Способы удовлетворения потребностей ребенка школьного возраста

Основные потребности ребенка

Потребности ребенка в разные периоды жизни отличаются лишь степенью выраженности. В данной статье рассмотрим базовые детские психологические потребности и выясним, что рекомендуют психологи сделать родителям, чтобы удовлетворить каждую из них.

Содержание:

Классификация базовых потребностей по Маслоу

Несмотря на то, что родители действительно любят своих детей, они далеко не всегда умеют вести себя так, чтобы дети действительно чувствовали себя любимыми. Чтобы сделать своего ребенка счастливым, необходимо понимать какие психологические потребности для него являются базовыми.

Американский психолог Абрахам Маслоу утверждал, что все потребности человека являются врожденными, а также описал их как иерархическую систему доминирования, состоящую из пяти уровней.

  • На первом, базовом уровне – физиологические потребности.
  • На втором уровне, более высоком – потребность в безопасности. Для человека не станет ведущей потребность более высокого ранга, если потребности более низкого уровня не удовлетворены. Так, например, человек не будет думать о безопасности, если он голодает.
  • На третьем уровне ­– потребность принадлежности к какой-то социальной группе, например семье, рабочему коллективу.
  • Четвертый уровень – потребность в уважении и признании.
  • Пятая и высшая потребность – самоактуализация, то есть потребность в саморазвитии, личностном росте.

У разных людей степень выраженности той или иной потребности варьируется в зависимости от их психологического склада. Для некоторых людей остаются ведущими потребности низших уровней, а к высшим они никогда не испытывают большого устойчивого интереса.

Данная теория потребностей обращает внимание родителей и педагогов на тот факт, что дети не станут стремиться к развитию, если в первую очередь не будут удовлетворены их потребности в безопасности, принадлежности к группе и уважении.

Основные психологические потребности детей

Даже при должном присмотре без удовлетворения базовых психологических потребностей дети замирают в развитии. Например, психологи установили, что физический тактильный контакт младенца с матерью или другим взрослым, который заботится о ребенке, – необходимый фактор для нормального роста детского организма. А младенцы, полностью лишенные общения со взрослыми, получают задержки в умственном развитии.

По мере взросления дети переживают кризисы роста, которые делают более актуальными те или иные психологические потребности. Так, к основным психологическим потребностям ребенка дошкольного возраста можно отнести: до трех лет – общение, эмоциональные связи с другими людьми, потребность в познании; с трех до семи лет – уважение, независимость. Основные потребности детей младшего школьного возраста – признание, самоактуализация; детей подросткового возраста – принадлежность к группе, независимость.

Уровни потребностей по Маслоу дают подсказку родителям и педагогам, на какие действия необходимо ориентироваться в воспитании ребенка.

Потребность в безопасности

Правила и порядки, которые навязывают родители своим детям в процессе воспитания, далеко не всегда лишь ограничивают или лишают чувства свободы. Часто дисциплина также выполняет важную для психики ребенка функцию: дает структуру, чувство упорядоченности жизни. И тем самым удовлетворяет одну из базовых психологических потребностей – потребность в безопасности.

Вседозволенность, отсутствие поддержки опытного человека, который даст совет, как действовать в новой незнакомой ситуации, порождает чувство тревоги. Даже бунтующему подростку важно знать, что в случае чего мама и папа подстрахуют, что можно им довериться и обратиться за помощью.

Семейные традиции и ритуалы – отличный способ дать ребенку чувство стабильности и безопасности. Это может быть что угодно: еженедельный семейный обед, вылазка на природу с ночевкой в одно и то же время года, походы на спортивные матчи, ежемесячная генеральная уборка, в которой участвуют все члены семьи. Главное – сделать мероприятие обязательным. Подобные традиции не только дают чувство стабильности, но и сплачивают семью и дарят теплые воспоминания на всю жизнь.

Дети гораздо сильнее взрослых нуждаются в теплой и мирной семейной атмосфере. В случае возникновения ссор и скандалов, ребенок чувствует угрозу: его устоявшемуся безопасному миру грозит опасность. Не нужно делать маленького человечка свидетелем выяснения отношений, а если конфликт уже произошел при ребенке, то и мириться нужно на его глазах. Так, малыш научиться понимать, что на смену плохому всегда приходит хорошее, и в будущем, став случайным свидетелем ссоры, не станет испытывать такую сильную тревогу.

Если же дело дошло до развода, нужно быть максимально деликатным. Дети в таких ситуация испытывают вину и страх, ощущают себя брошенными и ненужными. Заверить в своей неизменной любви – обязательный шаг в удовлетворении потребности ребенка в чувстве безопасности. Однако важно сделать еще одну вещь: помочь ребенку увидеть дальнейшее будущее в условиях развалившейся семьи. Ведь казавшийся таким стабильным и понятным мир ребенка разрушен. Важно успокоить сына/дочь и объяснить, как перемены скажутся на привычном образе жизни ребенка.

Читайте также:  Как избавится от ребенка народным способом

Потребность в принадлежности к группе

Данный мотив не стоит в приоритете среди потребностей детей дошкольного возраста, становится более актуальным у школьников и достигает максимальной значимости у подростков. Но даже маленьким детям обидно чувствовать себя изолированными, когда от их общества отмахиваются, ссылаясь на их юный возраст.

С детьми можно и нужно обсуждать финансовые вопросы и рабочие проблемы родителей. Конечно, не стоит этого делать в тревожно-пессимистическом ключе. Но, приобщая детей к этой части жизни, можно дать им почувствовать себя частью «семейной команды», научить их ответственности и показать пример того, как справляться с жизненными трудностями. Хорошим способом приобщить ребенка к кругу взрослых может стать семейный совет, на котором будут сообща решаться различные бытовые и семейные проблемы. Принимая участие в таких обсуждениях, ребенок чувствует ценность своего мнения для родителей и осознает важность своей роли в жизни семьи.

Ощущая крепкую связь со своими близкими, ребенку проще противостоять негативным влияниям извне и избежать попадания в плохую компанию подростков. Ведь такая очень важная потребность, как желание быть частью значимой группы, уже удовлетворена как минимум в кругу семьи.

Потребность в уважении и признании

К числу основных потребностей ребенка дошкольного возраста относится желание ощущать себя самостоятельным существом. Упрямство и своеволие – обычные симптомы кризиса трех лет у детей. Именно в этом возрасте ребенок осознает себя как отдельную личность, оценивает границы собственной воли и желаний.

Также потребность в уважении остро осознается в подростковом возрасте. Детям в этот период просто необходимо, чтобы в них видели полноценных людей, и дали им право на собственные мысли и чувства. Дать ребенку право на собственные чувства – это значит не игнорировать его эмоции, не высмеивать и не уменьшать значимость его переживаний. Пусть с высоты опыта взрослого человека детские проблемы кажутся неважными, но для ребенка это не так. Если детские чувства подавляются или опошляются родителями, ребенок просто замыкается. В итоге поведение сына/дочери становиться или робким и неуверенным, или чрезмерно вызывающим, агрессивным. В обоих случаях эмоциональный контакт с ребенком и его доверие к нам теряется.

Ничто так не вредит самооценке, как чрезмерная и грубая критика. Если в негативных замечаниях по поводу поведения ребенка не улавливается и тени заботы о его чувствах, это заставляет подростка чувствовать себя так, как будто своими замечаниями родители пытаются подогнать его под некий идеализированный стандарт, угодный только им самим. Но ребенок – отдельная личность. Поэтому необходимо, чтобы взрослые считались с его желаниями так же, как и со своими собственными.

Потребность в саморазвитии

Каждый человек с рождения обладает уникальными способностями и талантами. Выявить их – не значит найти то, в чем ребенок самый лучший. Для развития настоящего дарования мало тяжелого и кропотливого труда – энтузиазм в работе так же необходим. Чтобы потребность ребенка в росте была реализована, необходимо поддерживать его естественные интересы к любым занятиям: и к тем, в которых он силен, и даже, на первый взгляд, к бесполезным занятиям. Родители часто неосознанно, а порой и вполне понимая, что делают, пытаются реализовать с помощью детей свои собственные амбиции. Но ребенок не приходит в этот мир, чтобы потешить эго родителей. Он рождается, чтобы быть счастливым, реализуя свои собственные цели и мечты. И только самостоятельно ставя перед собой задачи и преодолевая стоящие на пути трудности, можно расти как личность и развиваться.

Искусство обхождения с детьми – это умение позаботиться об их истинных, а не надуманных родителями потребностях.

Им не нужен восьмой айфон – они хотят почувствовать себя значимыми, дети не хотят устраивать истерики – они нуждаются в вашем внимании, и они не хотят отказываться от общения, а лишь избегают вашей грубой критики и обидных замечаний.

Чтобы ребенок развивался в здоровом психологическом климате, достаточно научиться всегда видеть в нем развивающуюся личность и относиться к ней с уважением.

Источник

Универсальные потребности ребенка и примерные планы удовлетворения

Школьный возраст.

Младший школьный возраст – 7-12 лет. Многие системы и органы продолжают совершенствоваться и достигают полного функционального развития. Заканчивается развитие костного скелета, усиленно развивается и укрепляется мышечная система. Молочные зубы сменяются постоянными. Ребенок из условий домашней среды или детского сада переходит в условия школьной жизни, овладевает необходимыми трудовыми навыками. В патологии этого возраста еще большее значение имеют острые инфекции, но они уже наблюдаются реже и течение их значительно легче. У детей этого возраста довольно часто наблюдается ревматизм.

Старший школьный возраст. – 12-16 лет. Значительная перестройка эндокринного аппарата, усиление функций половых желез, щитовидной железы, гипофиза, вследствие чего может нарушиться функциональное равновесие именно этих желез у детей с проявлениями эндокринопатии. Время наступления периода полового созревания значительно колеблется в зависимости от пола и индивидуальных особенностей ребенка. В этом возрасте ускоряется рост и начинает выявляться интеллектуальный образ ребенка. Многие заболевания в этот период по характеру своего течения приближаются к таковым у взрослых. Отмечаются функциональные расстройства сердечно-сосудистой системы, неровности в поведении, угловатость манер, различного рода неврозы.

Читайте также:  Все способы поздороваться по английски

Спать:

— нормализовать режим дня;

— покормить ребенка, после чего поговорить с ним, поласкать;

— проветрить комнату перед сном;

— не проводить возбуждающие игры, не рассказывать страшные истории перед сном;

— создать спокойную обстановку;

— провести гигиенические мероприятия перед сном.

Дышать:

— проводить проветривание помещения, где находится ребенок, 2-3 раза в день;

— обеспечить ребенку двигательный режим;

— организовать прогулки в течение дня при любой погоде 2 раза в день;

— контролировать температурный режим помещения: 18-22 градуса;

— создать возвышенное положение в постели;

— укрепить дыхательную мускулатуру путем проведения макссажа, гимнастики;

— обучать правильному дыханию ребенка.

Быть чистым:

— формировать навыки чистоплотности в зависимости от возраста;

— соблюдать чистоту окружающей ребенка обстановки;

— стимулировать и поощрять стремления малыша;

— регулярно, с учетом возраста, проводить гигиенические мероприятия;

— обращать внимание на неопрятности ребенка;

— предоставлять возможность ребенку самому устранять неопрятности.

Общаться:

— проверить слух ребенка;

— приучать ребенка слушать;

— эмоционально разговаривать с ним;

— организовывать мероприятия по формированию речи;

— обеспечить общение со сверстниками;

— использовать твердые запреты;

— наказывать ребенка соразмерно проступку;

— объяснять причину наказания;

— не обсуждать ребенка при посторонних;

— больше общаться с ребенком, выражать свою любовь.

Оберегать от опасности:

— проверить безопасность игрушек;

— устранить острые углы, низкое расположение стекол;

— хранить лекарства, химические средства в местах, недоступных для детей;

— создать ограждения в опасных местах;

— не оставлять ребенка без присмотра;

— следить за ребенком на воде;

— оберегать от присоединения инфекции;

— обучать ребенка, с учетом возраста, ПДД, приемам самозащиты;

— проводить беседы об опасности разговора, общения с посторонними.

Двигаться:

— проводить массаж, гимнастику с учетом возраста ребенка;

— с 2-х лет заниматься с ребенком зарядкой;

— создать условия для развития движений ребенка;

— следить за соответствием одежды погоде и двигательной активности;

— не наказывать ребенка двигательным бездействием.

Учиться:

— следить за соответствием учебного материала возрасту;

— чередовать умственный труд с физическим трудом;

— избегать переутомления ребенка;

— использовать игровые ситуации в обучении;

— обучать ребенка работе с литературой;

— тренировать память с помощью игр;

— строго соблюдать режим дня;

— следить за эмоциональным состоянием обучаемого ребенка;

— обязательно мотивировать обучение.

Антенатальный период или период внутриутробного развития (280 дней).

А) фаза эмбрионального развития (от момента зачатия до трех месяцев беременности). В эту фазу происходят закладка и дифференцировка тканей, первичное становление их функций, формирование частей тела и внутренних органов, начинает функционировать сердце. В это время особенно опасно действие тератогенных факторов (физических, химических, механических, биологических). Действие данных факторов в «критические периоды» формирования органов приводит к аномалиям развития, т.е. к врожденным уродствам.

Критические периоды развития органов:

— конечности 4-8 нед и т.д.

Б) фаза плацентарного развития. Делится на ранний (от начала 12-й до 29-й нед. внутриутробного развития) и поздний (от 29-й нед. до родов). В раннем фетальном периоде большинство органов уже сформировано, в позднем — появляются признаки зрелости плода. В этой фазе продолжается быстрый рост плода. Питание осуществляется через плаценту. Действие вредных факторов в этот период приводят к дисплазиям (патологическим изменениям органов) или гипоплазиям (морфологическому недоразвитию органов), кроме того, возможно развитие внутриутробной гипотрофии, инфицирование плода.

От того, как протекал антенатальный период, зависят состояние ребёнка после рождения, его адаптация к внеутробному существованию. При действии повреждающих факторов (радиация, перегревание, гипоксия и т. д.) на организм беременной первыми поражаются те органы и системы, которые в момент воздействия находятся в состоянии дифференцировки и повышенного обмена веществ.

Факторы, влияющие на развитие плода:

Гаметопатии –патологические изменения в половых клетках, произошедшие до оплодотворения и приводящие к спонтанному прерыванию беременности, врожденным порокам развития, наследственным заболеваниям. Бластопатии –повреждения зиготы в первую неделю после оплодотворения (первый «критический период» пренатального развития), вызывающие гибель зародыша, внематочную беременность, пороки развития с нарушением формирования оси зародыша (симметричные, асимметричные и не полностью разделившиеся близницы, циклопия и др.). Эмбриопатии –поражения зародыша в период от момента прикрепления его к стенки матки (15-йдень после оплодотворения) до формирования плаценты (75-й день внутриутробной жизни), проявляющиеся пороками развития отдельных органов систем, тератомами (эмбриоцитомами), прерыванием беременности. Наиболее опасными для возникновения патологии зародыша являются 15-40-й дни внутриутробной жизни (второй «критический» период). Фетопатии –общее название болезней плода, возникающих с 76 дня внутриутробной жизни до начала родов. Проявлением фетопатии является ЗВУР, ВПР, гипоплазии и дисплазии отдельных органов и тканей, избыточное разрастание соединительной и других тканей при инфекциях, врожденные болезни. Третьим «критическим» периодомпренатального развития считают третий триместр беременности.

Читайте также:  Предложи свой способ решения этой проблемы окружающий мир 4 класс

Различают четыре большие группы факторов, способных вызывать эмбриопатии:
— вирусные инфекции (краснуха (рубеола), полиомиелит, грипп, герпес, гепатит, эпидемический паротит, корь, ветряная оспа);
— химические вредные вещества (лекарства);
— рентгеновские лучи;
— гормональные расстройства матери (диабет, дисфункция щитовидной железы).

Классическим примером вирусных эмбриопатий является синдром Грегга или эмбриопатия после краснухи. Несмотря на легкую форму болезни у матери, краснуха вызывает у зародыша тяжелые мальформации, поражающие различные органы, в зависимости от момента, когда произошла данная инфекция (катаракта, пороки сердца и мозга, глухота, зубные аномалии).

Вредоносными факторами, влияющими на плод, являются следующие:
— инфекции (врожденный сифилис, токсопласмоз, листериоз, болезнь цитомегалических включений, туберкулез и малярия);
— несовместимость Rh или групп крови;
— отравления (окисью углерода, алкоголем) ;
— «амниотические бриды» (перетяжки), которые образуются на плодных оболочках вследствие воспалительных процессов и которые могут обусловливать ущемления или ампутации конечностей плода;
— аспирация зараженной амниотической жидкости (аспирационные пневмонии).

Дородовые патронажи Беременная женщина встает на учет в женскую консультацию. Отсюда каждые две недели передаются сведения в детскую поликлинику. Сведения собирает старшая медсестра поликлиники. В специальный журнал вносят: — паспортные данные; — информацию о сроке беременности к моменту постановки на учет; — количество предшествовавших данной беременности родов; — общую оценку возможной степени риска для здоровья матери, для течения беременности и родов, здоровья плода; — дату постановки на учет в детской поликлинике; — дату передачи сведений о беременной участковой медицинской сестре. Каждая участковая патронажная медсестра фиксирует в специальной тетради всех беременных своего участка. Первую встречу с будущей матерью (у нее дома либо по вызову в поликлинике) при нормальном течении беременности и при беременности с низкой степенью риска проводит патронажная медсестра. Если же при постановке на учет в консультации у беременной установлена средняя или высокая степень риска, медсестра информирует об этом участкового педиатра, и он сам выполняет этот патронаж. Патронаж нужно осуществлять в первом, втором и третьем триместрах беременности, и каждый раз он имеет свои задачи и особенности. Патронаж первого триместра беременности Цель — познакомится с беременной женщиной: — узнать ее социальный статус (замужем, одинока, разведена), профессиональные обязанности до и во время беременности (с учетом влияния вредных условий), материальную обеспеченность, бытовые условия (имеются ли удобства, отвечает ли жилье гигиеническим требованиям); — собрать полную информацию о состоянии здоровья беременной, наличии экстрагенитальных и других заболеваний, наследственных болезней; — выяснить, является ли эта беременность желанной, выяснить психологический климат в семье, взаимоотношения между супругами и другими членами семьи, отношение будущего отца к беременности жены; — определить психоэмоциональный характер беременной (спокойная, уравновешенная, нервная, тревожная и т. д.). Важная задача первого патронажа — формирование у будущих матери и отца чувства ответственности за нормальное течение беременности и физиологическое развитие плода, а следовательно, и за здоровье человека, которому предстоит родиться. Дать рекомендации о питании, выполнении определенного комплекса физических упражнений, о режиме дня; предостеречь беременную от излишней половой активности, от злоупотребления ваннами; напомнить о вреде курения (в т.ч. пассивного), употребления алкоголя. В истории развития будущего ребенка делают запись о проведенном патронаже (форма № 112) с указанием даты патронажа, срока беременности, особенностей бытовых условий и состояния здоровья родителей. Патронаж второго триместра беременности

Цель — выяснить, как протекает беременность, нет ли осложнений, не появились ли признаки новых факторов риска для матери и плода — медицинских, гигиенических, социальных, психоэмоциональных и других; — поинтересоваться, какие консультации и лабораторные обследования прошла беременная и каковы их результаты, уделяя особое внимание данным измерений артериального давления, анализов крови и мочи; — удиться, что беременная получила консультации терапевта, стоматолога, отоларинголога и, возможно, других специалистов, если была такая необходимость; — узнать результаты ультразвукового обследования, проведенного во втором триместре беременности, среди которых важное значение имеют данные о соответствии величины плода сроку беременности, количестве околоплодных вод, движениях плода, отсутствии либо наличии признаков врожденных пороков; — отметить прирост массы тела беременной, указав, если требуется, на его избыток или недостаточность; — выяснить наличие или отсутствие гестоза беременных.

Данные о проведенном патронаже должны быть зафиксированы так же, как и при первом патронаже.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Оцените статью
Разные способы