- Итоговое собеседование. Задание 2: введение цитаты в пересказ.
- Просмотр содержимого документа «Итоговое собеседование. Задание 2: введение цитаты в пересказ.»
- Приемы работы с текстом при подготовке к устному собеседованию презентация к уроку по русскому языку (9 класс)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
Итоговое собеседование. Задание 2: введение цитаты в пересказ.
В критериях итогового собеседования достаточно сложно заработать баллы, поэтому подготовка к каждому заданию требует особого внимания. Важно, чтобы пересказ и включённое в него высказывание составляли цельный текст. Данный материал нацелен на отработку умения – создавать цельный текст пересказа и введённого в него высказывания.
Просмотр содержимого документа
«Итоговое собеседование. Задание 2: введение цитаты в пересказ.»
Задание 2: введение цитаты в пересказ
Суязова И.А., учитель русского языка и литературы МКОУ «Каменская СОШ № 1с УИОП»
Сохранение при пересказе микротем текста
Соблюдение фактологической точности
Приведённое высказывание включено в текст во время пересказа уместно, логично
Работаем с критерием 4: способы цитирования
В русском языке существуют три основные способа цитирования:
« Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова С.П.Королёва, выдающегося конструктора и учёного, о Ю.А. Гагарине : « Он открыл людям Земли дорогу в неизвестный мир. Но только ли это? Думается, Гагарин сделал нечто большее – он дал людям веру в их собственные силы, в их возможности, дал силу идти увереннее, смелее…».
Подумайте, где лучше использовать слова С.П. Королёва в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования ».
«Он открыл людям Земли дорогу в неизвестный мир. Но только ли это? Думается, Гагарин сделал нечто большее – он дал людям веру в их собственные силы, в их возможности, дал силу идти увереннее, смелее к своей мечте… Это – Прометеево деяние…»
Цитата применяется как прямая речь
Работаем с критерием 4: способы цитирования
Сергей Павлович Королёв сказал о Гагарине:
Ввести цитату можно и путем косвенной речи с применением союза «что».
Сергей Павлович Королёв сказал, что Гагарин дал людям веру в их собственные силы и возможности, сделал людей более смелыми.
Для введения цитаты в текст могут быть использованы специальные вводные слова: как говорил ФИО , по мнению ФИО , по словам ФИО , как писал ФИО , как считал ФИО .
По словам Сергея Павловича Королёва , Юрий Гагарин «дал людям веру в их собственные силы, в их возможности»
Работаем с критерием 3.
Важно, чтобы пересказ и включѐнное в него высказывание составляли цельный текст , высказывание должно быть введено любым из способов цитирования. Экзаменуемый во время пересказа имеет право зачитать высказывание .
Высказывание О ГЕРОЕ очерка
Начать с высказывания
- Известный ФИО сказал о ФИО: «высказывание». Давайте узнаем, кто же такой герой очерка и чем прославил он своё имя.
- ФИО (автор цитаты) считал, что «высказывание». Кто же такой герой очерка? Чем он запомнился современникам? ФИО – это.
- Оценивая вклад ФИО (имя героя текста) в …, ФИО (автор цитаты) говорил: «высказывание». Так кто же такой – ФИО? Обратимся к тексту.
- Говоря о герое статьи, нельзя не вспомнить слова ФИО, который сказал, что « высказывание ».
- Говоря об этом удивительном человеке, нельзя не вспомнить высказывание ФИО: « высказывание ».
- Всё то, о чём мы сейчас говорили, находит подтверждение в словах ФИО, который сказал: « высказывание ».
- Удивительно точно о ФИО (назвать) было сказано известным писателем ФИО, что « высказывание ».
Высказывание САМОГО ГЕРОЯ очерка
- Говоря о своей деятельности, герой статьи (ФИО) сказал так: «высказывание». Кто же он такой? Почему мы не сомневаемся в правоте его слов?
- Герой очерка (ФИО) утверждает: «высказывание». В этих словах заключена его жизненная позиция (его жизненное кредо). Давайте познакомимся с ФИО поближе.
- По мнению ФИО (героя очерка), «высказывание». Какие факты его биографии подтверждают сказанное им? Давайте обратимся к тексту. ФИО – это.
- Герой очерка говорит: «высказывание». Его слова подтверждают сказанное в ходе пересказа.
- Герой статьи (ФИО) утверждает, что. «высказывание». Его мысли являются подтверждением всей его жизни.
Вариант 1 (реальный вариант с ИС-2018)
Оформите высказывание Владимира Григорьевича Шухова: « Упрекали: мало написал трудов, статей, мало сделал докладов. Не было времени и сил. Но я немного прославил свою Родину инженерным трудом », записав его в форме:
— предложения с вводными словами или словосочетаниями.
Оформите высказывание Владимира Григорьевича Шухова с помощью вводных слов.
«Упрекали: мало написал трудов, статей, мало сделал докладов. Не было времени и сил. Но я немного прославил свою Родину инженерным трудом».
Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова Владимира Григорьевича Шухова: «Упрекали: мало написал трудов, статей, мало сделал докладов. Не было времени и сил. Но я немного прославил свою Родину инженерным трудом».
Подумайте, где лучше использовать слова В.Г. Шухова в пересказе.
Вы можете использовать любые способы цитирования.
Исходный текст (вариант 1)
Владимир Григорьевич Шу́хов – инженер-механик, «универсальный гений». С детства он проявлял интерес к конструированию – самостоятельно устроил в саду фонтан и водяную мельницу. По совету отца Шухов поступил в Московское техническое училище. Окончив его, Владимир Шухов избрал практическую деятельность инженера.
Шуховым был спроектирован и построен первый в России нефтепрово́д. Одновременно учёный создал резервуа́ры для хранения нефти. По сей день весь мир хранит нефть в ёмкостях, изобретённых Шуховым. Столкнувшись с проблемой переработки нефти, за 20 лет до массового производства автомобилей инженер изобрёл процесс кре́кинга – промышленного
расщепления нефти на бензин и керосин.
Особый интерес у Шухова вызывали строительные конструкции из стали. По его проектам на железных дорогах России было построено более 500 стальных мостов. До сих пор по всей стране работают сооружения Шухова: мосты, башни, перекрытия в зданиях.
В 1922 году по проекту этого инженера в Москве была построена многоярусная радиобашня высотой 160 метров. Долгое время она была символом советского телевидения. Шуховская башня признана международными экспертами одним из высших достижений инженерного искусства. Она является визитной карточкой талантливого инженера.
Вариант 2 (реальный вариант с ИС-2018)
Задание к тексту:
Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова Жореса Ивановича Алфёрова:
« Будущее России – это наука и технологии, будущее страны за моими учениками ».
Исходный текст (Вариант 2)
Жорес Иванович Алфёров – известный физик, лауреат Но́белевской премии по физике 2000 года, наш современник. Такое необычное имя сыну дали родители в честь популярного тогда французского политического деятеля.
Интерес к физике Жоресу Алфёрову привил школьный учитель. Он же порекомендовал юноше поступать в Ленинградский электротехнический институт. Жорес Иванович учился на факультете электронной техники. Окончив институт, Алфёров начал экспериментальное изучение полупроводников, кристаллических материалов.
За многие годы работы учёный добился огромных успехов. Его открытия привели к качественным изменениям в развитии всей электронной техники, произвели научную революцию. Полупроводники используются во всех микросхемах. Каждый житель планеты ежедневно пользуется научными разработками Жореса Алфёрова. Во всех мобильных телефонах, дисководах компьютеров, сканерах штрих-кодов, фарах автомобилей, светофорах, солнечных батареях, в оптико-волоконной связи используются полупроводники, созданные Алфёровым. Алфёров создал научную школу: среди его учеников 50 кандидатов наук, десятки докторов, 7 членов-корреспондентов РАН.
Работы учёного были оценены по заслугам международной и отечественной наукой. Алфёров награждён многими иностранными, советскими и российскими наградами. Жорес Иванович – активный общественный деятель. Он неоднократно избирался депутатом в Государственную Думу Российской Федерации, является президентом «Фонда поддержки образования и науки».
- Подумайте, где лучше использовать слова Ж.И. Алфёрова в пересказе.
- Оформите высказывание самого героя очерка в форме косвенной речи, используя речевое клише « Герой статьи (ФИО) утверждает, что. «высказывание». Его мысли являются подтверждением его жизни ».
- Завершите пересказ высказыванием самого героя очерка.
- Подумайте, какой способ цитирование Вы будете использовать.
Измените способ введения цитаты,
учитывая место и новый способ цитирования
Изменения в введении высказывания в пересказ
Высказывание о ГЕРОЕ очерка, которое надо ввести в пересказ
Включите в пересказ слова А.М.Горького:
«Кто мог столь неузнаваемо изменить, перевоспитать сотни детей, так жестоко и оскорбительно помятых жизнью. Это бесспорно талантливый педагог».
Высказывание состоит из вопроса и ответа
Источник
Приемы работы с текстом при подготовке к устному собеседованию
презентация к уроку по русскому языку (9 класс)
В презентации показаны приемы работы с текстом, которые могут быть использованы при подготовке к устному собеседованию как учителями так и учащимися.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6ae630d22bf7fd321328e50bd32be1fd.ppt | 873.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Приемы работы с текстом при подготовке к устному собеседованию
Алгоритм построения текста-описания Познакомиться с билетом Определить целое Составить семантическое поле фотографии, опираясь на ключевые вопросы Сопоставить вопросы билета с ключевыми вопросами. Составляем описание, опираясь на фразы клише.
Фотография Сфотографировать Увидеть Изобразить фото, снимок, фотокарточка, кадр. снять, запечатлеть, зафиксировать увидать, уловить, ухватить, заметить, различить приметить, заприметить. воссоздать, отразить, передать. отразить, передать, фото, кадр, снять, запечатлеть, увидать, уловить, снимок, фотокарточка, ухватить, заметить, приметить, различить, заприметить, воссоздать, зафиксировать.
Кто?(Что) Семья, папа, дочки Какой?(+атмосфера, настроение) Весёлые , радостные, счастливые, (Одежда ) походная, свободная, удобная, легкая ,(атмосфера )дружественная, тёплая, доверительная, ( настроение радужное, приподнятое, хорошее) Что делает? Идут, смеются, держатся за руки, разговаривают, возвращются с прогулки Когда делает? Летний день, солнечный день, выходной день Где? В лесу, по лесной тропинке Как делает? Весело, радостно Зачем? Прогуляться по лесу, отдохнуть в лесу, семейный отдых Почему? Очень дружная семья
Вопрос билета: опишите Вопрос алгоритма людей, изображённых на фотографии : как вы думаете, почему они так одеты; Кто?(Целое + части перечислить) Какой? Как(одеты)? Зачем (так оделись)? занятие людей, изображённых на фотографии Что делает? Когда? Как делает? атмосферу в этой семье; Почему(улыбаются)? Какая(атмосфера)? настроение, которое вызывает у Вас эта фотография. Какой? (настроение) Почему? (такое настроение)
Конструкции-помощники (клише) для описания фотографии Вступление На этом снимке изображен… Этот снимок — жанровая зарисовка, передающая сцену из… На данной фотографии фотограф запечатлел… На фотографии мы видим… Если внимательно посмотреть на фотографию, то … Фотограф изобразил кульминационный момент события… Основная часть Цель фотографа – Фотограф создан настоящую картину(чего?)… Фотограф запечатлел один из моментов… Всё внимание фотографа сосредоточено на … Фотограф поместил в центр снимка… Прямо перед нами изображены… На переднем плане привлекает внимание… Задний план снимка занимает… Слева/справа от… виднеется…
Я думаю, что на данной фотографии запечатлена (изображена) экскурсия группы учащихся в ……………… музей. Дети очень внимательно слушают экскурсовода, который ……….и ……….. На стеллажах ( …..), под стеклом представлены………………(документы, экспонаты, книги, предметы, фотографии …., и т.д. Я считаю, что это …… музей (вид музея), потому что…….. Я посещал ……. музеи (музей )…… Больше всего мне понравилось (понравились)
БАЗОВЫЕ УМЕНИЯ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ В 5 КЛАССЕ 1 . Владеть различными видами чтения : просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым. 2 . Адекватно понимать содержание прочитанных учебно-научных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение): • устно и письменно формулировать тему и главную мысль текста; • формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них; • передавать в устной и письменной форме содержание прочитанных учебно- научных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи. 3. Устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст. Рекомендуемый объём текста для устного пересказа — 100–110 слов. Рекомендуемый объём текста, предлагаемого обучающимся для чтения на уроках русского языка, — 200–250 слов.
ОСОБЕННОСТИ ЗАДАНИЯ 1,2 (ЧТЕНИЕ ТЕКСТА ВСЛУХ И ПЕРЕСКАЗ) объём текста варьируется в пределах 170 – 180 слов; контролируются навыки техники осмысленного чтения : проверяется понимание экзаменуемым содержание читаемого, которое проявляется в оформлении фонетической стороны устной речи, темпе чтения, соответствии интонации знакам препинания текста (пауза, словесное ударение, повышение-понижение громкости голоса), соблюдении орфоэпических и грамматических норм, отсутствии искажений слов; проверяются умения учащихся видеть и использовать при чтении графические символы, в частности знак ударения, который сопровождает имена собственные и термины; текст содержит сложную грамматическую единицу – имя числительное, которое представлено в цифровой форме записи и использовано в одном из косвенных падежей, поэтому учащимся при чтении необходимо правильно его просклонять. Пересказать текст подробно, а также включить в него предложенное высказывание. При подготовке к заданию экзаменуемый должен определить, в какой части текста использование высказывания логично и уместно. Пересказ и включённое в него задание должны составлять цельный текст.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ УСТНОЙ ЧАСТИ ЗАДАНИЕ 1. ЧТЕНИЕ ТЕКСТА ВСЛУХ Критерии оценивания чтения вслух Баллы Интонация ИЧ Интонация соответствует пунктуационному оформлению текста. 1 Интонация не соответствует пунктуационному оформлению текста. 0 Темп чтения ТЧ Темп чтения соответствует коммуникативной задаче. 1 Темп чтения не соответствует коммуникативной задаче. 0 Максимальное количество баллов за всё задание 2
ИНТОНАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ВЫРАЖЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО НАСЫЩЕННОЙ МЫСЛИ Логическое ударение Мелодика Паузы Темп речи Повествовательное предложение (.) : понижение голоса к концу предложения. Вопросительное предложение(?): повышение голоса на вопросительном слове, понижение к концу предложения. Восклицание(!): повышение голоса к концу предложения.
ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ 1. Логическое ударение, как правило, ставится на именах существительных и иногда на глаголах (обычно стоит в конце фразы). 2. Логическое ударение нельзя ставить на прилагательных и местоимениях. 3. Закон сопоставлений является перекрывающим законом, снимающим эти правила. НАПРИМЕР: Маше нравится не петь , а танцевать . Лене нравится, а не тебе. 4. При сочетании двух существительных ударение всегда падает на имя существительное в родительном падеже. НАПРИМЕР: Это крик совы. 5. Перечисления во всех случаях требуют на каждом слове самостоятельного ударения. НАПРИМЕР: Но что теперь во мне кипит, волнует, бесит .
КОММУНИКАТИВНЫЕ ЗАДАЧИ Задание 1 Чтение текста вслух Осознанно и правильно передать замысел автора слушателям в соответствии с пунктуационными знаками . Задание 2 Пересказ прочитанного текста с привлечением дополнительной информации Сохранить все основные микротемы исходного текста и уместно, логично включить в него во время пересказа приведённое высказывание.
АЛГОРИТМ ПОДГОТОВКИ К ВЫРАЗИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ внимательно прочитайте текст; определите тему, основную мысль текста; определите цель чтения (убедить слушателя); подчеркните слова со знаком ударения, имена, отчества, фамилии, сложные, длинные и незнакомые слова; правильно употребите числительные; географические названия. внимательно отнеситесь к знакам препинания, паузам; прочитайте отрывок про себя, разделив предложения на смысловые отрезки; прочитайте текст сначала шёпотом, а потом вслух.
ПАРТИТУРА ТЕКСТА / знак акцента над ударной гласной; логические паузы: а) | короткая (на один счет), б) || на два счета (раз, два), в) ||| на три счета (раз, два, три); — логическое ударение; повышение тона; понижение тона; ^ перелом интонации; — — — растягивание слова, либо замедление темпа произнесения какой-либо части текста; убыстрение темпа;
КТО МНОГО ЧИТАЕТ, ТОТ МНОГО ЗНАЕТ. С КНИГОЙ ЖИТЬ – ВЕК НЕ ТУЖИТЬ. ЗАДАНИЕ: СОСТАВИТЬ ПАРТИТУРУ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.
ИНСЕРТ — ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО ЧТЕНИЯ И МЫШЛЕНИЯ. V — Я ЭТО ЗНАЮ; + — ЭТО НОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ МЕНЯ; — — Я ДУМАЛ ПО-ДРУГОМУ, ЭТО ПРОТИВОРЕЧИТ ТОМУ, ЧТО Я ЗНАЛ; ? — ЭТО МНЕ НЕПОНЯТНО, НУЖНЫ ОБЪЯСНЕНИЯ, УТОЧНЕНИЯ.
V + — ? при помощи тезисов записываются термины и понятия, встречающиеся в тексте, которые уже были известны. К.Ф.Рылеев – организатор и руководитель восстания на Сенатской площади. Отмечается все новое, что стало известно из текста Сатира «К временщику» была популярна в передовых кругах русского общества Отмечаются противоречия К.Ф.Рылеев считал, что восстание приведет к смене государственного строя в России Перечисляются непонятные моменты, те, что требуют уточнения или вопросы, возникшие по мере прочтения текста. Современники отмечали «народность и благородные чувствования» дум Рылеева
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПОДГОТОВКИ К ПЕРЕСКАЗУ прочитать текст и сформулировать его основную мысль; пронумеровать количество абзацев; выделить ключевые слова, главную мысль каждой микротемы текста; установить смысловые отношения между частями текста и высказыванием; пересказать текст, логично и уместно включив приведённое высказывание
СПОСОБЫ ЦИТИРОВАНИЯ Способы передачи чужой речи Примеры Предложения с прямой речью В своих воспоминаниях Н.А.Бестужев писал: «Все действия жизни Рылеева ознаменованы были печатью любви к отечеству». Предложения с косвенной речью Н.А.Бестужев считал, что все действия жизни Рылеева ознаменованы были печатью любви к отечеству. Предложения с вводными словами По словам Н.А.Бестужева, все действия жизни Рылеева ознаменованы были печатью любви к отечеству.
Н.А.БЕСТУЖЕВ О К.Ф.РЫЛЕЕВЕ «Все действия жизни Рылеева ознаменованы были печатью любви к Отечеству». «Всякая несправедливость, ложь, а тем более клевета, находили в нем жестокого противника». «Он во всяком человеке видел благонамеренность, не подозревал обман и, обманутый, не переставал верить».
ФОРМУЛИРУЕМ ОСНОВНЫЕ МЫСЛИ АБЗАЦЕВ К.Ф.Рылеев – один из организаторов и руководителей восстания на Сенатской площади. Ранние поэтические произведения поэта. Сатира «К временщику» – выдающееся проявление гражданского мужества. «Народность и благородные чувствования…» дум К.Ф.Рылеева.
Источник