Способы удержания внимания аудитории при

Как говорить, чтобы удерживать внимание любой аудитории

Умение четко и складно говорить — навык, обладая которым человек может завоевать внимание аудитории и донести нужную информацию. Такой навык настоящий must-have для преподавателя.

Наверняка многие из вас сталкивались с волнением перед началом лекций. Это вполне нормально. Даже опытные спикеры нервничают перед выступлениями, но они знают, как успокоиться и расположить к себе публику.

Прежде всего, помните, что красиво говорить может научиться абсолютно каждый. Главное — тренироваться.

Мы составили для вас небольшой гайд по подготовке к выступлениям и работе со своей речью и разделили его на две части: подготовка к выступлению и само выступление.

Подготовка к выступлению на лекции

В первую очередь, вы должны четко понимать, о чем будете рассказывать вашим студентам. Плохая подготовка лишает уверенности перед аудиторией.

Научитесь владеть своим телом и используйте жесты во время выступления

Наверняка вы замечали, что речь человека проще воспринимать, когда он задействует жесты. Эксперты по публичным выступлениям подтверждают эти слова. Кроме этого, они говорят, что жестикуляция помогает усиливать слова.

Люди позитивно воспринимают собеседника, если видят его руки и ладони. Чтобы выглядеть убедительнее во время своего выступления, следуйте трем правилам:

  • держите ладони на виду, а руки — в верхней части тела;
  • добавляйте движения руками, чтобы сделать акцент в нужном месте;
  • вы можете положить ладонь на ладонь;
  • отрывайте локти от тела. Когда они плотно «пришиты» к телу, создается впечатление, что человеку некомфортно выступать, и он не уверен в себе.

Не переусердствуйте с жестами. Лучше отрепетировать ваши движения заранее.

Потренируйтесь управлять вашим голосом
Голос — это ваш основной инструмент связи с аудиторией. И чем лучше вы будете звучать, тем убедительней будет ваша речь. Здесь важно поработать с тембром, ударениями, скоростью и громкостью речи.

Улучшить ваш голос помогут упражнения. Тренируйте диафрагму: глубокий вдох, задержка дыхания и глубокий выдох. Повторяйте это упражнение в течение 5 минут. После нескольких подходов вы заметите, как ваш голос станет более глубоким и спокойным.

Запоминайте и повторяйте скороговорки — они помогают улучшить дикцию. Пойте вслух. Благодаря пению можно избавиться от заикания и запинок, а также укрепить диафрагму.

Говорите о главном
При подготовке к выступлению выделяйте одну главную мысль или тезис. Это необходимо для того, чтобы студенты запомнили, о чем вы говорили 10 минут назад. Если попытаетесь донести несколько разрозненных мыслей сразу, студентам будет сложно удержать их в голове.

Используйте примеры и ситуации, знакомые слушателям

Аудитория с большей вероятность станет вас внимательно слушать, если вы попробуете заговорить на их языке. Если тема кажется сложной, проведите аналогию, понятную аудитории. После каждого смыслового блока подводите итог, чтобы закрепить материал.

Составьте план вашего выступления и подготовьте речь

Готовый план поможет хорошо ориентироваться во время лекции, чтобы донести все ключевые моменты до студентов и ничего не упустить.
Не пренебрегайте написанием речи для вашего выступления. Подготовьте ее вместе с планом и выучите. Целиком запоминать может быть сложно, поэтому разбейте ее на несколько частей и учите по отдельности.

Проверьте все слова и произношение

При подготовке важно убедиться в том, что вы верно произносите и употребляете специфические термины. Кроме этого, проверьте свою речь на предмет использования в ней слов-паразитов.

Привлечь внимание студентов на лекции можно с помощью шутки. Так вы акцентируете их внимание на конкретной предметной части, и они запомнят, про что вы им рассказали. Стоит помнить, что студенты активно воспринимают информацию в течение 10 минут. Дальше удерживать их внимание гораздо сложнее. Для того чтобы разрядить обстановку, используйте тот же прием с юмором.

Практикуйтесь и записывайте свое выступление

Перед тем, как выходить к реальной публике, устройте тестовое выступление дома. Снимите свое выступление на видео или запишите свой голос на диктофон. Это поможет увидеть и проанализировать ваши ошибки и скорректировать подачу.

Читайте также:  Протефикс таблетки способ применения

Подберите одежду для выступления

Имидж и внешний вид преподавателя влияют на то, насколько внимательно студенты запоминают материал. Подберите такую одежду, в которой вам будет комфортно вести лекции. При этом помните, что вы должны выглядеть опрятно и ваш образ должен вписываться в контекст.
Более подробно мы разбираем вопрос имиджа на нашем курсе «Новые практики цифровизации обучения» в рамках модуля «Психология для преподавателя. Имидж и позиция. Идеальный преподаватель глазами студентов». Познакомиться с программой курса можно на странице https://e.lanbook.com/courses/43 . Участие бесплатное.

Выступление перед студентами на лекции.

Приготовьтесь к тому, что вы будете волноваться, даже если выучили текст от и до. Снять напряжение и снизить градус волнения помогут несколько упражнений. Их используют спикеры на конференции TED Talks.

  • Перед выходом к студентам несколько раз сожмите и разожмите ладони;
  • сделайте глубокий вдох и выдох;
  • стоя перед зеркалом, скажите себе, что у вас все получится.

Используйте storytelling и импровизацию

Расскажите о сегодняшней теме как о захватывающей истории. Истории нравятся всем, и ваша история обязательно заинтересует слушателей. Если вы чувствуйте, что можете рассказывать о теме с закрытыми глазами, используйте импровизацию. Подача станет более живой, и вы сможете вовлечь ваших студентов в дальнейший диалог.

Задействуйте интерактивные техники

Цель лекции достигнута, когда студент после занятия уносит в своей голове пройденный материал. Быстрее и качественнее усвоить материал помогут групповые и индивидуальные работы или проекты, техника round-table-discussion, игровые форматы по теме.

Возьмите с собой бутылочку воды

Если вы начнете нервничать, сделайте глоток воды. Пауза позволит вам перевести дыхание и успокоиться, чтобы продолжить вашу лекцию с новыми силами.
Перед выступлением лучше отказаться от чеснока, рыбы и других продуктов, чтобы не вызывать дискомфорт у аудитории.

Последний совет, который хотим дать, — пополняйте свой словарный запас. Когда в вашем арсенале большой словарный запас, строить предложения гораздо проще. Чем лучше вам это удается, тем более уверенным человеком вы себя чувствуете. А это влияет на восприятие вас аудиторией.

Людям нравится, когда выступающий разбирается в разных вопросах и может поддержать разговор на любую тему. Для расширения словарного запаса каждый день изучайте по одному незнакомому слову и используйте его в своей речи как минимум 10 раз. Важно, чтобы новые слова уместно вписывались в контекст вашей истории.
Еще одно полезное упражнение для развития лексического запаса — придумывать как можно больше синонимов к словам.

В ситуациях, когда вы не уверены в значение того или иного термина, обращайтесь к толковому словарю. Тем более, что в наше время он всегда может быть под рукой — в мобильном приложении.
И, конечно, читайте. Чтение не только пополняет ваш словарный запас, но и способствует развитию воображения.

Если у вас есть желание углубиться в тонкости ораторского искусства, мы советуем прочитать литературу из подборки:

  • Джулиан Трежер «Выступление в стиле TED. Говорю. Слушаю. Слышу»;
  • Сэм Хорн «Минуту внимания! Как заинтриговать и увлечь любую аудиторию»;
  • Сара Ллойд-Хьюз «Как стать блестящим оратором. Любая аудитория, любая ситуация»;
  • Евгения Шестакова «Больше чем речь. Как управлять мимикой, жестами и интонацией»;
  • Алексей Марков «Публичные выступления. 5 способов победить страх».

Используйте приемы и советы из нашей статьи, чтобы готовить интересные и запоминающиеся выступления. У вас все получится!

Источник

Как захватить и удерживать внимание аудитории во время выступления, семинара или конференции

Почему слушатели засыпают, а лектор — никогда? Видимо, у них более трудная работа.

Как упростить участие аудитории и помочь ей воспринимать информацию легко и с интересом? Существуют эффективные практические приемы захвата и удержания внимания аудитории, о которых вы узнаете из материала.

Бывает, отличный специалист и гуру в своей профессии не может поделиться секретами своего мастерства со сцены. Нет у него того самого «образа оратора». Многие выступающие не способны завладеть вниманием аудитории и удерживать его. Собравшимся в таких случаях крайне сложно усвоить информацию: им трудно сосредоточиться и попросту скучно. Речь идет не о личности оратора, а об образе, который создается у слушателя и позволяет установить необходимый контакт.

Читайте также:  Основные способы очистки атмосферно

Считается, что тяжело спикеру, а слушателям достаточно только воспринимать, но вспомним фразу Жванецкого: «Почему слушатели засыпают, а лектор — никогда? Видимо, у них более трудная работа». Эта фраза не просто забавная. Она правдивая: понимание речи на слух требует усилий.

Если оратор не предоставляет услуги по проведению тренингов, то его влияние на публику не критично, однако многие понимают, насколько полезно уметь владеть вниманием слушателей, выступая перед аудиторией. Наши советы для них, а также всех тех, кто проводит или планирует проводить тренинги, семинары, конференции, презентации.

Как спикеру установить контакт с аудиторией

Начнем с обращения к слушателям. Многие сталкивались с затруднениями, пытаясь определиться с тем, как именно обращаться к собравшимся. Раньше была принята подчеркнутая почтительность, перечисление многих присутствующих, сейчас лучше обращаться более просто и по-деловому.

Контакт устанавливается в открытой дружелюбном тоне, но с соблюдением дистанции. Если слушатели незнакомые, обращение должно быть с ноткой почтительности, но без раболепия. Правильный выбор тона обращения с аудиторией – одно из ценных качеств оратора, связанное с врожденным чутьем или опытом и тренировками.

Не менее важна настроенность на аудиторию: оптимальный баланс между недооценкой и переоценкой слушателя. Оратору намного легче, когда состав слушателей однородный, это стоит учитывать при планировании мероприятия.

Иногда препятствием становится чистая академическая речь, которая плохо воспринимается аудиторией. Важно также овладеть популярным языком, чтобы легко находить общий язык с любой публикой.

Спикер должен уметь поставить себя на место слушателя, учесть его чувства и эмоции, особенно если речь включает определенное мнение. Готовы ли слушатели услышать сказанное, правильно ли будут восприняты озвученные вами факты, знакомы ли они с ними. Выяснить, насколько нова информация и насколько ее готовы принять слушатели, важно прежде чем начать ее доносить.

Приемы мгновенного захвата внимания и установления контакта с аудиторией

Существуют профессиональные приемы спикера, способные быстро установить контакт с залом и перейти к основной теме.

1. Используйте время и место встречи. «Сейчас мы находимся в том самом помещении, где…», «Сегодня сообщили, что…». Этот простой прием очень эффективен для мгновенного привлечения внимания. Им часто пользуются спикеры на тренингах, семинарах и конференциях, и каждый раз это работает.

2. Упоминание общеизвестного и общедоступного для собравшейся аудитории источника. «Вчера в программе «Вечерние новости» я услышал…», «Сегодня на ютуб-канале всем нам известного…». Это мощный и надежный технический прием, позволяющий захватить внимание и установить контакт. Слушатели автоматически становятся «заодно со спикером». Комментарии из зала «Да, я видел», «Я тоже слышал» еще больше мобилизуют остальных.

3. Использование риторического вопроса. Эмоционально заданный вопрос, не требующий ответа, зачастую способен приковать внимание зала. Далее тема, озвученная вначале, должна развиваться и конкретизироваться другими вопросами и аргументами.

4. Вызовите любопытство. Поделитесь информацией, о которой слушатели еще не знают. Или приведите парадокс, который активизирует мыслительную активность зала.

Аудитории будет интересно, как же вы разрешите парадокс. Например, «Оскар Уайльд сказал: «Умеренность — роковое свойство. Только крайность ведёт к успеху». Это очень легко проверить». Или еще вариант. «Однажды Джон Морган заметил: «Я могу выполнить годовой объем работы за девять месяцев, но не за двенадцать». Как же он был прав». Слушатели не отпустят внимание, пока не узнают, к чему вы ведете. Часто тренинги, семинары, конференции начинаются с заявления-парадокса, что позволяет осваивать тему увлеченно.

5. Наглядные пособия. Если вы принесете предмет и начнете встречу словами: «У меня в руках книга. Эффектный переплет, лучшая бумага, приятно взять в руки… Вместе с тем, в ней нет ни капли правды…». Интрига и демонстрация предмета способны активизировать внимание публики.

6. Рассказ о себе. Начать можно из истории, которая произошла лично с вами, о личном опыте или прочитанной книге. Например: «Однажды я стал свидетелем странного спора…».

7. Цитата знаменитости. «Давайте задумаемся над тем, что именно сказал Клод Макдональд: «Если тяжелая работа – это ключ к успеху, большинство людей предпочли бы вскрыть замок». Мышление заработало, зал сосредоточен. Такое начало удобно тем, что подходящую фразу можно заготовить заранее, а ее качество обязательно привлечет внимание.

8. Цитата знакомого. Не обязательно цитировать великих, можно привести высказывание знакомого, подготовив предварительно публику. Например: «Есть у меня один знакомый, у которого дар замечать то, что другие не видят. Так вот однажды он мне сказал…».

Читайте также:  Способы защиты информации 2010

9. Обращение к жизненным интересам собравшихся. Коснитесь вопросов, которые волнуют слушателей и способны решить их повседневную проблему. Например, зачем нам знать, как устраиваются на работу в США, зато мы заинтересуемся, как составить удачное резюме.

10. Не спешите с юмором. Именно так, не стремитесь показаться остроумным, не пытайтесь юморить с первых минут. Приберегите юмор для следующих стадий вашего выступления. Оратор, который шутит с первых минут, рискует быть воспринятым как несерьезный и его не захотят слушать.

Как удержать внимание аудитории

Основные способы удержать внимание:

  • Содержательность. Новая информация, свежая интерпретация известной, интересные идеи, качественный анализ.
  • Доступность изложения. Учет жизненного опыта и образовательного уровня слушателей. Всегда нужно учитывать, что многие слышат только то, что хотят услышать.
  • Связь выступления с важными для слушателей вопросами, сопереживание и личное отношение к этому.
  • Непринужденное общение с публикой, выражаемое в голосе, жестах, позе.
  • Убежденность и эмоциональность спикера позволяет заразить идеей весь зал.
  • Грамотное использование пауз. Во время пауз слушатель переосмысливает услышанное. Человек способен активно слушать около 15 минут, после чего необходима передышка: отступление, интересный факт.
  • Драматизация речи – эмоциональное изображение, иллюстрирующее содержание рассказа.
  • Многократное повторение одного и того же слова, чтобы выделить самое существенное.
  • Цитирование. Оживляет публику и делает речь интереснее, но нельзя этим злоупотреблять.
  • Неожиданное противопоставление. Обязательно должно быть ясным для слушателя.
  • Намек. Эффектный прием, обостряющий выступление.
  • Провокация. Заявление, с которым аудитория не согласится. Оратор привлекает внимание публики и вместе с ней приходит к полезным выводам.
  • Юмор. Снимает эмоциональную напряженность. Применять следует только, если чувство юмора развито. Спикер, который пытается сам себя смешить, выглядит не самым лучшим образом.
  • Пословицы, поговорки, крылатые выражения. Способны емко передать смысл.

Специалисты, которые предлагают услуги по проведению тренингов, часто имеют природный дар удерживать внимание публики. Они применяют эти приемы неосознанно.

Грамотная визуальная составляющая на презентации, тренинге, конференции

Публичные выступления часто сопровождаются визуальным рядом, на который выводятся кадры визуальной составляющей выступления. Без визуализации практически невозможны тренинги, семинары, конференции, а для презентации визуальная составляющая является основной.

Прежде всего она должна быть информативной, но не перегруженной. Зрители не должны забыть о спикере и вычитывать текст на экране. Идеально взять пример со Стива Джобса: «один слайд – одна мысль». При этом не стоит усердствовать со шрифтами и цветами – это создаст ненужный визуальный шум. Выясним, что еще важно учесть в презентации, чтобы получить максимальный эффект.

Правильный тип визуализации

Красиво – это понятно. Больше всего теряется доверие к вашему ключевому сообщению, если оно неудачно визуализировано. Выбранный способ представить информацию не должен искажать ее и затруднять понимание.

Максимально облегчите кадр

Статистика как нельзя кстати на презентации, но не перенасыщайте кадры информацией. Достаточно 1-2 изображений на слайд. Избавьтесь от лишнего и убедитесь, что данные укрепляют вашу мысль, а не наоборот.

Подкрепляйте данные изображениями

Сухие цифры лучше подкрепить изображениями, чтобы добиться желаемого эффекта. Иногда изображения могут заменить слова и усилить месседж.

Данные должно быть легко сравнивать

Если цель слайда – показать взаимосвязь между разными группами данных, их должно быть максимально удобно сравнить.

Прояснять и упрощать

Дизайн не должен усложнять понимание, он должен моментально дать понять, о чем речь. Если этого не происходит, нужно искать другой способ проиллюстрировать информацию.

Расположите данные в логической последовательности

Интуитивно понятный порядок упрощает восприятие. Слушатель потратит меньше времени и усилий, чтобы считать информацию, если быстро поймет принцип ее расположения. Позаботьтесь об участнике – расположите данные либо в алфавитном порядке, либо от меньшего к большему или наоборот. Продумайте также лучший вариант расположения – сверху вниз или слева направо.

Максимально просто

Минимализм – лучший подход к подготовке презентации. Откажитесь от изображений с падающими тенями и нагромождением элементов. Чем проще, тем лучше.

Презентация без стресса

Пользуясь этими советами, даже непрофессионал сможет создать убедительную визуальную составляющую, а чтобы овладеть всеми премудростями презентаций и научиться проводить их безупречно, доверьте это профессионалам из ManGO! Games. Научиться проводить эффективные презентации поможет тренинг «Презентация без стресса».

Источник

Оцените статью
Разные способы