Мастер-класс на тему «Подготовка к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе. Работа с текстом»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
Мастер-класс по теме:
«Подготовка к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе.
Работа с текстом»
учитель русского языка и литературы,
первая квалификационная категория
Пермский край, г.Верещагино, 2019
Мастер-класс по теме «Подготовка к устному экзамену по русскому языку. Приёмы работы с текстом. (СЛАЙД №1)
Цель – поделиться методами и приёмами, которые я использую при подготовке к устному собеседованию по русскому языку.
1. Дать теоретическое обоснование представленному опыту работы;
2. Продемонстрировать методы и приемы работы с текстом;
3. Прокомментировать эффективность применения данных методов и приемов;
4. Отработать приемы работы с текстом на деятельностной основе (работа в группах).
— Уважаемые коллеги, предлагаю вам сразу объединиться в две группы.
К уже привычным для выпускников основной школы экзаменам в форме ОГЭ в 2019 году добавился ещё один обязательный экзамен в форме устного собеседования по русскому языку. Целью введения устной части государственной итоговой аттестации по русскому языку является усиление стратегического направления развития современной школы – коммуникативной направленности в обучении.
Что такое устное собеседование и что необходимо сделать, чтобы успешно пройти испытание? Сам допуск к экзаменам не представляет большой сложности с точки зрения правил русского языка: в нём нет ловушек и подводных камней, не требуется знания орфографии и пунктуации. Однако он проверяет умение, очень важное в современном мире: выразительно читать и формулировать свои мысли. Устное собеседование оценивается по системе зачет/незачет. Ученик получает «зачет» в том случае, если за выполнение работы он набрал 10 и более баллов.
Устное собеседование включает следующие типы заданий: (СЛАЙД №2)
1) чтение текста вслух (максимальное количество баллов – 2)
2) пересказ текста с включением цитаты (максимальное количество баллов – 4).
Общее количество баллов за речевое оформление 1 и 2 задания составляет 4 балла.
3) монологическое высказывание по одной из выбранных тем (максимальное количество баллов – 3)
4) диалог с экзаменатором-собеседником (максимальное количество баллов – 2).
Общее количество баллов за речевое оформление 3 и 4 задания составляет 4 балла.
По итогам устного собеседования ученик может получить 19 баллов.
— Критерии оценивания находятся на ваших столах.
— На первый взгляд, кажется, что задания несложные, и большинство выпускников должны с ними справиться. Но опыт показал, что при выразительном чтении вслух ученики допускают орфоэпические ошибки даже в тех словах, в которых стоит знак ударение. Наблюдаются искажения в чтении имён собственных, терминов, научной и публицистической речи. Допускают грамматические ошибки при склонении имён числительных. Пересказ текста с включением цитаты для учеников оказался сложным. При выполнении данного задания детьми допускаются фактические и логические ошибки, неправильно используют способы цитирования в речи. При создании монологического высказывания у детей возникают следующие трудности — маленький объём монологического высказывания (не менее 10 фраз), большое количество неоправданных пауз в речи, учащимся сложно непрерывно говорить на одну тему хотя бы минуту (в то время как высказывание предполагает 3 минуты).
С трудом выстраивают девятиклассники и диалоги – испытывают трудности в выборе своих ответов, дают односложные ответы на вопросы собеседника.
— Как же организовать работу с текстом на уроках русского языка и литературы в среднем звене, чтобы на итоговом собеседовании в 9 классе школьники могли показать положительный результат?
— Представлю вашему вниманию те методы и приёмы, которые использую при подготовке к чтению текста вслух и его пересказу с включением цитаты.
Задание 1.Выразительное чтение текста (2 минуты)
— Для чтения учащимся будут предложены тексты научно-публицистического стиля о выдающихся людях России, что преследует важные воспитательные и познавательные цели. Данные тексты сопровождаются иллюстрациями, которые помогут учащимся наиболее полно сформировать представление о человеке-герое текста. Тексты научно-публицистического стиля важно читать с интонацией, соответствующей их пунктуационному оформлению, выдерживая необходимый для успешной коммуникации темп. Следует избегать крайностей: не слишком медленно и не слишком быстро. Быстрая речь не всегда бывает понятной.
Признаки выразительного чтения
1. умение соблюдать паузы и логические ударения, передающие замысел автора;
2. умение соблюдать интонации вопроса, утверждения, а также придавать голосу нужные эмоциональные окраски;
3. хорошая дикция, ясное, чёткое произношение звуков, достаточная громкость, темп.
— При подготовке к выразительному чтению на своих уроках использую следующие приёмы:
1. Орфоэпические разминки (проводятся с целью правильного произношения звуков, слов и ударение в словах);
2. Грамматические «пятиминутки» (на склонение числительных);
3. Пятиминутка «выразительного чтения»;
4. Чтение по цепочке;
5. Прослушивание образцов чтения (в аудиозаписи, чтении учителя, подготовленного ученика);
6. Чтение вслух с партитурными знаками – пометками, определяющие паузы, логические ударения, повышение и понижение тона (голоса), интонационные переломы. СЛАЙД
— На этапе подготовки к выразительному чтению, я проведу для вас небольшую орфоэпическую и грамматическую разминки. В неё я включила предложения из текстов Ким. Читаем «по цепочке».
КАРТОЧКА ДЛЯ 1 ГРУППЫ
… попал под огонь «Мессершмитта»
… против безжалостного натиска
… на пути фашистских захватчиков
… оказавшихся в экстремальных условиях
… записал заинтересовавшее его слово
… изделия из заволжских лесов
… понять мироощущение и духовное богатство соотечественников
… уехал из родного села Голышманово
… русской женщины — Епистинии Федоровны Степановой
… занесено на доску почёта Бриджпортского университета
Продолжительность полёта Гагарина равнялась 108 минутам.
… провёл около 300 операций с использованием эфира…
Оно-то и положило начало главному труду всей жизни В.И. Даля —
«Толковому словарю живого великорусского языка», которому он
отдал более полувека, собрав 200000 слов.
КАРТОЧКА ДЛЯ 2 ГРУППЫ
… бомбардировщик взлетел на глазах у изумлённых немцев на секретной базе Пенемюнде …
… оказавшихся на дрейфующих льдах Ледовитого океана…
Кижи — это бессмертная Древняя Русь, художественное прошлое, живущее в настоящем.
… на реке Унже в Макарьеве …
… ощущаешь замысел изографа …
16 сентября 1976 года у Шаварша Карапетяна была обычная тренировка на берегу Ереванского озера. Вместе с ним пробежку совершали его брат Камо и тренер Липарит Алмасакян.
Первыми женщинами-космонавтами стали Валентина Терешкова и Светлана Савицкая.
В России в радиусе 10-20 километров от любого мегаполиса можно найти несколько десятков свалок…
Дмитрий Иванович Менделеев был членом более 90 академий наук, научных обществ, университетов разных стран.
… на железных дорогах России было построено более 500 стальных мостов …
… является директором Московского НИИ неотложной детской хирургии и травматологии…
. сконструировал первый в мире радиоприёмник …
… были помещены в Кунсткамеру …
… предвосхитило будущие досижения…
… присудила премию, равную 5000 франкам …
— На своих уроках использую памятки к каждому заданию (находятся на столах).
— Подготовьте выразительное чтение текста, следуя алгоритму работы. Время на подготовку 2 минуты.
1. Начинаем читать с высказывания-цитаты, чтобы понять её смысл и сопоставить с содержанием текста.
2. Затем идёт первичное чтение текста, лучше шёпотом, чётко проговаривая слова ( отмечают трудности в ударении, прочтении иноязычных, сложных слов, фамилий, склонении числительных).
3. Определите тему, основную мысль, основной тон высказывания.
4. При вторичном чтении работаем над интонацией, паузами, не забываем о логическом ударении, отмечаем микротемы текста. На этом этапе используем приём составления логической схемы. Перечитываем цитату и находим ей место.
5. Третье чтение контрольное. Если не успели определить место цитаты, переносим это задание на пересказ.
6. Не торопитесь при чтении текста, выдерживайте средний темп речи.
Выразительно прочитайте вслух текст о первой в мире женщине-космонавте Валенти́не Влади́мировне Терешко́вой (родилась в 1937 году). У Вас есть 2 минуты на подготовку.
Валентина Владимировна Терешкова всегда мечтала о небе. Она занималась парашютным спортом, совершила около 100 прыжков.
Когда правительством Советского Союза было принято решение набрать женщин в отряд космонавтов, из тысячи претенденток отобрали пятерых. Женская группа проходила подготовку по той же программе, что и мужчины — центрифу́га, барока́мера, прыжки с парашютом, физическая подготовка. Для полёта в космос выбрали Валентину Терешкову.
Она поднялась на околоземную орбиту 16 июня 1963 года, став первой в мире женщиной-космонавтом. Терешкова провела в космосе почти трое суток, совершив 48 оборотов вокруг Земли и пролетев почти два миллиона километров. Полёт проходил непросто, но Валентина Владимировна доказала, что не только мужчины, но и женщины могут работать в космосе. По сей день она остаётся единственной в мире женщиной, отправившейся в космический полёт в одиночку, без помощников и напарников.
После полёта Терешкова осталась в отряде космонавтов, поступила в Военно-воздушную инженерную академию, окончила её, стала профессором, автором более 50 научных работ.
Валентина Терешкова — первая в истории Российской армии женщина-генерал. Её называли «мисс Вселенная», посвящали стихи и песни. Именем Терешковой названы улицы, школы, детские центры.
Задание 2. Перескажите прочитанный Вами, включив в пересказ слова Валентины Владимировны Терешковой : «Если женщины могут быть железнодорожниками в России, почему они не могут летать в космос?»
Выразительно прочитайте вслух текст о советской лётчице, Герое Советского Союза Мари́не Миха́йловне Раско́вой (1912–1943).
Марина Михайловна Раско́ва ни в детстве, ни в юности стать лётчиком не помышляла: училась в консерватории, собиралась стать музыкантом. Однако когда умер отец, Марина вынуждена была устроиться на химический завод. А с 1932 года Марина Михайловна работает в аэронавигацио́нной лаборатории чертёжницей.
Марину Михайловну увлекла, как и многих в 30 годы XX века, авиация. И она в 22 года стала первой женщиной-штурманом в отечественной военной авиации. Позже Марина окончила школу пилотов. Самолёт Марины возглавлял воздушные парады над Красной площадью в Москве. Она участвовала в дальних авиаперелётах, преодолев более 6 тысяч километров над тайгой. В одном из таких перелётов у самолёта закончилось топливо, и Раскова выпрыгнула с парашютом в тайгу. Десять дней она пробиралась по лесу к людям. За проявленное мужество Марине Расковой было присвоено звание Героя Советского Союза.
С началом Великой Отечественной войны Раскова занялась формированием женских авиаполков. На её призыв откликнулись тысячи женщин. Она была строгим, но любимым командиром 587 женского полка. «Ночными ведьмами» называли гитлеровцы советских лётчиц. Девушки летали на тихоходных самолётах. Чтобы их не сбили, они летали по ночам и на малой высоте. За ночь они совершали десятки вылетов.
Марина Раскова погибла в авиакатастрофе при перелёте своего полка на фронт за 2 года до окончания войны.
Задание 2. Пересказ текста.
Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова Марины Михайловны Расковой:
«Для того чтобы хорошо командовать, нужно самой хорошо летать…».
Подумайте, где лучше использовать слова Марины Расковой в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.
Задание 2. Пересказ текста с включением цитаты.
Пересказ – это один из видов работы, который объединяет все изучаемые в школе предметы. Мы осознанно или неосознанно используем этот вид работы на своих уроках.
Приём составления логической схемы.
— Для понимания текста о людях, оставивших след в истории нашей Родины, необходимо выяснить, что именно автор хочет сказать нам о выдающемся человеке. Для этой важной работы можно научить школьников составлять логическую схему.
Ученик выделяет в каждом абзаце микротему, ключевые слова, связанные с ней, и записывает на черновик с помощью логической схемы, чтобы ему было легче читать, а потом пересказывать текст, сохраняя основные микротемы и их основное содержание.
— Этот приём начинаю использовать на этапе подготовки к выразительному чтению. Схема представлена на карточках и на слайде. В тексте всегда объясняется такая мысль: названный в тексте человек знаменит, а для доказательства этой мысли приведены 3 постоянных аргумента. Во-первых, его профессиональные достижения велики, во-вторых, говорится о чертах его характера или приводятся факты из биографии, в-третьих, его помнят потомки.
И.О.Ф. + профессия или должность
это знаменитый человек/ оставил яркий след в истории нашей Родины
ключевые слова (словосочетания), даты, цифры, фамилии и т.п. — профессиональные достижения велики и значимы
ключевые слова (словосочетания), даты, цифры, фамилии и т.п. — всю жизнь посвятил любимому делу
ключевые слова (словосочетания), даты, цифры, фамилии и т.п. — его помнят потомки
— Помните, что время подготовки учащихся к пересказу составляет 1 минута. Пересказывают текст не более трёх минут.
— Используя алгоритм работы, перескажите текст.
Памятка для подготовки к пересказу текста
Составьте логическую схему текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.
Запомните или запишите ключевые слова в каждой микротеме, постарайтесь их использовать при пересказе.
Запомните словосочетания, в которых есть яркие языковые особенности, тропы. Постарайтесь сохранить их при изложении.
Читая текст вслух, старайтесь запомнить его содержание.
Подумайте, в какое место по смыслу можно вставить данную цитату.
Для того чтобы правильно вставить цитату в текст, передайте чужую речь разными способами.
«Главная ценность жизни – сама жизнь» (В.М.Песков)
В виде предложения с прямой речью (Василий Михайлович Песков говорил: «Главная ценность жизни – сама жизнь»).
В виде предложения с косвенной речью (Василий Михайлович Песков говорил, что главная ценность жизни – сама жизнь.)
В виде предложения с вводной конструкцией (По словам В.М. Пескова, главная ценность жизни – сама жизнь).
В виде предложения с дополнением, выраженным существительным в предложном падеже с предлогом о (В. М. Песков говорил о жизни как о главной ценности самой жизни).
В виде части предложения.
Введите цитату не полностью.
СЛАЙД Этапы работы с текстом
СЛАЙД Рекомендации учителям-предметникам для развития речевых компетенций учащихся при проведении уроков.
— Итак, для успешной сдачи экзамена по разговорному русскому потребуется: умение выразительно читать тексты различных стилей; хорошее владение литературной речью; использование базовых понятий ораторского искусства; умение обходиться без слов-паразитов; способность быстро и четко формулировать свои мысли; аргументируя свое мнение, оперировать фактами из разных предметных областей. Это что-то типа устного сочинения, где нужно проявить все свое мастерство, чтобы выразить именно ту мысль, которую хотят услышать.
КАРТОЧКА ДЛЯ 1 ГРУППЫ
… попал под огонь «Мессершмитта»
… против безжалостного натиска
… на пути фашистских захватчиков
… оказавшихся в экстремальных условиях
… записал заинтересовавшее его слово
… изделия из заволжских лесов
… понять мироощущение и духовное богатство соотечественников
… уехал из родного села Голышманово
… русской женщины — Епистинии Федоровны Степановой
… занесено на доску почёта Бриджпортского университета
Продолжительность полёта Гагарина равнялась 108 минутам.
… провёл около 300 операций с использованием эфира…
Оно-то и положило начало главному труду всей жизни В.И. Даля —
«Толковому словарю живого великорусского языка», которому он
отдал более полувека, собрав 200000 слов.
КАРТОЧКА ДЛЯ 2 ГРУППЫ
… бомбардировщик взлетел на глазах у изумлённых немцев на секретной базе Пенемюнде …
… оказавшихся на дрейфующих льдах Ледовитого океана…
Кижи — это бессмертная Древняя Русь, художественное прошлое, живущее в настоящем.
… на реке Унже в Макарьеве …
… ощущаешь замысел изографа …
16 сентября 1976 года у Шаварша Карапетяна была обычная тренировка на берегу Ереванского озера. Вместе с ним пробежку совершали его брат Камо и тренер Липарит Алмасакян.
Первыми женщинами-космонавтами стали Валентина Терешкова и Светлана Савицкая.
В России в радиусе 10-20 километров от любого мегаполиса можно найти несколько десятков свалок…
Дмитрий Иванович Менделеев был членом более 90 академий наук, научных обществ, университетов разных стран.
… на железных дорогах России было построено более 500 стальных мостов …
… является директором Московского НИИ неотложной детской хирургии и травматологии…
. сконструировал первый в мире радиоприёмник …
… были помещены в Кунсткамеру …
… предвосхитило будущие досижения…
… присудила премию, равную 5000 франкам …
Выразительно прочитайте вслух текст о первой в мире женщине-космонавте Валенти́не Влади́мировне Терешко́вой (родилась в 1937 году). У Вас есть 2 минуты на подготовку.
Валентина Владимировна Терешкова всегда мечтала о небе. Она занималась парашютным спортом, совершила около 100 прыжков.
Когда правительством Советского Союза было принято решение набрать женщин в отряд космонавтов, из тысячи претенденток отобрали пятерых. Женская группа проходила подготовку по той же программе, что и мужчины — центрифу́га, барока́мера, прыжки с парашютом, физическая подготовка. Для полёта в космос выбрали Валентину Терешкову.
Она поднялась на околоземную орбиту 16 июня 1963 года, став первой в мире женщиной-космонавтом. Терешкова провела в космосе почти трое суток, совершив 48 оборотов вокруг Земли и пролетев почти два миллиона километров. Полёт проходил непросто, но Валентина Владимировна доказала, что не только мужчины, но и женщины могут работать в космосе. По сей день она остаётся единственной в мире женщиной, отправившейся в космический полёт в одиночку, без помощников и напарников.
После полёта Терешкова осталась в отряде космонавтов, поступила в Военно-воздушную инженерную академию, окончила её, стала профессором, автором более 50 научных работ.
Валентина Терешкова — первая в истории Российской армии женщина-генерал. Её называли «мисс Вселенная», посвящали стихи и песни. Именем Терешковой названы улицы, школы, детские центры.
Задание 2. Перескажите прочитанный Вами, включив в пересказ слова Валентины Владимировны Терешковой : «Если женщины могут быть железнодорожниками в России, почему они не могут летать в космос?»
Выразительно прочитайте вслух текст о советской лётчице, Герое Советского Союза Мари́не Миха́йловне Раско́вой (1912–1943).
Марина Михайловна Раско́ва ни в детстве, ни в юности стать лётчиком не помышляла: училась в консерватории, собиралась стать музыкантом. Однако когда умер отец, Марина вынуждена была устроиться на химический завод. А с 1932 года Марина Михайловна работает в аэронавигацио́нной лаборатории чертёжницей.
Марину Михайловну увлекла, как и многих в 30 годы XX века, авиация. И она в 22 года стала первой женщиной-штурманом в отечественной военной авиации. Позже Марина окончила школу пилотов. Самолёт Марины возглавлял воздушные парады над Красной площадью в Москве. Она участвовала в дальних авиаперелётах, преодолев более 6 тысяч километров над тайгой. В одном из таких перелётов у самолёта закончилось топливо, и Раскова выпрыгнула с парашютом в тайгу. Десять дней она пробиралась по лесу к людям. За проявленное мужество Марине Расковой было присвоено звание Героя Советского Союза.
С началом Великой Отечественной войны Раскова занялась формированием женских авиаполков. На её призыв откликнулись тысячи женщин. Она была строгим, но любимым командиром 587 женского полка. «Ночными ведьмами» называли гитлеровцы советских лётчиц. Девушки летали на тихоходных самолётах. Чтобы их не сбили, они летали по ночам и на малой высоте. За ночь они совершали десятки вылетов.
Марина Раскова погибла в авиакатастрофе при перелёте своего полка на фронт за 2 года до окончания войны.
Задание 2. Пересказ текста.
Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова Марины Михайловны Расковой:
«Для того чтобы хорошо командовать, нужно самой хорошо летать…».
Подумайте, где лучше использовать слова Марины Расковой в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.
Памятка для подготовки к пересказу текста
1.Составьте логическую схему текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.
2. Запомните или запишите ключевые слова в каждой микротеме, постарайтесь их использовать при пересказе.
3. Запомните словосочетания, в которых есть яркие языковые особенности, тропы. Постарайтесь сохранить их при изложении.
4. Читая текст вслух, старайтесь запомнить его содержание.
5. Подумайте, в какое место по смыслу можно вставить данную цитату.
Для того чтобы правильно вставить цитату в текст передайте чужую речь разными способами.
«Главная ценность жизни – сама жизнь» (В.М.Песков)
В виде предложения с прямой речью (Василий Михайлович Песков говорил: «Главная ценность жизни – сама жизнь»).
В виде предложения с косвенной речью (Василий Михайлович Песков говорил, что главная ценность жизни – сама жизнь.)
В виде предложения с вводной конструкцией (По словам В.М. Пескова, главная ценность жизни – сама жизнь).
В виде предложения с дополнением, выраженным существительным в предложном падеже с предлогом о (В. М. Песков говорил о жизни как о главной ценности самой жизни).
В виде части предложения.
Введите цитату не полностью.
Алгоритм составления логической схемы к пересказу
И.О.Ф. + профессия или должность
это знаменитый человек/ оставил яркий след в истории нашей Родины
ключевые слова (словосочетания), даты, цифры, фамилии и т.п. — профессиональные достижения велики и значимы
ключевые слова (словосочетания), даты, цифры, фамилии и т.п. — всю жизнь посвятил любимому делу
ключевые слова (словосочетания), даты, цифры, фамилии и т.п. — его помнят потомки
Источник