Тушение пожара внутри фюзеляжа.
Рис. 11. Схема тушения пожара внутри фюзеляжа
1 — пожарные автомобили; 2 — высокотемпературная зона; 3 — низкотемпературная зона; 4 — плоскость равных давлений.
Пожары внутри фюзеляжа (в пассажирском салоне, кабине пилотов и багажных отсеках) относятся к пожарам в замкнутом объеме. Основной пожарной нагрузкой при таких пожарах являются декоративно-отделочные и конструктивные элементы интерьера, представляющие собой искусственные и натуральные материалы обивки и наполнения кресел, ковровые покрытия, пластмассовые изделия. Из-за недостаточного газообмена пожар характерен плотным задымлением салона и неравномерностью распределения температуры по высоте объема, через 2 — 3 минуты установившегося горения температура у потолка в 3 — 4 раза превышает температуру в зоне пола. Среднеобъемная температура не превышает 250 о С, пожар носит не интенсивный характер, однако он не прекращается до полного выгорания пожарной нагрузки. При нарушении герметичности фюзеляжа (прогорании или разрушении обшивки) в результате интенсификации естественного газообмена, пожар внутри фюзеляжа резко усиливается вплоть до появления открытого пламени, а температура в верхней части салона возрастает до 900 о С. Высокая температура и открытое пламя могут привести к загоранию магниевых сплавов, входящих в конструкцию силовых элементов.
При пожарах внутри фюзеляжа происходит быстрое нарастание концентрации отравляющих веществ продуктов горения и термического разложения горючих материалов, обусловливающие основную опасность для людей, находящихся на борту горящего воздушного судна.
Тушение пожара внутри фюзеляжа определяется следующими факторами: наличием или отсутствием людей внутри самолета, местом расположения очага пожара, который может быть в пассажирских салонах, кабинах экипажа, бытовых помещениях или багажных, грузовых и технических отсеках.
Наиболее трудно и сложно тушить пожар при наличии людей. В этом случае одновременно необходимо обеспечить быстрое вскрытие основных и аварийных выходов, вскрытие конструкции фюзеляжа в специально обозначенных местах с целью обеспечения максимально возможной скорости эвакуации людей из внутреннего объема воздушного судна.
Первоочередной задачей тушения является снижение температуры и плотности задымления в салоне, кабине, а также локализации пожара с помощью распыленных струй с высокой степенью дробления капель, а следовательно, с большей поверхностью теплообмена. Для этого струи огнетушащего средства целесообразно направлять таким образом, чтобы они защищали людей и негорящую часть отсека от воздействия теплового потока и чтобы можно было обеспечить возможность эвакуации пострадавших в случае, если вскрыть горящий отсек не представляется возможным. Подачу огнетушащего вещества в него осуществляют с помощью ствола пробойника.
В любом случае при тушении пожара внутри фюзеляжа на борт воздушного судна должно подниматься не менее 2 человек личного состава пожарной охраны. Весь личный состав, работающий на борту аварийного судна, должен использовать индивидуальные средства защиты (теплозащитные костюмы и дыхательные аппараты). У входа в задымленный салон обязательно организуется пост безопасности, который может состоять из одного человека – члена пожарно-сторожевого расчета (ПСР), имеющего средства индивидуальной защиты.
Пост безопасности поддерживает связь с личным составом ПСР, работающим в задымленном салоне, при необходимости оказывает ему немедленную помощь.
Для тушения внутрифюзеляжных пожаров применяют следующие огнетушащие составы: воду (в виде распыленных струй, водяного раствора пенообразователя), углекислоту (при отсутствии людей внутри фюзеляжа и высокой степени герметичности горящих отсеков), пены низкой и высокой кратности.
Углекислоту подают от огнетушителей ОУ-80 и ОУ-400 с помощью стволов пробойников или от автомобилей.
Источник
Тактика тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ
Обеспечение тушения комбинированным способом может быть осуществлено с помощью автомобилей комбинированного тушения [5].
Тушение пожара внутри фюзеляжа.
Определяется следующими факторами: наличием или отсутствием людей внутри самолета, местом расположения очага пожара, который может быть в пассажирских салонах, кабинах экипажа, бытовых помещения или багажных, грузовых или технических отсеках.
Наиболее трудно и сложно тушить пожар при наличии людей. В этом случае одновременно необходимо обеспечить быстрое вскрытие основных и аварийных выходов, вскрытие конструкции фюзеляжа в специально обозначенных местах с целью обеспечения максимально возможной скорости эвакуации людей из внутреннего объема воздушного судна.
Первоначальной задачей тушения является снижение температуры и плотности задымления в салоне, кабине, а также локализации пожара с помощью распыленных струй с высокой степенью дробления капель, а следовательно, с большей поверхностью теплообмена. Для этого струи огнетушащего состава целесообразно направлять таким образом, чтобы они защищали людей и негорящую часть отсека от воздействия теплового потока, и чтобы можно было обеспечить возможность эвакуации пострадавших в случае, если вскрыть горящий отсек не предоставляется возможным. Подачу огнетушащего вещества в него осуществляют с помощью ствола пробойника.
В любом случае при тушении пожара внутри фюзеляжа на борт воздушного судна должно подниматься не менее 2 человек л/с подразделений МЧС. Весь л/с, работающий на борту аварийного судна, должен использовать индивидуальные средства защиты (теплоотражательные костюмы и дыхательные аппараты). У входа в задымленную зону салона обязательно организуются посты безопасности. Пост безопасности поддерживает связь с личным составом, работающем в задымленном салоне, при необходимости оказывает ему немедленную помощь.
Для тушения внутрифюзеляжных пожаров применяют воду (в виде распыленных струй, водного раствора пенообразователя), углекислоту (при отсутствии людей внутри фюзеляжа и высокой степени герметичности горящих отсеков), пены низкой и высокой кратности [5].
Тушение пожаров силовых установок.
По прибытии подразделений к воздушному судну с горящим двигателем необходимо оценить обстановку и расставить пожарные автомобили на исходные позиции, учитывая силу и направление ветра и наиболее опасное распространение пожара. При этом необходимо выключить двигатели, т.к. реактивная струя выхлопных газов представляет серьезную опасность и затрудняет действия л/с по ликвидации пожара и проведения спасательных работ.
Тушение пожаров с помощью лафетных стволов малоэффективно, т.к. огнетушащее вещество не попадает во внутренний объем мотогондолы. Поэтому тушение пожаров двигателей осуществляется ручными стволами, подающими огнетушащее вещество непосредственно в очаг пожара через специальные люки или возможные прогары капотов. Для подачи огнетушащих составов в подкапотное пространство можно использовать стволы пробойники. Основные огнетушащие составы: пена низкой и средней кратности, порошок, газовые составы объемного тушения.
Установки объемного тушения следует использовать немедленно, если есть возможность доступа к горящему двигателю или после того, как пожар будет локализован пенными струями.
Силовые установки, смонтированные в хвостовой части воздушного судна представляют особые трудности при тушении пожара, т.к. находятся на значительной высоте от уровня земли, достигающей 10.5 м [5].
При тушении пожаров органов приземления л/с должен принять все необходимые меры для предотвращения распространения пожара в нише шасси и на воздушное судно в целом.
Для тушения гидрожидкости и резины колес следует использовать раствор пенообразователя или пену низкой кратности, подаваемые ручными стволами. Причем тушение должно вестись интенсивно, чтобы предотвратить воспламенение магниевых сплавов барабанов колес. При тушении колес шасси необходимо учесть, что может произойти разрыв пневматиков, обладающих большим запасом энергии давления, во избежание чего водный раствор пенообразователя подают в виде тонкораспыленных струй с короткими импульсами продолжительностью 5-10 с через каждые 25-30 с. Такая подача обеспечивает равномерное охлаждение колеса шасси. Струи должны подаваться под острым углом к тележке шасси, ствольщики должны находиться на расстоянии не ближе 2-3 м.
Через 2-3 минуты после начала загорания гидрожидкости начинается воспламенение и горение магниевых сплавов, содержащихся в конструкции колеса. Для тушения магниевых сплавов рекомендуется применять 4-6% водный раствор пенообразователя, подаваемый стволами РС-70 со снятыми насадками при давлении 0.15-0.2 МПа.
В случае одновременного горения разлива топлива и магниевых сплавов, в первую очередь, необходимо воздушно-механической пеной низкой кратности из лафетных стволов потушить разлитое топливо, а затем подача струй пены низкой кратности переводится на тушение пожара магниевых сплавов тележки шасси.
Эффективное тушение магниевых сплавов достигается огнетушащими порошками, подаваемыми из ручных стволом автомобиля порошкового или комбинированного тушения. При тушении порошком на горящей поверхности образуется слой спекшейся корочки, который прекращает горение. Потушенную поверхность охлаждают раствором пенообразователя или пеной низкой кратности [5].
Организация тушения пожара и проведение аварийно-спасательных работ.
Спасание экипажа и пассажиров воздушного судна при пожаре будет наиболее успешным, если время прибытия подразделений и ликвидация пожара будут минимальными. Это достигается регулярными проведением занятий и тренировок, максимально приближенных к реальным условиям.
Пожарная аварийно-спасательная техника и л/с подразделений в каждом аэропорту размещается на аварийно-спасательных станциях (АСС). Место расположения станций должно обеспечить прибытие расчетов к торцам взлетной полосы за время, не превышающее 3 мин. Кроме того, АСС должны иметь наблюдательные вышки, дежурные помещения – устойчивую связь со службами аэропорта [5].
Решить комплексную задачу по расчёту сил и средств при тушении пожара на объекте хранения нефтепродуктов в резервуарах.
o Тип резервуаров – РВС-5000.
o Высота резервуара РВС-5000 – 11.92 м.
o Диаметр резервуара РВС-5000 – 22.80 м.
o Площадь резервуара РВС-5000 – 408 м2.
o Схема расположения РВС-5000 – 2.
o Вид хранимого нефтепродукта – бензин.
o Высота свободного борта – 0.8 м.
o Напор в водопроводной сети – 40 м.
o Емкость пожарного водоема – 600 м3.
o Толщина донной воды – 1.2 м.
o Схема расположения водоисточников – 5.
o Диаметр противопожарного водопровода – 300 мм.
o Вариант расписания выездов – 1.
o Тип ГПС, применяемых для тушения, – ГПС-2000.
Рис.1. Схема расположения РВС-5000.
Источник
ТУШЕНИЕ ПОЖАРА ВНУТРИ ФЮЗЕЛЯЖА
Выбор средств и тактики тушения пожара внутри фюзеляжа ВС определяется следующими факторами:
— наличием или отсутствием людей на борту BC;
— местом пожара внутри фюзеляжа, который может быть в обитаемых помещениях (пассажирские салоны, кабина экипажа, гардеробы, туалеты, кухня, вестибюли, багажные отделения) или в необитаемых (багажные, грузовые и технические отсеки).
1. B случае наличия на ВС людей и возникновения пожара в обитаемых помещениях действия личного состава ПСР включают следующие операции.
1.1. Вскрытие основных и запасных выходов и одновременную прокладку рукавных линий.
В случае заклинивания дверей и люков производится вскрытие обшивки фюзеляжа в обозначенных местах. Одновременно необходимо установить стволы-пробойники для подачи ОТС.
1.2. Проникновение личного состава ПСР на аварийное ВС с одновременной подачей на борт ручных пожарных стволов.
1.3. Тушение пожара в обитаемых помещениях ручными стволами и одновременное обеспечение эвакуации людей из ВС.
При тушении пожара в обитаемых помещениях главной задачей является снижение температуры в салонах и кабине и последующая ликвидация пожара. Для этого струи огнетушащего состава направляются таким образом, чтобы они защищали людей, охлаждали горящую поверхность отсека и ликвидировали очаг горения.
2. В случае нахождения людей на ВС и возникновения пожаре в необитаемых помещениях действия личного состава должны выполняться в следующей последовательности.
2.1. Вскрытие максимального количества основных и запасных выходов на ВС и организация эвакуации людей. Одновременно с этим к горящему отсеку прокладываются рукавные линии, вскрывается люк отсека. В случае, если не удается быстро вскрыть люк отсека устанавливаются стволы-пробойники.
В случае заклинивания выходов из ВС производится вскрытие обшивки фюзеляжа в обозначенных местах и одновременно устанавливаются стволы-пробойники для подачи воды в салоны.
2.2. Проникновение личного состава в салоны с целью проведения эвакуации людей из аварийного ВС. Одновременно на борт подается пожарный ствол, а снаружи производится тушение пожара в горящем отсеке путем подачи через открытый люк или ствол-пробойник огнетушащего состава (воды или углекислого газа).
При пожаре в грузовом (багажном) отсеке личный состав должен разобрать груз (багаж), удалив его из отсека.
2.3. Личный состав, проникнув в салоны, оценивает обстановку и при необходимости подает воду на охлаждение участка пола, расположенного над горящим отсеком.
3. В случае, если пожар возник в отсутствии на борту людей, то действия личного состава должны быть направлены на ликвидацию пожара за минимальное время, используя все имеющиеся средства тушения.
Эффективность тушения ВФП определяется в значительной мере правильным выбором огнетушащего состава и средством подачи.
Установлено, что из применяемых для тушения пожаров на воздушных судах составов (вода, раствор пенообразователя, пена низкой и средней кратности, газовые составы и порошок) при тушении пожара внутри фюзеляжа предпочтительно использовать углекислый газ, воду в виде распыленных струй, раствор пенообразователя.
Эффективность, тушения водой и раствором пенообразователя близка. Тушение распыленной водой (раствором пенообразователя) является наиболее доступным и легким. Водой можно тушить пожар в обитаемых и необитаемых помещениях ВС, при отсутствии или нахождении людей в самолете. Однако вода может привести к порче оборудования и требует обесточивания.
Тушение углекислым газом свободно от указанных недостатков, однако им нежелательно пользоваться в помещениях, в которых находятся люди.
В таблице 7 представлены значения потребного количестве ОТС для тушения пожаров внутри фюзеляжа ВС различного уровня требуемой пожарной защиты.
Таблица 7 — Минимально необходимые количества ОТС для тушения пожаров внутри фюзеляжа
Категория самолета по УТПЗ | Тип ОТС |
Вода или раствор ПО, кг | Углекислый газ, кг |
1. Представленные данные распространяется на все типы ВС, за исключением широкофюзеляжных самолетов.
2.Расчет количества ОТС, выполнен для случая, когда пожар происходит в отсеках ВС, суммарный объем которых не более половины общего объема фюзеляжа.
3. Расчет углекислого газа выполнен для случая тушения пожара при одной открытой входной двери.
Расчет средств тушения внутрифюзеляжных пожаров для конкретных типов самолетов и вертолетов рекомендуется производить, используя номограммы, представленные на рис. 2 и 3. Применение этих номограмм поясняется следующими примерами.
Пример. Определить потребное количество и производительность подачи распыленной воды для тушения пожара в помещении самолета объемом 75 м 3 .
Из номограммы, представленной на рис 2, следует, что для заданного объема запас воды должен быть не менее 360 кг, и производительность подачи при времени тушения 60 с должна составлять 4,0 кг/с. Для того, чтобы потушить пожар за 40 с производительность должна быть 9,0 кг/с.
Если используется углекислый газ, то из номограммы, представленной на рис. 3 следует, что запас газа должен быть не менее 90 кг, а производительность его подачи составлять 1,4 кг/с при времени тушения 60 с или 2,2 кг/с при времени тушения 40 с.
Для тушения пожаров внутри фюзеляжа с использованием воды или раствора пенообразователя целесообразно использовать стволы типа РСК, позволяющие получать компактные или распыленные струи воды или раствора пенообразователя.
Рис.2. Номограмма расчета количества и производительности подачи распыленной воды при тушении пожаров в отсеках воздушных судов:
tт — заданное время тушения
Рис.3. Номограмма расчета количества и производительности подачи углекислого газа при тушении пожаров в отсеках воздушных судов:
tт — заданное время тушения
Давление при применении стволов РСК целесообразно устанавливать в пределах 3,5-4,5 кг/см 2 . При таком давлении обеспечивается достаточная производительность подачи ОТС, необходимая дальность струи, имеется возможность одному человеку работать со стволом.
Испытания показали, что хороший эффект дает применение стволов пробойников для тушения пожара в недоступных или труднодоступных отсеках ВС. Подача воды в горящий отсек с помощью стволов-пробойников позволяет за 10-15с снизить температуру в отсеке до 60-70°, надежно локализовать пожар.
Для тушения пожаров внутри фюзеляжа углекислым газом в настоящее время целесообразно использовать:
— углекислотные огнетушители ОУ-80, которые должны быть на местах стоянки и технического обслуживания BC;
— углекислотный огнетушитель ОУ-400, который может быть отбуксирован пожарным автомобилем к месту ПА.
Применение указанных огнетушителей для тушения пожаров при внезапных авиапроисшествиях в большинстве случаев является практически невозможным, т.к. для их доставки требуется большое время. Поэтому в некоторых авиапредприятиях, на основе рационализаторских предложений, производится оборудование эксплуатируемых пожарных автомобилей, установками углекислотного тушения, которые собираются с использованием баллонов и узлов огнетушителей ОУ-400 и ОУ-80. Установки оснащены стволами-пробойниками и раструбами.
Кроме того, с 1990 г. планируется выпуск аэродромного пожарного автомобиля АА-60(7313)-160.01А, на котором смонтирована специальная установка газового тушения рассчитанная на 140 кг углекислого газа. Газ может подаваться через раструб или ствол-пробойник.
Перспективными средствами для тушения пожаров в отсеках ВС являются хладоны и комбинированные составы, представляющие собой смесь хладонов и углекислого газа. Результаты огневых испытаний показали, что хладоны примерно в 2 раза, а комбинированные составы в 1,5 раза эффективнее углекислого газа. Эти составы рекомендуется использовать для тушения пожаров внутри фюзеляжей гражданских ВС. В таблице 8 представлено количество хладонов 114В2 и 12B1 и комбинированных составов, необходимое для тушения пожара в отсеке объемом до 100 м 3 . При испытаниях установлено, что наиболее оптимальные соотношения компонентов комбинированных составов (по весу) равны: 15-30% хладона и 70-85% углекислого газа. Хорошие результаты дает и равное соотношение хладона и углекислого газа, однако дальнейшее увеличение доли хладона ведет к снижению огнетушащей эффективности комбинированного состава. Из данных таблицы 8 следует, что для тушения пожаров в отсеках ВС комбинированными составами потребное количество хладонов сравнительно невелико (не более 22 кг хладона 114B2 и 37 кг хладона 12B1). В настоящее время предпочтительно использовать комбинированный состав на основе хладона 114В2.
Таблица 8 — Количество хладонов и комбинированных составов для тушения пожаров в отсеках ВС, кг
Огнетушащий состав | Объем отсека, м 3 | ||||
Хладон 114B2 | |||||
Хладон 12В1 | |||||
Комбинированный состав (хладон 114В2 и СО2) в том числе: | |||||
— хладон 114В2 | 1,3-2,6 | 3,0-6,0 | 5,5-10,0 | 8,0-15,0 | 10,0-22,0 |
— углекислый газ | 8,7-7,4 | 21,0-18,0 | 34,5-30,0 | 53,0-45,0 | 76,0-64,0 |
Комбинированный состав (хладон 12В1 и СО2): | |||||
— хладон 12В1 | 2,3-4,5 | 5,5-11,0 | 10,0-19,0 | 14,0-18,0 | 19,0-37,0 |
— углекислый газ | 14,7-12,5 | 37,5-32,0 | 63,0-54,0 | 93,0-79,0 | 128,0-110,0 |
В качестве средств для подачи хладонов и комбинированных составов могут быть использованы установки для углекислого газа, заряженные вместо СО2 указанными хладонами. Например, огнетушитель ОУ-400 может быть заряжен следующим образом. В два баллона закачивается хладон 114B2 в количестве 70 кг (по 55 кг в каждый баллон), а остальные баллоны (6 шт.) заряжаются углекислым газом. Давление в баллонах с хладоном поддерживается азотом или воздухом, которые закачиваются до давления, определяемого инструкцией по эксплуатации данного типа огнетушителя. При использовании огнетушителя ОУ-80 один баллон заряжается хладоном, а второй — углекислым газом. Если установка газового тушения автомобиля AA-60(7313)-160.01 используется, для тушения пожаров комбинированными составами, то целесообразно один баллон зарядить хладоном, а остальные три — углекислым газом. Подготовленные таким образом огнетушители и установки газового тушения могут применяться для тушения пожара как отдельно хладоном или углекислым газом, так и комбинированным составом. Это определяется в зависимости от того какие баллоны будут открыты при приведении установки или огнетушителя в действие. Подавать хладон или комбинированные составы в горящий отсек можно через раструбы или через стволы-пробойники, которые могут быть установлены на шлангах.
В обычных условиях внутрифюзеляжного пожара, связанного с гарантом декоративно-отделочных, конструкционных материалов и небольшого количества легковоспламеняющихся веществ, его тушением значительных сложностей не представляет. Но в отдельных случаях, которые отмечены и на практике, тушение пожара в салонах, кабине и отсеках может существенно осложниться, если происходит разрушение (в результате удара или под воздействием пожара) агрегатов кислородной системы ВС. При этом кислород, поступающий под большим давлением в очаг горения, значительно интенсифицирует пожар, температура резко повышается, могут воспламениться металлические элементы кресел и интерьера. Анализ опыта тушения внутрифюзеляжных пожаров в условиях поступления кислорода из разрушенных кислородных баллонов и приборов дает основание считать, что в настоящее время тушение таких пожаров может быть достигнуто подачей в очаг горения раствора пенообразователя, пены низкой кратности или воды, подаваемых с большой производительностью.
Необходимо не менее 2-х стволов типа СВП или РСК подать на подавление такого пожара. Давление из насоса при подаче ОТС должно быть в пределах 4,0-6,0 кг/см 2 .
Дата добавления: 2015-09-12 ; просмотров: 51 | Нарушение авторских прав
Источник