Универсальные потребности ребенка и способы их удовлетворения.
В предыдущей лекции уже было сказано, что универсальными потребностями ребенка являются: дышать, спать, быть чистым, общаться, оберегать от опасности, двигаться, учиться.
Примерный план удовлетворения универсальных потребностей ребенка.
проводить проветривание помещения, где находится ребенок: 2-3 раза в день;
контролировать температурный режим помещения: 18-22 о С;
обеспечить ребенку двигательный режим;
организовать прогулки в течение дня при любой погоде: 2 раза в день;
создать возвышенное положение в постели;
укрепить дыхательную мускулатуру, путем проведения массажа, гимнастики;
обучать ребенка правильному дыханию.
рассчитать суточное и разовое количество пищи ребенку;
приготовить блюда, согласно рецептам детской кухни;
организовать необходимые условия для кормления;
нормализовать режим дня;
покормить ребенка, после чего: поговорить с ним, поласкать;
проветрить комнату перед сном;
создать спокойную обстановку;
не проводить возбуждающие игры, не рассказывать страшные истории перед сном;
перед сном провести гигиенические мероприятия.
формировать навыки чистоплотности в зависимости о возраста;
обеспечить чистоту окружающей ребенка обстановки;
стимулировать и поощрять стремление малыша к опрятности;
регулярно, с учетом возраста, проводить гигиенические мероприятия;
обращать внимание на неопрятности ребенка, предоставить ему возможность самому устранить их;
быть примером для ребенка.
организовать мероприятия по укреплению мышечной системы ребенка: проводить массаж, гимнастику с учетом возраста ребенка;
с 2-х лет заниматься с ребенком зарядкой;
создать условия для развития ребенка: обеспечить достаточное пространство для движений ребенка, не заменять прогулки “походами в магазины”;
следить за соответствием одежды погоде и двигательной активности;
не наказывать ребенка двигательным бездействием.
исключить возможную патологию: проверить слух, зрение, патологию ЦНС, заикание и т.п.;
научить ребенка слушать;
эмоционально разговаривать с ним;
организовывать мероприятия по формированию речи с учетом возраста ребенка;
обеспечить правильное воспитание;
обеспечить общение со сверстниками;
использовать твердые запреты;
наказать ребенка соразмерно поступку.
Оберегать от опасности, избегать опасности:
создать безопасную окружающую среду: проверить безопасность игрушек;
устранить острые углы, низкое расположение стекол;
создать ограждение в опасных местах;
хорошо просушивать полы после мытья;
поворачивать внутрь плиты или стола ручки кастрюль, сковородок и т.п.;
не стелить на стол свисающую с него скатерть;
хранить лекарства, химические средства и т.п. в местах, недоступных детям;
не оставлять ребенка без присмотра в любом возрасте;
следить за ребенком на воде, учить плавать;
оберегать от присоединения инфекции;
обучать детей с учетом их возраста правилам дорожного движения, правилам самообороны;
проводить беседы с детьми о недопустимости общения с незнакомыми людьми.
обеспечить ребенку достижение хороших результатов в обучении;
следить за соответствием учебного материала возрасту;
чередовать умственный труд с физическим;
избегать переутомлений ребенка;
использовать игровые ситуации в обучении;
тренировать память, внимание с помощью игр;
мотивировать обучение (ребенок должен знать, зачем ему это нужно);
обучить ребенка приемам мнемотехники, работе с литературой
Пример: Каждый охотник желает знать, где сидит фазан;
организовать полноценное питание и соблюдение режима дня;
следить за эмоциональным состояние обучаемого ребенка.
Эти универсальные потребности, выделенные А. Маслоу, в полной мере присущи ребенку в любом периоде детства. Однако способы удовлетворения их с возрастом ребенка меняются, поскольку меняется качество и выраженность самих потребностей.
Особенностью детского возраста является невозможность полного самостоятельного удовлетворения своих потребностей. Чем младше ребенок, тем больше он зависит от матери и других членов семьи и тем больше нуждается в посторонней помощи. Следовательно, функция среднего медработника состоит в том, чтобы помочь матери, отцу и другим близким в адекватном удовлетворении потребностей ребенка в процессе его воспитания.
Далее мы рассмотрим потребность “общаться” и способы ее удовлетворения в зависимости от возраста ребенка. Существует ряд основных рекомендаций по организации сестринского процесса для удовлетворения универсальных потребностей ребенка в течение всего периода детства.
Периоды детского возраста
Лица, удовлетворяющие потребность
Способы удовлетворения потребности в зависимости от возраста ребенка
Физический контакт общение при кормлении, пеленании и т.д.
Тихая беседа со спокойной ласковой интонацией в периоды бодрствования ребенка.
Беседы с ребенком: показ ярких картинок, называя изображенные предметы.
Игры с использованием ярких погремушек, предметов.
Обучение ребенка в игровой форме (“ладушки”, “сорока-ворона” и т.д.)
Физический контакт общение во время проведения массажа и гимнастики с использованием игровых элементов.
мать, отец, близкие родственники
Чтение сказок, разучивание детских стихов.
Рассматривание ярких картинок с разъяснениями взрослого.
Объяснение названий и функции окружающих предметов, животных и т.д.
Игры с использованием игрушек, предметов домашнего обихода.
Тихие, ласковые беседы, ответы на вопросы ребенка.
Физический контакт общение во время проведения массажа и гимнастики, после пробуждения (“потягушки-порастушки”) и перед сном (индивидуальный ритуал).
мать, отец, близкие родственники, сверстники
Чтение книжек вслух, разучивание стихов.
В игровой форме обучение первым навыкам чтения, счета.
Рассматривание серий картинок с последующим пересказом ребенком увиденного.
Привлечение к участию в домашних делах под контролем взрослых, постепенное появление постоянных обязанностей.
Игры с использованием разных предметов (“В школу”, “В магазин”, “В поликлинику” и т.д.)
Тихие, ласковые беседы с ответами на вопросы ребенка.
Совместное выполнение упражнений утренней зарядки родителей и малыша.
Ролевые игры со сверстниками во дворе, детском саду ( “Дочки-матери”, “Казаки-разбойники”, “Прятки”, “Садовник”).
Участие в детских и семейных праздниках.
Период младшего школьного возраста
родители, близкие, сверстники, учителя, медработники
Посещение кружков и секций по интересам.
Обучающее общение в школе.
Чтение вслух в семейном кругу.
Беседы родителей с ребенком, ответы на его вопросы.
Активное участие в семейных обязанностях, в делах класса, школы.
Участие в санитарно-просветительных беседах, организуемых школьным фельдшером.
Общение со сверстниками во дворе, в школе, в кружках и т.д.
Периодический физический контакт общение родителей с ребенком в зависимости от пола, характера ребенка и его индивидуальных особенностей.
Период старшего школьного возраста
сверстники, учителя, родители, близкие, медработники
Избирательное общение со сверстниками.
Обучающее общение в школе.
Посещение секций, кружков по выбору, общение с руководителями, с товарищами по интересам.
Беседы с родителями по вопросам полового воспитания и др.; некоторое уменьшение времени общения с родителями и близкими.
Индивидуальные беседы с фельдшером школы, с другими медработниками.
Таким образом, потребности ребенка и способы их удовлетворения взаимосвязаны и взаимозависимы. Задача медработника: научить окружающих ребенка людей как адекватно удовлетворять потребности ребенка.
Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.
Источник
Основные потребности ребенка
Потребности ребенка в разные периоды жизни отличаются лишь степенью выраженности. В данной статье рассмотрим базовые детские психологические потребности и выясним, что рекомендуют психологи сделать родителям, чтобы удовлетворить каждую из них.
Содержание:
Классификация базовых потребностей по Маслоу
Несмотря на то, что родители действительно любят своих детей, они далеко не всегда умеют вести себя так, чтобы дети действительно чувствовали себя любимыми. Чтобы сделать своего ребенка счастливым, необходимо понимать какие психологические потребности для него являются базовыми.
Американский психолог Абрахам Маслоу утверждал, что все потребности человека являются врожденными, а также описал их как иерархическую систему доминирования, состоящую из пяти уровней.
- На первом, базовом уровне – физиологические потребности.
- На втором уровне, более высоком – потребность в безопасности. Для человека не станет ведущей потребность более высокого ранга, если потребности более низкого уровня не удовлетворены. Так, например, человек не будет думать о безопасности, если он голодает.
- На третьем уровне – потребность принадлежности к какой-то социальной группе, например семье, рабочему коллективу.
- Четвертый уровень – потребность в уважении и признании.
- Пятая и высшая потребность – самоактуализация, то есть потребность в саморазвитии, личностном росте.
У разных людей степень выраженности той или иной потребности варьируется в зависимости от их психологического склада. Для некоторых людей остаются ведущими потребности низших уровней, а к высшим они никогда не испытывают большого устойчивого интереса.
Данная теория потребностей обращает внимание родителей и педагогов на тот факт, что дети не станут стремиться к развитию, если в первую очередь не будут удовлетворены их потребности в безопасности, принадлежности к группе и уважении.
Основные психологические потребности детей
Даже при должном присмотре без удовлетворения базовых психологических потребностей дети замирают в развитии. Например, психологи установили, что физический тактильный контакт младенца с матерью или другим взрослым, который заботится о ребенке, – необходимый фактор для нормального роста детского организма. А младенцы, полностью лишенные общения со взрослыми, получают задержки в умственном развитии.
По мере взросления дети переживают кризисы роста, которые делают более актуальными те или иные психологические потребности. Так, к основным психологическим потребностям ребенка дошкольного возраста можно отнести: до трех лет – общение, эмоциональные связи с другими людьми, потребность в познании; с трех до семи лет – уважение, независимость. Основные потребности детей младшего школьного возраста – признание, самоактуализация; детей подросткового возраста – принадлежность к группе, независимость.
Уровни потребностей по Маслоу дают подсказку родителям и педагогам, на какие действия необходимо ориентироваться в воспитании ребенка.
Потребность в безопасности
Правила и порядки, которые навязывают родители своим детям в процессе воспитания, далеко не всегда лишь ограничивают или лишают чувства свободы. Часто дисциплина также выполняет важную для психики ребенка функцию: дает структуру, чувство упорядоченности жизни. И тем самым удовлетворяет одну из базовых психологических потребностей – потребность в безопасности.
Вседозволенность, отсутствие поддержки опытного человека, который даст совет, как действовать в новой незнакомой ситуации, порождает чувство тревоги. Даже бунтующему подростку важно знать, что в случае чего мама и папа подстрахуют, что можно им довериться и обратиться за помощью.
Семейные традиции и ритуалы – отличный способ дать ребенку чувство стабильности и безопасности. Это может быть что угодно: еженедельный семейный обед, вылазка на природу с ночевкой в одно и то же время года, походы на спортивные матчи, ежемесячная генеральная уборка, в которой участвуют все члены семьи. Главное – сделать мероприятие обязательным. Подобные традиции не только дают чувство стабильности, но и сплачивают семью и дарят теплые воспоминания на всю жизнь.
Дети гораздо сильнее взрослых нуждаются в теплой и мирной семейной атмосфере. В случае возникновения ссор и скандалов, ребенок чувствует угрозу: его устоявшемуся безопасному миру грозит опасность. Не нужно делать маленького человечка свидетелем выяснения отношений, а если конфликт уже произошел при ребенке, то и мириться нужно на его глазах. Так, малыш научиться понимать, что на смену плохому всегда приходит хорошее, и в будущем, став случайным свидетелем ссоры, не станет испытывать такую сильную тревогу.
Если же дело дошло до развода, нужно быть максимально деликатным. Дети в таких ситуация испытывают вину и страх, ощущают себя брошенными и ненужными. Заверить в своей неизменной любви – обязательный шаг в удовлетворении потребности ребенка в чувстве безопасности. Однако важно сделать еще одну вещь: помочь ребенку увидеть дальнейшее будущее в условиях развалившейся семьи. Ведь казавшийся таким стабильным и понятным мир ребенка разрушен. Важно успокоить сына/дочь и объяснить, как перемены скажутся на привычном образе жизни ребенка.
Потребность в принадлежности к группе
Данный мотив не стоит в приоритете среди потребностей детей дошкольного возраста, становится более актуальным у школьников и достигает максимальной значимости у подростков. Но даже маленьким детям обидно чувствовать себя изолированными, когда от их общества отмахиваются, ссылаясь на их юный возраст.
С детьми можно и нужно обсуждать финансовые вопросы и рабочие проблемы родителей. Конечно, не стоит этого делать в тревожно-пессимистическом ключе. Но, приобщая детей к этой части жизни, можно дать им почувствовать себя частью «семейной команды», научить их ответственности и показать пример того, как справляться с жизненными трудностями. Хорошим способом приобщить ребенка к кругу взрослых может стать семейный совет, на котором будут сообща решаться различные бытовые и семейные проблемы. Принимая участие в таких обсуждениях, ребенок чувствует ценность своего мнения для родителей и осознает важность своей роли в жизни семьи.
Ощущая крепкую связь со своими близкими, ребенку проще противостоять негативным влияниям извне и избежать попадания в плохую компанию подростков. Ведь такая очень важная потребность, как желание быть частью значимой группы, уже удовлетворена как минимум в кругу семьи.
Потребность в уважении и признании
К числу основных потребностей ребенка дошкольного возраста относится желание ощущать себя самостоятельным существом. Упрямство и своеволие – обычные симптомы кризиса трех лет у детей. Именно в этом возрасте ребенок осознает себя как отдельную личность, оценивает границы собственной воли и желаний.
Также потребность в уважении остро осознается в подростковом возрасте. Детям в этот период просто необходимо, чтобы в них видели полноценных людей, и дали им право на собственные мысли и чувства. Дать ребенку право на собственные чувства – это значит не игнорировать его эмоции, не высмеивать и не уменьшать значимость его переживаний. Пусть с высоты опыта взрослого человека детские проблемы кажутся неважными, но для ребенка это не так. Если детские чувства подавляются или опошляются родителями, ребенок просто замыкается. В итоге поведение сына/дочери становиться или робким и неуверенным, или чрезмерно вызывающим, агрессивным. В обоих случаях эмоциональный контакт с ребенком и его доверие к нам теряется.
Ничто так не вредит самооценке, как чрезмерная и грубая критика. Если в негативных замечаниях по поводу поведения ребенка не улавливается и тени заботы о его чувствах, это заставляет подростка чувствовать себя так, как будто своими замечаниями родители пытаются подогнать его под некий идеализированный стандарт, угодный только им самим. Но ребенок – отдельная личность. Поэтому необходимо, чтобы взрослые считались с его желаниями так же, как и со своими собственными.
Потребность в саморазвитии
Каждый человек с рождения обладает уникальными способностями и талантами. Выявить их – не значит найти то, в чем ребенок самый лучший. Для развития настоящего дарования мало тяжелого и кропотливого труда – энтузиазм в работе так же необходим. Чтобы потребность ребенка в росте была реализована, необходимо поддерживать его естественные интересы к любым занятиям: и к тем, в которых он силен, и даже, на первый взгляд, к бесполезным занятиям. Родители часто неосознанно, а порой и вполне понимая, что делают, пытаются реализовать с помощью детей свои собственные амбиции. Но ребенок не приходит в этот мир, чтобы потешить эго родителей. Он рождается, чтобы быть счастливым, реализуя свои собственные цели и мечты. И только самостоятельно ставя перед собой задачи и преодолевая стоящие на пути трудности, можно расти как личность и развиваться.
Искусство обхождения с детьми – это умение позаботиться об их истинных, а не надуманных родителями потребностях.
Им не нужен восьмой айфон – они хотят почувствовать себя значимыми, дети не хотят устраивать истерики – они нуждаются в вашем внимании, и они не хотят отказываться от общения, а лишь избегают вашей грубой критики и обидных замечаний.
Чтобы ребенок развивался в здоровом психологическом климате, достаточно научиться всегда видеть в нем развивающуюся личность и относиться к ней с уважением.
Источник