Особенности учебной деятельности подростков
статья
В статье рассматриваются факторы и психологические особенности подросткового возраста, оказывающие влияние на учебную деятельность ребенка данного возрастного периода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_uchebnoy_deyatelnosti_podrostkov.docx | 20.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности учебной деятельности подростков
В учебной деятельности подростка имеются свои трудности и противоречия, но есть и свои преимущества, на которые может и должен опираться педагог. Последнее, по мнению пед. психологов, заключается в избирательной готовности и повышении восприимчивости (сензитивности) к тем или иным сторонам обучения. Большое достоинство подростка – его готовность ко всем видам учебной деятельности, которые делают его взрослым в собственных глазах.
Практика работы в школе показывает, что подростка привлекает самостоятельная форма организации работы на уроке, возможность поиска ответа на учебную проблему, творческие задания и самостоятельная подготовка учебного материала (доклад, реферат, проект).
Основная проблема подростка состоит в том, что эту готовность он еще не умеет реализовать в полной мере, т.к. не всегда владеет способами выполнения новых форм учебной деятельности. Обучать этим способам, не дать угаснуть интересу к нему – основная задача учителя.
Средняя школа погружает подростка в новые учебные предметы (физика, история, химия и т.д.), которые поначалу вызывают у подростков неподдельный интерес, довольно скоро, впрочем, исчезающий. Снижается у подростков и общий интерес к учению, к школе; происходит отчуждение от нее.
Школа перестает быть для ученика центром его душевной жизни. Как показывают психологические исследования, основная причина школьного отчуждения заключается в несформированности у детей учебной деятельности, что не позволяет удовлетворять актуальную потребность возраста в самоутверждении. Сформированной учебной деятельностью считается такая деятельность учащихся, когда они, побуждаясь прямыми мотивами самого учения, могут самостоятельно определять учебные задачи, выбирать рациональные приемы и способы их решения, контролировать и оценивать свою работу. Одним из резервов повышения эффективности обучения подростков является целенаправленное формирование мотивов учения.
Формирование мотивов учения непосредственно связано с удовлетворением доминирующих потребностей возраста. Одна из таких потребностей у подростков – познавательная. При ее удовлетворении у него формируются устойчивые познавательные интересы, которые определяют его положительное отношение к учебному предмету.
Следовательно, неудовлетворение познавательной потребности вызывает состояние скуки, апатии, безразличия, резко ухудшается отношение к предмету в целом. Это отрицательное отношение может быть перенесено подростком на личность преподавателя.
Наряду с познавательными интересами, первостепенное значение при положительном отношении подростков к учению имеет понимание значимости знаний. Для них важно осознавать жизненное значение знаний и прежде всего их значение для развития личности. Это связано с усилением самосознания современного подростка.
Но также осмысление значимости знаний может носить далеко не положительный характер. Ребенок, понимая важность для него в будущем какого-либо учебного предмета, может со всей категоричностью, свойственной данному возрасту, «отбросить» все остальные, не нужные ему предметы. Так, некоторые ученики не учат правила орфографии, считая, что и без знания правил пишут грамотно.
Существенное значение при отрицательном отношении подростков к учению имеет осознание и переживание ими неуспехов в овладении тем или иным учебным предметом. Неуспех, как правило, вызывает отрицательную эмоциональную реакцию и нежелание выполнять трудное задание. Если неуспех повторится, то у подростка может закрепиться отрицательное отношение к предмету.
Неуспех – это своего рода унижение: унижение в глазах учителя, а самое главное – в глазах одноклассников. Быть униженным в глазах товарищей – это страшное испытание для подростка. Страх, нежелание унижения может стать причиной прогула урока или вообще непосещения школы.
Эмоциональное благополучие подростка во многом зависит от оценки учебной деятельности взрослыми. Оценка имеет для него различный смысл. В одних случаях она дает возможность подростку выполнить свой долг, занять достойное место среди одноклассников, в других – заслужить уважение родителей и учителей. Но часто смысл оценки для него выступает в стремлении добиться успеха в учебной деятельности и тем самым получить уверенность в своих умственных возможностях. Это связано с возррастной потребностью осознания себя как личности, своих слабых и сильных сторон. Очень важно в этом случае, чтобы оценка совпадала с самооценкой, которая начинает играть в этом возрасте доминирующую роль. Только в условиях совпадения оценки и самооценки они могут выступать как мотивы, действующие в одном направлении и усиливающие друг друга.
Еще одним фактором, как мне кажется, влияющим на активность, заинтересованность подростков в учебной деятельности, является личность учителя. То, как учитель преподносит учебный материал, насколько он эрудирован, а самое главное, как он проявляет свои человеческие качества в тех или иных ситуациях, играет большое значение в отношении к нему и к предмету, который он ведет. Если учитель требовательный, но при этом добрый, справедливый и чуткий, к нему потянутся дети, заинтересуются они и его предметом.
Подростковый возраст – самый сложный период в онтогенезе человека. В этот период не только происходит коренная перестройка организма и ранее сложившихся психологических структур, возникают новые образования, но и закладываются основы сознательного поведения. Формируется общая направленность нравственных представлений и социальных установок.
Нельзя говорить, что существует образ «среднестатистического » подростка. Младший подросток отличается от старшего, подросток-девочка существенно отличается от подростка-мальчика. Кроме того, у каждого взрослеющего человека есть свои индивидуальные особенности, а также у каждого из них есть своя социальная среда и окружение, которые накладывают свой отпечаток на личность ребенка. И все же в этом возрасте можно выделить типичные признаки, характерные для перехода ребенка от детства к взрослому состоянию.
Обобщу эти признаки
Подросток требует признания своей самостоятельности, своего равенства, хотя для этого отсутствуют реальные условия – и физические, и интеллектуальные, и социальные.
Стремление найти свое место в обществе, быть принятым в нем, порождает у подростка желание понять самого себя, развивает у него критическое отношение к себе и другим людям. Все это находит выражение в потребности подростка сопоставить качества других с чертами своей личности. В этом возрасте увеличивается внимание к своим физическим недостаткам, обостряется реакция на критику, повышается чувство собственного достоинства и обидчивость.
В связи с интенсивным физиологическим развитием и стремлением к самостоятельности у подростков возникают трудности во взаимоотношениях как со взрослыми, так и со сверстниками.
Меняется также отношение к учебной деятельности, причем чаще не в лучшую сторону: прогулы уроков, невыполнение домашних заданий. Все это происходит потому, что школа теряет сове первостепенное значение для подростка, на первом месте теперь находится группа сверстников во всех ее проявлениях: увлечения, субкультура и т.п.
Выделю следующие психологические особенности развития личности подростка, учет которых имеет важное значение для образовательного процесса в школе:
- Психологические проблемы, связанные с половым созреванием (изменение социального статуса, снижение самооценки и чувства собственной значимости; раздражительность, внезапная смена настроения как следствие физиологических изменений детского организма);
- Стремление к самостоятельности, ответственности за себя и свои поступки, потребность в самоутверждении;
- Ориентация на мнение референтной группы;
- Повышенная напряженность тревога в отношениях с родителями и сверстниками;
- Высокая познавательная потребность;
- Формирование общей направленности и сознательного понимания нравственных представление и социальных установок.
У каждого ребенка этот жизненный период проходит по-разному: у одного слишком бурно, у другого без значительных проблем. Но в любом случае, как подросток преодолеет трудности, о которых говорилось выше, зависит не только от него самого, но и от тех, кто рядом, в том числе и от педагогов. Ориентируясь на психологические знания особенностей данного возраста, на свои личные наблюдения за подростком, педагог может вовремя прийти ребенку на помощь и оказать поддержку на пути его дальнейшего личностного развития.
Источник
Методические рекомендации «Особенности подросткового возраста учащихся»
Особенности учебной деятельности подростка
Учение для подростка, как и для младшего школьника, является главным видом деятельности. И от того, как учится подросток, во многом зависит его психическое развитие, становление его как гражданина.
В учебной деятельности подростка имеются свои трудности и противоречия, но есть и свои преимущества, на которые могут и должны опереться как учителя, так и родители.
Большим достоинством подростка является его готовность ко всем видам учебной деятельности, которые делают его взрослым в собственных глазах. Его привлекают самостоятельные формы организации занятий на уроке, сложный учебный материал, возможность самому строить свою познавательную деятельность за пределами школы. Сложность подросткового периода состоит также и в том, что эту готовность он еще не умеет реализовать, ибо он не владеет способами выполнения новых форм учебной деятельности. Обучить этим способам, не дать угаснуть интересу к ним — важная задача учителя. В самом деле, подросток эмоционально реагирует на новый учебный предмет и как у некоторых эта реакция исчезает довольно быстро. Нередко у подростков снижается и общий интерес к учению, к школе, происходит «внутренний отход от школы» (А. Н. Леонтьев). Этот отход выражается в том, что школа перестает быть для ученика центром его духовной жизни.
В подростковом возрасте наблюдается снижение успеваемости, интереса к учению Причины этого явления:
— школа привлекает не столько учебной деятельностью, сколько возможностью общения со сверстниками;
— расширяется круг источников информации, жизненных связей;
— новые требования в средней школе — появление новых учителей, возрастают требования к самостоятельности в учебной деятельности;
— результате актуализации профессионального выбора подросток разделяет учебные предметы на \»важные и неважные\»
Отношение подростка к обучению в основном зависит от личности учителя, поэтому дифференцируется по различным предметам, которые ученик делит на \»интересные и неинтересные\» В лице учителя ученики ценят эрудированность, доброжелательность, тактичность, умение организовать работу учащихся.
Учение для подростка приобретает личностное содержание и порой появляются элементы самообразования:
Это проявляется в следующих фактах:
— Содержание учения расширяется, выходит за пределы школьной программы по собственной инициативе подростка.
— Появляются мотивы профессиональной подготовки, недовольство собственными знаниями; мотивы долга, ответственности и престижа без связи с познавательной мотивацией.
— Овладение основами наук (математика, физика, химия), которые требуют достаточного интеллектуального развития и самостоятельной учебной работы.
В подростковом возрасте познавательные процессы подвергаются важным изменениям, приближаясь в своих параметрах до \»взрослого\» уровня, получают дальнейшего развитие следующие виды познавательных процессов: внимание, наблюдательность, теоретическое мышление, словесно-логическая память. Совершенствуются познавательные процессы, сознательное отношение подростка к их использованию при решении сложных учебно-познавательных задач.
Важное влияние на познавательную сферу подростка оказывает мышление, вследствие чего происходит интеллектуализация познавательных процессов. Память построена на анализе и понимании материала и опирается на использование приемов запоминания:
Формирование мотивации обучения непосредственно связано с удовлетворением доминирующих потребностей возраста. Одна из таких потребностей подростка — познавательная. При ее удовлетворении у подростка формируются устойчивые познавательные интересы, которые определяют его положительные отношения к учебным предметам. Подростков привлекает возможность расширить, обогатить свои знания, проникнуть в сущность изучаемых явлений, установить причинно-следственные связи. Подростки испытывают эмоциональное удовлетворение от исследовательской деятельности. Им нравится делать самостоятельные открытия. Неудовлетворение познавательной потребности и познавательных интересов вызывает у подростков не только состояние скуки, апатии, безразличия, но порой и резко отрицательное отношение к предметам. При этом для них в равной степени имеет значение как содержание, так и процесс, способы, приемы овладения знаниями.
Наряду с познавательными интересами первостепенное значение при положительном отношении подростков к учению имеет понимание значимости знаний . Для них очень важно осознать, осмыслить жизненное значение знаний, и прежде всего их значение для развития личности. Это связано с усилением роста самосознания современного подростка. Многие предметы ему нравятся потому, что они отвечают его потребностям не только много знать, но и уметь, быть культурным, всесторонне развитым человеком. Важно поддерживать убеждение подростков в том, что только образованный человек может быть по-настоящему полезным обществу человеком. Убеждения и интересы, сливаясь воедино, создают у них повышенный эмоциональный тонус, мотивацию к обучению и определяют их активное отношение к учению. Если же подросток не видит жизненного значения знаний, то у него могут сформироваться негативные убеждения и отрицательное отношение к существующим учебным предметам.
Эмоциональное благополучие подростка во многом зависит от оценки учебной деятельности взрослыми. Оценка для него имеет различный смысл. В одних случаях оценка дает возможность подростку выполнить свой долг, занять достойное место среди товарищей, в других — заслужить уважение учителя и родителей. Нередко же смысл оценки для него выступает в стремлении добиться успеха в учебном процессе и тем самым получить уверенность в своих умственных способностях и возможностях. Это связано с такой доминирующей потребностью возраста, как потребность осознать, оценить себя как личность, свои сильные и слабые стороны. И в этом плане наибольшее значение имеет не только оценка деятельности учащегося и его умственных возможностей со стороны других, но и самооценка. Как показывают исследования, именно в подростковом возрасте доминирующую роль начинает играть самооценка. Для эмоционального благополучия подростка очень важно, чтобы оценка и самооценка совпадали. Только при этом условии они могут выступать как мотивы, действующие в одном направлении и усиливающие друг друга.
Таким образом, говоря об особенностях учебной деятельности подростка, важно отметить:
— содержание учебной программы значительно усложняется, что требует от учащихся большего времени и более напряженной умственной деятельности;
— может наблюдаться снижение успеваемости, интереса к учению;
— учения для подростка приобретает личностное содержание, появляются элементы самообразования.
Источник