- Основные жизненноважные потребности доношенного новорожденного.
- Потребности новорожденного ребенка и способы их удовлетворения
- Здоровый человек и его окружение Лекция 5, 6. Внутриутробный период и период новорожденности учебно-методический материал
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Предварительный просмотр:
Основные жизненноважные потребности доношенного новорожденного.
Потребности в поддержании постоянной температуры.
Способность новорожденного поддерживать постоянную температуру тела развита недостаточно (он легко перегревается и переохлаждается). Быстрый переход от внутриутробной жизни к вне-утробной и резкий перепад температур приводит к понижению температуры тела и может вызвать стресс у новорожденного. Следует создавать специальные условия для поддержания температуры тела при рождении ребенка, используя пеленальные столы с обогревом, теплое белье или грелки, хорошо обернутые в пеленки, ванну с температурой воды 38-37,5°С.
Следует поддерживать оптимальный температурный режим внешней среды (температура в родильном зале должна быть постоянно на уровне 24°С).
Продолжительный перепад температур повышает энергетические затраты и обмен веществ у новорожденных детей, что увеличивает потребность организма в глюкозе, а это может привести к снижению сахара в крови (гипогликемии) и отрицательно сказаться на функции клеток головного мозга.
В нормальном состоянии ладони и стопы ребенка должны быть слегка прохладными и их не нужно специально согревать, увеличивая температуру в комнате или укутывая его.
Потребность в еде и питье
Современный подход к естественному вскармливанию состоит в том, что кормление новорожденного осуществляется по потребности, а не в соответствии со строгим режимом, который может не отвечать индивидуальным потребностям новорожденного в еде и жидкости. Мама предлагает ему грудь столько раз, сколько он хочет, включая очное время. Если ребенок сыт, он спокоен и к концу кормления, которое продолжается от 10 до 20 минут, затихает и засыпает. Грудное молоко содержит все необходимые питательные вещества (за исключением витамина D), которые легко усваиваются. Оно содержит достаточное количество воды, поэтому новорожденный, как правило, не нуждается в дополнительном приеме кипяченой воды. Грудное молоко повышает иммунитет младенца, в достаточном количестве содержит железо и не содержит бактерий. Нецелесообразно давать новорожденному кипяченую воду, если на то нет показаний.
Младенцы, получающие достаточное количество молока, прибавляют в весе в среднем по 115-250 г в неделю в течение первого месяца.
Потребность в чистоте
Учитывая анатомо-физиологические особенности кожи (высокую ранимость и возможность легкого проникновения инфекции), при уходе следует: постоянно поддерживать ее чистоту, ежедневно проводя утренний туалет, гигиеническую ванну, подмывание после каждого акта дефекации (профилактика опрелости, пиодермии); тщательно подбирать одежду для ребенка, отдавая предпочтение одежде из натуральных тонковолокнистых хлопчатобумажных тканей, содержать ее в чистоте.
Потребность в сне
Общая продолжительность сна остается в пределах 18-22 часов, но периоды сна нерегулярные, что связано с кормлениями новорожденного ребенка по потребности. Укладывать спать новорожденного лучше на правый бок, попеременно головой то к одному, то к другому концу кровати, подложив под голову сложенную в несколько раз пеленку.
Потребность выделять
Частота мочеиспусканий составляет от 6 до 20 раз в сутки.
Стул также является важной необходимостью: у детей, находящихся на грудном вскармливании, он желтого цвета, кашицеобразный, зернистый, частота его 3-4 раза в сутки, в то время как у детей, находящихся на искусственном вскармливании, — 1-2 раза (кал более твердый, имеет желтоватый оттенок). После каждого акта дефекации новорожденного необходимо подмывать.
Потребность в общении
Установлено, что связь между матерью и новорожденным возникает тем раньше, чем быстрее появляется возможность установить зрительный или телесный контакт. Первые часы и дни также неоценимы для установления взаимоотношений между ребенком и членами его семьи. Очень важно сразу после рождения установить контакт отца с ребенком, поэтому и возникла необходимость присутствия отца при родах, что в последнее время стало уже почти обычным явлением.
Для удовлетворения потребности новорожденного в общении надо чаще брать его на руки. Малышу необходим постоянный телесный контакт с матерью, ее ласковый голос и нежные прикосновения, особенно во время кормлений, при купании, расчесывании волос, пеленании, — это благотворно влияет на эмоциональное состояние младенца.
Если в первые часы не установить с новорожденным близкого контакта, то в будущем у него возможны сложности в общении со старшими, эмоционально-волевые нарушения и пр.
Потребность в безопасности
Возросшее употребление наркотиков, быстрое распространение вирусных гепатитов, СПИДа, венерических заболеваний среди беременных женщин в последнее время представляет серьезную угрозу для здоровья будущего ребенка. При возникновении инфекционных заболеваний здорового новорожденного ребенка сразу же изолировать.
Источник
Потребности новорожденного ребенка и способы их удовлетворения
Для периода новорожденности характерны следующие основные потребности:
· поддерживать постоянную температуру тела.
Часть потребностей здоровый ребенок способен удовлетворять самостоятельно, некоторые – только с помощью взрослых, но в целом новорожденный не может выжить без заботы о нем со стороны окружающих его людей.
Потребность в поступлении кислорода удовлетворяется за счет самостоятельного дыхания.
Не требует коррекции потребность во сне. В ЦНС преобладают процессы торможения, поэтому новорожденный спит 22 часа в сутки, поэтому очень важно обеспечить ему комфортные условия для удовлетворения этой потребности.
Ребенок должен спать в собственной кроватке, боковые стенки кроватки должны обеспечить свободный доступ кислорода, не занавешивать кровать. Не использовать мягкий матрац. Новорожденный должен лежать на ровной, твердой поверхности, подушка ему не нужна. Можно немного приподнять головной конец.
Удовлетворение потребности в питании новорожденных и детей первого года жизни являются естественное (грудное), смешанное и искусственное вскармливание.
Возрастные особенности пищеварения детей 1-го года жизни:
1. функциональная незрелость пищеварительной системы
2. незрелость защитных механизмов пищеварительного тракта.
Единственно правильным и оптимальным видом вскармливания детей 1-го года жизни является грудное вскармливание. Оно обеспечивает:
1. получение достаточного количества пищи
2. получение достаточного количества Б. Ж. У. витаминов и микроэлементов.
1. раннее прикладывание к груди
2. кормление по требованию в 1-ый месяц жизни
3. вскармливание исключительно грудным молоком первые 5 мес. Жизни
4. исключение воды из рациона детей, находящихся на естественном вскармливании
5. вскармливание грудным молоком не менее 1-1,5 лет (отнятие от груди в осенне-зимний период).
В случае развития гипогалактии (уменьшение к-ва молока), или агалактии
(полное отсутствие молока), ребенка переводят на смешанное или искусственное вскармливание.
Естественным (грудным) называется вскармливание ребенка только женским грудным молоком впервые 5 мес., а с 5 мес. – ещ6 и прикормы.
Смешанное вскармливание – это вскармливание, при котором ребенок в первой половине года жизни наряду с молоком матери получает дополнительное питание, называемое докормом в виде молочных смесей, составляющих более 1/5 всего рациона.
Искусственное вскармливание – это вид вскармливания, при котором ребенок в первом полугодии жизни не получает грудного молока или его количество составляет менее 1/5 суточного рациона.
Для удовлетворения потребности ребенка в питании оптимальным является грудное вскармливание, дополнять питание водой не рекомендуется.
Преимущества грудного вскармливания:
· легко усваивается и полностью используется;
· защищает ребенка от инфекции
· эмоциональный контакт матери и ребенка;
· благоприятное развитие ребенка;
· быстрое восстановление организма матери после родов;
Психологические преимущества грудного вскармливания:
· способствует формированию между матерью и ребенком тесных, нежных взаимоотношений, от которых мама получает эмоциональную удовлетворенность;
· дети меньше плачут, быстрее развиваются;
· при кормлении ребенка ночью меньше забот для мамы;
· способствует интеллектуальному развитию ребенка.
В течение нескольких дней после родов вырабатывается молозиво, оно густое, желтоватого цвета за счет наличия большого количества жира. Оно содержит так же защитные факторы (иммуноглобулины, лейкоциты, макрофаги), а так же обладает слабительным действием, что помогает освободить кишечник ребенка от мекония, предотвратить желтуху. В молозиве много витамина А, усиливает иммунитет и предотвращает развитие заболеваний глаз.
С 4 – 5 дня после родов вырабатывается переходное молоко, богатое жиром и по составу приближается к зрелому молоку.
Раннее молоко – продуцируется в начале кормления, позднее молоко – в конце кормления. В позднем молоке больше жиров, по цвету оно белее раннего.
Раннее молоко имеет голубоватый оттенок, вырабатывается в большом объеме, обеспечивает потребность ребенка в жидкости, именно поэтому не рекомендуется дополнительное питье в первые 4 – 6 мес жизни. Если ребенок будет утолять жажду водой, он станет меньше потреблять грудного молока и чувство голода у него возникнет раньше.
Источник
Здоровый человек и его окружение Лекция 5, 6. Внутриутробный период и период новорожденности
учебно-методический материал
Лекция 5, 6. Внутриутробный период и период новорожденности
Закономерности роста и развития человека во внутриутробном (антенатальном) периоде.
Период новорожденности
Пограничные состояния новорожденных
Патронаж новорожденного
Недоношенный ребёнок
Основные потребности новорожденного и способы их удовлетворения
Основные проблемы периода новорожденноcти
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lektsiya_5_teoriya.docx | 25.93 КБ |
lektsiya_6_teoriya.docx | 58.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Лекция 5. Внутриутробный период и период новорожденности
1.Закономерности роста и развития человека во внутриутробном (антенатальном) периоде
Продолжительность внутриутробного периода составляет X лунных месяцев, 40 недель, (280 дней), считая с первого дня последнего менструального цикла женщины до начала родовой деятельности.
- Роды ранее 38 недель – преждевременные (недоношенная беременность).
- Роды после 42 недель – запоздавшие (переношенная беременность).
Условно беременность делится на 3 триместра:
- 1 – 3 месяц 1-й триместр,
- 4 – 6 месяц 2-й триместр,
- 7 – 9месяц 3-й триместр.
В внутриутробном периоде развития выделяют два этапа:
Эмбриональный — начинается с оплодотворения яйцеклетки и имплантации (внедрения) образовавшегося бластоцита в слизистую оболочку матки. При этом только 50— 70 % оплодотворенных яйцеклеток продолжают дальнейшее развитие; именно в это время происходит закладка и формирование тканей внутренних органов и систем, наблюдаются наиболее высокие темпы их развития. На этом этапе зародыш превращается в плод.
В случае воздействия эндогенных и экзогенных факторов (болезни женщины, вредные факторы среды обитания и т.д.) — особенно в сроки от 3 до 7 нед — возможно формирование тяжелых пороков развития или даже гибель зародыша. Если повреждающий фактор действует кратковременно, происходит поражение тех органов, которые в этот момент растут и развиваются наиболее интенсивно. При длительном воздействии формируются сложные, комбинированные пороки развития многих органов. В конце этого периода формируется плацента и завершается формирование большинства органов (за исключением центральной нервной и эндокринной систем, развивающихся позднее).
Плацентарный — происходит дальнейший рост и развитие всех тканей, органов и систем, нарастание массы и длины тела плода. Начинают функционировать кроветворные органы (печень, селезенка, позднее — костный мозг). С 9-й недели беременности до рождения у плода функционирует плацентарное кровообращение, которое и обеспечивает его быстрый рост и развитие за счет поступления питательных веществ и кислорода из организма матери. Плод может самостоятельно активизировать поступление питательных веществ и кислорода от материнского организма повышением двигательной активности, что ощущается матерью как шевеление плода.
Плацента выполняет следующие функции:
- дыхательную,
- трофическую,
- барьерную,
- выделительную,
- внутрисекреторную функции,
- объединяет и взаиморегулирует функциональные системы матери и плода.
Плацента имеет материнскую и плодовую поверхности, на которой расположены сосуды, радиально расходящиеся от пуповины.
Пуповина — представляет собой шнуровидное образование, в котором проходят одна вена и две артерии. По вене к плоду притекает артериальная кровь, по артериям венозная кровь течет от плода к плаценте. Кровь матери и ребенка может иметь разную групповую и резус-принадлежность. Когда беременность протекает без осложнений, кровь матери и плода нигде не смешивается.
Во время плацентарного периода воздействие повреждающих факторов : могут вызвать пороки развития в тех органах и системах, формирование которых не завершилось к 3-му месяцу беременности
Факторы риска оказывающие воздействие на рост и развитие:
- соматические заболевания матери (эндокринные, ССЗ, почек, печени),
- инфекционные заболевания (ОРВИ, грипп, краснуха, туберкулёз, СПИД)
- наличие очагов хронической инфекции,
- возраст родителей (мать старше 35 лет),
- наследственная предрасположенность,
- осложнения беременности,
- употребление алкоголя, наркотиков, табакокурение (токсическое воздействие),
- действие химических веществ (лаки, краски, растворители),
- приема лекарственных препаратов, пищевых добавок без назначения или консультаций врача,
- неблагоприятное воздействие ряда факторов внешней среды,
- экологическое неблагополучие в районе проживания беременной,
- вредные производственные условия — контакт с агрессивными химическими веществами, подъем тяжестей, длительное стояние на ногах, работа, связанная с вибрацией, облучением, перегреванием или переохлаждением,
- социальная незащищенность,
- психо – эмоциональнве нагрузки (при длительных стрессовых состояниях в крови матери повышается количество стероидных гормонов, проходящих плацентарный барьер и влияющих на формирующийся мозг ребёнка)
Внутриутробный период очень важен не только для физического развития плода, но и для его интеллектуального, эмоционального, психологического развития. Установлено, что дети в этом периоде хорошо слышат, могут различать отдельные слова и понятия, узнают голоса родителей, а также людей, входящих в ближайшее окружение будущей мамы, дифференцируя мужские и женские голоса, реагируют на них вспышками радости, при этом плод отличает интонацию, реагируя на нервную и встревоженную речь учащением сердцебиения, которое приходит в норму при размеренной и спокойной интонации. Плод может запоминать события, происходящие во внешней жизни, и реакцию на них родителей, а также стихи и колыбельные. В памяти плода фиксируется и язык, на котором говорят окружающие, и впоследствии ребенок легко усваивает язык своего окружения, даже если он попадает в другую языковую среду.
Антенатальная охрана — это комплекс мероприятий социально-медицинского, профилактического, лечебного характера, направленных на создание оптимальных условий для внутриутробного развития эмбриона и плода, предупреждение у него врожденных заболеваний и повреждений, а также внутриутробной гибели плода.
При контакте с беременной женщиной необходимо выяснить:
• характер и режим питания;
• режим ее двигательной активности;
• перенесенные заболевания до беременности и заболевания во время беременности, их сроки;
• наличие у нее вредных привычек (употребление наркотиков, алкоголя, курение);
• состояние ее здоровья, осуществляется ли контроль за течением ее беременности.
При выявлении во время опроса (сбора анамнеза) проблем, связанных с риском для здоровья матери и плода, необходимо провести инструктаж беременной, её обучение или дать соответствующие рекомендации.
Первоочередной задачей деятельности медицинской сестры является содействие обеспечению оптимального функционирования организма женщины в период беременности с учетом изменившихся потребностей:
- в дыхании,
- поступлении питательных веществ,
- витаминов,
- минералов,
- двигательной активности, с учетом особенностей в удовлетворении физиологических потребностей,
- социальных контактов,
- переоценке своего места и роли в семье и обществе, ибо удовлетворение потребностей беременной женщины будет способствовать антенатальной охране эмбриона и плода, так как плод удовлетворяет свои потребности в дыхании, питательных веществах, выделении через организм матери.
Следует уделять внимание удовлетворению потребностей беременной в адекватном питании, двигательной активности, соблюдению необходимого баланса между трудовой деятельностью и отдыхом, т.е. необходимо вести речь об оптимальном режиме дня, предусматривающем время для прогулок на свежем воздухе, для приема пищи, достаточное количество времени для сна. Потребность во сне в период беременности несколько возрастает, беременная должна спать не менее 8 ч в сутки,
Питание беременной должно быть сбалансированным, содержащим достаточное количество белков, углеводов, минеральных веществ, витаминов, соответствующее физиологическим потребностям организма женщины во время беременности.
Дородовые патронажи — это метод активного динамического наблюдения, направлены на выявление и устранения влияния факторов риска по определённой схеме:
Патронаж — регулярное оказание лечебно – профилактической помощи на дому.
1 (первичный) дородовый патронаж — проводится участковой медсестрой детской поликлиники после постановки на учёт в ЖК.
Цель: выявление факторов риска беременной и определение групп риска, составление индивидуального плана наблюдения за беременной, информирование женщины о влиянии питания, образа жизни, создание положительного эмоционального настроя.
2 (вторичный) дородовый патронаж проводится перед оформлением декретного отпуска (30 – 32 нед) или на 30 – 38 неделе беременности.
Цель: оценка состояния беременной, результат выполнения данных ей рекомендаций, прогноз отклонений в поздних сроках беременности, подготовка семьи к рождению ребёнка (информация о первых признаках родовой деятельности, подготовка комнаты для ребёнка, мебели, белья, предметах ухода, обучение правилам подготовки молочных желёз к кормлению).
Группы риска беременных женщин:
1.Женщины до 18 лет, и первородящие старше 30лет.
2.Женщины с массой тела менее 45 кг и более 90кг.
3. Женщины, имевшие свыше 5 беременностей.
4. Женщины с угрозой преждевременных и запаздывающих родов (в т.ч. имеющие недоношенные и переношенные беременности).
5. Женщины с многоплодной беременностью.
6. Женщины с отягощённым акушерским анамнезом (аьорты, выкидыши, мёртворожденные, узкий таз, рубей на матке).
7 Женщины с экстрагенитальной патологией (сахарный диабет, бронхиальная астма, хронический пиелонефрит, порок сердца).
8. Женщины с социальнымифакторами риска (многодетные, одинокие, малообеспеченные).
9. Женщины с профессиональными вредностями.
10. Женщины с вредными привычками (алкоголь, наркотики, табакокурение).
11. Женщины перенесшие в ходе беременности острые инфекции.
12. Женщины с резус – отрицательной кровью, особенно при 2 –й и последующей беременности.
13. Женщины студентки, учащиеся.
14. Женщины с наследственными заболеваниями.
При подсчёте пренатальных факторов риска выявляют:
- Группы высокого риска – требуют динамического наблюдения в условиях перинатальных центров.
- Группы среднего риска — необходимо наблюдение и обследование с привлечением узких специалистов городского уровня.
- Группы низкого риска — обычное наблюдение с усилением профилактической работы.
Литература для подготовки лекции:
1.Волков, С.Р. Здоровый человек и его окружение / С. Р. Волков, М. М. Волкова, учебник для студентов учреждений СПО — Москва: Авторская академия, 2016г.
2. Волков, С.Р. Здоровый человек и его окружение / С. Р. Волков, М. М. Волкова, учебное пособие к практическим занятиям для студентов учреждений СПО- Москва: Авторская академия, 2016г.
3.Крюкова, Д. А. Здоровый человек и его окружение: учебное пособие /Д.А. Крюкова, Л.А. Лысак, О. В. Фурса, 14 издание, Ростов – на – Дону «Феникс» 2016г.
Предварительный просмотр:
Лекция 6. Внутриутробный период и период новорожденности
Внеутробная жизнь человека начинается от момента перевязки пуповины. Ребенок вступает в период новорожденности. С момента рождения, прекращения плацентарного кровообращения начинают функционировать легкие. Первый крик ребенка — это его первый вдох. Частота дыхания у новорожденного 40—60 в минуту, дыхание поверхностное; частота и глубина очень быстро могут меняться.
Во время периода новорожденности происходит адаптация организма ребенка к внеутробному существованию. Продолжается этот период 28 дней.
- ранний неонатальный (от рождения до 7-го дня жизни)
- поздний неонатальный (с 8-го по 28-й дни жизни).
В это время начинает функционировать большой и малый круг кровообращения (закрываются артериальный проток и овальное отверстие — пути внутриутробной гемодинамики), наступает обратное развитие сосудов пуповины.
Ребенок переходит на энтеральное питание. Начинает образовываться и выделяться моча. Все системы организма ребенка находятся в состоянии неустойчивого равновесия,
Доношенным новорожденным — считается ребенок, родившийся в срок (на 38—40-й неделе беременности) и функционально зрелый. Масса тела доношенного новорожденного колеблется от 2500 до 5000 г, составляя в среднем 3000— 3500 г; длина колеблется от 45 до 57 см.
Признаки морфологической зрелости:
- хорошо развит подкожный жировой слой,
- кожа эластичная, розовая с нежным пушковым покровом (лануго) на плечах и спине,
- длина головы составляет ¼ длины туловища,
- волосы на голове могут быть длиной до 2 см,
- ушные раковины упругие, ногти плотные, выступают за края пальцев,
- пупочное кольцо находится на середине расстояния между лоном и мечевидным отростком,
- У мальчиков яички опущены в мошонку, у девочек большие половые губы прикрывают малые,
- Наличие первородной смазки в естественных складках.
Признаки функциональной зрелости:
- Флексорная поза (физиологический гипертонус мышц – сгибателей конечностей) — руки и ноги согнуты, приведены к животу, кисти сжаты в кулачки,
- Активно реагирует на внешние раздражители при осмотре,
- Крик ребенка громкий,
- Удерживает постоянную температуру тела(при адекватной температуры окружающей среды),
- мышечный тонус и движения достаточной силы (совершает хаотичные движения конечностями),
- хорошо выражен сосательный и глотательный рефлексы и другие безусловные рефлексы,
- устойчивый и правильный ритм сердцебиения и дыхания (ЧСС 120 – 140 ударов в мин, ЧДД 40 – 60 дыханий в минуту)
- удерживает пищу в желудке.
Для оценки состояния новорожденного пользуются шкалой Апгар. Оценка производится на 1-й и 5-й минутах жизни после рождения ребенка и складывается из суммы цифровых показателей пяти признаков: сердцебиения, дыхания, мышечного тонуса, рефлекторной возбудимости, окраски кожи с целью определения адаптационных возможностей ребёнка к внеутробному существованию.
- При хорошем состоянии новорожденного оценка по Апгар составляет 8—10 баллов,
- При удовлетворительном состоянии 6—7 баллов
- ниже 6 — тяжелое.
Шкала Вирджинии Апгар- в динамике позволяет определить компенсаторные возможности организма ребёнка.
Сразу после рождения, ребёнка выкладывают на живот к матери, затем производят первичный туалет новорожденного и через 10 – 20 минут после рождения прикладывают к груди (первое кормление).
Первый туалет новорожденного:
- Отсасывание слизи из верхних дыхательных путей , сначала из ротовой полости, затем из носовых ходов электроотсосом или резиновой грушей после рождения головки,
- Профилактика гонобленнореи — проводят путём 3-х кратного закапывания с интервалом 10 минут — 20% раствора сульыацил –натрия (альбуцида) или 2% раствор нитрата серебра по 1 – 2 капли закапывают в каждый глаз, а девочкам ещё на слизистую половых губ,
обработка и перевязка пуповины (после прекращения её пульсации), - Туалет кожных покровов стерильным растительным маслом,
- Антропометрия — измерение массы, роста, окружности головы, окружности грудной клетки (масса доношенного новорожденного в среднем 3000 — 3500кг, рост 50 — 55 см, окружность головы 32 – 34 см, окружность груди 32 – 33 см.).
В родзале доношенный новорождённый находится 2 часа, потом его переводят в детское отделение. Температура в палате новорожленных должна быть 22 – 25 градусов.
Преимущества раннего прикладывания к груди:
- Происходит «созревание» молочной железы,
- Уменьшаются случаи мастита и рака молочной железы,
- Ускоряется послеродовое сокращение матки,
- Возникает особая эмоциональная связь между матерью и ребёнком (импринтинг),
молозиво (грудное молоко в первые 2 – 3 дня после родов) содержит большое количество белка. Витаминов и минеральных солей, что отвечает потребностям ребёнка в первые дни жизни, когда он может высосать только 10 – 20 мл за одно кормление (объём желудка 30 – 35 мл), - В молозиве повышенное количество иммуноглобулинов, они защищают малыша от инфекции,
- Стимулирует деятельность кишечника — подготавливает его к усвоению зрелого молока.
Первородный стул ребёнка — меконий, вязкий, скудный, имеет тёмно – зелёный цвет (оливковый).
Суточная потребность доношенного ребёнка в грудном молоке в первые 10 дней жизни рассчитывается по формуле Финкельштейна:
V сут =n * 70 (80), где n – количество дней жизни
70, 80 — суточный объём молока,
- в 1-й день жизни ребёнка – 70, если масса ребёнка ниже 3200,
- 80, если масса равна или более 3200
После 10дней жизни V сут составляет 1/5 от его массы.
Состояние новорожденного оценивается по шкале Вирджинии Апгар по пяти наиболее важным клиническим признакам на 1-й и 5-й минутах жизни новорожденного, что в динамике позволяет определить компенсаторные возможности организма ребенка.
Источник