Способы тренировки произвольного внимания

Способы тренировки произвольного внимания

Психический процесс познания, при котором реализуется сосредоточенность человека на объекте, называют вниманием. При этом фокусировка обладает избирательностью и обеспечивает формирование собственного отношения к предмету. Без подобной функции невозможно полное и качественное восприятие. Развитие внимания необходимо, тренировка навыков формирует мышление с детских лет. Рассмотрим подробно все аспекты процесса.

Особенности развития внимания и памяти

Объекты внимания — одушевленные, неодушевленные предметы, природные явления, наука, искусство, присутствующие в поле зрения. Все это представляет собой достаточный интерес или предопределяется необходимостью исследования. Для развития внимания важны возрастные факторы людей, наличие целеустремленности. Помимо заинтересованности предметом или явлением требуется систематическое выполнение упражнений. Перечисляя особенности развития функции, рассмотрим свойства и характеристики, от которых зависит процесс.

Три вида внимания

  1. Непроизвольное, в котором отсутствует сознательный выбор со стороны субъекта. Оно появляется при воздействии раздражителя, заставляющего отвлекаться на другой объект. Данная разновидность плохо поддается управлению, будучи связанной с внутренней организацией человека.
  2. Произвольная форма — это сознательное сосредоточение на объекте. Процесс возникает при наличии мотивации и понимания. Его характеристика — устойчивость. Развитие произвольного внимания связано с формированием усидчивости, силы воли при активизации психики. При интенсивном умственном труде нужно делать перерывы. Активизируется мозг, деятельность получает мотивацию. Развитие произвольного внимания сопряжено с наличием значительного интереса.
  3. Послепроизвольный вид проявляется в такой форме, когда субъект выполняет задачу без напряжения. Целеустремленность здесь весьма значительна, а внутренняя мотивация преобладает по сравнению с внешней.

Свойства внимания

  1. Концентрация или удержание внимания на предмете хорошо реализуется при наличии мотивации. При этом сознание управляет параметром интенсивности в процессе. Подсчитано, что человек может непрерывно фокусироваться от получаса до 40 минут, после чего необходим перерыв.
  2. Объем внимания — свойство, характеризующееся числом объектов, которые могут одновременно удерживаться в сознании.
  3. Способность долго уделять внимание одному объекту без переключения на другой называют устойчивостью. Данное свойство позволяет обнаруживать новое в обыденных вещах.
  4. Переключаемость — свойство, характеризующееся осмысленным изменением фокусировки внимания, что обусловлено внешними обстоятельствами. Разновидность — простая отвлекаемость.
  5. Распределение — это способность сосредотачиваться сразу на нескольких предметах. Переходы с одного объекта на другой зависят от соотношения между ними. Процесс может привести к усталости.

Особенности видов внимания

От чего может зависеть развитие внимания человека, включая особенности данной функции? Процесс связан с умением сосредотачиваться на одном или нескольких предметах какое-то время без отвлечения. Для этого нужна заинтересованность. Развитие произвольного внимания требует целенаправленности, усилия воли. А также владения чувствами, от чего зависит концентрация без неуместного отвлечения. Непроизвольная разновидность предусматривает наличие интересного взгляду предмета. Послепроизвольная форма особенно продуктивна. Ведь дополнительных усилий по преодолению не требуется. Таковы особенности, которыми наделяется развитие внимания человека.

Развитие внимания у детей и дошкольников

Рекомендации по развитию внимания у детей предполагают проведение еженедельных тренингов. Ведь умственные функции у них находятся в стадии формирования. Коррекционное занятие или тренировка применяются по отношению к самым разным свойствам и видам внимания. Научиться сосредотачиваться и переключаться помогут следующие приемы.

  • Информацию лучше подавать в игровой форме, стараясь заинтересовать ребенка.
  • Приемы развития внимания ставят целью доводить дела до конца, для чего нужно мотивировать детей на такое выполнение работы.
  • Логическое мышление тренируется посредством интересных заданий, вопросов.
  • Действия, направленные на развитие внимания, должны сопровождаться объяснением важности процесса. Следует объяснять, что при наличии сосредоточенности письмо (буквы и цифры) приобретает аккуратность. Любое действие получается лучше, если не отвлекаться.
  • Нужно просить ребенка прослушивать истории, после чего он будет рассказывать то, что запомнил.

Такие рекомендации по развитию внимания учат аккуратности и вырабатывают способность правильно сосредотачиваться. Для детей до 6 лет придуманы различные таблицы, задания. К примеру, требуется дорисовать недостающее на картинке или соединить предметы. Приемы развития внимания отражены в пособиях для детей Елены Бортниковой. Даются задания дополнить ряд геометрических фигур, поняв закономерности. Или воспроизвести целое из половины — дорисовать недостающую часть картинки, найти отличия в двух изображениях.

Читайте также:  Каким способом можно размножить хризантему

Некоторые способы развития внимания не нуждаются в предварительной подготовке. Тренироваться можно на прогулке. Бросая ребенку мяч, произносим съедобные и несъедобные предметы. В первом случае малыш ловит его, во втором — отбрасывает. Развитие зрительного внимания происходит, если попросить рассказать увиденное на незнакомом маршруте прогулки. Ежедневно занимаясь, можно достичь значительных успехов.

Развитие внимания у взрослых

Разработаны самые разнообразные приемы и способы, дающие результаты в тренировке концентрации, управления сознанием. Упражнения, направленные на развитие внимания, касаются всех его видов и свойств.

  • Для навыков сосредоточения нужно выбрать объект и постараться удержать на нем психическую энергию некоторое время. Положив перед собой книгу, стараемся представить персонажей и содержание. Следующее упражнение проделывается с двумя предметами, что обеспечивает развитие произвольного внимания и способности переключаться.
  • Чтобы повысить уровень своих способностей, нужно научиться управлять ими. Подобный навык поможет преодолевать возникающие трудности. Некоторые люди постоянно испытывают одну и ту же проблему: сложности в восприятии деталей или целого предмета. В этом случае рекомендуется ежедневно менять объекты тренировок.
  • Развитие зрительного внимания должно расширить возможности сосредоточения. Нужно выделять максимальное число деталей в рассматриваемом предмете. В самом начале пятиминутной концентрации возникнет представление общего характера о цвете, форме, размере. А затем появятся мелочи и подробности, которые следует обязательно усмотреть.
  • Упражнения на развитие слухового внимания совершенствуют данный его вид. К примеру, концентрируются на каком-либо голосе 10 минут. Это может быть речь, пение птиц, песня или мелодия для релаксации. Важно различить скорость говорящего, эмоциональность, выявить пользу из информации. Упражнения на развитие слухового внимания включают также прослушивание текстов либо песен и их воспроизведение.

Тренажеры для развития внимания онлайн

В интернет есть немало ресурсов, помогающих развить способности. Тренажер для концентрации, скорости мысли — «Анаграммы». В игровой форме проводятся раунды, на протяжении которых нужно выполнять задания в условиях временных ограничений. От этого зависит количество очков. Другой тренажер для эффективного развития внимания — таблица Шульте. Активизацию получит мозг и способность к визуальному поиску. Улучшаются возможности скорочтения. Таблицы составлены из случайно размещенных в них букв и цифр, относительно которых даются задания на поиски символов, счет. В процессе также стимулируется развитие зрительного внимания.

Есть множество игр. К примеру, «Пятнашки» дают хорошую разминку мозгу, формируют логику. Полезны тренажеры, развивающие боковое зрение, скорочтение.

Упражнения на развитие внимания

Ряд способов, формирующих способности, учитывает факторы, влияющие на сферы сознания. Так упражнения на развитие внимания включают формирование дикции. Применяются тренинги по усовершенствованию речи, содержащие задачи для мышления. Обучающийся сосредотачивается на том, как он произносит буквы и звуки. Также способы развития внимания направлены на улучшение логики. Тест IQ состоит из множества заданий, показывающих способность замечать детали.

Разобравшись с факторами, переходим к тренировке отдельных функций. Можно рекомендовать следующие занятия и упражнения, направленные на эффективное развитие внимания.

  • Концентрация тренируется психологическими методами. Следует выбрать предмет (дерево или животное) и понаблюдать за ним 5 минут. После этого ситуацию усложняют, включив музыку или телевизионную передачу. Человек приходит к выводу, что функция лучше формируется в отсутствие отвлекающих факторов.
  • Развитие зрительного внимания производится по картинке, на которую нужно смотреть 5 минут, после чего описывать все, что удалось запомнить. Число воспроизведенных деталей определяет степень успешности.
  • Упражнения на развитие слухового внимания могут тренировать сразу две функции. К примеру, глаза и уши улучшаются по части способностей, если прислушаться к разговору в автобусе. Также полезно сосредотачиваться на звуках природы. Упражнения на развитие слухового внимания при этом тем эффективнее, чем тише обстановка.

Коррекционные упражнения на развитие тренируют способность переключать внимание, фокусировку. Например, ребенку произносят слова, а он должен поднять руку, если услышит слово, относящееся к животному миру. Составляют серии заданий на улучшение быстроты и оперативности восприятия, познавательность. Коррекционное занятие может проводиться с группой детей или взрослых.

Рекомендации для развития внимания

Методы развития внимания в ходе своей реализации не могут восприниматься, лишь как часть деятельности. Данные функции нужны и в повседневном обиходе. Человек должен уметь сосредотачиваться, замечать важные мелочи. Коррекционные упражнения на развитие способностей предназначены для детей и взрослых.

У каждого свой уровень внимания. Но проводить соответствующие занятия следует всем обязательно, так как это поможет стать успешнее. В результате, к примеру, можно навсегда избавиться от рассеянности. Развитие зрительного внимания, слухового, а также концентрации включает порой простые упражнения. Но освоив их, человек приобретает навык по сосредоточению на жизненных целях и задачах.

Читайте также:  Современный способ кодирование информации

Источник

Приемы и способы развития внимания

Развитие внимания

Внимание — одно из самых важных качеств человеческой психики. Его нельзя назвать самостоятельной функцией, так как оно тесно связано со всеми психическими процессами и проявляется внутри каждого из них. Человеку приходится внимательно смотреть, слушать, пользоваться другими органами чувств, вести разнообразную мыслительную деятельность. Можно дать следующие определения вниманию:

Это процесс избирательного отбора наиболее важной информации, поступающей из окружающего мира, и игнорирование остальной (второстепенной) информации.

Фокусировка человеком своего восприятия на каком-то объекте или событии.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Фокусировка (или направленность) восприятия может быть непроизвольной, произвольной и послепроизвольной.

Непроизвольное внимание связано с раздражающими факторами, когда подсознание само переключает восприятие человека на какой-либо объект. Раздражающим фактором может быть броский цвет, громкий звук, резкое движение или смена одного явления на другое (например, бьющий в глаза резкий свет при выезде из тоннеля).

Произвольное внимание основано на сознательном управлении им, и связано с принудительной концентрацией на определенной деятельности, а также исключением отвлекающих факторов (так ученик, сосредотачивая свое внимание на решаемой задаче, выключает музыку и просит не шуметь).

Послепроизвольное внимание является продолжением произвольного, когда выполняемая работа вызывает интерес, а сосредоточенность на ней не вызывает сознательных усилий. Этот вид внимания наиболее эффективен для решения любых задач.

Внимательность — одна из важнейших характеристик психики человека. От того, насколько она развита, зависит продуктивность его учебной и профессиональной деятельности, эффективность потраченного на решение задачи времени. Зачастую от того, насколько развита внимательность, зависит жизнь и здоровье человека. Так, невнимательность за рулем приводит к авариям, а незамеченное препятствие (натянутый трос, яма, открытый люк) могут служить причиной несчастного случая. Без навыка правильно распределять внимание невозможно работать авиадиспетчером, ведь ему приходится одновременно удерживать в зоне своего контроля сразу несколько движущихся объектов.

Поэтому внимание обязательно нужно в себе развивать наряду с воспитанием такого важного качества личности, как сила воли. Как и любой навык, оно поддается тренировке в любом возрасте, если подойти к этому процессу правильно и действовать целенаправленно.

Как развивать внимание

Методов и технологий развития внимательности достаточно много. В основном они направлены на выработку навыков произвольного внимания. Для выбора оптимальных способов тренировки надо определить, какая именно из характеристик внимательности недостаточно развита:

  • концентрация (максимальное сосредоточение на объекте);
  • устойчивость внимания (продолжительность концентрации);
  • объем воспринимаемой информации (сколько объектов могут находиться в поле внимания одновременно);
  • переключаемость (способность быстро переносить фокусировку с одного объекта на другой);
  • распределение внимания (способность работать в режиме многозадачности, выполняя сразу несколько дел без переключения).

Для тренировки каждой из этих характеристик выполняют специальные упражнения. Для развития концентрации и устойчивости внимания сосредотачиваются полностью на одном предмете (например, на секундной стрелке), каждый раз отводя на упражнение все больше времени, и добавляя постепенно в него отвлекающие факторы.

Для тренировки навыка обрабатывать сразу большой объем информации, делают упражнение на зрительное запоминание внешних признаков сразу нескольких предметов, постепенно увеличивая количество описываемых объектов. То же самое можно делать для тренировки слухового внимания — запоминать ряд слов или чисел, повторяя их в точной последовательности.

Для развития навыка переключаемости хорошо подходит тренировка с нахождением отличий между двумя картинками, а также тренировка на поочередное переключение внимания между разными объектами.

Чтобы научиться распределять внимание сразу на несколько объектов, можно разными руками одновременно выполнять разные действия (например, рисовать круг и квадрат).

Любой метод и технология для развития внимания не будет эффективным без умения вызвать у себя неподдельный интерес к объекту, без создания дополнительной мотивации. Если процесс решения задачи (ее тема, результат) увлекает, все нейронные связи в мозге сами начинают работать в нужном режиме. Для выработки интереса к объекту внимания служат методы «уверенность» и «перезагрузка».

Метод 1: Уверенность

Суть метода — включение в себе позитивного настроя, ощущения уверенности в своих силах, отключение негативных мыслей и эмоций. Для этого надо попытаться почувствовать себя счастливым, успешным человеком. Следует научиться радоваться тому, что имеешь, чего достиг (у многих и этого нет), похвалить себя за имеющиеся и будущие успехи. Нужно постараться в негативных событиях найти положительные моменты — а они всегда отыщутся, если хорошо поискать.

Читайте также:  Автокресло siger способы крепления

Специалисты в области психологии доказали, что в таком позитивном настрое легко заниматься умственной работой, полностью сосредоточиться на ней. Полное погружение в рабочий процесс, сознательно вызванный к нему интерес положительно сказываются на качестве и скорости функционировании памяти, на структурировании информации мозгом.

Метод 2: Перезагрузка

Перезагрузка внимания — это один из приемов по подготовке сознания к формированию уверенности и полной включенности в процесс. Его называют медитацией.

Достаточно лечь на спину с закрытыми глазами найти позу максимального расслабления. Далее следует сосредоточиться на ощущении постепенного нарастания расслабленности и отключения тела. Руки и ноги кажутся невесомыми, органы чувств отключаются от внешнего мира. Появляется легкость и отрешенность сознания от происходящего вокруг. В таком состоянии желательно находиться около двух часов, включая возможный сон. После выхода из него надо представить себя пустым сосудом и заполнить его интересом к предстоящему рабочему процессу, желанием плодотворно потрудиться, выполнить задание.

Переключение сознания на расслабление и отключение от внешнего мира дает полноценную перезагрузку психике, позволяет максимально сосредоточиться и включиться в рабочий процесс.

Метод 3: Скорочтение

Прием скорочтения является хорошим методом для закрепления навыка концентрации внимания и увеличения объема одновременно обрабатываемой информации. Этот метод доступен не только взрослым, но и детям школьного возраста. Способ обучения подробно описан в различных пособиях по психологии. Чаще всего обучение начинается с работ со специальными таблицами, в которых прописаны в хаотичном порядке в ячейках разных размеров и форм одно- и двузначные числа. Нужно сконцентрировать взгляд на центре таблицы и периферийным зрением находить по порядку все числа от меньшего к большему или наоборот. Так тренируется периферийное зрение — чем дольше упражняться, тем отчетливее становятся видны числа, удаленные от центра таблицы. При этом увеличивается объем информации, которая в один момент поступает на обработку в мозг.

Результатом освоения этого навыка является еще и экономия времени при изучении большого объема информации, что сказывается на продуктивности решаемой задачи в целом. Для того, чтобы изучить несколько источников информации в поисках необходимых данных, требуются уже не часы, а минуты.

Другие технологии для развития внимания

Метод Сасаки

Этот метод учит сосредотачиваться на конкретном действии и не отвлекаться на посторонние мысли и раздражители. Хорошо подходит для тренировки внимания рассеянным людям. Его можно рекомендовать также студентам и школьникам, которые постоянно «считают ворон» за окном учебного класса. Суть его в том, чтобы человек вовремя поймал момент, когда начал отвлекаться, и сам себе дал команду «внимание», возвращаясь к рабочему или учебному процессу. Тренироваться можно в любое время в любом месте, стараясь удерживать внимание на каком-то объекте или процессе в течение десяти минут. Постоянная тренировка приучит не отвлекаться на посторонние объекты.

Игровая методика

Игра «верно/неверно» подходит для тренировки внимания и взрослым, и детям, умеющим читать. На листах бумаги или карточках пишутся цветными фломастерами названия цветов, которые могут совпадать с цветом фломастера или нет. Воспитатель показывает детям эти картинки, а они должны быстро сказать, верно или неверно написано название цвета.

«Игры индейцев» названы по той методике, которую использовали еще индейцы для тренировки наблюдательности у охотников. В педагогике ею также часто пользуются для развития навыков внимательности у детей. Несколько человек ограниченное количество времени смотрят на одну и ту же картину, пейзаж, стараясь запомнить как можно больше деталей. Затем они подробно описывают ее, отвечая на вопросы ведущего. Кто смог более подробно описать картину и запомнить мельчайшие детали, тот выигрывает.

«Игра в числа» тренирует фокусировку внимания на заданном объекте. Лист бумаги заполняется длинным цифровым рядом. Необходимо как можно быстрее найти определенные комбинации цифр: двух-, трехзначные числа.

Техника самоорганизации

Техника основана на общих правилах укрепления внимания:

  1. Создать мотивацию для скорейшего выполнения основного задания.
  2. Строго ограничить время на второстепенные задачи.
  3. Составить список отвлекающих факторов и постараться максимально исключить их.
  4. Научиться не обращать внимания на посторонние раздражители.
  5. Делать кратковременные перерывы (не менее одного-двух в течение часа) для переключения мозга, теряющего продуктивность работы при длительной однообразной нагрузке.
  6. Концентрироваться на одном виде деятельности (не «распыляться»), если работа не требует многозадачности.

Источник

Оцените статью
Разные способы