- Использование приемов и методов формирования учебной мотивации, создания благоприятного психологического климата при организации работы на уроках в 1 классах. статья (1 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Учебная мотивация младших школьников консультация (1 класс)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование приемов и методов формирования учебной мотивации, создания благоприятного психологического климата при организации работы на уроках в 1 классах.
статья (1 класс) по теме
В работе говорится о трудностях, с которыми встречаются ученики 1-х классов в период адаптации, раскрываются приемы и методы работы учителя по созданию психологического климата и формированию учебной мотивации на уроках обучения грамоте, математики, технологии, изобразительного искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
выступление на МО | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование приемов и методов формирования учебной мотивации,
создания благоприятного психологического климата при организации работы на уроках в 1 классах.
Первый год обучения особенно трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам.
В первый класс приходят очень разные дети. У каждого ребенка своя картина мира, свои страхи, стереотипы поведения. Различия определяются материальным благосостоянием семьи, уровнем образования и степенью занятости родителей, особенностями образа жизни, семейными ценностями, представлениями родителей о жизненных ценностях, их увлечениями, характером их общения с ребенком и многими другими факторами. Это надо принять как данность, которую не изменить.
Поэтому задача учителя начальных классов – создать для ребенка комфортные, благоприятные условия для учебы, когда всем интересно, уютно, тепло от общения с учителем и одноклассниками, когда каждый ребенок чувствует любовь и уважение к себе.
Наблюдения за первоклассниками показали, что социально-психологическая адаптация может проходить по-разному. Значительная часть детей (их обычно 50 — 60%) адаптируется в течение 2-3 месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребенок привыкает к коллективу, ближе узнает своих одноклассников, приобретает друзей.
Другим детям (их примерно 30%) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца 1 полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требование учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут).
В каждом классе есть примерно 14% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, задираются, мешают проводить урок.
Приходя в школу, попадая в новую для себя ситуацию, практически все дети переживают и волнуются. Выражается это по-разному: одни стараются всячески привлечь к себе внимание и действительно привлекают его своей подвижностью и не всегда оправданной активностью, другие, наоборот, как будто замирают, с трудом вступают в контакт с другими учениками и учителем . Поэтому все первоклассники в этот нелегкий для них период нуждаются в помощи и поддержке со стороны взрослых.
На уроках «Введения в школьную жизнь» ,чтобы избежать негативных эмоций у первоклассников, предлагаю им « Сказки для школьной адаптации». Сопереживая сказочным героям, дети обращаются к своим чувствам. Первоклассникам легче рефлексировать свои поступки, осознавать причины своих волнений через сказочные образы лесных школьников , которыми являются: учитель — ежик, а ученики — зайчата, лисята, медвежата, волчата. Тематика сказок различна: создание «Лесной школы», букет для учителя, смешные страхи, школьные правила. Типичное описание школьных атрибутов, класса, правил и др. позволяет снизить школьную тревогу у детей, формирует позитивные модели поведения в реальной жизни.
В формировании учебной мотивации существенную роль играет уровень взаимоотношений в классном коллективе, насколько комфортно ощущает себя ребенок в среде сверстников. Первоклассникам предстоит познакомиться друг с другом и построить отношения с одноклассниками. В это время проводятся игры «Знакомство», «Отгадай, чей голосок?», «Разыскивается».
Использую такие приемы как эмоциональное поглаживание: внушить ребенку веру в себя, прикоснуться рукой к его плечу, погладить по головке;
словесные поощрения типа « молодец», «умница», которые подбадривают ученика, воодушевляют, вызывают у него уверенность в своих силах, и стремление соответствовать оценке учителя , т.к. для ученика взаимоотношения с учителем имеют огромное значение. Некоторым детям как раз в жизни и не хватает этих слов, потому они и стараются, что поверили учителю и стали принимать его реплики как оценку их работы. Разрешаю приносить в школу свою любимую игрушку: во время перемены можно поиграть с ней , а на уроке при волнении можно за нее подержаться: ведь она своя, родная, домашняя.
Проявляя доброжелательное отношение к ученику, мы тем самым пробуждаем положительное отношение школьника к учению.
На уроках обучения грамоте используются специальные упражнения , которые развивают уверенность учеников в себе, в своих учебных и личностных возможностях. Упражнение « Я умею»- ученик встает перед классом и перечисляет, что он умеет делать. Учитель или дети в ответ «Мы рады за тебя!». Упражнение «Поможем другу»- мальчикам нужно подумать и рассказать обо всем добром, что они могут сделать для девочек, а девочкам для мальчиков. Упражнение «Успехи» — вы учитесь в школе только первый год, но уже многое узнали и многому научились. Расскажите друг другу, каких успехов вы добились, чем можете гордиться.
Для успешного проведения уроков необходимо создавать атмосферу заинтересованности и творчества: например, мы не учителя, они не ученики, а путешественники .
Существует очень много приемов, видов и форм учебных заданий деятельностного метода обучения. Побуждающей силой деятельности является мотив, поэтому чтобы обеспечить мотивацию учащихся на уроке, я использую:
пожелания друг другу
Одним из важных средств формирования мотивации и раскрытия возможностей первоклассника является широкое использование игровых ситуаций на уроке.
В.А.Сухомлинский писал: “Без игры нет, и не может быть ,полноценного умственного развития. Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий»
Игра на уроке – это метод обучения, а не средство развлечения учащихся. В дидактических играх закрепляются все те знания, которыми овладел ученик. При разработке игры я слежу за тем, чтобы учебные задания предлагались таким образом, чтобы дети воспринимали их именно как задания, но при выполнении их все-таки играли. В игру задания превращает метод их проведения- эмоциональность, занимательность . Продолжительность каждой игры не более 10 минут. Но за это время активизируется словарный запас детей, расширяется их кругозор, развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные качества. А самое главное – ни одного невнимательного ребенка на уроке! Всем интересно. Игра помогает формировать положительные привычки, преодолевать детское упрямство, лень, страхи, капризы, непослушание.
На уроках обучения грамоте мы с детьми играем в игру «Театр»: нужно оживить героев сказки, н-р, доктора Айболита и лисичку, которая пришла к нему лечиться, Мышонка из сказки Сутеева «Мышонок и Карандаш» , используя при этом детали костюма героев.
На уроках изучения новой буквы используется много дидактических игр: например, при изучении буквы С предлагаются такие игры:
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
«За покупками на С».
Мама попросила вас сходить в магазин и сделать покупки на букву С. Что ты купишь?(сушки, сметану, сок,сахар и т.д.)
Интеллектуальная разминка. Блиц-опрос.( все ответы начинаются с буквы С)
Согревает всю землю.(солнце)
Папа, мама, я.(семья)
Сколько цветов в радуге? (семь)
« Я знаю 5 имен…» (Соня, Сергей ,Станислав….) и многие другие.
Каждый урок математики практически не обходится без игры. Это и путешествие с героями сказки Теремок при изучении темы «Один-много»,путешествие по стране Цифирии, с героями сказки «Гуси-лебеди» при изучении числа 4, путешествие с Петрушкой при изучении свойств предметов. Для повышения мотивации использую «Графический диктант» или как мы его называем – путешествие по клеточкам, в результате которого получается какой-то предмет .Ребенку интересно учиться, когда учитель не просто дает занимательные задания на уроке, приводит интересные факты , а когда он позволяет детям активно принимать участие в подготовке к уроку или в ходе урока.
Созданию благоприятного климата в классе способствует использование педагогом в учебно-воспитательном процессе коллективных форм обучения. В данном случае действует принцип «Одна голова хорошо, а две лучше» или «Что одному не под силу, то легко коллективу». Ведь некоторые обучающиеся чувствуют неуверенность в собственных силах, работая самостоятельно. Это и работа в парах, и работа в группах. Обучение этому виду работы начинается во время прохождения модульного курса «Введение в школьную жизнь». Как всегда нам помогают усвоить новое сказочные герои, в данном случае — Чебурашка и крокодил Гена. Дети выводят правила работы в паре и правила работы в группе: работать должны оба, свое несогласие высказывай вежливо, один говорит- другой слушает, если не понял- переспроси , в группе должен быть ответственный, работать должен каждый на общий результат.
Большой интерес вызывают у детей работы, требующие коллективного взаимодействия. На уроках изо и технологии каждый ребѐнок выполняет какой – либо элемент (цветок, птичку, человечка, игрушку. ), а затем создаѐтся коллективная работа, например: панно «Букет цветов», «Весна идѐт», коллаж «Новогодняя елка».
Школьник, занимающийся таким образом, ощущает себя более комфортно, достаточно уверенно, чувствует себя успешным и востребованным. Кроме того, в случае неудачи он не остаѐтся один на один со своей проблемой, может рассчитывать на помощь других детей. Групповые формы работы могут применяться на любом уроке и дают учителю простор для творчества, открывают большие возможности для эффективной учебной деятельности.
Источник
Учебная мотивация младших школьников
консультация (1 класс)
Родительское собрание на тему: «Учебная мотивация младших школьников».
Цель: способствовать пополнению запаса знаний родителей об учебной мотивации обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Учебная мотивация младших школьников».
Цель: способствовать пополнению запаса знаний родителей об учебной мотивации обучающихся.
Задачи: повысить уровень мотивации обучающихся посредством привлечения внимания родителей к учебной деятельности младших школьников.
В последнее время появляются данные, которые позволяют сосчитать количество информации, содержащееся во всех школьных учебниках, и сопоставить его с тем количеством, которое может быть эффективно усвоено обучающимися за отведенное для занятий время. Так, курс средней школы при полной нагрузке мозга может быть пройден за 1,5-2 месяца. То есть за время учебы, каждый ученик мог бы овладеть десятками языков, выучить тома энциклопедии, достичь других выдающихся успехов. Взвесив все возможности ученика, ученые пришли к выводу, что самый обыкновенный школьник способен усвоить курс нескольких институтов.
Если ребенок не желает учиться, его мозг заперт и перегружается от внутреннего сопротивления. И наоборот, неуёмное желание познавать приводит к колоссальным успехам без всякой перегрузки.
Природа щедро одаривает абсолютное большинство детей нормальными способностями к активному восприятию окружающего мира и, следовательно, к нормальной учебе. Откуда же берутся двойки в классных журналах, в дневниках наших ребят? Сейчас педагоги и родители часто жалуются: дети ленятся, не хотят учиться, не стремятся узнать больше, у них пропадает интерес к учению, потребность в нем. В чем причины? Их немало. Одна из причин низких результатов учебы – недостаток учебной мотивации учащихся.
Поэтому, сегодня мы постараемся разобраться, какими приемами родители могут формировать мотивацию учебной деятельности у своих детей.
Задумывались ли вы когда-нибудь, какими мотивами руководствуется ваш ребёнок при решении встающих перед ним проблем? А ведь деятельность приобретает для ребёнка различный смысл в зависимости оттого, каков её мотив. Например, ребёнок решает задачу. Цель состоит в том, чтобы найти решение. А мотивы могут быть различными: научиться решать задачи, не огорчать учителя или порадовать родителей хорошей оценкой.
Выбор темы собрания обусловлен тем, что мотивы оказывают влияние на характер учебной деятельности, отношение ребёнка к учёбе. Мотивация (от латинского корня, означающего «двигать» внутреннее побуждение, интерес, заинтересованность, желание, стремление к чему-то.
Взрослые люди прекрасно знают, для чего следует учиться – чтобы получить образование, окончить институт, стать уважаемым человеком и т.п. Но эти причины не очевидны для детей. Обучающиеся начальной школы могут учиться достаточно успешно, ориентируясь на оценку учителя или мнение родителей. Ценность самих знаний младшие школьники осознают слабо. К любимым они чаще относят учебные предметы, которые содержат элементы игры, развлечения: рисование, физкультура, труд. В этом возрасте у большинства детей преобладает стремление доставить удовольствие взрослому, значимому человеку, порадовать его своими успехами, а также нежелание огорчать его. Нужно помнить, что смысл слова «учиться» в понимании первоклассника может, помимо приобретения знаний, включать желание общаться и играть с одноклассниками.
Мотивы учения. Познавательная мотивация – это выраженный интерес к новому знанию, новой информации, получение удовольствие от самого процесса открытия нового. Такая мотивация носит бескорыстный характер. Познавательные мотивы отражают стремление школьников к самообразованию, направленность на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний. Социальный мотив – это стремление хорошо учиться для собственного успешного будущего, стремление быть полезным обществу. Также к социальным мотивам относятся мотивы, выражающиеся в стремлении занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение, в желании занять место лидера, доминировать в коллективе и т.д. Престижная мотивация присуща детям с завышенной самооценкой и лидерскими наклонностями. Она побуждает ребенка учиться лучше одноклассников, быть первым. Престижная мотивация является мощным двигателем для развития ребенка с высокими способностями, единственный существующий риск для него – искажение нравственной направленности личности, пренебрежительное отношение к остальным детям. Мотив социального одобрения . Ученик в этом случае работает прежде всего ради похвалы, поощрения со стороны родителей, педагогов, других детей. Мотивация избегания неудачи – дети стараются избежать «двойки» и последствий, которые влечет за собой низкая отметка, — недовольства учителя, наказания родителей. Их цель заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Тревожность, страх получения плохой оценки придает учебной деятельности отрицательную эмоциональную окрашенность. Мотив недопущения неудачи связан с неуверенностью в себе, низкой самооценкой, неверием в возможность успеха. Такая мотивация не приводит к успешным результатам. Школьники, у которых преобладает данная мотивация, обычно объясняют собственный неуспех отсутствием способностей или невезением, а успехи — везением или легкостью задания.
Человек активно включается в деятельность только тогда, когда у него есть мотив в ней участвовать. Обычно в душе школьника присутствуют и борются различные, а то и противоречивые мотивы. Например, на уроке ученик может стараться слушать объяснение учителя, но в тоже время ему хочется посмотреть журнал, потихоньку посмеяться с соседом, нарисовать что-нибудь или просто помечтать. Характер и результат его познавательной деятельности зависят от того, какой мотив возобладает, станет решающим.
Рассмотрим причины недостаточной мотивации подробнее:
— неумение учиться и преодолевать трудности познавательной деятельности (усидчивость, терпение, навыки счета, запоминания, письма, внимательность, умение слушать и выразительно говорить, чувство ответственности, умения и навыки сотрудничества с окружающими и т.д.). Многие навыки приобретаются до поступления в школу, другие формируются в начальной школе, третьи совершенствуются вплоть до выпуска из школы. Если по каким-то причинам учителя и родители не научили детей и не привили им соответствующие навыки, учение в средних и старших классах оказывается трудным делом;
— отвлекающие факторы детской жизни. Обучение требует от школьника все больше времени не только в школе, но и дома. Без работы с учебниками, без решения задач, без выполнения других заданий учителей школьник не сможет овладеть знаниями и нужными навыками. Но это ему трудно делать потому, что вокруг него различные соблазны: телевизор, компьютер, улица, игры и др.;
— однообразие жизни и учебного процесса, школьная рутина. В школе детям не хватает движения, смены впечатлений, событий, ярких, совместных с учителями, родителями, творческих дел;
— авторитарная позиция взрослых, когда в школе и дома темой разговора становится учеба и успеваемость, когда других тем общения не существует. Мы видим, что причины нежелания учиться бывают разными.
Экспериментально было показано, что высокая мотивация у детей только в таких семьях, где родители постоянно повышали уровень своих требований к детям и одновременно умели оказывать им ненавязчивую помощь и поддержку, а также отличались мягкостью и теплотой в общении со своими детьми. И, напротив, в семьях, где родители либо игнорировали своих детей, либо были безразличны к ним, либо осуществляли очень жесткий надзор, чрезмерную опеку над ними, у детей, как правило, доминирующими становилось стремление избегать неуспеха и, следовательно, формировался низкий уровень мотивации достижения в целом.
Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности, а в конечном счете к совершению правонарушений.
Самая большая опасность – это безделье за партой, шесть часов в день, месяцы и годы. Это развращает. Для создания внутренней мотивации у ребенка нужно поддерживать в нем состояние успеха:
- обязательно проговаривайте с ребенком все ситуации, когда он прилагал много усилий для преодоления трудностей в учёбе и у него это получилось;
- ставьте ребенку реальные цели, не требуйте обещаний вроде «завтра я буду лучше всех» – не факт, что оно выполнимо, а вот вызвать в случае неисполнения вину, раздражение, огорчение может;
- не бросайтесь помогать ребенку выполнять все задания, предлагайте свою помощь, только если задание действительно сложно для него;
- объясните ребенку, что неуспех часто является следствием недостаточно затраченных учеником усилий, а не трудностью задания или отсутствием способностей.
Ролевая игра «У меня нет …»
Цель: через игру показать родителям важность такого, простого, на первый взгляд, аспекта как подготовка к урокам, показать, что союз семьи и школы начинается с малого, но позволяет ребенку получить свою ситуацию успеха, показать один из вариантов повышения мотивации любого ученика, сформировать у родителей позитивные позиции при решении проблемных ситуаций.
Описание игры: родители перед игрой получают набор школьных принадлежностей –тетрадь, карандаши, ручка, альбомный лист, линейка, листы цветной бумаги, ножницы и т.д. На первый взгляд наборы все одинаковые, но в одном наборе нет простого карандаша, в другом – альбомного листа, в третьем – тетради, в четвертом отсутствует один из цветных карандашей (и другие варианты). Учитель просит родителей выступить в роли учеников и проводит с ними интегрированный урок. На уроке родители обязательно используют весь набор полученных школьных принадлежностей: работают в тетрадях, чертят, разукрашивают, вырезают, моделируют и т.д. Как только выясняется, что у кого-то необходимые принадлежности отсутствуют, он громко произносит: «У меня нет …». Учитель вынужден прервать «урок», просит кого-нибудь поделиться принадлежностями, затем продолжает тему и так несколько раз. В завершении игры учитель просит ответить родителей на несколько вопросов:
— Было ли Вам комфортно на уроке?
— Все ли у Вас получалось?
— Может ли Ваш ребенок, даже если он не силен в математике или не умеет хорошо рисовать и т.д. чувствовать себя комфортно, с желанием идти на урок и получить свою минуту (ситуацию) успеха, если он плохо готов к уроку и имеет не все необходимые школьные принадлежности?
Памятка для родителей
«Как формировать положительное отношение к учёбе школьника»
1. Поговорите с ребёнком о его отношении к учёбе: почему он учится, чего боится больше всего (разочаровать родителей, сделать ошибку и т.д.)
2. Развивайте его познавательные интересы.
3. Расскажите ему, что оценка, которую он получает, не так важна, как важно то, о чём он узнает. Об оценках забудут, а знание останется.
4. Отмечайте его достижения, акцентируя внимание не на отметку, а на знания и умения. Ребёнок должен почувствовать, что не оценка играет решающую роль, а то, за что он получил её.
5. Расскажите ему, как много он может узнать в школе и как интересно будет с каждым годом приобретать всё новые и новые знания.
6. Учите ребёнка планировать свою деятельность.
7. Поощряйте любые его начинания, даже если результат не будет соответствовать вашим ожиданиям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по организации игровых занятий, повышающих учебную мотивацию младших школьников
В настоящее время существует множество разнообразных технологий и методик ведения развивающих занятий, повышающих учебно-познавательные мотивы младших школьников. В предлагаемой нами программе игровая.
презентация «учебная мотивация младших школьников»
Учебно-познавательная мотивация младших школьников – это их деятельностный подход к учёбе, реализация желания хорошо учиться. Чтобы у ребёнка возникла стойкая внутренняя мотивация «хочу учиться хорошо.
Формирование учебной мотивации младших школьников средствами информационных технологий.
В презентации раскрываются вопросы мотивов учения школьников, формирование мотивов учения с помощью ИТК.
Формирование учебной мотивации младших школьников
Залог успешности обучения младших школьников -наличие устойчивой учебной мотивации и познавательной активности.
Игра как средство влияния на учебную мотивацию младших школьников.
« Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это .
«Пути формирования учебной мотивации младшего школьника»
Материал включает текст выступления на собрании для родителей начальных классов.
Мультимедийная презентация «Особенности учебной мотивации младших школьников и способы ее исследования»
Мультимедийная презентация «Особенности учебной мотивации младших школьников и способы ее исследования».
Источник