Способы учебной деятельности являются

Средства и способы учебной деятельности (ЧЕМ и КАК)

Определение учебной деятельности

Учебная деятельность — деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных преподавателем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку.

УД направлена на самого обучающегося как ее субъекта — совершенствование, развитие, формирование его как личности благодаря осознанному, целенаправленному присвоению им социокультурного опыта в различных видах и формах общественно полезной, познавательной, теоретической и практической деятельности.

Основные характеристики учебной деятельности

Можно говорить о пяти характеристиках учебной деятельности в сопоставлении с учением.

1. отвечая познавательной, ненасыщаемой потребности учебная деятельность ведет к изменениям в самом субъекте, что, по определению Д.Б. Эльконина, является основной ее характеристикой.

2. она специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач;

3. в ней осваиваются общие способы действий и научные понятия (в сравнении с житейскими, усваиваемыми до школы);

4. общие способы действия предваряют решение задач (И.И. Ильясов) (сравним с учением по типу проб и ошибок, когда нет предваряющего общего способа, программы действия, когда учение не есть деятельность). Добавим к этим трем еще две существенные характеристики учебной деятельности.,

5. Чешский теоретик процесса и структуры учения И. Лингарт рассматривает еще одну особенность учебной деятельности как активной формы учения, а именно изменения психических свойств и поведения обучающегося “в зависимости от результатов своих собственных действий”.

Предмет учебной деятельности (ЧТО)

Анализ предметного (психологического) содержания учебной деятельности, как и любой другой деятельности, начинается с определения ее предмета, т.е. того, на что направлена деятельность: в данном случае — на усвоение знаний, овладение обобщенными способами действий, отработку приемов и способов действий, их программ, алгоритмов, в процессе чего развивается сам обучающийся. Это и является ее предметом, ее содержанием.

Средства и способы учебной деятельности (ЧЕМ и КАК)

Средства учебной деятельности, с помощью которых она осуществляется, следует рассматривать в трех планах.

1) лежащие в основе познавательной и исследовательской функций учебной деятельности интеллектуальные действия (в терминах С.Л. Рубинштейна — мыслительные операции ): анализ, синтез, обобщение, классификация и другие, без которых никакая умственная деятельность невозможна.

2) знаковые, языковые, вербальные средства, в форме которых усваивается знание , рефлексируется и воспроизводится индивидуальный опыт.

3) фоновые знания , посредством включения в которые новых знаний структурируется индивидуальный опыт, тезаурус обучающегося.

Способы учебной деятельности могут быть многообразными, включающими

· исследовательско-познавательные действия (В.В. Давыдов, В.В. Рубцов).

Способ учебной деятельности — это ответ на вопрос, как учиться, каким способом получать знания.

Продукт учебной деятельности, ее результат (Что получили)

Продуктом учебной деятельности является

· структурированное и актуализируемое знание , лежащее в основе

· умения решать требующие его применения задачи в разных областях науки и практики.

· внутреннее новообразование психики и деятельности в мотивационном, ценностном и смысловом планах.

Продукт учебной деятельности входит основной, органичной частью в индивидуальный опыт. От его структурной организации, системности, глубины, прочности во многом зависит дальнейшая деятельность человека, в частности успешность его профессиональной деятельности, общения.

Читайте также:  Способы добычи нефти сша

Результатом учебной деятельности является поведение субъекта — это

· либо испытываемая им потребность (интерес, включенность, позитивные эмоции) продолжать эту деятельность,

· либо нежелание, уклонение, избегание. Во всем мире второе проявляется в отрицательном отношении к школе, непосещении, уходах из школы.

Внешняя структура учебной деятельности

Учебная деятельность имеет внешнюю структуру, состоящую из таких основных компонентов, как

· учебные задачи в определенных ситуациях в различной форме заданий;

· контроль, переходящий в самоконтроль;

· оценка, переходящая в самооценку.

(мотив – план – исполнение –контроль).

(К. Прибрам, Ю. Галантер, Дж. Миллер, Д.А. Леонтьев)

Компонентный состав структурной организации учебной деятельности
Учебная ситуация
Учебная мотивация как совокупность побудителей, включающая познавательную потребность субъекта на фоне его общей потребности достижения Учебная задача, предлагаемая в форме учебного задания, которая принимается обучаемым Решение учебной задачи посредством учебных действий предметных и вспомогательных Контроль преподавателя, т.е. контрольные действия, переходящие в самоконтроль Оценка преподавателя, т.е. внешние оценочные действия, переходящие в самооценку

Мотивация — первый компонент структуры учебной деятельности.

Источник

Вопрос 2. Предмет, средства и продукт учебной деятельности

Предмет учебной деятельности

Предмет — т.е. то, на что направлена дея­тельность: на усвоение знаний, овладение обоб­щенными способами действий, отработку приемов и способов дей­ствий, их программ, алгоритмов, в процессе чего развивается сам обучающийся.

Средства и способы учебной деятельности

Средства учебной деятельности – это то, с помощью чего она осу­ществляется:

— интеллектуальные действия (анализ, синтез, обобщение, классификация и другие);

— вербальные средства, в форме которых усваивается зна­ние, рефлексируется и воспроизводится индивидуальный опыт;

— фоновые знания, т.е. те­заурус обучающегося.

Способ учебной деятельности — это ответ на вопрос, как учиться, каким способом получать знания. Способы учебной деятельности могут быть многообразными, включающими:

Продукт учебной деятельности, ее результат:

— знание, лежащее в основе умения решать задачи в разных областях науки и практики;

— внутреннее новообразо­вание психики и деятельности в мотивационном, ценностном и смыс­ловом планах;

Продукт учебной деятельности является частью индивидуального опыта. От его глубины, прочности во многом зави­сит дальнейшая деятельность человека, в частности успешность его профессиональной деятельности, общения.

Результатом учебной деятельности является поведение субъ­екта — это либо испытываемая им потребность (интерес, включенность, позитивные эмоции) продолжать эту деятельность, либо нежелание, уклонение, избегание (проявляется в отрицательном отношении к школе, непосещении, уходах из школы).

Вопрос 3. Структура учебной деятельности

П—-Ц—-М—-Д—-Р(потребность – цель – мотив – действие – результат………….. )

Учебная деятельность имеет структуру, состоящую из следующих основных компонентов:

— мотивация (учебная мотивация, как совокупность побудителей к деятельности, включающая коммуникативно-познавательную потребность субъекта на фоне общей потребности достижения);

— учебные за­дачи (в различной форме заданий, которые принимаются обучаемым);

— учебные действия (решение учебной задачи посредством учебных действий);

— контроль преподавателя, переходящий в самоконтроль;

— оценка, переходящая в самооценку.

Каждому из компонентов структуры этой деятельности присущи свои особенности.

Читайте также:  Способы как закрепить ванну

Мотивационный компонент.

Мотив – устойчивая внутренняя психологическая причина поведения человека.

Мотивация – динамический процесс физиологического и психологического управления поведением человека или сумма мотивов.

Мотивация может быть вну­тренней или внешней по отношению к деятельности, но всегда остается внутренней характеристикой личности как субъекта этой деятельности.

Внешняя мотивация (экстринсивная) — мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами.

Внутренняя мотивация (интринсивная) — мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности.

Виды мотивов:

широкие социальные мотивы (мотив долга, ответственности, мотив получения хорошей отметки, чтобы не подвести коллектив )

узко-личностные мотивы (мотивация достижения, мотивация избегания неудач, наказания)

познавательные мотивы: связанные с процессом выполнения действий; связанные с получением новых знаний (желание выполнять новые действия, желание узнавать что-то новое, потребность в саморазвитии).

— Осознаваемые (когда может объяснить почему он это сделал или не сделал)

— Реально действующие (то, что является истинной причиной)

Операционный компонент

Задачи Действия

Учебная задача предла­гается обучающемуся как определенное учебное задание в определенной учебной ситуации, совокупностью ко­торых представлен сам учебный процесс в целом. Состав учебных задач, т.е. вопросов (и, конечно, ответов), над ко­торыми в данный отрезок учебного времени работает обучающий­ся, должен быть известен учителю, преподавателю, так же как и ученику, студенту.

Практически вся учебная деятельность до­лжна быть представлена как система учебных задач. Они даются в определенных учеб­ных ситуациях и предполагают определенные учебные действия — предметные, контрольные и вспомогательные (технические), та­кие как схематизация, подчеркивание, выписывание и т.д.

Психологические требования к учебным задачам по Е.И. Машбицу

*Задание.Прочитайте следующие требования к учебным задачам и подготовьте о них рассказ.

1. «Конструироваться должна не одна отдельная задача, а на­бор задач». задача, рассматриваемая в качестве си­стемы, существует как таковая в более сложной системе задач и о полезности ее стоит говорить относительно ее положения в этой системе. В зависимости от этого одна и та же задача может ока­заться и полезной, и бесполезной. (Т.е. одна задача должна быть частью системы задач, направленных на достижение главной цели).

2. «При конструировании системы задач надо стремить­ся, чтобы она обеспечивала достижение не только ближай­ших учебных целей, но и отдаленных». к со­жалению, в школьной практике основное внимание уделяется до­стижению ближайших целей. При проектировании учебных за­дач обучающийся должен четко представлять иерархию всех учебных целей, как ближайших, так и отдаленных. Восхожде­ние к последним идет последовательно, целенаправленно, путем обобщения уже усвоенных средств системы обучения. (Например: если вы решите это, то в дальнейшем сможете…)

3. «Учебные задачи должны обеспечить усвоение системы средств, необходимой и достаточной для успешного осуществления учебной деятельности». На практике, как правило, ис­пользуются некоторые элементы системы средств, что обеспечи­вает решение задач лишь одного класса, что недостаточно для решения другого класса задач. (Т.е. задачи должны предполагать, что при их решении ученик будет использовать разные средства).

4. «Учебная задача должна конструироваться так, чтобы соответствующие средства деятельности, усвоение которых предусматривается в процессе решения задач, выступали как прямой продукт обучения». (Продуктом могут быть знания).Как установлено многими исследователями, то, что входит в прямой продукт действий учащихся, лучше усваивается ими. Реализация четвертого требования пред­полагает также применение задач на осознание учащимися сво­их действий, т.е. рефлексию. Отмечается также следу­ющее: чтобы учащиеся, решая учебные задачи, осознанно выпол­няли и контролировали свои действия, они должны иметь чет­кие представления о структуре и средствах решения задачи. Такие сведения они должны получать от учителя в виде строй­ной системы ориентировки.

Читайте также:  Способ определения качества птицы

Учебная деятельность является совместной деятельностью учителя и ученика и направлена на передачу и усвоение ЗУНов.

Знания – это результат мыслительный деятельности, в процессе которой усваиваются факты, законы, закономерности.

Умения — это способность осознанно выполнять определенные действия на основе полученных знаний.

Навык – это способ выполнения действия, ставший автоматизированным.

Действия на стадии навыка ускоряются и становиться более точным, освобождает от контроля за процессом, сознание концентрируется на более сложной творческой стороне работы, но автоматизация навыка частична. В нужный момент сознание вмешивается и направляет действия.

Характеристика навыка:

· изменяются приемы использования движений (мелкие движения объединяются в более крупные)

· изменяется сенсорный контроль над действием (снижается мышечное напряжение)

· изменяются приемы центрального регулирования действием.

Источник

Средства и способы учебной деятельности

Средства учебной деятельности – это то, с помощью которых она осу­ществляется. Их можно рассматривать в 3х планах.

Во-первых, это лежащие в основе познавательной и исследовательской функ­ций учебной деятельности интеллектуальные действия: анализ, синтез, обобщение, классификация и другие, без которых никакая умственная деятельность невозможна.

Во-вторых, это знаковые, языковые средства. В форме их усваивается зна­ние и воспроизводится индивидуальный опыт.

Например, тот язык, на котором мы говорим.

В-третьих, это фоновые знания (=все знания, которыми располагает человек на момент усвоения нового).

Вопрос к студентам:Как вы думаете, какова роль фоновых знаний в учебной деятельности?

Ответ:Когда в них включаются новые знания, то структурируется наш индивидуальный опыт, те­заурус (общий словарь терминов) обучающегося. Фоновые знания могут помочь нам приобретать новые.

Соответственно в процессе школьного учения, и особенно в млад­шем школьном возрасте, включение в учебную деятельность пред­полагает одновременную работу и над ее средствами.

Вопрос: Почему?

Ответ: Не сформированы все интеллектуальные действия, языковые и вербальные средства, мало фоновых знаний.

Способ учебной деятельности — это ответ на вопрос, как учиться, каким способом получать знания.

В. В. Давыдов и В. В. Рубцов выделяли следующие виды учебных действий:

· репродуктивные действия – исполняющие, воспроизводящие.

Например, выучить стихотворение наизусть.

· проблемно-творческие действия – подразумевают решение задачи новым путем на основе имеющихся знаний.

Например, решение геометрических задач, написание сочинения на какую-либо тему.

· исследовательско-познавательные действия — самостоятельный поиск и изучение каких-либо задач.

Например, написание курсовой.

Теория поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина и Н. Ф. Талызиной полностью раскрывает способ учебной деятельности. Эта теория включает несколько этапов:

• этапы перехода от внешнего, предметного действия к внутреннему, умственному действию,

Продукт учебной деятельности

Источник

Оцените статью
Разные способы