- Порядок учета материально-производственных запасов
- МПЗ в бухгалтерском учете — что это?
- Методические указания по учету материально-производственных запасов
- Стоимость МПЗ
- Резерв под снижение стоимости материальных ценностей
- Выбытие МПЗ
- Основные черты бухучета материально-производственных запасов
- Учет МПЗ в бухгалтерии
- Документы, которыми сопровождается учет поступления материально-производственных запасов
- Проводки при учете материально-производственных запасов на предприятии
- Итоги
- Ведение документооборота по складскому учету материалов
- Поступление материалов
- Организация складского учета материалов
- Внутрискладское движение ТМЦ
- Инвентаризация
- Выбытие материалов
- Хранение
- Итоги
Порядок учета материально-производственных запасов
МПЗ в бухгалтерском учете — что это?
С 2021 года бухучет МПЗ регламентирован новым ФСБУ 5/2019 «Запасы», ПБУ 5/01 утратило силу.
В соответствии с п. 3 ФСБУ 5/2019 к МПЗ относятся:
- сырье и материалы, топливо, запчасти и комплектующие, покупные полуфабрикаты, предназначенные для использования при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг;
- инструменты, инвентарь, спецодежда, спецоснастка, тара и другие аналогичные объекты, используемые при производстве продукции, продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, за исключением случаев, когда указанные объекты считаются ОС;
П. 5 ПБУ 6/01 позволяет учитывать в составе МПЗ активы (в т. ч. со сроком пользования свыше 12 месяцев) стоимостью до 40 000 руб. Стоимостный порог отнесения таких активов к МПЗ может быть и ниже, он устанавливается в учетной политике организации.
Важно! С 2022 года ПБУ 6/01 утратит силу, а заменяющий его ФСБУ 6/2020 разрешит организациям самостоятельно устанавливать любой лимит стоимости ОС — с учетом существенности информации о таких активах. Подробнее см. здесь.
Методические указания по учету материально-производственных запасов
Методуказания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (утв. приказом Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н) утратили силу с 2021 года вместе с ПБУ 5/01. Все нормативные предписания по учету МПЗ теперь нужно искать в ФСБУ 5/2019. Кратко рассмотрим основные положения.
Подробно порядок учета МПЗ с 2021 года по правилам нового ФСБУ 5/2019 описан в Путеводителе от КонсультантПлюс. Посмотреть материалы можно бесплатно, получив пробный доступ к системе.
Стоимость МПЗ
Определение стоимости МПЗ зависит от способа их получения: материальные ценности могут быть приобретены за плату или безвозмездно, произведены самой организацией, внесены в качестве уставного капитала.
Стоимость купленных материальных ценностей равна фактическим тратам за минусом НДС и прочих возмещаемых налогов.
Из фактических трат складывается и стоимость материальных ценностей, произведенных самой организацией.
Стоимость МПЗ, полученных на безвозмездной основе, равна их рыночной стоимости на момент поступления в организацию.
Ценности, не являющиеся собственностью фирмы, учитываются по цене, согласованной с собственниками, на счетах за балансом.
Активы, купленные в у. е., берутся к учету в цене, рассчитанной в рублях по курсу ЦБ РФ на дату принятия к учету.
Резерв под снижение стоимости материальных ценностей
Порядок его начисления с 2021 года изменен. Согласно п. 28-30 ФСБУ 5/2019 производить оценку и создавать резерв под обесценение МПЗ нужно на каждую отчетную дату. Соответственно МПЗ должны всегда отражаться в учете по наименьшей из двух величин:
- фактической себестоимости;
- чистой стоимости продажи, определяемой в соответствии с п. 29 ФСБУ 5/2019.
При этом величина обесценения запасов (когда чистая стоимость продажи меньше фактических затрат) признается расходом периода, в котором создан (увеличен) резерв под их обесценение, а величина восстановления резерва относится на уменьшение суммы расходов, признанных в периоде продажи или иного выбытия МПЗ.
Подробно новый порядок создания резерва под обесценение запасов рассмотрен в Готовом решении от КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к К+ бесплатно и переходите в материал.
Выбытие МПЗ
Выбытие МПЗ может происходить одним из трех методов:
- по себестоимости каждой единицы;
- по средней себестоимости;
- по себестоимости первых по времени приобретения припасов (метод ФИФО).
Выбранный способ закрепляется в учетной политике и применяется из месяца в месяц.
Подробнее смотрите в нашей статье.
Основные черты бухучета материально-производственных запасов
Для учета МПЗ присущи особенности:
- численный учет перемещения различных видов МПЗ проводится на складах по карточкам складского учета;
- денежный учет проводится по синтетическим счетам, субсчетам и местам хранения;
- по истечении месяца производится сопоставление сведений складского учета в денежной оценке с числовыми показателями остатков запасов на складах.
Для контроля учета и сохранности МПЗ предусмотрено проведение инвентаризации.
НПА, регулирующие ее исполнение, вы найдете в статье «Инвентаризация материально-производственных запасов».
Учет МПЗ в бухгалтерии
Вся первичка по материальным ценностям должна быть передана в установленное графиком документооборота или иным документом системы внутреннего контроля время в бухгалтерию. Именно она получает и проводит проверку первичных учетных документов на верность их оформления и законность свершенных действий.
Учет проходит в разрезе конкретных площадей-хранилищ материалов, а среди них — по каждому названию (номенклатурному номеру), группе материалов, субсчету и синтетическому счету бухучета.
В бухгалтерии должен дублироваться учет на складах с единственным отличием, что в ней положено вести численный и денежный учет, а на складах и подразделениях — только численный.
Документы, которыми сопровождается учет поступления материально-производственных запасов
Учет МПЗ связан с оформлением документов, которые условно можно разбить на две группы: внешние и внутренние.
Внешние документы — те, которые выдаются поставщиками МПЗ: товарная накладная и счет-фактура, товарно-транспортная накладная. Внутренними документами оформляются материальные ценности, перемещаемые внутри организации.
Поступление материальных ценностей на склад сопровождается приходным ордером по форме № М-4, актом о приемке материалов по форме № М-7 (по неотфактурованным поставкам). Отпуск материалов в производство и на иные нужды сопровождается выпиской лимитно-заборной карты по форме № М-8.
Передача материалов между структурными единицами предприятия или ответственными лицами может сопровождаться требованием-накладной на отпуск материалов по форме № М-11. Эта форма применяется и для сдачи на склад неизрасходованного материала.
Если структурные единицы предприятия находятся удаленно друг от друга, для передачи материалов между ними используется накладная по форме № М-15. Ее также применяют для передачи материальных ценностей сторонним компаниям, например, при передаче давальческого сырья.
С января 2013 года организация имеет право использовать собственные формы первичных документов (закон «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ), закрепив их в своей учетной политике.
Проводки при учете материально-производственных запасов на предприятии
При поступлении МПЗ проводки следующие:
Возможен также учет материалов с использованием счетов 15 и 16.
В случае наличия НДС:
- Дт 10 (41) Кт 60 — на сумму без учета НДС;
- Дт 19 Кт 60 — сумма НДС, указанная в счете-фактуре.
При выбытии МПЗ проводки следующие:
Списаны МПЗ на производственные нужды:
Дт 20 Кт 10 (41, 43).
Списаны МПЗ на общехозяйственные нужды:
Дт 26 Кт 10 (41, 43.).
Списаны МПЗ на расходы на продажу:
Дт 44 Кт 10 (41, 43).
Списана стоимость проданных МПЗ:
Какие есть субсчета к счету 10 и как их правильно использовать, смотрите в Готовом решении от КонсультантПлюс. Пробный доступ к правовой системе можно получить бесплатно.
Итоги
Порядок учета материально-производственных запасов в 2021 году регламентирован новым ФСБУ «Запасы». Некоторые учетные правила сохранились, но есть и ряд существенных изменений. Например, в части учета НЗП, резерва под обесценение и др.
Источник
Ведение документооборота по складскому учету материалов
Поступление материалов
ФСБУ 5/2019 «Запасы» не содержит понятия «материалы». Как правило, к материалам относятся:
- сырье, необходимое для производства полуфабрикатов или готовой продукции;
- вспомогательные материалы, которые не входят в готовое изделие, а используются для обеспечения работоспособности оборудования, а также каких-либо технологических нужд;
- ГСМ;
- запчасти;
- тара;
- покупные полуфабрикаты;
- отходы производства;
- прочие.
Материалы относятся к запасам предприятия. Исключением являются случаи, когда материалы:
- предназначены для создания или модернизации внеоборотных активов;
- получены при разборке ОС.
В организации, имеющей склады, приказом руководителя утверждается перечень материально ответственных лиц (МОЛ), отвечающих за сохранность и ведение складского учета материалов по каждому из складов.
ТМЦ, поступающие от поставщиков, имеют комплект товаросопроводительной документации, представленный накладной (формы ТОРГ-12, М-15 или иной, принятой у поставщика), счетом-фактурой, товарно-транспортной накладной, спецификацией. Из них основанием для оприходования служит накладная. При отсутствии товаросопроводительных документов материалы тоже могут быть оприходованы.
О правилах такого оприходования читайте в статье «Как оприходовать товар без сопроводительных документов».
Материалы при приемке должны быть проверены на соответствие фактического количества, качества и ассортимента заявленным в сопроводительных документах поставщика данным.
Если расхождений в процессе проверки выявлено не было, МОЛ составляет приходный ордер по форме М-4. Допускается вместо приходных ордеров ставить штамп на документах поставщика. В штампе должны быть отражены все реквизиты М-4.
Если по факту проверки все же были выявлены несоответствия, необходимо оформить акт расхождений по форме ТОРГ-2.
Бланк и образец заполнения этой формы смотрите в материале «Унифицированная форма ТОРГ-2 — бланк и образец».
Еще одним способом поступления материалов является их закупка подотчетными лицами в розничных точках. В данном случае первичкой служат товарные накладные или товарные чеки, приложенные к авансовому отчету.
«КонсультантПлюс» обращает ваше внимание на то, что с 2021 года учитывать материалы нужно строго в соответствии с новым ФСБУ 5/2019 «Запасы». Новые правила подробно разъяснили эксперты правовой системы. Чтобы посмотреть рекомендации, получите пробный доступ к К+ бесплатно и переходите в готовое решение.
Организация складского учета материалов
Учет ТМЦ в бухгалтерии и на складе может вестись количественно-суммовым и сальдовым методом.
При использовании первого варианта и на складах, и в бухгалтерии учет ТМЦ ведется по количеству и сумме одновременно.
Если же учетной политикой был утвержден сальдовый метод, то на складе ТМЦ учитываются по количеству, а в бухгалтерии — в суммовом выражении.
Ведение складского учета материалов возможно двумя способами: партионным и сортовым.
В данном случае каждая партия ТМЦ хранится отдельно. Партия — однородный материал, поступивший по одному документу. На каждую партию МОЛ оформляет партионную карту в двух экземплярах: 1-й — для склада, 2-й — для бухгалтерии. Форма утверждается фирмой самостоятельно в зависимости от вида ТМЦ.
В приходную часть документа вносятся данные согласно первичке, поступившей от поставщика, в расходную — данные по факту списания материалов. После полного отпуска всей партии ТМЦ партионная карта закрывается, МОЛ составляет акт об израсходовании ТМЦ и передает весь пакет документов в бухгалтерию на проверку.
Складской учет материалов таким способом ведется по наименованиям и сортам ТМЦ вне зависимости от даты поступления и цены. На каждое наименование материала заводится карточка учета материалов (форма М-17), которая регистрируется в специальном бухгалтерском реестре. Ведется такая карточка в течение года.
При ведении складского учета сортовым методом экономично используется пространство склада, легко осуществляется управление остатками материалов. Однако отследить цену поступления ТМЦ не представляется возможным, и материал списывается по средней стоимости методом ФИФО или по цене единицы (п. 73 приказа № 119н).
Внутрискладское движение ТМЦ
У некоторых бухгалтеров или товароведов может возникнуть вопрос «Что называется перемещением?». В процессе хозяйственной деятельности у предприятия возникает необходимость в перемещении материалов между складами или структурными подразделениями. Первичным документом в данном случае выступает требование-накладная (форма М-11). Выписывается она МОЛ отправляющей стороны в 2 экземплярах: 1-й остается у передающей стороны и служит основанием для списания материалов с учета, 2-й передается МОЛ принимающей стороны и является основанием для принятия ТМЦ на учет.
Об оформлении требования-накладной читайте в материале «Порядок заполнения формы М-11 требование-накладная».
Инвентаризация
С целью выявления фактического наличия ТМЦ, числящихся в бухгалтерском учете, в организации проводится инвентаризация склада. Проводиться она может по мере необходимости по приказу руководителя, а также в обязательном порядке в следующих случаях (п. 22 приказа № 119н):
- при реализации материалов;
- при смене МОЛ;
- при выявлении случаев порчи или хищения ТМЦ;
- в 4-м квартале до составления годовой бухотчетности;
- в случае ЧС (пожара, наводнения и проч.);
- при ликвидации фирмы.
Периодичность проведения ревизии также может быть отражена в учетной политике предприятия.
Процедура проведения ревизии регламентирована методическими указаниями по инвентаризации имущества, утвержденными приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49.
Прежде всего на предприятии издается приказ о проведении инвентаризации с указанием лиц — членов комиссии (не менее 3 человек) и визируется у руководителя (форма ИНВ-22). Такая комиссия имеет право проводить ревизию только в полном составе в присутствии МОЛ. Перед проведением проверки МОЛ пишет расписку в произвольной форме о том, что все ТМЦ учтены, а документы переданы в бухгалтерию.
Проверяющие сверяют фактическое наличие материалов со списком, который именуется инвентаризационной описью (форма ИНВ-3).
О применяемой при проверке наличия материалов инвентаризационной описи читайте в статье «Унифицированная форма ИНВ-3 — бланк и образец».
Такой документ содержит графу с данными по количеству материалов, учтенных в бухучете, и пустую графу, в которой проверяющие смогут отразить фактическое наличие ТМЦ. После полного пересчета ценностей комиссия подписывает данную ведомость. МОЛ на последней странице делает запись, что проверка проведена в его присутствии и что претензий к комиссии не имеется.
Если в результате были выявлены расхождения между учетным и фактическим количеством, составляется документ — сличительная ведомость, в которой фиксируются все подобные расхождения (форма ИНВ-18).
Об особенностях заполнения этой ведомости читайте в материале «Унифицированная форма ИНВ-18 — бланк и образец».
В случае выявления излишка его необходимо принять к учету. Он считается доходом предприятия и фиксируется по кредиту 91-го счета.
В случае выявления пересортицы ТМЦ результат может быть взаимно зачтен. Такой зачет возможен только у 1 МОЛ за 1 проверяемый период и только по аналогичным видам продукции в одинаковых количествах (п. 32 приказа № 119н).
В случае выявления недостачи прежде всего необходимо выяснить, не было ли естественной убыли (например, усушки, утруски). Недостача в пределах лимита считается расходами предприятия и списывается в дебет 26-го (44-го) счета, сверхлимит и фактическую недостачу обязано возместить МОЛ. Для отражения выявленных расхождений может использоваться форма ИНВ-26.
О нюансах проведения инвентаризации детально рассказали эксперты «КонсультантПлюс». Изучите материал, получив пробный доступ к справочно-правовой системе К+ бесплатно.
Выбытие материалов
Списание материалов со склада должно сопровождаться одним из документов: лимитно-заборной картой (форма М-8), накладной об отпуске материалов на сторону (форма М-15), требованием-накладной (форма М-11) или товарной накладной (форма ТОРГ-12).
- Лимитно-заборная карта — документ, предназначенный для отпуска одной номенклатуры материалов в другой склад предприятия или на сторону. Например, для выпечки хлеба нужна мука. В форме М-8 отражается ежедневное списание муки со склада хранения в производство. Данный документ ведется в течение месяца в 2 экземплярах: по одному для отпускающей и принимающей стороны. В карту вносятся данные о количестве отпущенных материалов, которые визируются подписями отпустившего и принявшего МОЛ. В конце периода карты сдаются в бухгалтерию.
- Требование-накладная выписывается разово на каждый отпуск ТМЦ в 2 экземплярах: по одному для каждой из сторон.
- Накладная об отпуске материалов на сторону выписывается в результате выбытия материалов в адрес стороннего юрлица (при продаже или, например, передаче материалов как давальческое сырье) или территориально удаленного подразделения компании. Выписывают документ в 2 экземплярах. Если отпуск производился сторонней организации, к форме М-15 необходимо приложить доверенность получателя ТМЦ.
- При реализации материалов стороннему контрагенту выписывается накладная по форме ТОРГ-12 в 2 экземплярах: 1-й остается у фирмы продавца, 2-й передается покупателю. Если ТМЦ перевозятся автотранспортом, необходимо составить еще и ТТН (форма 1-Т).
О документах, оформляемых при транспортировке, читайте в статье «Подтверждение транспортных расходов — какими документами».
Хранение
Организация может создать склад, предназначенный для хранения материалов сторонних организаций и получать за услуги хранения определенное вознаграждение. Данная деятельность регламентирована ст. 909 ГК РФ.
В таком случае между контрагентами заключается публичный договор. То есть сдать на хранение свои ТМЦ имеет право любой желающий. Приемка материалов по качеству, количеству и ассортименту проводится МОЛ склада-хранителя. Поклажедатель имеет возможность осмотреть или проверить, а также забрать свои ценности в любой момент в присутствии МОЛ.
Вся процедура хранения оформляется первичными документами. Рассмотрим основные из них.
Прием ТМЦ на хранение сопровождается актом приема-передачи ТМЦ (форма МХ-1), который выписывается в 2 экземплярах: по одному для каждой из сторон. МОЛ фиксирует поступление ТМЦ на хранение в специальном журнале (форма МХ-2).
По истечении срока хранения, а также при желании поклажедателя, оформленном в письменном виде, склад-хранитель возвращает материалы. Данная процедура сопровождается актом о возврате товаров (форма МХ-3).
Все данные о количестве и движении ТМЦ фиксируются МОЛ в специальных журналах (МХ-4, -5, -6, -7, -8).
Бланки по форме МХ-1 и МХ-3 и порядок их заполнения можно найти в материалах:
Итоги
Для эффективной и бесперебойной работы фирмы необходимо грамотно организовать работу складов. Чтобы отследить движение ТМЦ на складах, очень важно своевременно выписывать сопроводительные и первичные документы, оборот которых следует зафиксировать графиком документооборота в учетной политике предприятия.
Источник