Способы цитирования контрольная работа

Проверочная работа на тему «Цитаты»
учебно-методический материал по русскому языку (8, 9, 10, 11 класс)

Полезный материал для проверочной домашней или классной самостоятельной работы учащихся, в котором обобщены все задания по разделу «Способы оформления чужой речи»

Скачать:

Вложение Размер
Цитаты 15.99 КБ

Предварительный просмотр:

Домашняя работа на тему «Цитаты»

Задания для всех учащихся класса:

I. Найдите соответствия.

1. В.Набоков остроумно заметил, что многоточие – это следы на цыпочках ушедших слов.

2. Вспомним строки Н.Рубцова:

Где-то во мгле мироздания

Сон золотой увядания…

3. В.Набоков придумал блестящую «пунктуационную» метафору: «Многоточие – это следы на цыпочках ушедших слов».

4. «Многоточие – это следы на цыпочках ушедших слов»,- остроумно заметил В.Набоков.

5. «Многоточие, – писал В.Набоков, — это следы на цыпочках ушедших слов».

6. По словам В.Набокова, «многоточие – это следы на цыпочках ушедших слов».

7. В.Набоков называл многоточие следами «на цыпочках ушедших слов».

А. Цитата оформлена как прямая речь и находится после слов автора.

Б. Цитата оформлена как прямая речь и находится перед словами автора.

В. Цитата оформлена как прямая речь и прерывается словами автора.

Г. Цитата оформлена как косвенная речь (придаточное предложение).

Д. Цитата включена в текст при помощи вводных слов.

Е. Цитата приводится частично и не нарушает структуры предложения, о ее присутствии сигнализируют только кавычки.

Ж. Цитируется стихотворный текст с сохранением поэтических строк.

II. Измените способ введения цитаты по указанной схеме.

8. А.Пушкин упрекал Запад: «И нашей кровью искупил Европы важность, честь и мир».

9. «Я не гожусь для общества», — красуется 18-летний Лермонтов, едва появившись на свет.

10. Чацкий так говорит о Молчалине:

Там моську вовремя погладит,

Тут впору карточку вотрет…

«Цитата, — слова автора, — цитата».

Слова автора: «Цитата».

Слова автора, что «цитата».

III. Расставьте знаки препинания, исключите ненужные буквы.

11. Чацкий горько заявляет

(И, и) точно, начал свет глупеть,

Сказать вы можете, вздохнувши…

12. Грибоедов в полемике ответил Катенину «(И, и)скусство только в том и состоит, чтобы подделываться под дарование».

13. «Нет говорит поэт (В, в)есь я не умру».

14. Подобно тому как Татьяна «(В, в)люблялася в обманы и Ричардсона и Руссо» Россия была покорена романом Пушкина.

15. По мнению западных критиков Белинский «(Ч, ч)удовищно многословен».

А теперь выполните задания по вариантам:

IV. 1 вариант – спишите только те предложения, в которых чужая речь передана при помощи прямой речи

2 вариант — спишите только те предложения, в которых чужая речь передана при помощи косвенной речи

а) «Проходите, не останавливайтесь, — не глядя на мальчиков, сказал сердито солдат с книгой. – Не приказано смотреть»

б) Троекуров приказал, чтобы выставили стражу вокруг дома.

в) Маяковский писал: « Я одинок, как последний глаз у идущего к слепым человека».

г) Меня часто спрашивают, почему я выбрал профессию журналиста.

д) « Лошадей!» – кричал Левинсон.

е) Автор статьи указывает, что « романы Л.Н. Толстого вошли в золотой фонд мировой литературы».

ж) Михаил Лермонтов писал: « Прощай, немытая Россия! Страна рабов, страна господ!»

з) Поэт Некрасов писал, что хочет служить своему народу.

и) По словам Пушкина, « на свете счастья нет, но есть покой и воля».

V. Спишите, расставьте пропущенные знаки препинания.

а) Псари кричат Ахти ребята вор.

б) Пустился мой хитрец в переговоры и начал так Друзья к чему весь этот шум.

а) Приплыла к нему рыбка спросила Чего тебе надобно старче.

б) Князь тихо на череп коня наступил и молвил Спи друг одинокий.

VI. 1 вариант — Преобразуйте прямую речь в косвенную. Расставьте знаки препинания.

а) М.Горький утверждал: «Чудаки украшают мир».

б) Древнеримский поэт Ювенал считал: «К ребёнку должно относиться с величайшим уважением».

в) А.Т.Твардовский писал : «У каждого из нас свой Пушкин, остающийся одним из всех. Он входит в нашу жизнь в самом начале её и уже не покидает нас до конца».

2 вариант — Преобразуйте косвенную речь в прямую. Расставьте знаки препинания.

а) Отец сказал Мишке, что он не пойдёт с ним в цирк, потому что до конца недели он занят по горло.

б) Девочка прижала к себе игрушку и заявила, что она никому не отдаст эту куклу.

в) Ребята клялись друг другу, что никакая сила не сможет нарушить их дружбу.

Источник

Тест по теме: «Цитаты и и х оформление на письме»

Тест «Цитаты и их оформление на письме».

Отметьте номера правильных ответов.

1.Чужая речь передана при помощи прямой речи в примере:

а) «Проходите, не останавливайтесь, — не глядя на мальчиков, сказал сердито солдат с книгой. – Не приказано смотреть»

б) Троекуров приказал, чтобы выставили стражу вокруг дома.

в) Маяковский писал: « Я одинок, как последний глаз у идущего к слепым человека».

2. Чужая речь передана при помощи косвенной речи в примере:

а) Меня часто спрашивают, почему я выбрал профессию журналиста.

б) « Лошадей!» – кричал Левинсон.

в) Автор статьи указывает, что « романы Л.Н. Толстого вошли в золотой фонд мировой литературы».

3. Чужая речь передана при помощи цитат в примере:

а) Михаил Лермонтов писал: « Прощай, немытая Россия! Страна рабов, страна господ!»

б) Поэт Некрасов писал, что хочет служить своему народу.

в) По словам Пушкина, « на свете счастья нет, но есть покой и воля».

4. Расставьте знаки препинания.

Псари кричат Ахти ребята вор.

Пустился мой хитрец в переговоры и начал так Друзья к чему весь этот шум.

Приплыла к нему рыбка спросила Чего тебе надобно старче.

Князь тихо на череп коня наступил и молвил Спи друг одинокий.

5. Преобразуйте прямую речь в косвенную. Расставьте знаки препинания.

М.Горький утверждал : «Чудаки украшают мир».

Древнеримский поэт Ювенал считал: «К ребёнку должно относиться с величайшим уважением».

6. Найдите и исправьте ошибки при употреблении косвенной речи.

Отец сказал Мишке, что я не пойду с тобой в цирк, потому что до конца недели я занят по горло.

Девочка прижала к себе игрушку и заявила, что я никому не отдам куклу.

Ребята клялись друг другу, что никакая сила не сможет нарушить нашу дружбу.

7. Укажите неправильный способ цитирования:

а) А.Т.Твардовский писал : «У каждого из нас свой Пушкин, остающийся одним из всех. Он входит в нашу жизнь в самом начале её и уже не покидает нас до конца».

б)А.Т. Твардрвский писал о Пушкине, что «у каждого – он свой, и он входит в нашу жизнь в самом начале её».

в) По словам А.Т. Твардовского, Пушкин «у каждого из нас свой» и он « не покидает нас до конца».

г) А.Т.Твардовский говорил, что Пушкин «входит в нашу жизнь… и уже не покидает нас…».

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 813 человек из 76 регионов

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 323 человека из 59 регионов

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Сейчас обучается 321 человек из 65 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тест предназначен для проверки совершенствования навыка по теме:» Цитаты и их оформление на письме» и содержит задания в выбором ответа и с кратким ответом. задания на постановку знаков препинания при прямой речи, косвенной речи, на преобразование прямую речь в косвенную, на нахождение ошибок в предложениях с косвенной речью, на исправление ошибок в предложениях с цитированием.

Номер материала: 283474

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года

Время чтения: 1 минута

В Минпросвещения предложили организовать телемосты для школьников России и Узбекистана

Время чтения: 1 минута

Правительство предложило потратить до 1 млрд рублей на установку флагов РФ у школ

Время чтения: 1 минута

Руководители управлений образования ДФО пройдут переобучение в Москве

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Упражнения по теме «Основные способы цитирования»

Упражнение 1.

Запишите предложения в той последовательности:

а) прямая речь;
б) косвенная речь;
в) предложение с вводными словами;
г) отдельные слова или словосочетания.

Какой из способов цитирования не представлен в упражнении? Чем пунктуация при цитировании отличается от пунктуации при разных способах передачи чужой речи? Что в них общего?

1) Арифметику Магницкого и грамматику Смотрицкого Ломоносов назвал «вратами своей учёности». 2) «Мудрость есть дочь опыта», — любил говорить великий итальянский художник, учёный и инженер эпохи Возрождения Леонардо да Винчи. 3) Н. А. Добролюбов писал, что «народная мудрость высказывается обыкновенно афористически». 4) По мнению Д. И. Писарева, «мы были бы очень умными и очень счастливыми людьми, если бы многие истины, обратившиеся уже в пословицы или украшающие собою азбуки и прописи, перестали быть для нас мёртвыми и избитыми фразами». 5) Украинский поэт Т. Г. Шевченко советовал: «Не чурайтесь своего, но и чужому учитесь, если оно того заслуживает».

Упражнение 2.

Запишите предложения, введя цитаты там, где это возможно, с помощью вводных слов.

1) Н. В. Гоголь был убеждён: «У писателя только и есть один учитель: сами читатели». 2) В. Г. Белинский писал: «Труд облагораживает человека». 3) Интересное мнение высказал М. Горький: «Цель литературы — помогать человеку понимать самого себя».

Упражнение 3.

Какие из способов цитирования представлены в данных предложениях? Назовите их.

1) Киевскую Русь часто называли «страной городов». 2) Особенно красив был древний Киев, прозванный «матерью городов русских» и «соперником Царьграда». 3) «Похотелося Вольге много мудрости», — говорит былина о своём герое Вольге Святославиче. 4) Вольга хотел «птицей-соколом летать по поднебесью, щукой-рыбою плыть во глубоких морях».

Упражнение 4.

Прочитайте, укажите способы цитирования, отличающиеся от предложений с прямой речью. В чём особенность их пунктуационного оформления?

1) В. Г. Белинский в одной из своих статей как-то очень точно заметил: «Слово отражает мысль: непонятна мысль — непонятно и слово. » 2) По справедливому мнению А. Герцена, «. главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной лёгкости, с которой всё выражается на нём. ». 3) И. С. Тургенев советовал молодым литераторам беречь «наш прекрасный русский язык», обращаться почтительно «с этим могущественным оружием». Он был уверен, что «в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса». 4) «Если бы я был царь, — писал Л. Н. Толстой в одном из писем, — то издал бы закон, что писатель, который употребил слово, значение которого он не может объяснить, лишается права писать и получает сто ударов розог».

Запишите понравившееся вам высказывание.

Упражнение 5.

Прочитайте, укажите способы цитирования. Спишите, правильно расставив знаки препинания.

1) Греческому врачу Гиппократу принадлежат слова Жизнь коротка искусство вечно. 2) Юлий Цезарь говорил Лучше быть первым в Деревне, чем вторым в Риме. 3) Один мудрец сказал что человек получает знания из ладоней других людей. 4) По словам древних греков музыка излечивает болезни. 5) Я мыслю следовательно я существую писал французский философ Рене Декарт. 6) Древние римляне говорили что книги имеют свою судьбу.


Упражнение 6.

Предлагаем вам несколько интересных высказываний. Запишите их как цитаты, дополнив от себя словами автора. Расставьте знаки препинания.

1. В человеке все должно быть прекрасно и лицо и одежда и душа и мысли (А.П.Чехов). 2. Шум ничего не доказывает курица которая снесла яйцо часто квохчет так как будто снесла большую планету (М. Твен). 3. Самое непонятное в этом мире то что он понятен (А.Эйнштейн). 4. Лучшие философы на свете мальчишки у которых пробивается борода (Платон). 5. Мания величия это когда мышь вообразила себя кошкой и сама себя съела (М.Светлов).

Найдите среди этих цитат простое предложение с обобщающим словом и однородными членами.


Упражнение 7.

Прочитайте данные предложения, укажите способы цитирования. Спишите, расставив знаки препинания.

1) Когда римский император Веспасиан не успевал сделать за день ни одного доброго дела он говорил с горечью Друзья я потерял день. 2) Отец геометрии Евклид произносил когда заканчивал каждый свой математический вывод Что и требовалось доказать. 3) Юлий Цезарь так сообщил в Рим о быстром победоносном сражении Пришел увидел победил. 4) Люди много размышляют об уме и глупости. Вот что об этом сказал дагестанский поэт Расул Гамзатов Полезен и яд змеи если он в умелых руках. Вреден и пчелиный мед если он в руках дурака. 5) Спросили у Лукиана У кого ты учился вежливости Он ответил У невежд. Я воздерживаюсь от речей и поступков которые мне в них неприятны.

Упражнение 8.

Предлагаем вам несколько изречений выдающихся людей. Запишите их, используя различные способы цитирования. Расставьте знаки препинания.

1) Математика единственный совершенный метод позволяющий провести самого себя за нос (А.Эйнштейн). 2) Длинная речь так же не подвигает дела как длинное платье не помогает в ходьбе (Талейран). 3) Человеку свойственно ошибаться а глупцу настаивать на своей ошибке (Цицерон). 4) Как мы можем требовать чтобы кто-то сохранил нашу тайну если мы сами не умеем ее сохранить (Ларошфуко). 5) Нельзя быть математиком не будучи в то же время и поэтом в душе (Софья Ковалевская). 6) Остаться без друзей самое горшее после нищеты несчастье (Даниэль Дефо). 7) Дураки больше всего говорят о мудрости а негодяи о добродетели (Пауль Эрнст).

Упражнение 9.

Спишите предложения, правильно вставив буквы и расставив знаки препинания.

1) Я считаю, что в истории ру(с, сс)кой живописи «Богатыри» Васнецова занимают одно из первейших мест писал В. В. Стасов. 2) Я лучше человека говорил художник Н. Н. Ге ничего (не)знаю и буду всегда верить: все, что моя радость, мое счастье, мое знание — все от людей. 3) Суриков просто гениальный человек утверждал Стасов Подобной исторической картины у нас (не)бывало во всей нашей школе… тут и трагедия и к..медия и глубина истории, какой (ни) один наш живописец (н..)когда (не)трогал. 4) Максим Горький восторже(н, нн)о писал о художнике В. М. Васнецове Все больше я люблю и уважаю этого огромного поэта…а сколько у него ещ.. живых, красивых сюжетов для картин! Желаю ему бе(с, сс)мертия.

Упражнение 10.

Составьте предложения, в которые в качестве цитат входили бы приведенные изречения русских деятелей культуры.

1) Нет у нас пейзажиста-поэта, в настоящем смысле этого слова, и если кто может и должен им быть, то это только Васильев (И. Н. Крамской). 2) Серов был реалистом в лучшем значении этого слова. Он видел безошибочно тайную правду жизни (В. Брюсов). 3) Живопись Коровина — образное воплощение счастья живописца и радости жизни. его м..нили и ему улыбались все краски мира (К. Ф. Юон). 4) Левитан любил природу как (то) особенно. Это была даже и не любовь, а какая (то) влюбленность… (М. П. Чехова).

Упражнение 11.

Составьте и запишите по правилам пунктуации предложения с данными цитатами, сопровождая их словами автора. Используйте разные глаголы, вводящие цитаты.

1) Говоря строго, язык никогда не устанавливается окончательно: он непрестанно живет и движется, развиваясь и совершенствуясь. (Белинский). 2) Грамматика не предписывает законов языку, но изъясняет и утверждает его обычаи (Пушкин). 3) . Сам необыкновенный язык наш есть еще тайна (Гоголь). 4) В лингвистическом смысле народ составляют все люди, говорящие одним языком (Чернышевский). 5) Краткость — сестра таланта (Чехов).


Упражнение 12.

Передайте в письменной форме небольшую сцену с монологом или диалогом из любимого вами фильма. Постарайтесь использовать все известные вам способы передачи чужой речи.

Тест по теме «Основные способы цитирования»

1. Укажите способ цитирования.

Арифметику Магницкого и грамматику Смотрицкого Ломоносов называл «вратами своей учёности».

1) прямая речь;
2) косвенная речь;
3) предложение с вводными словами;
4) отдельные слова или словосочетание.

2. Укажите способ цитирования.

«Мудрость есть дочь опыта»,— любил говорить великий итальянский художник, учёный, инженер эпохи Возрождения Леонардо да Винчи.

1) прямая речь;
2) косвенная речь;
3) предложение с вводными словами;
4) отдельные слова или словосочетание.

3. Укажите способ цитирования.

О. Мандельштам говорил, что Анна Ахматова «…принесла в русскую лирику… психологическое богатство русского романа».

1) прямая речь;
2) косвенная речь;
3) предложение с вводными словами;
4) отдельные слова или словосочетание.

4. Укажите предложение, которое можно переделать, введя цитаты с помощью вводных слов.

1) В. Сухомлинский утверждал: «Человек поднялся над миром всего живого прежде всего потому, что горе других стало его личным горем».
2) «Труд будит в человеке творческие силы»,— писал Л. Н. Толстой

5. Укажите неправильный вариант оформления цитаты.

1) Ф. Искандер говорил, что «мудрость — это ум, настоянный на совести».
2) М. Пришвин, анализируя творчество Л. Толстого, говорил: «Каждая строчка Толстого выражает уверенность, что правда живёт среди нас».
3) Анализируя поэзию Лермонтова, А. Герцен говорил, что: «мужественная, печальная мысль… сквозит во всех его стихах».

6. Закончите высказывание.

При цитировании стихотворного текста с соблюдением стихотворных строк.

1) ставятся кавычки;
2) кавычки не ставятся;
3) цитата пишется с новой строки;
4) цитата пишется на той же строке, что и слова автора.

7. В каком предложении чужая речь неправильно оформлена?

1) В письме А. С. Суворину А. П. Чехов писал о своей пьесе «Чайка», что она «. написана вопреки всем правилам драматического искусства».
2) Как утверждал П. И. Чайковский, что «вдохновение рождается только из труда и во время труда».
3) По словам Л. Н. Толстого, «искусство — высочайшее проявление могущества в человеке».
4) Искусство, по мысли Ф. М. Достоевского, «есть такая же потребность для человека, как есть и пить».

Источник

Читайте также:  Способы защиты права образование
Оцените статью
Разные способы