- Цитаты и способы цитирования. план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Урок русского языка на тему «Цитаты. Способы цитирования»(учебник Бабайцевой 9 кл)
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
Цитаты и способы цитирования.
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме
Конспект урока на тему: «Цитаты и способы цитирования».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsitaty_i_sposoby_tsitirovaniya.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Цитаты и способы цитирования .
Цели: познакомить учащихся с понятием «цитата», охарактеризовать основные способы цитирования, формировать навык орфографической и пунктуационной грамотности.
- Проверка домашнего задания.
- Фронтальный опрос.
— Дайте определение косвенной речи. (Чужая речь, переданная в форме придаточного предложения).
— Чем отличается косвенная речь от прямой?
(Косвенная передаёт только содержание, но не форму и интонацию).
— От чего зависит способ присоединения косвенной речи? (От цели высказывания).
У доски 1 учащийся делает синтаксический разбор, остальные называют устаревшие слова и обороты.
Заброшенный родничок, серебряная песенка, зелёненький кузнечик, ежовые рукавицы, рыжеватый бельчонок, вырубка не запущена, путевой обходчик, раскалённый воздух, соловьиная весна, перронный шум, пасмурно и ветрено, низкий бережок, скользкая тропинка, причудливый узор, некошеная трава, падающие справа и слева сосульки.
— Расскажите о правописании Н, НН в суффиксах причастий и прилагательных.
— Когда в суффиксах прилагательных и существительных после шипящих пишется О. когда Е?
- Синтаксическая пятиминутка. (Слайд № 1).
Я, вероятно, не сумею передать достаточно ярко и убедительно, как велико было моё изумление, когда я почувствовал, что почти каждая книга как бы открывает передо мною окно в новый, неведомый мир, рассказывая мне о людях, чувствах, мыслях и отношениях, которых я не знал, не видел. (М. Горький.)
- Сообщение темы, цели урока. (Слайды № 2, 3)
— Укажите предложения, где знаки препинания расставлены верно:
1) Полный вперёд!: «Скомандовал капитан.»
2) Я спросил: «Откуда ты?»
3) Он говорил о том: «Что все должны быть очень внимательны.»
4) Он спросил соседа о том, далеко ли до города.
- Изучение нового материала.
- Рассказ учителя. (Слайды № 5, 6, 7, 8, 9)
Цитата – это дословная выдержка из какого-либо устного или письменного высказывания, приводимая для подтверждения или разъяснения какой-либо мысли.
Существует несколько способов оформления цитат.
С помощью прямой речи.
В книге «Путь жизни» Л. Н. Толстой писал: «Наказывать – по-русски значит поучать. Поучать можно только добрым словом и добрым примером».
С помощью косвенной речи.
В книге «Путь жизни» Толстой писал о том, что «наказывать – по-русски значит поучать».
С помощью вводных слов.
По словам Толстого, «наказывать – значит поучать».
Чаще всего цитаты оформляются с помощью прямой речи. Обратите внимание, что цитата начинается в этом случае с большой буквы.
Рассмотрите предложение и обратите внимание, что в этой цитате отсутствует тире между подлежащим и сказуемым. Пунктуационные правила в XIX веке отличались от современных, и при цитировании надо сохранить ту пунктуацию, которой пользовался автор:
А. С. Пушкин писал Нащокину в 1834 году: «Говорят, что несчастье хорошая школа, может быть. Но счастие есть лучший университет».
Вы заметили, что во всех трёх случаях выдержки из чужих высказываний заключается в кавычки, но если в качестве цитаты приводятся стихотворные строки, то кавычки не ставятся:
А. С. Пушкин так характеризует первого русского императора в стихотворении «Стансы»:
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
Если цитата приводится не полностью, то на месте пропуска ставится многоточие. В следующем примере предложение из письма Пушкина приведено не с начала:
Пушкин писал Чаадаеву в 1836 году: «… клянусь честью, что ни за что на свете, я не хотел бы переменить отечество, или иметь другую историю, кроме истории наших предков, какой нам бог её дал».
А) Найдите среди примеров этого упражнения предложение, в котором цитата оформлена с ошибкой.
1) Э. Хемингуэй в одной их своих статей писал: «Книги обладают бессмертием. Это самый прочный продукт человеческого труда».
2) По слова Аристотеля, «почтеннее всего – самое старое».
3) «У интеллигента не биография, а список прочитанных книг», — считал О. Э. Мандельштам.
4) Д. С. Лихачёв считал, что «Для культуры фотография явилась самым значительным изображением 19 века».
5) Фазиль Искандер говорил, что «юмор – громоотвод безумия».
Б) Тестовое задание. (Слайд № 11)
В какой строке записана вводная конструкция, с помощью которой не может быть оформлена цитата?
1) по словам автора
2) по утверждению критика
3) по мнению философа
4) по моему мнению
- Упражнение 263.
- Упражнение 264 (устно).
- Самостоятельная работа.
А) Упражнение 268 (по вариантам – I, II, III).
Б) Запишите текст, расставьте необходимые знаки препинания, объясните их постановку. (Слайд № 12)
Однажды в городе Соколе Вологодской области на книжном лотке купил книгу Тютчева, изданную в 1976 году в серии «Поэтическая Россия». В поезде я долго сидел у ночного окна, бережно перелистывая, как бы впервые держа в руках стихотворения великого поэта…
И как бы заново я читал:
Чему бы жизнь нас ни учила,
Но сердце верит в чудеса:
Есть нескудеющая сила,
Есть и нетленная краса.
— К сочинениям на какие темы можно использовать строки Тютчева в качестве эпиграфа? Как оформляется эпиграф?
— Дайте определение цитаты.
( Цитата – это дословная выдержка из какого-либо устного или письменного высказывания, приводимая для подтверждения или разъяснения какой-либо мысли.)
— В каких случаях прибегают к цитированию?
(Для подтверждения своей собственной мысли.
Для того чтобы познакомить читателя или слушателя с чьим-либо авторитетным мнением.
Для более яркого выражения собственной мысли.
Для сохранения особенностей языка и колорита художественного текста при его изложении).
— Какие существуют способы цитирования?
(С помощью прямой речи, косвенной речи, с помощью вводных слов)
- Проверочная работа. (Раздаточный материал.)
- Найдите соответствия.