Способы учета поступления материальных ценностей

Как проводится учет товарно-материальных ценностей

Больше материалов по теме «Бухгалтерский учёт» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

Учет товарно-материальных ценностей (ТМЦ) производится на основании первичных документов (статья 9 ФЗ №129 от 21.11.1996 года). Он должен соответствовать всем нормативным актам. Существуют правила учета, утвержденные различными Методическим указаниями и Постановлениями.

Что представляют собой ТМЦ в бухучете?

ТМЦ – это статистический показатель. В его состав могут входить:

  • Производственные запасы.
  • Незавершенное производство.
  • Оставшийся готовый товар.

Бухгалтер обязан отражать все хозяйственные операции с ТМЦ: поступление, передвижение внутри предприятия, списание.

Методы учета ТМЦ

Методы учета прописаны в Методических указаниях №119.

Сортовой метод

Учет выполняется при помощи карточек сортового типа. В них фиксируется наличие объектов, а также их движение. В пунктах под номерами 136-140 Методических указаний описаны особенности метода. Учет может вестись следующими способами:

  • Количественно-суммовой. Предполагается, что в складских помещениях и бухгалтерии одновременно вводится численный и суммовой учет. При этом используются номенклатурные номера ТМЦ.
  • Сальдовый. Предполагается, что на складах вводится исключительно количественный учет по типам ТМЦ. Бухгалтерия же использует суммовой учет. Для него применяется денежное выражение. Количественный учет производится на основании первичной документации. При этом используются карточки, книги для складского учета. После завершения отчетного года первичная документация должна быть сдана в бухгалтерский отдел.

Сортовой метод используется тогда, когда хранение ТМЦ осуществляется по названию и сорту. При этом не проводится учет времени поставки ценностей, их стоимости. На каждую из номенклатур заводится отдельная карта складского учета. Отличается одна номенклатура от другой по следующим показателям:

  • Марка продукции.
  • Сорт.
  • Измерительная единица.
  • Расцветка.

Карточки будут актуальными в течение всего года. В них должна быть изложена вся информация о принятом объекте. Их требуется зарегистрировать в соответствующем реестре. После этого в карточках проставляются индивидуальные номера. Регистрацией обязаны заниматься сотрудники бухгалтерского отдела. Если весь лист карточки заполнен, открываются новые листы. Их обязательно требуется пронумеровать.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Все записи, вносимые в карточки, должны подтверждаться первичной документацией.

Плюсы и минусы сортового метода

Сортовой метод отличается следующими преимуществами:

  • Экономия площади складского помещения.
  • Быстрое управление остатками ТМЦ.

Однако есть и существенные недостатки – сложности в классификации товаров одного сорта по разной стоимости.

Вопрос: Как отражается в учете хранителя оказание услуг по договору складского хранения, в том числе получение товарно-материальных ценностей (ТМЦ) на ответственное хранение и их возврат по окончании срока договора?
Посмотреть ответ

Партионный метод

Партионный метод предполагает порядок учета, аналогичный сортовому методу. Отличие заключается в том, что раздельно регистрируется каждая партия ТМЦ. О партионнном методе написано в пункте 242 Указаний. Он используется и на складе, и в бухгалтерском отделе. Предполагает отдельное хранение каждой партии. На каждую из партий должен быть соответствующий транспортный документ.

ВАЖНО! Продукция, которая перевозилась одним транспортом, товары с одним названием и одновременным поступлением от единственного поставщика – все это можно считать единой партией.

Партию нужно зарегистрировать в журнале поступления ТМЦ. Ей присваивается индивидуальный регистрационный номер. Он используется для проставления отметок в расходной документации. Регистрационный номер ставится рядом с названиями ТМЦ. Необходимо открыть две партионные карты. Одна будет использоваться в складском отделении, другая – в бухгалтерском. Форма карточки определяется типом продукции.

Читайте также:  Что такое способы разложения смеси

Плюсы и минусы партионного метода

Методика отличается следующими преимуществами:

  • Определением итогов расхода партии без инвентаризации.
  • Повышенным контролем над сохранностью ТМЦ.
  • Уменьшением потерь предприятия.

Но есть и минусы:

  • Нерациональное использование площади склада.
  • Нет возможности оперативного контроля ТМЦ.

Выбор конкретного метода будет зависеть от приоритетов предприятия, размеров складского помещения.

Учет ТМЦ

Учет производится на основании первичной документации, составленной по унифицированной форме.

Поступление

  • Сырье, применяемое при производстве товара.
  • Продукция для последующей реализации.
  • Активы для нужд руководства предприятия.

Оформление будет зависеть от следующих факторов:

  • Места приемки товара.
  • Количества продукции, ее качество.
  • Соответствия договора поставки сопроводительным бумагам.

При приемке составляется акт. Оформить его нужно по форме №ТОРГ-1. Сотрудники при поступлении ТМЦ должны действовать в соответствии со следующим алгоритмом:

  1. Оформление заказа на закупку.
  2. Сверка заказа с нормативами.
  3. Утверждение.
  4. Приемка ТМЦ кладовщиком.
  5. Внесение соответствующей информации в систему складского учета.
  6. Направление первичной документации в бухгалтерский отдел.
  7. Сверка учета бухгалтерии и складов.
  8. Обнаружение недостач, партий без фактуры.

Регламент должен быть зафиксирован во внутренних актах предприятия.

Проводки при поступлении

При поступлении ТМЦ от поставщика будут использоваться следующие проводки:

  • ДТ 10 КТ 60.1. Поступление ценностей.
  • ДТ 19.3 КТ 60.1. Входящий НДС.

ТМЦ могут поступать не только от поставщиков, но и от учредителей и прочих лиц. В этом случае открывается соответствующий субсчет счета 10. Проводки будут следующими:

  • ДТ10 КТ75.1. Поступление от учредителя.
  • ДТ10 КТ 71. Поступление от подотчетного лица.
  • ДТ10 КТ20. Изготовление ТМЦ на самом предприятии.

Если ТМЦ поступили для перепродажи, следует использовать счет 41.

Внутренние передвижения ТМЦ

Под внутренними передвижениями товарно-материальных ценностей нужно понимать их перемещение в границах предприятия. К примеру, отпуск сырья со склада в производственный цех. Как правило, при внутренних перемещениях оформляется накладная. Она актуальна в следующих случаях:

  • Производимая продукция будет использована самим предприятием.
  • Выполняется возврат объекта в цех или склад.
  • Осуществляется сдача отходов производства и брака.

Накладная составляется, согласно Постановлению №71а, по форме №М-11.

Списание

Списание ТМЦ – необходимая процедура, обеспечивающая соответствие фактического количества ценностей с зафиксированным в бухгалтерских документах. Для оформления составляется акт о списании. Ценности, указанные в нем, не подлежат дальнейшему применению. Документ утверждается руководителем. В акте нужно указать всю информацию об объекте списания: вес, номер, причину выбытия.

Задача бухгалтера – отражение стоимости списываемых ценностей. Определяться она может следующими методами:

  • По средней себестоимости.
  • По себестоимости отдельного объекта.
  • ФИФО (по цене первой поступившей или изготовленной партии).

ВАЖНО! Если списание производится в связи с тем, что ценность морально устарела, то акт не составляется.

Проводки при списании

При списании могут использоваться следующие проводки:

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! При выбытии с балансового счета списывается и стоимость ценности, и амортизационные начисления по ней.

Пример списания

При списании оргтехники в бухучете появляется следующая запись:

  • ДТ 0 401 10 172; КТ 0 101 34 410. Списание оргтехники по причине износа.
  • ДТ 0 104 34 410; КТ 0 101 34 410. Списание накопленной амортизации.
  • ДТ 0 105 36 340;КТ 0 401 10 172. Оприходование деталей с содержанием драгоценных металлов.

Учет по выбытию ведется в специальном журнале.

Источник

Методика учета товарно-материальных ценностей (нюансы)

Товарно-материальные ценности: что это в бухгалтерском учете

Для начала разберемся в таких понятиях, как товарно-материальные ценности (ТМЦ) и материально-производственные запасы (МПЗ). В основном эти термины используются как взаимозаменяемые. Так ли это и что входит в их состав?

Читайте также:  Способ изучения действительности это метод исследования

В настоящее время понятие МПЗ получило большее распространение, хотя бы потому, что оно использовалось в терминологии действовавшего до 2021 года ПБУ 5/01, которое собственно и называлось «Учет материально-производственных запасов». С 2021 года ПБУ 5/01 отменено, а ему на смену пришел ФСБУ 5/2019, в названии которого также фигурирует слово «запасы». Если быть точнее, стандарт именно так и называется.

О том, что новый бухстандарт изменил в учете МПЗ, рассказали эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный пробный доступ к системе и переходите к рекомендациям.

Согласно п. 3 ФСБУ 5/2019, в состав запасов входят:

  • сырье и материалы, топливо, запчасти и комплектующие, покупные полуфабрикаты, предназначенные для использования при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг — счет 10;
  • инструменты, инвентарь, спецодежда, спецоснастка, тара и другие аналогичные объекты, используемые при производстве продукции, продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, за исключением случаев, когда указанные объекты считаются ОС — счет 10;
  • готовая продукция — счет 43;
  • товары — счет 41;
  • незавершенное производство (с 2021 года) — счет 20 и др.

Подробно порядок учета МПЗ с 2021 года по правилам нового ФСБУ 5/2019 описан в Путеводителе от КонсультантПлюс. Посмотреть материалы можно бесплатно, получив пробный доступ к системе.

Понятие ТМЦ встречается в законодательных актах по бухучету нечасто. Во-первых, его можно найти в названии забалансового счета 002 «ТМЦ, принятые на ответственное хранение». Из смысла названия счета вытекает то, что ТМЦ — это непосредственно товары и материалы, ведь только они могут поступать от поставщиков, если речь идет об оборотных активах. Во-вторых, в п. 3.15 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49, расшифровано, что в ТМЦ входят производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы.

Таким образом, понятия МПЗ и ТМЦ обозначают одни и те же классы активов и являются тождественными.

Основные вопросы при выборе методов бухгалтерского учета ТМЦ

Есть несколько ключевых вопросов по выбору способов бухучета ТМЦ, которые нужно закрепить в учетной политике.

Во-первых, по какой стоимости ТМЦ будут приходоваться: сразу по фактической или с использованием учетных цен.

От выбора варианта учета будут зависеть бухсчета, на которых должен вестись учет поступления и наличия МПЗ в организации: 10, 15, 16. Подробнее об использовании этих счетов читайте в Готовом решении от КонсультантПлюс. Пробный доступ к системе можно получить бесплатно.

Во-вторых, нужно определить способ включения транспортно-заготовительных расходов в стоимость материальных ценностей.

Все способы подробно разобраны в статье «Как учитывать ТЗР в бухучете (нюансы)?».

Кроме того, существует 3 варианта списания МПЗ на затраты.

Подробно о методах списания материалов, которые применимы и к остальным МПЗ, читайте в статье «Порядок списания материалов в бухгалтерском учете (нюансы)».

Также необходимо установить метод списания расходов на покупку, хранение и продажу МПЗ в неторговых организациях: ежемесячно в полном объеме или пропорционально проданным товарам.

Как правильно учитывать материальные расходы в налоговом учете при расчете налога на прибыль, узнайте в Готовом решении от КонсультантПлюс. Получите бесплатно пробный досуп к системе.

Бухгалтерский учет ТМЦ на примере

Фирма ООО «Смайлик» приобрела ткань 50 метров для производства штор на сумму 120 000 рублей ( в т.ч. НДС 20 000 руб.). Готовых штор получилось 25 шт. стоимостью — 5000 руб. каждая. На предприятии ведется количественно-суммовой учет ТМЦ. Бухгалтер зафиксировал в учете следующие проводки:

Читайте также:  Техника способа плавания кроль доклад

Дт 10 Кт 60 — 100 000 руб. — поступила ткань 50 м.;

Дт 19 Кт 60 — 20 000 руб. — НДС;

Дт 20 Кт 10 — 100 000 руб. — ткань 50 м. передана в цех по пошиву;

Дт 43 Кт 20 — 125 000 руб. — выпущено 25 шт. штор.

Продали партию из 6 шт. на сумму 42 000 руб. (в т.ч. НДС 7 000 руб.)

Дт 62 Кт 90 — 42 000 руб. — продали 6 штор;

Дт 90 Кт 68 — 7 000 НДС с реализации;

Дт 90 Кт 43 — 30 000 руб. — списана себестоимость 6 шт. (125 000 / 25 × 6)

Также фирма закупила партию штор, готовых к продаже, в количестве 30 шт. на сумму 90 000 руб. (в т.ч. НДС 15 000 руб.).

Дт 41 Кт 60 — 75 000 руб. — поступило 30 шт. штор;

Дт 19 Кт 60 — 15 000 руб. — НДС.

Продали 4 шт. на сумму 16 500 руб. (в т.ч. НДС 2 750 руб.)

Дт 62 Кт 90 — 16 500 — реализация 4 шт. штор;

Дт 90 Кт 68 — 2 750 — НДС;

Дт 90 Кт 41 — 10 000 руб. — списана себестоимость 4 штор (75 000 / 30 × 4)

О специфике бухучета ТМЦ в торговле читайте здесь.

Регламент учета материальных ценностей на предприятии

Разработка внутренних актов является важным моментом для эффективного налаживания процессов на предприятии, внедрения и соблюдения внутренних контролей, а также недопущения недостач и ошибок в учетных данных. Отметим, что регламент учета товарно-материальных ценностей описывает порядок действий сотрудников и документооборот для совершения определенной операции. А то, какие способы бухучета были выбраны, описывается в учетной политике, кроме того, возможны отдельные уточняющие внутренние акты. Опишем основные пункты, которые могут быть раскрыты в регламенте учета МПЗ:

  1. Поступление МПЗ на склад:
  • оформление заказа/заявки на закупку;
  • проверка заказа на соответствие бюджету, плану или др. нормативам;
  • утверждение заказа;
  • приемка МПЗ на склад кладовщиком, в том числе описание процесса проверки входящих документов от контрагентов, самих купленных МПЗ;
  • отражение кладовщиком данных в системе складского учета;
  • передача первичных документов в бухгалтерию;
  • сверка складского и бухгалтерского учета;
  • выявление недостач, неотфактурованных поставок и пр.
  1. Отпуск материалов со склада в производство:
  • оформление запроса на склад;
  • одобрение этого запроса;
  • оформление внутреннего перемещения;
  • сверка данных складского учета, учета в цехах и бухучета;
  • учет движения материалов в бухгалтерии.
  1. Приемка готовой продукции на склад.
  2. Отгрузка готовой продукции со склада:
  • оформление договора с покупателем;
  • получение заказа от покупателя и его утверждение;
  • оформление первичных документов на отгрузку;
  • отражение кладовщиком данных по отгрузке в системе складского учета;
  • действия службы охраны при вывозе готовой продукции с территории предприятия;
  • контроль оплаты готовой продукции и пр.

Мы привели примерный перечень тем, которые могут быть затронуты в регламенте, поскольку он создается с учетом специфики внутренних процессов отдельного предприятия.

Итоги

Учет товарно-материальных ценностей на предприятии нуждается в разработке специально подобранной для конкретного случая методики. Эта методика отражается как в учетной политике, так и во внутренних регламентах по работе с ТМЦ. В нашей статье мы рассмотрели основные вопросы, которые должны быть раскрыты в этих документах.

Источник

Оцените статью
Разные способы