Консультация «Конструирование, как творчество»
Ольга Васильева
Консультация «Конструирование, как творчество»
Сегодня наблюдается быстрое развитие всей системы образования. Изменения касаются и организационной составляющей работы системы. Уделяется большое внимание образованию и воспитанию дошкольников, что позволяет заложить основы для личностного развития ребенка.
Развитие мотивационной составляющей в процессе обучения, формирование способности к творческой деятельности в процессе познания – это главные задачи, которые должен ставить перед собой воспитатель. Задачи эти выполнить непросто, ведь для этого нужно обеспечить выполнение необходимых педагогических условий.
Одним из важнейших условий являются занятия по конструированию.
Дошкольная педагогика уделяет большое внимание проблеме развитию способности к конструированию у дошкольников. Благодаря регулярным занятиям по творческому конструированию дети не только больше узнают об окружающем мире, но и формируют свои способности. Я считаю эту тему актуальной, потому что сегодня дошкольные учреждения слишком мало времени уделяют конструированию. Гораздо больше времени дети посвящают математике, изобразительному искусству и другим направлениям.
При этом конструирование позволило бы дошкольникам расширять свой кругозор, формировать познавательные способности, приобретать более точные знания о том, как устроена окружающая действительность.
Конструирование – это один из самых сложных типов деятельности в детском возрасте. Во время конструирования дети учатся создавать модели, учатся необычным образом использовать свои навыки. Очень важно то, чтобы дети на практике могли использовать собственные поделки. Например, детям можно поручать изготавливать подарки для своих близких, а также украшения для своего дома.
Конструирование в детском саду позволяет удовлетворить потребности дошкольников.Это потребность в игре: во время конструирования дети с удовольствием используют игрушки, создают их сами и сооружают различные постройки. Также дети получают возможность развиваться умственно, приобретают эстетический вкус.
Целенаправленное обучение конструированию позволяет детям научиться анализировать окружающие их предметы, получать представления о разных объектах, учиться мыслить самостоятельно, развивать творческие способности, художественный вкус.У детей формируются разные важные качества: это целеустремленность и аккуратность, настойчивость и терпеливость.
Конструирование – это очень эффективный инструмент, который позволяет подготовить ребенка к школе.
Таким образом, конструктивная деятельность играет немаловажную роль в процессе всестороннего, гармоничного развития личности детей дошкольного возраста. Проблемой развития конструктивныхспособностей занимались: Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова, Л. В. Куцакова, В. Г. Нечаева, З. В. Лиштван, Л. А. Парамонова, Л. А. Венгер, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, М. И. Лисина, Н. Н. Поддьяков.
Для свободного и творческого создания замыслов и их воплощения дети должны иметь достаточно развитые гибкие и подвижные пространственные представления. В своей работе я применяла разные виды конструктора, в зависимости от возраста детей, с которыми я работала.
В игре с конструктором «ТИКО», ребенок выучивает не только названия и облик плоскостных фигур (треугольники равносторонние, равнобедренные и прямоугольные, квадраты, прямоугольники, ромбы, параллелограммы, трапеции, пятиугольники, шестиугольники и восьмиугольники, малышу открывается мир призм, пирамид, звезд Кеплера. Для ребенка важно, чтобы результаты его творческойдеятельности можно было наглядно продемонстрировать: это повышает самооценку и положительно влияет на мотивацию к деятельности, к познанию. Конструктор «ТИКО» создает для этого самые благоприятные возможности. Уже через 2 – 3 месяца обучения воспитанники создают конструкции на различную тематику, которые можно объединить в эффектную масштабную экспозицию.
В старшей группе, кроме «ТИКО» и обычных деревянных модулей и лего (которые всегда присутствовали в нашей группе и были игровыми в свободной деятельности, у нас появился металлический конструктор. Говоря о пользе металлических конструкторов для детей, можно также сказать и то, что это идеальная возможность непрерывно пополнять коллекцию игрушек. Например, если малышу надоест одна из каких то собранных моделей, он сможет её разобрать и построить что-то новое.
При этом стоит отметить, что металлические конструкторы позволят ребёнку попробовать себя в роли самого настоящего изобретателя, и в своих играх перенестись в мастерскую, на борт космической ракеты, строительную площадку или же в лабораторию. Как отмечают психологи, игры с металлическим конструктором очень полезны для детей, как в психологическом и умственном плане, так и в физическом, ведь у маленьких почемучек развивается память, мышление, осязание и мелкая моторика. К тому же, подобные игры приучат ребёнка к аккуратности и усидчивости.
Мы живем в небольшом городке на Урале, в Невьянске. Город наш знаменит наклонной башней, которой в этом году исполняется 320 лет! В связи с этим мы с детьми решили сделать небольшую выставку из разных видов конструкторов. Мне кажется, получилось здорово!
«Детское коллективное творчество». Консультация для педагогов Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Сегодня мне бы хотелось поговорить о детском коллективном творчестве, и ответить на два вопроса.
«Совместное творчество — полноценная форма общения с ребёнком». Консультация для родителей. Фотоотчет о совместном рисовании С 10 по 23 января в нашей группе проходил проект «Старые добрые сказки». В ходе реализации проекта мною была оформлена папка-передвижка.
«Творчество детей по правилам дорожного движения». Конструирование из картона и бумаги Здравствуйте,дорогие коллеги и друзья! Разрешите представить Вам наше творчество по конструированию из цветного картона и бумаги. Выяснив,.
Консультация для педагогов «Коллективное творчество как механизм сплочения детского коллектива» Консультация для педагогов «Коллективное творчество, как механизм сплочения детского коллектива» Задача каждого педагога создать единый,.
Консультация для родителей дошкольников «Конструирование в жизни ребёнка» Конструирование-это пожалуй самый любимый вид увлекательной и полезной деятельности дошкольников. Занимаясь конструированием дети ориентируются.
Консультация для родителей «Конструирование из деталей настольного конструктора как средство развития мелкой моторики» Любое конструирование безусловно является эффективным средством развития мелкой моторики рук. Также оно способствует развитию и совершенствованию.
Консультация для родителей «Конструирование в детском саду» Уважаемые родители! Одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий, является конструирование, то есть создание из отдельных.
Консультация для родителей «Осеннее творчество после семейной прогулки в парке» Как прекрасен листопад! Листья жёлтые летят! Над землёй и над водой Вихрь кружит золотой! Осень дождички роняет И деревья раздевает,.
Консультация для родителей «Совместное творчество сближает!» Одной из эффективных форм взаимодействия с родителями воспитанников детского сада является организация конкурсов семейного творчества. Такая.
Источник
Развитие навыков детского творческого конструирования
Спиридонова Вера Николаевна
Развитие навыков детского творческого конструирования
Творческое конструирование – это создание ребенком разных кон-струкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного и бросового материала не имеющих аналогов в реальной жизни, основанных на имеющихся знаниях.
К пяти годам дети овладевают техническими навыками конструиро-вания: умением ставить кирпичики на ребро углами друг к другу, за-мыкая пространство, умением соразмерять между собой предметы.
— есть навык целенаправленного экспериментирования с новым для него материалом и на этой основе создавать простейшие конструкции.
— владеет обобщенными способами конструирования (комбинирова-ния, настраивания, изменения пространственного расположения деталей).
— есть навык складывания квадратного листа бумаги по диагонали и пополам с совмещением противоположных сторон и углов.
— умеет работать с природным материалом и создавать образ спосо-бом «опредмечивания».
У детей формируются и более общие умения, и навыки: умение об-следовать предмет, умение планомерно и последовательно работать, дово-дить начатое дело до конца.
В обучении старших дошкольников использовали все основные формы конструирования по образцу, по условиям (преобразование образца по условиям и, создание конструкции по условиям, конструирование по собственному замыслу (по схемам, по теме.
Конструирование у старших дошкольников может быть самостоя-тельным и творческим.
В этом возрасте у детей формируется более сложные способы кон-струирования из деталей конструкторов, из бумаги, природного и других материалов, что позволяет им конструировать самостоятельно и творчески.
К шести годам дети приобретают конструктивные навыки:
1. Соединяют несколько небольших плоскостей в одну большую, делают постройки прочными, подготавливают основу для перекрытий, распределяют постройку в высоту, умеют изменять пространственное положение конструируемого объекта, его частей, деталей, представлять, какое положение они займут после изменения.
2. При работе с бумагой у детей автоматизируются навыки: отгиба-ние боковых сторон прямоугольника, полученного из квадрата, к его центру; закручивание прямоугольника в цилиндр; круга в конус.
3. Может самостоятельно и творчески реализовать собственные за-мыслы в конструировании из разных материалов.
Все эти приобретенные навыки дети могут автоматизировать в кон-струировании по замыслу, по теме, и каркасном конструировании (рабо-тая с разным материалом, так как они обладает большими возможностями для проявления их самостоятельности. Чтобы эта деятельность протекала как поисковый и творческий процесс, дети должны иметь обобщенные представления о конструируемом объекте, владеть обобщенными способами конструирования и уметь искать новые способы. Эти навыки, умения и знания формируются в процессе других форм конструирования по образцу и по условиям.
На занятиях по конструированию из деталей конструкторов перед детьми ставим проблемные задачи, направленные на развитие творчества.
На первом этапе ребенку дают Г – образную фигуру, сделанную из деталей конструктора,и говорят: «Это – недостроенная конструкция чего – то, отгадайте, что я хотела сделать, и достройте. (Воспитателю дети говорят на ушко, что хотят построить); Рассматривают, достраивают, затем говорят, что хотел сделать воспитатель. Дети создают структурно простые конструкции: самолет, домик, скамейку. Воспитатель одобряет их решения, и говорит, что хотел построить, вовсе не самолет. Детей – удивляет. Воспитатель предлагает подумать, что это могло быть. Дети начинают преобразовывать поделку, в результате на Г – образной основе можно создать несколько разных конструкций.
На втором этапе –основа: Т и П – образные, а также длинный тон-кий и короткий бруски, составленные из нескольких деталей конструктора. Дети осваивают способ «опредмечивания» (т. е. фигура остается основой, которую дети дополняют для получения новой конструкции).
К 4 занятию дети используют заданную фигуру не только как основу, но и как деталь новой конструкции (длинный брусок – труба, столб, на котором держится карусель). Это говорит о том, что замысел (образ) строится способом «включения» заданной фигуры. Не в качестве основы, как раньше, а как элемент общей конструкции. А это показатель высокого уровня развития творчества.
На 5 занятие –дать все знакомые основы и предложить выбрать об-щую тему: зоопарк, город.
— далее предлагать конструирование по условиям: мост для пешеходов через определенную реку.
— на следующем этапе дети могут строить по замыслу: придумывать тему, отбирать материал и что будут строить.
Для сюжетного коллективного конструированияважно создавать условия: место, обеспечить тематическими наборами и подставками.
Конструирование из бумаги не относится к художественной деятельности.
Существует разная техника с бумагой: сминание, разрывание, разрезание, сгибание.
Главными условиями развития творческого конструирования из бумаги является:
• использование разной техники, начиная с более простых ее видов (сминание, разрывание – 3 – 4 года).
• формирование у детей обобщенных способов конструирования в процессе овладения более сложной техникой (оригами – многократное сгибание в разных направлениях, киригами – складывание бумаги и вы-резание в разных направлениях; объемная скульптура – создается путем комбинирования разных (бумажных) форм, которые делают сами дети).
Конструирование из бумаги с использованием разной техники является самым сложным видом этой деятельности. У детей формируется только репродуктивная деятельность (умение повторить образец) и установка на воспроизведение уже хорошо знакомого, что не способствует развитию инициативного, самостоятельного конструирования творческого характера.
Обучение детей 6 – года жизни проходит в 3 этапа.
Цель: продолжение освоения детьми техники оригами и киригами, и новой «объемная скульптура».
Цель: формировать у детей умение самостоятельно использовать освоенные способы для создания новых, более сложных конструкций.
Цель: придумывать необычную поделку, простую по структуре, но образную и выразительную, уметь объединять их в композицию.
Конструирование из природного материала по своему характеру ближе к художественным видам продуктивной деятельности. Работа по обучению детей конструированию из природного материала ведется поэтапно. На первом этапе дети учатся анализировать природный материал как основу получения образов способом «опредмечивания». Далее осваивают приемы конструирования как изменение пространственного положения, достраивание и убирание лишнего. В работе с природным материалом у детей также развивается творчество.
В настоящее время специалисты в области педагогики и психологии уделяют особое внимание детскому конструированию. Ребенок – прирож-денный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенной природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя при этом любознательность, сообразительность, смекалку и творчество. Педагогу важно правильно организовать работу по развитию творческого конструирования. Детей увлекающихся конструированием, отличает богатые фантазия и воображения, активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать. Развивается логическое, ассоциативное мышление, память, что является основой интеллектуального развития.
Консультация для родителей «Значение конструирования из строительного материала в умственном развитии ребёнка» Значение конструирования из строительного материала в умственном развитии ребенка. Умственное развитие дошкольников осуществляется в игровой.
Тематическое планирование по познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности в старшей группе Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности в ДОУ. Возраст детей 5-6 лет. Темы недель. 1. День Знаний. 2. Осень.
Источник