Способы транспортировки пострадавших при пожаре

Содержание
  1. Извлечение и перемещение пострадавшего
  2. Способы извлечения и перемещения пострадавшего
  3. Если пострадавший находится в сознании
  4. При извлечении пострадавшего, находящегося без сознания или с подозрением на травму шейного отдела позвоночника
  5. После извлечения
  6. Способы перемещения пострадавшего до транспорта или в безопасное место
  7. 1. Перемещение пострадавшего в одиночку с поддержкой
  8. 2. Перемещение пострадавшего в одиночку волоком
  9. 3. Переноска пострадавшего в одиночку на спине
  10. 4. Переноска пострадавшего на руках
  11. 5. Переноска пострадавшего в одиночку на плече
  12. 6. Переноска пострадавшего вдвоем на замке из четырех рук
  13. 7. Переноска пострадавшего вдвоем на замке из трех рук с поддержкой под спину
  14. 8. Переноска пострадавшего вдвоем за руки и ноги
  15. 9. Переноска пострадавшего с подозрением на травму позвоночника
  16. Подготовка газодымозащитников
  17. Подготовка газодымозащитников
  18. Эвакуация пострадавших при пожаре (ЧС)
  19. Что такое эвакуация, ее правила
  20. Организация эвакуации в условиях пожарной тревоги
  21. Профессиональная эвакуация пострадавшего из зоны опасности
  22. Приемы переноски пострадавших одним, двумя или тремя спасателями
  23. Переноска на носилках
  24. Перемещение на руках
  25. Вынос и транспортировка пострадавших из очагов поражения»

Извлечение и перемещение пострадавшего

Способы извлечения и перемещения пострадавшего

Иногда может возникнуть ситуация, когда требуется извлечение пострадавшего. При этом следует помнить, что экстренное извлечение пострадавших из автомобиля или другого труднодоступного места выполняется только при наличии угрозы для его жизни и здоровья и невозможности оказания первой помощи в тех условиях, в которых находится пострадавший. Во всех остальных случаях лучше дождаться приезда скорой медицинской помощи и других служб, участвующих в ликвидации последствий происшествия.

Если пострадавший находится в сознании

Его экстренное извлечение производится так: руки участника оказания первой помощи проводятся под подмышками пострадавшего, фиксируют его предплечье, после чего пострадавший извлекается наружу.

При извлечении пострадавшего, находящегося без сознания или с подозрением на травму шейного отдела позвоночника

Необходимо фиксировать ему голову и шею. При этом одна из рук участника оказания первой помощи фиксирует за нижнюю челюсть голову пострадавшего, а вторая держит его противоположное предплечье.

После извлечения

После извлечения следует переместить пострадавшего на безопасное расстояние.

Способы перемещения пострадавшего до транспорта или в безопасное место

Перемещать пострадавшего до транспорта или в безопасное место можно различными способами, зависящими от характера травм и состояния пострадавшего, количества участников перемещения и их физических возможностей.

1. Перемещение пострадавшего в одиночку с поддержкой

Используется для перемещения легкопострадавших лиц, находящихся в сознании.

2. Перемещение пострадавшего в одиночку волоком

Применяется для перемещения на близкое расстояние пострадавших, имеющих значительный вес. Нежелательно использовать у пострадавших с травмами нижних конечностей.

3. Переноска пострадавшего в одиночку на спине

Может использоваться для переноски пострадавших, имеющих небольшой вес. Не применяется для переноски пострадавших, находящихся без сознания.

4. Переноска пострадавшего на руках

Используется лицами, имеющими достаточную для применения этого способа физическую силу. Этим способом возможна переноска пострадавших, находящихся без сознания. Нежелательно переносить так пострадавших с подозрением на травму позвоночника.

5. Переноска пострадавшего в одиночку на плече

При переноске таким способом следует придерживать пострадавшего за руку. Этот способ не применяется при переноске пострадавших с травмами груди, живота и позвоночника.

6. Переноска пострадавшего вдвоем на замке из четырех рук

Руки берутся таким образом, чтобы обхватить запястье другой руки и руки помощника. Фиксация кистей должна быть достаточно прочной, чтобы удержать пострадавшего.

7. Переноска пострадавшего вдвоем на замке из трех рук с поддержкой под спину

При использовании этого способа один из участников оказания первой помощи не берет руку в замок, а располагает ее на плече у другого. На эту руку пострадавший может опираться при переноске. Таким образом осуществляется переноска пострадавших, у которых есть риск потери сознания или пострадавших, которые не могут удержаться на замке из четырех рук.

8. Переноска пострадавшего вдвоем за руки и ноги

При переноске этим способом, один из участников оказания первой помощи держит пострадавшего за предплечье одной руки, просунув руки подмышки, а другой – под колени.

9. Переноска пострадавшего с подозрением на травму позвоночника

Для переноски пострадавшего с подозрением на травму позвоночника необходимо несколько человек, которые под руководством одного из участников оказания первой помощи поднимают и переносят пострадавшего. При переноске один из участников оказания первой помощи должен фиксировать голову и шею пострадавшего своими предплечьями. Более удобно и безопасно для пострадавшего с подозрением на травму позвоночника переносить его на твердой ровной поверхности (например, на щите).

Источник

Подготовка газодымозащитников

Наименование тем
Документы по ГДЗС
Тестирование

Подготовка газодымозащитников

Эвакуация пострадавших при пожаре (ЧС)

При возникновении чрезвычайной ситуации, вызванной возгоранием в общественных местах, где находится большое количество людей, самое главное — спасти человеческие жизни. Далее о том, как проходит эвакуация пострадавших при пожаре и ЧС.

Что такое эвакуация, ее правила

В современных офисах, зданиях супермаркетов, концертных залов, спорткомплексов и других объектов ввиду использования легковоспламеняющихся материалов локация огня быстро перемещается. Это становится причиной пожара, возникновения тревоги, страха и паники. Вследствие шокового состояния появляется беспорядочность передвижений, столпление на выходах, давка.

Поэтому необходимы быстрые действия служб, которые призваны эвакуировать людей. Эвакуация при пожаре представляет собой проведение комплекса мероприятий по спасению оказавшихся в зоне его распространения.

Они состоят в организации самостоятельного перемещения людей с территории, подверженной опасному воздействию огня, дыма и высокой температуры. Вынужденный процесс вывода из района бедствия проводится с помощью пожарников.

Они пользуются разработанной тактикой спасения людей на пожаре. Эвакуация требует соблюдения основных правил:

  1. Сначала выводят людей, пребывающих в самых опасных зонах.
  2. Если все находятся в одинаковых условиях, выносят детей, больных, стариков.
  3. Следует успокоить тех, кто оказался в охваченном огнем помещении.
  4. Спасатели руководят действиями на пожаре, подчиняют своей воле растерявшихся или запаниковавших людей и спокойно дают указания растерявшимся.

Во время проведения эвакуации соответствующие службы или руководитель мероприятий по тушению пожара отключают системы электроснабжения, , тепло- и газоснабжение, останавливают устройства, механизмы и другие источники опасности.

Организация эвакуации в условиях пожарной тревоги

Правильная организация эвакуации людей при пожаре начинается на этапе проектирования объекта. В ходе его эксплуатации проводится постоянный контроль за состоянием путей эвакуации. Также проверяется работоспособность инженерных систем здания, от которых зависит передвижение.

Чтобы не возникало излишнее скопление народа, а вывод был безопасным, в доме или здании существует заранее разработанные план и пути эвакуации.

Схема выхода расположена в доступном для общего обозрения месте. В соответствии с конструкцией строения, стрелками отмечены направления движения и выходы (эвакуационные и аварийные). В качестве путей эвакуации могут быть использованы:

  • основные входы и выходы;
  • технические балконы в новостройках, изолированные от общей площади;
  • лестничные клетки;
  • токи в перекрытиях и стенах строения или проделанные пожарными.
Читайте также:  Сколько готовятся грузди холодным способом

Оконные проемы и лоджии применяются как дополнительные выходы в случае воспламенения внутренних лестниц и коридоров, их сильной задымленности или превышения допустимых норм продуктов горения и температуры воздуха.

Для создания плана эвакуации конкретного объекта используют методический эвакуационный план. В его текстовой части содержатся указания на действия при возникновении пожара, акцентируется необходимость вызова подразделений МЧС подразделений по указанным телефонам. Чаще всего создают несколько планов, в которых учитывают время суток, безопасность маршрутов, количество людей, действия персонала, возможные места возгорания и т. д.

Спасение пострадавших на пожаре сопровождается оснащением и техническими приемами, к которым относятся:

  1. Обработка объектов огнетушащими охлаждающими средствами. Они устраняют дым, предотвращают возможный взрыв или возгорание.
  2. Установка автолестниц (автоподъемников) и использование стационарных их вариантов.
  3. Применение насосно-рукавных систем для транспортирования смеси воды и пенообразователя.
  4. Спасательное оборудование и пожарный инструмент.
  5. Амортизирующие устройства, бечевки, трапы.
  6. Приспособленные и доступные средства и материалы.

Уберечь от действия угарного газа и защитить дыхательные органы от ожогов призваны изолирующие и шланговые респираторы, а также автономные дыхательные аппараты.

Профессиональная эвакуация пострадавшего из зоны опасности

Безопасная эвакуация пострадавших на пожаре – главная задача спасателей-профессионалов. Ее проведение зависит от их слаженных действий и нуждается в создании четкого плана действий по спасению людей. Чтобы иметь представление об уровне сложности, пожарная бригада оценивает уровень сложности в сложившейся ситуации.

Далее работники службы чрезвычайных ситуаций приступают к проведению безопасной эвакуации. Они помогают людям эвакуироваться, используя несколько способов:

  • выход (с сопровождением или без);
  • вынос на плечах, на руках или взяв пострадавшего за руки и ноги;
  • спуск с помощью спасательной техники, специальных устройств, рукавных систем для транспортирования;
  • воздушных подушек, канатов и веревок.

Овладение знаниями при подготовке газодымозащитников проводится в соответствии с Порядком подготовки личного состава пожарной охраны и предполагает изучение теории по вопросам эвакуации и приобретение практических навыков.

Приемы переноски пострадавших одним, двумя или тремя спасателями

Выбор способа перемещения в ходе проведения эвакуации людей при пожаре

зависит от состояния человека, пострадавшего во время пожара. Переноску производят на медицинских, специально предназначенных или импровизированных носилках, с помощью лямки и на руках.

Переноска на носилках

Это способ могут осуществить 2 или 4 человека. Носилки ставят возле пострадавшего (с поврежденной стороны). Далее 2–3 спасателя заходят с другой стороны, опускаются на колени. Подведя с осторожностью руки под пострадавшего, приподнимают. Третий пожарный пододвигает носилки, на которые укладывают больного с ожогами. Передвигаются они, слегка согнув колени, идти «в ногу» не следует. Можно использовать прием транспортировки на одеяле или щите.

Перемещение на руках

Один газодымозащитник на спине или плечах может переносить пострадавшего, находящегося в лежачем, сидячем или стоячем положении. Возможен вариант волочения: для этого он берет руку пострадавшего, сгибает ее в локте и прижимает к груди, оставляя большие пальцы снаружи. Можно использовать также покрывало.

Два спасателя способны эвакуировать потерпевшего при использовании кольца или перекладины для переноски. При отсутствии приспособлений его переносят на скрещенных руках или на стуле. Возможен вариант, при котором один из них берет пострадавшего под руки, второй — под колени. Затем, подняв, переносят.

Человека с большим весом могут перенести три пожарника, если сложат руки в виде стула. Удобным будет передвижение потерпевшего на одеяле, покрывале или простыне: один из них берет один конец и идет впереди. Второй и третий держат края холста и следуют за ним.

Знать все нюансы и особенности при проведении эвакуационных действий крайне важно в условиях пожара, потому что от этого зависят жизни многих людей.

Источник

Вынос и транспортировка пострадавших из очагов поражения»

Тема № 19. «Вынос и транспортировка пострадавших из очагов поражения».

Поиск, вынос, вывоз пострадавших из очага.

Транспортные средства, используемые для эвакуации пострадавших и больных.

Этапы медицинской эвакуации.

Эвакуация — это система мероприятий по транспортировке пораженных с места происшествия или из очага массовых потерь и доставке их в лечебные учреждения. Эвакуация — вынужденное мероприятие, необходимость которого обусловлена невозможностью на месте происшествия (в очаге) оказать исчерпывающую медицинскую помощь пострадавшему и его лечение. Эвакуацию следует рассматривать не как просто вывоз пораженных людей, а как слагаемое непрерывного лечебного процесса.

Великий русский хирург называл транспортировку «безусловным, но неизбежным злом». Эвакуация начинается с погрузкой пострадавшего в санитарный или любой другой транспорт. До эвакуации осуществляется организованный вынос или вывоз пострадавших из очага.

В постановлении Правительства Российской Федерации от 01.01.01 года № 000 «Вопросы Всероссийской службы медицины катастроф» указано, что «розыск пораженных, их извлечение из-под завалов, из очагов пожаров, вынос (вывоз) с местности (участка, объекта), зараженной радиоактивными и сильнодействующими ядовитыми веществами, оказание первой медицинской помощи на месте поражения выполняется аварийно-спасательными формированиями единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». Там же указано, что подготовка населения и спасателей к оказанию первой медицинской помощи возлагается на службу медицины катастроф. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 5 ноября 1995 года № 000 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС» в эту систему входят практически все министерства и ведомства страны.

Глубокий гуманный смысл заложен в словах о том, что «. главный признак совершенства санитарного строя — это быстрая, тщательная и своевременная уборка раненых с поля боя».

Как показывает опыт работы, наиболее сложным является розыск, извлечение и вынос пораженных через завалы, очаги пожаров, участки зараженной местности и т. п. Поиск осуществляется путем тщательного обследования пораженной территории, при этом особое внимание уделяется труднодоступным местам, развалинам домов и других строений, подвалам, технике и др. В случае возникновения массовых потерь могут создаваться поисковые группы в составе 2-3 человек, каждой из которых назначается участок или сектор поиска. На более или менее открытой местности возможен поиск методом «санитарные грабли», при котором спасатели передвигаются цепью на расстоянии видимости друг от друга. Иногда выставляются санитарные патрули, используются специально обученные поисковые санитарные собаки.

В условиях мирного времени вынос пораженных чаще всего осуществляется вручную, без использования технических средств, транспортеров и т. п. Существует несколько основных способов выноса из очага:

— на руках одним или двумя спасателями (на спине, не плече, перед собой, на руках,
на «замке»);

— на табельных санитарных носилках (230 X 60 X 20 см);

— на мягких носилках (в тесных проходах, в завалах и др.);

— с использованием подручного материала и самодельных носилок (из двух жердей
и верхней одежды, одеяла или мешков);

Читайте также:  Скинорен гель способы применения

— с использованием носилочной лямки (360 X 6,5 см) — «кольцом» или
«восьмеркой»;

— с использованием пневматических носилок и различных приспособлений для иммобилизации.

Вынос на руках одним или двумя носильщиками — физически тяжелый труд, поэтому вынос осуществляется на незначительные расстояния, как правило, там, где нельзя применить санитарные носилки.

Парное двумя лицами переноска больного в полу — сидячем положении Передвижение с поддержкой,
В положении сидя с помощью «замка»

Переноска ни спине

Переноска больного на носилках

Переноска пораженного вдвоем на носилках для согласованности действий или при выносе пострадавшего на руках даются команды. Команды краткие и запоминающиеся: «становись!», «берись!», «поднимай!», «вперед!», «опускай!». Идущий спасатель вторым, наблюдает за состоянием транспортируемого пострадавшего.

Вопрос о положении пострадавшего при переноске его на носилках — головой или ногами вперед — остается нерешённым. Есть довольно веские аргументы за тот и другой способ, но принципиально это не так важно.

Средняя скорость движения носилочного звена при осуществлении выноса пораженных редко превышает 2 — 2,5 км/час, а чаще всего она значительно ниже.

При невозможности подхода транспорта непосредственно к очагу поражения и при необходимости выноса пораженных на значительные расстояния применяют эстафетный метод или метод подстав, при котором вынос осуществляется с передачей пострадавшего последующему звену носильщиков. При этом происходит обмен носилок. Каждое звено работает на отведенном ему отрезке расстояния, на котором время переноски пораженного не превышает 10-15 минут.

Носилки из подручных средств

1. Носилки из двух
палок и шинели.

2. Носилки из двух
жердей и плащ-
палатки.

3. Носилки из двух
жердей и двух
мешков

Места погрузки пострадавших на санитарный транспорт выбирают как можно ближе к участкам или зонам поражения, безусловно, за пределами возможного воздействия поражающих факторов (заражение выше допустимых уровней и концентраций, пожары, опасность обрушения зданий и др.). При эвакуации пораженных железнодорожным, воздушным или водным транспортом развертываются прирельсовые, аэродромные или припортовые эвакоприемники с медицинским персоналом, запасами медикаментов и имущества. Задача эвакоприемников — подготовка пострадавших к длительной эвакуации, оформление документации, проведение некоторых санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

В военное время для вывоза раненых с поля боя успешно применялись лыжно-носилочные установки, лодочки волокуши, собачьи упряжки, а в условиях гор — вьючный транспорт. Современная армия оснащена транспортерами переднего края (ТПК) на ко­лёсах (ЛуАЗ-967М) или транспортёрами на гусеничном ходу (ГТ-СМ, МТЛБ).

Необходимо помнить, что эвакуация в любом случае вредна для пострадавшего, часто приводит к осложнениям, а в некоторых случаях значительно утяжеляет состояние пострадавшего. Отсюда вывод — основной задачей спа­сателей, сотрудников УВД и ГИБДД, а также медицинских работников, организующих эвакуационные мероприятия, можно считать максимальное ослабление пагубных последствий транспортировки для эвакуируемых людей. В связи с этим необходимо выделить несколько условий, соблюдение которых поможет решению этой задачи:

— сочетание эвакуации с проведением лечебных мероприятий в ходе
транспортировки;

— максимальное сокращение времени эвакуации
(применение щадящих способов эвакуации);

— минимальное количество перекладывания пострадавшего с носилок на носилки,
из транспорта в транспорт;

— осуществление эвакуации (по возможности) в то лечебное учреждение, где
пострадавший останется до окончательного исхода. Эвакуация может осуществляться наземными (автомобиль, поезд, гужевой транспорт), водными и воздушными средствами. В соответствии с Женевской конвенцией 1949 года санитарный транспорт обозначается красными крестами на белом фоне со всех сторон и сверху.

Наиболее часто для эвакуации применяются наземные транспортные средства, из которых безусловный приоритет имеют автомобили: специальные (санитарные) автомобили, приспособленные и случайные автотранспортные средства.

Санитарные автомобили, которые применяются для эвакуации пострадавших:

— УАЗ-452А, максимальная загрузка 5 человек лёжа, и 1 сидя;

— АС-66, максимальная загрузка 9 человек лёжа, и 6 сидя;

— ГАЗ-24 («Волга»), 1 лёжа, 1-2 сидя;

— РАФ, «Газель», 2 лёжа, 2 сидя;

Эти цифры могут меняться в зависимости от комбинаций загрузки транспорта носилочными (тяжелыми) и пострадавшими с легкой степенью поражения, однако необходимо знать, что расчет потребности в эвакуационном транспорте сводится в конечном итоге к расчету эвакуации тяжело пострадавших и пострадавших средней тяжести, то есть к расчету эвакуации носилочных («лежачих»).

Для обустройства приспособленного под эвакуацию транспорта, а это чаще всего пассажирские автобусы и бортовые машины, существуют транспортно-санитарные комплекты оборудования (ТСО) и универсальное санитарное оборудование (УСО), которые позволяют эвакуировать одновременно от 15 до 24 носилочных пострадавших в автобусе и 10-15 на грузовой машине под тентом. Время на переоборудование одного автобуса обученной бригадой из 3-х человек не превышает 1,5-2 часа.

Для эвакуации по воздуху используются любые виды и типы авиационной техники. В принципе все виды воздушных судов, выпускаемые в Советском Союзе и в наше время, приспособлены для очень быстрого переоборудования в санитарный вариант с помощью специальных комплектов лямок и кронштейнов. Вместимость воздушных судов, наиболее часто используемых для эвакуации в мирное время:

Эвакуация по железной дороге, чаще всего, осуществляется в военное время или при перевозке части пострадавших из одного региона в другой. Вместимость санитарного вагона равна количеству плацкартных мест в нем, вместимость санитарного эшелона (санитарного поезда) 500-600 человек. При длительном движении оборудуется вагон-кухня, прачечная, вагон-аптека, операционная, изоляторы и др. Эвакуационные санитарные летучки ГО предназначены для эвакуации в военное и мирное время на расстояние от 100 до 400 км.

Эвакуация по водным путям осуществляется всеми видами пассажирских и некоторыми видами вспомогательных плавучих средств. Пассажирские суда для эвакуации пострадавших практически не подвергаются переоборудованию, и только в случае вынужденной их перегрузки устанавливаются дополнительные приспособления для размещения носилок вне пассажирских кают.

Для погрузки и разгрузки судов используются специальные приспособления типа «беседки», позволяющей перемещать одновременно несколько пораженных, «желоба», позволяющего без особых неудобств перемещать пораженных непосредственно через борт судна. Также используются, канатные дороги «судно-берег» или «судно-судно», специальные корабельные носилки, на которых пострадавший транспортируется в сидячем положении одним носильщиком.

Эвакуация ведется по специально выделенным маршрутам, дорогам, улицам города. Эти маршруты вместе с находящимися на них временными или постоянными медицинскими учреждениями называются путями эвакуации. Несколько путей эвакуации приблизительно в одном направлении при крупномасштабных катастрофах составляют эвакуационное направление. Медицинские учреждения на путях эвакуации называются этапами медицинской эвакуации. Это могут быть, фельдшерско-акушерские пункты, сельские амбулатории, участковые, районные или городские больницы. Также это могут быть медико-са­нитарные части, лечебно-диагностические центры, областные (республиканские) больницы. Пострадавшие эвакуируются, чаще всего, последовательно по этапам. При этом, чем меньше этапов медицинской эвакуации «пройдет» пострадавший до окончательного этапа, тем лучше.

2. Понятие об эвакуационно-транспортной сортировке.

Распределение по видам транспорта.

Функциональные положения при эвакуации.

Подготовка к эвакуации.

Функциональные положения при эвакуации различных категорий пораженных.

Медицинское сопровождение пострадавших.

На догоспитальном этапе, то есть у очага поражения, эвакуации подлежат практически все пострадавшие. Спасателям, возможно, еще до прибытия медицинских работников придется решать следующие важнейшие для сохранения здоровья и сохранения жизни пострадавших вопросы:

Читайте также:  Лечение чирья народными способами

— кого эвакуировать в первую очередь, во вторую и т. д. особенно при явной
нехватке транспорта;

— кого эвакуировать санитарным транспортом, кого — приспособленным и
случайным;

— на носилках или сидя и, если эвакуация на носилках, то в каком положении
эвакуировать пострадавшего;

— в каком случае нужно сопровождение транспорта с пострадавшими, в каком — это
необязательно.

Всё это должно отложиться в сознании спасателя и использоваться вплоть до автоматизма.

Эвакуацию с максимальной возможностью нужно осуществлять по предназначению. В упрощенном виде это значит, что санитарный или приспособленный автомобиль следует загружать однопрофильными пораженными, т. е. такими лицами, которые будут эвакуированы в одно и то же лечебное учреждение. Это, во-первых, значительно снижает время пребывания в пути каждого пораженного, а во-вторых, исключает лишние перегрузки с носилок на носилки.

Приоритет в эвакуации должны иметь лица, которым угрожает гибель, если им не будет оказана квалифицированная медицинская помощь в кратчайшие сроки: пострадавшие с артериальным кровотечением или поражением внутренних органов, беременные женщины, лица с тяжелыми отравлениями, с признаками удушья (асфиксии), лица, на­ходящиеся в состоянии тяжелого травматического шока. Практически во всех случаях приоритет в эвакуации имеют дети. Перечисленные категории должны быть эвакуированы в первую очередь, непременно санитарным транспортом по возможности в сопровожде­нии медицинского работника. Необходимо стараться осуществить эвакуацию родственников, а особенно родителей и детей, в одном санитарном транспорте. Это избавляет людей от излишних переживаний, что в итоге благоприятно сказывается на дальнейшем восстановлении здоровья пострадавших.

Как показывает опыт ликвидации последствий крупномасштабных катастроф (Армения, 1988 год, Ивановская обл., 1984 год и другие) сложность и трагичность обстановки в зоне катастрофы, массовость потерь, элементы паники могут внести и вносят хаос в работе спасателей и медицинских работников. Отчетливо просматривается стремление как можно быстрее эвакуировать пострадавших на первом попавшемся транспорте, без соответствующей подготовки и без учета тяжести состояния пострадавшего. В такой ситуации имели место случаи, когда тяжело пострадавших эва­куировали на случайном транспорте, без сопровождения в то время, как пострадавшие средней тяжести эвакуировались санитарным транспортом.

Что же включатся в понятие «подготовка пострадавшего к эвакуации» для спасателей, сотрудников ГИБДД, пожарных и др. В принципе, это несколько мероприятий, проведенных по показаниям, без которых пострадавший просто не доедет до больницы:

— срочное проведение простейших реанимационных мероприятий (искусственное
дыхание «изо рта в рот» и непрямой массаж сердца;

временная остановка артериального кровотечения с помощью импровизированного жгута и давящей повязки;

— придание пострадавшему наиболее безопасного положения;

— дача или введение обезболивающих (таблетки, уколы) средств из специальной аптечки;

— иммобилизация при переломе конечностей и наложение шины Шанца при подозрении на перелом шейных позвонков;

— введение (при их наличии) антидотов в случаях отравлений.
Пострадавшего в холодное время года необходимо обогреть, или защитить от прямых солнечных лучей в жаркое время года, успокоить, если он в сознании, если нет — постараться привести в сознание с помощью нашатырного спирта, ингаляций кислорода (при его наличии) и другими доступными способами.

Очень важен правильный выбор положения пострадавшего при эвакуации.

Так, например, лица с подозрением на перелом позвоночника эвакуируются в положении лёжа на щите (на жесткой основе). Только в положении лёжа транспортируются лица с переломами костей таза, пострадавшие с травмой органов грудной клетки и легочным кровотечением транспортируются в полу сидячем положении. При значительной потере крови пострадавшего укладывают так, чтобы нижние конечности были несколько выше головы, при этом на конечности накладывают жгуты для увеличения объема циркулирующей крови в жизненно важных органах (головной мозг, сердце). Уместно напомнить, что устройство креплений в санитарных машинах предусматривает превышение головного конца носилок над ножным концом приблизительно на 3 — 4 градуса. При подозрении на травматический разрыв органов брюшной полости пострадавший должен лежать на боку с поджатыми к грудной клетке ногами — такое положение чаще всего пострадавший инстинктивно принимает сам. Важно помнить, что при подозрении на

разрыв внутренних органов брюшной полости пострадавшему ни в коем случае нельзя давать воду и обезболивающие средства — эвакуация в первую очередь! При поражениях, сопровождающихся рвотой (отравления, черепно-мозговая травма) эвакуируемый должен лежать на боку. Пострадавших, которые находятся без сознания, транспортируют в положении лёжа на боку или лёжа на животе с повёрнутой на бок головой и подложенной под голову рукой.

Необходимо быть готовым к тому, что определенная часть пострадавших будет находиться в состоянии истерии, сильнейшего двигательного возбуждения, с агрессивными проявлениями и т. п. Такие пострадавшие должны быть надежно фиксированы к носилкам или фиксированы каким-либо другим безопасным способом с обязательным применением успокаивающих средств.

В некоторых случаях сопровождение пораженных может возлагаться на личный состав санитарных дружин, если санитарные дружины привлекаются для ликвидации последствий ЧС, Понятно, что речь идет только о крупномасштабных чрезвычайных ситуациях с массовыми санитарными потерями.

3. Погрузка пострадавших на эвакуационный транспорт (оборудование санитарного и приспособленного транспорта, правила погрузки и ее очередность).

Санитарный автомобильный транспорт для эвакуации пострадавших должен быть соответствующим образом оборудован. Обязательным является наличие питьевой воды в специальных или приспособленных ёмкостях из расчета 0,4 — 0,5 л на человека, предметы ухода (поильники, мочеприемники, утки, подкладные судна и др.). При наличии в транспорте сопровождающего из числа медицинских работников в транспорте содержится запас медикаментов, перевязочных средств, необходимого инструментария, кислорода. При этом транспорт должен быть дополнительно оборудован кронштейнами или подвесками, на которых укрепляются системы для переливания крови и кровезамещающих жидкостей (во время транспортировки во многих случаях по жизненным показаниям необходимо проводить инфузионную терапию).

Погрузка пораженных осуществляется с обязательным соблюдением некоторых правил и положений:

— при погрузке носилок в несколько ярусов вначале укрепляются самые верхние
носилки, затем средние и, наконец, нижние; разгрузка идет в обратном порядке, что
исключает возможность дополнительного травматизма пораженных при срыве установленных или снимаемых носилок; это относится ко всем видам санитарного и приспособленного транспорта;

— загрузка осуществляется «головой вперед»;

— тяжело поражённые лица загружаются в первую очередь, размещаются ближе к кабине (автобус, приспособленная бортовая машина) и не ваше второго яруса;

— поражённые лица с транспортной иммобилизацией размещаются на верхних ярусах.

В Вооружённых Силах Российской Федерации существуют специальные нормативы по погрузке и разгрузке санитарного транспорта. Представляет интерес факт погрузки ранеными санитарного автомобиля УАЗ-452А тремя санитарами: 3 – 4минуты, что может быть ориентиром для спасателей.

Источник

Оцените статью
Разные способы