Способы цитирования конспект урока 9 класс

Цитаты и способы цитирования.
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме

Конспект урока на тему: «Цитаты и способы цитирования».

Скачать:

Вложение Размер
tsitaty_i_sposoby_tsitirovaniya.doc 57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Цитаты и способы цитирования .

Цели: познакомить учащихся с понятием «цитата», охарактеризовать основные способы цитирования, формировать навык орфографической и пунктуационной грамотности.

  1. Проверка домашнего задания.
  1. Фронтальный опрос.

— Дайте определение косвенной речи. (Чужая речь, переданная в форме придаточного предложения).

— Чем отличается косвенная речь от прямой?

(Косвенная передаёт только содержание, но не форму и интонацию).

— От чего зависит способ присоединения косвенной речи? (От цели высказывания).

У доски 1 учащийся делает синтаксический разбор, остальные называют устаревшие слова и обороты.

Заброшенный родничок, серебряная песенка, зелёненький кузнечик, ежовые рукавицы, рыжеватый бельчонок, вырубка не запущена, путевой обходчик, раскалённый воздух, соловьиная весна, перронный шум, пасмурно и ветрено, низкий бережок, скользкая тропинка, причудливый узор, некошеная трава, падающие справа и слева сосульки.

— Расскажите о правописании Н, НН в суффиксах причастий и прилагательных.

— Когда в суффиксах прилагательных и существительных после шипящих пишется О. когда Е?

  1. Синтаксическая пятиминутка. (Слайд № 1).

Я, вероятно, не сумею передать достаточно ярко и убедительно, как велико было моё изумление, когда я почувствовал, что почти каждая книга как бы открывает передо мною окно в новый, неведомый мир, рассказывая мне о людях, чувствах, мыслях и отношениях, которых я не знал, не видел. (М. Горький.)

  1. Сообщение темы, цели урока. (Слайды № 2, 3)

— Укажите предложения, где знаки препинания расставлены верно:

1) Полный вперёд!: «Скомандовал капитан.»

2) Я спросил: «Откуда ты?»

3) Он говорил о том: «Что все должны быть очень внимательны.»

4) Он спросил соседа о том, далеко ли до города.

  1. Изучение нового материала.
  1. Рассказ учителя. (Слайды № 5, 6, 7, 8, 9)

Цитата – это дословная выдержка из какого-либо устного или письменного высказывания, приводимая для подтверждения или разъяснения какой-либо мысли.

Существует несколько способов оформления цитат.

С помощью прямой речи.

В книге «Путь жизни» Л. Н. Толстой писал: «Наказывать – по-русски значит поучать. Поучать можно только добрым словом и добрым примером».

С помощью косвенной речи.

В книге «Путь жизни» Толстой писал о том, что «наказывать – по-русски значит поучать».

С помощью вводных слов.

По словам Толстого, «наказывать – значит поучать».

Чаще всего цитаты оформляются с помощью прямой речи. Обратите внимание, что цитата начинается в этом случае с большой буквы.

Рассмотрите предложение и обратите внимание, что в этой цитате отсутствует тире между подлежащим и сказуемым. Пунктуационные правила в XIX веке отличались от современных, и при цитировании надо сохранить ту пунктуацию, которой пользовался автор:

А. С. Пушкин писал Нащокину в 1834 году: «Говорят, что несчастье хорошая школа, может быть. Но счастие есть лучший университет».

Вы заметили, что во всех трёх случаях выдержки из чужих высказываний заключается в кавычки, но если в качестве цитаты приводятся стихотворные строки, то кавычки не ставятся:

А. С. Пушкин так характеризует первого русского императора в стихотворении «Стансы»:

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

Если цитата приводится не полностью, то на месте пропуска ставится многоточие. В следующем примере предложение из письма Пушкина приведено не с начала:

Пушкин писал Чаадаеву в 1836 году: «… клянусь честью, что ни за что на свете, я не хотел бы переменить отечество, или иметь другую историю, кроме истории наших предков, какой нам бог её дал».

А) Найдите среди примеров этого упражнения предложение, в котором цитата оформлена с ошибкой.

1) Э. Хемингуэй в одной их своих статей писал: «Книги обладают бессмертием. Это самый прочный продукт человеческого труда».

2) По слова Аристотеля, «почтеннее всего – самое старое».

3) «У интеллигента не биография, а список прочитанных книг», — считал О. Э. Мандельштам.

4) Д. С. Лихачёв считал, что «Для культуры фотография явилась самым значительным изображением 19 века».

5) Фазиль Искандер говорил, что «юмор – громоотвод безумия».

Б) Тестовое задание. (Слайд № 11)

В какой строке записана вводная конструкция, с помощью которой не может быть оформлена цитата?

1) по словам автора

2) по утверждению критика

3) по мнению философа

4) по моему мнению

  1. Упражнение 263.
  2. Упражнение 264 (устно).
  3. Самостоятельная работа.

А) Упражнение 268 (по вариантам – I, II, III).

Б) Запишите текст, расставьте необходимые знаки препинания, объясните их постановку. (Слайд № 12)

Однажды в городе Соколе Вологодской области на книжном лотке купил книгу Тютчева, изданную в 1976 году в серии «Поэтическая Россия». В поезде я долго сидел у ночного окна, бережно перелистывая, как бы впервые держа в руках стихотворения великого поэта…

И как бы заново я читал:

Чему бы жизнь нас ни учила,

Но сердце верит в чудеса:

Есть нескудеющая сила,

Есть и нетленная краса.

— К сочинениям на какие темы можно использовать строки Тютчева в качестве эпиграфа? Как оформляется эпиграф?

— Дайте определение цитаты.

( Цитата – это дословная выдержка из какого-либо устного или письменного высказывания, приводимая для подтверждения или разъяснения какой-либо мысли.)

— В каких случаях прибегают к цитированию?

(Для подтверждения своей собственной мысли.

Для того чтобы познакомить читателя или слушателя с чьим-либо авторитетным мнением.

Для более яркого выражения собственной мысли.

Для сохранения особенностей языка и колорита художественного текста при его изложении).

— Какие существуют способы цитирования?

(С помощью прямой речи, косвенной речи, с помощью вводных слов)

  1. Проверочная работа. (Раздаточный материал.)
  1. Найдите соответствия.

1. «В языке Достоевского есть особая, ему лишь свойственная и надобная точность, — писал И. Анненский, — есть и резкая отчётливость, когда это нужно».

А. Цитата оформлена как прямая речь и находится после слов автора.

2. И. Анненский писал, что «в языке Достоевского есть особая, ему лишь свойственная и надобная точность, есть и резкая отчётливость, когда это нужно».

Б. Цитата оформлена как прямая речь и находится перед словами автора.

3. И. Анненский отмечал: «В языке Достоевского есть особая, ему лишь свойственная и надобная точность, есть и резкая отчётливость, когда это нужно».

В. Цитата оформлена как прямая речь и прерывается словами автора.

4. «В языке Достоевского есть особая, ему лишь свойственная и надобная точность, есть и резкая отчётливость, когда это нужно,»- указывал И. Анненский.

Г. Цитата оформлена как косвенная речь (придаточное предложение).

5. По словам И. Анненского, «в языке Достоевского есть особая, ему лишь свойственная и надобная точность, есть и резкая отчётливость, когда это нужно».

Д. Цитата включена в текст при помощи вводных слов.

6. И. Анненский так объясняет насыщенность поэзии Достоевского страданием: «… причину, конечно, надо искать в том, что это была поэзия совести».

Е. Цитируется часть высказывания, слова автора находятся после неё.

7. «Причину, конечно, надо искать именно в том, что это была поэзия совести,» — так И. Анненский объясняет насыщенность поэзии Достоевского страданием.

Ж. Цитируется часть высказывания, слова автора находятся перед ней.

  1. Измените способ введения цитаты по указанной схеме.

8. «Формой песни Некрасов владел в совершенстве», — отмечал К. И. Чуковский.

9.К. И. Чуковский так писал о стилистике стихов Некрасова: «Стилистика у него полностью подчинена тематике».

10. «Некрасов, как и Гоголь, хорошо сознавал, что прославление народного языка, — писал К. И. Чуковский, — есть прославление народа, создавшего язык».

Вв. конструкция, «цитата».

  1. Расставьте знаки препинания, зачеркните ненужные буквы, постройте схемы фраз с цитатой.

11. «Мой дед землю пахал» (Н, н)е без гордости заявляет Базаров.

12. «Патриот – это тот (У, у)тверждал В. Быков (К,к)оторый любил своих, националист – это тот, кто не любит чужих».

13. В одной из литературоведческих статей отмечается что «(О, о) Цветаевой Бродским были написаны две прекрасные статьи».

14. По словам Пушкина «Чацкий совсем не умный человек».

15. Белинский писал что публика видит «в писателях своих единственных вождей…»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме «Чужая речь и способы её передачи. Эпиграф. Знаки препинания при цитировании»

Учебно-методический комплекс содержит материалы для самостоятельной работы по русскому языку.Адресован учащимся школ, студентам для оказания помощи при подготовке к семинарским, практическим занятиям.

ПРЕДМЕТ: русский язык, 11 класс. РАЗДЕЛ/БЛОК: Синтаксис и пунктуация. ТЕМА: Цитаты. Основные правила цитирования. Подготовка к ЕГЭ.

ЦЕЛЬ: познакомиться с правилами употребления цитат, повторить правила оформления цитат.ЗАДАЧИ: образовательная: формирование новых знаний и способов действий, повторение ранее изученного м.

Способы передачи чужой речи. Способы цитирования.

Когда мы слышим, как человек говорит, или читаем написанный текст, мы воспринимаем авторскую речь. В авторскую речь может быть включена речь другого человека.

Русский язык. Способы передачи чужой речи. Цитирование (8 класс общеобразовательной школы)

Урок с использованием информационных технологий (применении на уроке интерактивной доски, персонального компьютера, сканера, документ-камеры)Цели:Обучающие:-формирование навыка постановки знаков препи.

ЦИТИРОВАНИЕ КАК ОСНОВНОЙ СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ СМЫСЛОВОЙ И ФОРМАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ПОВЕСТИ ДЖ. КОШУБАЕВА «БЫЛ СЧАСТЬЯ ДЕНЬ»

Урок русского языка. «Цитаты и способы цитирования». (Групповая работа — основа Scrum – подхода, лист самоконтроля – один из инструментов Scrum)

Представленный урок построен в соответствие с современными методами и формами организации урочной деятельности, такими как: групповая работа — основа Scrum – подхода, лист самоконтроля – о.

Источник

Урок русского языка на тему «Цитаты. Способы цитирования»(учебник Бабайцевой 9 кл)

Урок русского языка (учебник Бабайцевой )

МОУ СОШ № 90 г. Ярославля.

Учитель: Степанова Ольга Евгеньевна.

Тема «Цитаты. Способы цитирования»

образовательные_ познакомиться с определением «цитата», правилами употребления цитат и их оформления,

воспитательные- воспитывать культуру поведения при фронтальной, групповой, индивидуальной работе.

УУД: личностно-ориентированные— мотивация учебной деятельности, способность к самооценке,

Регулятивные— оценивать результаты деятельности, планировать действия в соответствии с задачей, определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем.

Познавательные_— ориентироваться в учебной литературе, находить нужную информацию, составлять и осуществлять алгоритм действий.

Повторение теоретических понятий раздела «Способы передачи чужой речи»
(см. слайд 1 в презентации)

— Какие по значению глаголы используются в словах автора?

(речи, мысли,чувства, цели высказывания) .

Распределите данные глаголы в соответствии с их значением. Запишите их, комментируя орфограммы. (см. слайд 2 в презентации).

*пр(е,и)рывать, во..кликнуть, пр..шептать, уд..виться, ог..рчиться, по(д,дд)акнуть, п..совет..ваться, по..тверждать, пр..дл..гать.

Расскажите о правилах постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью

( на доске схемы- расставить знаки препинания)

Расставьте знаки препинания в предложении(записано на доске без знаков):

«Как я рад, дорогой Максим Максимыч,- сказал Печорин.- Как вы поживаете?»

Передайте речь Печорина с помощью косвенной речи.(устно) – см. слайд 3 в презентации.

(Ответ: Печорин сказал, что он рад, и спросил Максима Максимыча, как он поживает.)

Предложение записывается и анализируется вид подчинительной связи

( схема, параллельная связь)

Проверка домашнего задания.(№ 257)

– Прочитать предложения с косвенной речью, которые записали в результате перестроенных предложений с прямой речью.

— Что происходит с обращениями и личными местоимениями в процессе изменения ?

(у лич. мест.меняется лицо с 1 на 3, обращения включают в главное предложение в СПП с косв.речью)

Наблюдение над языковым материалом. Актуализация проблемы.
Слайд 4 : прочитайте предложение, расставьте знаки препинания, объяснив их:

Я (1) вероятно(2) не сумею передать достаточно ярко и убедительно(3) как велико было моё изумление(4) когда я почувствовал (5) что почти каждая книга (6) как бы открывает передо мною окно в новый(7) неведомый мир (8) рассказывая о людях(9) чувствах(10) и отношениях(11) которых я не знал(12) не видел.

— Это предложение с прямой речью? (нет.)

— Как назвать такое предложение? (цитата)

— Знаете ли вы, что такое цитаты? Способы цитирования? (?)

— Запишите тему урока (слайд 5)

Цели урока и учебные задачи (определение совместно с учениками) слайд 6.

Основные способы цитирования

Знаки препинания при цитировании

Цитирование стихотворного текста

Зачем используется цитирование ?

Работа в группах по добыванию новых и систематизации старых знаний по вопросам, определённым учениками –всего 6 групп.

— Какими источниками информации будете пользоваться? (учебник «Теория», «Таблицы», «Рабочая тетрадь «)

Эпиграф как вид цитаты, его оформление( слайд 7)

— Учебник «Практика» , № 263( по заданию)- назвать способы цитирования в данных предложениях. Наблюдение над употреблением знаков препинания.

— Рабочая тетрадь № 110 : определить способы цитирования и расставить знаки при цитатах. (проверка по слайдам 8,9,10,11)

— Учебник «практика» № 264(по вариантам записать 1 из 3 предложений с использованием способа вводных словосочетаний)

Слайд 12: найти ошибку в постановке знаков препинания.

На выданных листах поставить уровень значения урока для вас в сфере значимости полученных знаний(по 5-балльной системе)

Раздать листы с домашним заданием (см. слайд 13)

Домашнее задание. : «Теория»-п.220, «Практика» _ № 268(письм.) Рабочая тетрадь №111,112, лист с урока(слайд 13)

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 832 человека из 77 регионов

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 331 человек из 60 регионов

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Сейчас обучается 332 человека из 67 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Конспект урока по теме «Цитаты. Способы цитирования» для 9 класса по учебнику Бабайцевой может являться основой изучения темы . Здесь представлены основные способы цитирования и пунктуационное оформление предложений с использованием частичного, полного цитирования, а также цитирования стихотворного текста.

К уроку прилагается презентация.

Номер материала: ДБ-785011

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

В Москве запустили онлайн-проект по борьбе со школьным буллингом

Время чтения: 2 минуты

Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах

Время чтения: 1 минута

Шойгу предложил включить географию в число вступительных экзаменов в вузы

Время чтения: 1 минута

Пензенские родители смогут попасть в школы и детсады только по QR-коду

Время чтения: 1 минута

В Минпросвещения предложили организовать телемосты для школьников России и Узбекистана

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Читайте также:  Каким способом можно получить пропанол 2
Оцените статью
Разные способы