- Способы тушения пожаров: основные приемы
- Классификация и виды пожаров
- Способы тушения в зависимости от типа возгорания для каждого класса
- Способы и приемы тушения пожаров
- Тушение автомобиля
- Общие рекомендации
- Горит автомобиль в ходе движения
- Горит автомобиль на стоянке
- Причины пожарной опасности
- Меры профилактики
Способы тушения пожаров: основные приемы
Для борьбы с огнем прилагается немало как организационных усилий, направленных на предотвращение причин возникновения пожаров, так и требуется много вложений в создание, поддержание в работоспособном, исправном состоянии систем, элементов активной и пассивной огнезащиты зданий, сооружений самого разного назначения.
От способности установок АПС, АУПТ в считаные минуты подавить очаг возгорания на начальной стадии, не дав ему развиться, распространяясь по помещениям и этажам строений; а также от результатов правильного обучения, немедленной реакции дежурного персонала, членов ДПД, сотрудников службы охраны/безопасности зависит будет ли огонь локализован, ликвидирован до прибытия пожарных формирований, нанеся минимальный материальный ущерб.
Способов борьбы с различными видами, классами пожаров существует, как правило, несколько, поэтому важно в зависимости от ситуации на защищаемом объекте выбрать оптимальный; чтобы, сообразуясь с типом горения материалов, использовать самые эффективные из имеющихся первичных, технических средств пожаротушения – от ручного инструмента, переносных огнетушителей, комплектов ПК из пожарных щитов, шкафов до ручного пуска насосных станций, стационарных систем пожаротушения.
Классификация и виды пожаров
Прежде всего стоит вспомнить, что все существующие простые вещества, различные материалы при нормальных условиях – температуре, давлении, влажности окружающей воздушной среды делятся на 3 группы:
- Негорючие, что не могут гореть.
- Трудногорючие – способны на это, но исключительно при наличии внешнего источника огня, не могут гореть самостоятельно.
- Горючие, которые могут как самовозгораться, так и вспыхивать, разгораться при воздействии открытого огня, быстрого/длительного нагревания, а далее самостоятельно гореть без внешнего дополнительного воздействия.
Первую нормативную квалификацию пожаров по виду горючих веществ, природных/искусственных материалов для обозначения/маркировки любого технического устройства, средства, предназначенного для локализации/ликвидации очагов пожара строго определенного класса или их группы в зависимости от свойств; например, порошковых, воздушно-пенных, водных огнетушителей, представил документ еще времен Советского Союза – ГОСТ 27331-87, действующий и сегодня. В нем указаны следующие классы/подклассы пожаров:
- А – горение твердых материалов.
- А1 – сопровождается тлением, например, горение всех пород древесины, продуктов ее переработки – целлюлозы, картона, бумаги; каменного угля, текстильных изделий из натуральных материалов.
- А2 – не сопровождается тлением. Например, пластмассы, пластики, полимеры, другая товарная продукция предприятий органического синтеза.
- В – горение ЛВЖ/ГЖ, а также твердых материалов, что плавятся в процессе горения.
- В1 – жидкостей, не растворяющихся в воде. В основном это продукты переработки углеводородного сырья – ГСМ, а также парафин.
- В2 – горючих жидкостей, растворимых в Н2О – различных спиртов, растворителей; например, этанола, метанола, ацетона, глицерина.
- С – горение газов – пропана, ацетилена, бытовой смеси.
- D – горение металлов.
- D 1 – легких металлов (Mg, Al), их сплавов.
- D 2 – щелочных металлов (Na, K).
- D 3 – горение гидридов металлов, металлорганических химических соединений.
Класс Е – пожары в эксплуатирующихся электроустановках, появился в нормативной документации по ПБ значительно позднее – в НПБ 166-97, устанавливающем требования к переносным/передвижным огнетушителям; в ППБ-01-03 – ныне отмененных «Правилах ПБ в РФ».
Класс F – горение ядерных/радиоактивных материалов, отходов, веществ введен ст. 8 ФЗ-123, причем в этой статье «Технического регламента о требованиях ПБ» все пожары подразделены только на классы без деления на подклассы, как в более ранних официальных документах. Но, учитывая, что они не отменены, то подклассы классов А, В, D существуют, и используются при маркировке соответствующего противопожарного оборудования.
Кроме того, все случившиеся/возможные пожары условно классифицируются на следующие группы:
- Происходящие на открытых пространствах – в лесах, степях, на полях; на закрытых/огороженных территориях предприятий, организаций, домовладений.
- Внутри ограждающих конструкций зданий/сооружений.
- Горение различных материалов, когда пожар сложно отнести к какому-то классу, что часто и происходит на практике, когда в пожарной нагрузке большинства строений, вплоть до частного жилого дома, легко встретить как твердые горючие материалы, склонные к тлению, горению открытым пламенем; так и ЛВЖ/ГЖ, баллоны с бытовым газом.
Классификация пожаров и способы их тушения неразрывно связаны, ведь необходимо знать какие природные или искусственные материалы, вещества, при каких условиях и каким образом могут гореть, тлеть, вспыхивать или самовозгораться; чем их можно быстро и безопасно тушить.
Для этого необходимо иметь четкие теоретические представления, а лучше твердые знания, в т.ч. практические, полученные в ходе инструктажей по пожарной безопасности на протяжении жизни каждого человека от уроков ОБЖ в среднеобразовательных заведениях до момента поступления на работу, в ходе профильной переподготовки, повышения квалификации на предприятиях, в учреждениях, организациях; где проводится обучение ПТМ по программам для различных категорий работников, сотрудников.
Способы тушения в зависимости от типа возгорания для каждого класса
В тех случаях, когда горят твердые, жидкие материалы выделяют три стадии развития пожара:
- Первая – начальная с небольшой площадью очага возгорания до 1–2 м 2 характеризуется неустойчивостью процесса горения, сравнительно низкой температурой, образованием большого количества дымовых газов. Для быстрого обнаружения необходима регулярная проверка пожарных извещателей установок/систем АПС, а борьбы с огнем на этой стадии вполне достаточно исправных первичных средств пожаротушения, например, полного, укомплектованного лопатой ящика пожарного для песка; порошковых, воздушно-эмульсионных переносных/передвижных устройств, для чего требуется постоянное техническое обслуживание, перезарядка огнетушителей.
- Вторая – основная, когда происходит его распространение в пределах пожарного отсека, секции, выделенной на этаже здания противопожарными перегородками, перекрытиями; помещения, емкости хранения, обвалования при розливах, разрушениях корпусов складских, технологических сооружений, установок; нарастание температуры и силы огня до максимальных значений. На этой стадии необходимо использование водяных, пенных, порошковых или газовых установок пожаротушения, систем АУПТ; прокладка рукавных линий, подача воды от ПК; применение максимального количества, имеющихся на объекте первичных средств пожаротушения.
- Третья или заключительная характеризуется выгоранием основной массы пожарной нагрузки, обрушением несущих, внутренних элементов зданий/сооружений из не подвергнутой огнезащите древесины, металлических конструкций; например, непокрытых огнезащитной штукатуркой. Локализовать, ликвидировать пожар на такой стадии, произвести разбор завалов, пролив места происшествия без участия профессиональных/добровольных пожарных подразделений уже невозможно.
Как ни банально это звучит, но, конечно, причины возникновения пожара лучше предупреждать, вести их профилактику, соблюдать противопожарный режим; однако, если он все-таки произошел, то нужно использовать все доступные средства, способы, приемы тушения, чтобы ликвидировать его на начальной стадии с минимальными затратами и потерями.
Учитывая параметры классов/подклассов возможных пожаров в зависимости от пожарной нагрузки в защищаемых помещениях основных зданий, вспомогательных/хозяйственных строений, инженерных/технологических сооружений выбирают следующие основные способы их локализации/ликвидации:
- Механическое воздействие на очаг пожара для срыва/сбивания пламени.
- Максимальное ограничение доступа О2 в зону горения, вплоть до полной изоляции очага пожара от поступления воздуха.
- Удаление твердых материалов, перекрывание путей подачи/попадания жидких, сыпучих веществ в зону горения.
- Разбавление количества/концентрации горючих твердых, жидких веществ в очаге пожара любыми негорючими составами, смесями.
- Замедление реакции горения введением специальных химически активных реагентов в очаг пламени/зону тления.
- Охлаждение очага пожара до значений ниже точки воспламенения горючих материалов, что будет способствовать быстрой ликвидации открытого огня; а также предотвратит вторичное возгорание.
- Создание преград распространению пожара внутри трубопроводов, резервуаров, емкостей технологической цепочки установкой огнепреградителей, когда пламя, распространяясь через узкие каналы их насадки, быстро теряет тепловую энергию.
Способы и приемы тушения пожаров
- Механический срыв пламени над очагом пожара достигается подачей мощной компактной струи воды из дренчерного оросителя, ручного пожарного ствола от ПК, стационарного лафета с пожарной вышки; газа, выходящего под сильным давлением из углекислотного, хладонового огнетушителя; а также вручную с помощью подручных средств – метлы, лопаты, ветки дерева/кустарника.
- Изолирование, прекращение доступа О2 в зону горения может быть достигнуто набрасыванием на очаг пожара противопожарного полотна или кошмы, подачей на него воздушно-механической пены различной кратности, порошковых составов; других негорючих веществ, например, песка, земли, щебенки; набрасыванием листовых материалов.
- Химическое ингибирование реакции горения достигается вводом в очаг пожара хладонов, а также огнетушащих веществ из забрасываемых, автономных генераторов, аэрозольных систем/установок пожаротушения.
- Охлаждение – подачей в очаг пожара, на окружающие/ограждающие строительные конструкции воды, водных солевых растворов, углекислоты.
- Разбавление пожароопасной, обеспечивающей горение концентрации газов, паров горючих жидкостей в очаге производится с помощью инертных газов, водяного пара, тумана, например, из системы пожаротушения тонкораспыленной водой.
- Создание полосы пожаротушения с использованием всех имеющихся средств на возможных путях распространения огня, непрерывная подача в зону горения, в помещения, охваченные огнем, воды, водных растворов солей, воздушно-механической пены; охлаждение как сгораемых от воспламенения, так и негорючих конструкций зданий для исключения их обрушения; создание водяных завес для снижения высокой температуры вокруг очага пожара, осаждения токсичных дымовых продуктов горения для обеспечения возможности ближе подойти к нему добровольным и профессиональным пожарным.
Кроме непосредственного тушения очага пожара, для ограничения его распространения, подпитки горючими материалами извне обязательно следует выполнять в зависимости от ситуации следующие мероприятия:
- Закрытие, перекрывание запорной, отсекающей арматуры на магистральных, питающих трубопроводах технологической цепочки оборудования, транспортирующих горючие жидкости, газы, нагретые твердые вещества в жидкой фазе; отключение конвейерных линий, транспортеров, трактов подачи сырья, топлива, горючих отходов, ведущих в помещения, находящихся около очага пожара.
- Слив, опорожнение, перекачка, вытеснение горючих жидкостей, газов из емкостей, резервуаров, трубопроводов, находящихся в горящих зданиях, технологических сооружениях, в удаленное безопасное место.
- Изменение газообмена, снижение доступа кислорода в пожарный отсек, где произошло возгорание, в смежные помещения, этажи здания, сооружения путем дистанционного, ручного отключения установок местной, общеобменной вентиляции; включения систем дымоудаления, приводов противопожарных клапанов.
- При возможности, что может быть затруднено из-за задымления, высокой температуры вокруг зоны горения, приступить к удалению, разборке горючих материалов на возможных путях распространения огня, теплового потока.
Способы тушения пожаров кратко можно охарактеризовать следующим алгоритмом:
- Максимально быстрое использование любых подручных, первичных средств с учетом знаний о том, что можно и нельзя тушить водой, пеной; о необходимости отключении осветительного, бытового оборудования для исключения риска поражения электрическим током.
- Обязательное применение имеющихся систем АУПТ, по каким-либо причинам не сработавших в автоматическом режиме, с помощью ручных пожарных извещателей, предназначенных для их принудительного пуска.
- Для обеспечения безопасной эвакуации необходимо проверить закрытие противопожарных дверей, люков, ворот, штор; задействовать установки СОУЭ, системы дымоудаления, подачи чистого воздуха на основные эвакуационные пути и выходы.
И конечно не следует забывать, о вызове подразделений пожарной охраны для полной гарантии ликвидации пожара всеми доступными профессионалам способами и приемами.
Источник
Тушение автомобиля
Из-за большого количества горючих материалов и благоприятных условий для образования горючей среды возгорание автомобиля считается ситуацией повышенной опасности. Именно поэтому Главным управлением МЧС России для водителей была разработана памятка по тушению пожара автотранспортного средства.
Общие рекомендации
- Распознать начало пожара можно по запаху бензина при холодном моторе, запаху горящей резины или дыму из-под капота.
- Тушение горящего автомобиля не проводится во время движения и при работающем моторе.
- Если пожар произошел под капотом, то запрещено резко открывать крышку, чтобы не вызвать выброс пламени под воздействием притока кислорода.
- Для тушения автомобиля используется огнетушитель класса В и Е.
- Если горит пролитое топливо, то тушение автомобиля проводят по схеме от края очага горения к центру.
- Если горит подкапотное пространство, воду использовать запрещено. Вода может вызвать замыкание электропроводки и увеличить поверхность горения легковоспламеняющихся жидкостей.
- Если горит салон, то используют воду, чтобы остановить тление обивочных материалов.
- Нельзя находиться рядом с горящим автомобилем в промасленной одежде.
- Если потушить машину собственными силами не получается, необходимо отойти от нее на безопасное расстояние, так как высок риск взрыва топливного бака, особенно, если огнем охвачена задняя часть автомобиля.
- Запрещено садиться в горящую машину и заводить ее.
- Радиус опасной зоны – 10 метров.
- Если рядом находятся другие автомобили, до приезда пожарных необходимо поливать их водой или откатить на безопасное расстояние.
- Если возгорание произошло в закрытом помещении (гараже), то автомобиль следует выкатить на открытое пространство, чтобы уменьшить вероятность образования взрывоопасной среды.
Горит автомобиль в ходе движения
Сложность тушения автомобиля состоит в том, что за 3-4 минуты пламя охватывает весь кузов, и за это время пожарные просто не успевают прибыть к месту аварии. Основная нагрузка в этом случае ложится на самого водителя.
Если во время движения слышен резкий запах или из-под капота появился дым, необходимо как можно быстрее остановиться. Рекомендуется сделать это немедленно, независимо от интенсивности движения на дороге. Необходимо выключить зажигание и вытащить ключ.
Водитель и пассажиры должны немедленно покинуть салон автотранспортного средства и сообщить о случившемся по номеру 101. Далее достать огнетушитель и попробовать самостоятельно купировать очаг возгорания.
Если из-под капота нет языков пламени, то его следует аккуратно открыть. Надев перчатки, необходимо отключить клеммы. Если же из-под капота валит дым и тем более пламя, открывать его не следует. Чтобы сбить пламя, необходимо направить раструб огнетушителя в щель между капотом и радиаторной решеткой. Если погасить горение удалось, капот открывают и отсоединяют клеммы, чтобы не спровоцировать повторное возгорание.
Горит автомобиль на стоянке
Принцип тушения сходен с действиями, рекомендованными для ситуации, описанной выше. Главная сложность в этом случае состоит в упущенном времени обнаружения возгорания и в фиксации уже сильного пламени. Тушение пожаров на стоянках пожарными автомобилями считается приоритетным способом, так как именно в этом случае удается добиться массированной атаки при помощи подачи пены под давлением.
Однако именно из-за большого очага горения тушение проводят собственными силами, используя несколько огнетушителей и подручные средства (песок, землю, снег). Если огонь распространяется дальше, необходимо отойти от автомобиля на безопасное расстояние и дождаться помощи спасателей.
Причины пожарной опасности
Автомобиль – сложная система, в которой множество элементов являются потенциально опасными для горения.
- Утечка топлива. Это наиболее частая причина пожаров автотранспортных средств. Разгерметизация топливной системы возможна в любой момент. Утечку удается обнаружить не сразу. Чаще всего бензин просачивается через микротрещины в шлангах. При холодном двигателе первым признаком считается сильный запах топлива в салоне авто. Когда мотор разогрет, капли бензина быстро испаряются, что усложняет фиксацию причины. При движении же машины малейшая искра приводит к возгоранию. В этом случае тушение пожара водой запрещено.
- Перегрев двигателя. Если мотор разогревается до критических температур, то повышается вероятность воспламенения масла и электропроводки в подкапотном пространстве.
- Перегрев конвертеров-нейтрализаторов, что связано с износом свечей и попаданием в выхлопную систему большого количества отработанных веществ. Как результат – воспламенение изоляции салона.
- Негерметичность соединений с вращающимися горючими жидкостями. Потенциальную опасность представляет масло в моторе и трансмиссионные жидкости.
- Неисправность электрики, в результате чего возникает искра, которая приводит к быстрому возгоранию горюче-смазочных жидкостей.
Меры профилактики
Чтобы избежать спонтанного пожара автотранспортного средства, необходимо соблюдать определенные меры безопасности.
- Не пренебрегать ТО автомобиля.
- Проводить визуальный осмотр топливной системы и электропроводки. Крышка бензобака должна быть целой и плотно закрываться. Провода не должны быть оголены.
- Не перевозить ГСМ и газовые баллоны в салоне и багажнике.
- Не использовать пластиковые канистры для перевозки бензина.
- Не заправлять машину при включенном двигателе.
- Регулярно проверять огнетушители.
Источник