Основы экономики.
§ 2 Потребности общества и способы их удовлетворения.
Что такое потребность.
Мощным двигателем экономики являются потребности общества.
Потребности – недостаток или нужда в чем-то, необходимом для жизнедеятельности людей.
Потребности человека имеют важные отличительные особенности, которые выделяют его из всего животного мира. В чем они состоят?
Первая особенность. Потребности людей изменяются исторически количественно и качественно. Эти изменения заметны при переходе от одной эпохи развития экономики и культуры общества к другой. Возьмем, допустим, людей, живших в начале прошлого века.
Они даже в своих фантазиях не предполагали, что могут быть такие необыкновенные вещи, которые для наших современников стали привычными, – телевизоры, компьютеры, космические станции и многое другое.
Вторая особенность. Запросы человека очень меняются на протяжении всей его жизни. Одно дело младенец, испытывающий преимущественно физиологические нужды, и совершенно другое – взрослый человек, овладевший определенной специальностью.
Третья особенность. У людей даже одного возраста очень часто потребности, запросы, предпочтения не совпадают. Не случайно в России в ходу народные поговорки и выражения: «На вкус и на цвет товарищей нет», «О вкусах не спорят».
Четвертая особенность. Современная цивилизация (уровень материальной и духовной культуры) знает несколько уровней потребностей человека:
• физиологические потребности (в пище, воде, жилье и др.);
• потребность в безопасности (защите от внешних врагов и преступников, помощи при болезни, защите от нищеты);
• потребность в социальных контактах (общении с людьми, имеющими те же интересы; в дружбе и любви);
• потребность в уважении (уважении со стороны других людей, самоуважении, в приобретении определенного общественного положения);
• потребность в саморазвитии (в совершенствовании всех возможностей и способностей человека).
Перечисленные формы человеческих потребностей наглядно можно изобразить в виде пирамиды (рис. 1.1).
Рис. 1.1. Пирамида потребностей современного человека.
Особенно важно сказать об имидже (внешнем и внутреннем облике) будущего специалиста. Что касается внешнего вида выпускника техникума, колледжа, то он обычно испытывает влияние общепринятых норм культуры, моды и других обстоятельств. От самого студента во многом зависит выработка высоких качеств его внутреннего имиджа, в которых проявляются развитые потребности:
• эрудиция (начитанность, глубокие познания в различных областях человеческой деятельности);
• развитой интеллект (творческое мышление);
• высокая культура человеческого общения;
• свободное владение одним-двумя иностранными языками;
• умение пользоваться компьютером;
Для ХХI столетия характерны всестороннее развитие потребностей и высокий имидж специалистов.
Как же на протяжении истории происходит возвышение уровня потребностей членов общества? Это во многом зависит от взаимодействия общественного производства и назревших нужд людей.
Как взаимосвязаны потребности и производство.
Связь производства с потребностями является двусторонней: прямой и обратной. Рассмотрим эту связь подробнее.
Производство прямо и непосредственно воздействует на потребности в нескольких направлениях.
1. Уровень производственной деятельности определяет, в какой мере она может удовлетворить запросы людей. Если, предположим, в стране не произведено нужного количества благ (будь то хлеб или автомобили), то потребности людей не будут в должной мере удовлетворены. В этом случае рост потребностей станет невозможным.
2. Переход производства на новый уровень научно-технического прогресса коренным образом обновляет предметный мир и уклад жизни людей, порождает качественно иные потребности. Скажем, выпуск и поступление в продажу видеомагнитофонов и персональных компьютеров вызывает желание их приобрести.
3. Производство во многом влияет на способы потребления полезных вещей и тем самым обусловливает определенную бытовую.
Культуру. Например, первобытный человек вполне довольствовался куском мяса, поджаренным на костре, которое он руками разрывал на части. Нашему современнику для приготовления из того же куска мяса жаркого требуется газовая, электрическая плита или гриль, а также столовые приборы.
В свою очередь, потребности оказывают обратное воздействие на производственную деятельность.
1. Потребности являются предпосылкой и определяют направление созидательной деятельности человека. Каждое хозяйство заранее намечает свое производство полезных продуктов с учетом выявленных потребностей.
2. Возвышение потребностей часто обгоняет производство. Примечательно, что работники швейных фабрик стремятся заранее узнать, какие новинки одежды разработаны в домах моды с учетом нового уровня потребностей.
3. Возвышение потребностей придает им ведущую роль в поступательном развитии производства – от его низшей ступени ко все более высоким.
Развитие потребностей прямо зависит по нескольким направлениям от уровня производства. Последнее испытывает многообразное обратное воздействие от запросов общества.
Изучение взаимодействия производства и потребностей позволяет понять место и роль новых нужд людей в кругообороте экономических благ.
В чем состоит роль потребностей в кругообороте благ.
Прежде всего важно обратить внимание на особый характер развития экономики – ее круговое движение.
Подобно тому, как на Земле постоянно происходит круговорот веществ, в хозяйственной деятельности непрерывно совершается кругооборот экономических благ. Изготовленные полезные вещи исчезают в процессе их потребления и вновь создаются в том же или измененном виде. Такой кругооборот – обязательное условие непрерывного поддержания и возобновления жизнедеятельности людей.
Рассматриваемый кругооборот состоит из пяти основных звеньев, неразрывно связанных между собой:
Рис. 1.2. Кругооборот экономических благ.
К обновление потребностей.
Теперь рассмотрим, как происходит экономический кругооборот. Цепочка неразрывных зависимостей между ее отдельными звеньями наглядно изображена на рис. 1.2.
Кругооборот создаваемых благ рассмотрим на конкретном примере крестьянского хозяйства. Производитель сначала выращивает, например, овощи. Затем он распределяет их: часть оставляет для себя и своей семьи, а остальное идет на продажу. На рынке излишние для семьи овощи обмениваются на нужные в хозяйстве продукты (например, мясо, обувь). Наконец материальные блага доходят до конечного пункта – личного потребления. Если потребности крестьянской семьи увеличиваются (в связи, допустим, с увеличением семейства), то производство овощей, наверное, расширится.
Теперь можно представить кругооборот продуктов в самом общем виде.
Началом кругооборота является производство – процесс создания полезных благ. В это время работники приспосабливают вещество и энергию природы для удовлетворения человеческих потребностей.
Распределению подлежит доход от производственной деятельности. В процессе распределения определяется доля всех участников такой деятельности в созданном богатстве.
Доставшиеся от распределения блага зачастую не нужны для личного потребления в полученном количестве. Поскольку людям необходимы совершенно иные вещи, то происходит обмен, во время которого полученные блага обмениваются на другие вещи, нужные для человека.
Потребление – заключительный этап движения продукта, который идет на удовлетворение нужд людей. По мере удовлетворения ранее сложившихся потребностей возникают новые.
Потребности взаимосвязаны со всеми звеньями кругооборота благ. В процессе потребления возникают новые запросы, которые вызывают обновление производства.
Может показаться, что теоретически описанный здесь кругооборот благ однозначно характеризует взаимосвязь производства и потребностей. Однако на практике во многих странах существуют разные варианты соотношения производства и потребностей. Что же это за варианты?
Каковы современные варианты изменения производства и потребностей общества.
Во всей мировой экономике в конце ХХ– начале ХХI столетия наблюдаются три основных вида соотношений между производством, с одной стороны, и потребностями и потреблением населения – с другой.
Первый вариант. В некоторых странах длительный упадок хозяйства ведет к уменьшению как потребления, так и потребностей. Этот процесс можно уподобить спиралевидному движению с уменьшающимися кругами, какие мы наблюдаем, скажем, в воронке водоворота. Такое бедственное положение можно видеть, в частности, в отдельных странах Африки (например, в Республике Конго, Эфиопии), где в конце ХХ в. сокращался доход общества в расчете на душу населения.
Второй вариант. В отдельных странах Африки и Азии выпуск сравнительно ограниченного набора разнообразных продуктов растет очень медленно. В этом случае потребности являются традиционными и лишь понемногу расширяются.
Первый и второй варианты характеризуют явно ненормальное соотношение в изменении производства и потребностей.
Третий вариант. Нормальным можно признать одновременный рост производства национального продукта и повышение уровня потребностей и потребления. Закономерное возвышение потребностей в этом случае идет по двум направлениям: по вертикали и по горизонтали.
Улучшение жизни людей проявляется в росте потребностей по вертикали.
Длительное расстройство хозяйства в ряде стран Содружества Независимых Государств в 1990-х гг. отрицательно сказалось на величине национального продукта (отечественного производства) в расчете на 1 жителя и на расходах на потребление домашних хозяйств. Например, в 2002 г. (в процентах к 1990 г.) такие расходы составили: в Белоруссии – 131, Казахстане – 60, Украине – 59 %.
Рис. 1. . Возвышение потребностей, связанных с автомобилем.
Такое изменение можно проследить на примере отношения людей к покупке автомобиля (рис. 1.3).
Возвышение потребностей по горизонтали связано с расширением потребления все более широкими слоями населения продуктов более высокого качества. Такое изменение становится тем заметнее, чем более продолжительным является изучаемый период времени. Подтверждение тому мы находим в табл. 1.4.
Таблица 1.4.
Обеспеченность населения России товарами длительного пользования (на 100 семей, штук).
Как установил немецкий статистик Э. Энгель, если денежные доходы населения растут, то оно относительно меньше тратит средств на продовольственные товары, больше покупает промышленных товаров широкого потребления (обувь, одежда и т. п.), а при дальнейшем увеличении доходов приобретает высококачественные вещи и товары длительного пользования.
Наиболее быстрое возвышение потребностей по вертикали и по горизонтали в ХХ в. характерно для западных – экономически наиболее развитых стран. Здесь рост производства и потребления можно уподобить движению вверх по спирали с расширяющимися оборотами.
Все рассмотренные варианты изменения производства и потребностей имеют общую черту. В них в той или иной форме выражается противоречие между тем, что люди хотели бы иметь, и тем, что им дает реальная экономика.
Противоречие между потребностями и производством – основное противоречие хозяйственной деятельности во всяком обществе.
В следующем параграфе мы выясним, какими способами и средствами разрешается основное противоречие экономики.
Источник
Потребности общества и способы их удовлетворения.
УРОК 1.
Экономика и ее роль в жизни общества.
Отдаленные предки людей не вели хозяйства. Они занимались охотой, собирательством и рыболовством. Но такой способ существования не давал нужного количества жизненных средств, обрекая первобытного человека на голод и низкую продолжительность жизни. 10 тыс. лет назад люди научились сами производить все нужные им полезные вещи. Занимаясь хозяйственной деятельностью, они создали высокую материальную и духовную культуру.
Люди начали вести хозяйство, чтобы обеспечить себя необходимымижизненными благами.
В Древней Греции под словом «экономика» понимали ведение домашнего хозяйства, которым руководит хозяин или нанятый им человек. В центре экономических процессов всегда были конкретные люди — собственники, производители, посредники. От успешного ведения хозяйства зависело благосостояние тысяч граждан.
Прошли столетия и эпохи. Слово «экономика» приобретало разное содержание, но суть его оставалась все той же, изменились лишь масштабы этого понятия. Теперь, говоря об экономике, мы имеем в виду не столько домашнее, сколько общественное, национальное и мировое хозяйство.
Несравненно более сложными стали процессы производства, усовершенствовались системы посредничества и торговли. Не изменилось одно — в центре всего, что происходит, находятся конкретные люди с их потребностями, которые и являются двигателями развития цивилизаций.
Именно потребности во все времена заставляли людей одолевать огромные расстояния в поисках новых земель и рынков сбыта, осваивать неизведанные территории. Именно потребности были и остаются главным стимулом развития науки, техники и производства, способствуя тем самым расцвету культуры и образования и повышению уровня жизни.
Каждый из нас стремится жить как можно лучше. Однако сделать это не так уж легко. Издавна эту проблему люди решали по-разному.
Одни ограничивались самыми необходимыми вещами, другие силой или обманом отбирали у своих ближних все, что можно было отнять, третьи совершенствовали средства производства, делали изобретения, находили новые источники прибыли, осваивали новые территории, новые промыслы. Наука и технологии достигли очень высокого уровня развития, но даже его недостаточно для удовлетворения всех потребностей человечества.
Поэтому такое большое значение приобретает изучение современной экономики, знания которой помогут значительно повысить уровень нашего благосостояния, к чему мы и стремимся. Как и каждая наука, экономика имеет свои законы, принципы, правила, по которым развивается.
Она рассматривает все сферы человеческого бытия, так или иначе отражает все процессы, происходящие в обществе, — от политических до бытовых, поэтому изучение ее предусматривает применение достижений практически всех предметов, которые изучаются в школе. Наиболее тесно экономика связана с такими науками, как математика, право, социология, география, история, политология, психология. Географические знания дают возможность выяснить роль природных условий, сырьевых ресурсов разных территорий в размещении производства товаров и услуг.
Изучение истории поможет выявить закономерности становления и развития хозяйства и понять состояние мировой экономики.
Знания политологии призваны объяснить и определить роль государства и отдельных общественных групп в функционировании экономики Исследование экономики невозможно без знания законодательных актов, которые регулируют общественные взаимоотношения как внутри страны, так и на международном уровне, поэтому связи экономической науки с правоведением очень тесные. Знания психологии дают возможность выявлять особенности поведения человека в различных жизненных ситуациях, выяснять мотивы, вынуждающие его действовать так или иначе.
Экономика широко использует формулы, уравнения, графики для анализа и иллюстрации тех или иных процессов и явлений, поэтому она тесно связана с математикой и ее отраслями.
Для чего нужна экономика и какие функции она выполняет? Весь мир, который нас окружает, можно разделить на две большие части: то, что создано природой, и то, что создано человеком из материалов природы или без их участия (экономические блага). Поэтому экономика— это прежде всего совместная деятельность людей по производству разнообразных материальных и нематериальных благ и услуг. Структурно экономику можно подразделить на две части.
Макроэкономика — это часть экономики, охватывающая экономические процессы в масштабах определенных территориальных границ: мировое хозяйство, отдельная страна, крупный регион. Она дает комплексное представление о действии и развитии экономической системы в целом.
Микроэкономика — это часть экономики, связанная с поведением экономических субъектов (производителей и потребителей) на отдельных рынках и охватывающая как бы клеточку общественного хозяйства.
Главное назначение экономики –обеспечение жизнедеятельности и повышение благосостояния людей.
Экономический интерес –жизненно важная причина, которая побуждает людей заниматься хозяйственной деятельностью и получать средства для всестороннего развития.
Потребности
Вся человеческая жизнь состоит из разнообразных потребностей: биологических, социальных, производственных и непроизводственных, общественных и личных и пр. Потребность — это нужда в чем-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности, развития личности и общества в целом. Фундаментом человеческих потребностей являются основные материальные потребности, удовлетворять которые призвана и способна только экономика. К ним относятся потребности в питании, одежде, жилье, разнообразных услугах. В своей совокупности материальные человеческие потребности неутолимы или безграничны, т.е. потребности в товарах и услугах полностью удовлетворить невозможно
Материальное богатство общества состоит из:
1. естественных благ (лес, полезные ископаемые);
2. экономических благ, создаваемых человеком:
— предметы потребления, которые непосредственно предназначены для жизни человека (пища, одежда);
— средства производства– это все то, что позволяет создавать полезные для человека продукты (металлы, инструменты, станки).
Потребности общества и способы их удовлетворения.
Особенности потребности человека:
1. изменяются исторически количественно и качественно;
2. запросы меняются на протяжении всей жизни;
3. не совпадают у разных людей;
4. существует несколько уровней потребностей:
— физиологические (вода, сон);
— в безопасности (защита от врагов);
— в социальных контактах (общение с людьми);
Связь производства с потребностями является двусторонней: прямой и обратной.
Производство прямо и непосредственновоздействует на потребности в нескольких направлениях.
Развитие потребностей прямо зависит по нескольким направлениям от уровня производства. Последнее испытывает многообразное обратное воздействиеот запросов общества.
В хозяйственной деятельности непрерывно совершается кругооборот экономических благ.
Потребности взаимосвязаны со всеми звеньямикругооборота благ. В процессе потребления возникают новые запросы,которые вызывают обновление производства.
Во всей мировой экономике в конце ХХ-ХХ1 столетия наблюдаются три основных вида соотношений между производством, с одной стороны, и потребностями и потреблением населения – с другой.
1. В некоторых странах длительный упадок хозяйства ведет к уменьшению как потребления, так и потребностей (В Конго, Эфиопии).
2. В отдельных странах Африки и Азии выпуск сравнительно ограниченного набора разнообразных продуктов растет медленно. Потребности являются традиционными и лишь понемногу расширяются.
3. Нормальным можно признать одновременный рост производства национального продукта и повышение уровня потребностей и потребления.
Противоречие между потребностями и производством – основное противоречиехозяйственной деятельности во всяком обществе.
Создать предметы потребления можно только на основе хорошо налаженного производства соответствующих средств производства.
В хозяйственной деятельности участвуют предприятия разных отраслей производства, где необходимые материальные средства последовательно используются для создания конечных благ для личного потребления человека (рожь на поле – на мукомольном предприятии мука – хлеб на хлебзаводе).
Фактора производства
Для удовлетворения этих разнообразных потребностей необходимы различные ресурсы. Ресурсы, которые требуются для осуществления производственного процесса, называются факторами производства. К основным факторам производства относятся: рабочая сила (труд), природные ресурсы (земля), капитал и предпринимательская способность.
Рабочая сила — это совокупность знаний, умений и навыков, физических и интеллектуальных способностей человека, которые он использует в производстве товаров и услуг.
Природные ресурсы — это так называемые естественные ресурсы, «даровые» блага природы, применяемые человеком в производстве. К ним относятся сельскохозяйственные угодья, леса, пашни, водные ресурсы, полезные ископаемые и пр.
Капитал, или инвестиционные ресурсы, — это средства производства, созданные человеком. К ним относятся здания, сооружения, машины, оборудование, материалы, полуфабрикаты и пр.
Предпринимательская способность — особый фактор, соединяющий все остальные факторы производства в единую систему, в единый производственный процесс. Это способность принимать решения, идти на разумный риск и нести ответственность, способность к новаторству и т.д. Все перечисленные факторы обладают одним общим свойством: они редки или имеются в ограниченном количестве. Эта редкость относительна и означает, что ресурсов, как правило, меньше, чем необходимо для удовлетворения потребностей при данном уровне экономического развития общества. Поскольку потребности человека безграничны, а ресурсы ограничены, то обществу постоянно приходится выбирать, какие товары и услуги необходимо производить, а какие — нет. При этом возникает проблема рационального ведения общественного хозяйства, т.е. проблема нахождения путей наилучшего использования редких ресурсов с тем, чтобы достичь наибольшего или максимально возможного удовлетворения безграничных потребностей человека.экономическая эффективность характеризует связь между количеством единиц, принимаемых в производстве редких ресурсов, и количеством продукта, полученным в результате производства. Большее количество продукта при данном объеме затрат означает повышение эффективности. Меньший объем продукта при данном количестве затрат указывает на снижение эффективности.
Экономическая теория выполняет следующие функции: • познавательную (всестороннее изучение предмета);
•методологическую (разработка научного инструментария, используемого в других экономических дисциплинах);
• практическую (разработка и обеспечение экономической политики для различных уровней экономики).
Сложным и одновременно весьма важным для понимания является соотношение экономики и политики и прежде всего оценка роли государства в их взаимодействии.
Политика — область осознанных целей групп людей, политическое поведение которых подчинено властной потребности. Взаимодействие этих групп (партий) чаще всего происходит на уровне государственных органов. Связующим звеном между экономикой и политикой выступает осознание и оформление социального интереса экономических субъектов (предпринимателей, наемных работников, фермеров и др.). Их социально-экономические потребности превращаются в политические требования и выражаются в политическом поведении экономических объектов. Перед государственной (общенациональной) экономической политикой стоит непростая задача соединения групповых социально-экономических интересов, формирование адекватной экономическим реалиям единой концепции развития экономики, которая находит свое конкретное выражение в системе макроэкономического регулирования, налоговой, финансовой, кредитно-денежной политике. Зачастую во внутренней и внешней экономической политике возникают перекосы, связанные с различными причинами — недостаточной последовательностью проводимых экономических мер, преобладанием в высших эшелонах власти представителей определенной социальной группы, носителей тех или иных экономических интересов и воззрений, наличием экстраординарных ситуаций (кризисы, войны, глобальные экономические проблемы). В силу этого в экономическом развитии возникают определенные проблемы и противоречия. При разработке конкретной экономической политики важную роль играют основные экономические цели, представленные в табл. 1.1.
В связи с основными экономическими целями возникает ряд вопросов. Одни цели поддаются точному количественному измерению, другие требуют уточнения их толкования, некоторые цели взаимно дополняют друг друга, некоторые противоречат или взаимно исключают друг друга. Следовательно, возникает проблема разработки приоритетов в достижении поставленных целей. Выработка экономической политики проходит, таким образом, несколько этапов.
Первый этап — четкое определение поставленных целей.
Второй — определение и признание возможных последствий альтернативных программ достижения целей.
Третий — изучение и оценка эффективности программ достижения подобных целей из учета прошлого опыта.
Рис 1.1 Экономика возникает не просто из производства, а из общественного производства, по поводу которого люди вступают в общение друг с другом. Общественное производство в своем движении проходит последовательные стадии: от производства через распределение и обмен к потреблению.
Производство — процесс создания материальных и нематериальных благ, необходимых для удовлетворения разнообразных потребностей. Здесь происходит соединение всех фактов производства.
Распределение — это стадия общественного производства, на которой определяется доля каждого участника в производственном продукте. Доля может быть различной в зависимости от принципов распределения: всем поровну, по потребностям, по труду, по результатам труда, по вложенному капиталу и др.
Обмен — это стадия общественного производства, которая обеспечивает непрерывную связь между производством и потреблением. Обмениваться можно готовыми продуктами или деятельностью.
Потребление— это использование продукта в процессе удовлетворения потребностей. Роль каждой стадии общественного производства различна. Производство обеспечивает рождение продукта, распределение и обмен выводят продукт на «рыночный свет», представляют его потреблению, потребление в свою очередь формирует новые заказы для производства.
Итак, человеку, чтобы жить и удовлетворять свои потребности, необходима экономическая деятельность, позволяющая превращать ресурсы в экономические блага (товары и услуги). Именно эта совместная деятельность, осуществляемая в рамках организационного механизманазываетсяэкономической системой общества.
Общее представление о функционировании экономической системы дает модель кругооборота ресурсов, продуктов и доходов, представленная на рис. 1.2.
В этой модели макроэкономика состоит из двух типов экономических агентов — домашних хозяйств и предприятий (фирм). Домашние хозяйства предоставляют различные производственные ресурсы (свою рабочую силу, природные ресурсы, капитал) в распоряжение предприятий и в обмен получают определенные доходы (заработную плату, проценты и дивиденды от прибылей предприятий, рентные доходы). Предприятия используют предоставленные ресурсы для производства товаров и услуг, которые они продают домашним хозяйствам. Домохозяйства оплачивают эти товары и услуги с помощью денег, полученных от продажи имеющихся у них ресурсов. Таким образом, эта упрощенная модель фиксирует продуктовые и ресурсные рынки, а также демонстрирует важнейшие потоки «доходы-расходы» и «ресурсы-продукты», образующие как бы кровеносную систему экономики.
В различных экономических системах эти вопросы решаются поразному. Во многих экономически слаборазвитых странах действуют так называемые традиционные или основанные на обычаях экономические системы. Перечень благ, технологии производства и распределения базируется на вековых традициях и обычаях. Экономическая роль индивида определяется наследственностью, кастовой принадлежностью. Религиозные, культурные, традиционные ценности здесь первичны по сравнению с экономической деятельностью. Все многообразие методов решения основных экономических вопросов можно свести в современных условиях к моделям, представленным в табл. 1.2.
В целом сравнительный анализ моделей экономических систем позволяет выявить коренные различия в них по следующим моментам:
• между частной и общественной собственностью на ресурсы;
• между использованием в качестве координирующего и управляющего экономикой механизма рыночной системы или централизованного планирования.
Однако следует иметь в виду, что не существует однозначного или общепринятого решения основных экономических проблем. Нарядус указанными основными типами экономических систем имеется многообразие смешанных форм. На практике границы между ними могут быть достаточно условными и расплывчатыми в зависимости от степени рыночного управления и соответственно регулирования, а также от смешения различных форм
Дата добавления: 2018-04-15 ; просмотров: 1531 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник