- Травмы конечностей, иммобилизация
- Травмы конечностей, оказание первой помощи
- Вызвать и дождаться приезда бригады скорой медицинской помощи
- Если предполагается транспортировка пострадавшего или его переноска на дальнее расстояние
- Транспортная иммобилизация и транспортировки пострадавших при политравме опорно-двигательного апарата
Травмы конечностей, иммобилизация
Травмы конечностей, оказание первой помощи
Травмы конечностей часто сопровождаются повреждением кровеносных сосудов, поэтому важно своевременно остановить обнаруженное кровотечение. Для этого применяются все способы: прямое давление на рану, наложение давящей повязки, пальцевое прижатие артерии, максимальное сгибание конечности в суставе, наложение кровоостанавливающего жгута.
Иммобилизация – это создание неподвижности (покоя) поврежденной части тела с помощью подручных средств, готовых транспортных шин (изделий медицинского назначения, входящих в состав аптечек первой помощи) или используя здоровые части тела пострадавшего (аутоиммобилизация).
При наличии подозрения на травму костей, человеку, оказывающему первую помощь, следует определиться с тактикой действий в отношении пострадавшего.
Вызвать и дождаться приезда бригады скорой медицинской помощи
В основной массе случаев следует вызвать и дождаться приезда бригады скорой медицинской помощи, которая сможет выполнить качественное обезболивание и иммобилизацию травмированной конечности. В данном случае до приезда бригады скорой медицинской помощи следует придерживать травмированную конечность вручную и контролировать состояние пострадавшего.
Если предполагается транспортировка пострадавшего или его переноска на дальнее расстояние
Если же в результате особых обстоятельств предполагается транспортировка пострадавшего (или его переноска на дальнее расстояние), следует выполнить иммобилизацию поврежденной конечности. При этом следует фиксировать минимум два сустава (один ниже, другой выше перелома). При переломе плеча и бедра надо фиксировать три сустава – плечевой, локтевой, лучезапястный или тазобедренный, коленный, голеностопный соответственно. Наиболее доступным, безопасным и эффективным для большинства участников оказания первой помощи способом иммобилизации при травме конечностей является так называемая аутоиммобилизация. Для этого поврежденную ногу можно прибинтовать к здоровой ноге, проложив между ними мягкий материал. Поврежденную руку можно зафиксировать, прибинтовав к туловищу. На область предполагаемой травмы можно положить холод.
Выбор способа определяется следующими факторами:
— вид кровотечения (для остановки венозного кровотечения не следует использовать наложение жгута или пальцевое прижатие артерии);
— предполагаемый срок прибытия медработников (в случае, если их прибытие ожидается в ближайшее время, можно использовать более простые способы остановки кровотечения, например, прямое давление на рану);
— наличие оснащения (при отсутствии табельных жгутов для остановки артериального кровотечения возможно применение подручных средств – галстуков, ремней);
— состояние кровотечения (остановилось или не остановилось).
Источник
Транспортная иммобилизация и транспортировки пострадавших при политравме опорно-двигательного апарата
На первом этапе оказания травматологической помощи обследования пострадавшего с политравмой опорно-двигательного аппарата принятия решения и проведения лечебных мероприятий выполняется с минимальной затратой времени. Даже для специализированных реанимационных бригад скорой помощи главной задачей является как можно быстрая госпитализация таких пострадавших в стационар.
Перед врачом, оказывает первую помощь пострадавшему с политравмой на месте, где произошла приключение стоит задача обеспечения условий для осуществления безопасной эвакуации пострадавшего (проведение полноценного обезболивания и надлежащей транспортной иммобилизации поврежденных сегментов в порядке степени их влияния на тяжесть общего состояния пострадавшего, оказание пострадавшему правильного положения при транспортировке).Важное значение также имеет качественная диагностика травмы грудной клетки с возможным развитием гемо (пневмоторакса)
Ввиду этого целесообразно остановиться на вопросах диагностики , тактики и методики транспортной иммобилизации при множественных переломах , сочетанных и комбинированных повреждениях опорно — двигательного аппарата и внутренних органов.
Особенностью всех этих травм является фактор взаимного отягощения , что приводит к расстройству жизненно важных функций организма и общего состояния больного вследствие кровопотери , травматического шока , различных осложнений . Об их тяжесть свидетельствует высокая смертность , которая бывает на всех этапах — на месте несчастного случая , во время транспортировки и в лечебных учреждениях . Особенно высока смертность (более 50 % ) при сочетанной травме скелета и головного мозга , несколько ниже — при переломах костей и повреждении органов брюшной полости , множественных переломах .
Все это требует повышенного внимания врача , чтобы не допустить иногда фатальной диагностической ошибки и выбрать оптимальный вариант тактики лечения больного.
Травмы позвоночника относятся к самым тяжелым повреждениям скелета , в 28 % они усложняются повреждением спинного мозга.
Диагностические ошибки при обследовании больных с повреждениями позвоночника встречаются в 16,6-18,2 %. Причина этих ошибок — в рассеянном обследовании и неправильном толковании данных механизма травмы . Чаще диагностические ошибки встречаются при политравме ( 46,8 % ) , что объясняется тяжелым состоянием пострадавшего . Кроме случаев несвоевременной диагностики переломов , бывают также ошибки при диагностике повреждений внутренних органов. Повреждение спинного мозга при переломах позвонков бывают в 26-68 % пострадавших .При этих повреждениях важное значение приобретает оказание первой помощи на месте происшествия . Основной задачей является запобииты дополнительное травмирование при обследовании , переноске и транспортировке пострадавшего .В зависимости от уровня повреждения позвоночника используются те или иные средства транспортной иммобилизации , например , лестничной шины , специальные шины , стандартный или импровизированный шейный воротник и пр. .Для эффективной транспортной иммобилизации при повреждениях позвоночника нужны : непрерывная фиксация , начиная с места оказания первой помощи и заканчивая укладкой больного на больничную койку ; реклинация позвоночника при его повреждениях в шейном и поясничном отделах ; обезболивания и щадящее транспортировки больных .Повреждения таза , сопровождающих множественные переломы костей конечностей , добавляют особенностей характера политравмы , что в свою очередь требует применения особой тактики и приемов оказания первой помощи. Массивная и неустанная внутреннее кровотечение заставляет рассматривать такие повреждения как потенциально смертельны. Другой особенностью тяжелых повреждений таза является урологическая травма.Борьба с шоком при переломах таза имеет начинаться как можно раньше и заключаться в щадящем транспортировке , полноценном обезболивании места перелома. Эффективным методом обезболивания при переломах костей таза является метод внутритазовым анестезии школьников — Селивановым . Метод внутритазовым анестезии технически простым по исполнению и может быть проведен в машине скорой помощи при перевозке пострадавшего в стационар или непосредственно перед тем .Повреждения органов таза является показанием для проведения неотложной операции , поэтому пострадавших эвакуируют на носилках в урологической клинике .
Множественные переломы костей : могут локализоваться в различных сегментах конечностей , позвоночника и таза , быть закрытыми и открытыми. Уже по механизму травмы анамнеза врач должен уметь предвидеть возможные переломы определенных костей. Ориентировочная диагностика этих повреждений не очень сложна и основывается на данных объективного обследования ( осмотр больного , пальпация ) . На месте несчастного случая врач скорой помощи в первую очередь останавливает наружное кровотечение , оценивает общее состояние больного , выявляет доминирующие повреждения или сумму повреждений . Какие обусловили тяжелое состояние больного . Потерпшому вводятся анальгетики . После наступления надлежащего обезболивания осторожно , медленным извлечением устраняется деформация ( значительные степени смещения отломков ) поврежденного сегмента конечности. В ряде случаев для иммобилизации повреждений может быть применена аутофиксацияПри переломах позвонков удержания отломков осуществляется путем пидкладування реклинацийного валика под шейный или поясничный отдел позвоночника , что позволяет устранить провисание позвоночника и предотвратить вторичном смещению отломков. Если есть подозрение на перелом костей таза , тогда , чтобы предотвратить смещение отломков во время транспортировки таз надо сжать полотенцем , разогнуты нижние конечности связывают между собой , а под поясничный отдел позвоночника пидмощують валик.Транспортировка пострадавших с множественными переломами без проведения надлежащей иммобилизации и обезболивания может быть губительным для них. В практике большинство пострадавших с множественными переломами доставляется в стационар на мягких носилках , что является серьезным недостатком. Вместе с тем , наложение такому больному нескольких шин очень травматичной манипуляцией даже при удовлетворительном обезболивании . Поэтому в таких случаях применяют шины — носилки , использование которых позволяет сократить время, необходимое для проведения иммобилизации поврежденных сегментов у пострадавшего на месте происшествия и обеспечить условия для щадящего транспортировки.Для транспортной иммобилизации при множественных переломах костей предложен ряд специальных носилок . Специальные носилки , в частности профильные , для иммобилизации всего тела удобны и эффективны при транспортировке пострадавших , однако таких носилок на оснащении нет. Наряду с этим такие носилки имеют существенный недостаток , который заключается в том , что они подлежат замене после того , как пострадавший поступит в приемное отделение . Это нарушает иммобилизацию и таит опасность для больного , особенно при переломах позвоночника и таза .Необеспеченность средствами транспортной иммобилизации при множественных повреждениях обусловливает необходимость разработки конструкций специальных транспортных шин — носилок .Повреждения черепа и головного мозга — наиболее частый и опасный спутник полифрактур . Тяжелые сочетанные повреждения головного мозга значительно увеличивают смертность как вследствие непосредственного нарушения функции центральной нервной системы , так и в результате пропускания повреждений внутренних органов.Первая помощь при травме черепа должна быть оказана на месте , где произошла приключение . Председателя пострадавшего надо фиксировать с помощью шины , перевозки больного проводят в сопровождении медицинского работника, наблюдает за состоянием дыхания пострадавшего.Травма грудной клетки относится к тяжелым повреждениям . Такие травмы чаще всего встречаются при дорожно — транспортных происшествиях , обвалах , падениях с высоты . Тяжесть травмы зависит от степени повреждения легких и количества сломанных ребер . При оказании первой помощи больного нельзя дополнительно травмировать проведением основательного обследования. Оценивается общее состояние пострадавшего , степень наполнения пульса , уровень артериального давления , состояние внешнего дыхания .
Транспортировка пострадавших с повреждениями грудной клетки должна удовлетворять два основных требования : скорость и создание оптимальных условий для обеспечения покоя пострадавшего.Повреждения органов брюшной полости: основной причиной сочетанных травм живота является дорожно — транспортные происшествия . Травмы живота могут сопровождаться повреждением только брюшной сшинкы или органов брюшной полости или этих обоих анатомических образований . Клиника повреждения органов брюшной полости напоминает клинику так называемого » острого живота » , к которой могут присоединяться признаки внутреннего кровотечения .Пострадавшим с повреждениями органов брюшной полости необходимо обеспечить условия для их щадящей эвакуации , поскольку такие больные часто становятся жертвами плохого транспортировки.Одной из причин травматического шока при множественной травме является кровопотеря . Если у пострадавшего не удается быстро определить причину низкого уровня артериального давления , тогда прежде всего надо заподозрить наличие скрытого кровотечения , источником которой чаще всего является повреждение селезенки и печени , переломы костей конечностей , таза , ребер.Объем помощи пострадавшим с политравмой на догоспитшиьному этапе имеет строго ограничиваться мерами по восстановлению и поддержанию основных жизненно важных функций организма. Помощь следует оказывать по принципу : лучше меньше , но быстро.Подъем раненого ( травмированного ) с поверхности землиПеред тем , как поднять и уложить пострадавшего на носилки их надо заранее подготовить и положить возле пострадавшего щит ( носилки ) . Следует как можно меньше беспокоить пострадавшего , в частности при переносе , надо соблюдать принципа сохранения горизонтальной оси голова — шея — туловище пострадавшего. Наконец , в особых случаях , при подозрении на перелом позвоночника надо избегать его сгибания. Укладка пострадавшего на носилки осуществляется согласно общим правилам : носилки подкладывают под пострадавшего или ставят рядом с ним , при этом в составе бригады , которой должно быть минимум три участника . Обязательным условием к транспортировке является наложение шейного воротничка . Исключением может служить необходимость выполнения интубации трахеи по жизненным показаниям (острая дыхательная недостаточность 3-4 ст., Терминальное состояние,втч . Состояние клинической смерти) .
При отсутствии подозрения на наличие травмы позвоночника , вид способа переноса пострадавшего зависит от количества членов бригады и топографии места , где произошла приключение .
Подъем пострадавшего с поверхности земли для опытной бригады не представляет трудностей , однако при проведении укладки пострадавшего надо соблюдать следующие основные правила :
— Движения должны быть координированными и усвоенными всеми членами бригады :
— На поверхности тела , которая находится между головой и тазом потерпшого надо размещать максимальное количество рук членов бригады ;
— Правильное положение тела санитаров : колени должны быть немного согнуты , а спина ровная ;
— Избегать совершения резких движений ;
— Постоянно поддерживать горизонтальное положение тела пострадавшего ;
— Проведение извлечения , если есть подозрение на наличие травмы позвоночника;если больному присоединены системы для проведения интенсивной терапии( перфузии , искусственной вентиляции легких и др.) , тогда трубки от этих систем должны находиться на безопасном расстоянии от ног санитаров , которые осуществляют перемещение больного ;
— Если больному проводят искусственную вентиляцию легких , то приперемещения больного действие аппарата можно временно (в течение нескольких секунд )прекратить и снова продолжить ее , все время удерживая маску или интубационнуютрубку у лица потерпевшего .Перенос пострадавших на носилкахДля создания устойчивости конечностей и тела пострадавшего при транспортировке используются так называемые » функциональные положения » . Помимо широко известного » бокового » положения рекомендуется использовать и другие , в зависимости от повреждений . Основные функциональные положения объединены в 6 групп :
— на бок, голова повернута на бок;
— При травмах грудной клетки
— При повреждениях позвоночника
— на жесткую основу ;- При травмах живота
— на спине с согнутыми ногами ;
— При переломах таза — на спине с выпрямленными ногами ;
— При шоковые и кровопотере
— на спине с приподнятыми ногами .Перенос пострадавших на носилках должен проводиться согласно следующимтребованиями :
— Больной должен лежать на носилках ногами вперед по направлению движениясанитаров ;
— Независимо от рельефа местности носилки надо все время удерживать вгоризонтальном положении;
— Не допускать осуществлению рывков , когда санитары останавливаются , ставятносилки на землю или когда санитары идут не в ногу ;
— Ни при каких обстоятельствах санитару нельзя идти спиной вперед ;
— При погрузке носилок в машину или при разгрузке их надоподнимать , беря за древко сбоку
-Потерпевший, как и аппаратура, сопровождающего должны бытьприкрепленные на носилках ( в отдельных случаях количество такой аппаратуры является значительнойи может содержать кислородный баллон , портативный аппарат для искусственной вентиляциилегких , электрокардиограф и т.д. ) , различные провода и трубки от этой аппаратуры не имеютторчать , чтобы их не трогали во время проведения манипуляций и переноспотерпевшего .В заключение следует подчеркнуть , что основной задачей при оказании первой травматологической помощи является предупреждение осложнений при транспортировке пострадавших в лечебное учреждение . Поэтому транспортную иммобилизацию и транспортировки пострадавших необходимо проводить таким образом , чтобы обеспечить покой поврежденной сегментам тела и избежать возникновения повторного смещения отломков и ряда осложнений .
1.Г.Г. Рощин , В.А. Крилюк и др. . Экстренная медицинская помощь ( базовая поддержка жизни). Киев , 2005.125с .
2.Авруцкий Г.Я. , Балаболкин М.И. , Баркачан Э.С. и др. Справочник по оказанию скорой и неотложной медицинской помощи. — Ростов — на-Дону : Феникс , 2004 . -Т.1 . — 576 с . ; Т.2 . — 575 с .
3 . «Специализированные реанимационные мероприятия у взрослых » . Польский совет реанимации . Кракив.2007 , 219с
4 . Алгоритм экстренной медицинской помощи при неотложных состояниях на догоспитальном этапе . Луганск , 2003 .
5 . Бунятян А.А. Справочник по реаниматологии и анестезиологии . -М . : Медицина , 2002 . 272 с .
6 . Справочник по медицинской помощи на догоспитальном этапе ( под редакцией И. С. Зозули ) . Киев , «Здоровье » , 2005 .
7 . Ковальчук Л.Я. , Гнатив В.В. , Бех М.Д. и др. . Анестезиология реанимация и интенсивная терапия неотложных состояний . — М.: Укрмедкнига , 2003 . — 324с 8 . Кот О.Н., Ковальчук А. Л. , Вардинець И.С. , Боб А.О. , Лучанко П.И. Неотложные состояния в хирургии . Тернополь ТГМУ « Укрмедкнига » 2008 . 257 с .Кот О.Н., Ковальчук А. Л. , Вардинець И.С. , Боб А.О.
8 . Москаленко В.Ф. , Рощин Г.Г. , Нацюк М.В. и др. . Стандарты оказания неотложной медицинской помощи на догоспитальном этапе по протоколам . В кн . : Проблемы военной здравоохранения. Киев, 2002 , с . 293 – 297
9 . Терентева Л.Н. , Островерхова Э.Г. Анестезиология и реаниматология. — Л. : Медицина , 2004 .
10 . Pегеда М.С. , Кресюн В.И. Неотложные состояния . — Львов , 2003 . — 890 с 11 . Сафар П. Сердечно — легочно — мозковая реанимация / Пер . с англ . — М.: Медицина , 2004 .
12.John Campbell . International Trauma Life Support . USA . New Jersey 2008 . P. 289.
б) дополнительные :1 . Усенко Л.В. Пособие для практических занятий по анестезиологии и реаниматологии . — Киев : Здоровье , 2003 .
2 . Учебное руководство по реанимации новорожденных ( под ред . Л. Чамейдеса ) . М. АМСЗ , 2002 .
3 . Епишин А.В. Диагностика и лечение неотложных состояний в клинике внутренних болезней . — Тернополь , 2008 .
4 . Чернобровый М.П. Критические состояния в пульмонологии . — Киев : Здоровье , 2003 . — 168 с .
Источник