- Тема 1. Способы транспортировки нефти и газа
- Способы перевозки угля и нефти
- Ответ или решение 2
- Перегонка нефти с помощью системы нефтепроводов
- Перевозка нефти и угля с помощью железнодорожного сообщения
- Перевозки морским транспортом
- Транспортировка угля и нефти автомобильным транспортом
- Способы транспортировки нефти и их особенности: описываем досконально
- Виды транспортировки нефти
- Автомобильная транспортировка нефтепродуктов
- Смешанные транспортировки
- Транспортировка нефтепродуктов через трубопровод
- Другие способы транспортировки
- Морская траспортировка нефтепродуктов
- Железнодорожная транспортировка нефти
Тема 1. Способы транспортировки нефти и газа
В настоящее время для транспортирования энергоносителей используют железнодорожный, водный, автомобильный и трубопроводный транспорт.
Железнодорожный транспорт – наиболее распространенный вид транспорта для перевозки грузов. Перевозка жидких нефтяных грузов осуществляется в специальных стальных вагонах-цистернах грузоподъемностью 50, 60 и 120 т, выполненных из листовой стали толщиной 8 — 11 мм. Налив нефтепродуктов в цистерну, как правило, производится сверху, а слив снизу. Цистерны оборудуются смотровыми площадками, внутренними и наружными лестницами, нижними сливными приборами и другими необходимыми устройствами для надежной эксплуатации в пути следования и при сливно-наливных работах.
В качестве тары для нефтегрузов применяются металлические, пластмассовые и деревянные бочки и бидоны, фанерные и металлофанерные ящики и барабаны, стеклянные бутылки, хлопчатобумажные и бумажные мешки и др.
Водный транспорт нефти делится на речной – по внутренним водным путям (рекам, озерам) и морской – по морям и океанам (как по внутренним морям континента, так и между континентами). По рекам и озерам нефть перевозится в баржах (в том числе самоходных) и в речных танкерах — специальных самоходных судах, предназначенных для перевозки нефтегрузов. Баржи отличаются от танкеров тем, что не имеют собственных насосов. Морской транспорт нефтегрузов осуществляется морскими танкерами – судами большой грузоподъемности, способными пересекать океаны и моря. Чем больше грузоподъемность танкера, тем дешевле перевозка. Грузоподъемность современных морских супертанкеров достигает миллиона тонн. Эффективность использования супертанкеров повышается с увеличением дальности перевозок, на малых расстояниях они перестают быть рентабельными.
Танкер – это самоходное судно, корпус которого системой продольных и поперечных переборок разделен на отсеки. Для сбора продуктов испарения нефтегрузов и регулирования давления в танках на палубе танкера устроена специальная газоотводная система с дыхательными клапанами.
Сооружаются балктанкеры – комбинированные суда, предназначенные для перевозки нефтей и нефтепродуктов, навалочных грузов и руды.
Имеются танкеры класса «река – море» грузоподъемностью 5000 т повышенной прочности. Эти суда даже способны совершать рейсы в открытых морях — таких, как Средиземное, Охотское.
Нефтеналивные суда характеризуются следующими основными показателями:
– водоизмещением – массой воды, вытесняемой груженым судном.
Водоизмещение судна при полной осадке равно собственной массе судна и массе полного груза в нем, включая все необходимые для плавания запасы;
– дедвейтом – массой поднимаемого груза (транспортного и хозяйственного);
– грузоподъемностью – массой транспортного груза;
– осадкой при полной загрузке;
– скоростью при полной загрузке.
Автомобильный транспорт – основной вид транспорта для доставки нефтепродуктов с распределительных нефтебаз и наливных пунктов непосредственно к местам потребления (на АЗС, заводы, фабрики, автобазы и т.д.). Автотранспортом можно перевозить все типы углеводородных жидкостей. В нашей стране его применяют для транспортирования нефтепродуктов и сжиженных углеводородных газов (СУГ). Для перевозки сырой нефти автотранспорт практически не используют.
Перевозки нефтепродуктов и СУГ автомобильным транспортом осуществляют, в основном, в пределах от 10 до 300 километров. При больших расстояниях автотранспорт неэкономичен по сравнению с железнодорожным, и его применяют лишь там, где отсутствует сеть других видов транспорта (например, на Севере и т. д.). Массовые нефтепродукты (бензин, дизельное топливо, мазут, некоторые масла) перевозят в специализированных автомобильных цистернах и автоприцепах, мелкие партии нефтепродуктов — в таре на бортовых машинах.
Воздушный транспорт нефтепродуктов из-за значительной стоимости применяют лишь для снабжения отдельных пунктов на Крайнем Севере, дрейфующих станций и зимовок в Арктике. Доставку нефтепродуктов воздушным транспортом осуществляют, как правило, в бочках.
Трубопроводный транспорт нефтегрузов осуществляется по специальным трубопроводам от мест производства к местам потребления. По перекачиваемому продукту трубопроводы подразделяют на нефтепроводы, перекачивающие нефть, и нефтепродуктопроводы, перекачивающие бензины, дизельные топлива, керосины, мазуты.
В зависимости от вида транспортируемого продукта различают следующие типы узкоспециализированных трубопроводных систем: нефтепроводы, нефтепродуктопроводы, газопроводы и трубопроводы для транспортирования нетрадиционных грузов. Достоинства и недостатки видов транспорта газа, нефти и нефтепродуктов представлены в таблице 1.
К магистральным нефтепроводам относятся трубопроводы диаметром от 529 до 1220 мм и протяженностью не менее 50 км, предназначенные для доставки нефти из районов добычи на нефтеперерабатывающие заводы или пункты налива нефти в железнодорожные вагоны-цистерны или в места погрузки ее на танкеры. Производительность магистральных нефтепроводов составляет от 0,7 до 80 млн. т нефти в сутки.
К магистральным нефтепродуктопроводам относятся трубопроводы диаметром не менее 219 мм и протяженностью не менее 50 км, предназначенные для транспортировки нефтепродуктов из районов их производства, а также перевалочных нефтебаз в районы потребления – до распределительных нефтебаз, наливных станций, портов, крупных промышленных предприятий, ТЭЦ и др.
Таблица 1. – Достоинства и недостатки видов транспорта газа, нефти и нефтепродуктов
Вид транспорта | Достоинства | Недостатки |
Железнодорожный | – универсальность (перевозка всех видов нефти и нефтепродуктов, газа в любых объемах); – равномерность доставки грузов в течение всего года с более высокой скоростью, чем водным транспортом; – доставка газа и нефтепродуктов в большинство пунктов потребления в связи с наличием разветвленных железнодорожных сетей в густонаселенных промышленных и сельскохозяйственных районах. | – большие капитальные затраты при строительстве новых, ремонте и реконструкции существующих линий; – относительно высокие эксплуатационные затраты; – относительно низкая эффективность использования мощности подвижного состава (цистерны в обратном направлении идут незагруженными); – значительные потери нефти и нефтепродуктов при транспорте и разгрузочно-погрузочных операциях; – необходимость специальных сливно-наливных пунктов и пунктов зачистки вагонов-цистерн, автоматических газонаполнительных компрессорных станций. |
Водный | – неограниченная пропускная способность водных путей; – в большинстве случаев нет необходимости в создании дорогостоящих линейных сооружений; | – провозная способность флота ограничивается грузоподъемностью и другими показателями передвижных средств флота, производительностью причального и берегового нефтебазового хозяйства. |
Автомобильный | – доставка небольших партий нефтепродуктов на различные расстояния с большой скоростью; – большая маневренность и высокая проходимость; – высокая оперативность. | – высокие затраты на эксплуатацию, в 10 – 20 раз стоимость перевозок автотранспортом выше, чем по железной дороге; – сравнительно небольшая грузоподъемность автоцистерн, неполная загрузка подвижных средств из-за порожних пробегов цистерн; – зависимость от наличия и технического состояния дорог. |
Воздушный | – доставка небольших партий нефтепродуктов на различные расстояния с большой скоростью; – отсутствует необходимость в дорогах; – высокая оперативность. | – высокие затраты на эксплуатацию; – сравнительно небольшая грузоподъемность; – зависимость от погодных условий. |
Трубопроводный | – наиболее низкая себестоимость перекачки; – небольшие удельные капитальные вложения на единицу транспортируемого груза и быстрая окупаемость затрат при строительстве трубопроводов; – бесперебойная поставка в течение года, практически не зависящая от климатических условий; – высокая производительность труда; – незначительные потери нефтей, газа и нефтепродуктов при перекачке; – сравнительно короткие сроки строительства; – возможность перекачки нескольких сортов нефти и нефтепродуктов по одному трубопроводу; – возможность наращивания пропускной способности трубопровода за счет строительства дополнительных насосных станций, компрессорных станций и прокладки параллельных участков (лупингов). | – крупные единовременные капитальные вложения в строительство (необходимо проложить весь трубопровод); – потребность в крупных материальных затратах на заполнение всего трубопровода нефтью или нефтепродуктом при вводе в эксплуатацию. Особенно велики эти затраты для магистральных нефтепродуктоводов: большая металлоемкость, необходимость устойчивого грузопотока на длительное время, небольшая скорость движения нефти и нефтепродуктов (5–10 км/ч). |
1. Железнодорожный транспорт.
2. Автомобильный и водный транспорт.
3. Трубопроводный транспорт.
4. Достоинства и недостатки видов транспорта газа и нефти.
Источник
Способы перевозки угля и нефти
Ответ или решение 2
Уголь и нефть являются важными полезными ископаемыми. Не во всех районах земного шара их достаточно. Поэтому люди для перевозки этих продуктов используют различные виды транспорта:
-1- для угля это автомобильный, морской, железнодорожный. Последний вид транспорта является самым экономным и безопасным.
-2- для нефти — автомобильный, морской, железнодорожный, трубопроводный.
Перекачивать нефть по трубопроводам впервые предложил русский ученый-естествоиспытатель Д.И. Менделеев.
Основные способы перевозки угля и нефти имеют много общего, но есть и тонкости связанные с различием в структуре этих полезных ископаемых.
Перегонка нефти с помощью системы нефтепроводов
В силу своей жидкой консистенции нефть удобно транспортировать непосредственно с места добычи через систему нефтепроводов. Такой способ целесообразен в случаях колоссальных объёмов поставляемого сырья и довольно длинного расстояния.
Перевозка нефти и угля с помощью железнодорожного сообщения
Когда речь идет о доставке полезных ископаемых по суше на большие расстояния и в большом количестве, то на помощь приходят перевозки железнодорожным транспортом. Уголь перевозится составами, состоящими из грузовых вагонов для сыпучих веществ.
Нефть закачивается в специальные железнодорожные цистерны. Стоит отметить, что такой вид грузов является опасным.
Перевозки морским транспортом
Иногда уголь и нефть нужно переместить с помощью водных путей сообщения, в основном это касается трансконтинентальных и морских перевозок. Нефть перевозят так называемые нефтяные танкеры – корабли в хранилищах, которых может поместиться несколько тысяч тонн нефти. Причем нефтяные танкеры могут подразделяться на несколько видов:
- непосредственно корабли, доставляющие нефть из пункта А в пункт Б, их вместимость может варьироваться;
- танкеры, служащие для заправки нефтью кораблей, вышедших в море;
- плавучие и прибрежные установки, которые сочетают в себе функции добычи, хранения и транспортировки нефти.
Уголь по воде перевозят балкерами – специальными суднами для транспортировки раз личных грузов. При этом такие корабли тоже могут перевозить разные по тоннажу партии угля. Уголь перевозят с помощью балкеров, как по рекам, так и по морям, между континентами.
Транспортировка угля и нефти автомобильным транспортом
Если нужно отвезти небольшое количества сырья на сравнительно малое расстояние, то не имеет никакого смысла пользоваться дорогими железнодорожными или водными перевозками. Тогда нанимается для нефти специальная цистерна для жидких, огнеопасных грузов. Уголь же перевозят с помощью обыкновенных самосвалов.
Источник
Способы транспортировки нефти и их особенности: описываем досконально
Россия является одним из лидеров нефтяного рынка (по итогам 2015 года добыча составила 534 млн тонн). Крупные, средние и малые месторождения расположены по всей территории страны, их эксплуатация невозможна без решения вопроса о способе транспортировки. Выбранный вид транспорта должен обеспечить постоянность поставок, независимо от сезонных и прочих факторов, поскольку добычу на многих месторождениях, например, расположенных в условиях Крайнего Севера, просто невозможно остановить.
Виды транспортировки нефти
Существует четыре основных вида транспортировки: железнодорожный, водный, автомобильный и трубопроводный. Выбор в пользу той или иной формы зависит от того, насколько она сможет обеспечить регулярность, и от себестоимости, которая связана с расположением нефтепромыслов, нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) и другими факторами.
Например, все регионы страны охватывает сеть автомобильных дорог. Однако из-за ограничения грузоподъемности автомобилей у этой формы транспорта очень высокая себестоимость. Поэтому автомобильные перевозки используются лишь на короткие расстояния и преимущественно для нефтепродуктов.
Значительно ниже себестоимость водного транспорта, который делится на морские и речные перевозки. Однако и у него есть несколько важных ограничений. Во-первых, он доступен далеко не везде — многие месторождения и НПЗ расположены в глубине континента. Во-вторых, из-за сезонности и особенностей климатических условий навигация по некоторым маршрутам доступна лишь в летний период.
Этих недостатков лишены железнодорожный и трубопроводный виды транспорта, использование которых доступно практически в любых погодных условиях и на любые расстояния. В железнодорожных перевозках применяются специальные цистерны. Состав из таких вагонов формирует наливной маршрут. Себестоимость перевозки вагонов обратно пропорциональна их количеству. Однако железнодорожный транспорт также имеет существенные недостатки. Ключевые из них — большие капитальные вложения при строительстве и реконструкции путей, относительно высокие эксплуатационные расходы.
Единственный вид транспорта нефти, для которого характерны низкие операционные издержки — трубопроводный. Он может использоваться как для перекачки нефти (нефтепроводы), так и для перекачки различных нефтепродуктов (нефтепродуктопроводы). Сейчас по трубопроводам проходит более 90% добываемой в стране нефти. Длина магистральных трубопроводов, находящихся под управлением ОАО «АК «Транснефть», превышает 70 тыс км.
В отдельных случаях нефтепродукты доставляют потребителям авиатранспортом, например, для срочной переброски горючего в небольших количествах или в малодоступные места, при невозможности использовать другие виды транспорта.
Автомобильная транспортировка нефтепродуктов
На сегодняшний день автомобильные перевозки нефтепродуктов не являются наиболее распространенным способом, поскольку имеют рая недостатков. Так, к примеру, большого количества нефти на автомобиле перевезти невозможно. Поэтому автоцистернами пользуются, как правило, для перевозки нефтепродуктов на небольшие расстояния.
К тому оснащение автомобиля, который везет столь опасный груз должно быть на высоком уровне и автомобиль должен пройти множество проверок и регистраций в органах по надзору, к тому он должен быть специальным оборудованием и знаками. Как правило, такое оснащение стоит немалых денег, поэтому сама автоперевозка не является выгодным вариантом. Остальные названные виды транспортирования нефтепродуктов являются наиболее распространенными и приемлемыми для перевозок на дальние расстояния.
Смешанные транспортировки
Очень часто конечный потребитель расположен достаточно далеко от мест добычи и транспортировки. Как правило, в таких случаях не удается организовать «прямые поставки» и приходится передавать нефтяные грузы с одного вида транспорта на другой. Перемещение грузов несколькими видами транспорта называется смешанными перевозками.
Например, нефтепродукты с нефтеперерабатывающего завода могут перевозиться морем с помощью танкеров. Затем в устье реки их перекачивают в баржу, плывущую на головную станцию нефтепродуктопровода, по которому транспортируются на распределительные нефтебазы. Оттуда через железные дороги они будут распределены по мелким нефтебазам, которые с помощью бензовозов переправят их конечным потребителям. Чаще всего встречается сочетание трубопроводного с железнодорожным транспортом, на долю которых приходится более 80% перевозок.
Транспортировка нефтепродуктов через трубопровод
Прогон нефтепродуктов по трубопровод является одним из наиболее недорогих и безопасных методов транспортировки нефтепродукции. Как известно, нефтяные трубопроводы служат для доставки нефти между городами и между государствами. Сам процесс осуществляется посредством того, что на обоих концах трубы установлены специальные насосы, которые создают давление, за счет которого и происходит движение нефти по трубам.
Сегодня существует две разновидности трубопроводов для транспортировки нефтепродуктов. А именно наземные и подземные трубопроводы. Как правило, и тот и другой виды работают в разных условиях одинаково хорошо. Однако наземные хорошо тем, что при поломке или аварии его легко можно будет отремонтировать, подземный имеет более высокую устойчивость к внешним факторам, он менее подвержен влиянию окружающей среды.
Другие способы транспортировки
Танкеры и нефтепроводы – надежные и эффективные способы транспортировки нефти, обеспечивающие необходимую связь между ее производителями и потребителями. Но это не единственные способы, используемые в настоящее время для транспортировки нефти. Некоторые компании используют для перевозки нефти железнодорожные цистерны. И хотя железнодорожным транспортом перевозятся относительно небольшие объемы нефти, этот вид транспорта также играет важную роль. С его помощью, например, в нашей стране осуществляется доставка нефти в отдаленные регионы.
Автомобильный транспорт может использоваться для перевозки небольших объемов нефти с удаленных нефтепромыслов до пунктов сбора. Из-за чрезвычайно высокой стоимости автомобильный транспорт используют только на ранней стадии разработки месторождений до ввода в строй нефтепромысловых трубопроводов.
Более широко распространено применение автомобильного транспорта для доставки потребителю конечных нефтепродуктов. Преимущество такого способа транспортировки – его высокая гибкость. В частности, таким способом доставляют автомобильное топливо на АЗС.
Мировая торговля нефтью, ценообразование и доллар США
Чем бензин отличается от керосина, дизеля и т.д.?
Когда наступит пик мировой добычи нефти
Сбор и подготовка нефти
Морская траспортировка нефтепродуктов
Самым популярным из всех способов транспортировки нефтепродуктов является перевозка на морском танкере. Это один из самых продуктивных методов транспортирования, поскольку танкер обладает очень большим водоизмещением и поэтому на нем можно транспортировать сразу большие объемы нефтепродуктов. К тому еще одним преимуществом такого типа транспортировки является то, что зачастую морской путь значительно короче, а соответственно и транспортировка занимает значительно меньше времени.
Из этого так же следует, что такой способ перевозки нефти обходится куда дешевле остальных. Сами танкеры для транспортировки нефтепродуктов могут подразделяться на три типа, то есть они бывают малотоннажные, среднетоннажные и крупнотоннажные. Танкеры обязательно оснащаются специальными перегородками, создающими отсеки для нефтепродуктов. Так же выполнены они с двойной, защитной обшивкой, которая повышает уровень безопасности танкера.
Железнодорожная транспортировка нефти
Транспортировка нефтепродуктов по железной дороге является так же нередкой, однако такой способ нельзя отнести к самому распространенному. Данный метод транспортирования нефтепродуктов является достаточно дорогостоящим, соответственно это делает его менее популярным, чем даже транспортировка нефти по трубам. Процесс транспортировки по железной дороге сопровождается строгим регламентом, что так же делает его менее популярным. Для такого типа транспортировки необходимо наличие специального оборудования и специальных вагонов-цистерн, оснащенных по всем стандартам и правилам безопасности.
Источник