- Бухгалтерский учет в розничной торговле: шпаргалка для начинающего предпринимателя
- Некогда читать? Посмотрите краткий обзор статьи
- Правила розничной торговли
- Бухгалтерский учет товаров в розничной торговле: как их правильно приходовать
- Бухгалтерский учет магазина розничной торговли и кассовые аппараты
- Как вести бухгалтерский учет магазина розничной торговли
- Как учитывать товары в бухгалтерском учете?
- Бухучет поступления товаров
- Учет товаров в организации розничной торговли: методы, как вести, особенности, проводки, поступление и реализация
- Что подразумевается за учетом поступления и реализации товаров в оптовой и розничной торговле организаций
- Требования счета учета товаров в розничной торговле на практике
- Готовые решения для всех направлений
- Виды и проводки учета реализации товаров в розничной торговле
- Методы учета продаж товаров
- Какие необходимо провести этапы контроля
- Зачем нужно вести учет в торговой точке
- Учет и проводки товара в рознице
- Реализация
- Ценовая политика
Бухгалтерский учет в розничной торговле: шпаргалка для начинающего предпринимателя
Бухгалтерский учет в розничной торговле имеет свои особенности за счет характера работы. Торговые точки, в том числе и крупные сети, ориентированы на запросы конечных потребителей. Расчеты в этой сфере производятся как наличными, так и с использованием банковских карт. Реализация товаров в розничной сети сопровождается выдачей ряда документов, среди которых кассовые и товарные чеки. А вот оформлять счета-фактуры, накладные, прочие товарно-транспортные документы при работе с населением не требуется. В этой статье мы рассказали обо всем, что нужно учесть, открывая магазин: как приходовать товар, работать с ККТ и вести бухгалтерский учет.
Некогда читать?
Посмотрите краткий обзор статьи
Правила розничной торговли
Продажа материальных ценностей населению регулируется законодательными актами, защищающиеми права покупателей. Требования к продажам товаров разного вида могут отличаться, однако общие положения регламентируются законом «О защите прав потребителей» .
Контроль за торговой деятельностью, в том числе — через розничные магазины, осуществляет несколько организаций, среди которых Роспотребнадзор, налоговая инспекция, Государственный пожарный надзор. При обнаружении нарушения правил на владельцев торговых фирм накладывается административный штраф. Особое внимание уделяется соблюдению санитарных норм. Налоговая инспекция контролирует правила торговли в части соблюдения налогового законодательства и правил ведения бухгалтерского учета, формирования розничных цен, определения финансового результата.
Правила розничной торговли предусматривают выдачу товарно-сопроводительной документации по требованию покупателей. Это относится к сертификатам и прочей технической документации, подтверждающей соответствие товара заявленному качеству. Если часть ТМЦ подлежит обязательному лицензированию, то продавец должен быть готов предъявить и эти документы. В некоторых случаях покупатель вправе потребовать демонстрацию работы товара.
Если товар не соответствует заявленному качеству, или обнаружен брак, потребитель вправе вернуть покупку, что также регулируется положениями закона «О Защите прав потребителей» . При этом он может требовать произвести равноценную замену или вернуть деньги. При необходимости владелец розничной сети проводит экспертизу бракованного товара за свой счет.
Бухгалтерский учет товаров в розничной торговле: как их правильно приходовать
Розничные магазины обычно имеют дело с большим объемом разнородного товара, поэтому важно изначально наладить учет во избежание дальнейших недоразумений. Автоматизация действий способствует выполнению таких задач, как контроль за сохранностью ТМЦ, своевременное получение информации об объеме складских запасов, вычисление рентабельности каждой партии.
Автоматизированный учет имеет ряд преимуществ:
- Оперативное получение информации по ассортименту продаж в разрезе каждого товара. Владелец торговой точки имеет доступ к сведениям о рентабельности всех позиций, что дает ему возможность не увеличивать объем залежалой продукции.
- Контроль за количественным наличием снижает уровень воровства.
- Возможность быстрого проведения инвентаризации.
- Повышение качества обслуживания клиентов благодаря оказанию оперативной помощи покупателям.
Также к задачам учета относятся:
- контроль за ценообразованием;
- проверка оформления торговых операций;
- постановка задач материально-ответственному лицу в части сохранности ценностей;
- своевременное выявление брака и просрочки;
- проведение инвентаризации;
- расчет полученного дохода.
Организация самостоятельно формирует учетную политику, затрагивающую торговые операции. Нарушение принципов учета товара может повлечь за собой снижение прибыли и образование недостач.
Закупка товаров для розничной торговли производится через посредников или напрямую у производителей. Кроме того, владелец магазина имеет право предлагать и собственные изделия.
Поступающие со стороны ценности в обязательном порядке должны иметь сопроводительные документы. Они содержат основные данные о товаре, поставщике, перевозчике. Если речь идет об импортном товаре, нужно заключение Госсанэпиднадзора о надлежащем качестве, в первую очередь это касается продуктов питания.
Процесс поступления товаров контролируется материально-ответственными лицами. Продукция оприходуется на склад по продажным ценам, затем производится наценка, определяющая итоговую стоимость для дальнейшей розничной реализации.
Построение учета в розничной торговле несколько отличается от оптовой реализации. Собственники вправе самостоятельно решить, по каким правилам формировать записи. Допускается учет товаров по продажным ценам с учетом выделения наценки, или формирование аналитики по закупочным. Выбранный способ нужно закрепить в учетной политике.
При автоматизированной работе лучшим решением станет формирование количественно-суммового учета. То есть, берется во внимание каждый вид ТМЦ, списание же себестоимости отражается по закупочным ценам.
Мы подготовили подробное руководство по организации автоматизированного складского учета для начинающих владельцев розничных магазинов.
Бухгалтерский учет магазина розничной торговли и кассовые аппараты
Кассовые аппараты нового образца должны иметь возможность подключения к интернету, благодаря чему в налоговые органы оперативно поступает вся фискальная информация. В результате уменьшается количество проверок, а у владельцев магазинов шансов скрыть выручку практически не остается.
Покупатели с введением в действие новых положений о ККТ получают некоторые преимущества: теперь чеки можно получить не только в бумажном, но и в электронном виде.
За неиспользование ККТ штрафуют: должностных лиц — минимум на 10 000 рублей, компании — на сумму от 30 000 рублей. Если «мимо кассы» прошло более миллиона рублей, предпринимательскую деятельность могут приостановить на 90 дней.
Как вести бухгалтерский учет магазина розничной торговли
Бухгалтерский учет на предприятиях розничной торговли ведется по общим правилам, но с некоторыми нюансами. Формирование записей о полученных и реализованных товарах зависит от специфики точки.
В магазинах, применяющих специальное программное обеспечение, ведется автоматический учет по себестоимости каждой единицы товара, т.е. применяется количественно-суммовой метод.
В точках, которые не автоматизированы, допустимо ведение учета суммовым методом: по розничным ценам с выделенной наценкой. Финансовый результат компании в этом случае определяется расчетным путем.
Вариант учета обязательно должен быть отображен в учетной политике компании.
Наладим и возьмем на себя бухгалтерский учет в розничной торговле при УСН и других режимах налогообложения.
Источник
Как учитывать товары в бухгалтерском учете?
Бухучет поступления товаров
Товары — это запасы, приобретенные у других лиц и предназначенные для продажи в ходе обычной деятельности без дополнительной обработки (п. 3 ФСБУ 5/2019).
С 2021 года учет товаров регулируется новым ФСБУ 5/2019 «Запасы». Новый порядок учета товаров подробно рассмотрен в Готовом решении от КонсультантПлюс. Пробный доступ к системе можно получить бесплатно.
Поступление ТМЦ отражается по дебету счета 41 в корреспонденции со счетами учета взаиморасчетов: 60, 71, 75, 86 и пр. (план счетов, утвержденный приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н).
Товары принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости (п. 9 ФСБУ 5/2019), в которую включаются все понесенные затраты при приобретении ТМЦ, в том числе (п. 11 ФСБУ 5/2019):
- оплата за товар поставщику;
- затраты на заготовку и доставку товаров до места их продажи;
- затраты по предпродажной подготовке (сортировка, фасовке и пр.);
- иные расходы.
Бухгалтерский учет товаров в оптовой и розничной торговле имеет некоторые отличия. Компании, реализующие товары оптом, учитывают их по стоимости приобретения. Розничным же фирмам дано право выбора учета стоимости ТМЦ: либо по покупной, либо по продажной стоимости с отдельным учетом наценки и скидок (п. 21 ФСБУ 5/2019). Выбранный вариант учета необходимо закрепить как элемент учетной политики предприятия.
Подробнее о том, как учитывать товары в оптовой и розничной торговле, читайте в КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в Типовую ситуацию.
Рассмотрим основные проводки при поступлении товаров.
Источник
Учет товаров в организации розничной торговли: методы, как вести, особенности, проводки, поступление и реализация
Бизнесмены, которые решили начать свое дело в коммерческой сфере, не имея опыта и достаточных знаний, совершают ошибки в подсчете, в итоге это нередко приводит к колоссальным денежным потерям или даже банкротству. Ведь от правильного учета товаров в организации оптово-розничной торговли напрямую зависит и работа всего коллектива, и их заработная плата. Нужно точное и своевременное принятие и оформление всех сопроводительных документов в бухгалтерии. На складах и в торговых точках начнется хаос, если не будут выполнены соответствующие операции: приемка, фиксация транспортного средства, которое занимается перемещением изделий от поставщика до потребителя и т. д.
Давайте вместе разбираться во всех тонкостях, ведь в этом деле существует масса нюансов, знание которых помогут вам правильно организовать бизнес.
Что подразумевается за учетом поступления и реализации товаров в оптовой и розничной торговле организаций
Изначально следует понять, что товар – это любое имущество, предназначенное для дальнейшей перепродажи, и за которое можно получить некую прибыль.
Поэтому бухгалтерское сопровождение проходит и дополняется документами, подтверждающими стоимость при покупке. В затраты записываются те суммы, которые были направлены:
- поставщикам продукции;
- за информационные и рекламные услуги;
- на разгрузочно-погрузочные работы и транспортные услуги во время доставки;
- налоговые вычеты;
- на вознаграждения посредникам, занимающимися продажей изделий.
Ведение дела на оптовой базе и в розничной торговле немного отличаются друг от друга. В нашей статье мы все-таки уделим больше внимания начинающим предпринимателям, которые хотят продавать клиентам штучные предметы.
Требования счета учета товаров в розничной торговле на практике
Мы можем сколько угодно обсуждать некоторые несправедливые моменты по мнению владельцев, но вся их деятельность подчинена соблюдению закона «О защите прав потребителя». Права покупателей очень четко прописаны в общем положении. При нарушении директор или ответственное лицо может привлечься к административному наказанию в виде порядочных штрафов. Помимо этого, за работой точки ведется контроль со стороны Налоговой службы, Роспотребнадзора, санитарной и пожарной служб.
Нужно, чтобы будущие бизнесмены понимали, с какими препятствиями могут в дальнейшем столкнуться. И своевременно исполняли все полагающиеся при этом виде деятельности правила.
Итак, вы обязаны:
- предоставлять клиентам при их требовании сопроводительные документы. Это могут быть накладные, технические бумаги, лицензии и так далее;
- по желанию потребителя продемонстрировать его покупку в деле;
- при обнаружении брака либо вернуть деньги, либо заменить на равноценное. Владелец имеет право добиться проведения технической экспертизы, но только за свой счет.
Готовые решения для всех направлений
Мобильность, точность и скорость пересчёта товара в торговом зале и на складе, позволят вам не потерять дни продаж во время проведения инвентаризации и при приёмке товара.
Ускорь работу сотрудников склада при помощи мобильной автоматизации. Навсегда устраните ошибки при приёмке, отгрузке, инвентаризации и перемещении товара.
Обязательная маркировка товаров — это возможность для каждой организации на 100% исключить приёмку на свой склад контрафактного товара и отследить цепочку поставок от производителя.
Скорость, точность приёмки и отгрузки товаров на складе — краеугольный камень в E-commerce бизнесе. Начни использовать современные, более эффективные мобильные инструменты.
Повысь точность учета имущества организации, уровень контроля сохранности и перемещения каждой единицы. Мобильный учет снизит вероятность краж и естественных потерь.
Повысь эффективность деятельности производственного предприятия за счет внедрения мобильной автоматизации для учёта товарно-материальных ценностей.
Первое в России готовое решение для учёта товара по RFID-меткам на каждом из этапов цепочки поставок.
Исключи ошибки сопоставления и считывания акцизных марок алкогольной продукции при помощи мобильных инструментов учёта.
Получение сертифицированного статуса партнёра «Клеверенс» позволит вашей компании выйти на новый уровень решения задач на предприятиях ваших клиентов..
Используй современные мобильные инструменты для проведения инвентаризации товара. Повысь скорость и точность бизнес-процесса.
Используй современные мобильные инструменты в учете товара и основных средств на вашем предприятии. Полностью откажитесь от учета «на бумаге».
Виды и проводки учета реализации товаров в розничной торговле
Особенности работы организаций, которые ведут свою деятельность на ЕНВД или патенте представлены в статьях за номерами 346.27, 346.43 НК РФ. В основном ограничения касаются подакцизной продукции.
Ведение классического бухгалтерского учета помогает хозяйственникам управлять всеми процессами в этой сфере.
Его следует вести по следующим принципам:
- мониторить непрерывность по времени;
- учитывать абсолютно все действия и операции;
- следовать правилам и требования законов;
- держаться единой методики;
- проводить частые инвентаризации;
- распределять материальную ответственность среди сотрудников.
Добиться правильной работы помогут помощники для предпринимателей – установка компьютерных программ для автоматизации всех процессов от российского разработчика ПО «Клеверенс».
Методы учета продаж товаров
Каждое предприятие на общем собрании выбирают свой способ из двух вариантов, разрешенных законом:
- Учитывается продукция по закупочным ценам. Схемой предпочитают пользоваться крупные ритейлеры, работающие с налогом на добавленную стоимость. Для них метод подсчета по базовой себестоимости исключает путаницу в бухгалтерской отчетности.
- По реализационной стоимости, включая собственную наценку. Этот метод является более простым для понимания, поэтому им пользуется большинство.
Все изделия изначально поступают на склад. А контроль за их поступлением ведет специально назначенный сотрудник, который уже сам решает, каким способом проверки воспользоваться:
- Партионный. Это значит, что вся продукция, которая поступила, складывается и хранится вместе.
- Сортовой предполагает хранение в конкретно приписанном месте, чтобы была возможность отследить сроки реализации.
- Партионно-сортовой объединяется двумя первыми пунктами.
- Номенклатурный. Размещение происходит по индивидуальным номерам изделий.
Какие необходимо провести этапы контроля
Для отслеживания продукции назначается ответственное лицо — старший товаровед. А в маленьких компаниях такую обязанность берет на себя сам директор или его заместитель.
- произвести приемку изделий по соответствующим накладным или счет-фактурам;
- разместить продукцию на складских полках в соответствии с их номерами;
- проконтролировать качество перед выкладкой на полки торгового зала;
- выставить все перед покупателями и проконтролировать правила их хранения на новом месте;
- пополнить складское помещение новыми партиями.
Зачем нужно вести учет в торговой точке
В современных условиях разумнее зафиксировать не только все поступившее, но и описать общее количество, цену, сроки реализации и т. д. В больших магазинах на это уходит очень много времени. При ручном подсчете допускаются ошибки, приводящие к негативным последствиям.Чтобы отследить движение каждого изделия из огромного ассортимента необходимо автоматизировать процесс.
Учет и проводки товара в рознице
Оприходование начинается в момент поступления продукта в торговую точку от производителей или оптовой базы с сопроводительными документами: счет-фактурой, актом передачи, ТТН. Материально-ответственное лицо сверяет все данные, принимает и сведения первичных документов вводит в систему, при этом проводки осуществляются в автоматическом режиме, в соответствии с политикой данной организации. Продукция приходуется на счет № 41. Но для удобства можно расписывать на аналитические субсчета, чтобы не заблудиться в огромном потоке информации, то есть «Склад», «Отдел 1», «Отдел № 2» и так далее.
Реализация
Конечная цель всего процесса – продажа и получение от этой операции прибыли. Потребитель производит покупку и получает фискальный чек, на котором отображаются все сведения от проведенной манипуляции. Проводки при оплате наличными отражаются в счете за номером 90.
К особенностям проводок учета товаров в розничной и оптовой торговле следует отнести то, что они совершенно отличаются друг от друга при разных формах расчета: банковской картой, подарочным сертификатом или предоплатой.
После завершения рабочего дня сотрудник составляет отчетность по оприходованию через кассовый аппарат. При этом все действия происходят автоматически, так как с новыми ККТ отпала необходимость производить вручную ежедневные подсчеты и заносить их в бумажный журнал.
Важно! Вся документация по реализации согласно новому закону РФ должна храниться не менее четырех лет. После истекшего периода она уничтожается.
Ценовая политика
Учитывая торговую специфику, где необходимо минимизировать время от поступления до продажи, применяется два способа контроля: сравнивают по закупочной стоимости от поставщика и по продажной цене.
Если продукция доставляется собственным автотранспортом, то расходы на бензин можно включать в учетную цену.
На сегодняшний день для ведения бухгалтерской отчетности нет определенных указаний. Однако при оприходовании следует исходить из принципа рациональности. Согласно пункту 6 ПБУ 5/01, при составлении цены необходимо закладывать издержки: таможенные пошлины, базовую стоимость, налоги, не подлежащие вычету, информационные услуги, комиссионные вознаграждения посредникам, расходы по страхованию, проценты по кредитам и заемным средствам, доставка, клининговые услуги и иные затраты.
Источник