёт творческая работа и реализация новых проектов. Естественно то, что в известной сказке старуха не смогла удовлетвориться новым корытом.
Каждая достигнутая ступень в удовлетворении ваших потребностей делает актуальной следующую, не даёт человеку успокоиться и остановиться на достигнутом.
Проявление принципа активного поиска нового в состоянии полного удовлетворения потребности живого существа можно было бы определить как повышение его осознанности при положительном эмоциональном фоне.
Таким образом, можно было бы предположить, что положительные эмоцииповышают активность сознания. Но положительные эмоции ведут к тому, что люди полагаются на существующие убеждения, в то время как отрицательные эмоции заставляют людей опираться на новую информацию. Это, наоборот, говорит о снижении осознанности в состоянии позитивного возбуждения нервной системы.
Например, несколько экспериментов показали, что люди в радостном настроении чаще используют типовые представления и первые впечатления при оценке других людей, в то время как люди в печальном расположении духа, но не в возбуждённом состоянии, склонны выносить оценки на основе фактических поступков окружающих.
У крысы в вышеописанном примере нет оснований отказаться от счастья, и у неё отсутствует мотив лишить себя благоприятных условий, и рисковать. Кроме познавательной, удовлетворены все её основные потребности.
У крысы существует своя иерархия ценностей, а появление беспокойства и желание новых впечатлений вслед за положительным эмоциональным периодом есть шаблон действий, предложенный подсознанием.
Удовлетворение потребности всегда связано с положительными эмоциональными переживаниями. Положительная эмоция фиксируется в памяти, и впоследствии, как своеобразное «представление» о будущем, сопровождает возникновение соответствующей мотивации.
Процесс удовлетворения потребности создаёт прилив сил и позитивное нервное возбуждение. Автоматической реакцией на возбуждение является его фиксация на объекте раздражения.
С насыщением исчезает мотив, который возбудил желание, поэтому программа перестаёт энергетически поддерживать интерес к возможности удовлетворить потребность вновь. Снижение тонуса побуждает повысить энергетику за счет устремления к новым желаниям.
Каждая новая ступень ваших желаний является составляющей генетически заложенной иерархической системы ценностей и ценностей, которые усвоены от социума и приобретены с собственным опытом.
К примеру, удовлетворив свои физиологические потребности, ощутив физическую и финансовую безопасность, один человек определит приоритет в желании общения с противоположным полом, другой выберет следующим желанием приобретение мотоцикла, а третий займётся познанием мира и раскрытием собственного потенциала.
А некоторые люди приобретут внешние атрибуты успешности, имитируя удовлетворение своих базовых потребностей.
Каждая ступень иерархии потребностей имеет оптимальный уровень насыщения. Пресыщение создаёт эмоциональный подъём, а затем утомление, которое снижает энергетику, и приводит к тому, что вы временно теряете ко всему интерес.
Пониженная энергетика устремляет вас к возможности повысить её уровень — к новым задачам и к следующему уровню желаний. Достижения на новом уровне желаний увеличивают общую удовлетворённость жизнью, но лишь на некоторое время.
Не имея достижений, удовлетворяющих дефицит на всех ценных уровнях существования, вы не можете испытывать полного удовлетворения и будете ощущать жизнь неполноценной. Прав был А.С.Пушкин: важно быть ещё и царицей морскою.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Источник
Физиологические потребности: что это такое, что к ним относится, примеры и нормы
У каждого обитателя нашей необъятной планеты есть свои основные потребности, даже у самых простейших — одноклеточных. При неудовлетворении всех испытываемых нужд существо не сможет нормально функционировать, чувствовать комфорт и наслаждаться жизнью. Человечество имеет значительное количество запросов, которые необходимо своевременно выполнять, чтобы продолжать жить. В этой статье я подробно расскажу о физиологических потребностях человека и дам детальное определение, что это такое.
Объяснение понятий
Биологические нужды являются самыми значимыми и ценными, так как они обеспечивают жизнедеятельность. Даже незначительный отказ в удовлетворении может привести к негативным последствиям (заболевание, нарушения системы органов, слабость, смерть).
Потребность – это запрос, который надо сразу же выполнить для того, чтобы индивид чувствовал себя хорошо:
- ощущал себя защищенным;
- был важен окружающим;
- нормально функционировал без сбоев организма;
- добивался целей и осуществлял мечты;
- чувствовал удовлетворение.
Физические потребности человека – это вид нужд, невыполнение которых ведет к потере жизнедеятельности. Если личность не сможет их поддержать, она потеряет возможность достижения целей, а если их, вообще, не удовлетворять, будут появляться болезни, нарушения функций организма, что приведет к неименуемой смерти (это не относится к стремлению продолжительности рода).
Примеры биологических запросов:
- употребление калорийной еды для получения энергии и поддержания существования;
- отдых и сон;
- воздух;
- жидкость;
- желания сексуального характера и продления рода.
Они являются самыми низшими нуждами. Их обязаны выполнять не только человеческие существа, но и представители всего животного мира, даже насекомые. Однако у простейших организмов этот перечень не такой большой.
Какая классификация физиологических потребностей существует: примеры проявления у человека
Ориентация на достижения подразумевает требования быть сильнее, ответственнее, умнее, иметь наиболее высокооплачиваемую работу. Порой чтобы добиться как можно большего,человек ставит биологические запросы на второй план, забывая их выполнить. Но к сожалению, бывают случаи, когда отодвигают не только свои собственные нужды, но и потребности своих детей, записывая их в различные кружки с самого рождения: музыкальная секция, рисование, танцы. Результатом такой спешки может оказаться неуспевание покушать или отдохнуть. Это приведет к проявлению психологических нарушений.
Питание
Пища приносит организму энергичность, удовольствие, удовлетворение. Подкрепившаяся личность является уравновешенной и жизнерадостной, нежели голодная. Иметь возможность перекусить – недостаточно, необходимо, чтобы еда была калорийной и безвредной. Если индивид занимается физическим трудовым рабочим процессом и при этом часто посещает тренировки, ему следует употреблять как можно больше калорий, а кто осуществляет деятельность с помощью умственного труда – меньше. Нужда считается удовлетворенной, если в рационе было достаточно питательных веществ, чтобы вести нормальный образ жизни, быстро не уставать и не изнурять тело.
- Наполнение организма необходимыми полезными элементами, которые способствуют поддержанию жизнедеятельности и выработке новых клеток.
- Обеспечение энергией для борьбы за существование и активного образа жизни.
- Передача информации для поддержания связи с природой.
В истории человечества голод и жажда – причины войн и образования кочевников, нам же это известно только из учебников. В настоящее время образовалась другая проблема – таблетки для похудения, которые снижают аппетит; желание девушек стать худыми, что приводит к анорексии.
Человеческий организм устроен так: чтобы избежать недостаток необходимых углеводов, он ориентируется на сохранение запасов энергии, превращая их в жировые отложения, которые сохраняют полезные свойства в органах. При продолжительной голодовке тело будет использовать отложенные запасные вещества, чтобы человек мог существовать еще какое-то время.
Источник
Потребности человека способы их удовлетворения, структуры их удовлетворяющие
Жизнедеятельность человека, основанная на взаимодействии человека с внешней сре-
дой за счёт процессов движения, дыхания, питания, выделения, репродукции, защиты, общения и т. д., составляют сущность жизнедеятельности человека и проявляются как потребности человека.
Потребность — это физиологический и психологический дефицит ‘чего-либо, который человек испытывает на протяжении всей жизни и должен постоянно удовлетворять с целью достижения здоровья. Психологом Маслоу выделено 14 основных потребностей человека, которые он распределил в виде ступеней пирамиды – иерархической лестницы.
1 й и 2 й уровни низшие, но они базовые, обеспечивающие физиологические процессы в организме человека и его адаптации.
3 я , 4 я и 5 я ступени — высшие потребности, психологические, но целиком зависят от по-
требностей 1 й и 2 й ступеней.
Основой формирования потребностей человека являются клеточные потребности, во-
зникающие в результате выполнения клетками различных функций под действием внешн-
их и внутренних факторов. Переход потребностей клеток в потребности всего организма обеспечивается за счёт внутренней среды организма, систем регуляции и кровообращения.
Пример: Выполнение физической работы усиливает функционирование клеток скелетных мышц, сопровождающееся увеличением расхода энергии, органических веществ и образования шлаков. Это ведёт к возникновению потребностей в питании, дыхании клеток и выделению шлаков. Осуществлять эти клетки могут только за счёт внутренней среды, в частности крови и процессов кровообращения и регуляции, которые обеспечивают движение жидкостей во внутренней среды. Клетки получают из внутренней среды питательные вещества, кислород, а отдают шлаки, что ведёт к потребности пополнения её питательными веществами, кислородом и выделением в окружающую среду шлаков. Это формирует уже потребности всего организма в выделении, питания (голод), дыхание (усиление внешнего дыхания). Возникающие потребности удовлетворяются путём самоудовлетворения или удовлетворение с посторонней помощью. Процесс самоудовлетворения потребностей человека представляет собой совокупность приспособительных реакций организма на воздействие внешней среды и может носить как врождённый, так и приобретенный механизм. Врождённые механизмы самоудовлетворение потребностей осуществляют за счёт способности организма человека к саморегуляции обменых процессов, функций внутренних органов за счёт безусловных рефлексов, инстинктов. Приобретённые– формируемые в процессе жизни человека и основанные на развитии коры большого мозга и высшей нервной деятельности — созидательное поведение, логическое и абстрактное мышление, целенаправленная деятельность, психологические реакции и др. Наличие различных способов и механизмов удовлетворения одних и тех же потребностей человека связано с усвоением его существования, в первую очередь социально-культурное окружение, составными элементами которой являются: социальная среда, культура, материальное благополучие, экология, возраст. Кроме этого — силы, желания, знания и умения самого человека. Способность самоудовлетворения различных потребностей; «человека зависит напрямую от функционирования анатомо-физиологических систем организма человека, удовлетворяющие данные потребности. В зависимости от вида потребности задействуются и различные системы, которые могут быть исполнительными –дыхательная, выделительная, защитная система и регуляторная — система управления и регуляции. При нарушении или снижения функций данных систем, чаще всего при неблагоприятном влиянии внешней среды, или их возрастного несовершенства человека теряет способность самостоятельно удовлетворять свои потребности, и требует посторонней помощи, в частности среднего медицинского работника, грамотная деятельность которого позволит пациенту адаптироваться к новым условиям существования и удовлетворять жизненно важные потребности.
Таким образом — развитие, формирование и деятельность человека ведёт к возникновению различных потребностей, способы и механизмы удовлетворения которых зависят от способности организму человека адаптироваться к меняющимся условиям внешней среды и противостоять неблагоприятным факторам — факторам риска, где важную роль играет образ жизни человека.
1. 4. «Основные характеристики организма человека».
Организм человека объединяет в себе 3 группы характеристики: морфологические, функциональные и личностные.
Морфологические характеристики определяют строение, структуру, местоположение клеток, тканей, органов, анатомических систем и аппаратов, которые рассматриваются в соответствии с уровнями структурной организации организма человека.
Функциональные характеристики определяют процессы, происходящие в организме человека.
Основы функциональной характеристики организма человека:
Свойство— это гинетически обусловленная способность слеток, органов и систем.
Физиологический процесс — это совокупность биохимических, биофизических и физиологических реакций, происходящих в разных структурах элементах человека.
Функция — специфическая деятельность клеток, тканей и органов, их свойства проявляются, как физиологический процесс или совокупность процессов. Функции условно подразделяются на соматические и вегетативные. Соматические функции осуществляются за счёт деятельности костной и мышечной системы. Вегетативные функции осуществляются за счёт деятельности внутренних органов.
Физиологические реакции— это изменения структуры функции организма, его клеток в ответ на различные воздействия факторов внешней среды или раздражителя. Каждая реакция имеет свою форму и степень проявления и является внешним проявлением реактивности.
Реактивность — свойство организма определённым образом отвечать на воздействие различных факторов окружающей и внутренней среды.
Каждая реакция, процесс имеют свои специфические механизмы осуществления.
Механизм физиологических реакций – это последовательность структурных и функциональных изменений, возникающих в организме человека, клетками под воздействием различного рода раздражителей, т. е. механизм, позволяет ответить на вопрос — «как осуществляется физиологические процессы»
Личностные характеристики — определяют в большой степени психическую деятельность человека: направленную осознанную деятельность способность, характер, воля, чувства, эмоции и др.
Все характеристики позволяют воспринимать и формировать представление об организме человека как единое целое, в котором частные физиологические процессы подчинены закономерностям работы сложной целостной системы. Процесс познания физиологических закономерностей не мыслим без глубокого изучения структуры органа или системы органов. Поэтому, изучение структуры органов — необходимый этап познания сущности физиологических процессов и связи между структурой и функцией живого органа или целостной живой системы. Каждый орган или отдельная система органов выполняет специфические функции, но их самостоятельность в поведенческих актах человека носит относительный характер. Так в реализации пищевой поведенческой реакции проявление физиологической активности — поиск, приём и переработка пищи — оказываются подчиненырешению главной задачи — удовлетворению потребности в пище.
Морфологическая и функциональная зависимость и взаимозависимость между органами и системами организма человека осуществляется за счёт деятельности системы управления и регуляции и внутренней среды организма человека по принципу системной иерархичности: элементарные процессы жизнедеятельности подчинены сложным системным зависимостям. Так низшие отделы уже соподчинены высшим отделам и осуществляют автоматическое поддержание заданного режима жизнедеятельности.
Объединяя выше рассмотренное, можно выделить что в основе жизнедеятельности
организма человека как единого целого лежит структурно-функциональная взаимосвязь и взаимозависимость различных органов и систем на основе деятельности системы управления и регуляции и внутренней среды организма по принципу иерархии: соподчинённость низших структур регуляции высшим и зависимость активности высших отделов регуляции от функционирования низших. На этой основе формируются высшие личностные характеристики человека и уровни регуляции жизненных процессов:
а) Высший уровень: регуляция функций целостного организма и взаимоотношение с внешней средой, осуществляемой центральной нервной системой;
б) Второй уровень: вегетативная регуляция функций внутренних органов человека;
в) Третий уровень — гуморальная регуляция за счёт гормонов, вырабатываемых железами внутренней секреции;
г) Четвёртый уровень — неспецифическая регуляция физиологических функций, осуществляемая жидкими средами организма человека.
1. 5. Организм человека и внешняя среда: сущность, принципы, результаты, проявления взаимодействия: методы их обнаружения.
«Организм человека без внешней среды, поддерживающей ого существование, невозможен». Иван Михайлович Сеченов.
Человек, с момента своего рождения вступает в прямой контакт с внешней средой, которая влияет на рост, развитие и формирование человека как «человека разумного». Влияние внешней среды на человека осуществляется за счёт внешних раздражителей — физических, химических, биологических и социологических. В отличие от животных человек подвергается воздействию социальных факторов, которые сам формирует — слово, общество, ноосфера. Поэтому человек — это существо социальное. Ноосфера по В. Вернадскому — это результат преобразования биосферы человеком с помощью науки и техники. Внешние факторы при воздействии на организм человека воспринимаются анализаторами, преобразуются в электрические импульсы и проводятся в центральную нервную систему, где формируется ответная реакция, которая может проявляться в различной сфере в зависимости от вида раздражителя и потребности организма человека. Ответная реакция организма на внешние раздражители, направленная на адаптацию (приспособление) человека и реализацию его потребностей есть ни что иное, как рефлекс. Потому рефлекторные процессы являются основой взаимодействия человека с внешней средой. Так, первый вдох и первый крик новорождённого есть ни что иное, как ответные реакции на основе безусловных рефлексов на воздействие внешнего раздражителя. Именно на рефлекторной основе формируются сложные физиологические процессы, обеспечивающие жизнедеятельность человека — это дыхание, питание, движения, выделения, репродукции, общение и т. д. Данные физиологические процессы удовлетворяют одноимённые потребности организма человека и составляют сущность взаимодействия человека и внешней среды. Ответные или рефлекторные реакции обеспечивают взаимосвязь организма человека с внешней средой, и является одной из форм проявления жизнедеятельности.
В элементарной схеме рефлекса можно выделить:
1. Афферентное или чувствительное звено с рецепторной частью, воспринимающее раздражители, преобразующие их в электрические импульсы и проводящие в центральное звено.
2. Центральное или вставочное звено осуществляет анализ информации и моделирование ответной реакции с включением специфических двигательных (эфферентных) центров.
3. Эфферентное звено или двигательное, связывающее центральное звено с эффектром
Современные представления о рефлексе строятся на сигнально-регуляционном принципе. Рефлекс рассматривается как система ответных реакций организма на внешние воздействия, обусловленная не только сигналами внешней среды, но и обратными связями, приходящими в центральную нервную систему от исполнительного аппарата. Выделение начального (пускового) и конечного (исполнительного) звена рефлекса, с прямыми и обратными связями — это схематическая картина сложных взаимодействий в рефлекторном ответе, осуществляющемся по кольцевому принципу, т.е. от рефлекторной дуги к кольцевому принципу управления.
Механизм осуществления кольцевого принципа формирование рефлекса позволяет оценить взаимодействие человека с внешней средой, т.е. результат рефлекса (достижение полезного результата)
Важным результатом взаимодействия организма человека с внешней средой является сохранение постоянства внутренней среды организма человека — гомеостаза. Оценка гомеостаза осуществляется по константам гомеостаза — пульс, кровяное давление, частоты дыхания, химический и клеточный состав крови и других костей и т. д. Константы носят относительно постоянный характер, т. е. динамический. При изменении функционального состояния организма человека и изменения внешних условий константы изменяются, противодействуя внешним факторам, но затем возвращаются в исходное состояние. Так, при возбуждении может резко учащаться пульс, но затем снова возвращается к норме — 70-80 ударов. Сохранение констант гомеостаза осуществляется за счёт функциональных систем на основе процессов саморегуляции. Поддержание гомеостаза — единственный возможный способ существования любой открытой системы, находящейся в постоянном контакте с внешней средой. Способность поддерживать гомеостаз в неблагоприятных условиях существования — свойство, которое в значительной мере снизило зависимость организма человека от внешних влияний, сделало его способным к выживанию в меняющихся условиях внешней среды, т. е. к адаптации.
Адаптация — это совокупность приспособительных реакций и морфологических изменений, позволяющих организму сохранить относительное постоянство внутренней среды в изменяющихся условиях внешней среды.
В процессе адаптации можно выделить 2 противоборствующей тенденции: с одной стороны — отчётливые изменения, затрагивающие в той или иной мере все системы организма и переводящие организм на новый уровень функционирования с целью достижения полезного результата а с другой — сохранение гомеостаза и поддержание динамического равновесия контраст гомеостаза . Сбалансированность этих направлений адаптации обеспечивается за счёт формирования функциональных систем, которые, согласно представлений П. К. Анохина, выступают как сложные физиологические механизмы (системы), обеспечивающие получение полезного приспособительного результата с сохранением гомеостаза.
Взаимодействие организма человека с внешней средой при котором сохраняется динамичность гомеостаза за счёт нормального функционирования приспособительных реакций организма человека проявляются в виде хорошего самочувствия, работоспособности, состояния психологического комфорта или общим термином — здоровьем.
Всемирная Организация здравоохранения определяет «здоровье» как «состояниеполного физического, психического, функционального и социально-экономического благополучия».
Пока человек здоров, он справляется с широким набором факторов внешней среды, воздействующих на него — это температура, пища, микроорганизмы, стрессоры. Если же при взаимодействии с внешней средой приспособительные реакции функциональных систем организма человека не способны обеспечивать гомеостаз, то снижается стабильность физиологических процессов и нарушается адаптация и возникает болезнь.
Болезнь — этосостояние морфофункциональной недостаточности, возникающей в результате нарушений функционирования систем организма человека, проявляющиеся внешне стойкостями изменения констант гомеостаза.
Здоровье и болезнь — это два противоположных состояния организма человека, являющихся следствием одного и того же процесса взаимодействия организма человека и внешней среды, проявляющиеся в зависимости от функционирования адаптационных систем организма человека и условий обитания человека во внешней среде.
Для приобретения навыков и умений оценки здоровья человека или диагностики здоровья, т. е. обнаружение проявлений взаимодействия организма человека с внешней средой, необходимо усвоение определенного объёма знаний, которые вы приобретёте в результате учебной деятельности. На основании получаемых знаний, навыков вы сможете моделировать различные процессы для различных функциональных состояний в норме и при заболеваниях. Смоделированные процессы вы сможете перенести на обследуемого пациента, сравнивая с полученными данными методами осмотра, наблюдения, общения, лабораторной диагностики и др. и устанавливать диагноз. Умение обнаружить, фиксировать и оценить результаты проявления жизнедеятельности среднего медицинского работника.
Источник