- Обучить отдел продаж. 15 способов, проверенных на практике
- Способ 1. Презентация продукта
- За один год Uber потерял из-за мобильного фрода 100 млн $
- Способ 2 . Анкетирование на знание продукта, характеристик и нюансов
- Способ 3. Презентация продукта менеджером для коллег
- Способ 4. Проведение ролевых игр «менеджер-клиент»
- Способ 5. Отработка возражений в формате «вопрос-ответ»
- Способ 6. Создание wiki-отдела продаж
- Способ 7. Telegram-канал для последних новостей
- Способ 8. Личная демонстрация навыков
- Способ 9. Разбор кейсов
- Способ 10. Тренинги по личной эффективности
- Способ 11. Участие в создании новых продуктов
- Способ 12. Наставничество
- Способ 13. Изучение техник продаж
- Способ 14. Внешние тренинги
- Способ 15. Анализ и разбор конкурентов
- 10 лучших упражнений для самообучения менеджеров по продажам
- 1. Самопрезентация
- 2. Уверенное, неуверенное и агрессивное поведение
- 3. Определи референцию
- 4. Невербалика в продажах
- 5. Свойство-выгода
- 6. Извинения, отказы и просьбы
- 7. Работа с возражениями
- 8. Согласись
- 9. Как вы действуете в условиях конфликта?
Обучить отдел продаж. 15 способов, проверенных на практике
Рассказывает Тимур Угулава, операционный директор «Медиасферы».
У меня особое, трепетное отношение к отделу продаж. Возможно, потому что весь мой трудовой опыт так или иначе связан с продажами, а может, потому что вижу в переговорщиках ребят, которые готовы выходить из зоны комфорта и пробивать головою стены для достижения результата!
А где взять таких боевых «акул»? Купить на рынке труда — дорого и много времени уйдёт на поиск (бывают исключения — но это исключения..). Воспитать внутри компании — рабочий вариант при условии постоянных тренировок и обучений.
Способам обучения сейлсов и хочу посвятить эту статью, благо наработок накопилось много. В арсенале: как классические приёмы, так и редкие жемчужины личного опыта, которые позволят отработать навыки и сплотить боевую команду, способную на многое и даже больше!
Способ 1. Презентация продукта
Презентация продукта со стороны руководителя — напомню, что это такое, в чём особенности, как работает, характеристики, принципы проведения переговоров.
Это классика и ничего нового в этом нет. Но такой вид обучения погружает менеджера в тему и передаёт часть коллективного знания (если честно — то усвояемость низкая).
За один год Uber потерял из-за мобильного фрода 100 млн $
Рассказываем, как мошенники убивают рекламные бюджеты и как защитить ваше приложение.
Что даёт: вводные о продукте, ничего больше.
Способ 2 . Анкетирование на знание продукта, характеристик и нюансов
Можно проводить как в письменном виде, так и в устном в формате «вопрос — ответ». Вопросы с неправильными ответами фиксируем — по ним требуется отдельное дополнительное обучение.
Что даёт: понимание пробелов в знаниях продукта , где что подтянуть.
Так выглядит анкета
Способ 3. Презентация продукта менеджером для коллег
Реже встречающийся вариант, но уже менее формальный и более интерактивный. Менеджеру даётся время на подготовку презентации и изучения темы презентации. Так как выступать придётся перед коллективом, усердия будет много. А сам факт рассказа позволяет лучше запомнить материал. Да и другим менеджерам полезно послушать.
Что даёт: прокачивает навыки проведения презентаций, снимает страх перед выступлениями. Качество изучения продукта очень высокое.
Способ 4. Проведение ролевых игр «менеджер-клиент»
Моделирование ситуаций и продуктов. Отлично работает накануне переговоров — проигрывается 2–3 сценария, и чем сценарии будут жёстче — тем полезнее для менеджера. Единственный минус — занимает много времени на каждого продавца: у нас выходит 30 мин на игру и 30 мин на разбор.
Ролевые игры себя зарекомендовали — рекомендую непременно использовать, и брать на игру отдел продаж в полном составе (пока двое играют — остальные смотрят, мотают себе на ус и дают обратную связь). Получается очень весело!
Что даёт: позволяет обкатать конкретные сценарии переговоров, послушать опыт коллег при разборе. Создание атмосферы продаж в коллективе.
Способ 5. Отработка возражений в формате «вопрос-ответ»
Отличный способ натренировать мышцу, отвечающую за работу с возражениями. Сначала составляется список возражений, с которыми сталкиваются менеджеры в повседневной работе (менеджерами и составляется), а потом по кругу задаются в хаотичном порядке различные возражения, которые продавец должен круто и изящно обработать. Проигравший (кто не ответил или ответил слабо) — покупает пиццу в отдел!
Все сыты, довольны и полны позитивных эмоций.
Что даёт: тренировка работы с возражениями до уровня автоматизма, возможность узнать опыт коллег (кто как отвечает на один и тот же вопрос) и, конечно, дружеская атмосфера.
Способ 6. Создание wiki-отдела продаж
Ключик для создания боевого отдела продаж. Создание глобальной базы знаний даёт возможность постоянно обучаться и делиться знаниями друг с другом. Крайне актуально для новичков — у них самая острая необходимость в познании всего, что связано с продажей ваших продуктов или услуг.
Wiki лучше делать в онлайне (в Google Docs, к примеру), назначить ответственного за поддержание её актуальности, лучше всего на эту роль подходит сам руководитель отдела продаж.
Копилка знаний содержит в себе:
- регламенты;
- договоры;
- типовые отчёты;
- коммерческие предложения;
- техники переговоров;
- информацию о конкурентах;
- листы работы с возражениями;
- скрипты разговоров;
- видеозаписи обучений;
- презентации;
- кейсы;
- список полезной литературы;
- список полезных сервисов;
- и многое, многое другое.
Что даёт: хранение и систематизация коллективного знания компании. Помощь в работе как опытным менеджерам, так и новичкам. Экономия времени в работе — всё всегда в одном месте.
База знаний в Google Docs
Способ 7. Telegram-канал для последних новостей
Про этот способ ещё нигде информации не находил, исключительно личный опыт. Далеко не каждый менеджер занимается саморазвитием. Печально, но это так. А иногда просто не хватает времени. Поэтому мы в компании создали Telegram-канал, где каждый делится полезной информацией о новостях рынка, конкурентах, тренингах и свежих идеях.
Что даёт: каждый сотрудник получает актуальную выжимку последних новостей и полезных материалов. Формирование сплочённой команды.
Способ 8. Личная демонстрация навыков
Нет ничего лучше личного примера. Всегда стоит показывать, как правильно работать с заявкой, вести переговоры, как готовиться ко встрече.
Если руководитель требует, пусть будет любезен это продемонстрировать. Но только пару раз, не больше.
Что даёт: сплочение вокруг лидера — менеджеры уважают сильных руководителей. Демонстрация навыков работы высочайшего уровня (если он есть, этот высочайший уровень).
Способ 9. Разбор кейсов
Мы всегда записываем телефонные разговоры и иногда записываем встречи. А после разбираем и обсуждаем интересные моменты — какие техники использовались, где хорошо, а где слабо было отработано, насколько результативно прошли переговоры, достигнуты ли цели.
Что даёт: работа над ошибками. Причём ошибки у одного, а работу проводит весь отдел продаж.
Способ 10. Тренинги по личной эффективности
К продажам прямого отношения не имеют, но на деле — влияют ещё как!
Тайм-менеджмент, планирование по методу Франклина, SWOT-анализ себя, финансовое планирование, искусство копирайтинга и даже тренинги по исправлению осанки — всё это отражается на продажах. Когда менеджер повышает личную эффективность, самочувствие, энергетику — это сразу отражается на его успехах в работе.
Что даёт: развитие сотрудника и, как следствие, — лояльность к компании, перерастающая зачастую в патриотические чувства.
Способ 11. Участие в создании новых продуктов
Хороший способ обучить менеджера продукту — создать его! Вовлечение в процесс создания нового — это принципиально иной уровень понимания продукта. Сейлз после подобного опыта с клиентом будет общаться абсолютно по-другому, рассказывая мельчайшие детали и нюансы, добавляя личную историю, как он участвовал в создании этого решения.
Мы внедрили у себя опыт небольших рабочих групп, которые занимаются генерацией идей и созданием новых продуктов, сервисов, оптимизацией процессов компании по agile-методологиям. В рабочую группу может вступить, возглавить и даже создать её любой член коллектива. 100% уровень самостоятельности и ответственности.
Что даёт: возможность каждому повлиять на развитие компании. Взращивает новых лидеров.
Способ 12. Наставничество
Наставник передаёт, помимо личного опыта и знаний, ещё и ценности и традиции компании. Прикрепляется к стажёру, учит азам и буквально за руку проводит по всем кругам ада первых месяцев работы.
Замечу, что наставникам надо вводить отдельную мотивацию, иначе работать система не будет.
Что даёт: наставник приобретает навыки по обучению и коучингу. Стажёр — надежную опору и помощь. Снижается риск демотивации и разочарования в работе: в первые месяцы на фоне неудач такое случается у новичков.
Способ 13. Изучение техник продаж
Казалось бы — очевидно, что менеджеров надо учить продавать. Но, как ни парадоксально — это редкость. Обычно вся работа над техникой продаж заканчивается скриптом разговора, обработкой возражений и знанием продукта.
А это целая наука, которую не преподают (практически, за редким исключением). К примеру, вот какие техники продаж бывают:
- СПИН;
- RAIN;
- SEC (Чемпионская модель продаж);
- другие техники.
Что даёт: фундаментальные знания по проведению переговоров. Кратный рост квалификации продавца и продаж.
Задание по отработке техники продаж
Способ 14. Внешние тренинги
Тренинги по переговорам, закрытию сделок, формированию команды, презентациям, ораторскому искусству, построению бизнеса (тоже важно знать) — это всё требуется для продавцов.
Полезно иногда обращаться в сторонние компании, почерпнуть новый опыт или просто посмотреть на навыки под другим углом. Но здесь аккуратно, на рынке много шарлатанов с второсортным контентом.
Что даёт: повышение навыков менеджера.
Способ 15. Анализ и разбор конкурентов
Хочется научить менеджера работать в конкурентной среде — поручи ему провести анализ конкурентов. Позвонить, запросить КП, пообщаться по скайпу под видом клиента — а потом детальный разбор с презентацией для коллег.
Используя свои знания, на встрече с клиентом такой менеджер сможет легко откидывать предложения конкурентов и закрывать сделки.
Конечно, этим список работа с отделом продаж не ограничивается. Но даже если внедрить в отделе продаж хотя бы часть этих рекомендаций, то результат будет налицо.
Менеджеры они такие, требуют постоянного внимания и работы. Поэтому, когда руководитель отдела продаж вкладывается в своих ребят — они отвечают взаимностью и это видно на показателях!
Источник
10 лучших упражнений для самообучения менеджеров по продажам
Если вы менеджер по продажам, то наверняка в данный момент хотите продавать больше. Мы угадали? Тренинги, семинары, мастер-классы — это, конечно, хорошо. Но без самостоятельной работы высоких результатов достигнуть практически нереально. Именно поэтому публикуем подборку упражнений, которые вы можете выполнить самостоятельно или же вместе с коллегами. Учитесь, заряжайтесь и увеличивайте свои продажи!
1. Самопрезентация
Эффективная самопрезентация поможет вам на деловой встрече, собеседовании или во время общения с клиентом. Поэтому запомните ее основные правила:
- Настройтесь. При самопрезентации очень важно выбрать нужный эмоциональный настрой, так как эмоции оказывают очень сильное воздействие на слушателей.
- Проявляйте уверенность в себе и в том, о чем говорите.
- Приводите в подтверждение своих слов факты, примеры, реальные истории.
- Следите за речью, позой и жестами.
А теперь подготовьте короткую, на 1-2 минуты, самопрезентацию. Расскажите о себе в третьем лице, встав за спинку своего стула, и представив себя как человека, который как бы сидит на этом стуле: «Сейчас на этом стуле сидит Василий Иванович. Он…».
Постарайтесь сделать свое выступление ярким и запоминающимся, говорите только о самых главных качествах и характеристиках.
2. Уверенное, неуверенное и агрессивное поведение
Попробуйте продемонстрировать неуверенное, агрессивное и уверенное поведение в одной и той же ситуации. Это поможет вам проработать правильную реакцию на различные рабочие и личные моменты. А также не сплоховать перед клиентом, если он решит почему-то нападать.
Например, можно представить, что ваш друг «забыл» вернуть взятые в долг деньги. Агрессивная реакция в этом случае может быть такой: «Черт! Я так и знал, что тебе нельзя доверять. Сейчас же верни мои деньги!». Неуверенная реакция может быть выражена такими словами: «Прости, я не хочу быть назойливым, но, может быть, ты не будешь слишком задерживаться с возвратом этих денег?». Наконец, уверенное поведение может включать такую фразу: «Я полагал, что мы договорились: ты должен был вернуть мне деньги сегодня. Я жду, что ты это сделаешь максимум завтра».
А теперь проговорите вслух три реакции (неуверенную, агрессивную и уверенную) на каждую из этих ситуаций:
- Приятель лезет к вам с разговорами, а вы ужасно спешите и, чтобы отделаться от него, говорите: …
- За ремонт автомобиля вы получили счет на сумму, которая на 3000 рублей превышает предварительную оценку. Вы говорите служащему мастерской: …
- Вы ловите на себе взгляд привлекательной особы противоположного пола и чувствуете, что, возможно, заинтересовали ее (или его) собой. Вы подходите к ней (к нему) и говорите: …
- Вы смотрите фильм в кинотеатре, а позади вас кто-то громко болтает. Вы оборачиваетесь и говорите: …
- Ваш друг просит вас одолжить ему вашу машину, но вы не считаете его таким уж хорошим водителем. Вы говорите ему: …
- Вы пришли в ресторан, но вас не устраивает место, которое вам предложили. И вы говорите администратору: …
- Ваш знакомый (знакомая) приглашает вас куда-либо, но вам с ним (ней) не очень-то интересно. И вы говорите: …
От осла до совы: какой вы переговорщик?
3. Определи референцию
В процессе продажи важно определить референцию клиента, чтобы понять, как правильно выстроить презентацию и озвучить предложение. Референция — это то, что указывает на его позицию по отношению к какому-либо вопросу или решению. Он основывается только на своем мнении и собственных оценках или на внешних факторах и общественном мнении?
Попробуйте определить тип референции по нижеприведенным ответам на вопрос «Что для вас важно?»:
- «Я знаю, что мне нравится в этом товаре». Перечисляет, каким требованиям должен отвечать товар. Говорит, что хочет получить максимально подробную информацию, на основе которой примет решение о покупке. Просит не предлагать непроверенных новинок, а только уже хорошо зарекомендовавший себя товар.
- «Мне важно, чтобы вы предоставили экономическое обоснование, которое существенно повлияет на положительное решение нашего руководства. Хотелось бы как можно быстрее убедиться в том, что схема сотрудничества, которую вы предлагаете, имела успех в других компаниях нашего профиля, и быстрее приступить к работе».
1 — внутренняя референция.
2 — внешняя референция.
4. Невербалика в продажах
Очень важно научиться устанавливать и удерживать контакт в процессе общения с клиентами или партнерами. В этом помогут упражнения с картами «Невербалика в переговорах».
На каждой из 30 карточек изображена определенная поза или жест клиента. Жесты и позы означают позитивное настроение или негативное отношение к чему-либо, каждая из карточек показывает реакцию клиента на ваши слова или действия. Вы просто берете карточку из колоды и догадываетесь, что значит тот или иной жест. Далее переворачиваете карту и проверяете себя и свои догадки.
Тренировать навыки невербального общения можно как самостоятельно, так и в коллективе с коллегами. Если вы играете в коллективе, то каждый из игроков по очереди берет карту из колоды, догадывается, какая реакция на ней изображена, и если оказывается прав — оставляет карту себе. Выигрывает тот, кто отгадает как можно больше жестов или поз клиента.
Отточить искусство невербального общения вы также можете с помощью нашего онлайн-теста.
5. Свойство-выгода
Если вы работаете в сфере продаж, то наверняка знаете, что суть техники «Свойство-выгода» — в последовательном переводе особенностей и характеристик товара в явные преимущества для клиента (например, «литий-полимерный аккумулятор» — это свойство товара; выгода, которую несет это свойство, — длительная работа телефона без подзарядки). Используя эту технику во время презентации, после описания какого-либо свойства товара мы включаем в разговор связующие фразы, которые помогают перейти к описанию выгод. Примеры фраз: «это позволит вам…», «это даст вам возможность…», «благодаря этому…».
А теперь отточите эту технику. Разделите лист бумаги вертикально на 2 столбца. В левом распишите все свойства товара или услуги, которую вы предлагаете клиенту, а в правом — все выгоды, которые можно извлечь из каждого свойства. Напротив каждого признака запишите не менее одного варианта пользы, и чем больше пользы из каждого признака вы найдете, тем лучше.
6. Извинения, отказы и просьбы
Эта простая разминка поможет вам совершенствовать навыки работы с возражениями клиента, научиться правильно реагировать и отвечать на извинения, отказы и просьбы клиентов.
Извинение всегда должно быть коротким и вежливым:
— Извините! Прошу прощения!
Возьмите на себя ответственность за дальнейшие действия.
— Я запишу информацию…
Сообщите о своих последующих действиях:
— Все узнаю и сообщу Вам через 10 минут.
Просьбу начните с выгоды для собеседника.
— Чтобы быстро…
Обозначьте суть предложения.
— Мне необходимо…
Задайте вопрос о согласии.
— Согласны?
Отказывая, предложите альтернативные варианты.
— К сожалению, этого сделать невозможно, но я могу вам предложить…
Оставьте надежду, покажите, что готовы сделать все возможное.
— Я сделаю все возможное, чтобы вы…
А теперь, используя описанную выше информацию, попытайтесь грамотно ответить на эти возражения, отказы или просьбы клиентов.
- Клиент вам говорит: Вы не умеете общаться с клиентами. Ваша реакция?
- Клиент вам говорит: Вы почему со мной так грубо разговариваете? Ваша реакция?
- Клиент вам говорит: Вы совершенно не умеете обслуживать. Ваша реакция?
- Клиент вам говорит: У вас вообще нет ничего хорошего. Ваша реакция?
- Клиент вам говорит: Вечно в вашей фирме какие-то проблемы. Ваша реакция?
- Клиент вам говорит: На вас никогда нельзя надеяться. Ваша реакция?
- Клиент вам говорит: У вас абсолютно нечего взять. Ваша реакция?
- Клиент вам говорит: Вы плохо знаете свой ассортимент. Ваша реакция?
- Вы обслуживаете покупателя, к вам обращается еще один. Что вы скажете?
- Покупатель вам говорит: Вы мне наступили на ногу. Ваша реакция?
- Клиент купил некачественный товар, привез его к вам в магазин. Клиент возмущается. Что вы ему скажете?
- Покупатель позвонил в ваш магазин и спросил, есть ли в наличие «гвозди на 70». Ему ответили, что есть. Когда он за ними приехал, оказалось, что их уже раскупили. Клиент возмущается. Что вы ему скажете?
7. Работа с возражениями
Любой менеджер по продажам должен уметь правильно реагировать на возражения и при этом приводить такие доводы, после которых отказаться от покупки клиенту было бы очень сложно.
Отработать ответы на возражения можно в процессе игры в карты «Работа с возражениями». Играть лучше всего в коллективе, но можно и самостоятельно: вы просто берете по одной карте из колоды и вслух проговариваете свою реакцию на описанное в ней возражение.
8. Согласись
Как правильно принять возражение клиента?
- Важно исключить из своей речи или сведите к минимуму использование слов: «нет», «не», «но», «нельзя», «не могу».
- Дать клиенту высказаться.
- Чтобы принять возражение клиента, не обязательно соглашаться с самим возражением. Можно согласиться с какой-то частью высказывания, а затем обработать возражение. Например: «Да, наши цены выше среднерыночных, и при этом…»; «Согласен, есть такое мнение…».
- Использовать фразы-присоединения: «Я вас понимаю…», «Я часто об этом слышу, и в этом есть доля истины…», «Хорошо, что вы это упомянули…», «Спасибо за то, что вы напомнили мне об этом…».
А теперь попробуйте найти способ правильно и выгодно согласиться с этими утверждениями, представив, что такая ситуация случилась во время продажи.
- Россия — это самая худшая страна в мире.
- В вашем магазине продается полный отстой.
- Вы ничего в этом не понимаете.
- Мне у вас не нравится.
- Это самые плохие шины, которые я видел в своей жизни.
- У вас нет того, что мне нужно.
- Вы — самый плохой продавец, которого я знаю.
- Вы предлагаете не тот товар.
- Я не верю, что это надежное и эффективное средство.
- Нам ничего не нужно.
- У нас уже есть поставщики.
- Российское всегда хуже импортного.
- Я никогда не беру китайское.
- У нас недавно был закуп.
- Я слышал о вас плохие отзывы.
- Я не уверен, что то, что вы говорите, соответствует действительности.
«Работа с возражениями»
Карточная игра на отработку навыков общения с клиентами в игровой форме.
9. Как вы действуете в условиях конфликта?
На этапе презентации у клиентов возникают возражения, а если вы реагируете неправильно, то возникает конфликт. Этот тест поможет выявить стратегию поведения, свойственную вам в конфликте и понять, насколько она конструктивна и как её можно улучшить.
Из этого теста вы узнаете о 5 типов поведения:
Тип I. «Черепаха» (избегание) — стратегия ухода под панцирь, т.е. отказа как от достижения личных целей, так и от участия во взаимоотношениях с окружающими.
Тип II. «Акула» (конкуренция) — силовая стратегия: цели очень важны, взаимоотношения нет. Таким людям не важно, любят ли их, они считают, что конфликты решаются выигрышем одной из сторон и проигрышем второй.
Тип III. «Медвежонок» (приспособление) — стратегия сглаживания острых углов: взаимоотношения важны, цели нет. Такие люди хотят, чтобы их принимали и любили, ради чего жертвуют своими целями.
Тип IV. «Лиса» — (стратегия компромисса: умеренное отношение и к целям, и к взаимоотношениям). Такие люди готовы отказаться от некоторых целей, чтобы сохранить взаимоотношения.
Тип V. «Сова» — стратегия открытой и честной конфронтации и сотрудничества. Представители этого типа ценят и цели, и взаимоотношения. Открыто определяют позиции и ищут выхода в совместной работе по достижению целей, стремятся найти решения, удовлетворяющие всех.
Ваша задача — внимательно прочитать пословицы и афоризмы и по пятибалльной шкале определить, в какой степени каждое из них типично для вашего поведения в условиях конфликта. 1 — совсем не типично, 2 — редко, 3 — иногда, 4 — часто, 5 — весьма типично.
- Худой мир лучше доброй ссоры.
- Если не можете другого заставить думать так, как вы хотите, заставьте его делать так, как вы думаете.
- Мягко стелет, да жестко спать.
- Рука руку моет.
- Ум хорошо, а два лучше.
- Из двух спорщиков умнее тот, кто первый замолчит.
- Кто сильнее, тот и «правее».
- Не подмажешь — не поедешь.
- С паршивой овцы — хоть шерсти клок.
- Правда то, что мудрый знает, а не то, о чем все болтают.
- Кто ударит и убежит, тот сможет драться и на следующий день.
- Слово «победа» четко написано только на спинах врагов.
- Убивай врагов своих добротой.
- Честная сделка не вызовет ссоры.
- Ни у кого нет полного ответа, но у каждого есть, что добавить.
- Держись подальше от людей, которые не согласны с тобой.
- Сражение выигрывает тот, кто верит в победу.
- Доброе слово не требует затрат, а ценится дорого.
- Ты — мне, я — тебе.
- Только тот, кто откажется от своей монополии на истину, сможет извлечь пользу из истин, которыми обладают другие.
- Кто спорит — ни гроша не стоит.
- Кто не отступает, тот обращает в бегство.
- Ласковое телятко двух маток сосет, а упрямое — ни одной.
- Кто дарит — друзей наживает.
- Выноси заботы на свет и держи с другими совет.
- Лучший способ решать конфликты — избегать их.
- Семь раз отмерь, один раз отрежь.
- Кротость торжествует над гневом.
- Лучше синица в руках, чем журавль в облаках.
- Чистосердечие, честность и доверие сдвигают горы.
- На свете нет ничего, что заслуживало бы спора.
- В этом мире есть только две породы людей: победители и побежденные.
- Если в тебя швырнули камень, бросай в ответ кусок ваты.
- Взаимные уступки прекрасно решают дела.
- Копай и копай без устали — докопаешься до истины.
Используя ключ, оцените свое поведение в конфликте.
Источник