Способы трансформации государственной собственности
Экономические отношения по поводу присвоения подвижны. Это означает, что формы собственности могут трансформироваться одна в другую. Этот процесс осуществляется разными методами. Рассмотрим важнейшие из них.
Национализация — это переход частной собственности на основные объекты хозяйства (земля, промышленность, транспорт, банки) в собственность государства. Национализация имеет различное социально-экономическое и политическое содержание в зависимости от того, кем, в чьих интересах и в какую историческую эпоху она проводится. Процессом, обратным национализации, является приватизация.
Приватизация — это передача государственной или муниципальной собственности за плату или безвозмездно в частную собственность. Приватизация может носить скрытый характер, например аренда государственного имущества на длительный срок частными лицами или компаниями; может быть частичной, когда распродается, например, лишь часть акций; может осуществляться в виде денационализации и реприватизации.
Денационализация — представляет собой возврат государством национализированного имущества прежним владельцам. В 90-х годах этот процесс получил широкое распространение в странах Балтии — Эстонии, Латвии, Литве.
Реприватизация — это возврат в частную собственность государственной собственности, возникшей в результате произведенной ранее скупки предприятий, земли, банков, акций и другого имущества у частных собственников. Реприватизация, в отличие от денационализации, как правило, не сопровождается актами государственной власти.
Приватизация в России имеет интересную историю. Так, еще Иван Грозный в массовом масштабе конфисковал имения опальных бояр и «сажал» на них опричников. Екатерина II передавала государственные земли фаворитам и привилегированным вельможам. В XVII—XVIII вв. государство в России владело верфями, горнодобывающими предприятиями, суконными и полотняными мануфактурами, большая часть которых впоследствии приватизировалась. В современной России приватизация приняла широкий размах. Ее механизм был определен Законом о приватизации, принятым в 1991 г. В нем были заложены основы приватизации:
1. Определены три формы приватизации — продажа предприятий с аукциона, по конкурсу, путем их акционирования. Созданы две государственные структуры — комитеты по управлению государственным (муниципальным) имуществом и фонды имущества. В функции первых входили подготовка планов приватизации и осуществление мероприятий, связанных с подготовкой предприятий к приватизации. Вторые осуществляли продажу предприятий на аукционах, продажу их акций.
2. Были определены объекты приватизации и их денежная оценка. Особое значение придавалось стоимости имущества. Было принято решение оценивать предприятия по остаточной стоимости основных производственных фондов. Справедливости ради отметим, что реализация закона о приватизации усилила социальные противоречия в обществе и поэтому сам закон подвергается критике.
Приватизация является частью более широкого процесса — разгосударствления экономики.
Разгосударствление – это переход от преимущественно государственно-директивного регулирования производства к его регулированию преимущественно на основе рыночных механизмов.
В результате разгосударствления:
· меняется структура собственности в пользу частной и сокращения общественной;
· меняются экономическая роль и функции государства: государство перестает быть субъектом хозяйствования и начинает регулировать экономические процессы не через директивы, а через изменение экономических условий жизни;
· обязательные государственные задания уступают место системе государственных закупок;
· государство снимает с себя функции распределения имеющихся ресурсов;
· постепенно ликвидируется государственная монополия во внешнеэкономической деятельности.
Источник
Трансформация собственности
Изменение форм собственности . Экономическое развитие общества в ряде случаев делает необходимым переход (трансформацию) одной формы собственности в другую. В условиях рыночной экономики трансформация видов и форм собственности возможна в результате осуществления национализации и приватизации. Переход от одной формы собственности к другой может происходить эволюционным или революционным (насильственным) путем.
Национализация. Процесс превращения частной собственности в государственную собственность называется национализацией. Национализация может осуществляться различными путями: через безвозмездную экспроприацию; полный или частичный выкуп.
Наибольшего размаха национализация достигла в бывшем СССР. С октября 1917 г. в нашей стране началась ускоренная ликвидация частной собственности. Национализация осуществлялась методом полной и безвозмездной конфискации имущества.
В последующем в процессе дальнейшего обобществления экономика превратилась в государственную экономику. Огосударствление экономики — это выполнение государством чрезмерных, несвойственных ему функций. Огосударствление экономики привело к тому, что советская экономика стала неэффективной. В результате возникла объективная необходимость в проведении процесса разгосударствления экономики .
Разгосударствление означает передачу части функций государства в сфере хозяйственного управления предприятиям (организациям). В то же время разгосударствление не предполагает смены формы собственности.
Мировая практика свидетельствует, что национализация присуща и странам рыночной экономики. Она проводится в основном посредством выплаты денежных средств владельцам частных предприятий и организаций. Примером такой национализации может служить национализация частных предприятий в 30х годах XX века в Великобритании, Франции и других странах, а также национализация ряда отраслей в Великобритании в 1945—1951 гг. В частности, за 1945—1948 гг. в Великобритании были национализированы Английский банк, угольная промышленность, телеграфная и радиосвязь с заграницей, электроэнергетическая промышленность и транспорт, черная металлургия. В начале 80 x гг. во Франции было национализировано 9 промышленных групп и 36 частных банков.
В настоящее время в Гражданском кодексе Российской Федерации зафиксировано, что национализация в нашей стране может производиться только на основании закона с возмещением стоимости национализированного имущества и других убытков (п. 2 ст. 235, ст. 306 ГК РФ).
Приватизация. Приватизация — это передача объектов государственной собственности другим субъектам экономики (гражданам, предприятиям, организациям).
Приватизация предполагает смену формы собственности, переход от государственной к иным формам собственности (частной, смешанной). Объектами приватизации могут быть крупная промышленность, мелкие и средние предприятия промышленности и торговли, предприятия сферы услуг, жилищный фонд, жилищное строительство, предприятия сельского хозяйства и т. д. После приватизации имущество может стать собственностью отдельных граждан, банков, предприятий, акционерных обществ и т. д.
Масштабы приватизации в конкретной стране зависят от ряда факторов (экономических, политических). Существенное значение придается масштабам национализации в предыдущий период. В странах, где метод национализации применялся редко (США, ФРГ, Япония), приватизация большого размаха не приобрела. Напротив, в тех странах, где процесс национализации проводился активно (Великобритания, Франция), приватизация осуществляется в широких масштабах.
В мировой практике известны две формы проведения приватизации:
• продажа государственного имущества;
• бесплатная передача государственного имущества.
Денежная приватизация получила достаточно широкое распространение в странах рыночной экономики, а также в некоторых странах с переходной экономикой. К наиболее распространенным способам приватизации в денежной форме относятся: полная продажа государственных предприятий частным лицам, допуск частного капитала в государственный сектор, продажа акций предприятий всем желающим, купля-продажа по конкурсу или на аукционах и т. д.
Конкурс (коммерческий ) — продажа государственных и муниципальных предприятий, а также активов ликвидированных предприятий при согласии покупателей на выполнение определенных условий. Победитель конкурса — участник, предложивший максимальную цену и согласившийся выполнить поставленные условия.
Инвестиционный конкурс проводится аналогично
коммерческому конкурсу. При подведении итогов инвестиционного конкурса учитываются объем и (или) сроки инвестиций в объект приватизации — в дополнение к выполнению (или взамен) инвестиционной программы продавца.
Коммерческий и инвестиционный конкурсы могут проводиться путем открытых торгов (проводятся аукционистом в присутствии претендентов) или закрытых торгов (закрытого тендера), когда предложения подаются в запечатанных конвертах.
Аукцион — продажа предприятий и их активов на открытых торгах без выполнения каких-либо условий. Покупатель, предложивший максимальную цену, становится собственником.
Выбор способов приватизации зависит от целого комплекса факторов (политических, юридических, институциональных и других).
Денежная приватизация позволяет получить дополнительный источник формирования доходов государственного бюджета, решить проблему его дефицита, повысить эффективность экономики в целом. Практически во всех развитых странах рыночной экономики проводимая приватизация способствовала сокращению
государственного сектора экономики, росту производительности труда, модернизации производства. В целом все эти меры содействовали росту эффективности национальной экономики. Так, в 80 e годы в Великобритании было приватизировано более 30% всех государственных корпораций. В результате этих мер число занятых в государственном секторе сократилось с 2 млн. до 700 тыс. человек. В процессе приватизации удалось добиться сокращения персонала, увеличения производительности труда, более широкого использования достижений науки и техники. Приватизация, проведенная во Франции в середине 80 x годов, распространилась на конкурентные предприятия. Это позволило продавать предприятия по рыночным ценам, что способствовало значительному пополнению государственного бюджета. В некоторых странах Восточной Европы (Венгрия, бывшая ГДР) также преобладала денежная форма приватизации.
Ряд стран Восточной Европы осуществили приватизацию путем бесплатного и уравнительного распределения среди взрослого населения специальных чеков, купонов. Этот метод приватизации применялся в Чехословакии, частично в Болгарии, Румынии, Польше.
В России приватизация осуществляется в два этапа:
I этап — чековый (ваучерный): 1992 — первая половина 1994 гг.;
II этап — денежный: с 1 июля 1994 г.
На первом этапе приватизации использовались различные методы. Малые предприятия (магазины, рестораны, кафе, предприятия службы быта) переходили в частные руки в основном посредством продаж на аукционе или по конкурсу. Средние и крупные предприятия были приватизированы преимущественно через акционирование.
В процессе первого этапа приватизации определенное пополнение получил государственный бюджет. Приватизационные чеки, имея номинальную стоимость в 10 рублей, предоставлялись населению за 25 рублей. Надо отметить, что чековая приватизация не сделала основную массу населения собственниками. Поскольку чеки не были именными, то они сосредоточились в руках незначительной части общества. К тому же в большинстве случаев собственники акций не смогли в полной мере реализовать право собственности.
Второй этап приватизации имеет иной качественный характер. Теперь объекты государственной собственности переходят в частные руки по рыночным ценам. Средства, полученные от продажи принадлежащего государству имущества, поступают в консолидированный бюджет Российской Федерации. Данные, приведенные в таб.3.1. характеризуют результаты приватизации в России за 1993-1997 г.г. Всего за 1993-1997 г.г. изменили форму собственности 129,5 тыс. предприятий (объектов).
Вместе с тем надо отметить, что в ряде отраслей экономики приватизация носит ограниченный характер. В первую очередь это касается отраслей социальной сферы. Это объясняется большой социальной значимостью конечных результатов деятельности данной сферы экономики.
В отдельных странах происходит реприватизация — возврат национализированной собственности прежним собственникам. Реприватизация происходила в 80 e годы в ряде стран Западной Европы. В 90 e годы в некоторых странах Восточной Европы.
Источник
Преобразование отношений собственности.
Процесс реформирования собственности может осуществляться различным образом:
• эволюционно или революционно;
• со сменой формы собственности или в рамках существующей.
Трансформация отношений собственности возможна в результате:
• национализации или денационализации;
• этатизация (огосударствления) или разгосударствления;
• приватизация или реприватизация.
Национализация—это процесс превращения частной собственности в государственную. Национализация может осуществляться различными путями:
• через безвозмездную конфискацию имущества;
• полный или частичный выкуп объекта.
Следствием неограниченной национализации может стать огосударствление или этатизация (от фр. Еtаt — государство) экономики, проявляющаяся в следующих формах:
• господстве государственной собственности;
• монополии государства на принятие основных экономических решений;
• выполнении государством чрезмерных, несвойственных ему функций
Огосударствление приводит к неэффективности экономической системы, её бюрократизации, уничтожению конкуренции, нарастанию социальных противоречий. В результате этого возникает объективная необходимость в проведении денационализации.
Денационализация—процесс противоположный национализации, связан с преобразованием объектов государственной собственности в другие формы, прежде всего на основе разгосударствления и приватизации.
Разгосударствление(деэтатизация)—это передача от государства юридическим лицам частично или полностью функций прямого хозяйственного управления, формирование многоукладной, «смешанной» экономики. Формально разгосударствление затрагивает не форму собственности, а механизм её реализации. Разгосударствление означает:
• сокращение доли госсектора в экономике;
• уменьшение доли национального продукта, перераспределяемого через госбюджет;
• коммерциализацию государственных предприятий путём контрактной системы, акционирования при сохранении контрольного пакета за государством, развития арендных отношений;
• ликвидацию государственной монополии внешней торговли;
• выведение субъектов из-под прямого административного
управления государственными органами.
Приватизация—это передача государственной собственности в частную, поэтому приватизацию можно рассматривать как продолжение процесса разгосударствления.
Программы приватизации в мировой практике определялись следующими побудительными мотивами:
• идеологическими, направленными на изменение границ государственного и частного секторов в пользу последнего во имя расширения свободы действий субъектов;
• экономическими, направленными на либерализацию экономики. В рамках данного подхода исходили из того, что государственное производство менее эффективно, чем частное по внутренне присущим характеристикам, к которым относятся закрытость от конкуренции и уверенность в экономической поддержке государства;
• финансовыми, направленными на сокращение дефицита государственного бюджета, сокращение потребностей государственного сектора, расширении рынков капиталов.
Выбор способов приватизации зависит от целого комплекса факторов (политических, экономических, финансовых, социальных и т.д.). Основными мeтодами приватизации являются:
• массовая бесплатная приватизация на основе выдачи чеков, ваучеров, купонов в зависимости от трудового стажа, возраста, состава семьи граждан. Этот метод позволяет сравнительно быстро распределить государственную собственность среди населения, создав негосударственные формы собственности. В условиях бесплатного и уравнительного распределения на первый план выступают социальные интересы. В процессе реализации этого метода нередко изменения отношений собственности носит формальный характер, не возникает серьёзных стимулов к изменению эффективности производства и удовлетворению финансовых интересов государства.
• передача или льготная продажа государственных активов приватизируемых предприятий трудовому коллективу. Данный метод также является социально наиболее приемлемым и обеспечивает бесконфликтное в целом первичное распределение госсобственности. Изменения эффективности производства связаны во многом с решением проблем управления собственностью.
• приватизация методом прямых продаж государственных активов по рыночной стоимости. Преимуществом этого метода является поступление доходов в бюджет, инвестиций в приватизируемое предприятие, возрастает эффективность производства, но возможно обострение социальных противоречий. К наиболее распространённым способам приватизации в данной форме относятся: полная продажа государственных предприятий частным лицам, допуск частного капитала в государственный сектор, продажа акций предприятий, выкуп арендованного имущества, купля-продажа по конкурсу или на аукционе.
Реализуются следующие формы приватизации:
• акционирование — трансформация государственных предприятий в открытые или закрытые акционерные общества путём эмиссии и продажи акций;
• аренда с выкупом — договор аренды имущества с последующим выкупом, что ведёт к перераспределению прав собственности;
• инвестиционный конкурс — продажа государственных предприятий при осуществлении со стороны покупателей инвестиционных программ. Право собственности переходит к тому, кто предложил максимальный объём инвестиций;
• коммерческий конкурс — продажа активов при согласии покупателя на выполнение определённых условий и предложения максимальной цены. При продаже могут оговариваться следующие условия: по сохранению рабочих мест, профиля предприятия, обязательств по дополнительному инвестированию. Коммерческий и инвестиционный конкурсы могут проводиться путём открытых торгов (в присутствии претендентов) или закрытых (закрытого тендера), когда предложения подаются в закрытых конвертах.
• аукцион— продажа по максимальной цене на открытых торгах от покупателя при этом не требуется выполнения каких-либо условий по отношению к объекту собственности.
В отдельных странах в ходе преобразования собственности иногда используется такой способ как реприватизация — возврат ранее конфискованной или национализированной собственности безвозмездно прежним собственникам. Реприватизация проводилась в 80-е годы ХХ-го века в ряде стран Западной Европы, а в 90-е- в некоторых постсоциалистических странах.
Таким образом, основной стратегической целью разгосударствления и приватизации является преодоление в национальной экономике застойных явлений, повышение эффективности функционирования, создание конкурентной среды, ускорение социально-экономического развития.
В преобразовании собственности в РБ выделяют четыре этапа. На первом этапе (1991-1992) приватизация осуществлялась «стихийно», в основном по инициативе самих экономических субъектов и за их средства. Отсутствие разработанной законодательной базы, контроля за легализацией доходов, монополизации информации о продаже рентабельных объектов превратили приватизацию в «прихватизацию», растаскивание государственной собственности, что потребовало проведения серьёзной подготовительной работы по её совершенствованию. Среди негативных тенденций этого этапа следует выделить следующие: занижение стоимости производственных фондов, преобладание кредитных средств как источника выкупа, неразработанная методика определения рыночной стоимости объектов, слабый учёт рентабельности производства, льготный режим приобретения для трудовых коллективов, используемый директорским корпусом для злоупотреблений (перепродажи, сдачи в аренду т.п.).
На втором этапе (1993-1995 гг.) в действие вступили основополагающие законодательные акты: «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в РБ», « Об именных приватизационных чеках», Государственная программа приватизации. Основными методами приватизации стала: преобразование государственных предприятий в открытые акционерные общества, выкуп арендованного имущества, продажа на аукционе и по конкурсу малых предприятий коммунальной собственности и объектов незавершённого строительства. Факт создания приватизируемого государственного имущества всем народом, низкий жизненный уровень населения, незначительные денежные сбережения сделали приоритетными бесплатную приватизацию на основе чеков «Имущество» и «Жильё» и продажу предприятий по льготным ценам трудовым коллективам. Основной целью было создание смешанных форм собственности, снижение огосударствления, развитие конкуренции.
На третьем этапе (1995-2005 гг.) происходило дальнейшее совершенствование механизмов трансформации собственности, основой которого стали Декрет Президента Республики Беларусь «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь» (1998) и Концепция управления государственным имуществом на 2001-2005 гг. Политика приватизации и трансформации собственности основывалась на двух основных принципах: росте эффективности производства через постепенное и сбалансированное осуществление реформ и учёте социальных факторов и последствий преобразований. При реформировании собственности Республика Беларусь исходила из того, что ускоренное преобразование государственных предприятий в негосударственные может привести к резкому сокращению числа работающих и росту напряжённости в стране. Одновременно преобладание денежных форм приватизации на данном этапе стимулировало появление новых эффективных собственников.
На современном четвертом этапе РБ проходит “точечное реформирование” объектов государственной собственности на основе индивидуального подхода, базирующегося на изучение инновационного потенциала предприятий, возможности внедрения новых технологий, экономической эффективности. Собственность передается, как правило, покупателю, выбранному на конкурентной основе и на условиях, согласовавшихся в ходе переговоров. В зависимости от условий приватизации правительство может оставить за собой осуществление общего руководства и контроля, сохранение доли в уставном капитале, участие в Совете директоров, обладание “золотой акцией” и т.д.
В целях повышения эффективности использования имущества, находящегося в республиканской собственности, принято постановление Совета министров от 30 апреля 2004 года, в соответствии с которым Министерству экономики поручено составить график подготовки объектов к отчуждению, если свыше пяти лет объекты не используются или неэффективно используются. Основным способом приватизации государственных предприятий останется их преобразование в открытые акционерные общества с последующей продажей принадлежащих государству акций.
Одновременно стал использоваться метод продажи убыточных объектов за символическую плату. Так, в 2006 году дочернее торговое предприятие “Закат” в г. Новогрудок (Гродненская область), численность работающих 25 человек, продано по конкурсу за 1 базовую величину 31 тыс. рублей, так как его финансовые обязательства на 19,9 млн. рублей превышали активы баланса. В целом реформирование отношений собственности направлено на улучшение структуры государственного имущества, совершенствование системы управления, а также обеспечение долгосрочной и эффективной работы реформируемых предприятий.
Одновременный переход к новым отношениям собственности в Беларуси осуществляется на основе взвешенного подхода, ориентированного на сохранение стабильность социально – экономических условий. Беларусь, отказавшись от варианта “шоковой терапии”, проводит эволюционное реформирование экономики. “Белорусская модель” социально – ориентированной экономики, принятая за основу развития, сочетает свободную частную инициативу, конкуренцию с активной ролью государства, экономическую эффективность с высоким уровнем социальной защиты граждан. Эволюционный подход позволяет сверить действия правительства с происходящими изменениями и не допускать потрясений в стране, поскольку конечной целью реформирования экономики является не скорость приватизации, а рост благосостояния населения.
Всего за время проведения реформ (на 1 июля 2006 года) приватизировано 4103 объекта государственной собственности, в том числе 1088 объектов республиканской и 3108 – коммунальной собственности. Общая численность работающих на реформированных предприятиях составила около 960 тыс. человек.
Из общего числа реформированных государственных предприятий 1941 (47,8%) – преобразовали в открытые акционерные общества, 724 (17,8%) – выкуплены коллективами работников, 422 (10,7%) – проданы по конкурсу, 976 (24,1) – на аукционах.
В отраслевом разрезе реформировано 534 промышленных предприятия или 37,5% от общего количества государственной собственности данной отрасли; 289 строительных организаций (30,5%); 1508 объектов торговли и общественного питания (72,5 %), 759 предприятий АПК (44,9 %); 973 организации в других отраслях народного хозяйства.
Перечень объектов республиканской собственности, подлежащих приватизации, ежегодно формируется Министерством экономики Республики Беларусь на оснований предложений республиканских органов государственного управления. Перечень объектов коммунальной собственности формируется местными органами. Информация о готовящихся к приватизации объектов государственной собственности, ходе подготовке к акционированию, возможностях участия в этом процессе отечественных и иностранных инвесторов публикуется в периодической печати и на официальном сайте Министерства экономики в сети ИНТЕРНЕТ.
Осуществление мер по разгосударствлению и приватизации привело к следующим принципиальным изменениям в отношениях собственности:
• установлен плюрализм (многообразие) форм собственности;
• преодолена монополия государственной собственности;
• произошло становление новых форм хозяйственной деятельности;
• широкое распространение получили смешанные формы собственности, где ведущее место заняла акционерная собственность;
• сформирована инфраструктура рынков, обслуживающих разнообразные формы собственности.
Источник