Способы удовлетворения потребностей психология

Удовлетворение потребностей

Удовлетворение потребностей

Смысл любой деятельности определяет мотив или причина, в соответствии с которой необходимо удовлетворить потребность (сильно хочется пить, поэтому нужно удовлетворить жажду).

Осознавая ощущаемую потребность в чём-либо (например, жажду), человек определяет её словами (хочу пить), оценивает её силу, взвешивает необходимость удовлетворения и, приняв решение об удовлетворении потребности, формулирует мотив для дальнейших действий в виде намерения удовлетворить это желание.

Мотивация – побудительный стимул, который после его взвешивания превращается в намерение удовлетворить потребность.

Принятие решения об удовлетворении потребности включает физиологический механизм активирования подсознанием хранящихся в памяти обозначений внешних объектов, которые способны удовлетворить имеющееся у организма ощущение дефицита, и тех действий, которые способны привести к его восполнению.

Продолжим предыдущий пример. Из подсознания возникают варианты: в холодильнике взять бутылку воды, или приготовить чай, …

Выбрав способ удовлетворения потребности, человек определяет цель и принимает решение о достижении её (достать из холодильника бутылку воды). Этот многоступенчатый процесс удовлетворяет потребность, но рождает новые желания.

Если человек удовлетворил свои потребности, он продолжает хотеть.

Так удовлетворив физиологические потребности, вы ощутите потребность в безопасности, ощутив безопасность, вы почувствуете неудовлетворённость в любви и общении.

Располагая достаточным уровнем общения и реализовав себя в любви, вы ощутите потребность в самоуважении и одобрении ваших качеств, возможностей, способностей и дел другими людьми. В какой-то мере получив и это, вы ощутите познавательную потребность. Вас начнёт интересовать то, что происходит вокруг и то, что находится за горизонтом.

Далее, прислушиваясь к своим потребностям, вы ощутите необходимость в эстетике и постараетесь украсить свою жизнь. Некоторая удовлетворённость в области эстетики откроет новый круг интересов.

Вы постараетесь заглянуть внутрь себя и познать суть вещей, вас увлечёт творческая работа и реализация новых проектов. Естественно то, что в известной сказке старуха не смогла удовлетвориться новым корытом.

Каждая достигнутая ступень в удовлетворении ваших потребностей делает актуальной следующую, не даёт человеку успокоиться и остановиться на достигнутом.

Проявление принципа активного поиска нового в состоянии полного удовлетворения потребности живого существа можно было бы определить как повышение его осознанности при положительном эмоциональном фоне.

Таким образом, можно было бы предположить, что положительные эмоцииповышают активность сознания. Но положительные эмоции ведут к тому, что люди полагаются на существующие убеждения, в то время как отрицательные эмоции заставляют людей опираться на новую информацию. Это, наоборот, говорит о снижении осознанности в состоянии позитивного возбуждения нервной системы.

Например, несколько экспериментов показали, что люди в радостном настроении чаще используют типовые представления и первые впечатления при оценке других людей, в то время как люди в печальном расположении духа, но не в возбуждённом состоянии, склонны выносить оценки на основе фактических поступков окружающих.

У крысы в вышеописанном примере нет оснований отказаться от счастья, и у неё отсутствует мотив лишить себя благоприятных условий, и рисковать. Кроме познавательной, удовлетворены все её основные потребности.

У крысы существует своя иерархия ценностей, а появление беспокойства и желание новых впечатлений вслед за положительным эмоциональным периодом есть шаблон действий, предложенный подсознанием.

Удовлетворение потребности всегда связано с положительными эмоциональными переживаниями. Положительная эмоция фиксируется в памяти, и впоследствии, как своеобразное «представление» о будущем, сопровождает возникновение соответствующей мотивации.

Процесс удовлетворения потребности создаёт прилив сил и позитивное нервное возбуждение. Автоматической реакцией на возбуждение является его фиксация на объекте раздражения.

С насыщением исчезает мотив, который возбудил желание, поэтому программа перестаёт энергетически поддерживать интерес к возможности удовлетворить потребность вновь. Снижение тонуса побуждает повысить энергетику за счет устремления к новым желаниям.

Каждая новая ступень ваших желаний является составляющей генетически заложенной иерархической системы ценностей и ценностей, которые усвоены от социума и приобретены с собственным опытом.

К примеру, удовлетворив свои физиологические потребности, ощутив физическую и финансовую безопасность, один человек определит приоритет в желании общения с противоположным полом, другой выберет следующим желанием приобретение мотоцикла, а третий займётся познанием мира и раскрытием собственного потенциала.

А некоторые люди приобретут внешние атрибуты успешности, имитируя удовлетворение своих базовых потребностей.

Каждая ступень иерархии потребностей имеет оптимальный уровень насыщения. Пресыщение создаёт эмоциональный подъём, а затем утомление, которое снижает энергетику, и приводит к тому, что вы временно теряете ко всему интерес.

Пониженная энергетика устремляет вас к возможности повысить её уровень — к новым задачам и к следующему уровню желаний. Достижения на новом уровне желаний увеличивают общую удовлетворённость жизнью, но лишь на некоторое время.

Читайте также:  Способ реверсирования двигателя постоянного тока

Не имея достижений, удовлетворяющих дефицит на всех ценных уровнях существования, вы не можете испытывать полного удовлетворения и будете ощущать жизнь неполноценной. Прав был А.С.Пушкин: важно быть ещё и царицей морскою.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Потребности человека по пирамиде Маслоу: как использовать иерархию в жизни, маркетинге и менеджменте

Иерархия потребностей Маслоу — одна из популярнейших теорий мотивации. У нее есть ряд последователей и противников, на основе этой теории созданы десятки новых концепций, которые сейчас применяют как в обычной жизни, так и в бизнесе. В этой статье мы рассмотрим основы теории Абрахама Маслоу, ее недостатки и преимущества, а также выясним, можно ли ее использовать в современном мире.

Содержание

Что такое пирамида Маслоу

Пирамида Маслоу — это описание потребностей человека: от низменных желаний до возвышенных.

Абрахам Маслоу сформулировал теорию в 1954 году в работе «Мотивация и личность». Он структурировал желания и нужды человека и создал иерархию потребностей.

Теория иерархии потребностей Маслоу

Ниже — таблица с описанием уровней теории потребностей от низшего к высшему.

Уровни иерархии потребностей Определения Пояснения
Физиология Удовлетворение жизнедеятельности организма Сон, еда, естественные нужды, здоровье, секс
Безопасность Чувство защищенности и комфорта, защита от внешних угроз и собственных страхов Крепкие стены и крыша над головой, защита дома от ЧП, страховка на дом или жизнь
Любовь и принадлежность Общение, привязанность, семья, дружба — социализация Поиск друзей и партнера, создание семьи, уверенность, что человека поймут и примут таким, какой он есть
Уважение и признание Желание быть важным и получить признание в обществе Заработать больше и показать свой статус, добиться успеха
Творчество и познание Стремление к новым знаниям Путешествия, второе образование и семинары, повышение квалификации
Эстетика Поиск гармонии и радости через искусство и красоту Изучение культуры других стран, поход в музеи и театры, творчество и коллекционирование
Самоактуализация Поиск смысла жизни, переосмысление ценностей Реализация мечты, анализ духовных ценностей, поиск себя и развитие талантов

Классическая пирамида выглядит так:

Пирамида Маслоу. Источник

Мы немного разбавили строгую иерархию эмодзи, чтобы вы могли легко запомнить ключевые моменты:

Пирамида Маслоу — потребности человека

Суть теории

Психолог исследовал стимулы и мотиваторы, а также степень их удовлетворения, которые выступают движущей силой и призывом к действию. Он предположил, что у каждого человека есть определенные потребности к комфортной жизни, к которым он стремится.

Маслоу сформулировал несколько принципов, характеризующих природу человека:

  • Потребности людей никогда не будут удовлетворены в полной мере.
  • Состояние частичного или полного неудовлетворения побуждают человека к действиям — искать пищу, кров, тепло.
  • Желания людей идут согласно иерархии: от простых к сложным.

Запросы бывают первичными и вторичными, причем в последних какая-либо ступень может быть пропущена. Поэтому теория отражена в виде пирамиды, а не диаграммы.

Первичные или физиологические нужды у человека заложены с рождения. Это то, что помогает ему существовать — еда, вода и движение.

Вторичные или психологические мотиваторы приходят с опытом и развитием человека: успех, уважение, власть, причастность к чему-либо и стремление к благосостоянию.

Важно обратить внимание, что пока индивид не удовлетворит базовые желания: физиологические потребности по Маслоу и обеспечение безопасности — ему будет сложно думать о высших стремлениях.

Например: если вы работаете на износ, ухаживаете за больными родителями и занимаетесь всеми домашними делам, вам некогда размышлять о саморазвитии и познании себя.

Высшие потребности характеризуют личность человека и показывают широкий спектр культурных индивидуальных различий, однако их крайне сложно измерить. По подсчетам автора теории, только 2% населения Земли достигают наивысшего удовлетворения — самоактуализации. При этом Маслоу не идеализирует такого человека — у них также есть недостатки, раздражительность, упрямство и невнимательность к окружающим.

Абрахам провел исследование и сформулировал 15 черт, которые присущи самореализующейся личности:

  1. Адекватное восприятие реальности — свободное мышление, независимое от стереотипов и предрассудков, а также отсутствие страха перед неопределенностью.
  2. Принятие себя и окружающих. Люди не приукрашивают реальность и ведут себя естественно.
  3. Спонтанность и простота. Человек принимает спонтанные решения, при этом они гармонируют с его ритуалами и традициями.
  4. Служение. Людей беспокоит жизненная миссия и призвание, а не ситуация в настоящий момент времени. Они часто соотносят свою деятельность с универсальными ценностями.
  5. Отстраненность, уединение. Человек склонен к одиночеству и отстраненности по отношению к происходящим событиям — поэтому он спокойно переносит неудачи и своевременно находит правильные решения.
  6. Независимость и воля. Люди легко воспринимают критику, берут на себя ответственность, быстро восстанавливаются и имеют свою точку зрения по любому вопросу.
  7. Свежий взгляд. Человек постоянно ищет что-то новое в обыденных и знакомых вещах.
  8. Мистические или высшие переживания. Человек концентрируется на проблеме и на собственном «Я».
  9. Чувство идентификации с человечеством. Люди переносят все проблемы других на себя.
  10. Межличностные отношения. Общаясь с людьми, индивид не позволяет вовлечь его в конфликтную ситуацию и всегда настроен на положительный контакт.
  11. Демократичность. Уважение к оппоненту и его точке зрения.
  12. Умение отличать средство от цели. Люди руководствуются чувством этики и моральными принципами.
  13. Чувство юмора. Человек ко многим вещам относится с юмором — к профессиональной деятельности, к себе и окружающим его вещам.
  14. Креативность. Индивид к любому процессу подходит с творческой стороны.
  15. Спорное отношение к культурным традициям. Человек относится к догмам категорично или выбирает что-то близкое для себя.
Читайте также:  Способы решения сырьевой проблемы

Преимущества и недостатки

А теперь давайте разберемся в преимуществах и недостатках теории Абрахама Маслоу.

Преимущества

  • Позволила упорядочить потребности и объяснить простым языком, в чем нуждается человек.
  • Была основой для создания теорий мотивации.
  • Повлияла на все сферы человеческой жизни — ее применяют и в бизнесе, и в повседневной жизни.
  • Помогла понять ценности людей.
  • Удобна для самоанализа, чтобы разобраться в мыслях и желаниях, а также структурировать свои цели.

Недостатки

  • Нет способов эмпирически измерить степень удовлетворения, а значит — теория не может считаться доказательной.
  • Пирамида — упрощенная система она не подойдет для всех и каждого, нужно дополнительно сегментировать желания людей.
  • Модель не учитывает культурные различия и особенности. Также в силу объективных причин, а именно изменения образа жизни человека, она уже устарела и требует доработки и актуализации.
  • Теория не объясняет того, как удовлетворенная потребность может повторно мотивировать человека.
  • Исследование также не помогает в изучении неординарных поступков, а именно — не может объяснить их мотивы.
  • Согласно теории, человек удовлетворяет желания снизу вверх, но он постоянно нуждается в еде, а это значит, что существует и обратная зависимость.

Применение в маркетинге

В маркетинге пирамида Маслоу служит отправной точкой в поиске целевой аудитории и ее сегментации, а также для анализа рынка. Опираясь на полученные от пользователей данные, специалисты могут узнать, какие потребности преобладают у ЦА.

К примеру, пользователь долго не может сделать заказ — возможно, есть какие-то страхии специалисту нужно рассказать о гарантиях. Либо показать ценные качества продукта, которые помогут улучшить его комфорт: техника для приготовления пищи, сигнализация для защиты дома, ручка Parker как индикатор успешности и состоятельности человека.

Важно! Пирамида — это материал для размышлений, который поможет понять общую картину, но не решить конкретную задачу.

Благодаря концепции есть возможность планировать долгосрочные цели, чтобы отслеживать динамику изменений потребностей аудитории и видеть их путь взаимодействия с брендом. То есть компания может спрогнозировать спрос, разработать стратегию и оценить риски. А для каждого сегмента проработать уникальное предложение и соответствующий продукт.

Например, потребитель ищет пылесос. Он следует по классическому пути клиента:

  • Первый этап: «Проявление потребности». Он сравнивает характеристики и стоимость товара.
  • Второй и третий — «Интерес» и «Исследование». После того, как покупатель познакомился с брендом, он изучает условия гарантии и информацию о доставке.
  • Четвертый — «Покупка». Приобретение товара.
  • Пятый — «Возвращение» или «Проявление потребности». После покупки человек может обнаружить брак или поломку — и либо компания решит эту проблему, либо он продолжит поиск. На всех стадиях покупатель испытывает разные потребности.

Применение в жизни

Как мы уже говорили выше, теория помогает разобраться в себе — в мыслях, желаниях, ценностях и страхах. Анализируя события или поступки, можно понять, какая потребность нуждается в удовлетворении и какие факторы мешают это сделать.

Также человек способен анализировать других людей и понимать, как нужно взаимодействовать с ними. Это может быть поддержка друга или партнера в трудную минуту, соблюдение этики в деловом общении, выражение благодарности продавцу в магазине.

Пирамида Маслоу в работе и бизнесе

Люди идут работать, чтобы удовлетворять физические потребности и обеспечивать безопасность, иными словами — в поисках стабильности. Когда вы уже сможете покрывать свои ежедневные нужды, настанет время стремиться к карьерному росту, успеху и признанию.

А предприниматели в свою очередь могут анализировать желания сотрудников и помогать удовлетворять их: повышать по службе, увеличивать заработную плату, проводить корпоративы на Мальдивах, открыть бесплатную столовую, обеспечить обучение. Сюда также относится улучшение рабочего процесса: подключение автоматизированных систем, которые забирают рутину на себя.

Читайте также:  Тесты азиатский способ производства

Автоматизация email рассылок

Отправляйте цепочки триггерных сообщений приветствия, брошенной корзины, реактивации, совмещая внутри одной цепочки email, SMS и web push.

Альтернативные теории

Концепция Маслоу дала толчок для развития теорий мотивации. В этом разделе мы рассмотрим несколько популярных учений, которые также применяют в бизнесе и в жизни.

Прочитать подробнее обо всех теориях можно в научных изданиях, например в книге американского экономиста и маркетолога Филипа Котлера «Основы маркетинга».

Теория Альдерфера

Клейтон Альдерфер взял идею Маслоу и усовершенствовал ее. Он объединил потребности и создал три группы:

  • Existence, или потребности существования. Это физиологические потребности и обеспечение безопасности.
  • Relatedness, или потребности связи. В этой категории находятся социальные отношения человека, его стремление к признанию и уважению, а также потребность в самоутверждении.
  • Growth, или потребности роста. Развитие личности — желание изучать новое, самоактуализироваться и радоваться жизни.

Суть теории заключается в том, что иерархии как таковой не существует. Движение может быть как снизу вверх, так и сверху вниз. Ее можно изобразить в виде пирамиды или взаимосвязанных параметров, как на скриншоте ниже.

Теория ERG Альдерфера

Концепция дает простор для изучения человеческих ценностей и расширяет границы в познании мотивации. Ее также можно использовать в бизнесе и в жизни.

Теория МакКлелланда

Дэвид МакКлелланд предположил, что потребности низшего уровня всегда удовлетворены в той или иной мере, поэтому сконцентрировался на нематериальной мотивации высшего уровня: власть, успех и причастность.

Потребность во власти Потребность в успехе Потребность в причастности
Желание отстаивать свои позиции и не бояться брать ответственность за проект и участников команды Человек выполняет сложные задачи или берется за что-то новое, чего раньше не делал Следование социальным нормам. При этом человек боится, что его отвергнут, если он совершит ошибку
Радуются победам и поддерживают соревновательный дух Люди принимают похвалу и отзывы о своей работе Готов сотрудничать, помогать и оказывать поддержку
Мотивируют других людей Стараются удерживать и прогнозировать риски Избегает рискованных и конфликтных ситуаций. Боится неопределенности
Желают контролировать все процессы Желание демонстрировать свою компетентность и мастерство Человек хочет, чтобы его замечали, слушали и адекватно воспринимали его идеи

Автор концепции утверждал, что у любого человека существуют только три потребности — независимо от расы, пола, возраста и культурного кода. По его мнению, желания и запросы формируются благодаря жизненному опыту, а не являются врожденными. Собственно, поэтому труд МакКлелланда также называют теорией изученных потребностей.

Теорию используют в компаниях, чтобы понять, как лучше взаимодействовать с сотрудниками и структурировать бизнес-процессы.

Теория Герцберга

Двухфакторная теория Фредерика Герцберга направлена на изучение оценки удовлетворенности от выполненной работы. Он исследовал анкеты сотрудников компаний и пришел к выводу, что только два фактора влияют на них: мотиваторы и удержание, также называемое гигиеническими факторами.

ССхема двухфакторной теории Герцберга

Основные тезисы концепции:

  • Сотрудники мотивированы работать больше, если им дают интересные проекты, благодарят и предоставляют возможности для решения нестандартных задач. А также возлагают больше ответственности.
  • Служащие теряют стимул, когда не соблюдаются гигиенические факторы — низкая оплата, плохие условия труда, негативные отношения с коллегами или руководителем.

Теорию применяют к внутренним процессам в компании, чтобы понять потребности сотрудников, помочь им и выстроить систему благоприятных отношений.

Теория Портера — Лоулера

Лайман Портер и Эдвард Лоулер разработали концепцию комплексной модели мотивации, в которую входит пять переменных:

  • Затраченные усилия.
  • Восприятие процесса и отслеживание того, как усилия и способности влияют на вознаграждение.
  • Полученный результат.
  • Вознаграждение.
  • Степень удовлетворения.

Суть теории заключается в том, что человек за свою работу получает денежное вознаграждение и за счет него удовлетворяет личные потребности.

Главный вывод из учения: результативный труд, который приносит человеку вознаграждение, порождает удовлетворенность.

Схема комплексной модели мотивации Портера — Лоулера

Идея применяется в бизнесе для оценки деятельности сотрудников компании. Руководители, следуя такой модели поведения, должны ставить четкие и понятные задачи, контролировать их выполнение и грамотно поощрять работников.

Заключение

В этой статье мы рассмотрели теорию потребностей Маслоу и варианты ее развития в концепциях мотивации.

  • Теории не являются готовым инструментом для внедрения в бизнес — это материал, который полезно изучить, чтобы понимать ценности людей.
  • Все концепции требуют доказательства и пересмотра идей с учетом современных реалий.
  • В каждой теории есть свои недостатки и исключения.
  • Выбирайте комплексный подход и проводите исследования своей аудитории и персонала.

А полученную информацию можно использовать для общения с клиентами и сотрудниками с помощью сервиса SendPulse и его инструментов: email рассылок, Viber и SMS оповещений, а также чат-ботов в мессенджерах Facebook Messenger, ВКонтакте и Telegram!

Источник

Оцените статью
Разные способы